«Аудит-Центр»

Новости

История

Специалисты

Услуги

Контакты

Конференция

 

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #1001-1010

М.А. Дмитриева

1001.Необходимо ли с предоплаты, перечисленной поставщику товара в иностранной валюте, пересчитывать курсовую разницу на отчетную дату?

В соответствии с п. 9 ПБУ 3/2006 для составления бухгалтерской отчетности средства полученных и выданных авансов и предварительной оплаты, задатков принимаются в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой указанные активы и обязательства принимаются к бухгалтерскому учету.

Активы и расходы, которые оплачены организацией в предварительном порядке либо в счет оплаты которых организация перечислила аванс или задаток, признаются в бухгалтерском учете этой организации в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату пересчета в рубли средств выданного аванса, задатка, предварительной оплаты (в части, приходящейся на аванс, задаток, предварительную оплату).

Доходы организации при условии получения аванса, задатка, предварительной оплаты признаются в бухгалтерском учете этой организации в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату пересчета в рубли средств полученного аванса, задатка, предварительной оплаты (в части, приходящейся на аванс, задаток, предварительную оплату).

Таким образом, если вами перечисляется предоплата, то рублевый размер такой предоплаты определяется по курсу соответствующей валюты на дату платежа (если в договоре вы не установили иную дату). Указанный курс с течением времени останется неизменным. Рублевая оценка обязательства также не изменится на дату получения вами товара (работ, услуг), имущественных прав. Следовательно, курсовые разницы при предоплате не возникают.

М.М. Левицкая

1002.Организация имеет в собственности нежилое помещение. Правоустанавливающие документы на земельный участок (находящийся в государственной собственности), занятый нежилым помещением, отсутствуют. Является ли организация плательщиком земельного налога?

Одним из основных принципов земельного законодательства РФ является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ (ст. 1 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного, срочного пользования или переданных им по договору аренды (ст. 388 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда (ст. 389 НК РФ).

По договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.

Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости (ст. 552 ГК РФ).

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют юридические лица-собственники зданий, строений, сооружений. Для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (ст. 36 ЗК РФ).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (ст. 36 ЗК РФ).

Из анализа определения Верховного суда РФ от 12.07.2006 по делу № 5-Г06-57 и определения Высшего Арбитражного суда РФ от 30.11.2007 № 15748/07 следует, что в соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога являются только организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования и на праве пожизненного наследуемого владения. Указанный перечень расширенному толкованию не подлежит и не может быть расширен уполномоченным органом субъекта РФ. То есть обязанность уплаты земельного налога напрямую связана с наличием у пользователя правоустанавливающих документов на земельный участок.

В свою очередь Минфин РФ в письме от 29.12.2007 № 03-05-05-02\82 указал, что государственная регистрация соответствующих прав на объекты недвижимого имущества является обязательной, но носит заявительный характер, в связи с чем, если вышеуказанные земельные участки, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, по мнению Минфина России, должны подлежать налогообложению земельным налогом, поскольку такие факты в соответствии с действующим законодательством должны рассматриваться как уклонение от налогообложения.

Следовательно, при установлении фактов неуплаты земельного налога в связи с уклонением от государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества при проведении контрольных мероприятий налоговыми органами существует риск привлечения к уплате земельного налога и применения предусмотренной ст. 122 НК РФ меры ответственности при совершении умышленного налогового правонарушения.

Таким образом, ваша организация, по мнению Минфина РФ, будет являться плательщиком земельного налога, если вы не обращались для приобретения прав на земельный участок в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

1003.Организация заключила со своим работником договор аренды транспортного средства, принадлежащего на праве собственности работнику. Согласно условиям договора управлять ТС будет сам работник. Должна ли организация удерживать с работника НДФЛ и уплачивать ЕСН с сумм, выплаченных работнику?

В хозяйственной деятельности многие предприятия используют транспортные средства. Для одних это производственная необходимость, для других наличие автомобиля обусловлено разовым, непродолжительным использованием либо сезонными факторами. Для таких предприятий выгоднее заключить договор аренды транспортного средства.

Гражданское законодательство выделяет два вида аренды транспортного средства: с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации либо без предоставления таких услуг.

В соответствии со ст. 632 ГК РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

В данной ситуации на арендодателя возлагаются обязанности по содержанию, управлению и технической эксплуатации транспортного средства (ст. 634, 635 ГК РФ), а на арендатора — обязанности по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, если иное не установлено договором (ст. 636 ГК РФ).

В вашей ситуации организацией заключен договор аренды транспортного средства с экипажем.

Единый социальный налог

В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков ЕСН-физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых по авторским договорам).

Пунктом 3 ст. 238 НК РФ предусмотрено, что в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в ФСС РФ) не включаются вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.

Так как вознаграждения, выплачиваемые организацией физическому лицу по договору аренды транспортного средства с экипажем, включают в себя плату за аренду автомобиля и плату за услуги по управлению этим автомобилем, то, следовательно, сумма вознаграждения, выплачиваемого физическому лицу за услуги управления автомобилем, является объектом обложения ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ). При этом указанное вознаграждение не включается в налоговую базу по ЕСН в части суммы налога, подлежащей уплате в ФСС РФ (п. 3 ст. 238 НК РФ).

НК РФ не устанавливает, каким образом определяется налоговая база по выплатам на основании договора аренды транспортного средства с экипажем, если сумма оплаты услуг экипажа не выделена.

В случае невозможности разделения платы за аренду автомобиля и платы за услуги по управлению автомобилем налоговый орган может воспользоваться как своим правом определять налоговую базу расчетным путем (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ), так рассчитать его исходя из всей суммы договора.

Таким образом, чтобы избежать риска обложения налоговым органом всей суммы арендной платы, рекомендуем при заключении договора аренды транспортного средства с экипажем отдельно указывать размер платы за аренду автомобиля от платы за услуги по его управлению.

Налог на доходы физических лиц

Суммы, выплачиваемые по договору аренды транспортного средства с экипажем, являются объектом обложения НДФЛ (ст. 209 НК РФ).

Доходы физических лиц, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, подлежат обложению НДФЛ по налоговой ставке 13 процентов, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, вне зависимости от вида договора аренды.

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ сумму НДФЛ.

Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Таким образом, суммы арендной платы, выплачиваемые организацией сотруднику в соответствии с заключенным договором аренды транспортного средства, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по налоговой ставке 13 процентов.

Обязанность по удержанию и уплате исчисленного НДФЛ возлагается на организацию, являющуюся источником выплаты указанных доходов, признаваемую в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ налоговым агентом.

Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установила, что страховые взносы в ФСС РФ уплачиваются только по тем договорам, в которых предусмотрена соответствующая обязанность стороны, выплачивающей вознаграждение по гражданско-правовому договору.

Взносы на обязательное пенсионное страхование

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 НК РФ.

Таким образом, взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются только в случае заключения договора аренды транспортного средства с экипажем с сумм вознаграждения, выплачиваемых физическому лицу за услуги управления автомобилем.

 

Е.П. Тихоновец

1004.Объекты недвижимости уже несколько лет эксплуатируются, пока не зарегистрированы. Учитывается ли в расходах по налогу на прибыль налог на имущество, исчисленный по таким объектам? Можно ли при исчислении налога на имущество включить их остаточную стоимость?

Согласно методологии бухгалтерского учета объекты недвижимости, не имеющие государственной регистрации, учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». В соответствии с п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 № 26н, только стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13.10.2003 № 91н, предусмотрено, что по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и которые фактически эксплуатируются, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. Допускается объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и которые фактически эксплуатируются, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств. Таким образом, если по эксплуатируемым объектам недвижимости документы не переданы на государственную регистрацию, амортизация не начисляется и при исчислении налога на имущество их стоимость, по которой они учтены на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», включается в налогооблагаемую базу по налогу на имущество.

В письме Министерства финансов РФ от 02.11.2007 № 03-03-06/1768 указано, что расходы в виде сумм налога на имущество, начисленные в установленном законодательством РФ порядке по недвижимому имуществу, право собственности на которое не зарегистрировано в едином государственном реестре, но которые фактически эксплуатируются организацией, организация вправе отнести к расходам для целей налогообложения прибыли организации:

— в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ;

— порядок учета расходов в виде сумм налогов для целей налогообложения прибыли организаций предусмотрен в подп. 1 п. 1 ст. 272 НК РФ, а именно: датой осуществления внереализационых и прочих расходов признается дата начисления налогов (сборов), если иное не установлено ст. 261, 262, 266 и 267 НК РФ.

Каких-либо особенностей в отношении порядка учета расходов в виде сумм налогов для целей налогообложения прибыли организаций, помимо их начисления в установленном законодательством РФ порядке, положениями НК РФ не установлено.

1005.Расскажите о порядке учета госпошлин, уплаченных истцом за рассмотрение дел в арбитражном суде, и суммы госпошлины, взысканной с ответчика согласно решению суда, в целях бухгалтерского и налогового учета.

Согласно п. 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Министерства финансов РФ, в бухгалтерском учете расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Следовательно, расход в виде уплаченной госпошлины можно признать на дату вынесения судьей определения о возбуждения гражданского дела.

 Согласно Плану счетов, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, для учета штрафных санкций, взыскиваемых с контрагентов за несоблюдение договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присужденных судом, предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

С учетом вышеизложенного в бухгалтерском учете отражаются проводки, например:

Сентябрь 2007 года

Дебет счета 91.2  Кредит счета 76.5 — 1000 руб. на основании определения Арбитражного суда Хабаровского края о принятии искового заявления к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначении предварительного судебного заседания от 15.09.2007.

Декабрь 2007 года

Дебет счета 76.5  Кредит счета 91.2 — 1000 руб., 02.12.2007 — дата вступления в силу решения Арбитражного суда Хабаровского края, согласно которому вынесено решение о взыскании с ответчика госпошлины.

Таким образом, организацией в бухгалтерском учете госпошлина отражается в прочих доходах и расходах. Нарушение методологии учета госпошлин приводит к искажению показателей строки 090 «Прочие доходы» и строки 100 «Прочие расходы» формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

В целях налогового учета доходов и расходов в виде сумм уплаченных истцом и взысканных судом с ответчика госпошлин следует руководствоваться подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ и подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Согласно подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ для получения внереализационных доходов датой получения дохода признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда — по доходам в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба).

В силу подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся, в частности, расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Согласно подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

Н.А. Панкратова

1006.Облагаются ли в 2007 году НДФЛ суммы компенсации, которые оплачивает организация за содержание детей своих работников в детских дошкольных учреждениях?

До 2007 года компенсационные выплаты не облагались НДФЛ в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ.

В соответствии с данной статьей не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Так, несмотря на то, что рассматриваемые компенсационные выплаты в п. 3 ст. 217 НК РФ прямо не упомянуты, считалось, что они выплачиваются организацией в порядке и на условиях, установленных представительным органом местного самоуправления.

При этом руководствовались постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1992 № 2464-1 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений».

Данным постановлением было предусмотрено, что размер платы, взимавшейся с родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, находящихся на балансе предприятий, организаций, учреждений, органов исполнительной власти, не должен был превышать 20% от затрат на содержание ребенка в данном учреждении.

Данная позиция подтверждалась и в арбитражных судах.

Пример

Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2005 № Ф08-6121/2005-2410А, Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2005 № 09АП-9704/05-АК, ФАС Московского округа от 11.06.2004 № КА-А41/4703-04, решение Арбитражного суда Московской области от 20.01.2004 № А41-К2-19096/03.

В настоящее время нормативными документами не предусмотрена выплата работодателями компенсации родителям на содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

Федеральным законом от 05.12.2006 № 207-ФЗ введена ст. 52.2. «Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» в Закон РФ от 10.07.1992  № 3266-1 «Об образовании».

Компенсация будет выплачиваться одному из родителей (законных представителей), который внес родительскую плату за содержание своего ребенка.

Размер компенсации зависит от числа детей. На первого ребенка предоставляется компенсация в размере 20%, на второго — 50%, на третьего и последующих детей — 70% суммы родительской платы.

Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты должны определить субъекты РФ. Они же будут финансировать расходы по выплате компенсации.

Компенсация начисляется на лицевой счет одного из родителей, производящих оплату.

В письме Минфина России от 13.06.2007 № 03-04-06-01/181 сказано, что данные компенсации являются доходом родителей, поэтому с этих сумм необходимо начислить и уплатить НДФЛ.

Частичную компенсацию или полную оплату может также осуществить и работодатель.

Суммы оплаты организацией содержания ребенка работника в детском саду являются доходом, полученным в натуральной форме, и, соответственно, подлежат включению в налоговую базу для исчисления НДФЛ.

А.П. Погудина

1007.В трудовых договорах, заключенных с работниками организации, размер заработной платы установлен в абсолютной сумме, включающей в себя в том числе и районный коэффициент и процентную надбавку за работу в Южных районах Дальнего Востока. Правильно ли это? Какими нормативными документами регулируются выплаты районного коэффициента и процентной надбавки в г. Хабаровске?

Согласно ст. 129 ТК РФ тарифная ставка — это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Таким образом, выплаты районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате носят характер компенсационных выплат и не могут быть изначально учтены в составе оклада.

Начисления районного коэффициента и процентной надбавки производится сверх оклада.

Отсутствие указанных начислений рассматривается как несоблюдение работодателями уровня гарантий и компенсаций, установленного Правительством Российской Федерации.

Нарушение законодательства о труде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 5.27 КоАП).

 Нормативный правовой акт, устанавливающий размер районного коэффициента, а также порядок его применения, до настоящего времени не принят. В соответствии со ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

На территории Российской Федерации действует Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029.

Предельные районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих по городам и районам Хабаровского края установлены решением исполкома краевого Совета народных депутатов от 18.07.1991 № 154. Для города Хабаровска он составляет 30%.

Порядок предоставления процентной надбавки работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, во исполнение постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 № 255 изложен в приказе Минтруда РФ от 22.11.1990 № 3.

Процентные надбавки к заработной плате работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, за непрерывный стаж работы на этих предприятиях, в учреждениях и организациях выплачиваются в размере 10% по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% заработка.

Молодым людям (лицам в возрасте до 30 лет), прожившим не менее одного года в районах, где льготы и компенсации предоставляются на основании постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 № 255, и вступающим в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с 1 января 1991 г. в размере 10% за каждые шесть месяцев работы.

Н.Б. Лопатина

1008.Прошу проконсультировать по поводу учета расходов по ведомственной подписке. Можно ли учитывать операции по перечислению денежных средств почтовому отделению как авансы уплаченные или обязательно формировать расходы будущих периодов? Когда предъявлять НДС к вычетам?

Как правило, оплата за подписку на печатные издания на следующий за отчетным годом период производится во втором полугодии отчетного периода, то есть фактически осуществляется предварительная оплата.

Согласно Инструкции по применению плана счетов суммы предварительной оплаты должны учитываться на счете 60 «Авансы выданные».

При получении периодических изданий ежемесячно в равных частях сумма расходов по подписке относится на счета затрат с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками».

Суммы уплаченного аванса ежемесячно будут списываться в счет погашения кредиторской задолженности.

Практика аудита расходов будущих периодов показывает, что многие предприятия традиционно учитывают всю сумму расходов по подписке на счете 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками». Списание на расходы производят ежемесячно на счета учета затрат, кредитуя счет 97 «Расходы будущих периодов».

По нашему мнению, такая постановка учета не будет являться нарушением, так как затраты в обоих случаях учтены в составе расходов в том периоде, когда получены подписные издания.

Ошибкой многих предприятий-плательщиков НДС является то, что при формировании бухгалтерской записи Дебет 97   Кредит 60 одновременно формируются записи в книгу покупок. Вся сумма НДС, уплаченная почтовому отделению за подписку, предъявляется к вычету.

В то же время по расходам на подписку, которые традиционно учитываются на счете 97, НДС нужно принимать к вычету равномерно в течение срока подписки (по мере получения соответствующих номеров изданий).

Обращаем внимание, что для вычета НДС по товарам (работам, услугам) важен факт их принятия к учету, в данном случае получения подписных изданий (п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом для целей НДС не имеет значения, на каком счете в бухгалтерском учете отражены произведенные расходы.

Таким образом, налогоплательщик обязан предъявлять сумму НДС к возмещению ежемесячно пропорционально периоду подписки.

М.М. Левицкая

1009.В соответствии с условиями договора поставки поставщик оказывает услуги по доставке товара (через транспортные организации), а покупатель возмещает расходы поставщика, связанные с доставкой. Стоимость расходов по доставке в цену товара не включается, а оплачивается отдельно. Как правильно оформить поставщику возмещение расходов, связанных с доставкой товара?

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ.

Согласно положениям письма Минфина РФ от 10.03.2005 № 03-03-01-04/1/103 в том случае, когда в договоре поставки отражено, что покупатель сверх цены компенсирует транспортные расходы, поставщик, получив от покупателя возмещение транспортных расходов, должен отразить эту сумму в налоговом учете как свой доход, а сумму, перечисленную транспортной компании, — в качестве расхода. Если возмещенная сумма окажется больше, то возникнет база по налогу на прибыль. Если транспортные услуги продаются без наценки, то и облагаемая база по налогу отсутствует. Сумма компенсации будет являться доходом данной организации-поставщика.

Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав на территории Российской Федерации, по которым выставляются счета-фактуры (ст. 146, п. 3 ст. 168 НК РФ).

В соответствии с Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, покупатели и продавцы товаров (выполненных работ, оказанных услуг) ведут журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, оформляют счета-фактуры.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ вычеты.

Таким образом, поставщик вправе применить вычет по НДС в общем порядке, предусмотренном НК РФ (по услугам транспортных организаций, на основании полученных счетов-фактур). Для возмещения денежных средств, уплаченных поставщиком транспортной организации, поставщик выставляет покупателю счет (а ни счет-фактуру, так как реализация в данном случае отсутствует) на сумму транспортных расходов в размере фактически уплаченных средств, без включения и выделения НДС, уплаченного транспортной организации и заявленного на вычет поставщиком.

Т.В. Тюленева

1010.Я зарегистрировала сына индивидуальным предпринимателем по оказанию услуг такси. Как правильно вести учет и отчетность, нужен ли кассовый аппарат или можно использовать билеты (бланки строгой отчетности)? Также на нем зарегистрирована мастерская по ремонту обуви. Поэтому мне очень важно знать, как вести учет: по видам деятельности или отдельно.

Гражданским законодательством предпринимательская деятельность рассматривается как одна из форм участия граждан в предпринимательских отношениях. Определение предпринимательской деятельности установлено гл. 1 «Гражданское законодательство» ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Статус индивидуального предпринимателя он получает после государственной регистрации в установленном законом порядке.

На сегодняшний день в большинстве регионов РФ автотранспортные услуги населению и организациям оказывают не только крупные транспортные автохозяйства. В современных условиях с ними конкурируют субъекты малого бизнеса, в том числе и индивидуальные предприниматели, которые успешно развиваются и постоянно расширяют сферу своей деятельности. Перечень решаемых предпринимателем повседневных задач достаточно широк, при этом налогообложение в нем занимает не последнее место.

НК РФ и другие нормативные акты не всегда дают исчерпывающие указания по порядку учета и налогообложения для данной категории налогоплательщиков. В настоящее время налоговое законодательство, регулирующее порядок уплаты налогов, направлено преимущественно на одну категорию налогоплательщиков — юридические лица. В большинстве случаев в нем отсутствует описание особенностей исчисления налогов, организации налогового учета и отчетности индивидуальными предпринимателями. На этом фоне одним из наиболее актуальных является вопрос учета доходов и расходов у предпринимателя, оказывающего транспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов.

Предпринимателю, оказывающему транспортные услуги, необходимо обратить внимание на положения гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, которая регулирует отношения сторон, связанные с предоставлением транспортных услуг, и на основании которой общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Эти документы, конечно, нужно иметь в виду при осуществлении данного вида деятельности. Однако следует учитывать, что конкретные условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если законодательством не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК РФ).

Предприниматели, деятельность которых связана с перевозками пассажиров и грузов физических и юридических лиц автомобильным транспортом, должны:

— зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации физических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

— соблюдать квалификационные требования, утвержденные приказом Министерства транспорта от 22.06.1998 № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом»;

— получить лицензию на право осуществления перевозок.

От вида осуществляемых перевозок и количества используемых транспортных средств зависит режим налогообложения и, соответственно, порядок начисления и уплаты налогов в бюджет.

В отношении оказания транспортных услуг могут применяться три режима налогообложения деятельности индивидуальных предпринимателей:

— упрощенная система налогообложения;

— в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

— общий режим налогообложения.

Первые две системы направлены на упрощение форм и процедур налогообложения, а также на снижение налоговой нагрузки.

Этот вывод подтверждается тем, что при применении этих специальных налоговых режимов предприниматель не платит:

— НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

— налог на доходы (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);

— единый социальный налог (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, и выплат, производимых физическим лицам);

— налог на имущество физических лиц, которое используется в предпринимательской деятельности.

Оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов является одним из видов деятельности, в отношении которого законом субъекта РФ может быть введен специальный налоговый режим (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). В этом случае при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов не более 20 транспортными средствами индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться как плательщик ЕНВД.

В отличие от упрощенной и общей систем налогообложения система налогообложения в виде ЕНВД носит принудительный характер и в обязательном порядке применяется в тех субъектах РФ, на территории которых она законодательно введена. Предприниматель будет уплачивать единый налог при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и грузов с использованием как собственных, так и иных транспортных средств, находящихся на праве пользования, владения или распоряжения (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Специфической особенностью налогового режима в виде ЕНВД является определение налоговой базы не по данным учета и отчетности, а на основании нормативной величины базовой доходности разных видов деятельности, к которой применяются корректирующие коэффициенты. Поэтому у индивидуального предпринимателя нет вопроса о порядке учета доходов и расходов, так как ни те, ни другие не участвуют в расчете единого налога.

Отметим, что у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих уплату ЕНВД, отсутствует обязанность по ведению учета доходов и расходов как для целей бухгалтерского учета, так и для целей расчета единого налога. Это объясняется тем, что согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

В настоящее время форма такого учета для предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, не установлена. Другими словами, у индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками ЕНВД, отсутствует законодательно установленная обязанность по ведению учета своих доходов и расходов. При желании такой учет можно вести в произвольной форме.

Уплата ЕНВД не освобождает предпринимателя от исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (абз. 5 п. 4 ст. 346.26 НК РФ), а также взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (абз. 7 ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Согласно абз. 5 п. 4 ст. 346.26 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты.

В силу п. 1 ст. 28 названного Закона страхователи, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 6 названного Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа.

Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ (п. 2 ст. 28 названного Закона).

Пунктом 3 указанной статьи установлено, что минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. — на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством РФ.

Согласно абз. 2 п. 2 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 № 582, фиксированный платеж, направляемый на финансирование накопительной части трудовой пенсии, является обязательным для уплаты лицами 1967 года рождения и моложе.

Пунктом 4 ст. 28 вышеназванного Закона определено, что порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством РФ.

В соответствии с п. 3 Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 № 148, размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ, на 12. В случае, если рассчитанный на месяц в указанном порядке размер фиксированного платежа не превышает минимального размера фиксированного платежа, установленного ст. 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», уплата фиксированного платежа осуществляется в минимальном размере.

На 2007 год согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2007 № 156 стоимость страхового года установлена в размере 1848 руб., или 154 руб. в месяц.

Уплата фиксированного платежа осуществляется страхователями в виде отдельных платежных поручений на финансирование каждой части трудовой пенсии. При этом две трети от суммы фиксированного платежа направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии и одна треть  — на финансирование накопительной части трудовой пенсии (п. 5 названных Правил).

Таким образом, индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность без привлечения наемных работников и получающий доходы, уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа, размер которого устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.

Плательщики ЕНВД не обязаны представлять в налоговые органы нулевые декларации (расчеты) по тем налогам, от которых они освобождены (п. 2 ст. 80 НК РФ, письма Минфина России от 12.11.2007 №03-02-07/1-465, от 12.10.2006 № 03-11-04/3/447).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны использовать контрольно-кассовую технику.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные услуги по перевозке пассажиров в режиме индивидуального такси, Минфином России не утверждались какие-либо формы квитанций.

Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона предусмотрено, что при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2007 № 39 утверждены Правила ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, а также требования к его структуре и составу сведений.

Приказом Роспрома от 01.08.2007 № 321 в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, утвержденный приказом Федерального агентства по промышленности от 16.07.2007 № 299, включены сведения о моделях контрольно-кассовой техники, используемых при оказании услуг на автомобильном транспорте (такси или маршрутном такси).

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие платные услуги по перевозке пассажиров в режиме индивидуального такси, должны осуществлять денежные расчеты за эти услуги с применением контрольно-кассовой техники (таксометров, обеспечивающих учет дальности поездки и ее стоимости).

Что касается учета работы мастерской по ремонту обуви, сообщаем следующее.

Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163) установлено, что оказание услуг в части ремонта обуви (код 011000) относится к бытовым услугам.

В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ оказание бытовых услуг населению является одним из видов деятельности, в отношении которого законом субъекта РФ введен специальный налоговый режим (п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Таким образом, и оказание транспортных услуг такси и оказание услуг по ремонту обуви подпадают под уплату единого налога на вмененный доход, который рассчитывается отдельно по каждому виду деятельности.

 

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
© 2000-2006
...АУДИТ-ЦЕНТР...
All rights reserved.
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты ]

Webdesign
anastasiya