«Аудит-Центр»

Новости

История

Услуги

Контакты

Конференция

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


Специалисты Управления министерства РФ
по налогам и сборам по Хабаровскому краю отвечают на вопросы налогоплательщиков #371-380

На Ваши вопросы отвечают:
* К.Д. Лапенков, начальник отдела налогообложения физических лиц УМНС РФ по Хабаровскому краю, государственный советник налоговой службы III ранга.
* М.В. Томаева, начальник отдела косвенных налогов УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы I ранга.
* А.Н. Семенов, начальник отдела налогообложения юридических лиц УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы I ранга.
* В.И. Гусилетова, начальник отдела правовой работы и рассмотрения налоговых споров УМНС РФ по Хабаровскому краю.
* И.Ю. Лагутина, начальник отдела организации учета налогоплательщиков УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы II ранга.
* В.Д. Сехина, начальник отдела ресурсных платежей УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы I ранга.
* А.П. Мясников, начальник отдела по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и налоговых поступлений в этой сфере, советник налоговой службы I ранга.
* Телятников Н. И., начальник отдела контроля за денежной наличностью.
* Л.М. Капустина, заместитель начальника отдела методологии и контрольно-ревизионной работы УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы II ранга.
* В. Э. Колбергс, заместитель начальника УМНС РФ по налогам и сборам по Хабаровскому краю.
* М.В. Томаева, заместитель начальника отдела косвенных налогов УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы II ранга.
* Л.Е. Бадекина, главный государственный налоговый инспектор отдела налогообложения физических лиц УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы III ранга.
* Л.П. Фесенко, советник налоговой службы I ранга.
* Л.И. Осипкина, старший госналогинспектор отдела контроля за денежной наличностью УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы III ранга.
* В.А. Кукушкина, советник налоговой службы 1 ранга.

371.В каких случаях налоговый орган может обратить взыскание налога за счет имущества налогоплательщика?

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента может производиться при неисполнении ими обязанности по уплате налога. Следует иметь в виду, что порядок обращения взыскания налога за счет имущества организации (статья 47 Налогового кодекса Российской Федерации) отли7чается от порядка в отношении физического лица (статья 48 Кодекса). Если налогоплательщик (налоговый агент) - организация не исполнила самостоятельно обязанность по уплате налога, налоговый орган обязан соблюсти процедуру мер принудительного характера. Прежде чем принять решение об обращении взыскания налога за счет имущества, налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассовое поручение на списание и перечисление в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента (статья 46 Кодекса). При отсутствии денежных средств на счетах налоговый орган принимает решение и в течение трех дней с момента его вынесения направляет соответствующее постановление судебному приставу для исполнения. Следует помнить, что налоговый орган ограничен в сроке направления в банк инкассового поручения: оно должно быть направлено не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если указанный срок пропущен, налоговый орган лишается права выставления инкассового поручения в банк и, естественно, обращения взыскания на имущество. В этом случае налог взыскивается в судебном порядке по иску налогового органа.

Порядок взыскания налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - физического лица иной. При неуплате налога физическим лицом взыскание производится в судебном порядке по иску налогового органа за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денег. Срок для обращения налогового органа в суд (Арбитражный - если ответчик предприниматель без образования юридического лица, суд общей юрисдикции - в отношении физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя) установлен статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации и составляет шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

372.Какая ответственность предусмотрена Налоговым кодексом за осуществление деятельности без лицензии?

Вопросы лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом № 158-ФЗ от 25.09.1998 года "О лицензировании отдельных видов деятельности". Согласно статье 12 этого Закона государственные надзорные и контрольные органы осуществляют надзор в сфере лицензирования в пределах своей компетенции. Компетенция налоговых органов при осуществлении надзора в сфере лицензирования определена подпунктом 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса и заключается в заявлении ходатайств об аннулировании при приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности. Налоговая ответственность за осуществление лицензируемой деятельности без лицензии Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

373.Несет ли и какую ответственность физическое лицо, не представившее специальную декларацию в течение 60 календарных дней после получения от налогового органа требования о ее представлении?

Статьей 86.3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность физического лица представить налоговому органу специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, указанного в требовании налогового органа. Следует иметь в виду, что указанная декларация не является той декларацией, определение которой дано в статье 80 Налогового кодекса, за непредставление которой ответственность установлена статьей 119 Кодекса. Форма специальной декларации содержит определенные сведения, которые необходимы для проведения налогового контроля, срок представления такой декларации - 60 календарных дней по получении письменного требования налогового органа. Статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность лица (организации или физического лица) за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в виде штрафа в размере 1000 рублей. Таким образом, в случае непредставления физическим лицом специальной декларации, предусмотренной статьей 86.3 Кодекса (не той декларации, что предусмотрена статьей 80 Кодекса), к физическому лицу может быть применена ответственность, установленная статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации: штраф в размере 1000 рублей.

374.Статьями 46 и 47 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрено, что определенные виды деятельности, которые образовательные учреждения могут осуществлять за плату, не относятся к предпринимательской деятельности. Почему налоговые органы не принимают это во внимание при налогообложении?

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 года "Об образовании" федеральные законы Российской Федерации в области образования, включая указанный Закон, являются законами прямого действия в части регулирования отношений в области образования.

Что касается предпринимательской деятельности, то отношения, возникающие в процессе такой деятельности, регулируются гражданским законодательством, в частности, понятие предпринимательской деятельности дано в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 46 Закона "Об образовании" разрешает образовательным учреждениям взимать плату с обучающихся воспитанников за образовательные услуги, но не рассматривать такую деятельность как предпринимательскую при определенных условиях. Согласно статье 47 этого Закона образовательному учреждению предоставлено право осуществлять перечисленные в статье виды предпринимательской деятельности, предусмотренные его уставом. Если доход, полученный от такой деятельности, реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение, то такая деятельность образовательного учреждения к предпринимательской не относится. Указанные статьи включены в раздел IV "Экономика системы образования" и к налогообложению никакого отношения не имеют.

В соответствии со статьей 2 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, регулируются законодательством о налогах и сборах. Перечень актов, составляющих законодательство о налогах и сборах, перечислен в статье 1 Кодекса: это - Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы о налогах и сборах, законы и иные нормативные акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, нормативные правовые актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. Общие условия установления налогов и сборов перечислены в статье 17 Кодекса: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Таким образом, налоговая база образовательных учреждений, а также налоговые льготы определяются законодательными актами о налогах и сборах (статьями части второй Налогового кодекса и действующими законами о конкретных налогах.

375.Вправе ли физическое лицо передать принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости в аренду организации для использования в производственной деятельности? Имеет ли организация право затраты по оплате аренды в данном случае отнести на себестоимость продукции?

1. Отношения сторон по договору аренды регулируются гражданским законодательством. Исходя из его принципов - равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений и свободы договора - гражданин (физическое лицо), равно как и юридическое лицо, вправе сдать в аренду принадлежащее ему на праве собственности имущество, в том числе и недвижимое, как физическому, так и юридическому лицу. Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Вопрос об отнесении затрат по арендной плате на себестоимость относится к налоговому законодательству. Перечень затрат, относимых на себестоимость, определен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552. Согласно подпункту "ч" пункта 2 предусматривает, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включается плата за аренду отдельных объектов производственных фондов (или их отдельных частей).

Судебная практика (постановления Президиума ВАС РФ от 27.02.1996 года № 2299/95, от 25.06.1996 года № 3651/95) рассмотрения споров по отнесению затрат по аренде на себестоимость продукции исходит из следующего. Согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и Положению о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве к основным производственным фондам относятся материально-вещественные ценности, действующие в натуральной форме в сфере материального производства и в непроизводственной сфере, принадлежащие предприятиям, организациям и учреждениям.

Поскольку имущество физических лиц, не являющихся предпринимателями, к основным производственным фондам не относится, плата за аренду такого имущества в состав затрат, относимых на себестоимость продукции, включаться не может.

Позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации придерживается и Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (письма от 11.04.2000 года № ВГ-6-02/271@, от 10.07.2000 года № 02-5-11/243).

376.Общественное учреждение имеет лицензию на осуществление деятельности по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Просим разъяснить, имеет ли силу Приказ № 234 от 28.03.2000 года в части амортизации объектов основных средств некоммерческих организаций, производится ли начисление амортизации на основные фонды?

Начиная с 1 января 2001 года в связи с внесением изменений в Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 года № 34н (в редакции от 24.03.2000 года № 31н), не подлежат амортизации объекты основных средств некоммерческих организаций, приобретенные после 01.01.2000 года.

Статьей 2 части первой Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, владению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации считает возможным по основным средствам, приобретенным некоммерческими организациями после 1 января 2000 года за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности и используемых в целях осуществления этой деятельности, для целей исчисления налоговой базы определять и учитывать амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов в размере, определяемом в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 22.10.1990 года № 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР".

Некоммерческие организации корректировку суммы превышения доходов над расходами, от которой исчисляется налог на прибыль, на сумму указанных амортизационных отчислений с 1 января 2000 года производят по свободной строке раздела 5 Справки о порядке определения данных, отраженных по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" Приложения № 11 к Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 года № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", а с момента вступления в силу Инструкции Министерства РФ по налогам и сборам от 15.06.2000 года № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" - по свободной строке раздела 5 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" Приложения № 4 к Инструкции.

377.1. Предприятие заключает с физическим лицом (неиндивидуальным предпринимателем) договор аренды транспортного средства без экипажа. Предприятие использует транспортное средство исключительно в производственных целях. Можно ли включать расходы на обслуживание и текущий ремонт транспортного средства в себестоимость продукции, при условии безвозмездной и возмездной аренде?
2. Куда следует относить сумму уплаты разового платежа за участие в конкурсе на право аренды участков лесного фонда (аренда получена), а также последующие расходы по этому арендуемому участку (регистрация договора аренды в органах юстиции, плата за обоснование размера отпуска древесины по арендуемому участку)?

1. Подпунктом "е" пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года № 552 (с учетом изменений и дополнений, далее по тексту - Положение), определено, что к затратам на обслуживание производственного процесса относятся расходы по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение текущего, среднего и капит. ремонтов).

Постановлениями Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 27 февраля 1996 года № 2299/95 и от 25 июня 1996 года № 3651/95 определено, что к основным производственным фондам относится имущество физических лиц, являющихся предпринимателями. Поэтому на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства" арендованное у физического лица транспортное средство организация не может учитывать. При этом в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 года № 94н, организации предоставлено право вводить дополнительные субсчета.

В связи с тем, что арендованное имущество у физических лиц, не являющихся предпринимателями, не относится к производственным фондам, то и расходы по их содержанию не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с указанным подпунктом Положения в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментами, приспособлениями и другими средствами и предметами труда.

На основании изложенного расходы на приобретение горюче-смазочных материалов для арендованного у физического лица, не являющегося предпринимателем, транспортного средства можно рассматривать как эксплуатационные расходы и включать в себестоимость продукции (работ, услуг) при наличии подтверждающих документов о произведенных расходах, если это транспортное средство используется в производственных целях.

При учете затрат, относящихся к имуществу, полученному в безвозмездное пользование от физических лиц, применяется вышеизложенный порядок.

2. В соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 года № 345 "Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда" договор аренды подлежит государственной регистрации в порядке, установленном гражданским законодательством, и считается заключенным с момента государственной регистрации.

С момента государственной регистрации у предприятия - арендатора возникает право пользования землей.

Расходы, связанные с оформлением аренды земли, договором аренды земли, оформлением земельно-правовых документов, относятся на счет 31 "Расходы будущих периодов" с последующим отнесением на затраты равными долями в течение срока аренды, предусмотренного договором, в соответствии с принятой в организации учетной политикой.

Положение не предусматривает включение расходов по уплате разового платежа за участие в конкурсе на право аренды участков лесного фонда в себестоимость продукции (работ, услуг). Поэтому указанные расходы следует относить за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Работы по обоснованию размера отпуска древесины по арендованному участку выполняются проектной организацией и являются проектно-изыскательскими работами. Данные работы входят в состав прочих капитальных работ и затрат в соответствии с Инструкцией по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 03.10.1996 года № 123, носят характер капитальных вложений и в состав себестоимости не включаются. Правила бухгалтерского учета долгосрочных инвестиций на предприятиях установлены Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина РФ от 30.12.1993 года № 160. В соответствии с пунктом 4.3. Правил стоимость нематериальных активов, в частности, прав пользования земельными участками, проектно-изыскательских работ, приобретенных предприятием, отражается на счете 08 "Капитальные вложения". По мере создания или поступления нематериальных активов на предприятие и окончания работ по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, нематериальные активы зачисляются на основании акта приемки в состав нематериальных активов. Порядок списания нематериальных активов должен отражаться в учетной политике предприятия.

378.ООО реализует продукты питания только бюджетным учреждениям социального назначения (детским домам, больницам, детским садам) для организации питания, в этих учреждениях по безналичному расчету в небольших количествах (кг). Другой деятельности не осуществляет. Согласно статье 3 пункта 7 Закона Хабаровского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае" данная реализация приравнивается к розничной торговле.
Численность работающих на предприятии - 10 человек, код по ОКОНХ - 71200. Является ли ООО плательщиком единого налога на вмененный доход? И если является, то с какого периода?

Законом Хабаровского края от 26.01.2000 года № 181 "О внесении изменений и дополнений в Закон Хабаровского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае", вступившим в силу с 01.04.2000 года, подпункт 7 пункта 1 статьи 3 дополнен абзацем вторым следующего содержания:

"В целях настоящего закона к розничной торговле приравнивается продажа продовольственных товаров юридическим лицам - учреждениям социального назначения, определенным главами муниципальных образований (больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т. д.), за наличный и по безналичному расчету из розничной торговой сети для организации питания обслуживаемых ими категорий населения".

Перечень учреждений социального назначения, расположенных на территории г. Хабаровска, определен Администрацией г. Хабаровска 27.04.2000 года № 336.

На основании вышеизложенного, если предприятие не является предприятием розничной торговли, осуществляющим наряду с реализацией товара в розницу мелкооптовый отпуск товаров учреждениям социального назначения по безналичному расчету, то предприятие не подпадает под действие Закона "О едином налоге на вмененный доход".

379.С 01.03.2001 года ООО открыло аптечный пункт. Пункт находится в помещении гастронома на условиях субаренды. Общая площадь - 25 м2. Торговая площадь занимает 22 м2 и бытовое помещение - 3 м2, оно отделено от торговой площади оборудованием. Помещение реконструировано (сделан отдельный вход с улицы в аптечный пункт), входа через гастроном нет. Независимый от арендодателя режим работы, в перспективе - круглосуточный. Относится ли данный аптечный пункт по градациям базовой доходности к павильонам?

В соответствии со статьей 2 Закона Хабаровского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае" от 25.11.1998 года № 78 (с учетом изменений и дополнений) (далее по тексту - Закон Хабаровского края от 2.11.1998 года № 78) к павильону относится стационарное отдельно стоящее торговое заведение, расположенное в специально построенном (реконструированном) строении, имеющее независимый от других предприятий режим работы и расположенные на единой, занимаемой павильоном, площади:

- торговый зал, предназначенный для обслуживания посетителей внутри помещения, площадью не менее 2/3 общей площади, занимаемой павильоном площади;

- складские помещения и (или) подсобные помещения, предназначенные для подготовки товара к продаже.

Из вопроса следует, что торговая площадь отделена от бытового помещения оборудованием, а не ограниченными стенами капитального и некапитального характера.

Следовательно, в данном случае для расчета и уплаты единого налога на вмененный доход Вам необходимо в соответствии с Законом Хабаровского края от 25.11.1998 года № 78 применять определение мелкорозничная торговая сеть. Мелкорозничная торговая сеть - это все типы стационарных торговых заведений (кроме магазинов и павильонов) и мест торговли, нестационарные места (пункты, точки) торговли.

380.Освобождаются ли от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог акционерные общества и другие организации, занимающиеся добычей, переработкой, реализацией рыбы и морепродуктов, в соответствии с п. 41.1 Инструкции МНС России от 4.04.2000 года № 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды"?

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.1991 года № 1759-1 (с учетом изменений и дополнений) от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог освобождены предприятия и организации, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции.

Согласно классификатору отраслей народного хозяйства № 1 75 098, утвержденному Госстандартом России в 1994 году с учетом изменений от 18.10.1997 года № 21/97, предприятия по улову рыбы, добыче китов, морского зверя и морепродуктов, а также переработке этого сырья; рыбокулинарные и рыбоконсервные комбинаты и предприятия, холодильники рыбной промышленности, рыбомучные, жиромучные заводы и аэрорыборазведка относятся к отрасли рыбной промышленности (ОКОНХ-18300), а их продукция - к промышленной.

Общероссийским классификатором продукции ОК-005-93, утвержденным Госстандартом Российской Федерации 30.12.1993 года № 301, определено, что к сельскохозяйственной продукции относится рыбная продукция, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами).

На основании вышеизложенного другие организации (кроме рыболовецких артелей и колхозов), занимающиеся добычей, переработкой и реализацией рыбы и морепродуктов, не освобождаются от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
Рейтинг аудиторских компаний - 90
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты || Специалисты ]