«Аудит-Центр»

Новости

История

Услуги

Контакты

Конференция

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


Специалисты Управления министерства РФ
по налогам и сборам по Хабаровскому краю отвечают на вопросы налогоплательщиков #701-710

На Ваши вопросы отвечают:
* К.Д. Лапенков, начальник отдела налогообложения физических лиц УМНС РФ по Хабаровскому краю, государственный советник налоговой службы III ранга.
* М.В. Томаева, начальник отдела косвенных налогов УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы I ранга.
* А.Н. Семенов, начальник отдела налогообложения юридических лиц УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы I ранга.
* В.И. Гусилетова, начальник отдела правовой работы и рассмотрения налоговых споров УМНС РФ по Хабаровскому краю.
* И.Ю. Лагутина, начальник отдела организации учета налогоплательщиков УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы II ранга.
* В.Д. Сехина, начальник отдела ресурсных платежей УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы I ранга.
* А.П. Мясников, начальник отдела по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и налоговых поступлений в этой сфере, советник налоговой службы I ранга.
* Телятников Н. И., начальник отдела контроля за денежной наличностью.
* Л.М. Капустина, заместитель начальника отдела методологии и контрольно-ревизионной работы УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы II ранга.
* В. Э. Колбергс, заместитель начальника УМНС РФ по налогам и сборам по Хабаровскому краю.
* М.В. Томаева, заместитель начальника отдела косвенных налогов УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы II ранга.
* Л.Е. Бадекина, главный государственный налоговый инспектор отдела налогообложения физических лиц УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы III ранга.
* Л.П. Фесенко, советник налоговой службы I ранга.
* Л.И. Осипкина, старший госналогинспектор отдела контроля за денежной наличностью УМНС РФ по Хабаровскому краю, советник налоговой службы III ранга.
* В.А. Кукушкина, советник налоговой службы 1 ранга.

Г. Н. Гуляева, начальник отдела налогообложения юридических лиц Управления МНС России по Хабаровскому краю.

701.Какой период является налоговым периодом для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и обязанных перейти на общий режим налогообложения до окончания календарного года при превышении ими дохода 15 млн. руб., например, в сентябре 2003 года?

Если в указанном случае налоговым периодом признается отчетный период - 1 полугодие 2003 года, то возникает или нет, а если возникает, то когда, у налогоплательщика обязанность по уплате минимального налога по итогам данного налогового (отчетного) периода, т. к. сумма уплаченного авансового платежа по единому налогу за данный отчетный период меньше суммы исчисленного, но не уплаченного минимального налога за данный период?

Засчитывается или нет сумма уплаченных по итогам отчетных периодов авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога по итогам налогового периода?

В соответствии с п. 4 ст. 346.13 Кодекса налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, обязан перейти на общий режим налогообложения, если:

- по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика, рассчитанный нарастающим итогом с начала года, превысит 15 млн. руб.;

- по итогам налогового (отчетного) периода остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. руб.

В случае, если полученный доход превысит 15 млн. руб. в сентябре 2003 года, то налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения с начала 3-го квартала 2003 года, т.е. с 1 июля 2003 года.

В этом случае квартальный авансовый платеж по единому налогу, который должен уплачиваться не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, т.е. 25 октября 2003 года, уплате не подлежит.

В указанном случае вместо квартального авансового платежа по единому налогу за отчетный период 9 месяцев 2003 года налогоплательщик должен исчислить и уплатить за 3-й квартал 2003 года все налоги, в т. ч. налог на прибыль и НДС, подлежащие уплате при использовании общего режима налогообложения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций.

При этом определяется величина дохода, включая внереализационный доход, полученного за истекший отчетный период.

В соответствии с п. 4 ст. 346.13 Кодекса такие налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на общий режим налогообложения.

Согласно требованиям ст. 346.23 Кодекса все налогоплательщики - организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны по итогам каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган по месту своего нахождения налоговую декларацию.

Для налогоплательщика, перешедшего на общий режим налогообложения с 1.07.2003 года в связи с утратой права на дальнейшее применение упрощенной системы налогообложения, представленная им налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения по итогам за 1 полугодие 2003 года, приравнивается к налоговой декларации, представленной за налоговый период.

В этом случае для данного налогоплательщика налоговым периодом по единому налогу признается отчетный период, предшествующий кварталу, начиная с которого он считается перешедшим на общий режим налогообложения, т. е. 1 полугодие 2003 года.

При этом налогоплательщик должен исчислить за указанный период минимальный налог. Если по итогам налогового периода (1 полугодия 2003 года) сумма минимального налога будет больше суммы исчисленных и уплаченных ранее авансовых платежей, то в соответствии со ст. 78 Кодекса суммы фактически уплаченных квартальных авансовых платежей по единому налогу подлежат возврату налогоплательщику либо зачету в счет предстоящего ему платежа по минимальному налогу.

Исчисленная такой организацией сумма минимального налога по итогам 1 полугодия 2003 года подлежала уплате не позднее сроков, установленных п. 7 ст. 346.21 Кодекса для уплаты квартальных авансовых платежей по единому налогу, т. е. 25 июля 2003 года.

702.Предприятие, осуществляющее розничную торговлю, с 2003 года применяет упрощенную систему налогообложения. Объектом налогообложения являются доходы за минусом расходов.
Можно ли квалифицировать как материальные расходы (и на их сумму уменьшать налогооблагаемую базу), следующие расходы: на оплату тепло- и электроэнергии, на оплату воды, на инкассацию, дератизацию (уничтожение грызунов), вывоз мусора и автоуслуги по доставке контейнеров от станции до магазина, расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники и торгового оборудования (лифт)?

Порядок определения расходов при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения определен ст. 346.16 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Кодекса.

П. 1 ст. 346.16 Кодекса утвержден перечень расходов, на которые налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы. Согласно пп. 5 указанного пункта ст. 346.16 в данный перечень включены материальные расходы.

В соответствии с п. 2 ст. 346.16 Кодекса материальные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 «Расходы. Группировка расходов», и применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль ст. 254 «Материальные расходы».

Затраты налогоплательщика, предусмотренные ст. 254 Кодекса и относимые к материальным расходам, являются составной частью расходов, связанных с производством и реализацией.

Из вышеизложенного следует, что положения ст. 254 Кодекса распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих производство продукции (работ, услуг, имущественных прав) и ее (их) реализацию.

Организации, осуществляющие розничную торговлю приобретенными для дальнейшей реализации товарами, не являются производителями продукции (работ, услуг, имущественных прав), у них отсутствует технологический процесс изготовления продукции.

Таким образом, затраты торговой организации по оплате за тепло-, электроэнергию и воду, расходуемых на технологические цели, за обслуживание торгового оборудования (лифта), не являющегося для нее амортизируемым оборудованием, расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники, за дератизацию, за вывоз отходов и за автоуслуги по доставке контейнеров не признаются для такой организации материальными расходами и не уменьшают объект налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 2.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» инкассация денежных средств относится к банковским операциям, т. е. является услугой, оказываемой банками.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при применении упрощенной системы налогообложения расходы, связанные с оплатой услуг банков, включены в перечень расходов, уменьшающих полученные доходы.

703.Общество является генподрядной организацией и работает по упрощенной системе налогообложения. Объектом налогообложения выбран доход.
Имеет ли право организация при определении дохода не учитывать выручку, полученную от заказчика по договору генподряда за выполненные субподрядной организацией строительно-монтажные работы?

В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Если из условий договора не вытекает иное, подрядчик вправе привлечь к выполнению работ субподрядчика. В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (п. 1 ст. 706 ГК РФ). П. 3 ст. 706 ГК РФ предусматривает, что субподрядчик во взаимоотношения генподрядчика с заказчиком не вступает.

Упрощенная система налогообложения применяется налогоплательщиком самостоятельно, в связи с этим при переходе на данную систему необходимо предусматривать все особенности налогообложения.

Учитывая, что у вашей организации при применении упрощенной системы налогообложения в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, то в данном случае вы должны руководствоваться п. 1 ст. 346.15 НК РФ. В соответствии с указанной статьей в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые согласно ст. 249 Кодекса, а также внереализационные доходы согласно ст. 250 Кодекса.

Следовательно, в налоговую базу нужно включать все доходы, полученные от заказчика на выполнение работ, т. е. не вычитая из них суммы, выплаченные субподрядчику, поскольку именно подрядчик передает заказчику право собственности на результаты выполненных работ по договору, хотя бы и часть из них произведена субподрядчиком.

704.Организация с 1 января 2003 года перешла на упрощенную систему налогообложения.
В связи с долгосрочным намерением применять данный режим налогообложения обязана ли организация ежегодно сообщать об этом в налоговый орган?

В соответствии с п. 1 ст. 346 Кодекса организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения заявление.

В соответствии с п. 3 ст. 346.13 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.

Таким образом, ограничивается минимальный срок применения указанного режима налогообложения: до окончания налогового периода, то есть календарного года.

Вместе с тем максимальный срок не определен.

Исходя из изложенного, необходимости в ежегодном уведомлении организацией налогового органа о продлении применения упрощенной системы налогообложения не имеется.

М. А. АБДИКЕЕВА

705.Постановлением губернатора Хабаровского края от 30.09.2003 г.
№ 283 «О порядке квотирования рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае», для всех организаций установлена обязанность квотирования рабочих мест для инвалидов. Просим разъяснить, каким образом производится квотирование таких рабочих мест, что возникает в случае невыполнения условий квотирования?

Квота для приема на работу инвалидов установлена Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В Хабаровском крае режим квотирования рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите испытывающих трудности в поиске работы, установлен законом Хабаровского края от 28.04.1999 г. № 119 (с последующей редакцией).

В целях обеспечения государственных гарантий трудовой занятости инвалидов и в соответствии с вышеперечисленными Законами № 181-Ф3 и № 119 губернатором Хабаровского края было утверждено постановление «О порядке квотирования рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае» от 30.09.2003 г. № 283 (в редакции от 31.05.2004 г. № 138). Данным постановлением утверждено Положение о порядке квотирования таких рабочих мест. Квота устанавливается в организациях независимо от организационно-правовых форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек. Днем установления квоты является дата официального опубликования в средствах массовой информации постановления губернатора Хабаровского края от 30.09.2003 г. № 283 (п. 1.4 указанного Положения; в газете «Тихоокеанская звезда» данное постановление опубликовано в № 190 от 8.10.2003 г.)

Работодатель вправе принимать на работу в счет установленной квоты непосредственно обратившихся к нему граждан из числа инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, на равных основаниях с такой же категорией граждан, имеющих направление органа службы занятости населения.

Размер квоты для приема на работу инвалидов установлен статьей 4 Закона Хабаровского края от 28.04.1999 г. № 119 и составляет 3 процента от среднесписочной численности работников (в редакции от 26.09.2000 г. № 252). В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели до 5 числа месяца, следующего за отчетным, вносят в краевой бюджет обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в пределах квоты (статья 5 Закона Хабаровского края от 28.04.1999 г. № 119). В случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, за невнесение или неполное внесение обязательной платы за каждого нетрудоустроенного в пределах квоты инвалида работодатели несут административную ответственность в соответствии с законодательством (п. 2.5 постановления «О порядке квотирования рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае» от 30.09.2003 г. № 283).

Для целей бухгалтерского учета расходы на внесение обязательных платежей за невыполнение квоты не являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»), следует относить к внереализационным (операционным) расходам с отражением по счету 91 «Прочие расходы».

В целях налогообложения налоговым законодательством не урегулирован порядок отнесения данных расходов по обязательным платежам. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ в письме от 16.06.2004 г. № 03-02-05/1/55 считает возможным учесть данные расходы в целях налогообложения прибыли на основании ст. 252, ст. 264 НК РФ.

706.Нашему предприятию предоставлена возможность равномерно уплачивать задолженность по налогам в бюджет с обязательной уплатой процентов за пользование бюджетными средствами. Будут ли учитываться в целях налогообложения прибыли эти проценты за реструктуризацию налоговых платежей?

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходы предприятия в целях налогообложения признаются обоснованные и документально подтвержденные, при этом они должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Рассрочка в уплате налогов и сборов в бюджет не связана с получением дохода.

Реструктуризация задолженности по налогам и сборам не является налоговым кредитом, т. к. в соответствии с Гражданским кодексом РФ под кредитом понимается предоставление средств на возвратной и безвозмездной основе. В связи с этим действие пп. 2. п. 1 ст. 265 НК РФ, согласно которой в состав внереализационных расходов относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, на расходы по процентам за реструктуризацию налоговых платежей не относятся.

На основании вышеизложенного проценты с сумм задолженности по налогам и сборам, начисляемые в соответствии с порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3.09.1999 г. № 1002, не подлежат включению в состав расходов для целей налогообложения прибыли.

Н. Б. ЛОПАТИНА

707.Суммовая разница за отгруженную в сентябре прошлого года продукцию определилась в феврале следующего года.
На каком б/счете отражать суммовую разницу в данном случае:
- на б/счете отгрузки;
- на б/счете внереализационные расходы, доходы, как относящиеся к прошлому периоду.

Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного в иностранной валюте или условных денежных единицах, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого актива, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания выручки в бухгалтерском учете (п. 6.6. ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Возникновение или отсутствие суммовых разниц напрямую зависит от условий договора поставки.

Судя по вашему вопросу, оплата договором предусмотрена после передачи продукции покупателю. В этом случае у продавца могут возникнуть как положительные, так и отрицательные суммовые разницы.

Отрицательная суммовая разница возникает, если на дату оплаты обязательства курс условной денежной единицы уменьшается и, как следствие, уменьшается сумма платежа.

Положительная суммовая разница образуется, если на дату оплаты задолженности курс условной денежной единицы увеличивается и, следовательно, сумма платежа увеличивается.

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи продукции в сентябре прошлого года должна быть отражена по кредиту счета 90 «Продажи» в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Возникшая дебиторская задолженность определена в сумме отгруженной в условных единицах продукции в пересчете на рублевый эквивалент по официальному или иному курсу на дату признания выручки в бухгалтерском учете.

При поступлении оплаты за отгруженную продукцию (февраль следующего года) выручка, отраженная организацией на дату отгрузки, подлежит корректировке на величину образовавшейся суммовой разницы на основании п. 6.6. ПБУ 9/99.

В бухгалтерском учете, в случае отгрузки и оплаты в одном отчетном периоде, положительная суммовая разница отражается в составе доходов от обычных видов деятельности и на основании бухгалтерской справки делается запись: Дебет счета 62 Кредит счета 90. При этом сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, также подлежит корректировке, что отражается записью: Дебет счета 90 Кредит счета 68 (ст. 153 НК РФ).

В случае снижения курса иностранной валюты по сравнению с курсом, установленным на момент реализации продукции (сентябрь прошлого года), выручка подлежит уменьшению на величину образовавшейся суммовой разницы, что отражается в бухгалтерском учете сторнировочной записью по кредиту счета 90 и дебету счета 62. Сумма НДС также подлежит уменьшению и отражается сторнировочной записью: Дебет счета 90 Кредит счета 68.

В целях налогообложения прибыли при признании доходов методом начисления датой получения дохода от реализации продукции признается дата ее реализации, определяемой в соответствии со ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств в их оплату (ст. 271 НК РФ).

Несмотря на то, что суммовые разницы в бухгалтерском учете отражаются в составе доходов от обычных видов деятельности, а в налоговом учете - в составе внереализационных доходов (расходов), это различие не приводит к возникновению постоянных и (или) временных разниц.

Положительная суммовая разница, возникшая у продавца в феврале, в налоговом учете признается внереализационным доходом (ст. 250, 271 НК РФ).

Отрицательная суммовая разница признается в налоговом учете внереализационным расходом (ст. 265, 272 НК РФ).

Если же отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг), цена которых определяется в условных денежных единицах (иностранной валюте), происходит в одном отчетном периоде, а его оплата в другом, и при этом в бухгалтерском учете возникают суммовые разницы, представляется логичным отразить такие разницы в составе внереализационных доходов (расходов) как прибыль (убыток) по операциям прошлых лет, выявленным в отчетном году, в соответствии с п. 12 ПБУ 9/99 без корректировки показателя выручки предыдущего отчетного периода (года).

В бухгалтерском учете суммовая разница отражается с применением счета 91 «Прочие доходы и расходы».

О. И. Языкова

708.Организация реализует товар в розницу за наличный расчет и оптом. Розничная торговля переведена на ЕНВД, а в отношении оптовой торговли организация с 1 января 2004 г. применяет УСНО (объект налогообложения - доходы за вычетом расходов). Во II квартале 2004 г. организация отремонтировала склад, в котором хранятся товары, используемые во всех видах деятельности. В каком порядке распределить расходы, связанные с ремонтом, чтобы их можно было учесть при УСНО?

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу по единому налогу при УСНО на расходы, связанные с ремонтом основных средств. При этом не важно, находятся основные средства в собственности налогоплательщика, арендуются или получены в безвозмездное пользование, отремонтированы собственными силами либо с привлечением сторонних специалистов. Не имеет значения и какой ремонт проведен - текущий, средний или капитальный. Расходы на ремонт можно признать, если они фактически оплачены (пункт 2 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации) и соответствуют критериям, установленным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщик, который осуществил расходы на ремонт «общих» основных средств, вправе признать их пропорционально доле дохода от реализации по деятельности, переведенной на УСНО, в общем объеме дохода от реализации. Исходить нужно из дохода налогоплательщика от реализации за квартал. «Входной» налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам материалов, необходимых для ремонта, или сторонним специалистам, выполняющим ремонтные работы, включается в расходы при УСНО на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, налогоплательщики должны также вести раздельный учет налогов на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг).

Например:

Сумма расходов на ремонт составила 118000 руб., в тот числе налог на добавленную стоимость - 18000 руб.

Доход от реализации в розницу - 250000 руб.

Доход от оптовой торговли - 800000 руб.

Доля дохода от реализации оптом (УСНО) в общем доходе организации составит 76% (800000 : 1050000 х 100%).

Таким образом, организация вправе признать в составе расходов по статье «Расходы на ремонт основных средств» - 76000 руб. (118000 – 18000 х 76%), а в составе расходов по статье «Налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам товаров» - 13680 руб. (18000 х 76%). Налоговую базу по единому налогу при УСНО за II квартал 2004 г. можно уменьшить на 89680 руб. (76000 + 13680).

709.Может ли организация учесть в составе расходов, учитываемых в целях налогообложения, стоимость утепленных курток, выданных работникам, осуществляющим стирку и ремонт спецодежды?

Под специальной одеждой следует понимать одежду, предназначенную для определенных видов работ, без которой их выполнение практически невозможно, и служащую средством индивидуальной защиты.

Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. № 51 с изменениями и дополнениями. Действие этих правил распространяется на работников всех организаций, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи работникам специальной одежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, утверждаемых постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к материальным расходам в целях исчисления налога на прибыль относятся затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Согласно Постановлению Минтруда России от 30 декабря 1997 г. № 69 «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики» рабочим по стирке и ремонту спецодежды полагается на срок носки 12 месяцев:

- костюм хлопчатобумажный - один;

- фартук хлопчатобумажный с нагрудником - два;

- сапоги резиновые - одна пара;

- перчатки резиновые - дежурные;

- рукавицы комбинированные - четыре пары.

Таким образом, стоимость курток на утепляющей подкладке учесть в составе расходов в целях исчисления прибыли организация не может.

Г. И. ПЛАТОНОВА

710.Работник организации был направлен в служебную командировку в г. Новосибирск сроком на пять дней. Аванс на командировочные расходы составил 19200 руб. Работник представил авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих расходы по найму жилого помещения в сумме 3800 руб. (включая налог на добавленную стоимость 579,66 руб.), суточные в сумме 1500 руб. (в качестве оплаты суточных в размере 300 руб. в сутки, что предусмотрено коллективным договором). Стоимость проезда к месту командировки и обратно подтверждено авиабилетами стоимостью 8000 руб. Согласно авансовому отчету, остаток неиспользованных денежных средств составил 5900 руб. Остаток неиспользованных денежных средств в установленный срок (10 дней) работник не вернул, в связи с чем администрацией издан приказ об удержании невозвращенной суммы из заработной платы работника. Заработная плата работника составляет 8000 руб.
Каков порядок отнесения командировочных расходов, включая суточные, к расходам в целях налогообложения и удержания неизрасходованных и невозвращенных сумм денежного аванса?

В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении в служебную командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных с ней, в том числе расходов по проезду к месту назначения и обратно, связанных с проживанием, суточных. При этом порядок и размеры возмещения суточных, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом предприятия. Размеры возмещения суточных не могут быть ниже размеров, установленных правительством Российской Федерации. Норма суточных установлена в размере 100 руб. за каждый день нахождения в командировке на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 г. № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией». При исчислении налога на прибыль расходы по командировке, в частности, суточные в пределах норм, утвержденных Правительством Российской Федерации, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подпункт 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации), и являются косвенными расходами, формирующими налоговую базу по налогу на прибыль текущего месяца (статья 318 Налогового кодекса Российской Федерации).

Суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, не облагаются НДФЛ на основании пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации. Суточные, выплаченные работнику сверх установленной нормы, включаются в налоговую базу по НДФЛ. Налогообложение производится по налоговой ставке 13% (статья 224 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие обязано удержать исчисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов работника при их фактической выплате.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, не подлежат обложению ЕСН. Суточные сверх норм, которые не уменьшают налогооблагаемую прибыль, также не подлежат обложению ЕСН согласно пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного на предприятии будут сделаны следующие записи:

1. Дебет счета 71 Кредит счета 50 - 19200 руб. выданы командированному работнику денежные средства под отчет;

2. Дебет счета 26, 20, 44 Кредит счета 71 - 500 руб. - списана с подотчетного лица сумма суточных в пределах норм;

3. Дебет счета 20, 26, 44 Кредит счета 71 - 1000 руб. - списана с подотчетного лица сумма суточных сверх норм;

4. Дебет счета 20, 26, 44 Кредит счета 71 - 8000 руб. - списана на расходы стоимость авиабилетов;

5. Дебет счета 20, 26, 44 Кредит счета 71 - 3220, 34 руб. - списаны расходы по найму жилья без налога на добавленную стоимость;

6. Дебет счета 19, субсчет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 71 - 579,66 руб. - отражаем сумму налога на добавленную стоимость по расходам на оплату жилья;

7. Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит счета 19 - 579,66 руб. - зачтен налог на добавленную стоимость по оплате жилья;

8. Дебет счета 70 Кредит счета 68 - 130 руб. - при выплате заработной платы удержан НДФЛ, начисленный на сумму суточных, выплаченных сверх установленных норм (1000 руб. х 13%);

9. Дебет счета 94 Кредит счета 71 - 5900 руб. - отражен остаток неизрасходованной суммы, выданной под отчет и своевременно не возвращенной, на удержание с работника.

Согласно статье 138 Трудового кодекса Российской Федерации единовременно из заработной платы работника предприятие может удержать не более 20% (8000 х 20%) и составит 16000 руб.

10. Дебет счета 70 Кредит счета 94 - 1600 руб. - удержана часть своевременно не возвращенной суммы, выданной работнику под отчет, из заработной платы и так далее до полного погашения долга.

При этом величина неистребованной в установленные сроки дебиторской задолженности по подотчетным суммам в соответствии с пунктом 12 ПБУ 10/99 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 г. № 33н) относится в состав внереализационных расходов организации).

 

 

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
Рейтинг аудиторских компаний - 90
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты || Специалисты ]