«Аудит-Центр»

Новости

История

Специалисты

Услуги

Контакты

Конференция

 

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА"#1231-1240

 

Т.В. Тюленева

1231.Наша организация занимается производством, подпадающим под общий режим налогообложения, и занимается деятельностью, переведенной на уплату ЕНВД. Можем ли мы применять правило о 5 процентах, установленное п. 4 ст. 170 НК РФ?

Одним из немногих законных способов снизить налоговое бремя компании является вычет «входящего» НДС, если расходы на необлагаемый оборот не превышают 5 процентов.


Итак, нередко организация имеет как облагаемый, так и необлагаемый оборот. Происходит это, как правило, когда она применяет наряду с общей системой налогообложения специальные налоговые режимы. Переход на «вмененку» не зависит от воли организации. ЕНВД, как известно, вводится решениями законодательных органов власти (законами) в каждом регионе самостоятельно, и его уплата и применение обязательны.

В соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ если налогоплательщик в одном налоговом периоде совершает одновременно облагаемые и не облагаемые НДС операции, то ему необходимо вести раздельный учет по приобретенным товарам. Однако из этого правила есть исключение: если в общем объеме расходов за налоговый период доля расходов, связанных с освобождаемыми от НДС операциями, составляет не более 5 процентов от общей величины расходов на производство, то весь «входящий» налог можно принять к вычету (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ). Налогоплательщики, которые по отдельным видам деятельности переведены на уплату ЕНВД, в отношении этой деятельности не являются плательщиками НДС (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

То есть пункт 4 ст. 170 НК РФ вообще не действует для тех, у кого расходы на необлагаемый оборот «вписываются» в пятипроцентный критерий. Выходит, что необязательно не только включать в состав расходов отдельные суммы «входящего» налога, но и вести раздельный учет облагаемого и необлагаемого оборота. Данное мнение изложено в письме Минфина России от 11.01.2007 № 03-07-15/02.

Долгое время оставался спорным вопрос о применении «правила о 5 процентах» организацией, находящейся на общем режиме налогообложения и осуществляющей отдельные виды деятельности, которые переведены на ЕНВД. Мнения ФНС России и Минфина России по данному вопросу были одинаковы: правило, предусмотренное абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ, распространяется только на плательщиков НДС, поэтому плательщики ЕНВД применять его не могут. Данная точка зрения изложена во многих письмах Минфина и ФНС России. (письмо ФНС России от 31.05.2005 № 03-1-03/897/8@, письмо Минфина России от 08.07.2005 № 03-04-11/143).

В это же время арбитражные суды принимали противоположные решения (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 04.03.2009 № А29-6207/2008, ФАС Поволжского округа от 05.02.2008 № А65-28667/06-СА2-11, ФАС Уральского округа от 29.10.2008 № Ф09-7923/08-С2, ФАС Центрального округа от 28.03.2006 № А08-14169/04-23-16).


И вот теперь согласно письму ФНС России от 17.02.2010 № 3-1-11\117@ положения о ведении раздельного учета (включая абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ) одинаково применяются и при совершении операций, освобождаемых от обложения НДС, и при осуществлении операций, не являющихся объектом обложения данным налогом. Указанные правила также действуют, если налогоплательщик по отдельным видам деятельности переведен на уплату ЕНВД. Следовательно, споры по вопросу применения «правила о 5 процентах» плательщиками ЕНВД останутся в прошлом.

Таким образом, ваша организация вправе не вести раздельный учет, если доля расходов на выполнение операций, облагаемых ЕНВД, не превышает 5 процентов всех расходов на производство.

 

Н.Н. Залюбовская

1232.Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю, поэтому является плательщиком ЕНВД. С 21 июля 2009 г. при расчетах с покупателями чеки ККТ не выдаются. Какой документ следует выдавать покупателю, подтверждающий прием денежных средств?

Согласно п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о ККТ), введенного Федеральным законом от 17.07.2009 № 162-ФЗ), организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

— наименование документа;

— порядковый номер документа, дату его выдачи;

— наименование — для организации (фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя);

— идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

— наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

— сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

— должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Итак, разберем подробнее ситуацию по заполнению документа, подтверждающего прием от покупателя денежной наличности.

На первый взгляд, в п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ указаны обязательные реквизиты, которые должны быть заполнены при выдаче документа покупателю. Но при заполнении только этих реквизитов возникнет вопрос, подпадает ли розничная торговля под действие п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Ни один из приведенных обязательных реквизитов не содержит эту информацию. Отсутствие в перечне обязательных реквизитов сведений, что продавец является плательщиком ЕНВД, автоматически уведет хозяйственную операцию из-под действия п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ.

Порядковый номер предполагает регистрацию документа в журналах их выдачи.

Таким образом, организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо самостоятельно разработать форму документа, который должен содержать все реквизиты, поименованные в п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ, но и номер, и дату уведомления о переводе на уплату ЕНВД.

Перед выдачей покупателю документ следует зарегистрировать в журнале выдачи.

Перечень обязательных реквизитов не содержит наличие печати, но ее присутствие не помешает.

Особое внимание на оформление документа следует обратить тем организациям, предпринимателям, которые осуществляют розничную торговлю текстильными, трикотажными, швейными, меховыми товарами, обувью, а также технически сложными товарами бытового назначения. Обязательные реквизиты товарных чеков в указанной сфере определены пп. 46, 51 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.

 

1233.Работники организации при составлении авансовых отчетов по командировкам в подтверждение расходов за проживание прикладывают бланк строгой отчетности (БСО) по форме № 3-Г «Счет».

Вправе ли организация принять к вычету сумму НДС по услугам гостиницы, выделенную отдельной строкой в БСО?

Правомерно ли учитывать при исчислении налога на прибыль расходы на проживание работника организации в гостинице?


«Счет» по форме № 3-Г (код по ОКУД 0790203) был утвержден приказом Минфина России от 13.12.1993 № 121 «Об утверждении форм документов строгой отчетности» в качестве документа строгой отчетности, который заполнялся при оформлении оплаты за проживание в гостинице, то есть до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 № 171, поэтому с 1 декабря 2008 г. его использование неправомерно.

Правительство Российской Федерации в своем постановлении от 06.05.2008 № 359 утвердило Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — Положение), где установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

Согласно п. 3 Положения документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных пп. 5—6 настоящего Положения (в редакции постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112):


— наименование документа, шестизначный номер и серия;

— наименование и организационно-правовая форма — для организации; фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя;

— место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);


— идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

— вид услуги;

— стоимость услуги в денежном выражении;

— размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

— дата осуществления расчета и составления документа;

— должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);


— иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов, (п. 4 Положения).


В Информационном письме МФ РФ от 22. 08.2008 «О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности» сказано, что если иное не предусмотрено пп. 5—6 Положения, организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения, заказать его в типографии, обеспечить учет, хранение и уничтожение таких бланков.

Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в том числе Министерством финансов Российской Федерации, не требуется.


В соответствии с п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки, в частности по расходам на наем жилого помещения, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.


Таким образом, после 1 декабря 2008 г. выдача гостиницей только счета по форме № 3-Г без кассового чека является нарушением норм Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Расходы на проживание командированного работника в гостинице, подтвержденные одним лишь счетом по форме № 3-Г (без чека ККТ, где должна быть выделена сумма НДС), не могут считаться отвечающими требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Ведь такие расходы подтверждены документом, оформленным не в соответствии с законодательством РФ. Значит, организация не может учесть данные расходы при расчете налога на прибыль и, соответственно, не может предъявить к вычету НДС.

 

А.П. Погудина

1234.Наше организация является членом некоммерческого партнерства, имеет свидетельство о приеме в члены некоммерческого партнерства и свидельство о допуске к работам по осуществлению строительства. Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль учитывать расходы по уплате вступительных членских взносов, а также взносов в компенсационный фонд?

В соответствии с подп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов учитываются взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками-плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.

В соответствии с положениями ст. 1 и ст. 3 Закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2009 в строительстве введена система саморегулирования.

Согласно ст. 3 Закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ отменено лицензирование работ в строительной деятельности с 01.01.2010.

Пунктом 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Организации, не являющиеся членами саморегулируемой организации, не могут осуществлять определенные виды строительных работ, проведение которых влияет на

безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с гл. 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации условием членства в саморегулируемой организации является уплата вступительного взноса, взноса в компенсационный фонд, членских взносов.

Таким образом, уплата вступительного, членских взносов и взноса в компенсационный фонд является обязательным условием для получения от саморегулируемой организации свидетельства о допуске к проведению строительных работ, данные расходы могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

 

1235.Наша организация осуществляет строительно-монтажные работы в различных регионах страны, условия проживания и обеспечение жизненного уровня населения в которых весьма отличаются друг от друга. Поэтому сложно установить размер суточных работнику в командировке. Коллективным договором размер суточных не определен и утверждается руководителем по возвращении из командировки в авансовом отчете (в виде визы) по фактическому расходу каждого работника. Правильно ли это?


Согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.


Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Таким образом, организация самостоятельно устанавливает размер суточных в командировке коллективным договором или иным документам. К локальным актам организации относятся приказы, распоряжения руководителя, положение о направление работников в командировку.


Расходы работника в командировке (суточные) в соответствии со ст. 165 ТК РФ являются компенсационными выплатами.

Согласно п. 10. постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 работнику при направлении его в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).


Авансовый отчет является первичным документом унифицированной формы № АО-1. Визируя данный документ, руководитель разрешает принятие расходов в командировке к учету.

Таким образом, размер суточных как компенсационная выплата должен быть заранее определен (утвержден) и выдан работнику в виде денежного аванса накануне его направления в командировку.

Размер суточных может быть различен и устанавливаться в зависимости от условий проживания по регионам, городам России.

Вам необходимо осуществить анализ уровня жизнеобеспечения населения по основным пунктам направления командировок и установить приказом руководителя дифференцированный размер суточных.

 

Н.А. Панкратова

1236.Каков порядок обложения страховыми взносами компенсационных выплат, в том числе связанных с увольнением сотрудников, в 2010 году?

С 1 января 2010 г. при обложении страховыми взносами следует руководствоваться ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».


Так, согласно данной статье не облагаются страховыми взносами все виды компенсационных выплат в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исключение сделано для компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, размер которой в 2010 году включается в налогооблагаемую базу для исчисления страховых взносов.

В ниже приведенной таблице приведен перечень компенсационных выплат сотрудникам и порядок начисления страховых взносов.

Вид компенсации

Предусмотрено ТК

Страховые взносы

Комментарии

статья

содержание

облагается/не облагается

основание

Выходное пособие в размере среднемесячного заработка

Ст. 178 ТК РФ

Увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Не облагается

Пункт «д»
ст. 9
212-ФЗ

Предусмотрено законодательством в пределах нормы

Дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Ст. 180 ТК РФ

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)

Не облагается

Пункт «д»
ст. 9
212-ФЗ

То же

Выходное пособие при увольнении, предусмотренное отдельным соглашением о прекращении трудового договора

Ст. 41

ТК РФ

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Облагается

То же

Выходное пособие назначено сверх нормы, предусмотренной законодательством

Компенсация руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника

Ст. 181 ТК РФ

Компенсация в размере не ниже трех средних месячных заработков работника.

Не облагается

То же

При назначении компенсации сверх нормы страховыми взносами облагается.

Выходное пособие руководителю организации в связи с прекращением трудового договора

Пункт 2
ст. 278 ТК РФ,
ст. 279 ТК РФ

В случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Не облагается

Пункт «д»
ст. 9
212-ФЗ

То же

Компенсация за неиспользованный отпуск в связи с увольнением

ст. 127 ТК РФ

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Облагается

То же

 
 

О.И. Языкова

1237.Организация применяет УСНО, метод — «доходы минус расходы». Один из контрагентов, оказывающий организации услуги, предоставил акт выполненных работ и счет. В обоих документах НДС выделен отдельной строкой. Может ли организация учесть в составе расходов сумму НДС при отсутствии счета-фактуры?

В соответствии с подп. 8 и 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта обложения единым налогом налогоплательщик уменьшает полученные доходы на суммы НДС по приобретаемым товарам (работам и услугам) и на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на суммы НДС по данным товарам).

Расходы согласно п. 2 ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ признаются после фактической оплаты при условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

По мнению Минфина России (письмо от 24.09.2008 № 03-11-04/2/147), основанием для отнесения сумм НДС к расходам при применении налогоплательщиком УСН являются документы, подтверждающие фактическую уплату сумм НДС, а также счета-фактуры, составленные в соответствии с требованиями законодательства.

Чтобы избежать споров с налоговой инспекцией, вы можете потребовать у продавца счет-фактуру, так как по общему правилу он обязан его выставить.


Вместе с тем существует иная точка зрения по рассматриваемому вопросу.

Как следует из положений ст. 346.16 и 346.17 НК РФ, для отнесения к расходам сумм НДС по оплаченным товарам при применении налогоплательщиком УСН необходимо, чтобы товары (работы, услуги) подлежали включению в состав расходов, а НДС был фактически оплачен.

Вышеуказанные статьи не содержат требований о том, что суммы НДС по оплаченным товарам (работам, услугам) подлежат включению в состав расходов налогоплательщика, применяющего УСН, только при наличии правильно оформленного счета-фактуры.

Кроме того, следует отметить, что Минфин РФ в письме от 21.08.2008 № 03-03-06/1/478 указывает, что счет-фактура не является первичным учетным документом, а следовательно, не может служить оправдательным документом.

Суды, как правило, при рассмотрении вопросов о правомерности отнесения к расходам сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) на основании счетов-фактур, составленных с нарушением действующего порядка заполнения, исходят из того, что условием для включения понесенных затрат в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически понесены.

При этом, по мнению судов, во внимание должны приниматься представленные налогоплательщиком доказательства в подтверждение факта и размера этих затрат, которые подлежат правовой оценке в совокупности.


Таким образом, если счет-фактура отсутствует или составлен с нарушениями требований законодательства, налогоплательщик, применяющий УСН, может учесть в составе расходов суммы НДС по приобретенным и оплаченным товарам (работам, услугам) при наличии первичных учетных и иных документов, свидетельствующих о фактической оплате товара (работы, услуги). Однако при таком учете в составе расходов сумм НДС возможно возникновение споров с налоговыми органами.

 

Е.П. Тихоновец

1238.Весь январь 2010 года сотрудник организации работал ежедневно не полный рабочий день. При расчете отпускных в январе 2010 года следует указать среднемесячное количество календарных дней 29,4 или рассчитать количество календарных дней, приходящихся на время, фактически отработанное? Уменьшается ли количестве дней отпуска?

Действительно, если какой-нибудь месяц расчетного периода отработан не полностью, то вместо среднемесячного количества календарных дней (29,4) необходимо брать фактическое число календарных дней, приходящихся на отработанное время.

При этом количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,4) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце независимо от режима работы сотрудника. Такой порядок расчета установлен п. 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Согласно ст. 93 ТК РФ по соглашению между работодателем и сотрудником последнему могут быть установлены неполный рабочий день (смена) или же неполная рабочая неделя. Причем установить подобное неполное рабочее время можно как изначально, то есть при заключении трудового договора, так и в течение срока его действия.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для сотрудников каких-либо ограничений их трудовых прав, а это означает, что такому сотруднику должен предоставляться ежегодный основной оплачиваемый отпуск такой же продолжительности, как и для работников с полным рабочим временем:

— либо 28 календарных дней в соответствии со ст. 115 ТК РФ;

— либо более 28 календарных дней, если работник относится к категории, для которой законом предусмотрено предоставление удлиненного основного отпуска в соответствии со ст. 115 ТК РФ.

При неполной рабочей неделе уменьшается количество рабочих дней против пятидневной или шестидневной рабочей недели и, следовательно, уменьшается количество часов работы в неделю.

Несмотря на то, что сотрудник работает меньше дней в течение недели, порядок расчета среднего заработка для расчета отпускных не меняется. Если сотрудник отработал все дни месяца по графику работы, то считается, что месяц отработан полностью. Неполным будет лишь тот месяц, в котором сотрудник был в отпуске, болел, находился в командировке или отсутствовал по иным причинам. Такие дни исключаются из расчетного периода.

Поскольку ст. 139 ТК РФ в отношении работников, работающих неполное рабочее время, не устанавливает каких-либо особенностей исчисления среднего заработка, их отпускные рассчитываются в общеустановленном порядке за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на количество месяцев расчетного периода и на 29,4. То есть, если работнику установлено неполное рабочее время (причем не имеет значения, неполный рабочий день или неполная рабочая неделя) и последние 12 месяцев перед отпуском он отработал полностью в соответствии с графиком, расчетный период считается отработанным полностью.

В пункте 12 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, указано, что при работе на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется в общеустановленном порядке.

Кроме того, в данном случае имеет место не освобождение работника от исполнения должностных обязанностей, а выполнение работником своих функций в соответствии с установленным на предприятии режимом рабочего времени.


 

1239. Какие правила необходимо соблюсти для бесплатной выдачи молока и других равноценных продуктов работникам, занятым на вредных работах в 2010 году?

Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н (далее — Приказ № 45н) утверждены:

— нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценнных пищевых продуктов;

— перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (далее по тексту — Перечень).


  Решение работодателя о прекращении бесплатной выдачи молока было возможно только в случае обеспечения работникам безопасных (допустимых) условий труда. При этом согласно п. 13 Приложения № 1 Приказа № 45н было необходимо получить:

— заключение государственной экспертизы условий труда;

— одобрение первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (иной порядок можно установить в коллективном договоре).

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 19.04.2010 № 245н «О внесении изменений в нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.02.2009 № 45н» (далее — Приказ № 245н, зарегистрирован в Минюсте РФ от 13.05.2010 № 17201) работодателю не нужно проводить государственную экспертизу условий труда.

Согласно Приказу № 245н основанием для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам являются:

— наличие результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном на момент вступления в силу данного Приказа порядке <*, которые подтверждают отсутствие предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов на рабочих местах или отсутствие превышения установленных нормативов по выявленным при проведении аттестации рабочих мест вредным производственным факторам, указанным в Перечне;

— согласие первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии у работодателя) на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда не выявлено наличия предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов или превышения установленных нормативов по указанным в Перечне и выявленным при проведении аттестации рабочих мест вредным производственным факторам.

При отсутствии у работодателя данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда или невыполнении им вышеперечисленных требований сохраняется порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, действовавший до вступления в силу данного Приказа.

Кроме того, норма молока составляла 0,5 л за смену независимо от ее продолжительности. Приказом № 245н уточнили норму выдачи молока, а именно: если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, молоко выдается при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены.

Согласно ст. 96 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не превышает 40 часов в неделю. Для работников, занятых с вредными и (или) опасными условиями труда при сокращенной продолжительности рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать при 26-часовой рабочей неделе — 8 часов, а при 30-часовой рабочей неделе и менее — 6 часов.

______________________

<* Приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения
аттестации рабочих мест по условиям труда» (зарегистрирован Минюстом России 29.11.2007 № 10577).

 

Т.В. Тюленева

1240.Коллективным договором нашей организации предусмотрено, что на период временной нетрудоспособности, но не более 25 рабочих дней в году, работнику производится доплата до среднего заработка. Кроме этого, оплачиваются 2 дня временной нетрудоспособности без подтверждающих документов. Вправе ли организация учесть эти расходы в целях налогообложения прибыли?

Согласно ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности (п. 1 приказа Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 514 «О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности»).

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы.

Таким образом, выплата заработной платы работнику за период временной нетрудоспособности при отсутствии листка нетрудоспособности (согласно коллективному договору 2 дня) является расходом, не соответствующим критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, и не учитывается при исчислении налога на прибыль организаций.

Что касается первого вопроса, поясняем следующее.

Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ установлено, что размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа работника и составляет:

— 100% — при стаже восемь и более лет;

— 80% — при стаже от пяти до восьми лет;

— 60% — при стаже до пяти лет.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ первые два дня временной нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателя, и указанные расходы на основании подп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ учитываются в целях налогообложения прибыли.

Пунктом 25 ст. 255 НК РФ предусмотрено, что в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли могут быть учтены иные, прямо не поименованные в ст. 255 НК РФ расходы, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором.

Таким образом, налогоплательщик имеет право на основании п. 25 ст. 255 НК РФ учесть в целях налогообложения прибыли сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому и (или) коллективному договору, над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ, в пределах фактического (среднего) заработка.

Федеральными законами максимальный размер пособий, который возмещается за счет ФСС устанавливается ежегодно.

Так, в 2010 году средний дневной заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС (415000 руб.), установленной Федеральным законом № 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 365 (п. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

Однако организация может принять решение о выплате пособий в размерах, превышающих предельную возмещаемую ФСС величину.

С 2010 года на доплату по выплате пособий в размерах, превышающих предельную возмещаемую ФСС величину, начисляются страховые взносы. Указанная доплата является фактически материальной помощью для работника, поскольку выплачивается за период, когда работник не выполняет свои трудовые обязанности. А материальная помощь освобождена от уплаты страховых взносов только в пределах 4000 руб. в год.

Производя доплату работнику сверх максимально установленного размера пособий, организация должна на сверхнормативные выплаты начислять и платежи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 765, такая доплата не поименована. Следовательно, взносы начислять придется. К такому выводу пришел, например, ФАС Московского округа в постановлении от 29.05.2008 № КА-А40/4586-08.

Однако обращаем ваше внимание, что с 01.01.2010 п. 15 ст. 255 НК РФ, разрешавший учитывать в расходах доплату до фактического заработка, признан утратившим силу.

Поэтому сумма превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности над его максимальным размером может быть учтена в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, только если эта доплата предусмотрена трудовым и (или) коллективным договором. (см. письма Минфина России от 26.10.2009 № 03-03-06/1/691, от 14.09.2009 № 03-03-06/2/169).


Однако вряд ли эти разъяснения финансового ведомства найдут положительный отклик у налоговых органов, поскольку законодатель специально отменил п. 15 ст. 255 НК РФ.

Таким образом, принимая в целях налогообложения прибыли сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому и (или) коллективному договору, над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ, в пределах фактического (среднего) заработка, следует быть готовым отстаивать свою точку зрения в суде.

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
© 2000-2006
...АУДИТ-ЦЕНТР...
All rights reserved.
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты ]

Webdesign
anastasiya