«Аудит-Центр»

Новости

История

Услуги

Контакты

Конференция

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


 

Специалисты Управления министерства РФ
по налогам и сборам по Хабаровскому краю отвечают на вопросы налогоплательщиков #551-560

На Ваши вопросы отвечают:
* К.Д. Лапенков, начальник отдела налогообложения физических лиц УМНС РФ по Хабаровскому краю, государственный советник налоговой службы III ранга.
* М.В. Томаева, начальник отдела косвенных налогов УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы I ранга.
* А.Н. Семенов, начальник отдела налогообложения юридических лиц УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы I ранга.
* В.И. Гусилетова, начальник отдела правовой работы и рассмотрения налоговых споров УМНС РФ по Хабаровскому краю.
* И.Ю. Лагутина, начальник отдела организации учета налогоплательщиков УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы II ранга.
* В.Д. Сехина, начальник отдела ресурсных платежей УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы I ранга.
* А.П. Мясников, начальник отдела по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и налоговых поступлений в этой сфере, советник налоговой службы I ранга.
* Телятников Н. И., начальник отдела контроля за денежной наличностью.
* Л.М. Капустина, заместитель начальника отдела методологии и контрольно-ревизионной работы УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы II ранга.
* В. Э. Колбергс, заместитель начальника УМНС РФ по налогам и сборам по Хабаровскому краю.
* М.В. Томаева, заместитель начальника отдела косвенных налогов УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы II ранга.
* Л.Е. Бадекина, главный государственный налоговый инспектор отдела налогообложения физических лиц УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы III ранга.
* Л.П. Фесенко, советник налоговой службы I ранга.
* Л.И. Осипкина, старший госналогинспектор отдела контроля за денежной наличностью УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы III ранга.
* В.А. Кукушкина, советник налоговой службы 1 ранга.

551.Предприятия, руководствуясь ГК Российской Федерации, заключают договор о совместной деятельности (договор простого товарищества), предметом которого является совместная деятельность по разведке и добыче месторождения полезных ископаемых, право недропользования по которому принадлежит одному из предприятий, или привлекают подрядные организации для осуществления работ по разработке месторождения.
Правомерно ли заключение данного вида правоотношений при недропользовании?
Правомерно ли непринятие налоговым органом в затраты обоснованных расходов (в том числе расходов на освоение природных ресурсов, ст. 261, 325 НК) у предприятия, не имеющего лицензии на недропользование по договору простого товарищества, ведущего учет доходов и расходов по данному правоотношению, а также непринятие к зачету суммы НДС, исчисленного по «0» ставке налогообложения?
Возможно ли отнесение на затраты суммы расходов при осуществлении подрядчиком подрядных работ для держателя лицензии на недропользование?
Подлежит ли исчислению НДС по «0» ставке в случае проведения подрядных работ и осуществления реализации добытых драгметаллов самой подрядной организацией?Правовые отношения по договору простого товарищества регулируются статьями 1041 - 1048 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением и использованием недр территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» (с учетом изменений и дополнений, далее по тексту - Закон от 21.02.1992 года № 2395-1).

В соответствии со статьей 9 Закона от 21.02.1992 года № 2395-1 пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества. Для осуществления видов деятельности, связанных с пользованием недрами, пользователи недр должны иметь лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности или заключать договоры с организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недр.

Основные права и обязанности пользователя недр закреплены в статье 22 Закона от 21.02.1992 года № 2395-1.

К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности.

С учетом изложенного при соблюдении установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование предприятия золотодобывающей промышленности вправе заключать договоры о совмест-ной деятельности (договоры простого товарищества) для осуществления работ по разработке месторождений.

Пунктом 1 статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору простого товарищества двое или несколько лиц обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли.

Таким образом, простое товарищество не является юридическим лицом, т. е. в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Налоговый кодекс) простое товарищество не подпадает под определение организации - плательщика налогов. В целях налогообложения прибыли в соответствии со статьями 261, 325 Налогового кодекса расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы
налогоплательщика
на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых,
проведение работ подготовительного характера.

К таким расходам, в частности, относятся расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями.

При этом такие расходы подлежат включению в состав прочих расходов, если источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов.

Исходя из вышеизложенного, налоговым органом правомерно не приняты в затраты в целях налогообложения прибыли расходы на освоение природных ресурсов у предприятия, не имеющего лицензии на недропользование.

В соответствии с пунктом 6 статьи 261 Налогового кодекса расходы на приобретение работ, геологической и иной информации у третьих лиц, а также расходы на самостоятельное проведение работ по освоению природных ресурсов учитываются в целях налогообложения по фактическим расходам, но не выше рыночной цены соответствующих работ.

Таким образом, законодательно установлено, что при осуществлении подрядчиком работ для держателя лицензии на недропользование отнесение на затраты налогоплательщика, держателя лицензии, суммы расходов при соблюдении установленных требований является правомерным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 вышеназванного кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса, производятся только при предоставлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса.

В связи с тем, что реализация и расходы по реализации драгметалла отражаются у налогоплательщика - держателя лицензии, подрядная организация не может исчислять налог на добавленную стоимость по 0 ставке в случае проведения подрядных работ и осуществления реализации добытых подрядной организацией драгметаллов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 Налогового кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса, производятся только при предоставлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса.

В связи с тем, что реализация и расходы по реализации драгметалла отражаются у налогоплательщика - держателя лицензии, подрядная организация не может исчислять налог на добавленную стоимость по 0 ставке в случае проведения подрядных работ и осуществления реализации добытых драгметаллов подрядной организацией.

552.Коллективным договором предусмотрена частичная оплата обучения работников, выдвинутых коллективом структурного подразделения, при условии получения первого образования данного уровня и при условии, что учебная специальность соответствует профилю деятельности предприятия и потребностям предприятия в таких специалистах. Оплачивается обучение только в учебных заведениях, имеющих государственную лицензию и государственную аккредитацию. В особых условиях трудовых контрактов работников, направленных на обучение с частичной оплатой за счет средств предприятия, также отражена данная обязанность предприятия как работодателя.
Частичная компенсация оплаты обучения работников производится двумя способами. Первый: с учебным заведением заключается договор об обучении работника, и сумма оплаты перечисляется предприятием непосредственно учебному заведению, а затем частично удерживается из заработной платы работника. Второй: работник самостоятельно заключает договор об обучении, производит оплату, а затем предприятие частично компенсирует ему понесенные расходы.
Статьей 255 Налогового кодекса РФ (п. 24) предусмотрено признание в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, иных расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. Ст. 264 (пп. 23. п. 1) НК РФ предусматривает в числе прочих расходов, связанных с производством и реализацией расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе при соблюдении условий, указанных в п. 3 ст. 264 НК Российской Федерации?
Будут ли учтены данные расходы при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль при первом и втором способе оплаты обучения работников?

 

В связи с введением с 01.01.2002 года части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) затраты организаций, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (работ, услуг), и учитываются в полном объеме при соблюдении следующих требований:

соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;

- подготовку (переподготовку) проходят работники налогоплательщика, состоящие в штате;

программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика.

При этом с 2002 года согласно пункту 3 статьи 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» НК РФ расходы на оплату обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования при расчете налогооблагаемой прибыли учитываться не будут.  

553.В п. 2 статьи 3 Федерального закона РФ от 31 июля 1998 года № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (в редакции Федерального закона РФ от 31.03.1999 года № 63-ФЗ) сказано: «... к продаже за наличный расчет приравниваются продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках и иных кредитных организациях по поручениям физических лиц.
Руководство предприятия, имея розничные точки и уплачивая единый налог на вмененный доход, сталкивается с проблемами следующего характера:
1. физические лица для собственных нужд хотели бы покупать товар, находящийся в розничной торговле, в кредит, при этом оплату за товар будет за них вносить кредитная организация по безналичному расчету, указывая в платежном поручении, за какое физическое лицо.
2. физические лица для собственных нужд хотели бы покупать товар, находящийся в розничной торговле, при этом оплату за товар будет за них вносить предприятие, в котором они работают (например, в счет з/платы), по безналичному расчету, указывая в платежном поручении, за какое физическое лицо.
3. физические лица для собственных нужд хотели бы покупать товар, находящийся в розничной торговле, но т. к. они иногородние, то оплату за товар могут произвести через банк по поручениям физических лиц.
4. юридические лица для собственных нужд хотели бы покупать товар, находящийся в розничной торговле, по безналичному расчету, указывая в платежном поручении «для собственных нужд».
Будут ли данные суммы относиться к розничной торговле и попадать под единый налог на вмененный доход или же под оптовую торговлю?

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (с учетом изменений и дополнений, далее по тексту - Закон от 31.07.1998 года № 148-ФЗ) плательщиками единого налога являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли.

На территории Хабаровского края с 1 января 1999 года действует Закон Хабаровского края от 25.11.1998 года № 78 «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае» (с учетом изменений и дополнений, далее по тексту - Закон от 25.11.1998 года № 78).

Согласно статье 2 Закона от 25.11.1998 года № 78 в целях обложения единым налогом используется понятие розничной торговли, осуществляемой через предприятия розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами различного ассортимента за наличный расчет, предназначенными для личного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

При этом к реализации за наличный расчет приравнивается реализация продукции собственного производства и покупных товаров с проведением расчетов посредством кредитных и иных карточек, по расчетным чекам, по перечислениям со счетов вкладчиков по их поручениям, а также их передача в обмен на товары (работы, услуги).

Также в целях Закона от 25 ноября 1998 года № 78 к розничной торговле приравнивается продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам - учреждениям социального назначения, определяемым главами муниципальных образований (больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т. п.) за наличный и по безналичному расчету из розничной торговой сети для организации питания обслуживаемых ими категорий населения.

Таким образом, Закон от 25.11.1998 года № 78 дает определения терминов «розничная торговля» и «наличный расчет», используемых для целей обложения единым налогом на вмененный доход.

Основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара независимо от формы его оплаты.

Главным отличием оптовой торговли от розничной является то, что при оптовой торговле товар приобретается для последующей перепродажи или профессионального использования, при розничной торговле - для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе, приобретение покупателями товара для обеспечения его деятельности в качестве организации.

Исходя из сведений, изложенных в вопросе, юридические лица хотели бы приобретать товар для собственных нужд, т. е. для обеспечения производственного процесса организации.

Учитывая изложенное, в случае приобретения товаров физическими лицами для собственных нужд независимо от формы оплаты (не для целей их дальнейшей реализации) у продавца, осуществляющего продажу в розницу, данный вид предпринимательской деятельности следует рассматривать как розничную торговлю и, соответственно, подпадающий под уплату единого налога на вмененный доход.

Для целей обложения единым налогом продажа товаров юридическим лицам по безналичному расчету для их собственных нужд не относится к розничной торговле. 

554.С декабря 2001 года предприятие в помещении кафе оказывает населению следующие услуги: компьютерные игры в сети, Интернет, набор текста.
В настоящий момент предприятие ведет раздельный учет и уплачивает в бюджет налоги в соответствии с законодательством (НДС, НСП, налог на прибыль и др.). Верна ли позиция предприятия? Или следует платить ЕНВД?

 

Статья 3 Закона Хабаровского края от 25.12.1998 года № 78 «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае» (с изменениями и дополнениями, далее - Закон № 78) признает плательщиками единого налога юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг физическим лицам, в том числе услуг проката.

Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 года № 163, прокат компьютерной техники (код 019436) отнесен к услугам по прокату (код подгруппы 019400).

Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 626 Гражданского кодекса Российской Федерации договором проката признается публичный договор, заключенный в письменной форме, по которому арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование. Таким образом, существенными элементами данного договора являются:

- оформление его в письменном виде;

- профессиональное осуществление арендодателем деятельности по прокату имущества;

- предоставление всем лицам имущества во временное владение и пользование на равных условиях.

На основании изложенного, обложению единым налогом на вмененный доход подлежат доходы, полученные от предпринимательской деятельности юридических лиц и предпринимателей в сфере проката (в том числе проката компьютерной техники), при условии действительности договора проката и правоспособности арендодателя.

Таким образом, при договоре проката арендодателем лишь передается во временное пользование имущество, а не производится, как в вашем случае, организация работы на компьютерной технике, т. е. дополнительно предоставляется помещение, коммунальные, бытовые и сопутствующие услуги.

Деятельность в сфере реализации продукта интеллектуальной деятельности посредством всемирной компьютерной сети Интернет, являющейся единой информационной системой, не поименована в перечне видов деятельности, подпадающих под действие Закона № 78.

Следовательно, с учетом вышесказанного, осуществляемая предприятием деятельность подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.   

555.Относится ли к расходам на оплату труда замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией? Согласно статье 126 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 года № 187-ФЗ разрешается замена отпуска денежной компенсацией, но статья 255 Федерального закона от 06.08.2001 года № 110-ФЗ предусматривает отнесение к расходам на оплату труда лишь денежных компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении работника.

 

Статьей 126 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ предусмотрено, что часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

Замена отпуска денежной компенсацией беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не допускается.

В соответствии с пунктом 8 статьи 255 «Расходы на оплату труда» части второй Налогового кодекса Российской Федерации в расходы налогоплательщика, учитываемые в целях налогообложения, включаются денежные компенсации за неиспользованный отпуск лишь при увольнении работника, иного законодательным документом не предусмотрено.

 

556.Ряд работников предприятия призываются на военные сборы. Постановлением Правительства от 26 июня 1993 года № 605 «Об утверждении положения о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.02.1999 года № 223, от 21.12.2000 года № 999) установлено, что граждане, пребывающие в запасе, на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере, не превышающем 1000 рублей.
Выплата им среднего заработка и возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочных расходов производится предприятиями, где они работают, на основании выдаваемых военными комиссариатами справок о фактическом времени пребывания гражданина в военном комиссариате или на тренировочных занятиях.
Компенсация предприятиям расходов, связанных с выплатой гражданам среднего заработка, с оплатой найма (поднайма) жилья и проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочных расходов, производится военными комиссариатами на основании выставляемых предприятиями счетов после призыва на военные сборы, прохождения военных сборов. Перечисление денежных средств военными комиссариатами производится в месячный срок со дня получения счета предприятия.
Вступивший в силу с 1 февраля 2002 года Трудовой кодекс РФ устанавливает (ст. 170), что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Государственный орган (а не работодатель) или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения.
Согласно п. 6 ст. 255 Налогового кодекса РФ сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, уменьшает налогооблагаемую прибыль. Из данной формулировки видно, что средний заработок за период выполнения государственных обязанностей сохраняется независимо от того, предусмотрено ли его сохранение законодательством, в то время как суммы среднего заработка, сохраняемого за работником в других случаях (не связанных с выполнением государственных обязанностей), должны быть предусмотрены трудовым законодательством.
Будут ли расходы по выплате на период военных сборов среднего заработка работникам, призванным на военные сборы после вступления в силу Трудового кодекса РФ, уменьшать налогооблагаемую прибыль?

 

Пунктом 6 статьи 255 главы 2.5 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций» предусмотрено включение в состав расходов на оплату труда суммы начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого за время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.

Статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) установлено, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время, при этом сохранение работнику среднего заработка в обязанность работодателю не вменено.

Этой же статьей Трудового кодекса установлено, что государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения.

В связи с вышеизложенным расходы по выплате среднего заработка работникам, призванным на военные сборы, не могут быть включены в состав расходов, уменьшающих доходы организации для целей определения налогооблагаемой прибыли. 

557.Согласно требованиям статьи 286 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок исчисления и авансовых платежей налога на прибыль организаций, бюджетные учреждения уплачивают только квартальные авансовые платежи налога на прибыль по итогам отчетного периода (пункт 3 статьи 285 Налогового кодекса РФ).
В этой связи, руководствуясь пунктом 2, частью 4 пункта 7 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, прошу дать официальное указание Хабаровскому государственному техническому университету, являющемуся бюджетным учреждением, производить уплату квартальных авансовых платежей налога на прибыль по итогам отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года).

В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. В компетенцию налоговых органов не входит обязанность давать указания организациям производить уплату тех или иных налогов и платежей.

Учитывая, что Хабаровский государственный технический университет является бюджетной организацией, в соответствии с пунктом 3 статьи 286 главы 25 Налогового кодекса данная категория налогоплательщиков уплачивает только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

558.Согласно Инструкции МНС Российской Федерации от 15.06.2000 года № 62 предприятие имело льготу по налогу на прибыль. Вид деятельности - ремонтно-строительные работы. Сохранилась ли льгота по уплате налога на прибыль в 2002 году в связи с вступлением в силу 25 главы НК Российской Федерации?

 

В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 06.08.2001 года № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» предусмотренные пунктом 4 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» льготы по налогу на прибыль, срок действия которых не истек на день вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.

Иными словами, Налоговым кодексом Российской Федерации разрешено организациям - субъектам малого предпринимательства, созданным до 2002 года и имеющим льготы по налогу на прибыль, пользоваться ими до конца их действия.

 

559.Имущество сдается в аренду, что не является уставным видом деятельности предприятия. Арендные платежи учитываются в составе операционных доходов, налог на пользователей автодорог начисляется
.Следует ли начислять налог на пользователей автодорог от дохода, полученного от сдачи имущества в аренду, и где должны отражаться доходы от сдачи имущества в аренду: в составе операционных доходов или внереализационных доходов (статья 250 Налогового кодекса РФ)?

Порядок определения доходов и расходов, изложенный в главе 25 Налогового кодекса РФ, применяется только в целях налогообложения прибыли.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 года № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и пунктом 24 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 года № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» (с изменениями и дополнениями, далее по тексту - Инструкция № 59) объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

При этом пунктом 33.5 Инструкции № 59 установлено, что выручка от реализации услуг по предоставлению в аренду имущества, в том числе по договору лизинга (кроме имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности), подлежит налогообложению на общих основаниях.

Данное положение обосновывается статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по указанию заказчика оказать (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Решением Верховного суда Российской Федерации от 24.02.1999 года № ГКПИ 98-808, 809 определено, что данная норма Гражданского кодекса не исключает возможности распространения правил, касающихся этого договора, и на отношения, вытекающие из договора аренды имущества.

Следовательно, в случае, когда одним из видов деятельности организации является предоставление на постоянной основе имущества в аренду, подобная деятельность для целей налогообложения рассматривается как оказание услуг организацией. В данном случае производится начисление налога на пользователей автомобильных дорог от выручки, получаемой от сдачи имущества в аренду.Если операции по передаче имущества в аренду носят разовый характер и не являются предметом деятельности организации, то доходы от таких операций не являются объектом обложения вышеуказанным налогом. Эти доходы учитываются в составе операционных доходов в соответствии с пунктами 5 и 6 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 года № 32н.В целях правильного исчисления налога на пользователей автомобильных дорог следует определить, является ли предоставление имущества в аренду постоянной услугой или она носит разовый характер, исходя из чего применять нормы вышеуказанных нормативных актов.

560.В настоящее время главным управлением рыбного хозяйства правительства Хабаровского края производится капитальный ремонт нежилого помещения. Однако средств, выделенных из бюджета Хабаровского края на эти цели, оказалось недостаточно. В связи с этим управление обратилось к предприятиям и организациям края с просьбой оказать посильную помощь в окончании ремонтных работ, но возник вопрос о порядке налогообложения средств, перечисленных предприятиями и организациями на счет главного управления рыбного хозяйства на целевое финансирование. Будут ли эти средства облагаться налогами, какими налогами и в каком размере?

 

До 2002 года бюджетные и другие некоммерческие организации, имевшие доходы от предпринимательской деятельности, согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и пункту 2.12 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 года № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» должны были уплачивать налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. При этом в составе доходов и расходов указанных организаций не учитывались доходы, образовавшиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств. Указанные выше расходы (в том числе расходы по содержанию здания) покрывались за счет целевых отчислений.

Учет доходов и расходов вышеуказанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности должен производиться раздельно.

С 1 января 2002 года вступила в действие глава 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций», согласно подпункту 15 пункта 1 статье 251 которой при определении налоговой базы не учитываются средства, полученные из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, направленные бюджетными учреждениями на финансирование расходов по ведению их уставной деятельности.

При этом напоминаем, что бюджетными учреждениями являются организации, отвечающие требованиям статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При отсутствии у таких организаций одного из условий, определенных статьей 161, они не являются бюджетными учреждениями.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Налоговый кодекс) в составе доходов не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц поступления, использованные данными получателями по назначению.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся средства, полученные в рамках благотворительной деятельности. Согласно статье 1 Федерального закона от 11.08.1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи.

Организации, получившие средства целевого финансирования и целевые поступления, определенные пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, и сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и доходов и расходов от внереализационных операций.

При этом в доходы и расходы от реализации и внереализационные доходы и расходы бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями не включаются доходы и расходы, связанные с содержанием и ведением уставной деятельности указанных учреждений и организаций.

При отсутствии раздельного учета у организации, получившей средства целевого финансирования и целевые поступления, указанные средства будут подлежать налогообложению с даты их получения.

 

 

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
Рейтинг аудиторских компаний - 90
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты || Специалисты ]