Специалисты Управления
министерства РФ
по налогам и сборам по Хабаровскому краю отвечают на вопросы налогоплательщиков
#511-520
На Ваши вопросы отвечают:
* К.Д. Лапенков, начальник отдела налогообложения физических лиц
УМНС РФ по Хабаровскому краю, государственный советник налоговой службы
III ранга.
* М.В. Томаева, начальник отдела косвенных налогов УМНС РФ по Хабаровскому
краю, советник налоговой службы I ранга.
* А.Н. Семенов, начальник отдела налогообложения юридических лиц УМНС
РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы I ранга.
* В.И. Гусилетова, начальник отдела правовой работы и рассмотрения налоговых
споров УМНС РФ по Хабаровскому краю.
* И.Ю. Лагутина, начальник отдела организации учета налогоплательщиков
УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы II ранга.
* В.Д. Сехина, начальник отдела ресурсных платежей УМНС РФ по Хабаровскому
краю, советник налоговой службы I ранга.
* А.П. Мясников, начальник отдела по обеспечению государственной монополии
на алкогольную продукцию и налоговых поступлений в этой сфере, советник
налоговой службы I ранга.
* Телятников Н. И., начальник отдела контроля за денежной наличностью.
* Л.М. Капустина, заместитель начальника отдела методологии и контрольно-ревизионной
работы УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы II ранга.
* В. Э. Колбергс, заместитель начальника УМНС РФ по налогам и сборам
по Хабаровскому краю.
* М.В. Томаева, заместитель начальника отдела косвенных налогов УМНС
РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы II ранга.
* Л.Е. Бадекина, главный государственный налоговый инспектор отдела
налогообложения физических лиц УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник
налоговой службы III ранга.
* Л.П. Фесенко, советник налоговой службы I ранга.
* Л.И. Осипкина, старший госналогинспектор отдела контроля за денежной
наличностью УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы
III ранга.
* В.А. Кукушкина, советник налоговой службы 1 ранга
. 511.Просим вас уточнить
периоды льготного налогообложения по реализации важнейшей и жизненно
необходимой медицинской техники по перечню, утвержденному постановлением
№ 19 Правительства РФ от 17.01.2002 года, в связи с возникновением спорных
ситуаций по дате применения льготного налогообложения.
В соответствии со статьей 3 Федерального
закона от 05.08.2000 года № 118-ФЗ «О введении в действие части второй
НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах»
с 1 января 2002 года введен в действие подпункт 1 пункта 2 статьи 149
НК РФ, в отношении важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники
отечественного и зарубежного производства, освобождение от налогообложения
которой производится по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
Правительство РФ постановлением от 17.01.2002
года № 19 «Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской
техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению налогом
на добавленную стоимость» утвердило перечень важнейшей и жизненно необходимой
медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации
не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
До вступления в силу названного Постановления
Правительства РФ освобождение от налогообложения важнейшей и жизненно
необходимой медицинской техники не предоставляется.
Товары, перечисленные под кодовым обозначением
940000 «Медицинская техника» Общероссийского классификатора продукции
ОК 005-93 и не включенные в вышеназванное Постановление Правительства
РФ, подлежат налогообложению по налоговой ставке 20 процентов. 512.Просим вас разъяснить,
как правильно применять положения 2-й части НК РФ?
В статье 153 пункт 2 сказано, что при определении налоговой базы выручка
от реализации определяется из всех доходов, связанных с расчетами по
оплате товаров, включая оплату ценными бумагами.
В статье 167 пункт 2 сказано, что оплатой товаров признается прекращение
встречного обязательства приобретателя товаров перед налогоплательщиком,
за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем
- векселедателем собственного векселя.
Просим вас разъяснить, будет ли считаться товар оплаченным (появляется
ли оплаченный НДС), если в счет оплаты передан вексель третьего лица?
Этот вексель учитывается на балансе компании на счете 58, он поставлен
на учет согласно акту приема-передачи по договору покупки векселя, но
он еще не оплачен.
Согласно пункту 1 статьи 167 НК РФ (далее
по тексту - Кодекс), в целях исчисления налога на добавленную стоимость
дата реализации товаров (работ, услуг), в зависимости от принятой налогоплательщиком
учетной политики для целей налогообложения, определяется для налогоплательщиков,
утвердивших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения
обязанности по уплате налога по мере поступления денежных средств, как
день оплаты товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 Кодекса
датой оплаты товаров признается прекращение встречного обязательства
приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком,
которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров
(выполнением работ, оказанием услуг), за исключением прекращения встречного
обязательства путем выдачи покупателем - векселедателем собственного
векселя.
Из вышеизложенного следует, что оплатой товаров
в целях налогообложения признается не только поступление денежных средств
на счет или в кассу продавца, но и получение последним имущества, прекращение
обязательства зачетом и т.п., т.е. погашение дебиторской задолженности
любым способом.
Таким образом, дату получения поставщиком
от покупателя векселя третьего лица следует признать датой реализации
указанных товаров вне зависимости от даты поступления денежных средств
за полученный от покупателя вексель третьего лица. 513.Дальневосточное межрегиональное
территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды реализует гидрометеорологическую информацию согласно п. 3 ст.
17 Закона «О гидрометеорологической службе». Под гидрометеорологической
информацией понимаются сведения (данные) о состоянии окружающей природной
среды. Информация является самостоятельным объектом, ст. 128 ГК РФ.
Информация как объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость
не является. Объектом по налогу на добавленную стоимость является реализация
товаров (работ, услуг), ст. 146 НК РФ. Под объектом реализации товаров
(работ, услуг) признается передача на возмездной основе права собственности
на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг,
ст. 39 НК. РФ. Под услугой понимается деятельность, результаты которой
не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе
осуществления этой деятельности, ст. 38 НК РФ. Реализация Дальневосточным
УГМС гидрометеорологической информации не может относиться к услуге
по той причине, что при реализации информации отсутствует деятельность,
включающая в себя сразу реализацию и потребление. Данная информация
собрана независимо от того, нужна она потребителю или нет, это основная
деятельность, которая возложена в соответствии с Уставом на Дальневосточное
УГМС. Ст. 17 НК РФ указывает на то, что налог считается установленным
лишь в том случае, когда присутствуют все элементы налогообложения:
объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая
ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В
данном случае отсутствует объект налогообложения. В соответствии с этим
с Дальневосточного УГМС не должен взиматься налог на добавленную стоимость,
а на основании ст. 3 НК РФ все сомнения толкуются в пользу налогоплательщиков.
В соответствии со статьей 128 Гражданского
кодекса Российской Федерации информация, результаты интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная
собственность), к работам и услугам не относятся.
В то же время подпунктом 4 пункта 1 статьи
148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) деятельность
по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых
марок, авторских прав и иных аналогичных прав, а также по осуществлению
сбора, обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению
в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации отнесена
к деятельности по оказанию услуг.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса понятия
и термины гражданского законодательства Российской Федерации, используемые
в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой
отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Учитывая изложенное, а также принимая во
внимание то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса оказание
услуг одним лицом другому лицу признается реализацией услуг, операции
по реализации гидрометеорологической информации подлежат обложению налогом
на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. 514.Организация реализует
путевки на базу отдыха, форма которой утверждена приказом Минфина РФ
от 10.12.1999 года № 90н «Об утверждении бланков строгой отчетности»
(Форма № 2). Организация хранения, контроля выдачи и списания осуществляется
в соответствии с требованиями, предъявляемыми к бланкам строгой отчетности,
и оформлением соответствующих приказов.
Необходима ли дополнительная регистрация путевок в налоговой инспекции?
Статьей 1 Закона Российской Федерации от
18.06.1993 года № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением» на всех юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении
денежных расчетов с населением применять контрольно-кассовые машины
(ККМ).
Отдельные категории организаций в силу специфики
своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения ККМ. Перечень таких предприятий
утвержден Постановлением Совета министров - Правительства Российской
Федерации от 30.07.1993 года № 745 (с изменениями и дополнениями).
Согласно Перечню предприятия могут оказывать
услуги без применения ККМ в случае использования ими документов строгой
отчетности, которые утверждаются Министерством финансов России.
Регистрация бланков строгой отчетности в
налоговых органах в настоящее время нормативными актами не предусмотрена. 515.ОАО получает счета-фактуры
за электроэнергию и услуги связи за прошедший месяц в следующем месяце.
Согласно письму МНС от 21.05.2001 года № ВГ-6-03/404 сказано, что составление
счетов-фактур и регистрация их в книге продаж должны производиться в
том налоговом периоде, в котором состоялась реализация этих товаров
(оказание услуг).
Имеем ли мы право возместить НДС по такому счету-фактуре и зарегистрировать
его в книге покупок в том же периоде, в котором были получены эти услуги?
Согласно пункту 1 статьи 169 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) счет-фактура является
документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога
к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.
Порядок ведения журнала учета полученных
и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж утвержден постановлением
Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года № 914.
Учитывая изложенное, а также в соответствии
с пунктом 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей
171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных
продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг),
документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога,
документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми
агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных
пунктами 3,6-8 статьи 171 Кодекса, а также принятия на учет указанных
товаров (работ, услуг).
Таким образом, налоговые вычеты производятся
в том налоговом периоде, в котором получены счета-фактуры, произведена
оплата принятых на учет товаров (работ, услуг). 516.Основным видом деятельности
предприятия является оптовая торговля. Получение товара осуществляется
на основании договоров купли-продажи от предприятий - поставщиков, находящихся
на западе России, вследствие чего доставка товара до склада предприятия
осуществляется в течении 15 - 45 суток, при этом сопроводительные документы
поступают к нам совместно с товаром. Таким образом, возможны разные
налоговые периоды отгрузки со склада поставщика и получение товара на
склад предприятия.
Возможно ли применять налоговый вычет, предусмотренный ст. 171 п. 2
(подпункт 2) в момент принятия товара на склад предприятия?
Согласно п. 2 ст. 171 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) вычетам подлежат суммы
налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении
товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные
налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской
Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного
ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ,
услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности
или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в
соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных
п. 2 и п. 6 ст. 170 Кодекса.
В соответствии с п.1 ст. 172 Кодекса налоговые
вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании
счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком
товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую
уплату сумм налога, а также после принятия на учет указанных товаров
(работ, услуг). 517.Правомерно ли предоставление
освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость на
основании пп. 2 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ по реализации (оптовая
торговля) товаров несобственного производства (приобретаемых для перепродажи)
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных
организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди
их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты
труда - не менее 25 процентов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи
149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению
реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных
нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных
ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством
Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций
инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических
услуг), производимых и реализуемых организациями, уставный
капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций
инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций
инвалидов), если среднесписочная численность инвалидов среди их работников
составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
Данная льгота предоставляется только при
реализации товаров (работ, услуг), непосредственно изготовленных (выполненных)
реализующими их организациями, указанными в подпункте 2 пункта 3 статьи
149 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому при перепродаже
этими организациями товаров, приобретенных у третьих лиц, налогообложение
налогом на добавленную стоимость осуществляется в общеустановленном
порядке. 518.Просим вас дать разъяснение
по вопросу начисления НДС с авансовых платежей, полученных в счет предстоящих
поставок товаров. Наше предприятие является комиссионером, участвующим
в расчетах, и получает вознаграждение от комитента, собственника лесоматериалов,
в виде комиссионного вознаграждения. Мы, как комиссионеры, от своего
имени заключили контракт с иностранным покупателем, и валюта за товар
в виде авансового платежа поступает на наш валютный счет. Валюта нами
продается в банке, и полученная выручка в рублевой форме, за минусом
комиссионного вознаграждения и предстоящих затрат по отправке леса иностранному
покупателю, сразу же перечисляется комитенту. Согласно ст. 156 Налогового
кодекса Российской Федерации мы начисляем НДС с комиссионного вознаграждения.
Согласно ст. 162 НК РФ п. 1 «Налоговая база определяется в соответствии
со ст. 153-158 настоящего Кодекса, с учетом сумм авансовых или иных
платежей, полученных в счет предстоящих поставок, выполнения работ или
оказания услуг». Что в данной ситуации для нас будет являться авансовым
платежом:
вся сумма аванса, полученная от иностранного покупателя, или авансовый
платеж в виде комиссионного вознаграждения?
Сумма авансового платежа, поступившего от иностранного покупателя на
наш валютный счет, учитывается на счете 64 «Авансы по договору комиссии».
Согласно статье 156 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при осуществлении предпринимательской
деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения,
договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу
как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов)
при исполнении любого из указанных договоров.
В соответствии со статьей 162 Кодекса налоговая
база, исчисленная посредническими организациями исходя из стоимости
оказанных услуг, определяется с учетом авансовых или иных платежей,
полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или
оказания услуг, а также иных сумм, связанных с оплатой реализованных
ими услуг.
Таким образом, средства, перечисляемые покупателем
в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) комиссионеру (в том
числе участвующему в расчетах), подлежат обложению налогом на добавленную
стоимость лишь в доле причитающегося ему вознаграждения. 519.Каков порядок налогообложения
оплаты предприятием проезда работнику-студенту к месту учебы?
Студентам, обучающимся по ОООчной форме в
высших учебных заведениях, которые имеют государственную ак-кредитацию,
один раз в учебном году, согласно пункту 3 статьи 17 Федерального закона
от 22.08.1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании», организация-работодатель оплачивает проезд к месту нахождения
высшего учебного заведения и обратно для выполнения лабораторных работ,
сдачи зачетов и экзаменов, а также для сдачи государственных экзаменов,
подготовки и защиты дипломного проекта (работы).
Если в текущем году полная оплата к месту
нахождения учебного заведения для сдачи экзаменов была произведена дважды
в календарном году, то есть весной одного учебного года (причем осенью
этого учебного года оплата не производилась) и осенью следующего учебного
года, стоимость такого проезда не включается в совокупный доход, подлежащий
налогообложению. Стоимость проезда, оплаченного весной следующего календарного
года, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. 520.Расскажите о порядке
представления в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных предпринимателям
с 1 января 2002 года.
В соответствии со статьей 230 Кодекса следует,
что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего
учета сведения о доходах, выплаченных индивидуальным предпринимателям
за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы в том
случае, если индивидуальные предприниматели не предъявили налоговому
агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве
предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет
в налоговый орган.
При непредставлении индивидуальным предпринимателям
вышеуказанных документов у налогового агента нет оснований считать,
что данное физическое лицо, у которого он приобрел товар, продукцию
или оказал услугу, является предпринимателем, следовательно, в данном
случае налоговый агент, являющийся источником дохода, должен исчислить,
удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика
при их фактической выплате за счет любых денежных средств, выплачиваемых
налоговым агентом налогоплательщику, и перечислить сумму налога в бюджет.
С учетом изложенного в данном случае, при
непредставлении налоговым агентом предусмотренных статьей 230 Кодекса
сведений, применение к налоговым агентам ответственности, установленной
статьей 126 Налогового кодекса, будет являться правомерным.
|