«Аудит-Центр»

Новости

История

Специалисты

Услуги

Контакты

Конференция

 

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #1111-1120

 

 

Е.В. Пименова

1111.Фирма заключила договор на оказание аудиторских услуг. Можем ли мы взыскать убытки в случае некачественного оказания услуг?

В соответствии с положениями Федерального Закона РФ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация обязана соблюдать требования вышеуказанного закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

В случае, если аудиторская организация оказалась недобросовестной и нарушила требования вышеуказанного закона, стандартов аудиторской деятельности, а также не соблюдала (не в полном объеме соблюдала) условия договора об оказании аудиторских услуг, организация, заключившая такой договор (далее по тексту — кредитор), вправе защитить свои права.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (ст. 12 ГК РФ).

Возмещение убытков является общей формой ответственности по договорным обязательствам. Об этом свидетельствует положение п. 1 ст. 393 ГК РФ: «Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства».

Следовательно, такая обязанность у должника возникает вне зависимости, предусмотрена ли она договором.

Как правило, действует принцип полного возмещения убытков. Об этом свидетельствует положение п. 1 ст. 15 ГК РФ: «лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере».

Следовательно, в договоре стороны могут предусмотреть возмещение убытков в определенных пределах.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В составе реального ущерба подлежат возмещению кредитору не только фактически понесенные им расходы, но и расходы, которые он должен будет произвести для восстановления нарушенного права.

ГК РФ определил минимальный предел размера упущенной выгоды в случае, когда должник, нарушивший обязательство, получил вследствие этого доходы. Размер упущенной выгоды в этом случае не может быть меньше, чем доходы, полученные нарушителем.

Следовательно, смысл возмещения убытков заключается в том, что в результате имущество кредитора должно оказаться в том положении, в каком оно находилось бы в случае, если бы должник исполнил обязательство надлежащим образом. Реализация этой задачи требует возмещения кредитору как реального ущерба, причиненного нарушением обязательства, так и упущенной выгоды.

Однако возмещение кредитору должно быть соразмерным, кредитор не должен получить ничего лишнего, выходящего за пределы необходимого, что позволяет восстановить его нарушенное право.

Эта проблема решается путем детального регулирования порядка и способов определения размера убытков и их доказывания.

Пунктом 3 ст. 393 ГК РФ установлено правило, в соответствии с которым расчет убытков должен производиться исходя из цен, существовавших в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора либо в день обращения кредитора в суд в случае неудовлетворения его требования должником в добровольном порядке.

Суду предоставлено право в зависимости от обстоятельств конкретного спора, присуждая возмещение должником убытков, исходить из цен, существующих в день вынесения решения.

Стороны могут также сами определить в договоре, какие цены берутся во внимание при расчете убытков в случае его нарушения.

Действующий ГК РФ не содержит норм (помимо положений об используемых ценах), детально регламентирующих порядок исчисления убытков.

В соответствии с п. 10 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.

Размер упущенной выгоды (неполученного дохода) судам предложено определять с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено.

Бремя доказывания как наличия убытков, так и их размера возлагается на кредитора. Именно такой подход выработан судебной практикой.

Для взыскания убытков в соответствии с нормами АПК РФ истец должен представить доказательства, подтверждающие:

— нарушение ответчиком принятых по договору обязательств;

— причинную связь между понесенными убытками и неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств;

— размер убытков (реальных и упущенной выгоды), возникших у истца.

Ответчик же должен доказать отсутствие своей вины как в нарушении обязательств по договору, так и в причинении истцу убытков.

Кроме того, нарушение стандартов аудиторской деятельности может послужить основанием для вашего обращения с жалобой в саморегулируемую организацию аудиторов для проведения внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации (ст. 10 Федерального Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

В качестве мер ответственности может быть применено: приостановление или аннулирование лицензии на осуществление аудиторской деятельности, квалификационного аттестата аудитора, исключение из саморегулируемой организации.

Л.А. Скибина

1112.Организация приняла решение о выплате дивидендов акционерам (участникам) общества. Акционеры (участники) решили направить дивиденды на развитие общества. Будут ли в этом случае дивиденды облагаться налогом на доходы физических лиц или налогом на прибыль акционеров (участников)-юридических лиц и возникнет ли у общества в этом случае внереализационный доход?

Согласно ст. 38 НК РФ объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обязательство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Понятие дивидендов для целей налогообложения приводится в п. 1 ст. 43 НК РФ, согласно которому дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

При выплате дивидендов своим участникам общество выступает в качестве налогового агента по налогу на прибыль (при выплатах юридическим лицам) либо по НДФЛ (при выплатах физическим лицам).

Пунктом 2 ст. 214 НК РФ определено, что, если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по ставке, предусмотренной п. 4 ст. 224 НК РФ, в порядке, предусмотренном ст. 275 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ.

Исходя из особенностей исчисления налога налоговыми агентами необходимо учитывать положения п. 4 ст. 226 НК РФ: удерживать налог с физического лица налоговый агент может только при фактической выплате.

Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, в случае, если источником дохода налогоплательщика является российская организация, признанная налоговым агентом, установлены пп. 2 и 3 ст. 275 НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 287 НК РФ по доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществляющим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода.

Согласно п. 3 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами-налоговыми резидентами, применяется ставка 9%.

Из вопроса следует, что на общем собрании акционерами (участниками) общества принято решение о выплате дивидендов. Однако акционеры (участники) решили направить дивиденды на развитие общества.

Акционер (участник) общества вправе распорядиться дивидендами по своему усмотрению.

Для общества переданные дивиденды в целях налогообложения признаются обычными доходами (внереализационными), полученными от акционеров ( участников).

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются любые доходы, не указанные в статье 249 НК РФ.

Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационным доходом налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав.

При этом следует учитывать положения п. 11 ст. 251 НК РФ, регулирующие доходы, не учитываемые при определении налоговой базы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

— от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации;

— от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей организации более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации;

— от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица.

 

Н.Б. Лопатина

1113.По правилам 21 главы НК РФ налоговым агентам необходимо уплатить НДС в бюджет и возместить его. А если предприятие применяет упрощенную систему налогообложения (УСНО), как быть в этом случае?

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности уплачивать налог на прибыль, налог на имущество организаций, ЕСН и НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

При этом они не освобождены от обязанностей налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

Налоговые агенты должны правильно и своевременно исчислить суммы НДС, удержать его из средств налогоплательщика и перечислить налог в бюджет.

В соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ налоговые агенты при удержании НДС определяют его сумму расчетным путем. Налоговая ставка исчисляется как процентное соотношение налоговой ставки (10% или 18%) к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки — 10/110 или 18/118.

Так как налоговый агент, применяющий УСН, не является плательщиком НДС, то принять к вычету сумму налога, исчисленную, удержанную и перечисленную в бюджет, он не может. При этом если в качестве объекта налогообложения приняты «доходы», то сумма уплаченного НДС при исчислении единого налога не учитывается. Если же объектом налогообложения являются «доходы, уменьшенные на величину расходов», то сумма НДС учитывается как расход при исчислении единого налога в момент перечисления НДС в бюджет (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Рассмотрим наиболее распространенные ситуации, в которых организация становится налоговым агентом по НДС.

1. Аренда федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества.

Налоговая база — сумма арендной платы с учетом налога.При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества.

Налог удерживается из суммы арендной платы, причитающейся арендодателю.

Следовательно, арендатор перечисляет арендодателю арендную плату (без НДС) и уплачивает в бюджет сумму НДС.

Налоговый агент, применяющий УСН, сможет учесть сумму уплаченного налога в качестве расходов для расчета единого налога.

2. Приобретение товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах Российской Федерации.

Налоговая база определяется налоговым агентом как сумма дохода от реализации товара с учетом НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом налогообложение производится по ставке 18/118.

При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных иностранных лиц.

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Налоговый агент, применяющий УСН, формирует стоимость товаров (работ и услуг) с учетом НДС, уплачиваемого организацией в бюджет в качестве налогового агента.

Согласно п. 7 ст. 170 НК РФ организации, не являющиеся налогоплательщиками НДС, имеют право включать в принимаемые к вычету расходы при исчислении единого налога суммы НДС, которые были исчислены и уплачены ими в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента в случаях возврата товаров продавцу, отказа от них, изменения условий либо расторжения соответствующих договоров и возврата сумм авансовых платежей в соответствии с гл. 26.2 НК РФ.

Иностранная фирма возвращает только сумму, фактически полученную от организации, то есть без учета НДС, уплаченного в бюджет организацией в качестве налогового агента.

Заметим, что до 01.01.2008 ни гл. 21, ни гл. 26.2 НК РФ не предусматривали порядка учета НДС, уплаченного организациями, применяющими УСН и являющимися налоговыми агентами, в случае возврата товаров иностранным поставщикам, не состоящим на учете в налоговых органах РФ.

Налоговые агенты по НДС обязаны:

— оформлять счета-фактуры и регистрировать их в книге продаж с пометкой «за иностранное лицо», «аренда муниципального имущества» и т.д.;

— составлять и представлять в налоговую инспекцию декларацию по НДС. Сумма НДС отражается в декларации в том периоде, в котором организация удержала налог из дохода налогоплательщика.

Книга покупок не открывается, так как уплаченную в качестве налогового агента сумму НДС к вычету он принять не сможет.

Е.П. Тихоновец

1114.Объект недвижимости (нежилое помещение) принят к учету в феврале 2009 года, государственная регистрация датирована 02.04. 2009. С какого месяца следует применять амортизационную премию?

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управленческих организаций.

В соответствии со ст. 256 НК РФ амортизация начисляется только по амортизируемому имуществу.

Имущество признается амортизируемым при одновременном выполнении условий, предусмотренных ст. 256 НК РФ:

— оно принадлежит организации на праве собственности (исключение — имущество, закрепленное за унитарным предприятием на праве оперативного управления или хозяйственного ведения);

— используется для извлечения дохода, то есть для производства и (или) реализации продукции (работ, услуг) или для управления организацией;

— его первоначальная стоимость более 20000 руб.;

— срок полезного использования более 12 месяцев.

Если организация приобретает или создает основное средство, то применять амортизационную премию как расход можно в том отчетном (налоговом периоде), когда начинает начисляться по объекту амортизация.

Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ начисление по объекту амортизируемого имущества производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект введен в эксплуатацию.

В соответствии с п. 11 ст. 258 НК РФ основное средство, право на которое подлежит государственной регистрации, включается в состав соответствующей амортизационной группы с того момента, когда факт подачи прав был документально подтвержден. Данная норма распространяется на объекты, которые эксплуатируются.

Если амортизационная премия применяется в отношении капитальных вложений на приобретение (создание) основных средств, амортизационные отчисления рассчитываются исходя из первоначальной стоимости за минусом амортизационной премии.

Таким образом, организация по истечении первого месяца, следующего за датой начала амортизации на объект основных средств, в составе расходов учитывает и амортизационную премию, и сумму начисленной за этот месяц амортизации.

С учетом вышеизложенного по объекту недвижимости, имеющему государственную регистрацию 02.04.2009, амортизационная премия в расходы в целях налогового учета включается:

— в марте 2009 года, если факт подачи документов на государственную регистрацию прав документально подтвержден в феврале 2009 года;

— в апреле 2009 года, если факт подачи документов на государственную регистрацию прав документально подтвержден в феврале 2009 года.

Н.Н. Залюбовская

1115.Организация уплачивает ЕНВД по деятельности, связанной с оказанием ритуальных услуг. С 2009 года выиграла тендер в администрации по содержанию и благоустройству кладбища. Заключен контракт. Все затраты (оплата сторожу, дворникам и т. п.) в конце месяца по акту полностью компенсируются администрацией перечислением денежных средств. Следует ли в данном случае применять общую систему налогообложения?

В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН).

Согласно ст. 346.27 НК РФ бытовые услуги — это платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, к бытовым услугам, в частности, относятся все услуги по подгруппе 019500 «Ритуальные услуги».

Классификатором ОК 002-93 «Бытовые услуги» в перечень услуг группы 01 по коду подгруппы 019500 «Ритуальные услуги» включены только услуги по установке и ремонту оград, памятных знаков, освещения, устройства пешеходных дорожек, по посадке зеленых насаждений и т.д. на воинских кладбищах (коды услуг 019521 и 019522).

 Работы по содержанию и благоустройству городских кладбищ, за исключением работ по благоустройству воинских кладбищ, по коду 019500 «Ритуальные услуги» Классификатора ОК 002-93 не указаны.

Таким образом, уборка дорожек и газонов от мусора и снега, вывоз мусора и снега, выпиловка и посадка деревьев, выкос травы, а также ремонт зданий и сооружений, объектов инфраструктуры городских кладбищ не относятся к бытовым услугам, и, соответственно, доходы от данной деятельности не подпадают под обложение ЕНВД.

Поэтому доходы, получаемые организацией от вышеуказанной деятельности, должны облагаться налогом на прибыль в рамках общего режима налогообложения и налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

При условии соблюдения положений гл. 26.2 НК РФ деятельность по оказанию услуг, связанных с содержанием и благоустройством городских кладбищ, может быть переведена на уплату единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Согласно п. 7 ст. 346.26 НК РФ организация обязана вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Н.А. Панкратова

1116.Индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность на территории г. Хабаровска «Пассажирские перевозки». Зарегистрирован в ЕАО. На временном учете по ЕНВД стоит в Центральной ИФНС. В какую налоговую инспекцию он должен производить отчисления и сдавать отчетность с 01.01.2009?

На основании письма Минфина РФ от 01.10.2007 № 03-11-02/249 постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход, осуществляющих развозную торговлю; разносную торговлю; распространение и (или) размещение наружной рекламы; распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах; оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов производится в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Подпунктом «а» п. 18 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 155-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 346. 2 НК РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) по видам предпринимательской деятельности, указанным в подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 155-ФЗ указанные изменения вступают в силу с 01.01.2009.

Суды по данному вопросу также исходят из того, что если предприниматель осуществляет свою деятельность на территории того же субъекта РФ, где он проживает, и он уже состоит на учете в налоговом органе по месту жительства, то у предпринимателя отсутствуют основания для постановки на учет, подачи декларации и уплаты налога по требованию налогового органа по месту осуществления деятельности по оказанию транспортных услуг (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.03.2004 № А19-19656/03-33-Ф02-597/04-С1, ФАС Уральского округа от 13.06.2006 № Ф09-5069/06-С1).

Таким образом, индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов, подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход в отношении всех доходов, полученных от осуществления указанного вида услуг, вне зависимости от того, на какой именно территории оказываются данные услуги. На налоговый учет указанный налогоплательщик обязан встать в налоговом органе по месту своего жительства.

До 01.01.2009 сделать он это должен был в соответствии с разъяснениями Минфина России, а с 01.01.2009 — в соответствии с НК РФ.

А.П. Погудина

1117.Налогоплательщик начал осуществлять еще один вид деятельности: по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Надо ли вставать на учет в ИФНС как плательщику ЕНВД?

Согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных органов государственной власти в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Однако следует учитывать, что на уплату единого налога не переводятся:

— организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

— организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-I;

— индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

Порядок постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности определен в письме МФ РФ от 01.10.2007 № 03-11-02/249.

В соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные настоящей статьей, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

В связи с этим указанные налогоплательщики подают (направляют по почте с уведомлением о вручении) в налоговые органы заявление о постановке на учет организации-налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, или заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя-налогоплательщика единого налога на вмененный доход по формам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее 5 дней с начала осуществления предпринимательской деятельности.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход, осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории нескольких районов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или городских округов, на территории которых действуют разные налоговые инспекции, производится в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет.

Одновременно с заявлением о постановке на учет индивидуальный предприниматель-налогоплательщик единого налога на вмененный доход, не состоящий на учете в данном налоговом органе по какому-либо основанию, представляет копии заверенных в установленном порядке документов:

— свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

— свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р61001 или свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004 по форме № Р67001, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, а также документа, удостоверяющего личность.

Исходя из вышеизложенного, если вы состояли на учете в налоговых органах как налогоплательщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, следует учитывать следущее:

— в случае, когда деятельность, подлежащая налогообложению в виде единого налога на вмененный доход, осуществляется по месту нахождения вашей организации, вы подаете в налоговые органы заявление о постановке на учет организации-налогоплательщика единого налога на вмененный доход;

— в случае, когда деятельность, подлежащая налогообложению в виде единого налога на вмененный доход, осуществляется не по месту нахождения вашей организации, вы подаете в налоговые органы заявление о постановке на учет организации-налогоплательщика единого налога на вмененный доход и копии заверенных в установленном порядке документов, перечисленных выше.

Т.В. Тюленева

1118.Как в 2009 году рассчитывается доход в виде процентов по вкладам в банках?

Как рассчитать доход физического лица (учредителя), который предоставил организации заем для покупки основных средств под 18% годовых, и следует ли физическому лицу подавать декларацию и платить НДФЛ с процентов, превышающих ставку рефинансирования ЦБ РФ?

В соответствии с п. 1 ст. 834 ГК РФ по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 208 НК РФ для целей гл. 23 НК РФ к доходам от источников в РФ относятся, в частности, дивиденды и проценты, полученные от российской организации.

В 2008 году налоговая база в отношении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, определялась как превышение суммы процентов, получаемых по вкладам в банках, над суммой процентов, рассчитанной:

— по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты;

— по вкладам в иностранной валюте исходя из 9% годовых.

Это следует из норм ст. 214.2 НК РФ в действующей до 01.01.2009 редакции.

С 01.01.2009 размер предельной ставки изменился. Данные изменения были внесены Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ (далее — Закон № 158-ФЗ).

Статьей 214.2 НК РФ (в редакции Закона № 158-ФЗ) установлено, что в отношении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, налоговая база по НДФЛ определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте — исходя из 9% годовых.

При этом в соответствии с п. 27 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, если:

— проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на пять процентных пунктов, в течение периода, за который начислены указанные проценты;

— проценты по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенную на пять процентных пунктов, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенную на пять процентных пунктов, прошло не более трех лет.

Следовательно, налоговая база в отношении доходов по вкладам в банках будет меньшей по сравнению с предыдущим годом.

Таким образом, с 01.01.2009 доходами в виде процентов по рублевым вкладам, подлежащими обложению НДФЛ по налоговой ставке 35%, признается превышение сумм начисленных по условиям договора процентов над суммой процентов, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на пять процентных пунктов. При этом налоговым агентом в отношении указанных доходов признается банк, являющийся источником их выплаты (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Положения п. 27 ст. 217 НК РФ применяются к доходам в виде процентов по вкладу, полученным с 01.01.2009, независимо от того, что период начисления данных процентов начался в 2008 году.

Пример

Физическое лицо 20.01.2009 заключило договор банковского вклада на сумму 200 тыс. руб. сроком на 180 дней. Согласно договору по окончании его срока действия выплачиваются проценты из расчета 15% годовых. В соответствии с указаниями ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У с 01.12.2008 ставка рефинансирования ЦБ РФ установлена в размере 13% годовых. По окончании действия договора производится расчет налоговой базы исходя из ставки рефинансирования, увеличенной на 5 процентных пунктов: 13 + 5 = 18%. Следовательно, налоговой базы в данном случае не возникает (15% меньше 18%).

Что касается вопроса относительно дохода по займу физического лица организации на покупку основного средства, поясняем следующее.

Согласно п. 27 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде процентов по рублевым вкладам в банках. В вашем случае налогообложению подлежит вся сумма процентов, так как организация, выплачивающая физическому лицу проценты, не является банковским учреждением. Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщики получили доходы, признаются налоговыми агентами. Это возлагает на них обязанность исчислить и удержать у налогоплательщика сумму налога при выплате дохода, в том числе процентов по займу. Таким образом, обязанности подавать декларацию у физического лица не возникает.

Е.В. Пименова

1119.Наша организация оспаривала в суде результаты выездной налоговой проверки. Решение налогового органа о привлечении к ответственности и требование об уплате налогов, пени и штрафов были признаны частично недействительными. Инспекция после вынесения последнего судебного акта выставила нам новое требование, указав основанием последнее решение суда, при этом не было отозвано прежнее требование. Законны ли действия налогового органа?

Как усматривается из вашего вопроса, инспекция пытается повторно взыскать ранее заявленные к уплате суммы задолженности.

Однако НК РФ не предоставляет налоговому органу право направлять налогоплательщику повторные требования, за исключением случаев, когда направление уточненного требования обусловлено изменениями обязанности по уплате налога и сбора (ст. 71 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В рассматриваемом случае был вынесен судебный акт, который признал ранее выставленное требование недействительным в части.

НК РФ не указывает судебное решение в качестве оснований, изменяющих обязанность по уплате налога.

Стоит также заметить, что требование об уплате налогов, сборов, пени, штрафов должно быть выставлено с обязательным соблюдением положений ст. 69, 70 НК РФ.

По смыслу ст. 69, 70, 46, 47 НК РФ требование об уплате налога представляет собой не только ненормативный правовой акт, но и первую стадию принудительного взыскания налога, следовательно, несоблюдение налоговым органом установленного законом порядка оформления и направления требования нарушает права налогоплательщика.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога во всех случаях должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога.

Таким основанием могло бы явиться решение налогового органа, вынесенное по результатам проверки, но не решение суда (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Кроме того, не должны быть пропущены сроки направления требований.

В соответствии с пп. 2, 3 ст. 70 НК РФ требование об уплате штрафа по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику втечение 10 дней, считая с даты вступления в силу соответствующего решения.

Пунктом 9 ст. 101 НК РФ предусмотрено, что по общему правилу решение вступает в силупо истечении 10 дней со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), а в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

В любом случае сроки направления налогоплательщику требования более короткие, чем сроки, установленные для судебного обжалования ненормативных актов, и скорее всего в вашем случае инспекция допустила нарушение ст. 70 НК РФ.

Неоднократное направление налогоплательщику требований об уплате налогов, пеней и штрафов за один и тот же налоговый период и по одним и тем же налогам влечет изменение установленных ст. 70 НК РФ сроков направления требования, что является нарушением прав и законных интересов налогоплательщика.

С учетом вышеизложенного повторное требование об уплате налога, пени, штрафа может быть признано недействительным в случае, если организация будет его оспаривать.

М.М. Левицкая

1120.Возможно ли применение вычета по НДС, уплаченного арендатором арендодателю в части возмещения эксплуатационных расходов?

На практике в договор аренды недвижимости часто включается условие о том, что сверх сумм арендной платы арендатор возмещает арендодателю понесенные им эксплуатационные расходы, связанные с арендуемым имуществом (стоимость коммунальных услуг, услуг связи, услуг по охране и т.п.).

В этом случае арендатор, как правило, ежемесячно возмещает арендодателю указанные расходы на основании счетов-фактур, полученных от арендодателя.

Может ли арендатор поставить к вычету суммы НДС, относящиеся к стоимости услуг, возмещенных арендодателю?

В статье 168 НК РФ нет положений, регулирующих порядок выставления счетов-фактур при возмещении расходов.

В статьях 171, 172 НК РФ указаны условия применения вычета, но положения этих статей не содержат специальных правил о применении вычета при возмещении расходов. Согласно этим нормам одним из условий вычета является наличие счета-фактуры.

Ответ на поставленный вопрос, наконец, разрешился и причем в пользу налогоплательщиков.

Высший Арбитражный суд в своих постановлениях от 25.02.2009 по делу № 12664/08 и от 10.03.2009 по делу № 6219/08 указал на то, что налогоплательщик (арендатор) вправе применить вычет по НДС на основании счетов-фактур, полученных от арендодателя, который в свою очередь перевыставляет счета-фактуры от организаций, предоставляющих коммунальные услуги, в частности, по энергоснабжению, водоснабжению и теплоснабжению, по следующим основаниям.

В силу ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Коммунальные услуги потребляются непосредственно арендатором, их оплата осуществляется на основании счетов-фактур, выставленных арендодателем, в которых отдельной строкой выделяется сумма налога на добавленную стоимость.

Выставление счетов-фактур на оплату коммунальных услуг арендодателем арендатору (налогоплательщику) не противоречит нормам гражданского и налогового законодательства.

Таким образом, Высший Арбитражный суд РФ пришел к выводу о соблюдении арендаторами всех установленных ст. 171, 172 НК РФ условий для применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

При этом обращаем внимание на то, что позиция Минфина России по данному вопросу по-прежнему не изменилась.

Разъяснение финансового ведомства по вопросу вычета сумм НДС, уплаченных арендатором арендодателю в составе суммы компенсации расходов последнего по оплате потребленной арендатором электроэнергии, появилось еще в 2006 году (письмо Минфина России от 03.03.2006 № 03-04-15/52).

Согласно этому разъяснению у арендатора нет права на вычет НДС, уплаченного арендодателю в составе суммы компенсации стоимости коммунальных услуг.

При этом в упомянутом письме приводится следующее обоснование.

Для арендодателя, не являющегося энергоснабжающей организацией, операции по поставке (отпуску) электроэнергии, осуществляемые в рамках договора аренды, не являются операциями по реализации товаров и, как следствие, не являются объектом обложения НДС. Поэтому арендодатель не имеет права выставлять арендатору счета-фактуры по электроэнергии, потребленной арендатором. И далее следует вывод:

«Учитывая, что арендатор компенсирует расходы арендодателя на оплату электроэнергии и поэтому не имеет счета-фактуры по потребленной им электроэнергии, право на вычет налога на добавленную стоимость, перечисленного арендатором арендодателю в составе суммы компенсации, у арендатора не возникает».

В 2007 году Минфин России еще раз подтвердил неизменность своей позиции, выпустив новое письмо, в котором содержатся аналогичные выводы в отношении сумм НДС по коммунальным услугам, услугам связи, услугам по уборке и охране помещений, стоимость которых возмещается арендатором арендодателю сверх арендной платы (письмо Минфина России от 24.03.2007 № 03-07-15/39).

Федеральная налоговая служба довела позицию Минфина России до всех нижестоящих налоговых органов «для сведения и использования в работе» (письмо ФНС России от 23.04.2007 № ШТ-6-03/340@).

Из вышеизложенного следует, что, возможно, налогоплательщикам (арендаторам) придется доказывать свое право на применение вычетов по НДС на основании счетов-фактур, полученных от арендодателей за потребленные коммунальные услуги, в суде.

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
© 2000-2006
...АУДИТ-ЦЕНТР...
All rights reserved.
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты ]

Webdesign
anastasiya