«Аудит-Центр»

Новости

История

Специалисты

Услуги

Контакты

Конференция

 

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА"#1271-1280

 

1271.В связи с тем, что с 01.01.2010 лицензирование строительной деятельности отменено, возможно ли единовременное списание оставшейся части стоимости лицензии по состоянию на 31.12.2009?

Действительно с 1 января 2009 г. прекращено предоставление лицензий на осуществление таких видов деятельности:
— проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
— строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
— инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в п. 6.1 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которым с 1 января 2010 г. прекращено лицензирование вышеуказанных видов деятельности.
Действие лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в том числе лицензий, срок действия которых продлен, прекращается с 1 января 2010 г. В связи с этим в письме Минфина РФ от 25.02.2010 № 03-03-06/1/89 указано, что участники строительной деятельности, получившие лицензию до 1 января 2009 г., в целях налогообложения прибыли вправе отнести на расходы оставшуюся не учтенную в расходах стоимость лицензии единовременно.
В бухгалтерском учете затраты, связанные с получением лицензии, согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н, признаются расходами по обычным видам деятельности, так как лицензия необходима для производства строительных работ. Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты или иной формы их осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
В соответствии с п. 19 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов). Следовательно, в январе 2010 года оставшуюся часть стоимости лицензии можно было единовременно учесть в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99), так как эти затраты не связаны с выполнением строительных работ.
Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, и лицензирование строительной деятельности отменено с 1 января 2010 г.
Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся.
В целях налогообложения прибыли оставшуюся часть стоимости лицензии можно единовременно учесть в составе расходов не ранее января 2010 года.

 

О.И. Языкова

1272.Обязана ли организация создавать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учетах? Можно ли право «не создавать резерв» закрепить учетной политикой?

В пункте 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, отражено:
«Организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам».
До 2009 года это позволяло делать вывод многим организациям, что в учетной политике можно сделать запись «Организация резерв сомнительных долгов не создает».
С 01.01.2009 вступило в действие новое ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений». Согласно ПБУ 21/2008 изменением оценочных значений признается корректировка стоимости активов (обязательств) или величины погашения стоимости актива.
Необходимо обратить внимание на то, что речь идет не об изменении стоимости активов (обязательств), по которой они были приняты к учету, а об уменьшении их оценочных значений на дату составления отчетности. Изменение способа оценки не является изменением оценочных значений. Если определить нельзя, является ли это изменением учетной политики или изменением оценочных значений, то признается изменение оценочных значений.
При составлении бухгалтерской отчетности необходимо отражать изменения оценочных значений активов (обязательств). Отражение изменения оценочных значений при составлении бухгалтерской отчетности, во-первых, носит обязательный характер и, во-вторых, не является элементом учетной политики.
Перечень оценочных значений приведен в ПБУ 21/2008. К ним относятся:
— резерв по сомнительным долгам;
— резерв по снижению стоимости МПЗ;
— резерв под обесценение ценных бумаг;
— сроки полезного использования ОС и НА;
— оценка будущих экономических выгод.
Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете не является элементом учетной политики. Организация при наличии сомнительных долгов обязана создавать резерв.
Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Величина резерва по сомнительным долгам определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния, то есть платежеспособности должника, и оценки вероятности погашения долга. Если вероятность погашения долга достаточно высока, создавать резерв по такой задолженности не обязательно.
Резерв по сомнительным долгам создается на основе результатов проведенной инвентаризации задолженности организации. В соответствии с требованиями ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете», а также п. 38 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» статьи бухгалтерской отчетности при составлении отчета за год должны быть подтверждены результатами инвентаризации.
Но, кроме того, организация может самостоятельно утвердить в учетной политике порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств и дату их проведения. На это указывает п. 2.1 приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49. Если, например, организация установила инвентаризацию дебиторской задолженности проводить ежеквартально, то резерв сомнительных долгов тоже обязана создавать в течение года, ежеквартально.
В случае создания резерва эта дебиторская задолженность исчезла бы из активов баланса. Ведь создание резерва в бухгалтерском учете отражается записью:
Дебет счета 91   Кредит счета 63
В бухгалтерском балансе дебетовые остатки счета 62 уменьшаются на сумму резерва, отраженного на счете 63.
Таким образом, создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете не является элементом учетной политики. Не создавая резерв, организация вводит в заблуждение своих внешних пользователей, отражая в составе ликвидных активов суммы сомнительной дебиторской задолженности.
Для целей налогового учета налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ.
Надо ли отражать создание резерва по сомнительным долгам в учетной политике организации?
Из норм ст. 266 НК РФ не следует, что свое право на создание резерва по сомнительным долгам налогоплательщик должен обязательно прописать в учетной политике. Но эта обязанность вытекает из положений ст. 313 НК РФ, в которой указано, что данные налогового учета должны отражать порядок формирования сумм резервов.

 

Н.Н. Залюбовская

1273.Можно ли учитывать при исчислении налога на прибыль вознаграждения (премии, скидки без изменения цены товара), выплачиваемые организации торговли за приобретение ею у поставщика определенного количества товаров, превышающего размер, установленный п. 4 ст. 9 Закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, а также за выполнение определенных условий договора по иным основаниям?

С 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который определяет отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ).
В Федеральном законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ нет понятия «скидка», «премия» или «бонус».
Однако согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров.
Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.
Поэтому вознаграждение, которое выплачивается хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, предусмотренное вышеизложенной нормой Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, тождественно премии (скидке), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, предусмотренной подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ.
В соответствии с подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.
При этом затраты продавца по выплате премии (скидки) покупателю вследствие выполнения им определенных условий договора учитываются на основании подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, если предоставление указанной премии (скидки) осуществляется без изменения цены единицы товара.
Таким образом, вознаграждение, выплачиваемое в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, учитывается в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов на основании подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Вместе с тем в п. 6 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ имеется запрет на включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий этого договора и (или) его изменение.
Поэтому расходы хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в виде вознаграждения, выплачиваемого на основании договора поставки хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, и не предусмотренного п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, в целях налогообложения прибыли не учитываются.
Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ стороны договора поставки продовольственных товаров должны привести указанные договоры, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, в соответствие с требованиями данного Федерального закона в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу указанного Федерального закона.
По истечении ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ по договорам поставки продовольственных товаров, заключенным до 1 февраля 2010 г., хозяйствующие субъекты расходы в виде вознаграждения, не предусмотренного п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, не вправе учитывать.
Аналогичное мнение изложено в письме МФРФ от 13.04.2010 № 03-03-06/1/262.

 

Т.В. Тюленева

1274.Моя дочь является студенткой дневного обучения в ВУЗе. При определении размера налоговой базы для исчисления НДФЛ мне предоставляется социальный налоговый вычет на основании необходимых документов. В этом году дочь вышла замуж и сменила фамилию. Правомерно ли в данном случае предоставление мне льготы при исчислении НДФЛ? Влияет ли факт усыновления на предоставление социального налогового вычета на обучение ребенка?

Подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ закреплено право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.
При этом в ст. 219 НК РФ не определено, при оплате каких именно видов обучения предоставляется социальный налоговый вычет. Имеется лишь указание на то, что это обучение в образовательных учреждениях, которые имеют соответствующую лицензию или иной документ, подтверждающий статус учебного заведения.
Согласно ст. 47 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Следовательно, право на налоговый вычет в отношении расходов на обучение ребенка имеет лицо, которое указано в книге записи рождений в качестве отца или матери этого ребенка. Одновременно право на налоговый вычет подтверждается свидетельством о рождении ребенка (ст. 23 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Именно поэтому оплата обучения ребенка отчимом или мачехой (то есть лицом, состоящим в браке с родителем ребенка, но не являющимся родителем или усыновителем) не дает им основания для получения социального налогового вычета.
Расходы по оплате обучения ребенка у налогоплательщика-родителя могут быть приняты для уменьшения налоговой базы только в том случае, если платежные документы, подтверждающие внесение или перечисление денежных средств за обучение ребенка, оформлены на его (налогоплательщика-родителя) имя.
Сам факт состояния ребенка в браке не является основанием для утраты родителями права на получение указанного вычета.
В связи с заключением ребенком брака данные о родителях в его свидетельстве о рождении не изменяются.
Если ребенок меняет фамилию, родители должны представить в налоговый орган вместе с копией свидетельства о рождении ребенка также копию свидетельства о заключении брака.
Таким образом, при смене ребенком фамилии родители имеют право на получение социального вычета при соблюдении иных условий, предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ.
В случае усыновления ребенка усыновителям выдается свидетельство об усыновлении (ст. 39 и 43 Закона № 143-ФЗ). Согласно ст. 137 Семейного кодекса Российской Федерации усыновители и усыновленные приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Следовательно, усыновители вправе получить социальный налоговый вычет по расходам на обучение усыновленных ими детей.

 

Н.А. Панкратова

1275.Какой порядок установлен для ведения кассовой книги обособленными структурными подразделениями, не выделенными на самостоятельный баланс?

Согласно п. 23 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40, каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу. При этом для организаций, имеющих филиалы, упомянутый Порядок исключений не устанавливает.
Согласно п. 24 Порядка записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Центральным банком Российской Федерации определен порядок ведения кассовых операций обособленными структурными подразделениями в письме от 11.12.2008 № 29-1-117735.
Так, обособленные структурные подразделения организации, расположенные вне места ее нахождения, ведут в двух экземплярах отчет кассира, содержащий все реквизиты кассовой книги.
Первый экземпляр отчета кассира остается в обособленном подразделении. Второй экземпляр отчета кассира вместе с прилагаемыми к нему кассовыми и подтверждающими документами передается в организацию.
При этом передача отчета кассира в организацию может осуществляться в электронном виде в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В этом случае передача отчета кассира на бумажном носителе с прилагаемыми кассовыми и подтверждающими документами осуществляется в соответствии с утвержденными в организации правилами документооборота.
В организации на итоговые суммы наличных денег, содержащиеся во втором экземпляре отчета кассира обособленного подразделения, оформляются приходный и расходный кассовые ордера и производятся записи в кассовой книге.
Таким образом, порядок ведения кассовых операций организациями, которые имеют территориально удаленные обособленные подразделения (филиалы), на текущий момент законодательно не определен.
При этом и штрафы за неправильное ведение кассовой книги и нарушение нумерации приходных и расходных ордеров не предусмотрены.
На практике каждая организация проблему с ведением кассовой книги в обособленных подразделениях решает по-своему.
Организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения, могут организовать кассовые операции следующим образом, прописав такой порядок в своей учетной политике.

Вариант 1
Поскольку удобнее, чтобы нумерация приходных и расходных кассовых ордеров была сквозной, можно использовать составную нумерацию кассовых ордеров.
То есть номер кассового ордера будет состоять из двух частей. Его первая часть будет идентифицировать обособленное подразделение организации, а вторая часть — порядковый номер кассового ордера в этом подразделении.
Например, в обособленном подразделении организации выписан расходный кассовый ордер № Б/1, где Б — это код подразделения, 1 — номер самого кассового ордера.
Вести по месту нахождения каждого ОП отчет кассира в двух экземплярах.
Первый экземпляр отчета кассира остается в обособленном подразделении, второй (вместе с кассовыми документами) передается в головное подразделение. При этом документы в электронном виде можно передавать ежедневно, в бумажном — с определенной периодичностью.
В головном подразделении на итоговые суммы наличных денег, содержащиеся во втором экземпляре отчета кассира ОП, оформляются приходный и расходный кассовые ордера и производятся записи в кассовой книге.

Вариант 2
Вести по месту нахождения каждого обособленного подразделения и головной организации свою кассовую книгу (свой раздел кассовой книги). Также головной организации и обособленному подразделению должны быть присвоены свои коды.
Кроме того, вести одну сводную кассовую книгу, в которой отражать все операции организации, включая операции всех обособленных подразделений.

Обращаем Ваше внимание, что какой бы вариант ведения кассовой книги и передачи документов вы ни выбрали, он должен обеспечить своевременное и полное оприходование денежной наличности по месту ведения расчетов и соблюсти установленные обслуживающими банками лимиты остатка денежных средств.
Иначе по итогам проверки кассовой дисциплины банк может сообщить о нарушениях в налоговый орган, который, в свою очередь, наложит административный штраф, предусмотренный КоАП РФ.
За превышение лимита остатка кассы предусмотрен штраф:
— на организацию — в размере от 40000 до 50000 руб.;
— на должностных лиц организации — в размере от 4000 до 5000 руб.

 

1276.Нами приобретено и поставлено на учет оборудование для использования в деятельности, которая пока не начата (не получена лицензия на осуществление деятельности). Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете данное оборудование?

Согласно п. 21 ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения его стоимости либо списания его с бухгалтерского учета
Амортизация начисляется по всем объектам основных средств, независимо от того, используются они в деятельности организации или нет.
В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев, перечисленных в п. 23 ПБУ 6/01:
— перевод объекта по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев;
— проведение ремонтных работ продолжительностью свыше 12 месяцев;
— проведение модернизации (реконструкции) продолжительностью свыше 12 месяцев.
Таким образом, если оборудование не используется в деятельности, направленной на получение дохода, начисление амортизации в бухгалтерском учете за период неиспользования объекта не приостанавливается.
При этом, амортизационные отчисления за это время не учитываются при налогообложении прибыли. Причем срок полезного использования простаивающих объектов не продлевается.

 

А.П. Погудина

1277.Следует ли исчислять страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования с суммы среднего заработка, выплачиваемой работнику-донору за дни сдачи крови и дополнительный выходной день?

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.
При этом при сдаче крови и ее компонентов за работником сохраняется его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.05.2010 № 1212-19 указанные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения. Исходя из изложенного суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и дополнительный выходной день в соответствии с трудовым законодательством, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений ст. 7 Закона № 212-ФЗ.

 

 

 

М.А. Дмитриева

1278.Наша организация реализует на экспорт продукцию на условиях предварительной оплаты. Переход собственности к покупателям этой продукции наступает позднее, при передаче продукции перевозчику.

Необходимо ли нам в налоговом учете с реализации продукции в 2010 году производить пересчет задолженности на дату исполнения обязательства или на конец месяца?

Действительно, Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в НК РФ вносились изменения, в частности, с 2010 года, согласно:

— п. 11 ст. 250 НК РФ внереализационным доходом будет являться положительная курсовая разница, возникающая от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов, выданных (полученных), в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации;

— подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ внереализационным расходом будут являться расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, за исключением авансов, выданных (полученных), в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.

То есть данные поправки в НК РФ говорят о том, что авансы в валюте (выданные и полученные) не участвуют в расчете курсовых разниц.

Данные изменения породили множество вопросов. Рассмотрим их по порядку.

Бухгалтерский учет

В соответствии с нормами ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» уже с 2007 года в бухгалтерском учете в случае предоплаты, аванса или задатка пересчет обязательств не производился, а значит, курсовые разницы не возникали:

— активы и расходы, в счет оплаты которых организация перечислила аванс или задаток, признаются в бухгалтерском учете по курсу, действовавшему на дату пересчета в рубли средств выданного аванса, задатка, предварительной оплаты (п. 9 ПБУ 3/2006);

— доходы организации при условии получения аванса, задатка, предварительной оплаты признаются в бухгалтерском учете по курсу, действовавшему на дату пересчета в рубли средств полученного аванса, задатка, предварительной оплаты (п. 9 ПБУ 3/2006);

— пересчет стоимости вложений во внеоборотные активы, активов, перечисленных в п. 9, а также средств полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков после принятия их к бухгалтерскому учету в связи с изменением курса не производится (п. 10 ПБУ 3/2006).

Таким образом, доходы организации при условии получения аванса, задатка, предварительной оплаты признаются в бухгалтерском учете в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату пересчета в рубли средств полученного аванса, задатка, предварительной оплаты (в части, приходящейся на аванс, задаток, предварительную оплату).

Поскольку до 1 января 2010 г. данная норма действовала только для целей бухгалтерского учета, а в налоговом учете «валютный» аванс пересчитывался и на дату перехода права собственности, и на отчетную дату, то это приводило к возникновению налоговых разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.

С 1 января 2010 г. согласно поправкам в п. 11 ст. 250 НК РФ данные налогового учета должны совпадать с данными бухгалтерского учета.

Налоговый учет

Итак, с 2010 года, как отмечено выше, в соответствии с п. 11 ст. 250 и подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ из состава внереализационных доходов (расходов) исключены суммы курсовой разницы по выданным (полученным) авансам, которая возникает по дебиторской (кредиторской) задолженности в части предварительной оплаты приобретаемых (реализуемых) ценностей.

Однако согласно другим статьям НК РФ доходы (расходы), выраженные в валюте, как и прежде, следует пересчитывать в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату признания этих доходов (расходов), например, по п. 8 ст. 271 НК РФ, п. 10 ст. 272 НК РФ. Кроме того, в абз. 3 ст. 316 НК РФ указано: в случае, если цена реализуемого товара (работ, услуг), имущественных прав выражена в валюте иностранного государства, сумма выручки от реализации пересчитывается в рубли на дату реализации.

Как видим, с одной стороны, с момента получения аванса до момента реализации товара (работ, услуг) никаких курсовых разниц отражать не надо, а с другой стороны, сумму выручки по реализованной продукции, оплаченной авансом, продавец должен рассчитывать на дату реализации.

ФНС России изложила свою позицию о том, как учитывать разницу, которая возникает из-за разницы курсов ЦБ РФ на день уплаты аванса и на день реализации (приобретения) товаров, работ, услуг, в своем письме от 12.01.2010 № 3-2-06/1. По ее мнению, продавец должен отразить выручку по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату реализации, в то время как покупатель определит стоимость приобретенного имущества на дату перечисления аванса.

Однако специалисты Минфина России изложили свое видение ситуации иным образом. В своих многочисленных разъяснениях, так, например, в письмах от 19.05.2010 № 03-03-06/2/91; от 13.05.2010 № 03-03-06/1/328; от 22.04.2010 № 03-03-06/1/281; от 21.04.2010 № 03-03-05/83; от 12.04.2010 № 03-03-06/1/253, № 03-03-06/1/254, № 03-03-06/4/40; от 08.04.2010 № 03-03-06/1/241; от 05.04.2010 № 03-03-06/2/69 и многих других их разъяснения сводятся к следующему:

— в случае 100%-ной «валютной» предоплаты товаров (работ, услуг) их стоимость у покупателя (выручка — у продавца) может определяться по курсу ЦБ РФ на дату перечисления аванса;

— стоимость имущества, оплаченного в инвалюте путем предварительной и последующей оплаты, будет определяться по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату перечисления аванса в части, приходящейся на предварительную оплату, и на дату перехода права собственности — в части последующей оплаты.

То есть, руководствуясь разъяснениями финансового ведомства, «валютные» авансы в целях налогообложения прибыли не пересчитывают ни на отчетную дату, ни на дату перехода права собственности на товары (работы, услуги), стоимость покупки и выручки в части, оплаченной авансом, должна определяться на дату перечисления (получения) аванса.

Для обеспечения единообразного порядка определения доходов и расходов по сделкам в иностранной валюте на условиях авансовых платежей при исчислении налога на прибыль между разными статьями НК РФ налоговые органы в своем письме от 12.01.2010 № 3-2-06/1 внесли предложения об изменении абз. 4 ст. 316 НК РФ, добавив текст теми же словами, что и в поправках к статьям: п. 11 ст. 250 и подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ.

 

 

 

1279.Нашей организацией был получен и оприходован на склад товар, который доставлялся самим поставщиком. Обязанность самостоятельной доставки товара от поставщика отсутствовала и на основании договора поставки.

Какие документы мы должны иметь для подтверждения факта приобретения товара и признания расходов на его приобретение в целях исчисления налога на прибыль: товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т или товарную накладную по форме № ТОРГ-12?

Споры о необходимости применения товарно-транспортной накладной не утихают уже много лет.

Обратимся к гражданскому законодательству. Согласно ст. 785 и 791 ГК РФ погрузка или выгрузка должна сопровождаться составлением товарно-транспортной накладной.

Для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автотранспортом как раз и предусмотрена товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т), которая утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — Инструкция № 78).

Этот нормативный акт предполагает, что именно ТТН является основным «перевозочным» документом, и на ее основании грузоотправитель передает (списывает), а грузополучатель принимает (приходует) товар. То есть ТТН является документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета, товарный раздел накладной определяет взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей.

Достаточно часто возникает вопрос: надо ли поставщику при наличии перевозчика выписывать кроме ТТН товарную накладную по форме № ТОРГ-12?

В соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 товарная накладная ТОРГ-12 применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.

Составляется товарная накладная в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

На первый взгляд, эти два документа (ТТН и ТОРГ-12) предназначены для отражения одних и тех же операций — для списания и оприходования товаров.

В товарной накладной ТОРГ-12 предусмотрены следующие реквизиты: «Грузополучатель», «Грузоотправитель», «Поставщик», «Плательщик».

Товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т предусматривает такие реквизиты как «Грузоотправитель». «Грузополучатель», «Плательщик», то есть в товарно-транспортной накладной отсутствует реквизит «Поставщик».

По-нашему мнению, это различие в реквизитах обусловлено тем, что товарная накладная ТОРГ-12 предназначена, прежде всего, для оформления продажи (реализации), а товарно-транспортная накладная — для оформления процесса перевозки и доставки ТМЦ грузополучателю.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Таким образом, товарная накладная по форме № ТОРГ-12 предназначена для документального закрепления факта передачи права собственности на товар, поэтому именно поставщик должен ее выписать, а товарно-транспортную накладную может выписать грузоотправитель, который при этом не будет являться поставщиком.

Итак, если для доставки товара покупателю поставщик нанимает перевозчика, то обязательно наличие и товарной накладной ТОРГ-12, и товарно-транспортной накладной.

Если поставщик доставляет товар покупателю самостоятельно, считаем, что оформить приобретенный товар можно как товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т), так и товарной накладной (форма № ТОРГ-12), любая накладная (ТОРГ-12 или 1-Т) является основанием для учета покупателем приобретенного товара.

Следует отметить, что данную позицию разделяет и ФНС России (письмо от 18.08.2009 № ШС-20-3/1195).

Имеется и судебная практика с рассмотрением вопроса: если доставка товара осуществлялась поставщиком самостоятельно, то товарно-транспортная накладная не нужна, например, постановление ФАС Центрального округа от 15.01.2010 по делу № А54-366/2007-С4-С5. В нем суд установил, что согласно договору обязанность по доставке товара лежала на поставщике. Отсутствие товарно-транспортной накладной при наличии других документов не свидетельствует о нереальности перемещения товара.

 

Н.Б. Лопатина

1280.Наша организация произвела переоценку части основных средств. Организацией применяется упрощенная система налогообложения.


Просим уточнить порядок проведения данной операции:

— куда будет относиться сумма дооценки ОС;

— какие документы необходимо оформить;

— как часто в дальнейшем необходимо проводить переоценку;

— как будет начисляться амортизация в налоговом и бухгалтерском учетах?

Стоимость данных ОС уже списана для целей исчисления налога, а в бухгалтерском учете амортизация еще начисляется.


Переоценка — уточнение восстановительной стоимости основных средств с целью определения реальной стоимости путем доведения их до уровня рыночных цен.

Порядок проведения переоценки основных средств регламентируется ПБУ 6/01»Учет основных средств» и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

Переоценка является эффективным инструментом в решении целого ряда вопросов, а именно:

— перевода отчетности на МСФО, поскольку при построении вступительной отчетности компания обязана проанализировать состав принадлежащего ей имущества и отразить его по справедливой стоимости;

— формирования увеличенного уставного капитала, так как многим организациям, занимающимся предпринимательской деятельностью, для расширения своей деятельности, получения различных лицензий или по другим причинам, в том числе устанавливаемым законодательно, зачастую необходимо увеличить свой уставный капитал до требуемой величины. Более того, увеличение уставного капитала повышает кредитоспособность предприятий, в частности позволяет увеличивать объем их облигационного выпуска, который, как правило, не должен превышать уставный капитал;

— учета интересов акционеров (участников) и самих обществ как субъектов экономических отношений, за счет переоценки удается найти сбалансированное решение, удовлетворяющее интересы обеих сторон;

— учета интересов хозяйствующих субъектов в условиях государственного регулирования отдельных видов цен и тарифов — повышение обоснованности цен и тарифов;

— оптимизации налогообложения.

Проведение переоценки основных средств носит добровольный характер. Решение о проведении переоценки закрепляется в приказе об учетной политике организации (п. 15 ПБУ 6/01).

Приняв решение о переоценке основных средств (группы основных средств — это объекты одного типа), в приказе об учетной политике следует отразить:

— объекты, подлежащие переоценке (все основные средства или отдельные группы однородных объектов основных средств);

— методику отражения переоценки на счетах бухгалтерского учета;

— лиц, ответственных за проведение переоценки.

ПБУ 6/01 и Методические указания не дают определения «группа однородных объектов», поэтому организация самостоятельно распределяет основные средства по группам и закрепляет эту классификацию в учетной политике. Кроме этого, организация самостоятельно принимает решение переоценивать не все основные средства, а только отдельную группу однородных объектов основных средств (письмо Минфина России от 12.01.2006 № 07-05-06/2). Неправомерно по группе однородных объектов проводить переоценку выборочно по трем объектам вместо пяти. Таким образом, если у вас числится несколько подобных объектов ОС, то и переоценке подлежат они все. Если основные средства числятся как единые объекты основных средств, то переоцениваться они должны как одно целое. В случае, если у вас организован учет и расчет амортизации по частям, комплектующим этот объект, то переоценка производится по каждой составляющей части.

Переоцениваться могут только объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности.

Переоценка осуществляется не чаще одного раза в год (по состоянию на 1 января отчетного года).

При принятии решения о переоценке ОС следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость ОС, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости (п. 15 ПБУ 6/01).

Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5% (приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н).

Переоценка производится путем пересчета первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Переоценка проводится по текущей стоимости путем индексации или прямого пересчета по рыночным ценам, которые необходимо подтвердить документально.

Под текущей (восстановительной) стоимостью объектов основных средств понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта.

В соответствии с п. 43 Методических указаний при определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы: данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценка бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств. Таким образом, в качестве документального подтверждения рыночной стоимости на дату переоценки могут служить: прайс-листы завода-изготовителя, сведения об уровне цен, размещаемые органами статистики и в СМИ, расчеты независимых оценщиков и т.п.

Расчет по переоценке оформляется организацией по самостоятельно разработанной форме, которая должна содержать все необходимые для этого показатели: наименование объекта, дату ввода в эксплуатацию, стоимость объекта и сумму начисленной амортизации на дату пересчета. Расчет производится по каждому объекту отдельно.

Результаты проведенной переоценки заносятся в разд. 3 «Переоценка» Инвентарной карточки учета объекта основных средств (форма № ОС-6, утвержденная постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7).

После проведения переоценки основного средства его первоначальная стоимость изменяется в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от того, была произведена дооценка или же уценка основного средства (п. 14 ПБУ 6/01).

При этом необходимо помнить следующее. Если остаточная стоимость всех основных средств предприятия по данным бухгалтерского учета превысит 100 млн. руб., то предприятие потеряет право на применение УСН (п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Величина остаточной стоимости проверяется на конец каждого квартала. Если обнаружится превышение установленного лимита, то предприятие автоматически переводится на обычную систему налогообложения с начала этого квартала.

Бухгалтерский учет

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Сумма дооценки оборудования отражается по кредиту счета 83 «Добавочный капитал» на сумму дооценки первоначальной стоимости в корреспонденции с дебетом счета 01 «Основные средства». Пересчету подлежит также начисленная ранее амортизация. На сумму дооценки начисленной амортизации кредитуется счет 02 «Амортизация основных средств» и дебетуется счет 83 «Добавочный капитал». Сумма уценки отражается обратными соответствующими проводками (п. 15 ПБУ 6/01, п. 48 Методических указаний).

После проведения переоценки организация начисляет амортизацию по оборудованию в ранее применяемом порядке исходя из текущей (с учетом дооценки/уценки) стоимости.

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки списывается с дебета счета учета добавочного капитала в корреспонденции с кредитом счета учета нераспределенной прибыли организации.

Единый налог по УСН

Что касается налогового учета, то результаты проведенной переоценки при определении налоговой базы по единому налогу по УСН не учитываются, так как они не являются доходом (расходом), указанным в ст. 346.15 и 346,16 НК РФ. Такой же точки зрения придерживается Минфин России в письме от 20.01.2006 № 03-11-04/2/9.

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100

 

© 2000-2006
...АУДИТ-ЦЕНТР...
All rights reserved.
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты ]

Webdesign
anastasiya