«Аудит-Центр»

Новости

История

Специалисты

Услуги

Контакты

Конференция

 

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #1151-1160

 

О.И. Языкова

1151.Организация с начала налогового периода имела несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ. Для оплаты налога на прибыль выбрано одно из подразделений, о чем своевременно было сообщено в налоговую инспекцию. С 1-го октября из-за сложившихся финансовых затруднений было принято решение о закрытии данного подразделения. Как организации следует поступить в данной ситуации?

 

В соответствии со ст. 288 НК РФ в случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в течение текущего налогового периода налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы на территории того субъекта Российской Федерации, в котором созданы новые или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации.

 Для этого в налоговый орган направляется уведомление по форме № 2, образец которого рекомендован в письме ФНС России от 30.12.2008 № ШС-6-3/986.

Если принято решение о прекращении деятельности (закрытии) ответственного подразделения, то должно быть одновременно, на дату закрытия, выбрано другое ответственное подразделение, через которое будет в дальнейшем осуществляться уплата налога в бюджет субъекта РФ. При этом в налоговый орган направляется уведомление по форме № 1.

В случае ликвидации одного из обособленных подразделений, расположенных на территории одного субъекта РФ, организация прекращает представлять по данному подразделению декларации по налогу на прибыль в том отчетном периоде, в котором налоговый орган уведомил о снятии организации с учета по месту нахождения ликвидированного подразделения.

Если срок платежа к моменту закрытия ответственного подразделения не наступил, то аванс перечисляется уже по месту нахождения нового ответственного подразделения.

Минфин считает (письмо от 05.03.2007 № 03-03-06/2/43), что прекращение обязанности по уплате налога на прибыль и налога в виде авансовых платежей по ликвидированному обособленному подразделению и представлению соответствующих налоговых деклараций наступает в том отчетном периоде, в котором налоговый орган уведомил о снятии с учета организации по месту нахождения ликвидированного подразделения. Поскольку налоговые органы снимают с учета обособленное подразделение в течение десяти рабочих дней, то, если подразделение ликвидируется с 01.10.2009, налогоплательщику следует подать заявление о снятии с учета заблаговременно, то есть не позднее 20.09.2009.

 

Е.П. Тихоновец

1152.В организации донором кровь сдана в выходной день и в день отпуска. Оплату донорам осуществляем согласно ст. 186 ТК РФ. Работник, сдавший кровь в свой выходной и день отпуска, требует предоставления дней отдыха с двойной оплатой по ст. 153 ТК РФ. Обоснован ли отказ работодателя произвести оплату в двойном размере?

 

Отказ работодателя произвести оплату в двойном размере дней сдачи крови обоснован.До 01.01.2005обязанность работодателя производить оплату в двойном размере дня сдачи крови, если кровь сдавалась в период ежегодного отпуска работника, его выходной или нерабочий день, была закреплена в ч. 3 ст. 9 Закона РФ от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов». С 01.01.2005 работодатель не обязан оплачивать в двойном размере день сдачи крови, пришедшийся на период ежегодного отпуска, выходной или нерабочий праздничный день, так какФедеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившим в силу 01.01.2005, указанная норма была исключена.В настоящее время гарантии и компенсации для работников-доноров установлены ст. 186 ТК РФ. Статья 186 ТК РФ не предусматривает правила о двойной оплате дня сдачи крови или дней отдыха и не содержит отсылки к ст. 153 ТК РФ. Кроме того, ст. 153 ТК РФ для оплаты дня сдачи крови, если сдача осуществлялась в выходной или нерабочий праздничный день, неприменима, поскольку определяет правила оплаты труда в выходной или нерабочий праздничный день. В случае сдачи крови работник не выполняет работу и оснований для оплаты именно его труда нет.

Согласно ч. 5 ст. 186 ТК РФ при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за день сдачи крови и за дополнительный день отдыха. Дополнительный день отдыха предоставляется, как указано в ч. 4 ст. 186 ТК РФ, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов. Выполнение донорских функций работник подтверждает Справкой об освобождении от работы в день кровоотдачи и предоставлении дополнительного дня отдыха (форма № 402/у), утвержденной приказом Минздрава СССР от 07.08.1985 № 1055 «Об учреждении форм первичной медицинской документации для учреждения службы крови».

Таким образом, в случае предоставления работником указанной справки работодатель сохраняет за ним средний заработок за два дня — за день сдачи крови и за день, непосредственно за ним следующий. В вашем случае работнику следует сохранить средний заработок за четыре дня.

 

1153.В организации с 12.08.2009 сокращены некоторые сотрудники, которые не согласились с суммами выплаченных компенсаций за неиспользованный отпуск и выходного пособия. С 01.06.2009 были увеличены оклады, а расчет компенсаций за неиспользованный отпуск и выходного пособия осуществлен без применения п. 16 постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, в связи с этим ими недополучены существенные суммы денежных средств. Главный бухгалтер считает, что повышающий коэффициент не применен обоснованно, так как фактической индексации окладов не было. Изменена система оплаты труда: отменено ежемесячное премирование, а сумма текущих премий включена в должностной оклад. Включение премий в должностной оклад не привело к фактическому увеличению заработной платы, выплачиваемой работникам. Кто прав: бывшие сотрудники или главный бухгалтер?

 

В соответствии с п. 16 Положения об особенностях порядка исчисления среднего заработка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее — Постановление), при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке:

— если повышение произошло в расчетный период, — выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода;

— если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, — повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период;

— если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, — часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода.

В вашем случае повышение окладов произошло в расчетный период. Следовательно, выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени (с сентября 2008 по май 2009 года), индексируются.

Обращаем внимание, что в соответствии с:

— частью 2 п. 16 Положения при повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность), за исключением выплат, установленных к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность);

— частью 3 п. 16 Положения при повышении среднего заработка выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, установленные в абсолютных размерах (т.е. выплаты, установленные не по отношению к тарифной ставке, окладу), не повышаются.

В письме Минздравсоцразвития России от 26.06.2008 № 2337-17 даны следующие разъяснения:

— к выплатам, установленным к окладу в диапазоне значений (проценты, кратность), относятся выплаты, установленные, например, в размере от 5—50% должностного оклада до 100% оклада или до двух окладов;

— не подлежат корректировке выплаты, установленные не по отношению к тарифным ставкам, окладам и денежному вознаграждению.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, например:

— подлежит индексации премия в размере 30% от оклада или в размере двойного оклада;

— не повышаются премии в сумме 4000 руб.;

— не индексируется доплата в сумме 1500 руб. за работу, выполненную за отсутствующего работника.

В Положении не поименованы случаи, на основании которых можно сделать вывод, произошло увеличение окладов или нет. Главное значение имеет фактическое повышение окладов. Поэтому необходимо пересчитать сумму компенсации за неиспользованный отпуск и выходное пособие.

 

Н.А. Панкратова

1154.Принимается ли к вычету организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сумма НДС в отношении расходов по проезду работников к месту проведения отпуска и обратно? Облагаются ли данные выплаты ЕСН и НДФЛ?

Право на оплату за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа предусмотрено ст. 325 ТК РФ и ст. 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно устанавливаются коллективными договорами и локальными нормативными актами.

Таким образом, расходы по компенсации стоимости проезда работников учитываются налогоплательщиком в целях исчисления налога на прибыль в составе расходов на оплату труда на основании п. 7 ст. 255 НК РФ при соблюдении следующих условий:

— работник трудится в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

— оплата проезда предусмотрена трудовым (коллективным) договором;

— оплачивается проезд в пределах территории РФ.

Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычетам в случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. Данная норма предусмотрена п. 2 ст. 171 НК РФ.

Так как организация-работодатель компенсирует сотруднику вышеуказанные расходы и суммы НДС предъявляются перевозчиком фактически не самой организации, а ее работнику, они не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, в связи с этим вычет сумм налога на добавленную стоимость по компенсируемым сотруднику организации услугам по проезду к месту использования отпуска и обратно не производится. Сумма налога на добавленную стоимость учитывается в составе расходов на оплату труда.

Согласно подп. 9 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежит обложению единым социальным налогом стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами в размерах, установленных локальным нормативным актом организации.

Указанные суммы также не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ.

Если налогоплательщик оплатил работнику стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно за пределами РФ, то данные выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль и в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ не будут облагаться единым социальным налогом.

При этом НДФЛ не облагается только сумма, компенсирующая расходы на оплату проезда работников в пределах территории РФ.

Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно установлены только для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета (постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 455).

Пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, установлено, что в случае использования работником организации отпуска за пределами Российской Федерации, в том числе по туристической путевке, производится компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции с учетом требований, установленных Правилами.

При этом основанием для компенсации расходов, кроме перевозочных документов, является копия заграничного паспорта (при предъявлении оригинала) с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения государственной границы Российской Федерации.

В случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником организации представляется справка о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией.

Как компенсировать расходы на поездку (в том числе за границу) организациям, не относящихся к бюджетной сфере?

В письме Минфина от 23.03.2009 № 03-03-06/1/183 озвучена следующая позиция. При выезде работника за границу для проведения отдыха оплата стоимости проезда такой организацией производится до российского аэропорта, ближайшего к месту пересечения границы. При выезде работника за границу воздушным транспортом без остановки в ближайшем к месту пересечения границы пункте и, соответственно, без оформления проездного документа до этого пункта данные расходы на оплату стоимости проезда до российского аэропорта, ближайшего к месту пересечения границы, по нашему мнению, могут быть признаны расходами на оплату труда в соответствии с п. 7 ст. 255 Кодекса и могут уменьшать налоговую базу организации по налогу на прибыль при условии их документального подтверждения.

Арбитражные суды также признают правомерным в таких случаях исключение из налогооблагаемой базы по НДФЛ работников, выезжавших за рубеж к месту своего отпуска, стоимости авиаперелета в пределах Российской Федерации, а именно до ближайшего к государственной границе Российской Федерации аэропорта и обратно.

 

Т.В. Тюленева

1155.Наша организация имеет три торговые точки. Каждый объект зарегистрирован как обособленное подразделение. Как в этом случае перечисляется НДФЛ с доходов работников. Кроме того, бывают случаи, когда работники по каким-либо причинам (например, на время отпуска или болезни другого работника) работают в разных подразделениях. Как в этом случае следует перечислять НДФЛ с доходов работников?

Обособленным признается подразделение, которое территориально отделено (обособлено) от организации и по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ).

Согласно пп. 1, 2 и 4 ст. 83 Кодекса организация подлежит постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту ее нахождения, месту нахождения ее обособленных подразделений и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

Подразделение считается созданным, даже если это не отражено в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации.

Пунктом 2 ст. 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты представляют сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета.

Таким образом, сведения о доходах физических лиц могут представляться налоговым агентом-российской организацией, имеющей обособленные подразделения, в налоговые органы по месту своего нахождения, а обособленным подразделением организации — по месту нахождения обособленного подразделения, в котором работникам этого подразделения производится начисление и выплата дохода.

Статьей 226 НК РФ (абз. 2 п. 7) предусмотрено, что если ваша организация имеет подразделения, то НДФЛ следует уплачивать не только по месту нахождения организации, но также и по месту нахождения каждого из подразделений.

Такое требование установлено только для российских юридических лиц. Иностранные организации, расположенные на территории РФ, делать это не обязаны.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Если сотрудник организации в течение месяца работает в нескольких обособленных подразделениях, то налог на доходы физических лиц с доходов такого сотрудника должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого такого обособленного подразделения с учетом отработанного времени в каждом обособленном подразделении. Данные разъяснения изложены в письме Министерства финансов РФ от 05.06.2009 № 03-04-06-01/128.

Порядок уплаты НДФЛ зависит от того, имеет обособленное подразделение расчетный счет и отдельный баланс или нет.

Если таковые имеются, обособленное подразделение уплачивает налог самостоятельно. В противном случае НДФЛ исчисляет, удерживает и перечисляет головная организация.

Чтобы обособленное подразделение самостоятельно перечисляло налог, также необходимо наличие у его руководителя соответствующей доверенности. В ней руководитель должен быть уполномочен представлять интересы юридического лица в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения (письмо Минфина России от 16.07.2008 № 03-04-06-01/210).

В платежном поручении по каждому обособленному подразделению нужно будет указать реквизиты управления Федерального казначейства и налоговой инспекции того региона, в котором находится и состоит на налоговом учете филиал. Кроме того, нужно прописать код ОКАТО того муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ.

Например, организация «Торговый дом» состоит на налоговом учете в г. Хабаровске. В июне месяце открыла филиал в г. Комсомольск-на-Амуре. Филиал не имеет расчетного счета и отдельного баланса. Исчислять и уплачивать НДФЛ с доходов работников обособленного подразделения будет головная организация. Перечислять налог нужно по месту учета филиала в г. Комсомольск-на-Амуре.

НДФЛ уплачивается в бюджет по месту учета обособленного подразделения пропорционально доле дохода, начисленного за время работы в таком подразделении.

 

Н.Б. Лопатина

1156.Наша организация в 2009 году арендует нежилое здание у администрации города. Как правильно оформить первичные документы и отразить в учете расходы по аренде и сумму НДС?

 

Передача имущества в аренду оформляется договором аренды и актом передачи.

Согласно ст. 608 ГК РФ арендодателем является собственник имущества. Арендатором является лицо, которое получает во временное владение и пользование имущество и уплачивает за это арендную плату.

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ арендаторы федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества на территории РФ признаются налоговыми агентами.

В договоре аренды четко указываются: наименование объекта аренды, местонахождение (при аренде недвижимого имущества) и характеристика объекта.

Если данное условие не соблюдено, то в соответствии со ст. 607 ГК РФ договор считается не согласованным сторонами, и соответствующий договор не считается заключенным.

Необходимо иметь в виду, что сдачу в аренду помещений, внесенных в реестр объектов муниципальной собственности, осуществляют исключительно комитеты по управлению муниципальным имуществом городов, районов (п. 4 Распоряжения Госкомимущества России от 05.02.1993 № 217-р «Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения»).

Заключив договор аренды и получив имущество в пользование, арендатор учитывает его по дебету забалансового счета 001 «Арендованные основные средства» по стоимости, указанной в договоре и акте передачи.

С 01.01.2009 при аренде государственного и муниципального имущества налоговые агенты (арендаторы) обязаны составлять счета-фактуры (п. 3. ст. 168 НК РФ). Счета-фактуры должны соответствовать требованиям, приведенным в пп. 5, 6 ст. 169 НК РФ. Счет-фактура составляется не позднее 5 календарных дней со дня перечисления арендной платы.

Обязанность уплачивать НДС в бюджет возлагается на налогового агента (арендатора). Он сам определяет налоговую базу по НДС как сумму арендной платы с учетом налога. Сумма НДС исчисляется по ставке 18/118, удерживается из выплачиваемой арендодателю арендной платы и уплачивается в бюджет (ст. 161, 164, 173 НК РФ).

Налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества.

В бухгалтерском учете формируются проводки:

Дебет счета 76   Кредит счета 68 — удержана сумма НДС с арендодателя;

Дебет счета 76   Кредит счета 51 — перечислена арендная плата (без НДС).

Согласно п. 3 ст. 16 НК РФ НДС должен быть уплачен в бюджет одновременно с перечислением арендной платы арендодателю.

Рассчитавшись с арендодателем и уплатив НДС в бюджет, арендатор имеет право сумму этого НДС предъявить к вычету из бюджета на основании п. 3 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ:

Дебет счета 68   Кредит счета 19 — на основании счета-фактуры.

Составленный организацией счет-фактура регистрируется в книге покупок (п. 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914). С 1 января 2009 г. непосредственно в Правилах, а не в разъяснениях Минфина РФ и налоговых органов прописан порядок выставления счетов-фактур, их регистрации в книге продаж и книге покупок налоговыми агентами.

Расходы по аренде учитываются в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет счета учета затрат на производство (20, 23, 25, 26) и расходов на продажу (44)   Кредит счета 76 «расчеты с разными дебиторами» — начислена арендная плата;

Дебет счета 19   Кредит счета 76 — отражена сумма НДС согласно счету-фактуре.

В соответствии с п. 1 ст. 264 НК РФ арендная плата учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. При применении метода начисления данный расход признается ежемесячно в составе косвенных расходов в причитающейся к уплате сумме, без учета НДС (ст. 272 и 320 НК РФ).

Датой осуществления расходов в виде арендных платежей за арендуемое имущество признается дата расчетов либо предъявления налогоплательщику документов либо последнее число отчетного периода (п. 7 ст. 272 НК РФ). Организация должна закрепить выбранный период в учетной политике для целей налогообложения.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Одновременно п. 1 ст. 252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Такими документами являются договор аренды, акт приема-передачи имущества и документы об оплате.

По истечении срока аренды или в связи с досрочным расторжением договора отражается возврат арендованного имущества арендодателю:

Кредит счета 001 «Арендованные основные средства» — возвращены арендодателю здание (помещение) или сооружение и земельный участок.

Возврат имущества оформляется актом передачи его арендодателю.

 

Т.А. Бондаренко

1157.Организация занимается оптовой торговлей и отгружает товар покупателю напрямую от собственного поставщика, минуя склад. Как правильно документально оформить такие операции?

Способ продажи товара, при котором он фактически сразу же отгружается в адрес конечного покупателя, не попадая на склад торговой организации, называют транзитным. Реализация товаров транзитом имеет ряд специфических особенностей, в первую очередь в документальном оформлении.

Реализация товаров транзитом предполагает заключение торговой организацией двух отдельных договоров купли-продажи. В первом случае торговая организация-транзитер выступает в качестве покупателя и к ней переходит право собственности на данный товар, а во втором — действует уже как продавец. В договоре поставки товара необходимо отразить наличие условия о возможности отгрузки товара третьему лицу. Кроме того, когда торговля осуществляется транзитом, поставщик обычно передает товар или перевозчику, или сразу конечному покупателю.

Статья 223 ГК РФ определяет, что право собственности у приобретателя товара возникает с момента передачи товара (если договором не предусмотрено иное). Если в договоре не оговорить этот момент, то у фирмы-транзитера может возникнуть проблема с моментом возникновения у нее права собственности, а, следовательно, и с датой, когда она сможет предъявить к вычету НДС по транзитному товару. К примеру, для фирмы-транзитера это может быть момент отгрузки товара со склада продавца, а для конечного покупателя — момент поступления товара на его склад.

В рассматриваемой ситуации право собственности на товар переходит сначала от поставщика к фирме-транзитеру, а затем от фирмы к покупателю. Для оформления операций по продаже товаров используется форма № ТОРГ-12 «Товарная накладная».

Поэтому в данном случае накладные ТОРГ-12 и счета-фактуры на один и тот же товар должны оформляться дважды.

В момент отгрузки товара со склада поставщик выписывает счет-фактуру и накладную ТОРГ-12 в двух экземплярах для передачи фирме-транзитеру. В этих документах должны быть указаны следующие юридические лица:

— грузоотправитель товара — поставщик;

— продавец товара — поставщик;

— грузополучатель товара — конечный покупатель;

— покупатель товара — фирма-транзитер.

В этом случае ставить печать и подпись в строке «Груз получил грузополучатель» в накладной ТОРГ-12 необязательно, так как несмотря на то, что фирма является покупателем товара, груз проходит через нее транзитом и фактическим получателем груза является покупатель. В строке «Груз получил грузополучатель» можно написать «Транзит» или поставить прочерк.

В строке «Основание» в накладной в данном случае следует указать номер и дату договора купли-продажи, заключенного торговой организацией с конечным покупателем. Эти документы передаются фирме-транзитеру, которая подписывает накладные ТОРГ-12, ставит свою печать и возвращает один экземпляр продавцу.

Кроме того, грузоотправитель заполняет соответствующий товарно-транспортный документ, форма которого зависит от вида транспорта, которым товар доставляется конечному покупателю. Например, при перевозках автомобильным транспортом используется товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т), если товар отправляется железнодорожным транспортом, то оформляется железнодорожная накладная. Способ доставки также следует учесть при оформлении договоров купли-продажи.

При оформлении фирмой-транзитером в адрес покупателя счета-фактуры и накладной ТОРГ-12 в реквизитах должны быть указаны:

— грузоотправитель — поставщик;

— продавец — фирма-транзитер;

— грузополучатель — покупатель;

— плательщик и покупатель — покупатель.

Следует обратить внимание, что в данном случае в накладной ТОРГ-12 печать и подпись в строке «Груз получил грузополучатель» являются обязательными. С этой целью фирме целесообразно отправить по почте (или вместе с грузом, если имеется такая возможность) два экземпляра накладной. Один из них с заполненными реквизитами покупатель должен вернуть фирме. Обязанность покупателя по возврату накладной ТОРГ-12 следует предусмотреть договором поставки товара.

 

М.М. Левицкая

1158.По истечении какого срока исковой давности организация должна включить депонированную заработную плату в состав внереализационных доходов?

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Статья 197 ГК РФ устанавливает, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ст. 392 ТК РФ).

Под исковой давностью понимается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В связи с истечением трехлетнего срока исковой давности в налоговом учете кредиторская задолженность включается во внереализационные доходы на основании п. 18 ст. 250 НК РФ. Об этом Минфин России указал налогоплательщикам в п. 2 письма от 26.08.2002 № 04-02-06/3/61.

При этом в состав кредиторской задолженности включается задолженность по расчетам с рабочими и служащими по оплате труда, представляющая собой начисленные, но не выплаченные суммы оплаты труда.

02.04.2009 Минфин России в своем письме № 03-03-06/1/211 изменил позицию в отношении сроков списания кредиторской задолженности по заработной плате и указал на применение в данном случае специального срока исковой давности, предусмотренного ст. 392 ТК РФ.

Таким образом, Минфин России указал на то, что кредиторскую задолженность по заработной плате следует включать во внереализационные доходы по истечении трех месяцев (письмо Минфина России от 02.04.2009 № 03-03-06/1/211).

Подобная позиция Минфина является спорной, так как ст. 392 ТК РФ устанавливает сроки обращения в суд, а не к работодателю.

При обращении работника к работодателю за получением своевременно не полученной по каким-либо причинам (болезнь и т. д., то есть, как правило по вине самого работника) заработной платы  работодатель не отказывает ему в ее получении. Таким образом, трудовой спор в данной ситуации не возникает.

Поэтому положения ст. 392 ТК РФ, по моему мнению, к списанию депонированной заработной платы не должны применяться, то есть должен применяться общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ.

 

1159.Налогоплательщик не был уведомлен налоговым органом о результатах проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля, в связи с чем был лишен права на представление своих возражений. Правомерно ли в данном случае решение налогового органа, вынесенное по результатам проведенной налоговой проверки?

Статьей 101 НК РФ определено, что рассмотрение акта проверки и других материалов налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом письменных возражений по указанному акту завершается вынесением решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.

Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее — Федеральный закон № 137-ФЗ) в ст. 101 НК РФ внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2007.

В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ (в редакции Федерального закона № 137-ФЗ) несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Вынесение налоговым органом решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ) производится в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах и не является завершающей стадией производства по делу о налоговом правонарушении.

Таким образом, участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.

Поскольку решение налогового органа было вынесено по результатам рассмотрения материалов проверки с учетом информации, полученной в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, без извещения налогоплательщика, это обстоятельство следует расценивать как нарушение положений п. 14 ст. 101 НК РФ, влекущее безусловную отмену данного решения.

 

1160.Когда налоговым органом может быть применен затратный метод при определении рыночный цены товаров (работ, услуг), реализуемых на безвозмездной основе?

При реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Как следует из содержания ст. 40 НК РФ, для определения налоговой базы при реализации услуг на безвозмездной основе необходимо определить их рыночную стоимость.

Пунктом 3 ст. 40 НК РФ предусмотрено, что рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пп. 4—11 данной статьи.

Из анализа положений ст. 40 НК РФ применяется три метода определения рыночной цены:

— метод определения цены по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам);

— метод цены последующей реализации;

— затратный метод.

Вместе с тем в соответствии со ст. 40 НК РФ определение рыночной цены путем применения метода последующей реализации и затратного метода возможно только при наличии доказательств факта отсутствия на соответствующем рынке сделок по идентичным товарам (работам, услугам) или из-за отсутствия предложения на этом рынке товаров, работ, услуг, или при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников. При этом затратный метод применяется лишь при невозможности применения метода цен на идентичные товары и метода последующей реализации.

Из вышеизложенного следует, что затратный метод можно применить, только когда налоговым органом исчерпаны все иные предусмотренные ст. 40 НК РФ возможности для определения рыночной цены.

Так, в определении Высшим Арбитражным судом РФ от 21.03.2008 № 3405/08 подчеркивается, что в данном деле инспекция не доказала правомерность применения затратного метода определения цены, предусмотренного п. 10 ст. 40 НК РФ, поскольку не были исчерпаны все возможности получения и использования официальной информации с целью применить иные методы определения рыночной цены, перечисленные в ст. 40 НК РФ.

 

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
© 2000-2006
...АУДИТ-ЦЕНТР...
All rights reserved.
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты ]

Webdesign
anastasiya