«Аудит-Центр»

Новости

История

Специалисты

Услуги

Контакты

Конференция

 

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #1021-1030

1021.В январе 2008 года по договору лизинга получены два автомобиля, которые не учитываются на балансе нашей организации (лизингополучателя). Один автомобиль 18 апреля передан для работы в филиал, который расположен в другом субъекте РФ, и там перерегистрирован в этом же месяце. Как правильно исчислить транспортный налог по этим автомобилям?

Для правильного исчисления транспортного налога вам следует определить, кто является его плательщиком: лизингодатель или лизингополучатель. Обратимся к разъяснениям по исчислению налога в отношении транспортных средств, переданных по договору лизинга, которые даны в письмах Минфина России от 27.03.2007 № 03-05-06-04/15, от 12.12.2006 № 03-06-04-04/52. Так, в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ транспортное средство, переданное по договору лизинга, может быть зарегистрировано или на лизингодателя, или на лизингополучателя. При этом, если по договору лизинга транспортные средства, зарегистрированные на лизингодателя, временно переданы по месту нахождения лизингополучателя и временно поставлены на учет в ГИБДД по его месту нахождения, плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту их государственной регистрации. Если по соглашению сторон лизингодатель поручает лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя, то в регистрационных документах должны быть указаны сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества. Организация, владеющая автомобилем по договору лизинга, является плательщиком транспортного налога, если по взаимному согласию между ней и лизингодателем данный автомобиль зарегистрирован на организацию.

Допустим, что по соглашению сторон плательщиком транспортного налога является ваша организация. Вами передан автомобиль в филиал, находящийся в другом субъекте РФ. Транспортное средство снято с учета в одном субъекте РФ и перерегистрировано на вашу организацию в другом субъекте в течение одного месяца. В этом случае местом нахождения транспортного средства признается место, где автомобиль был зарегистрирован на 1-е число данного месяца. Налог исчисляется по каждому месту регистрации с учетом коэффициента, установленного п. 3 ст. 362 НК РФ. Коэффициент определяется как отношение количества полных месяцев, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на налогоплательщика, к количеству календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 09.04.2004 № 04-05-12/20.

Пример

Предположим, что мощность двигателя автомобилей — 150 л. с., налоговая ставка 40 руб. одинакова в разных субъектах РФ.

Налог за январь, февраль, март и апрель 2008 года исчисляется по месту нахождения организации. Его сумма составит 1980 руб. [150 л.с. x 40 руб. x (4 мес. : 12 мес.)]. Начиная с мая 2008 года транспортный налог будет исчисляться и уплачиваться по месту нахождения филиала, и его величина составит 4020 руб. [150 л.с. x 40 руб. x (8 мес. : 12 мес.)]. По другому автомобилю транспортный налог за 2008 год в сумме 6000 руб.  (150 л.с. x 40 руб.) будет исчисляться по месту нахождения организации.

Т.В. Тюленева

1022.У нас работает с прошлого года иностранный рабочий. Какие особенности в оформлении документов и начислении НДФЛ? Какие законодательные документы регулируют порядок оформления документов при приеме на работу иностранных работников?

Привлечение к работе иностранных граждан в последнее время достаточно распространено.

Независимо от целей, которые преследуют работодатели, наличие в штате иностранцев требует соблюдения особых правил, установленных российским законодательством, в том числе и при налогообложении выплаченных иностранцам доходов.

Если новый работник — иностранец, необходимо, в первую очередь, установить его налоговый статус.

Рекомендуем запросить у иностранца документы, подтверждающие дату его прибытия в РФ и (или) количество дней пребывания на территории РФ.

Такими документами, в частности, являются документ, удостоверяющий личность, с отметкой о въезде в РФ, виза с отметками, билеты (авиа- и железнодорожные и др.). Также это могут быть документы о регистрации иностранных граждан, временно проживающих в РФ (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

К физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ, относятся лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Напомним, что лица, не являющиеся налоговым резидентами РФ, являются плательщиками НДФЛ только по доходам, полученным от источников в РФ (п. 1 ст. 207 НК РФ).

Правовое положение иностранцев в России (в том числе в сфере трудовых отношений) определяет Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ).

Согласно Закону № 115-ФЗ всех иностранцев, находящихся на территории РФ, можно разделить на три категории:

— временно пребывающие в РФ (ст. 5 Закона № 115-ФЗ);

— временно проживающие в РФ (ст. 6 Закона № 115-ФЗ);

— постоянно проживающие в РФ (ст. 8 Закона № 115-ФЗ).

Чтобы иностранцу трудиться в России, ему нужно получить разрешение на работу (абз. 2 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Это правило не касается иностранцев, которые постоянно проживают в РФ, и некоторых других иностранных граждан, перечисленных в п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ. Также разрешение не требуется гражданам Республики Беларусь (пп. 1, 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»).

Порядок получения разрешения на работу зависит от основания нахождения иностранца в России.

Так, иностранцы, которые прибыли в РФ без визы, должны получить такое разрешение самостоятельно либо через представителя. Представителем может являться и будущий работодатель. Указанная процедура подробно расписана в разделе IV Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 (далее — Правила).

Самостоятельно должны получать разрешение и иностранцы, временно проживающие в РФ. Это правило действует с 15 января 2007 г., даты вступления в силу Федерального закона от 18.07.2006 № 110-ФЗ (в редакции Федерального закона от 06.01.2007 № 2-ФЗ). До этой даты временно проживающим у нас иностранцам не нужно было получать разрешение на работу. Они могли работать без него.

Что касается иностранцев, временно пребывающих в РФ по визе, то для них разрешение получает работодатель (п. 34 Правил). О том, в каком порядке это нужно сделать, дано разъяснение в разделе III Правил.

Категории иностранцев

Документы, представляемые в орган ФМС России для получения разрешения

Срок рассмотрения документов органом ФМС России

Временно пребывающие в РФ по визе

1) Заявление по форме, утвержденной приказом ФМС России от 25.12.2006 № 370.

2) Цветная фотография иностранного гражданина размером 30 x 40 мм.

3) Копия документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справка об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании.

4) Квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу
(п. 22 Правил).

Решение о выдаче разрешения принимается в течение 30 дней со дня подачи документов, а при необходимости — в течение 45 дней
(п. 29 Правил). Разрешения на работу выдаются в 10-дневный срок со дня принятия решения о выдаче (п. 30 Правил)

Временно пребывающие в РФ в безвизовом порядке

1) Заявление по форме, утвержденной приказом ФМС России от 25.12.2006 № 370.

2) Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве.

3) Миграционная карта.

4) Квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу
(пп. 2, 3 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ, п. 41 Правил).

Разрешение на работу выдается не позднее 10 рабочих дней со дня принятия всех необходимых документов (п. 7 ст. 13.1 Закона
№ 115-ФЗ, п. 47 Правил)

Порядок оформления на работу иностранца зависит от его статуса. Для временно и постоянно проживающих в России иностранцев действует один порядок, а для временно пребывающих — другой. Причем в отношении временно пребывающих иностранцев, въехавших в Россию без визы, порядок оформления на работу значительно упрощен.

Для использования труда иностранных граждан, постоянно и временно проживающих в РФ, работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников (абз. 13 п. 1 ст. 2, пп. 2, 3, 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Единственным условием для привлечения к труду иностранных граждан является наличие у временно проживающих иностранных граждан разрешения на работу. Для постоянно проживающих такого разрешения не нужно (п. 4 ст. 13 Закона 115-ФЗ).

После того как вы убедитесь, что необходимые разрешительные документы у иностранца (временно проживающего) имеются, вы заключаете с иностранцем соответствующий договор (трудовой или гражданско-правовой).

Порядок привлечения к работе иностранцев со статусом временно пребывающих будет зависеть от того, каким образом иностранец прибыл в Россию — с оформлением визы или в безвизовом порядке.

Для того чтобы привлечь к труду иностранца, прибывшего в Россию по визе, работодателю нужно выполнить ряд последовательных действий.

Прежде всего, работодателю нужно получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников (абз. 1 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). По общему правилу такое разрешение выдает Федеральная миграционная служба или ее территориальные органы (п. 4 Правил).

После получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодателю следует подать в ФМС России (ее территориальные органы) ходатайство о выдаче приглашения на въезд в РФ иностранного работника (п. 2 ст. 18 Закона № 115-ФЗ).

Для того чтобы оформить на работу иностранца, который прибыл в РФ без визы, вам не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников (п. 9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ). Достаточно будет оформить с иностранцем соответствующий договор (трудовой или гражданско-правовой) и в течение десяти дней с даты его заключения уведомить об этом территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (п. 9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ, п. 2 Правил подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2006 № 798).

Доходы работников-иностранцев, полученные в России, по общему правилу подлежат обложению НДФЛ в том же порядке, что и доходы работников-россиян. Никаких исключений в этой части НК РФ не делает (п. 1 ст. 207, подп. 6 п. 1 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ).

Вы как работодатель являетесь по отношению к иностранным работникам налоговым агентом и должны исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с большинства доходов, которые вы им выплачиваете (пп. 1, 3, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

Напомним, что налогообложение доходов работников, являющихся налоговыми резидентами РФ, отличается от налогообложения доходов работников, не являющихся налоговыми резидентами РФ (ст. 209, пп. 3, 4 ст. 210, пп. 1, 3 ст. 224, абз. 1, 2 п. 3 ст. 226 НК РФ). Поэтому на дату выплаты дохода вам нужно определять их налоговый статус, а именно, являются ли они налоговыми резидентами РФ или не являются.

При налогообложении иностранцев вы исчисляете и удерживаете с него НДФЛ либо по ставке 30% (если он не является налоговым резидентом РФ), либо по ставке 13% (если он является налоговым резидентом РФ).

О.И. Языкова

1023.В ходе проведения инвентаризации материалов выявлена недостача. Материально ответственное лицо в организации уже не работает. Какими документами следует оформить списание недостающих материалов на счет 94 «Недостачи, порчи и хищения»? Достаточно ли сличительной ведомости, оформленной по результатам инвентаризации, и нужен ли приказ руководителя?

Согласно п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). Кроме того, в состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций (п. 2.3 Методических указаний).

В бухгалтерском учете все достаточно просто. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов общим для всех случаев будет первоначальное отражение выявленных недостач на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

На основании сличительных ведомостей и в зависимости от того, на каком счете учитывалось недостающее имущество, в бухгалтерском учете делаются записи по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетами их учета (например, 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и т.п.).

Далее, согласно п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации предложения о регулировании всех выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о списании недостач на финансовые результаты или на счета виновных лиц принимает руководитель организации.

Независимо от того, по какой причине образовалась недостача, для списания недостающего имущества нужно иметь документы, которые подтверждали бы факт хищения, пропажи, утери имущества:

— акт контрольной проверки правильности проведения инвентаризации ценностей (форма № ИНВ-24);

— сличительную ведомость (в зависимости от вида недостающего имущества) (формы № ИНВ-18, № ИНВ-19);

— ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (унифицированная форма № ИНВ-26);

— письменные объяснения сотрудника, виновного в недостаче (даже если нет виновного лица — объяснения материально ответственного лица);

— распоряжение руководителя о взыскании ущерба с виновного лица;

— решение суда о взыскании (невзыскании) с работника задолженности (при отсутствии согласия работника добровольно возместить ущерб, превышающий его среднемесячный заработок, или пропуске срока для вынесения работодателем распоряжения о взыскании);

— постановление о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (при невозможности определить виновное лицо).

Отражение в учете недостач ценностей зависит от величины недостачи конкретного имущества организации, от того, имеются ли по данному виду имущества установленные нормы естественной убыли, а также установлены ли конкретные виновные лица.

Законом № 129-ФЗ предусмотрено списание убытков от недостачи имущества на финансовые результаты организации в случаях, когда виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков.

В таких случаях согласно Методическим указаниям по инвентаризации в документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей, должны быть решения следственных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо должен быть отказ суда во взыскании ущерба с виновных лиц.

В бухгалтерском учете на основании указанных документов суммы недостач, учтенные первоначально на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», списываются в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».

При документальном подтверждении факта отсутствия виновных лиц соответствующим органом такие убытки признаются внереализационными расходами при исчислении налога на прибыль (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ).

В бухучете недостачи ввиду отсутствия виновных относятся в дебет прочих расходов (Дебет счета 91-2) на основании решения инвентаризационной комиссии и приказа руководителя — и все. А вот для целей налогообложения прибыли правомерность списания на убытки таких недостач должна быть подтверждена органом госвласти.

Минфин России разрешает списывать на убытки в целях налогообложения похищенное имущество на основании:

— копии постановления о приостановлении уголовного дела;

— копии постановления о прекращении уголовного дела.

1024.Организация 17.05.2008 продала земельный участок, кадастровая стоимость которого была равна 40269565 руб. За I квартал был составлен расчет по авансовым платежам по земельному налогу и представлен в налоговый орган. Надо ли предоставлять расчеты по авансовым платежам за II и III квартала, а по окончании года налоговую декларацию с учетом начисленных авансов, или по итогам полугодия можно сдать окончательную налоговую декларацию?

С 01.01.2008 в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ, отчетными периодами для земельного налога стали I, II и III кварталы календарного года (взамен I квартала, полугодия и 9 месяцев календарного года) (п. 2 ст. 393 НК РФ). Установлен срок уплаты авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (абз. 2 п. 1 ст. 397 и абз. 2 п. 3 ст. 398 НК РФ).

Согласно п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента (далее — коэффициент К2), определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права на земельный участок он вправе по окончании отчетного периода, в котором произошло прекращение права, произвести не уплату авансового платежа, а уплату земельного налога, исчисленного за налоговый период, с учетом коэффициента К2 и представить в налоговый орган налоговую декларацию до установленного п. 3 ст. 398 НК РФ срока представления налоговой декларации.

Коэффициент К2 определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

При этом значение коэффициента приводится в десятичных дробях с точностью до сотых долей.

При рассмотрении вопроса об уплате земельного налога (авансовых платежей по налогу) и предоставления налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам) положения п. 7 ст. 396 НК РФ применяются во взаимосвязи с положением п. 1 ст. 45 НК РФ, согласно которому налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В случае продажи земельного участка 17.05.2008 организация исчисляет авансовые платежи по земельному налогу за I квартал исходя из его кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2008 и одной четвертой налоговой ставки (40269565 х 1,5% х 1/4 = 151011 руб.). В отчетности за полугодие организация имеет право досрочно рассчитаться с бюджетом по земельному налогу.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате за год, рассчитывается с учетом К2, равного 0,42 (5 мес. : 12 мес.). Сумма земельного налога за 2008 год составит 253698 руб. (40269565 руб. x 1,5% x 0,42).

Следовательно, в отчетности за полугодие организация может досрочно исполнить обязанности по уплате земельного налога, сдав налоговую декларацию по земельному налогу и заплатив в бюджет 102687 руб. (253698 – 151011).

Если организация не воспользовалась правом досрочного исполнения обязанности по уплате земельного налога и перечислила авансовые платежи за II и III кварталы, то излишне уплаченная сумма подлежит возврату (зачету) в соответствии со ст. 78 НК РФ.

М.А. Дмитриева

1025.Имеет ли возможность наша организация включать в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты на оплату услуг кадрового агентства по подбору персонала, если у нас имеется отдел кадров, выполняющий аналогичные функции?

Согласно требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

Расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Сам по себе факт наличия у налогоплательщика отдела кадров или специалиста по кадрам не может являться достаточным основанием для невключения в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затрат на оплату услуг кадрового агентства по подбору персонала. Экономическая обоснованность такого рода расходов определяется с учетом конкретных должностных обязанностей соответствующих сотрудников.

При этом обращаем внимание на письма Минфина России, в частности, от 01.06.2006 №03-03-04/1/497 и от 28.02.2003 №04-02-05/2/10, в которых сказано, что, если организация фактически не произвела набор работников из числа кандидатур, представленных агентством по подбору персонала, указанные расходы нельзя рассматривать как экономически оправданные расходы и учитывать для целей налогообложения. Аналогичная позиция высказана в письме УФНС по г. Москве от 22.03.2005 № 20-12/19398.

Из данного мнения следует, что условием учета затрат на услуги кадрового агентства является факт зачисления сотрудника в штат.

Однако подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ не содержит в качестве условия для учета расходов обязательный прием кандидата на работу. НК РФ также не содержит и определения понятия «экономически оправданные расходы». В доказательство оправданности обращения в кадровое агентство организация может представить налоговому органу, например, штатное расписание, из которого будет видно, что в компании была вакансия.

Во избежание споров с налоговыми органами можно посоветовать заключить с кадровым агентством не договор на оказание услуг по поиску сотрудника, а договор на оказание консультационных или информационных услуг. При этом оплата услуг не будет ставиться в зависимость от факта приема кого-либо из предложенных кандидатов на работу (постановление ФАС Московского округа от 06.09.2005 № КА-А40/7275-05-1,2). Также организация может заключать с агентством договор на поиск персонала, предусматривающий оплату при положительном результате (то есть если для заказчика найден подходящий кандидат).

Н.А. Панкратова

1026.Работника организации призывают на военные сборы. Организация-работодатель выплачивает работнику средний заработок, сумму которого затем военкомат перечисляет на расчетный счет организации. Расскажите о порядке исчисления среднего заработка. Включается ли сумма компенсации в расчет среднего заработка при начислении отпускных и пособий по временной нетрудоспособности? Какими налогами облагается сумма среднего заработка?

В соответствии со ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

В период отсутствия работника в табеле учета рабочего времени в соответствующей ячейке проставляется буквенный код Г «Невыходы на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству». Ему соответствует цифровой код 23. Условные обозначения указаны в постановлении Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

Раньше размер среднего заработка был ограничен и мог быть более 10 минимальных размеров оплаты труда, установленных для определения размера стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.

Однако в настоящее время данная норма не действует.

Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона в соответствии с п. 7 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утверждены постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее — Правила). В подп. 2 п. 2 документа сказано, что компенсации подлежат расходы организации, связанные с выплатой среднего заработка лицам, призванным на военные сборы.

В пункте 3 Правил определено, что возмещение затрат организации, связанных с выплатой среднего заработка работникам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны.

Министерство обороны Российской Федерации в месячный срок после представления организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам Российской Федерации средства, предусмотренные настоящим пунктом.

Расчет среднего заработка

При расчете среднего заработка следует руководствоваться ст. 139 ТК РФ и Положением о порядке исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.124.2007 № 922.

Расчетный период независимо от режима работы составляет 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, за который сохраняется средний заработок. В данном случае нужно учитывать месяцы, которые предшествуют месяцу призыва на сборы.

Если сотрудник отработал на предприятии менее 12 месяцев, в расчетный период войдет фактически отработанное время.

В пункте 5 Положения о среднем заработке перечислены периоды, которые исключаются из расчета, в частности:

— за сотрудником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— работник получал пособие по временной нетрудоспособности;

— сотрудник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

— работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства, и т.д.

Согласно п. 2 Положения о среднем заработке для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.

Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней. Полученную величину следует умножить на количество рабочих дней по графику работы, пропущенных в связи с прохождением военных сборов.

При определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, используется средний часовой заработок.

Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 настоящего Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период.

Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.

Сколько дней сотрудник находился на сборах, будет указано в справке из военного комиссариата. Форма справки приведена в Приложении № 2 к Положению о военных сборах.

Расчет отпускных и пособий по временной нетрудоспособности

Согласно п. 5 Положения о порядке исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922., при исчислении среднего заработка для расчета отпускных из расчетного периода исключается время, а также начисленные суммы за время сохранения за работником среднего заработка в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При расчете пособия по временной нетрудоспособности ни время, проведенное на военных сборах, ни начисленные за этот период суммы также не учитываются. Это следует из п. 8 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375.

НДФЛ

Пунктом 29 ст. 217 НК РФ освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходы граждан, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов. Таким образом, суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам по месту постоянной работы (учебы) на время призыва на военные сборы, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

ЕСНи страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Данные выплаты не являются объектом обложения единым социальным налогом.

Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ суммы среднего заработка, выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы, компенсируемые федеральным бюджетом, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей, и, соответственно, не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу.

На суммы среднего заработка также не следует начислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

Соответственно, организации при направлении в военный комиссариат согласно Правилам компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704, сведений о фактических расходах в указанных случаях уведомляют об отсутствии необходимости компенсировать им суммы ЕСН, так как каких-либо начислений налога в этих случаях производиться не должно.

1027.Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Страховые взносы не начисляются на основании п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 765.

В нем сказано, что компенсации, выплачиваемые в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, не облагаются взносами на страхование от несчастных случаев. Компенсация за исполнение государственных обязанностей предусмотрена в ст. 170 ТК РФ.

Налог на прибыль

Расходы на оплату среднего заработка призывнику на военные сборы будут возмещены за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Министерству обороны РФ. В результате у организаций отсутствуют экономически оправданные затраты. Значит, при оплате среднего заработка возникает дебиторская задолженность, а не расход организации.

Не признается расходом выплата среднего заработка и судами. Пример: постановления ФАС Уральского округа от 22.11.2006 № Ф09-10453/06-С2 и от 15.06.2005 № Ф09-2472/ 05-С2.

Начисление выплаты следует отразить по дебету счета 76 «Прочие дебиторы и кредиторы» в корреспонденции со счетом счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Т.В. Тюленева

1028.Работница нашей организации ушла в декретный отпуск с 20 сентября 2007 г. Заработная плата работницы превышает ограничение пособия по беременности и родам, установленное законодательством. На момент начисления пособия по беременности и родам максимальный размер пособия за полный календарный месяц составлял 16125 руб. (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 № 234-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования РФ на 2007 год»).

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2007 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» изменился максимальный размер пособия по беременности и родам, который не должен превышать 23400 руб. за полный календарный месяц. Следует ли организации сделать перерасчет пособий по беременности и родам, которые выплачивались ранее, с учетом прежнего максимального размера 16125 руб. и с какого периода организация должна пересчитать пособие из расчета ограничения 23400 руб.: с 01.01.2008 или с 01.09.2007?

Пособие по беременности и родам застрахованной женщине выплачивается в размере 100% среднего заработка. Это установлено в ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», вступившего в силу с 01.01.2007.

В случае, если исчисленное исходя из среднего заработка работницы пособие превышает максимальный размер пособия, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, — максимальный размер пособия с учетом указанных коэффициентов, пособие выплачивается исходя из максимального размера, установленного этим федеральным законом (в установленных случаях — с учетом районных коэффициентов) (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, п. 19 Положения).

В ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» было предусмотрено, что максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 16125 руб.

В постановлении от 22.03.2007 № 4-П Конституционный Суд РФ признал положения законодательства, ограничивающие предельный размер пособия по беременности и родам фиксированной суммой, не соответствующими Конституции.

Федеральный закон от 23.11.2007 № 266-ФЗ появился в результате того решения, которое вынес Конституционный Суд РФ весной этого года.

 Непонятная ситуация с максимальным размером пособия по беременности и родам, которая возникла с 23.09.2007, разрешена Федеральным законом от 23.11.2007 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год», который внес поправку в п. 1.1 ст. 13 Федерального закона от 19.11.2006 № 234-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования РФ на 2007 год», установив максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц — 23400 руб. Причем данные изменения вступают в силу с 28.11.2007 и применяются к правоотношениям, возникшим с 01.09.2007 (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2007 № 266-ФЗ).

Таким образом, начиная с 01.09.2007 и по 31.12.2007 организация обязана сделать перерасчет размера пособия по беременности и родам исходя из максимального размера 23400 руб. за полный календарный месяц.

Доплаченные суммы пособия по беременности и родам исходя из максимального размера 23400 руб. необходимо отразить в расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ (утверждена постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 № 111) за 2007 год.

В бухгалтерском учете доначисленная сумма пособия по беременности и родам, выплачиваемого за счет средств Фонда социального страхования, отражается по дебету счета 69.1 «Расчеты по социальному страхованию», в корреспонденции с кредитом счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Сумма пособия, выплачиваемого работнице за счет средств Фонда социального страхования, не облагается НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ), на сумму пособия не начисляется ЕСН (подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ), страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 2 Перечня, установленного постановлением Правительства России от 07.07.1999 № 765).

Н.Б. Лопатина

1029.Организация выдает своим работникам беспроцентные займы на длительный срок.

Правильно ли учитывать выданные ссуды на 73 счете? Каким образом рассчитать материальную выгоду от экономии на процентах за пользование работниками беспроцентным займом в целях исчисления НДФЛ и что изменилось в 2008 году?

В настоящее время многие организации практикуют выдачу ценным работникам займов и беспроцентных ссуд, как бы поощряя работника за долголетний и добросовестный труд.

Как правило, в заявлении работника о предоставлении ему денежных средств указывается, на какие цели будут использоваться заемные средства.

Решение о предоставлении займа принимает руководитель организации. В случае принятия решения о выдаче работнику займа составляется договор с указанием срока погашения и каким образом будет осуществляться гашение.

Если договор займа заключен с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели, то в договоре заемщику следует предусмотреть возможность осуществления контроля за целевым использованием суммы займа (п. 1 ст. 814 ГК РФ).

При условии возврата займа путем удержаний из заработной платы бухгалтеру организации следует иметь в виду, что размер удержаний из заработной платы работника ограничен ст. 138 ТК РФ. Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%.

Иногда бухгалтер заблуждается в правильном толковании данной статьи ТК РФ и считает правомерным взыскивать с работника ссуду в размере 50% от заработной платы. Удержание в этом размере допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами (например, по исполнительным листам на основании решений суда).

Вы правильно учитываете суммы выданных займов на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». К данному счету лучше открыть отдельный субсчет, на котором будут отражены суммы выданных займов в разрезе конкретных получателей.

Относительно расчета и налогообложения материальной выгоды от экономии на процентах за пользование беспроцентным займом рекомендуем обратиться к письму Минфина РФ от 23.04.2008 № 03-04-06-01/103.

Как видно из данного письма, порядок расчета и налогообложения в 2008 году остался без изменения: налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования.

 Вместе с тем Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2008 г., внесены изменения в определение суммы полученного заемщиком дохода.

Если до 2008 года для расчета налоговой базы использовалась ставка рефинансирования, действующая на дату получения заемных средств (по кредитам, выданным после 01.01.2001), то начиная с 01.01.2008 для расчета налоговой базы используются ставки рефинансирования Банка России, действующие на соответствующие даты получения дохода налогоплательщиком, то есть на соответствующие даты погашения займа. То есть при изменении ставки рефинансирования в сторону увеличения или уменьшения необходимо будет произвести перерасчет сумм материальной выгоды.

Изменениями, внесенными Федеральным законом № 216-ФЗ, вступившими в силу с 1 января 2008 г., из перечня доходов в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 212 НК РФ) исключены доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в случае если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ (до 2008 года материальная выгода облагалась по пониженной налоговой ставке в размере 13%). При этом в договоре займа должны быть оговорены условия, обозначенные в письме Минфина РФ от 21.12.2007 № 03-04-06-01/446:

— в договоре займа следует указать, на какие цели он выдан (на строительство или приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них);

— дата заключения договора займа (ссуды) должна предшествовать дате расчета за купленное жилье.

В остальных случаях налог рассчитывается по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ).

Работник на основании ст. 26 и 29 НК РФ вправе уполномочить предприятие, выдавшее займ, удерживать НДФЛ с материальной выгоды. Для этого он должен оформить на организацию-работодателя нотариально заверенную доверенность.

В ином случае обязанность подать в налоговую инспекцию по месту жительства декларацию и заплатить налог в бюджет не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода, работник должен самостоятельно.

Н.Н. Залюбовская

1030.Организация, применявшая общую систему налогообложения, в ноябре 2007 года получила аванс в счет предстоящей поставки товаров. С полученных авансов в ноябре 2007 года начислен НДС.

С 1 января 2008 г. организация перешла на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Предоставляется ли ей вычет сумм НДС, исчисленных с сумм аванса, в случае, если отгрузка этого товара была осуществлена в январе 2008 года?

Организация, применяющая общую систему налогообложения, является плательщиком НДС. Поэтому при получении в 2007 году предоплаты за товар у организации возникает момент определения налоговой базы по НДС в отношении операции по реализации товара, за который получена предоплата (подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ).

Налоговая база определяется исходя из суммы полученной предоплаты (с учетом НДС). НДС с полученной предоплаты исчисляется по расчетной ставке 18/118 (абз. 2 п. 1 ст. 154, п. 4 ст. 164 НК РФ).

Согласно п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ суммы НДС, исчисленные с полученной предоплаты за товары, подлежат вычетам от даты отгрузки соответствующих товаров.

С момента перехода организации на упрощенную систему налогообложения она не признается плательщиком НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Следовательно, при поставках товара, производимых начиная с 01.01.2008, НДС не начисляется и права на вышеуказанный налоговый вычет у организации не возникает.

С 01.01.2008 согласно п. 5 ст. 346.25 НК РФ (в редакции Федерального закона от 17.05.2007 № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации») организация, ранее применявшая общий режим налогообложения и являвшаяся налогоплательщиком НДС, при переходе на УСН имеет право на налоговый вычет сумм НДС, исчисленных и уплаченных ею в бюджет с сумм оплаты в счет предстоящих поставок товаров, полученной до перехода на УСН, в отношении товаров, реализуемых после перехода на УСН, в случае, если указанные суммы НДС возвращаются покупателям. Указанные суммы НДС подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика НДС на УСН, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм НДС покупателям в связи с переходом налогоплательщика на УСН.

В данном случае последним налоговым периодом применения общего режима налогообложения является декабрь 2007 года, а вышеуказанные изменения, внесенные Федеральным законом № 85-ФЗ, вступают в силу с 01.01.2008 и на правоотношения, возникшие в 2007 году, не распространяются (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 85-ФЗ). Следовательно, в декабре 2007 года организация не имеет права воспользоваться нормой п. 5 ст. 346.25 НК РФ и принять к вычету НДС, исчисленный с сумм полученной предоплаты в счет поставки товара в 2008 году.

Учитывая, что указанная организация на дату отгрузки этих товаров применяет упрощенную систему налогообложения и, следовательно, налогоплательщиком НДС не признается, суммы НДС, исчисленные ею в период применения общей системы налогообложения при получении частичной оплаты, вычету не подлежат (п. 2 ст. 346.11 и п. 2 ст. 171 НК РФ).

Вместе с тем организация, переходящая на упрощенную систему налогообложения, может осуществить перерасчет договорной стоимости товаров с покупателем на суммыналога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет по авансовым платежам, полученным в счет оплаты товаров, продажа которых будет осуществляться в период применения упрощенной системы налогообложения (при этом такой перерасчет должен производиться на дату перехода на упрощенную систему налогообложения), и возвратить эти суммы НДС покупателю, то есть в декабре 2007 года.

Таким образом, если на дату перехода на упрощенную систему налогообложения организацией осуществлен указанный перерасчет и возврат сумм НДС покупателю, то в налоговую базу по единому налогу следует включать суммы авансовых платежей без учета возвращенных покупателям сумм налога на добавленную стоимость.

При этом по итогам перерасчетов с покупателем суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет с сумм авансовых платежей, полученных в счет оплаты товаров, подлежат вычету в декабре 2007 года согласно абз. 2 п. 5 ст. 171 и п. 4 ст. 172 НК РФ.

В случае, если перерасчет с покупателями товаров не осуществляется, то суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет по авансам, вычету не подлежат, и, соответственно, авансовые платежи, полученные в счет оплаты этих услуг, подлежат включению в налоговую базу по единому налогу в полном объеме.

Аналогичная точка зрения изложена в письме Минфина России от 22.06.2004 № 03-02-05/2/41.

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
© 2000-2006
...АУДИТ-ЦЕНТР...
All rights reserved.
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты ]

Webdesign
anastasiya