«Аудит-Центр»

Новости

История

Специалисты

Услуги

Контакты

Конференция

 

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #101-110

101. С 01.01.2001 г. вводится новый механизм исчисления и уплаты НДС по месту нахождения обособленных подразделений организации. По какому алгоритму можно произвести расчет НДС?

Статьей 175 части второй Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется как одна вторая произведения общей суммы налога, подлежащей уплате организацией, на величину, исчисленную как сумма удельного веса среднесписочной численности работников (Фонда оплаты труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (Фонде оплаты труда) по организации в целом и удельного веса стоимости основных производственных фондов обособленного подразделения в стоимости основных производственных фондов по организации в целом.
Таким образом, сумма НДС, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, исчисляется по формуле:
1/2 (сумма НДС х (Уд. вес ФОТ + Уд. вес ОПФ)),
где сумма НДС - сумма НДС, подлежащая уплате организацией в целом;
Уд. вес ФОТ - удельный вес среднесписочной численности работников или Фонда оплаты труда (на Ваше усмотрение) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников или Фонде оплаты труда по организации в целом;
Уд. вес ФОТ = ФОТ подразделения : ФОТ организации в целом.
Обратите внимание на тот факт, что Вам предоставляется возможность самим определить, каким показателем Вы будете пользоваться при расчете. Данный показатель должен быть неизменным в течение всего года и должен найти свое отражение в учетной политике предприятия.
Уд. вес ОПФ - удельный вес стоимости основных производственных фондов обособленного подразделения в стоимости основных производственных фондов по организации в целом. Именно основных производственных ондов, а не всех основных фондов. Необходимо брать среднюю стоимость ОПФ согласно данным календарного года, предшествующего отчетному периоду (ст. 6 НК РФ говорит, что календарный год определяется как период с 1 января по 31 декабря).
Уд. вес ОПФ = ОПФ подразделения : ОПФ всего предприятия.
Определяется средняя остаточная стоимость ОПФ по предприятию в целом и по обособленным подразделениям:
ОПФ= (ОПФ 1 + ОПФ 2 + ОПФ 3 + ОПФ 4 + ОПФ 5): 5, где
ОПФ - средняя остаточная стоимость ОПФ за календарный год, предшествовавший отчетному налоговому периоду;
ОПФ 1 - остаточная стоимость ОПФ на начало календарного года, предшествовавшего отчетному налоговому периоду;
ОПФ 2 - остаточная стоимость ОПФ на начало 2 квартала календарного года, предшествовавшего отчетному налоговому периоду, и т. д. по последующим кварталам;
ОПФ 5 - остаточная стоимость ОПФ на конец календарного года, предшествовавшего отчетному налоговому периоду.
Следует иметь в виду, что, по данному алгоритму, первоначально рассчитывается налоговая база НДС в целом по организации.
В соответствии с законом РФ от 29 декабря 2000 г. № 166 - ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ", пункт 2 ст. 175 дополнен абзацем: "Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащего уплате по месту нахождения всех обособленных подразделений организации".

 

102. В рамках исполнения Договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) нашей организации было поручено вести дела настоящего товарищества и выполнять обязанности по расчету и уплате всех налогов по операциям товарищества. Должны ли мы встать еще раз на налоговый учет?

 

В соответствии с законом РФ от 29 декабря 2000 г. № 166 - ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ", изменена трактовка последнего абзаца пункта 2 статьи 180. В соответствии с новой трактовкой, вступающей в силу с 1 января 2001 г., Вы обязаны известить налоговый орган об исполнении Вами обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности). Обязанность дополнительной регистрации отпала.

 

103. Организация имеет обособленное подразделение, не осуществляющее реализацию товаров (работ, услуг). Должна ли организация с 01 января 2001 г. по месту нахождения такого подразделения уплачивать НДС?

 

Статьей 175 части второй Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации.
Пунктом 1 вышеназванной статьи определено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, уплачивает налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений.
В соответствии со ст. 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Таким образом, с 01 января 2001 г. организация по месту нахождения обособленного подразделения, не осуществляющего реализацию товаров (работ, услуг), также должна уплачивать налог на добавленную стоимость.

 

104. Какой размер минимальной месячной оплаты труда применять с 1 января 2001 г.?

В соответствии со статьей 1 Федерального Закона РФ от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда составляет:
с 1 июля 2000 года в сумме 132 рублей в месяц;
с 1 января 2001 года в сумме 200 рублей в месяц;
с 1 июля 2001 года в сумме 300 рублей в месяц.
Однако данный минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей.
Этим же законом установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных вы-плат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 г. по 31 декабря 2000 г. исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Статья 5 Закона также определяет, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится:
- с 1 июля 2000 г. по 31 декабря 2000 г. исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам;
- с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Исчисление платежей по граждан-ско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 г. по 31 декабря 2000 г. исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

 

105. Второй частью Налогового кодекса РФ применение регрессивных ставок единого социального налога в 2001 г. поставлено в зависимость от "фактического размера выплат, начисленных в среднем на одного работника" за предшествующий налоговому периоду промежуток времени. Кроме того, при расчете этого показателя следует исключать определенное количество работников, "имеющих наибольшие по размеру выплаты".
Какую численность следует применять при расчете "выплат, начисленных в среднем на одного работника"? Следует ли при расчете указанного показателя исключать работников, сумма выплат которым за предшествовавший налоговый период оказалась наибольшей, или работников, у которых среднемесячные выплаты оказались наибольшими?

Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2000 г. "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ"внесена поправка в п. 2 ст. 241 гл. 24 НК РФ: "При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике". При определении условий, предусмотренных в указанном пункте, принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, уплачиваемой в составе налога в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 7 декабря 1998 г. № 121 средняя численность работников включает в себя:
- среднесписочную численность работников;
- среднюю численность внештатных совместителей;
- среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера (за исключением численности индивидуальных предпринимателей), в т. ч. по авторским и лицензионным.
При расчете условий для применения регрессивной шкалы ставок единого социального налога (с наибольшими среднемесячными выплатами или с наибольшими вы-платами за год) сообщаем, что, в связи с тем, что налоговым периодом для исчисления единого социального налога является календарный год, следует при определении вышеуказанных условий исключать работников с наибольшими выплатами за предшествовавший налоговый период, т. е. за 2000 г.. Эта же позиция изложена в Письме Минфина РФ от 09.11.2000 г. № 04-04-07.

 

106. Изменился ли порядок уплаты налогов обособленными подразделениями после вступления в силу второй части Налогового кодекса РФ?

Частью второй Налогового кодекса, введенной в действие с 01.01.2001 г. Федеральным законом от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ, установлен иной, отличающийся от действующего, порядок уплаты НДС и акцизов обособленными подразделениями предприятия.
В соответствии со ст. 144 части второй Налогового кодекса на учет в налоговом органе в качестве плательщика НДС подлежит постановке только организация как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения. С 01.01.2001 г. утрачивает силу последний абзац ст. 9 Федерального закона от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ (уплата НДС обособленными подразделениями организации).
Статьей 179 части второй Налогового кодекса определено, что плательщиками акцизов являются организации. Федеральный закон "Об акцизах" от 06.12.1991 г. № 1993-1, признающий плательщиками налога филиалы и другие обособленные подразделения предприятия, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, с 01.01.2001 г. утрачивает силу.
Порядок взимания налога на прибыль, налога на имущество предприятий, налога на пользователей автомобильных дорог, действующий в отношении филиалов и представительств организаций, имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, с 01.01.2001 г. изменений не претерпел.

 

107. Предприятие в 2000 г. заключило договор аренды нежилого помещения с физическим лицом, являющимся собственником этого помещения, не зарегистрированным как предприниматель без образования юридического лица. Нужно ли начислять платежи во внебюджетные фонды на суммы, выплачиваемые физическому лицу по договору аренды? Можно ли предприятию отнести суммы, выплачиваемые по договору аренды физическому лицу, на себестоимость?

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.1997 г. № 546 "О Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ" (в редакции Постановлений Правительства РФ от 13.10.1999 г. № 1154, от 10.03.2000 г. № 217) страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не начисляются на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско - правового характера, исключая вознаграждения, выплачиваемые по гражданско - правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 г. № 765 "О Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ", страховые взносы в Фонд социального страхования РФ не начисляются на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2000 г. № 9 "О Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования", страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования не начисляются на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, исключая вознаграждения, выплачиваемые по гражданско - правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.10.1999 г. № 1193 "О Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Государственный фонд занятости населения РФ", страховые взносы в Государственный фонд занятости населения РФ не начисляются на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, исключая вознаграждения, выплачиваемые по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также исключая вознаграждения по авторским договорам.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1999 г. № 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год", взносы в Государственный фонд занятости населения РФ не начисляются на вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
Пенсионный фонд РФ Письмом от 20.03.1997 г. № ЕВ-09-11/2147-ИН пояснил, что к гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, договоры аренды не относятся. Подобной позиции придерживается и Минфин России (Письмо от 31.01.2000 г. № 04-04-07).
Аналогичным образом решается вопрос в отношении начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования.
Таким образом, начисление страховых взносов в 2000 году в ПФ РФ, ФСС РФ, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в ФОМС по платежам по договору аренды, заключенному с физическим лицом-резидентом, не зарегистрированным как предприниматель без образования юридического лица, неправомерно.
Начиная с 01.01.2001 г. организации вместо взносов в Пенсионный фонд РФ, ФСС РФ и в ФОМС уплачивают единый социальный налог. Объектом налогообложения для организаций при исчислении налога признаются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг). Так как договоры аренды не относятся к договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, то сумма вознаграждения, выплачиваемая организацией физическому лицу по договору аренды нежилого помещения, в налоговую базу единого социального налога не включается.
Включение арендатором платы по договору аренды недвижимости, выплачиваемой физическому лицу-резиденту, не зарегистрированному как предприниматель без образования юридического лица, за аренду такого имущества в состав затрат, относимых на себестоимость продукции, неправомерно (согласно арбитражной практике, поскольку имущество физических лиц, не являющихся предпринимателями, к основным производственным фондам не относится).

 

108. По ст. 220 НК РФ. Вправе ли организация как работодатель при исчислении суммы налогооблагаемого дохода работников применять в 2001 году вычет, связанный с покупкой этими физическими лицами квартиры, жилого дома или садового домика, если льгота уже начала предоставляться этим лицам по месту работы до 01.01.2001 года? Имеют ли указанные физические лица право на дальнейшее получение льготы в соответствии с правилами, установленными пп. “в” п. 6 ст. 3 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” № 1998-1 от 07.12.1991 года, а не положениями части второй НК РФ?

В соответствии с положениями ст. 31 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” от 05.08.2000 года № 118-ФЗ часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. Поэтому вычет, связанный с приобретением физическими лицами недвижимого имущества до 01.01.2001 года, после этой даты применяется в соответствии с правилами, установленными пп. “в” п. 6 ст. 3 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” от 07.12.1991 года № 1998-1.

 

109. Если организация имеет обособленное подразделение не по месту ее нахождения, а в другом субъекте РФ, следует ли уплачивать единый социальный налог по месту нахождения филиала?

В соответствии с новой редакцией статьи 243 (п. 9) гл. 24 НК РФ (Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”) организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают единый социальный налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

110. По ст. 236 НК РФ. Следует ли начислять и уплачивать единый социальный налог при выплате физическому лицу дохода в виде арендной платы по договору аренды автомобиля без экипажа (без предоставления услуг по управлению)?

Отношения аренды имущества не имеют характера отношений работодателя и работника, и поэтому суммы арендной платы, причитающиеся физическому лицу - владельцу такого имущества, не являются объектом обложения единым социальным налогом.

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
© 2000-2006
...АУДИТ-ЦЕНТР...
All rights reserved.
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты ]

Webdesign
anastasiya