«Аудит-Центр»

Новости

История

Специалисты

Услуги

Контакты

Конференция

 

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #1081-1090

 

 

Е.В. Пименова

1081.Организация имеет переплату по налогам, которые были уплачены в 2003 году. Однако о наличии этого обстоятельства стало известно в 2006 году в момент получения от налогового органа справки о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, взносам. Организация обратилась в инспекцию с заявлением о возврате налогов на расчетный счет в 2007 году.

В этом же году налоговый орган дал отказ со ссылкой на то, что заявление подано по истечении трехлетнего срока со дня уплаты налогов. Права ли налоговая инспекция?

Налоговый орган правомерно отказал в осуществлении зачета (возврата) по мотиву пропуска налогоплательщиком трехгодичного срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 НК РФ.

Однако, по нашему мнению, п. 7 ст. 78 НК РФ не препятствует обращению налогоплательщика в случае пропуска указанного срока в суд с заявлением о зачете (возврате) из бюджета излишне уплаченных сумм в порядке арбитражного судопроизводства.

В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Как следует из содержания вопроса, налоговый орган, вплоть до направления справки о состоянии расчетов, не сообщал организации о возникшей у нее переплате.

Следовательно, справка инспекции, поступившая в адрес налогоплательщика в 2006 году, свидетельствует о том, что налоговым органом допущено нарушение положений п. 3 ст. 78 НК РФ, приведшее к тому, что организация узнала о наличии переплаты только в 2006 году.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 21.06.2001 № 173-О, пропуск трехлетнего срока на возврат или зачет налога, установленного ст. 78 НК РФ, не препятствует налогоплательщику обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога в порядке судопроизводства в арбитражном суде в течение трехгодичного срока, исчисляемого со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Излишне уплаченные суммы налогов были выявлены в 2006 году, о чем организация узнала в 2006 году из справки налогового органа.

Об отказе в проведении зачета (возврата) налогоплательщик узнал в 2007 году из письма налогового органа.

Следовательно, организация имеет право на обращение с заявлением о возврате (зачете) в суд в пределах трехгодичного срока, исчисляемого со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своего права.

 

М.М. Левицкая

1082.Необходимо ли составлять товарно-транспортные накладные для применения налоговых вычетов по НДС, уплаченному поставщику за товар?

Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость установлен ст. 166 НК РФ.

Согласно пп. 1 и 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенных для налогооблагаемых операций, а также для перепродажи.

В пункте 1 ст. 172 НК РФ указано, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, условиями вычета налога на добавленную стоимость по товарам являются: фактическая оплата приобретенного товара, принятие его на учет и наличие счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров, с указанием суммы налога на добавленную стоимость, предназначенных для налогооблагаемых операций, а также для перепродажи.

Действительно, п. 1 ст. 172 НК РФ требует, чтобы для применения вычета по НДС товары были приняты на учет и в наличии у налогоплательщика были соответствующие первичные документы. Конкретный перечень таких документов и их количество НК РФ не устанавливает. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ используется первичная документация, принятая для бухгалтерского учета.

Принятие товара на учет в данном случае подтверждается товарными накладными по форме № ТОРГ-12, соответствующей форме первичных документов, установленной ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которой все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 указанного Закона.

В альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденном постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132, имеется такой первичный учетный документ, как товарная накладная по форме № ТОРГ-12, которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и служит основанием для оприходования этих ценностей.

Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций (утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132) накладная по форме № ТОРГ-12 — это первичный документ, на основании которого приходуется товар.

Согласно постановлению Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Таким образом, товарно-транспортная накладная является документом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей с организациями-перевозчиками, и служит для расчетов грузоотправителей или грузополучателей с перевозчиками за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Таким образом, никаких иных документов, кроме товарной накладной формы № ТОРГ-12, именно для оприходования товара не требуется.

Из вышезложенного следует, что при применении вычетов по НДС, уплаченному за товар, составления товарно-транспортной накладной не требуется (достаточно товарной накладной по форме № ТОРГ-12). В случае применения налоговых вычетов по НДС, уплаченному за доставку товара (его транспортировку), представление товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т является необходимым.

 

Л.А. Скибина

1083.Могут ли обжаловаться действия или решения органов внутренних дел в порядке гл. 24 АПК РФ при производстве проверок финансово-хозяйственной деятельности организации, а также при проведении оперативно-розыскных действий?

В соответствии с п. 35 ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» предусмотрено право при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. 5, 10 Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступлений, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утвержденной приказом от 16.03.2004 № 177, проверка организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводится в срок не более 30-ти дней на основании мотивированного постановления.

Органы внутренних дел являются правоохранительными органами, которые для выполнения возложенных задач по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений обязаны и вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Данные процедуры регулируются не законодательством о налогах и сборах, а уголовно-процессуальным законодательством, законодательством об оперативно-розыскной деятельности и законодательством об административных правонарушениях соответственно.

Целью проверок, осуществляемых органами внутренних дел, является выявление, пресечение и документирование фактов преступного неисполнения обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, целью налоговой проверки является проверка исполнительности налогоплательщиков и налоговых агентов.

По результатам проверок и ревизий сотрудниками подразделений ДЭБ МВД России принимается одно из следующих решений:

1. Составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ). В дальнейшем в соответствии со ст. 144, 145 УПК РФ решается вопрос:

— о возбуждении уголовного дела, так как сведения, сообщенные в рапорте о совершенном или готовящемся преступлении, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ являются поводом для возбуждения уголовного дела;

— об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

— о передаче сообщения по подследственности (ст. 151 УПК РФ).

2. Материалы передаются по подведомственности, в том числе о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

Материалы могут быть также переданы по подведомственности в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (ст. 116—122 НК РФ).

3. О возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Например, сотрудником милиции может быть составлен административный протокол о нарушении ст. 15.1—15.2, 15.12—15.24 КоАП РФ.

4. Завершение проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства РФ.

О принятом по результатам проверки решении в трехдневный срок извещается организация или индивидуальный предприниматель, в отношении которых она проводилась.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут совершаться органами милиции. Например, истребование документов, касающихся предпринимательской деятельности организации.

Пунктом 4 ст. 11 закона «О милиции» предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел могут получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и их копии, исследовать предметы и документы.

Если лицо считает, что действия сотрудников милиции не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то он может обжаловать ненормативный правовой акт путем обращения в Арбитражный суд по нормам гл. 24.

В соответствии со ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением, чтобы признать недействительными ненормативные правовые акты, незаконные решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если они полагают, что все это нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для деятельности.

Если между сторонами возник спор из-за уголовно-процессуальных правоотношений, то лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокуратуру или суд. В данном случае понятие «суд» не тождественно понятию «Арбитражный суд».

По подведомственности должно рассматриваться судом общей юрисдикции.

 

Н.Б. Лопатина

1084.Наша компания в 2007 году приобрела и ввела в эксплуатацию микроавтобус стоимостью 570000 руб. Для целей налогообложения прибыли амортизация по нему начислялась с применением коэффициента 0,5.

Правильно ли мы поступили, продолжая применять данный коэффициент в 2008 году, несмотря на увеличение лимита первоначальной стоимости?

Следует ли нам применять его в 2009 году?

 

Согласно ст. 259 НК РФ, приобретая «дорогие» автомобили, при расчете амортизации следует применять специальный понижающий коэффициент 0,5. Стоимостным критерием первоначальной стоимости в 2007 году являлось: по легковым автомобилям — 300 тыс. руб., по микроавтобусам — 400 тыс. руб.

Законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ внесены изменения по ограничениям первоначальной стоимости таких автомобилей. С 1 января 2008 г. их первоначальная стоимость увеличена: для легковых автомобилей — до 600 тыс. руб., для пассажирских микроавтобусов — до 800 тыс. руб.

Норма амортизации не может быть изменена в течение всего срока эксплуатации объектов основных средств. Такой порядок определен п. 3 ст. 259 НК РФ: выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества.

Данная позиция изложена в письмах Минфина России от 18.01.2008 № 03-03-06/1/11, от 11.04.2008 № 03-03-06/1/269.

Следовательно, отказ от применения коэффициента в 2008 году будет признан неправомерным.

По нашему мнению, вы правильно поступили, продолжая применять понижающий коэффициент в связи изменениями стоимостного критерия в 2008 году.

Изменения, которые внесены в гл. 25 НК РФ Законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ,  вступающие в силу с 1 января 2009 г., также не повлияют на расчет амортизации по данному объекту основных средств.

 

 

М.А. Дмитриева

1085.Наша организация, являясь поставщиком товара некоторым торговым сетям, несет следующие расходы: за право продажи в розничных магазинах, за обеспечение продвижения товара в розничной торговле (за выкладку товаров определенным способом, использование специального торгового оборудования для наглядного представления товара, информирование потребителей о товаре по внутреннему радио, телевидению, раздача рекламных каталогов, журналов, проведение в местах продажи товара различных демонстраций, дегустаций товара, розыгрышей призов, подарков и др.), за вход в торговую сеть и т.п.

Учитываются ли эти расходы в целях налогообложения прибыли?

Вправе ли мы принять к вычету суммы налога, предъявленные нам розничными магазинами, при приобретении от них услуг по продвижению своих товаров?

1. Перед любой компанией, поставляющей товары в крупные сетевые магазины, как правило, встает вопрос: можно ли учесть в составе расходов суммы, которые она вынуждена платить за «вхождение» в магазин?

Большинство поставщиков вынуждено соглашаться с требованиями крупных розничных торговых сетей, в противном случае место этих поставщиков на полках магазина займет аналогичный продукт другой марки.

По вопросу, можно ли учесть расходы в виде платы торговым сетям за возможность продавать в них свой товар, НК РФ не содержит прямого указания.

Проблема заключается в том, что Минфин России считает, что указанные виды расходов нельзя включать в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Позиция Минфина России заключается в том, что за сам факт заключения договора поставки, за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, а также за включение торговых позиций в ассортимент магазинов не могут быть учтены в составе расходов в целях налогообложения прибыли, так как указанные операции не связаны с деятельностью поставщика-продавца (письма от 17.10.2006 № 03-03-02/247, от 03.10.2006 № 03-03-04/1/677 и др.).

По мнению налоговых органов (письмо УМНС России по г. Москве от 02.04.2004 № 26-12/22895), уплата вступительных взносов (бонус за вход) не может быть условием ни договора купли-продажи, ни договора поставки, поэтому такие расходы не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ и их нельзя учесть при налогообложении прибыли.

В то же время перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, содержащийся в ст. 264 НК РФ, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Исходя из этого организация может учесть любые расходы для целей налогообложения прибыли, если эти расходы удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ, то есть являются обоснованными и документально подтвержденными.

С 2007 года Минфин России несколько изменил свою точку зрения и разрешил налогоплательщикам учитывать расходы по выкладке товара магазинами (затраты на мерчандайзинг), но только в пределах норматива, установленного для рекламных расходов п. 4 ст. 264 НК РФ. Так, согласно разъяснениям Минфина России в письмах от 22.05.2007 № 03-03-06/1/286, от 2.04.2008 № 03-03-06/1/224, от 20.08.2008 № 03-03-06/1/474 в случаях, когда между продавцом и покупателем (магазином) имеется соглашение, которое определяет целенаправленное выполнение покупателем за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца, что способствует привлечению внимания к товарам определенного наименования, то такие действия продавца товара могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе, которые уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в пределах норматива согласно п. 4 ст. 264 НК РФ.

Подтверждающие документы от покупателя (магазина) могут быть любые: акты, отчеты, таблицы, справки и т.п. Главное, чтобы они были оформлены в соответствии с законодательством, имели подтверждение из анализа динамики отдела продаж, что рост продаж находится в прямой зависимости от количества открытых магазинов, поставщик получил расширение рынка сбыта, увеличение объема продаж, что в свою очередь привело к увеличению размера налоговых отчислений.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Вместе с тем имеются судебные решения, согласно которым указанные расходы могут учитываться при налогообложении прибыли. Арбитражные суды при рассмотрении дел данной категории придерживаются позиции, отличной от мнения Минфина России. В частности:

— в постановлении ФАС Уральского округа от 17.12.2007 № Ф09-10398/07-С3 по делу № А60-9282/07 в отношении расходов на выкладку отмечено: «Спорные расходы общества на рекламу являются экономически обоснованными, поскольку комплекс мер, осуществленных налогоплательщиком по рекламе производимой и реализуемой продукции, направлен на выкладку товаров на лучших местах в торговом зале, обеспечивающих визуальное выделение продукции и привлечение внимания покупателей, расположение рекламных плакатов товара в лучших местах торговой точки. Спорные расходы общества непосредственно связаны с уставной деятельностью налогоплательщика»;

— в постановлениях ФАС Московского округа от 07.11.2006 № КА-А40/10838-06, Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2006, 01.08.2006 № 09АП-6636/2006-АК суд пришел к выводу, что затраты поставщика являются экономически обоснованными, так как в результате поставок поставщик получал расширение рынка сбыта, увеличение объема продаж;

— аналогичный спор разрешил в пользу налогоплательщика и ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 12.05.2008 № А56-16675/2007. Суд учел, что вступительный взнос поставщика за вход в розничную торговую сеть является экономически обоснованным расходом, поскольку уплата взноса была предусмотрена договором поставки как обязательное условие вступления его в действие, и отметил, что вход в торговую сеть является расширением рынка сбыта товаров;

— ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 04.10.2007 по делу № А56-6929/2007 аналогичным образом рассмотрел вопрос об обоснованности расходов на «оплату услуг по продвижению товара в новых магазинах; по вводу новых позиций товара; по установке оборудования для размещения товара; по замене (ротации) одного товара на другой; по разбраковке и выявлению скрытых недостатков товара и по размещению рекламы товара в средствах массовой информации и распространению средств массовой информации в местах проведения акций (компенсация акций)»;

— в постановлении ФАС Московского округа от 21.11.2008 № КА-А40/12065-07 по делу № А40-13630/07-40-81 суд сделал вывод, что организация правомерно включила в состав прочих расходов вступительный взнос за поставку товара в магазины торговой сети, так как данные расходы связаны с ее производственной деятельностью;

— в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2006 по делу № А56-27205/2005 суд отметил, что экономическая оправданность расходов общества по уплате вступительного взноса обоснована и подтверждена договорными обязательствами;

— и др.

Учитывая изложенное, вам необходимо принять самостоятельное решение о включении указанных расходов за право поставки товаров в магазины в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, не забывая, что такое решение придется доказывать в суде.

2. Вопрос применения вычетов сумм налога на добавленную стоимость по расходам на продвижение товара напрямую зависит от учета таких расходов в целях налогообложения прибыли.

НК РФ разрешает принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав для использования в облагаемой НДС деятельности либо для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ). НК РФ не содержит требования об экономической обоснованности расходов в целях применения вычета, а также не содержит каких-либо иных условий применения вычетов в зависимости от учета расходов в целях налогообложения.

Таким образом, поставщик вправе принять к вычету суммы налога, предъявленные ему при приобретении услуг по продвижению своих товаров, так как эти услуги приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. В соответствии с п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ вычет НДС осуществляется на основании счета-фактуры, первичных документов после принятия услуг на учет.

Н.А. Панкратова

1086.В каком размере выплачивается пособие работнику, представившему листок нетрудоспособности с отметкой о нарушении режима?

В январе 2008 года работником представлен листок нетрудоспособности, согласно которому он был нетрудоспособен с 17.01.2008 по 08.02.2008 включительно, при этом в листке нетрудоспособности с 21.01.2008 по 28.01.2008 проставлена отметка о нарушении режима, предписанного лечащим врачом.

За какой период следует снизить размера пособия по временной нетрудоспособности: с 21.01.2008 по 28.01.1008 или с 21.01.2008 по 08.02.2008?

Согласно статье 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ) основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности является нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, со дня, когда было допущено нарушение.

Следовательно, с 17.01.2008 по 20.01.2008 работнику начисляется пособие исходя из максимального размера, установленного законодательством.

А с 21.01.2008 по 08.02.2008 работнику начисляется пособие в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ (2300 руб.)

Таким образом, до 2007 года лица, которые нарушили режим, предписанный врачом, или без уважительной причины не явились в назначенный срок на врачебный осмотр, на проведение медико-социальной экспертизы, лишались пособия с того дня, когда было допущено нарушение.

С 1 января 2007 г. указанным лицам пособие выплачивается и после нарушения режима или неявки в поликлинику в назначенный срок. Правда, размер пособия с того дня, когда было допущено нарушение, составляет 1 МРОТ за полный календарный месяц.

Применяется ли районный коэффициент к минимальному размеру оплаты труда?

Законодательством установлены случаи увеличения МРОТ на районный коэффициент:

— на максимальный размер по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам (ст. 12 Федерального закона от 21.07.2007 № 183-ФЗ);

— на выплату пособия застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев (п. 6 ст. 7 Закона № 255-ФЗ);

— на размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей (ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

В статье 8 Закона № 255-ФЗ не указано, что при применении в качестве максимально возможного размера пособия МРОТ учитываются районные коэффициенты, поэтому их применять не следует.

Необходимо отметить, что в п. 1 ст. 8 Закона № 255-ФЗ указана неявка застрахованного лица без уважительных причин.

Поэтому, уважительная ли причина неявки к врачу, решает организация на основании оправдательных документов, представленных работником. Решение оформляется распоряжением (приказом) руководителя либо протоколом комиссии по соцстраху.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 74 утвержден Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Ими согласно приказу являются:

1. Непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.).

2. Длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев.

3. Переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания.

4. Вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы.

5. Повреждение здоровья или смерть близкого родственника.

6. Иные причины, признанные уважительными в судебном порядке при обращении застрахованных лиц в суд.

Этим документом можно пользоваться и при установлении уважительных причин неявки больного на прием к врачу в назначенный срок.

 

Е.П. Тихоновец

1087.Начисляется ли амортизация в целях бухгалтерского учета по объектам жилого фонда, имеющим государственную регистрацию от 29.09.2007, но принятым к учету в апреле 2008 года? Правомерно ли включение в состав расходов в целях налогового учета амортизации и амортизационной премии по объектам жилого фонда, в том числе сдаваемого в наем физическим лицам, переведенным в нежилое помещение для сдачи в аренду?

В целях бухгалтерского учета приобретенные жилые помещения признаются основными средствами согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее — ПБУ 6/01).

В соответствии с п. 17 ПБУ 6/01 стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01. Исключений для объектов жилого фонда не предусмотрено. Таким образом, амортизация по приобретенной квартире начисляется в общеустановленном порядке. Так, в соответствии с п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н, по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемым, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию.

Таким образом, если до окончания процедуры государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества последний введен в эксплуатацию, в бухгалтерском учете по нему следует начислять амортизацию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию.

Следовательно, при несвоевременном принятии к учету (в апреле 2008 года) по жилому помещению, имеющему государственную регистрацию прав от 29.09.2007, амортизация начисляется с октября 2007 года при условии, что и документы на государственную регистрацию также поданы в сентябре 2007 года.

В отчетном периоде в целях бухгалтерского учета амортизация начисляется проводкой:

— за 2007 год: Дебет счета 91.2   Кредит счета 02;

— за 2008 год:  Дебет счета 26   Кредит счета 02.

В статье 256 НК РФ имущество жилого фонда не указано в перечне имущества, не подлежащего амортизации. Однако в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В письме Минфина РФ от 16.04.2007 № 03-03-06/2/69 указано, что служебная квартира не является основным средством и не относится к амортизированному имуществу, используемому для извлечения дохода, а, следовательно, амортизационные отчисления по ней для целей налогообложения прибыли не учитываются.

В письме Минфина России от 10.05.2006 № 03-03-04/2/137 указано, что согласно положениям гл. 25 НК РФ жилищный фонд (жилые помещения) в целях налогообложения прибыли не подлежит амортизации. Если налогоплательщик приобрел в собственность объекты недвижимости, являющиеся жилищным фондом, налоговый учет таких объектов жилья отличается от налогового учета амортизируемого имущества.

Для целей налогообложения прибыли организация может учитывать суммы начисленной амортизации по квартире, приобретенной в жилом доме, не после подачи документов на государственную регистрацию права собственности на этот объект, а только после перевода данной квартиры в нежилой фонд.

Следовательно, по жилым объектам, имеющим государственную регистрацию прав, организация имеет риски занижения налога на прибыль, если в расходах будет учтена амортизация и, соответственно, амортизационная премия по жилым объектам, не приносящим дохода.

Если организация приобретает объект основного средства, то она вправе применять амортизационную премию в том отчетном (налоговом) периоде, когда начинает начисляться амортизация по этому объекту. Это связано с тем, что расходы в виде амортизационной премии признаются в качестве расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации основных средств (п. 3 ст. 272 НК РФ). Таким образом, касательно указанных объектов жилого фонда:

— при сдаче организацией на возмездной основе в наем физическим лицам жилого помещения, имеющего государственную регистрацию прав, амортизация и амортизационная премия в целях налогообложения прибыли начисляется с даты передачи жилого помещения в наем.

В пункте 38 совместного постановления ВС РФ № 6, ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что сделки, связанные с арендой (имущественным наймом), безвозмездным пользованием, а также иным, не связанным с проживанием граждан, использованием организациями жилых помещений, которые не были переведены в нежилые в порядке, установленном жилищным законодательством, совершенные после введения в действие ГК РФ, являются ничтожными по основаниям, предусмотренным ст. 168 (ст. 288 ГК РФ);

— при переводе в нежилое помещение жилого помещения, имеющего государственную регистрацию прав, амортизацию и амортизационную премию следует учесть в целях налогового учета в том периоде, когда получен документ от уполномоченного органа о переводе жилого в нежилое помещение (ст. 23 ЖК РФ). При этом нежилое помещение должно использоваться в производственной деятельности для извлечения дохода.

Так, в письме Минфина России от 06.05.2004 № 04-02-05/2/19 со ссылкой на п. 3 ст. 288 ГК РФ говорится, что помещение (квартира) до момента его перевода в нежилой фонд не может использоваться для размещения в нем организации и, как следствие, не является амортизируемым имуществом для целей обложения налогом на прибыль организаций.

 

О.И. Языкова

1088.Какие документы должны быть оформлены организацией для проведения реконструкции основных средств?

В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ реконструкцией признается переустройство существующих объектов основных средств, связанное с «совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции».

Реконструкция (модернизация) объекта во многом похожа на проведение капитального ремонта. Зачастую одни и те же работы могут быть расценены и как реконструкция (модернизация), и как капитальный ремонт. Разделить их бухгалтер может, только опираясь на документы, которыми эти работы оформлены.

При отражении в учете любых работ по восстановлению объектов основных средств (как в форме реконструкции (модернизации), так и в форме всех видов ремонта (текущего, среднего, капитального)) необходимо оформление соответствующих первичных документов, которые прямо упомянуты в пп. 70 и 76 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н:

— ремонт основных средств рекомендуется проводить в соответствии с планом, который формируется по видам основных средств, подлежащих ремонту, в денежном выражении исходя из системы планово-предупредительного ремонта, разрабатываемой организацией с учетом технических характеристик основных средств, условий их эксплуатации и других причин. Системой планово-предупредительного ремонта предусматриваются обслуживание основных средств, текущий и средний ремонт, а также капитальный и особо сложный ремонт отдельных объектов основных средств. План ремонта и система планово-предупредительного ремонта утверждаются руководителем организации;

— приемка объектов по окончании капитального ремонта производится по акту приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма № ОС-3).

При этом необходимость всех видов ремонта (кроме планово-предупредительного, производимого на основании соответствующего плана) должна подтверждаться документально (дефектной ведомостью, актом обследования, служебной запиской и т.п.), которые объясняют необходимость восстановления объекта основных средств.

Таким образом, в установленные сроки в организации должна быть создана специальная комиссия, которая производит осмотр объекта, заносит обнаруженные неисправности в дефектную ведомость. На основании данной ведомости работники отдела строительства составляют смету на проведение ремонта, которая утверждается в установленном порядке. В ней указывают, какие требуются строительные материалы, изделия и детали, а также строительные машины и механизмы.

Общая смета на ремонт может разбиваться на этапы и объекты. Часть таких работ может выполняться организацией самостоятельно (хозяйственным способом), а часть — с привлечением специальной строительной подрядной организации (подрядным способом), что также должно быть отражено в документах.

Для наиболее точной классификации произведенных работ наряду с первичными могут применяться дополнительные разъясняющие документы.

По завершении реконструкции необходимо оформить акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме № ОС-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

Формой № ОС-3 оформляется возврат основных средств из ремонта, реконструкции или модернизации. Если работы с объектом проводились силами самой организации, то акт составляется в одном экземпляре, если сторонней — готовятся два экземпляра документа. Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию или модернизацию. Утверждает документ руководитель компании или уполномоченное им лицо. Данные о проведенном ремонте, реконструкции или модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).

 

Т.В. Тюленева

1089.Как рассчитать коэффициент-дефлятор К1 для целей определения ЕНВД в 2009 году?

Статьей 346.29 НК РФ установлено, что налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Вмененный доход определяется расчетным путем исходя из размеров базовой доходности физических показателей, установленных ст. 346.29 НК РФ для различных видов деятельности, а также коэффициента-дефлятора К1 и корректирующего коэффициента К2.

Коэффициент-дефлятор К1, применяемый при расчете единого налога на вмененный доход, учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации.

Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 12.11.2008 № 392 определен размер коэффициента-дефлятора на 2009 год, он составил 1,148.

С 1 января 2009 г. вступили в силу изменения в гл. 26.3 НК РФ. Данные изменения были внесены Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ.

Одна из поправок в ст. 346.27 НК РФ уточняет, как должен рассчитываться коэффициент-дефлятор: произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году.

Значение коэффициента-дефлятора на 2009 год уже установлено (равно 1,148, как указано выше).

Минфин России в своем письме от 19.11.2008 № 03-11-03/25 дает пояснения по поводу расчета коэффициента-дефлятора.

Поскольку размер коэффициента-дефлятора на 2009 год определялся в 2008 году, до вступления в силу изменений, то при его расчете коэффициент-дефлятор, установленный на 2008 год, не учитывался.

Никаких иных выводов финансовое ведомство далее не делает. Однако единственно возможный вывод из данных разъяснений — указать налогоплательщикам ЕНВД на необходимость в 2009 году самостоятельно перемножать коэффициенты 2008 и 2009 годов и корректировать базовую доходность на «расчетный» коэффициент.

Отметим, что, если впоследствии Минфин все же выпустит подобные разъяснения или налоговые инспекции потребуют от налогоплательщиков определять сумму ЕНВД с применением «расчетного» коэффициента К1, такие требования можно будет считать не соответствующими налоговому законодательству. Согласно ст. 346.27 и п. 4 ст. 346.29 НК РФ налогоплательщик обязан умножать базовую доходность только на тот коэффициент-дефлятор, который установлен на текущий год. В 2009 году размер этого коэффициента, как указывалось выше, равен 1,148. Коэффициент К1 на 2009 год утверждался Минэкономразвития России действительно до вступления в силу поправок в гл. 26.3 НК РФ, но уже после принятия Федерального закона от 22.07.2008 № 155-ФЗ. На момент издания приказа Минэкономразвития России от 12.11.2008 № 392 было известно, как должен рассчитываться коэффициент-дефлятор с 2009 года.

Ранее, в 2007 году, Минфин уже требовал от плательщиков ЕНВД при корректировке базовой доходности перемножать коэффициенты 2006 и 2007 годов (письмо от 02.03.2007 № 03-11-02/62), однако затем финансовое ведомство признало ошибочным такой подход (письмо от 29.05.2007 № 03-11-02/151). Поэтому вероятно, что в дальнейшем Минфин все же выскажется более определенно относительно применяемого в 2009 году коэффициента К1 и признает следующее: в расчетах должен использоваться только тот коэффициент, который установлен в приказе Минэкономразвития России от 12.11.2008 № 392, — 1,148.

 

Н.Н. Залюбовская

1090.Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете доходы и расходы при покупке и продаже долга?

Согласно нормам гражданского законодательства продажа долга называется уступкой права требования, или цессией. При продаже долга происходит перемена лиц в обязательстве, а именно меняются кредиторы. Дебитор, он же должник, остается, как и сам долг. Отдавать должнику долг нужно уже новому кредитору.

Для осуществления уступки права требования в большинстве случаев не нужно согласие должника — его необходимо лишь своевременно уведомить (ст. 382 ГК РФ).

К договору об уступке прав предъявляются те же требования, что и к оформлению самой сделки, право требования по которой уступается (ст. 389 ГК РФ).

Стороны договора цессии — это старый и новый кредиторы.

Старый кредитор (тот, кто уступает долг) называется цедентом, а новый (купивший этот долг) — цессионарием.

По договору цессии можно передать долги, природа возникновения которых различна. Например, право требования задолженности, возникшей вследствие реализации товаров, работ, услуг в рамках осуществления хозяйственной деятельности. Также можно уступать права требования по договорам займа или долевого строительства. Однако существуют права, уступать которые запрещено, например, возмещение вреда, причиненного здоровью (ст. 383 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 385 ГК РФ кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования.

На основании договора уступки права требования у цессионария (покупателя долга) появляется дебиторская задолженность, которая в соответствии с п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н, относится к финансовым вложениям организации, поскольку в отношении этой дебиторской задолженности выполняются условия, предусмотренные п. 2 названного ПБУ 19/02.

Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, например 500000 руб. (пп. 8, 9 ПБУ 19/02), и отражаются по дебету счета 58 «Финансовые вложения» в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с первоначальным кредитором (цедентом), 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 76 «Цедент» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Перечисление денежных средств цеденту отражается по кредиту счета 51 «Расчетные счета» и дебету счета 76 «Цедент» (500000 руб.).

Если кредитор-цедент уступил право требования с НДС и оформил счет-фактуру, то предъявленная сумма НДС может быть принята к вычету после принятия к учету имущественного права (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Предъявленная цедентом сумма НДС отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Цедент».

Принятие к вычету НДС отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции с кредитом счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

При последующей уступке права требования организация отражает выбытие финансового вложения на дату прекращения прав кредитора по указанному требованию (в данном случае — на дату передачи документов) (п. 25 ПБУ 19/02). При этом стоимость уступленного права требования признается прочим расходом организации (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Доход от выбытия права требования является прочим доходом (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, п. 34 ПБУ 19/02).

Если по новому договору цессии организация уступает право требования новому кредитору (цессионарию) по более высокой цене, например, за 600000 руб., в том числе НДС, то в этом случае у цедента появляется дополнительный доход.

Передача имущественных прав на территории РФ в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признается объектом налогообложения по НДС. Налоговая база определяется организацией как сумма превышения сумм дохода, полученного ею при уступке требования новому кредитору (цессионарию), над суммой расходов на приобретение указанного требования (п. 2 ст. 155 НК РФ).

Налоговая ставка в данном случае равна 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Следовательно, сумма НДС, начисленная при уступке права требования, составляет 15254 руб. ((600000 руб. – 500000 руб.) x 18 : 118).

Для целей налогообложения прибыли реализация права требования организацией, купившей его, рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется в размере причитающихся к получению от нового цессионария денежных средств без учета НДС. При этом при определении налоговой базы организация вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга (п. 3 ст. 279, п. 1 ст. 248, подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ). В соответствии с п. 5 ст. 271 НК РФ датой получения дохода является день последующей уступки права требования.

На основании указанного примера следует составить проводки:

Дебет счета 91.2   Кредит счета 58 — 500000 руб.;

Дебет счета 76 «Цессионарий»   Кредит счета 91.1 — 600000 руб.;

Дебет счета 91.2   Кредит счета 68 «НДС»  — 15254 руб.;

Дебет счета 51   Кредит счета 76 «Цессионарий» —  600000 руб.

 

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
© 2000-2006
...АУДИТ-ЦЕНТР...
All rights reserved.
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты ]

Webdesign
anastasiya