«Аудит-Центр»

Новости

История

Специалисты

Услуги

Контакты

Конференция

 

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #1071-1080

О.И. Языкова

1071.В какой моментом определяется налоговая база по исчислению НДС по агентскому договору (аренда муниципального имущества) и когда можно принять НДС к вычету?

Если органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления предоставляют в аренду федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципальное имущество, то НДС с таких операций исчисляют и уплачивают арендаторы имущества (налоговые агенты). Налог они удерживают из доходов, уплачиваемых арендодателю, а налоговую базу определяют как сумму арендной платы с учетом НДС и перечисляют в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. 1 и 3 ст. 174 НК РФ)

Следует иметь в виду, что при возложении на арендатора госимущества агентских обязанностей он должен выполнить их даже в том случае, если сам не является плательщиком НДС. Например, освобожден от уплаты налога в соответствии со ст. 145 НК РФ или применяет специальные режимы налогообложения.

Налоговая база определяется налоговым агентом (арендатором) отдельно по каждому арендованному объекту. Сумма налога, подлежащая удержанию и перечислению в бюджет арендатором, определяется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). После перечисления НДС арендатор может принять его к вычету при соблюдении условий, предусмотренных ст. 171—172 НК РФ. Нормы этих статей распространяются как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов.

Точного срока уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, удержанного с арендной платы, законодательством не установлено. Обязанность по перечислению НДС в бюджет возникает лишь после того, как компания-арендатор перечислила арендную плату. До этого момента она налоговым агентом не считается.

Если компания является плательщиком НДС, то сумму налога, удержанную с арендной платы и перечисленную в бюджет, она вправе принять к вычету (причем лишь в той сумме, которая приходится на плату, включаемую в налоговые расходы). Одним из главных условий, которое позволяет возместить «входной» налог, является счет-фактура поставщика. Это общее правило. Аренда госимущества — исключение из него. В данной ситуации госорган никакого счета-фактуры выписывать не обязан. Поэтому компании-арендатору придется это сделать самостоятельно.

Минфин России в письме от 11.05.2007 № 03-07-08/106 рекомендует выписывать такой счет-фактуру в 2 экземплярах. Его подписывают главный бухгалтер и руководитель фирмы-арендатора. На документе делают пометку «Аренда государственного (муниципального) имущества» (столбец 1 счета-фактуры). При этом в строках «Продавец» (2), «Адрес» (2а), «ИНН/КПП продавца» (2б) приводят реквизиты арендодателя государственной недвижимости. В строки «Покупатель» (6), «Адрес» (6а), «ИНН/КПП покупателя» (6б) вписывают данные компании-арендатора. Такие строки, как «Грузополучатель» (3) и «Грузоотправитель» (4), счета-фактуры не заполняют. Ведь данные субъекты в этом случае отсутствуют.

Один экземпляр данного документа регистрируют в книге продаж и хранят в журнале учета выставленных счетов-фактур. На основании записи, сделанной в книге продаж, удержанный НДС перечисляют в бюджет. Это делают не позднее 20-го числа того месяца, который следует за истекшим кварталом (то есть по окончании налогового периода).

По мере включения суммы арендной платы в налоговые расходы второй экземпляр выписанного счета-фактуры регистрируют в книге покупок. Его хранят в журнале учета полученных счетов-фактур. Данный документ, а также платежки, которые подтверждают факт перечисления налога в бюджет, являются основанием для принятия НДС к вычету.

С 2006 года для возмещения «входного» налога по тем или иным затратам компания не обязана перечислять его поставщику. Однако для налоговых агентов перечисление НДС в бюджет все еще остается одним из требований, которое позволяет возместить сумму налога. Налоговые вычеты у налоговых агентов производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплатусумм НДС, удержанного налоговыми агентами (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Вычет налоговый агент может получить при следующих условиях:

 — имущество было арендовано налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей осуществления производственной деятельности или для иных операций, признаваемых объектом налогообложения. Если арендованное у государственного органа помещение используется в деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой НДС, то к вычету принимается лишь часть уплаченного налога. Определяется эта часть исходя из стоимости товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, в общей стоимости отгруженных за налоговый период товаров (работ, услуг). При этом налоговый агент обязан вести раздельный учет сумм НДС по облагаемым и не облагаемым налогом операциям (п. 4 ст. 170 НК РФ);

— налоговый агент состоит на учете в налоговых органах;

— налоговый агент исполняет обязанности налогоплательщика по НДС;

— местом реализации товаров (работ, услуг) является территория Российской Федерации.

Налоговый агент не имеет права на налоговый вычет в случаях, когда:

— приобретенные товары (работы, услуги) используются им при производстве товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на основании положений ст. 149 НК РФ;

— приобретенные товары (работы, услуги) реализуются не на территории Российской Федерации (место реализации определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ);

— он не является плательщиком НДС либо освобождается от исполнения обязанностей на основании ст. 145 НК РФ;

— приобретенное им амортизируемое имущество предназначено для производства товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не признаются реализацией на основании п. 2 ст. 146 НК РФ.

Е.П. Тихоновец

1072.Правомерно ли в составе объектов основных средств учитывать саженцы стоимостью 21500 руб., которые использованы для озеленения территории организации и справочник стоимостью 45000 руб., используемый в производственной деятельности, а также начислять амортизацию?

В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина от 30.03.2001 № 26н (далее — ПБУ 6/01), актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

— объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

— организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

— объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Следовательно, при принятии к учету активов в качестве объектов основных средств необходимо учитывать их способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Объекты озеленения (внешнее благоустройство) не могут быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, как не обладающие способностью приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Поэтому в бухгалтерском учете согласно п. 12 ПБУ 6/01 затраты на озеленение должны быть признаны в качестве прочих расходов, а в налоговом учете не уменьшают налогооблагаемую базу. В данной ситуации стоимость саженцев увеличивает налоговую базу для исчисления налога на имущество.

Приобретенный справочник правомерно учитывается в составе объектов основных средств, так как соответствует требованиям п. 4 ПБУ 6/01. При принятии на учет объектов основных средств следует руководствоваться п. 5 ПБУ 6/01, а именно: активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации. Стоимость объекта основных средств в бухгалтерском учете погашается посредством начисления амортизации начиная с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию (пп. 17, 21 ПБУ 6/01).

Кроме того, не подлежат амортизации в целях налогового учета:

— объекты внешнего благоустройства (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ);

— приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты). При этом стоимость приобретенных изданий и иных подобных объектов, за исключением произведений искусства, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов (подп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Н.А. Панкратова

1073.Наша организация осуществляет поставку товара транзитом, минуя наши склады, напрямую от поставщика к покупателю.
Какие юридические лица должны быть указаны в качестве грузоотправителя и грузополучателя в счете-фактуре и накладной ТОРГ-12 от нашего поставщика и кого должна указывать в качестве грузоотправителя и грузополучателя в счете-фактуре и накладной ТОРГ-12 наша фирма?
Кто из вышеуказанных юридических лиц должен проставлять печать и подпись в строке «Груз получил грузополучатель» в накладных ТОРГ-12 и является ли данная подпись обязательной?

Транзитная торговля — это способ продажи, при котором торговая организация поставляет товар покупателю не со своего склада, а непосредственно от поставщика либо от производителя товара. В данном случае товары на склад торговой организации фактически не поступают.

При этом торговая организация выступает сначала покупателем, а затем продавцом. В отношениях с покупателем она выступает собственником товара.

В связи с этим бухгалтерский учет транзитной торговли ведется как учет сделок купли-продажи.

При поставке товаров транзитом торговая организация должна иметь следующие документы:

— договор торговой организации с поставщиком (производителем) товара;

— договор торговой организации с покупателем (потребителем) товара;

— счет-фактуру по НДС, выставленный торговой организации поставщиком (производителем) товара;

— счет-фактуру по НДС, выставленный покупателю (потребителю) торговой организацией;

— товарную накладную формы № ТОРГ-12, выписанную поставщиком (производителем) товара в адрес торговой организации;

— товарную накладную формы № ТОРГ-12, выписанную торговой организацией в адрес покупателя (потребителя) товара.

Все стороны транзитной сделки должны иметь копии транспортных и сопроводительных документов. В зависимости от вида транспорта, которым производится доставка, это будут:

— товарно-транспортные накладные — при доставке автомобильным транспортом;

— транспортные железнодорожные накладные — при доставке железнодорожным транспортом;

— коносамент порта — при морских перевозках;

— накладная отправителя и грузовая накладная — при доставке воздушным транспортом.

На транспортных документах должны быть отметки грузоотправителя (поставщика) об отгрузке товара и грузополучателя (покупателя) о получении груза, что служит подтверждением того, что товар фактически получен покупателем. Кроме того, это необходимо для своевременного отражения операций принятия на учет купленного и реализации проданного товара в зависимости от условий перехода права собственности, закрепленных в договорах торговой организации с поставщиком и покупателем товара.

В товарно-транспортной или транспортной железнодорожной накладной должно быть указано, что в соответствии с вытекающими из договоров моментами перехода права собственности на товар:

а) собственником транспортируемого груза является торговая организация, если в период транспортировки он является ее собственностью;

б) груз транспортируется по указанию торговой организации, если в период транспортировки он не является ее собственностью.

Целесообразно в договор торговой организации с поставщиком включать условия типа: «При оформлении отгрузки товара поставщик обязан указать в транспортной железнодорожной накладной, что отгрузка произведена во исполнение его обязательств по договору, заключенному с покупателем, и указать при этом наименование покупателя, дату и номер настоящего договора».

Таким образом, в транспортных накладных должна быть сделана следующая отметка: «отгрузка произведена в соответствии с договором, заключенным грузоотправителем с организацией (указываются реквизиты договора, заключенного торговой организацией с поставщиком товара)».

В договоре поставки необходимо четко определять момент перехода права собственности на товар от торговой организации к покупателю. Это позволит торговой организации, применяющей метод начисления, правильно определить дату возникновения дохода от реализации товаров.

Существуют следующие моменты перехода права собственности на товар:

— установлена передача товара при его доставке на склад покупателя;

— покупатель становится собственником товара в момент его передачи перевозчику на складе поставщика.

По условиям договора поставка считается завершенной, когда товар сдан перевозчику (железной дороге). В этом случае документом, подтверждающим момент (дату) передачи товара перевозчику (то есть переход права собственности на товар), является железнодорожная накладная, которая оформляется в нескольких экземплярах.

По условиям договора поставки моментом перехода права собственности установлена передача товара при его доставке на склад покупателя.

В этом случае право собственности переходит от поставщика к покупателю и считается исполненным с момента подписания грузополучателем акта приемки.

Документом, подтверждающим момент (дату) передачи товара перевозчику (то есть переход права собственности на товар), является акт приема-передачи товара, который оформляется в нескольких экземплярах.

В обоих случаях торговая организация должна иметь копию товарно-транспортной или транспортной железнодорожной накладной с отметками покупателя (потребителя товара) как грузополучателя — о получении груза.

Унифицированная форма ТОРГ-12 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 и применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Составляется накладная в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности (ТМЦ), и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается стороне, принимающей товар, и является основанием для оприходования этих ценностей.

В рассматриваемой нами ситуации право собственности на товар переходит сначала от поставщика к фирме, а затем от фирмы к покупателю. Поэтому в данном случае накладные ТОРГ-12 и счета-фактуры на один и тот же товар должны оформляться дважды.

В момент отгрузки товара со склада поставщик выписывает накладную ТОРГ-12 в двух экземплярах. Один экземпляр накладной остается у него, а другой он должен передать фирме. В этой накладной должны быть указаны следующие юридические лица:

— грузоотправитель товара-поставщик;

— продавец товара-поставщик;

— грузополучатель товара-покупатель;

— покупатель товара-фирма.

В этом случае ставить печать и подпись в строке «Груз получил грузополучатель» в накладной ТОРГ-12 необязательно, так как, несмотря на то, что фирма является покупателем товара, груз проходит через нее транзитом и фактическим получателем груза является покупатель, с которым у поставщика нет никаких договорных отношений. В строке «Груз получил грузополучатель» можно написать «Транзит» или поставить прочерк.

На момент перехода права собственности на товар (передача груза перевозчику) фирма должна оформить покупателю накладную ТОРГ-12. В этой накладной должны быть указаны следующие юридические лица:

— грузоотправитель товара-поставщик;

— продавец товара-фирма;

— грузополучатель товара-покупатель;

— покупатель товара-покупатель.

Как отмечалось выше, момент передачи груза перевозчику определяется по дате железнодорожной накладной. Поэтому в данной ситуации целесообразно в договоре поставки товара определить обязанность поставщика по представлению экземпляра железнодорожной накладной и сроки ее представления.

При оформлении фирмой в адрес покупателя накладной ТОРГ-12 печать и подпись в строке «Груз получил грузополучатель» в накладной ТОРГ-12 являются обязательными. С этой целью фирме целесообразно отправить по почте (или вместе с грузом, если имеется такая возможность) два экземпляра накладной. Один из них с заполненными реквизитами покупатель должен вернуть фирме.

Обязанность покупателя по возврату накладной ТОРГ-12 целесообразно предусмотреть договором поставки товара.

На товарной накладной формы № ТОРГ-12, оформляемой торговой организацией на имя покупателя товара, целесообразно указывать, что товар направлен транзитом, и наименование грузоотправителя по договору торговой организации с ее поставщиком.

При заполнении товарной накладной часто встречается следующая ошибка:

— по строке «Основание» — не указываются реквизиты договора купли-продажи между торговой организацией и покупателем (потребителем) товара;

— по строке «Транспортная накладная» — не заполняются реквизиты товарно-транспортной (или транспортной железнодорожной) накладной.

Один экземпляр товарной накладной остается у торговой организации и служит основанием для отражения в учете операций по реализации товара, второй экземпляр накладной торговая организация высылает покупателю товара.

А.П. Погудина

1074.С 2005 года организация ведет учет затрат по горно-капитальным работам на счете 08.3 в разрезе рудных тел. Просим дать консультацию по вопросам:

— оформление документов при вводе в эксплуатацию и постановке на учет счет 01 (акты приемки; порядок государственной регистрации; утверждения актов в органах Госгортехнадзора);

— порядок начисления амортизации (установление сроков полезного использования; методы) в бухгалтерском и налоговом учете.

Классификация работ на горнорудных предприятиях приведена в Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях по добыче и обработке драгоценных металлов и алмазов (далее — Инструкция по планированию себестоимости, уверждена Роскомдрагметом 28 февраля 1994 г.).

В частности, п. 2.1 Приложения 9 к Инструкции по планированию себестоимости установлено, что горнопроходческие работы в зависимости от их назначения и источников финансирования, сроков и методов погашения производственных затрат подразделяются в учете на геолого-разведочные, горно-капитальные, горно-подготовительные, эксплуатационно-разведочные работы. К горно-капитальным относятся работы, проводимые с целью вскрытия месторождения полезного ископаемого или его части для последующей разработки, а также работы по возведению капитальных горнотехнических сооружений и зданий (п. 2.3 Приложения 9 к Инструкции по планированию себестоимости).

К эксплуатационным горно-подготовительным подземным работам относятся выработки, имеющие целью подготовить к очистной выемке отдельные блоки горизонта, или работы по выполнению текущей вскрыши и подготовке к добычным работам.

При отнесении к горно-капитальным работам следует в первую очередь руководствоваться проектным сроком эксплуатации этих объектов. Работы по вскрытию и подготовке к добыче отдельных участков месторождения со сроками службы существенно меньшими, чем срок отработки всего месторождения, относятся к категории горно-подготовительных работ эксплуатационного характера.

В целях налогообложения прибыли в состав материальных расходов текущего периода включаются только горно-подготовительные работы эксплуатационного характера.

Выполненные горно-капитальные работы учитываются в балансе капитальных вложений, а после сдачи их результатов (выездных и съездных траншей, шахтных стволов, штолен и т.п.) в эксплуатацию зачисляются в состав основных средств предприятий по стоимости произведенных затрат за минусом возвратных сумм от реализации попутно добытой руды.

Завершение работ капитального характера в соответствии с проектом добычи и разработки месторождения подтверждается актом выполнения работ.

Практика налоговых проверок свидетельствует о применяемом налоговыми органами подходе, согласно которому горно-подготовительные расходы капитального характера учитываются как капитальные вложения в объекты основных средств, и при вводе в эксплуатацию подземных участков их стоимость погашается путем начисления амортизации.

Горно-капитальные работы предполагают извлечение горной выработки с созданием сооружений: штольни, уклоны, насосные камеры, водосборники, камеры электростанций. склады любого назначения, специальные вентиляционные, водоотливные выработки и т. д.

В соответствии с Классификатором основных фондов сооружения для добычи цветных металлов имеют индекс 124521041 и согласно постановлению от 01.01.2002 №1 включаются в седьмую амортизационную группу со сроком полезного использования от 15 до 20 лет.

Комплекс сооружений горной выработки в учете можно условно обозначить по наименованию месторождения (участку добычи), например: «Сооружения рудного тела «Северное».

Способ амортизационных отчислений сооружений для добычи цветных металлов определяется учетной политикой организации.

Согласно п. 19 ПБУ 6/01 годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

— при линейном способе — исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

— при способе уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Частный случай метода «пропорционально выпуску продукции» — потонный метод амортизации, когда амортизация начисляется пропорционально погашенным запасам полезного ископаемого при его добыче. Потонная ставка — это величина амортизационных отчислений на полное восстановление специализированных основных фондов, приходящаяся на тонну погашаемых запасов. Объемом продукции будет объем добытого полезного ископаемого или объем погашенных запасов.

Под погашаемыми запасами понимается сумма извлекаемых запасов и эксплуатационных потерь. Под извлекаемыми запасами понимаются вынимаемые за определенный период и учитываемые в добыче утвержденные балансовые запасы, отвечающие установленным к качеству полезного ископаемого требованиям.

Указанный метод начисления амортизации также закреплен в Инструкции о порядке определения норм и начисления амортизации на полное восстановление по основным производственным фондам отраслей горнодобывающей промышленности — угольной, сланцевой, горнорудной, по добыче редких, драгоценных металлов, алмазов и нерудных ископаемых хозяйстве (утверждена Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29.12.1990 № ВГ-21-Д/144/17-24/4-73 (№ ВГ-9-Д)).

Следует отметить, что, с одной стороны, применение линейного метода начисления амортизации как основного может создать ситуацию, когда срок полезного использования самого объекта — горной выработки — будет значительно отличаться от срока погашения запасов руды по данной горной выработке.

С другой стороны, участие некоторых основных средств в производственном процессе на предприятиях горнодобывающей отрасли может быть косвенным, величина их износа не зависит от объема добычи полезных ископаемых. По таким объектам ОС метод погашения стоимости пропорционально погашенным запасам полезного ископаемого при его добыче должен применяться с достаточной степенью осмотрительности. Следует также учитывать и моральный износ оборудования.

Вместе с тем существующая судебная практика предполагает учет расходов на горно-подготовительные работы в составе расходов на освоение природных ресурсов.

ФАС Западно-Сибирского округа поддержал выводы о том, что налогоплательщиком осуществлялись работы по вскрытию и подготовке к добыче подземных участков (часть недр, часть горного отвода), к горно-подготовительным работам. Суд установил, что затраты по строительству на участке подземной добычи не могут быть связаны со строительством амортизируемого объекта, а являются расходами на горно-подготовительные работы при добыче полезных ископаемых, по эксплуатационным вскрышным работам на карьерах и нарезным работам при подземных работах в пределах горного отвода горнорудных предприятий и соответствуют расходам, поименованным в подп. 4 п. 7 ст. 254 НК РФ (постановление от 10.07.2007 № Ф04-4495/2007(36014-А27-23)).

Суд, поддерживая налогоплательщика, указал, что налоговый орган так и не смог пояснить, какой объект основных средств создается налогоплательщиком при строительстве на участке подземной добычи (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.05.2007 № Ф04-2582/2007(33714-А27-25), Ф04-2582/2007(33715-А27-25)).

Согласно п. 1 ст. 261 НК РФ к расходам на освоение природных ресурсов относятся: расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов.

В соответствии с п. 2 ст. 325 НК РФ расходы на освоение природных ресурсов, предусмотренные п. 1 ст. 261 НК РФ, отражаются в аналитических регистрах налогового учета обособленно по каждому участку недр (месторождению) или участку территории (акватории), отраженному в лицензионном соглашении налогоплательщика (лицензии на право пользования недрами).

При этом в зависимости от конкретного вида расходов расходы группируются как:

— общие расходы по осваиваемому участку (месторождению) в целом;

— расходы, относящиеся к отдельным частям территории разрабатываемого участка;

— расходы, относящиеся к конкретному объекту, создаваемому в процессе освоения участка.

К общим расходам, в частности, относятся расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с предоставленными в установленном порядке лицензиями (разрешениями), а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе государственных органов.

К расходам, относящимся к отдельным частям территории осваиваемого участка, относятся на основании первичных учетных документов расходы, в частности:

— расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов;

— прочие расходы, связанные с освоением части территории участка.

Сумма общих расходов учитывается по каждой части территории осваиваемого участка (месторождения) в доле, определяемой исходя из отношения суммы расходов, относящихся к отдельным частям территории осваиваемого участка, к общей сумме расходов, осуществленных по освоению данного участка (месторождения).

К расходам, относящимся к конкретному объекту, создаваемому в процессе освоения участка, относятся расходы, непосредственно связанные со строительством сооружений, которые в дальнейшем на основании решения налогоплательщика могут быть признаны постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств.

Согласно п. 4 ст. 325 НК РФ расходы налогоплательщика, осуществленные в составе расходов на освоение природных ресурсов, непосредственно связаны со строительством объектов, которые в дальнейшем по решению налогоплательщика могут стать постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (в том числе скважин). Указанные расходы учитываются в аналитических регистрах налогового учета по каждому создаваемому объекту основных средств. Указанные объекты основных средств амортизируются в соответствии с порядком, установленным главой 25 НК РФ.

Расходы на строительство временных сооружений (в том числе временных подъездных путей и дорог, площадок, сооружений для хранения плодородного слоя почвы, добываемых пород, отходов; временных сооружений для проживания участников геолого-разведочных работ и иных подобных объектов) включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончены работы по их созданию на основании актов выполненных работ.

Таким образом, налогоплательщику дано право определить порядок учета расходов на освоение природных ресурсов, непосредственно связанных со строительством объектов, временных сооружений, и возможности признания их постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств.

При подземной добыче руды создаются временные сооружения: штольни, отводы, колодцы, штреки, подземные дороги и т. п., которые после завершения работ по добыче полезных ископаемых подлежат ликвидации в порядке, установленном законодательством.

Временные сооружения не относятся к объектам недвижимого имущества.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрена государственная регистрация подобных объектов.

В случае учета налогоплательщиком данных объектов в составе основных средств они подлежат амортизации с 1 числа месяца, следующего за месяцем его ввода в эксплуатацию.

Учет расходов на освоение природных ресурсов по решению налогоплательщика может также осуществляться в следующем порядке:

Дебет счета 97   Кредит счета разных счетов — собраны расходы на освоение природных ресурсов;

Дебет счета 20, 23   Кредит счета 97 — списание на себестоимость продукции (работ, услуг) собранных расходов на освоение природных ресурсов.

В бухгалтерском учете согласно Инструкции по применению Плана счетов расходы на освоение природных ресурсов учитываются как расходы будущих периодов (кроме создания основных средств и текущих расходов по обслуживанию этих объектов) и списываются на себестоимость по методу, установленному учетной политикой и отраслевыми инструкциями (равномерно, соотносительно нормативной выработке, пропорционально объему добычи, иными способами).

В налоговом учете расходы на освоение природных ресурсов согласно ст. 261 и ст. 325 НК РФ в зависимости от вида должны списываться равномерно в следующем порядке:

1) в течение 12 месяцев (предварительные работы по разведке и оценке месторождений, сбор информации, в том числе безрезультатные, бурение и ликвидация непродуктивной разведочной скважины);

2) в течение 5 лет (подготовка территории к разработке, возмещение комплексного ущерба);

3) в полной сумме в момент признания (текущие расходы в процессе разработки, включая доразведку) включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончены работы по их созданию на основании актов выполненных работ (временные сооружения);

4) через амортизационные отчисления (лицензия на право пользования недрами, объекты основных средств).

Суммы списания на расходы данных затрат в бухгалтерском и налоговом учете могут не совпадать, что необходимо учитывать при организации налогового учета.

М.М. Левицкая

1075.Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки отказано в возмещении НДС. Организацией срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ, пропущен. Разъясните, каким образом организация может восстановить нарушенное право на возмещение НДС?

Пленумом ВАС РФ (постановление от 18.12.2007 № 65) подтверждено, что налогоплательщик может обращаться в суд за защитой своего права на возмещение НДС тремя способами:

— предъявляя требования неимущественного характера — об оспаривании решения (бездействия) налогового органа;

— предъявляя требование имущественного характера — о возмещении суммы НДС;

— предъявляя оба требования (имущественного и неимущественного характера) одновременно.

В вашей ситуации рекомендуем использовать третий способ (при наличии уважительных причин пропуска срока, предусмотренного п. 4 ст. 198 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ)), то есть предъявить оба требования (имущественного и неимущественного характера) одновременно, либо второй способ (при отсутствии уважительных причин пропуска срока, предусмотренного п. 4 ст. 198 АПК РФ), то есть предъявив только требование имущественного характера — о возмещении суммы НДС.

В отношении требования неимущественного характера

Заявление налогоплательщика принимается к производству и рассматривается судом в соответствии с гл. 24 АПК РФ.

Государственная пошлина в данном случае будет взиматься в фиксированном размере — 2000 руб. (подп. 3 п. 1 ст.. 333.21 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении права. Например, когда было получено решение налогового органа об отказе в возмещении НДС.

Если срок подачи заявления был пропущен налогоплательщиком по уважительной причине, то суд может его восстановить (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

При этом формулировка предмета требования, предъявляемого в суд, должна быть ограничена обозначением оспариваемого решения (бездействия) (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 № 65).

При предъявлении налогоплательщиком требований об оспаривании решения (бездействия) налогового органа о возмещении НДС суд в первую очередь изучает доводы заявителя и возражения налогового органа.

Возражения налогового органа должны содержаться в решении об отказе в возмещении и должны быть приведены по результатам камеральной проверки и (или) дополнительно представлены в ходе судебного разбирательства.

При этом суд оценивает законность как заявленных требований налогоплательщика, так и возражений налогового органа.

Но может возникнуть ситуация, когда налогоплательщик оспаривает решение (бездействие) налогового органа, в котором отсутствуют мотивы отказа.

В этом случае судья, готовя дело к судебному разбирательству (ст. 135 АПК РФ), может вызвать представителя налогового органа в целях получения от него аргументированного возражения по существу заявленных налогоплательщиком требований. То есть судья еще на стадии подготовки дела может выяснить вопрос, по какой причине налоговый орган отказал (уклонился) в возмещении истребуемой суммы НДС. Причем представитель налогового органа обязан явиться в суд для предъявления возражений (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 № 65).

В отношении требования имущественного характера — о возмещении суммы НДС.

Срок предъявления данного требования ограничивается тремя годами, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте нарушения права на возмещение НДС (п. 3 ст. 79 НК РФ, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 № 65).

Непосредственно определение дня, когда лицо узнало или должно было узнать, является доказательным моментом. Фактически это означает, что любая из сторон в случае возникновения спора по процессуальному сроку должна будет доказывать момент, то есть день, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте нарушения права.

Размер государственной пошлины при предъявлении требования о возмещении НДС будет напрямую зависеть от суммы иска (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Решения об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика суд принимает по результатам исследования (п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 № 65):

— законности и обоснованности мотивов отказа, изложенных в решении налогового органа (при наличии такового);

— возражений против возмещения, представленных налоговым органом непосредственно в суд.

Если налоговый орган не представил в суд никаких возражений против возмещения НДС, суд принимает решение об удовлетворении требования налогоплательщика.

Таким образом, в случае, если по неимущественному требованию (об оспаривании решения (бездействия) налогового органа) срок обращения в суд пропущен и в восстановлении судом было отказано, суд обязан рассмотреть по существу только требование имущественного характера (определение ВАС РФ от 27.02.2007 № 16367\060).

Также обращаем внимание на то, что в случае удовлетворения судом требования о возмещении НДС вы имеете право на начисление процентов за несвоевременный возврат налога.

Начисление процентов носит восстановительный характер и является формой компенсации потерь налогоплательщика за неоправданную задержку в возможности использования принадлежащих налогоплательщику по праву денежных средств, вызванную несвоевременным возвратом из бюджета подлежащей возмещению суммы налога (например, постановление ФАС ДВО от 15.08.2008 № Ф03-А51/08-2/3209).

В соответствии с п. 2 ст. 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении (зачете, возврате) соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 29.11.2005 № 7528/05 по делу № А19-20572/04-43 указал, что в случае неправомерного отказа налогового органа в возмещении НДС проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение.

Пунктом 7 ст. 176 НК РФ предусмотрено, что решение о зачете (возврате) принимается одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

Следовательно, момент вынесения решения о возврате и решения о возмещении совпадает, соответственно, проценты должны начисляться с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой должно быть вынесено решение о возмещении НДС (п. 10 ст. 176 НК РФ).

 

Н.Б. Лопатина

 

1076.При инвентаризации мы выявили излишки строительных материалов и объекта основных средств. Основное средство находится в эксплуатации, но на учете не числится.

По какой стоимости мы должны оприходовать излишки и как учесть данное имущество для целей налогообложения прибыли?

Выявленные излишки запасов (товаров) приходуют по рыночным ценам на дату проведения инвентаризации, кредитуя счет 91 «Прочие доходы и расходы» по субсчету 91.1 «Прочие доходы».

 Объекты основных средств, выявленные в ходе инвентаризации, которые не приняты на учет, но фактически эксплуатируются, приходуются по рыночной стоимости с учетом износа. Износ определяет комиссия исходя из технического состояния объекта.

Для примера рассмотрим ситуацию, когда в ходе инвентаризации, проводимой в декабре, выявлены излишки объекта основного средства и материалов. Рыночная стоимость на момент инвентаризации составила: по основному средству — 500000 руб., по МПЗ — 280000 руб. Комиссией определена степень изношенности данного основного средства — 15%.

В момент постановки имущества на учет в декабре 2007 года составляем следующие записи:

Дебет счета 01   Кредит счета 91-1 — 500000 руб. — рыночная стоимость основного средства;

Дебет счета 91-2   Кредит счета 02 — 75000 руб. (500000 руб. x 15%) — учтен износ;

Дебет счета 10   Кредит счета 91-1 — 280000 руб. — рыночная стоимость материалов.

В налоговом учете, поскольку в ст. 250 НК РФ случаи получения излишков прочего имущества, которое выявлено в результате инвентаризации, выделены в целях налогообложения прибыли в отдельный вид получения налогооблагаемого дохода (ст. 250 НК РФ), под действие п. 8 ст. 250 НК РФ приведенный в примере случай не подпадает.

На основании п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Таким образом, учитывая нормы ст. 257 НК РФ, в случае выявления при инвентаризации излишков основных средств, расходы на приобретение которых отсутствуют, стоимость таких основных средств в целях налогообложения прибыли признается равной нулю.

Суммы оприходованных излишков материально-производственных запасов и товаров для целей исчисления налога на прибыль включаются в состав внереализационных доходов согласно статьям 250 и 274 НК РФ с учетом положений ст. 40 НК РФ, то есть по рыночным ценам.

При выбытии оприходованных излишков МПЗ в составе материальных затрат для налогообложения прибыли согласно ст. 254 НК РФ можно учесть как сумму налога, исчисленную с данного вида дохода.

Исходя из условий примера расходы могут быть приняты только в случае списания материалов в производство в сумме не более 67200 руб. (280000 х 24%).

Вместе с тем имеется арбитражная практика, придерживающаяся иного мнения в части признания расходов по оприходованным излишкам основных средств. Так, в постановлении ФАС ЦО от 19.02.2008 № А68-АП-361/14-05-414/14-05-665/14-05 отмечено: лишение налогоплательщика права учесть стоимость этих товарно-материальных ценностей в расходной части налогооблагаемой базы при условии использования их в производстве ведет к нарушению баланса «доходы-расходы».

 

А.П. Погудина

1077.Организацией проводятся выплаты работникам за работу в особом режиме рабочего времени в виде надбавки за интенсивность труда. Выплаты осуществляются в соответствии с Положением по оплате труда и условиями коллективного договора. Размер надбавки за интенсивность труда утверждается руководителем в абсолютных размерах. В мае 2008 года проведено повышение тарифных ставок и окладов. Учитываются ли данные выплаты при повышении среднего заработка для расчета отпускных.

Постановлением Правительства от 24.12.2007 № 922 определен порядок повышения среднего заработка при повышении тарифных ставок, окладов.

Пунктом 16 данного постановления установлено, что при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующих случаях:

— если повышение произошло в расчетный период, выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода;

— если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период;

— если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода.

При повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность), за исключением выплат, установленных к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность).

При повышении среднего заработка выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, установленные в абсолютных размерах, не повышаются.

Таким образом, выплаты надбавки за интенсивность труда, произведенные вашим работникам, при расчете среднего заработка не повышаются.

 

О.И. Языкова

1078.Работник предоставил в бухгалтерию два больничных листа: первый — с 07.08.2008 по 30.08.2008 (с продолжением), второй — с 31.08.2008 по 27.09.2008.

В первом листке нетрудоспособности есть отметка о нарушении режима: «Неявка на прием с 10 по 13 августа». Работник вместе с больничными листами предоставил справку о том, что 10 августа у него умер отец. Как рассчитать работнику сумму пособия по временной нетрудоспособности — в полном или уменьшенном размере? Надо ли организации получать из территориального отделения ФСС РФ письменное разрешение на выплату работнику пособия в полном размере?

В пункте 1 ст. 8 Закона № 255-ФЗ перечислены случаи, когда размер пособия по временной нетрудоспособности снижается. Среди них неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр. При этом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, со дня, когда больной не явился на прием к врачу.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 74 утвержден Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам:

— срок пропущен из-за действий непреодолимой силы, то есть чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств. К ним отнесены землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.;

— заболевание или травма стали причиной временной нетрудоспособности, которая продолжалась более шести месяцев;

— срок обращения за пособием пропущен вследствие переезда на место жительства в другой населенный пункт или смены места пребывания;

— работник совершил вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы;

— в случае повреждения здоровья или смерти близкого родственника.

Этим документом можно пользоваться и при установлении уважительных причин неявки больного на прием к врачу в назначенный срок.

Закон № 255-ФЗ не возлагает на работодателей обязанности обращаться в территориальные отделения ФСС РФ за разрешением выплачивать пособие в полном или уменьшенном размере. Уважительная ли причина неявки к врачу, решает организация на основании оправдательных документов, представленных работником. Решение оформляется распоряжением (приказом) руководителя.

 

 

Н.А. Панкратова

 

1079.Как рассчитать пени по ЕСН в части налога, зачисляемого в ФБ с учетом предоставления налогового вычета, если имеется ежемесячная просрочка оплаты налога и взносов на ОПС на 10 дней?

Период н

Период

Начислен налог 20%

Вычет 14%

Оплата

Январь

100000

70000

27.02   100000

Февраль

120000

84000

27.03   120000

Март

100000

70000

27.04   100000

ен налог 20% вычет 14%  оплата

Расчет пени, произведенный налоговой инспекцией:

с 16.02 по 27.02 —
100000 х ст.реф.ЦБ х 12 дн. ;

               300                   

с 28.02 по 15.03 —
70000 х ст.реф.ЦБ х 18 дн. ;

               300

с 16.03 по 27.03 —
120000 х ст.реф.ЦБ х 12 дн. ;

               300

с 28.03 по 15.04 —
84000 х ст.реф.ЦБ х 19 дн.

               300

и т.д., где ст.реф.ЦБ — ставка рефинсансирования ЦБ.

Правомерно ли начисление пени за периоды с 28.02 по 15.03 и с 28.03 по 15.04?

 

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Определена последовательность исчисления единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Вначале исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, без учета льгот. Далее из этой суммы вычитается сумма начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Из полученной суммы вычитается сумма налога, льготируемая в соответствии со ст. 239 НК РФ (при этом льготы, предусмотренные ст. 239 НК РФ, не распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование).

Оставшаяся сумма подлежит уплате в федеральный бюджет.

Пример

Исчислена сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, в размере 20% в январе в сумме 100000 руб.

Из этой суммы вычитаем сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

100000 руб. – 70000 руб. = 30000 руб.

Далее из этой суммы вычитаем льготируемую сумму налога в соответствии со ст. 239 НК РФ. Льгота в нашем примере не предоставлялась.

Сумма налогового вычета в размере 70000 руб. не превышает сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет (100000 руб.).

Таким образом, из анализа указанной нормы следует, что пеня за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей по ЕСН, имевшее место в течение отчетного периода, начисляется лишь в случае, если сумма примененного налогового вычета (в нашем случае 70000 руб.) превышает сумму фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по итогам отчетного периода.

В нашем примере сумма налогового вычета по ЕСН соответствует сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, фактически уплаченных в ПФР в течение указанного периода.

При таких обстоятельствах у налогового органа, на первый взгляд, нет оснований для начисления пеней за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей по ЕСН в течение отчетного периода.

Однако существовала и другая точка зрения, которая подтверждалась арбитражной практикой.

Так, налоговые органы считают, что уменьшать ЕСН можно только на уплаченные пенсионные взносы. И если взносы в ПФР были перечислены с опозданием, то надо начислить пени как на недоимку по взносам, так и на задолженность по «федеральному» ЕСН.

Согласно официальным разъяснениям данное положение п. 2 ст. 243 НК РФ следует понимать так: сумма налогового вычета не должна превышать исчисленной суммы ЕСН в части, подлежащей внесению в федеральный бюджет.

На практике это означает, что из начисленной по максимальной ставке суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет (20% от налоговой базы), вычитается в полном объеме сумма начисленных по ставке 14% страховых взносов. Таким образом, фактически перечисленная в федеральный бюджет сумма ЕСН (6%) будет меньше, чем сумма страховых взносов, перечисленных в ПФ РФ.

Согласно абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

То есть несвоевременно или не полностью уплачивая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, организация тем самым формирует недоимку в федеральный бюджет в сумме недоплаченных страховых взносов. На сумму этой недоимки возможно начисление пени.

Существовала арбитражная практика по данному вопросу: постановление ВАС РФ от 11.05.2005 № 15834/04, постановления Президиума ВАС РФ от 01.11.2005 № 8736/05, от 01.09.2005 № 4486/05 и др.

В 2007 году позиция изменилась в пользу налогоплательщиков.

Так, в связи с возникающими в судебной практике вопросами о порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и в целях обеспечения единообразного подхода к их разрешению постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» арбитражным судам даны разъяснения по вопросам о порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование

В пункте 3 постановления разъяснено, что в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию пени подлежат уплате только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, подлежащих уплате за отчетный расчетный периодна основе декларации.

Пени начисляются за неуплату ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование только на ту их сумму, которая перечисляется в федеральный бюджет в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Кроме того, согласно п. 2 постановления, если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то пени, начисленные за неуплату вышеуказанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Письмом от 31.10.2007 № ШС-6-14/847 ФНС России направила для сведения нижестоящих налоговых органов письмо Минфина России от 18.10.2007 № 03-02-07/2-168, в котором рекомендовано учитывать положения, изложенные в постановлении Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 47.

Рассмотрим порядок начисления пени на основе нашего примера.

Пени на обязательное пенсионное страхование

Расчет сумм исчисленных и уплаченных авансовых платежей на ОПС за I квартал 2008 года страхователи представляют 21 апреля 2008 г., так как 20 апреля выпадает на воскресенье (абз. 3 п. 2 ст. 24 Закона № 167-ФЗ).

Последним днем расчетов по пенсионным взносам за I квартал 2008 года является 6 мая 2008 г. (абз. 3 и 4 п. 2 ст. 24 Закона № 167-ФЗ).

Пеней по взносам на ОПС за январь, февраль и март в суммах соответственно 70000 руб., 84000 руб. и 70000 руб. не должно быть, так как пени за несвоевременное перечисление авансовых платежей внутри отчетного периода не начисляются.

Пени по ЕСН

Согласно ст. 240 НК РФ отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных для налогоплательщиков-физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Датой уплаты ЕСН за январь 2008 года является 15.02.2008, за февраль — 15.03.2008, за март — 20.04.2008.

Организация уплатила страховые взносы 27.02.2008, 27.03.2008 и 27.04.2008.

Пени по ЕСН (на недоимку в связи с неправомерным вычетом) должны быть начислены следующим образом:

— за январь — на 100000 руб. (за период с 16.02.2008 по 27.02.2008);

— за февраль — на 120000 руб. (за период с 16.03.2008 по 27.03.2008);

— за март — на 30000 руб. (за период с 21.04.2008 по 27.04.2008).

 

Е.П. Тихоновец

1080.Принято решение о выплате ежемесячной компенсации в размере 2000 руб. сотрудникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Относится ли компенсация на расходы для целей налогового учета и какие налоги следует платить?

Указом Президента РФ от 30.05.1994 № 1110 «О размере компенсации выплат отдельным категориям граждан» (редакция Указа Президента РФ от 08.02.2001 № 136) в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб., которые производятся в том числе матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от организационно-правовых форм, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

В пункте 20 постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1206 «Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» указано, что ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями, независимо от их организационно-правовых форм.

В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Компенсационные выплаты относятся к расходам, связанным с содержанием работников, предусмотренным законодательством РФ.

Следовательно, ежемесячные компенсационные выплаты матерям в размере 50 руб. учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Компенсационная выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, не подлежит обложению ЕСН на основании подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные гл. 24 НК РФ.

Таким образом, на компенсационные выплаты матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, не должны начисляться страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Однако следует помнить, что компенсации за период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет не подлежат обложению НДФЛ, ЕСН, взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и пенсионное страхование в пределах норм и сверх норм, так как компенсации сверх норм не уменьшают налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль. С суммы компенсаций в пределах норм не удерживается НДФЛ согласно п. 1 ст. 217 НК РФ. Кроме того, следует применять стандартные налоговые вычеты в соответствии с подп. 3, 4 п. 2 ст. 218 НК РФ, а именно:

— налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20000 руб., налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется;

— налоговый вычет в размере 600 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругами родителей. Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, представляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 40000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40000 руб, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.

С учетом вышеизложенного ежемесячно следует исчислять НДФЛ в сумме 124 руб. (2000 – 50 – 400 – 600). В расходы в целях налогового учета не включается ежемесячная компенсация в сумме 1950 руб. (2000 – 50).

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
© 2000-2006
...АУДИТ-ЦЕНТР...
All rights reserved.
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты ]

Webdesign
anastasiya