«Аудит-Центр»

Новости

История

Специалисты

Услуги

Контакты

Конференция

 

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА"#1291-1300

 

 

Н.А. Панкратова

1291.Компанией оформлен заем у сотрудника организации. Начисляются ли страховые взносы с процентов? Удерживается ли НДФЛ с полученных процентов?

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В письме Минздравсоцразвития России от 12.08.2010 № 2622-19 «О начислении страховых взносов на суммы выплат в пользу работников компании» разъяснено, что проценты, которые компания платит сотруднику за взятый у него заем, относятся к вознаграждениям, полученным в рамках гражданско-правовых договоров о передаче имущества в собственность, в том числе денег.

Таким образом, страховые взносы на проценты за предоставленный заем не начисляются.

В соответствии с п. 1 ст. 208 НК РФ доход, полученный налогоплательщиком в налоговом периоде (календарном году) в виде процентов, полученных от российской организации, признается объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц.

Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13%.

В соответствии со ст. 226 НК РФ организация-заемщик является налоговым агентом по отношению к заимодавцу, а значит, обязана исчислить, удержать и перечислить налог на доходы физических лиц.

Перечислить в бюджет сумму удержанного налога организация обязана не позднее дня выплаты процентов согласно подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ.

Налог удерживается непосредственно из доходов физического лица при их фактической выплате (то есть при выплате процентов) согласно ст. 223 НК РФ.

Суммы исчисленного и удержанного налога отражаются налоговым агентом в справке 2-НДФЛ, которая представляется в налоговую инспекцию не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Е.П. Тихоновец

1292.Включаются ли в расходы для целей исчисления налога на прибыль стипендии, выплачиваемые организацией будущему работнику? Следует ли с суммы выплаченных стипендий исчислять страховые взносы и НДФЛ?

Согласно ст. 198 ТК РФ с будущим работником, за которого компания оплачивает обучение, подготовку или переподготовку, заключается ученический договор. Одним из обязательных условий ученического договора является размер оплаты за период ученичества. Как правило, организация за время обучения соискателя выплачивает ему стипендию. Можно ли стипендии учесть при расчете налога на прибыль, если в письме Минфина России от 17.04.2009 № 03-03-06/1/257 указано, что расходы по оплате стипендий физическому лицу к расходам на обучение не относятся и не учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль?

Необходимо отметить, что с 2009 года (п. 23 ст. 264 в редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 158-ФЗ) налогоплательщики получили возможность признавать в качестве расходов на обучение не только расходы на подготовку или переподготовку кадров, но и на обучение физических лиц по основным и дополнительным профессиональным программам, то есть на получение такими лицами начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования (п. 5 ст. 9 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»).

В период действия до 2009 года, когда п. 3 ст. 264 НК РФ не предусматривал расходы на обучение не состоящих в штате налогоплательщика физических лиц, вышли иные разъяснения по включению расходов по стипендиям. Так, в письмах Минфина России от 07.05.2008 № 03-04-06-01/123, от 13.02.2007 № 03-03-06/1/77 признано право налогоплательщиков на включение в состав расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли расходов на выплату стипендии лицам, не являющимся работниками организации, в случае принятия их в штат организации по окончании обучения и при соответствии критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Далее указано, что при соблюдении этих условий расходы на обучение таких лиц могли быть признаны при исчислении налогооблагаемой прибыли как прочие расходы в соответствии с подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» объектом обложения страховыми взносами для работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Таким образом, стипендия, выплачиваемая по ученическому договору, не является объектом налогообложения страховыми взносами, так как предметом этого договора не являются выполнение работ, оказание услуг.

 Стипендия, выплачиваемая ученику на основании ученического договора, не поименована среди видов стипендий, освобождаемых от налогообложения НДФЛ согласно п. 11 ст. 217 НК РФ, следовательно, подлежит налогообложению на общих основаниях по ставке 13% в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ. Аналогичное мнение высказано в п. 2 письма Минфина России от 07.05.2008 № 03-04-06-01/123.

Датой получения дохода учеником считается день выплаты стипендии (подп. 1 п. 1, п. 2 ст. 223 НК РФ). НДФЛ со стипендии исчисляется организацией, удерживается ею при фактической выплате дохода и перечисляется в бюджет на основании пп. 1, 4 ст. 224 НК РФ. В случае, если ученик возвращает суммы полученной им стипендии организации не вследствие ошибочного их начисления, а в качестве возмещения убытков, корректировка доходов ученика не производится, а начисленный (удержанный) НДФЛ ему не возвращается.

 

1293.Работник перешел на работу из одного обособленного подразделения организации в другое. Следует ли обособленному подразделению, в которое перешел работник, при определении базы для начисления страховых взносов учитывать выплаты, начисленные данному работнику в первом обособленном подразделении?

В соответствии со ст. 5 Закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

В соответствии со ст. 2 Закона № 212-ФЗ обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. Местом нахождения обособленного подразделения российской организации считается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. Подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет, начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения (ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

В 2010 году для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, ст. 8 Закона № 212-ФЗ установлена база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица. Она исчисляется нарастающим итогом с начала расчетного периода в сумме, не превышающей 415000 руб. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. При этом плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Если в течение года работник перешел из одного обособленного подразделения организации в другое, то в этом обособленном подразделении при определении базы для начисления страховых взносов должны учитываться выплаты и иные вознаграждения, начисленные данному работнику с начала расчетного периода. В свою очередь в налоговую базу каждого обособленного подразделения включаются только те выплаты, которые начислены за период работы сотрудника в данном подразделении.

Т.В. Тюленева

1294.О применении бланков строгой отчетности организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании бытовых услуг населению.

 Федеральный закон от 17.07.2009 № 162-ФЗ, в соответствии с которым плательщики ЕНВД могут не применять контрольно-кассовую технику, вступил в силу с 21 июля 2009 г. При этом по требованию покупателя должен выдаваться документ, подтверждающий оплату товаров (работ, услуг), с реквизитами, которые указаны в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ). Таким документом может быть, например, товарный чек или квитанция.

Ранее осуществлять наличные расчеты без ККТ можно было только в двух случаях:

— при оказании услуг населению. В этом случае вместо кассового чека организация или предприниматель оформляли бланк строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона);

— при осуществлении деятельности, виды которой перечислены в п. 3 ст. 2 Закона. К ним относится, например, продажа газет, журналов, лотерейных билетов, проездных билетов в городском общественном транспорте, торговля в развал бахчевыми культурами и овощами.

Контролировать соблюдение требования о выдаче надлежащих документов при проведении расчетов наличными и платежными картами обязаны налоговые органы. Они же вправе налагать на плательщиков ЕНВД штрафы при отказе в выдаче соответствующего документа. Сумма штрафа за данное нарушение установлена ст. 14.5 КоАП РФ и составляет 1500—2000 руб. для граждан, 3000—4000 руб. — для должностных лиц и от 30000 до 40000 руб. — для организаций.

На сегодняшний день в судебной практике сложился определенный подход к вопросу применения ст. 14.5 КоАП РФ к плательщикам ЕНВД, оказывающим услуги населению. По мнению судов, таких лиц можно привлечь к ответственности только в том случае, если они отказались по требованию покупателя выдать бланк строгой отчетности. См., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 06.08.2010 № А32-7002/2010-3/115-5АЖ, ФАС Поволжского округа от 02.06.2010 № А65-36131/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 04.03.2010 № А79-12036/2009.

Министерство финансов РФ в письме от 27.09.2010 № 03-01-15/7-216 разъяснило, что организации и предприниматели, уплачивающие единый налог в отношении бытовых услуг, могут не применять ККТ, только если они выдают клиенту бланк строгой отчетности. Следовательно, такие налогоплательщики не подпадают под действие п. 2.1 ст. 2 Закона и должны руководствоваться п. 2 ст. 2 (организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности) Закона № 54-ФЗ. Аналогичные разъяснения давали Минфин России в письме от 23.08.2010 № 03-01-15/7-191 и ФНС России в письме от 17.05.2010 № АС-17-2/238.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог в отношении бытовых услуг, вправе не использовать контрольно-кассовую технику только при условии выдачи бланков строгой отчетности.

 

М.А. Дмитриева

1295.Наша организация приобретает для своих работников средства индивидуальной защиты (спецодежду). В целях предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, органом соцстраха выделяется финансирование на приобретение спецодежды — в счет уплаты страховых взносов. Иными словами, источником приобретения отдельных видов спецодежды выступают средства Фонда социального страхования.

Можем ли мы принять к вычету «входной» НДС со стоимости этой спецодежды?


В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан, в частности, обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Но, кроме собственных средств, работодатель может приобрести средства индивидуальной защиты и за счет финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профессиональных заболеваний.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предназначено, в том числе и для того, чтобы обеспечить проведение предупредительных мероприятий.

Для этого Правительство РФ по согласованию с ФСС РФ на каждый календарный год устанавливает правила финансового обеспечения таких мер.

Так, в 2010 году действуют Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 05.02.2010 № 64н «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (далее — Правила № 64н).

Часть расходов страхователя на финансирование предупредительных мер может быть возмещена за счет взносов на страхование от производственного травматизма, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ. При этом размер возмещения ограничен: он не может превышать 20% суммы взносов, которую работодатель начислил за предыдущий год. К тому же эта величина должна быть уменьшена на сумму выплаченного работникам страхового обеспечения по страхованию от производственного травматизма (п. 3 Правил № 64н).

Сумма НДС, предъявленная поставщиком специальной одежды, принимается к вычету в общеустановленном порядке (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). По нашему мнению, тот факт, что затраты на приобретение специальной одежды возмещены организации за счет средств Фонда социального страхования, для вычета НДС значения не имеет, ведь для вычета должны соблюдаться только следующие условия:

— приобретенное имущество должно предназначаться для операций, облагаемых НДС;

— спецодежда должна быть принята к учету;

— поставщиком должны быть правильно оформлены счета-фактуры.

Источник приобретения имущества для вычета НДС из бюджета в Налоговом кодексе РФ не рассматривается.

Кроме того, по данному вопросу есть судебные решения, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28.09.2006 по делу № А82-19017/2005-28, от 05.04.2006 по делу № А82-11888/2005-37, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.10.2006 № А33-18861/05-Ф02-5023/06-С1 по делу № А33-18861/05, постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.06.2006, 25.05.2006 № Ф03-А73/06-2/1425 по делу № А73-8184/2005-14, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.06.2006 по делу № А42-1806/2005, постановление ФАС Уральского округа от 02.05.2006 № Ф09-3118/06-С7 по делу № А50-31641/05, постановление ФАС Поволжского округа от 07.12.2004 № А12-12976/04-С25.

 

 

1296.Наше общество в форме ООО рассматривает вопрос о выплате в 2010 году дивидендов своим участникам (юридическим лицам) из нераспределенной прибыли прошлых лет.

Данные выплаты будут рассматриваться как дивиденды по ставке 9% или как часть внереализационных доходов по ставке 20%?

Согласно подп. 7 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ) принятие решения о распределении чистой прибыли общества между его участниками относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества.

В статье 28 Закона № 14-ФЗ определено, что общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества. Часть прибыли общества, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Также нормы гражданского законодательства не содержат запрета на распределение чистой прибыли ООО, сформированной в предыдущих отчетных периодах.

 Уставом общества при его учреждении или путем внесения в него изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок распределения прибыли между участниками общества.

Поэтому вопрос о возможности распределения обществом чистой прибыли, которая была получена за прошлые периоды (до 2010 года), зависит от утвержденного уставом общества порядка распределения чистой прибыли между участниками, а также от фактических направлений распределения чистой прибыли общества за этот период в соответствии с протоколом общего собрания.

Из определения дивиденда, приведенного в п. 1 ст. 43 НК РФ, следует, что для признания дивидендом выплачиваемого из прибыли участнику общества дохода необходимо, чтобы это была прибыль, оставшаяся после налогообложения. Отсюда получается, что неважно, когда была образована прибыль, главное, чтобы она осталась после вычета налога.

Статья 43 НК РФ (часть 1). Дивиденды и проценты

1. Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.

Итак, дивидендом считается прибыль, оставшаяся после налогообложения, определяемая по данным бухгалтерского учета. Это может быть как прибыль текущего года, так и нераспределенная прибыль прошлых лет, следовательно, облагаться налогом на прибыль эти суммы будут по ставке 9%. Данную позицию выразили представители УФНС по г. Москве в своем письме от 23.06.2009 № 16-15/063489.

Не признаются дивидендами согласно п. 2 ст. 43 НК РФ:

1) выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации;

2) выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;

3) выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.

 Кроме того, налоговые органы исключают из дивидендов промежуточные выплаты, если по итогам года у налогоплательщика образовался убыток. Подобные промежуточные «дивиденды», даже если они распределялись между участниками, должны облагаться в общем порядке как внереализационные доходы (например, письма ФНС России от 19.03.2009 № ШС-22-3/210@, УФНС по г. Москве от 15.07.2009 № 16-12/072669@).

Если чистая прибыль общества в прошлые годы была направлена на формирование специальных фондов (например, резервного, фонда развития производства и т.п.), то суммы, выплачиваемые из такой прибыли прошлых лет, не могут быть признаны дивидендами и являются иными выплатами в пользу участников общества, подлежащими налогообложению налогом на прибыль по ставке 20%.

 

М.М. Левицкая

1297.Каков порядок определения индивидуальным предпринимателем налоговой базы по НДФЛ по кассовому методу, в случае если товар был оплачен поставщику в декабре 2009 года, отгружен покупателю также в декабре 2009 года, а оплата за него поступила частями в январе и феврале 2010 года?

Согласно официальным разъяснениям Минфина РФ, изложенных в письме от 08.06.2009 № 03-04-05-01/441, стоимость приобретенного товара должна быть учтена в расходах того налогового периода, в котором был получен доход от реализации такого товара.

Позиция финансового ведомства основывается на следующем.

Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430 (далее — Порядок).

В соответствии с п. 13 указанного Порядка доходы и расходы индивидуального предпринимателя отражаются в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода, за исключением случаев, предусмотренных Порядком.

Использование иных методов учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями для целей исчисления налога на доходы физических лиц налоговым законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем в соответствии с подп. 1 п. 15 Порядка стоимость приобретенных материальных ресурсов включается в расходы того налогового периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В свою очередь указанные выше п. 13 и подп. 1—3 п. 15 Порядка Решением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2010 № ВАС-9939/10 признаны недействующими.

Основанием для признания недействующим положением п. 13 Порядка об обязательности применения индивидуальными предпринимателями исключительно кассового метода учета доходов и расходов послужило следующее.

Глава 25 НК РФ, определяя порядок признания доходов и расходов, закрепляет в ст. 271—273 НК РФ два метода — начисления и кассовый. При этом согласно п. 1 ст. 273 НК РФ выбор кассового метода — это право организации при условии ее соответствия требованиям, указанным в этой норме.

Предоставление же индивидуальным предпринимателям права выбора применения кассового метода необходимо также постольку, поскольку в силу п. 4 ст. 227 НК РФ индивидуальные предприниматели при получении убытка в текущем налоговом периоде не имеют право на уменьшение на сумму этого убытка доходов будущих периодов. Данный же убыток может возникнуть, в том числе, ввиду особенностей налогового учета и признания фактически понесенных расходов ранее момента получения дохода от реализации товаров (работ, услуг), для изготовления (выполнения, оказания) которых эти расходы были понесены.

Соответственно, закрепление в п. 13 Порядка учета доходов и расходов положения об обязательности применения индивидуальными предпринимателями исключительно кассового метода учета доходов и расходов не соответствует п. 1 ст. 273 НК РФ.

Таким образом, индивидуальный предприниматель так же, как и любая организация, имеет право выбора метода учета доходов и расходов.

В части признания недействующими подп. 1—3 п. 15 Порядка учета доходов и расходов, а именно принципа непосредственной связи расходов с полученным доходом, при котором учет расходов возможен лишь в момент получения соответствующего дохода, Высший Арбитражный суд Российской Федерации указал следующее.

Пункт 1 ст. 221 НК РФ, закрепляя положение об уменьшении индивидуальными предпринимателями полученного дохода на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, тем самым определяет общие условия признания расходов. Требование о непосредственной связи расходов с извлечением дохода не может рассматриваться как определяющее момент признания расходов и обуславливающее этот момент датой получения дохода. Данное условие направлено на закрепление общего требования об относимости расходов и их связи именно с предпринимательской деятельностью физического лица, зарегистрированного в этом качестве.

Подобное общее требование закреплено в отношении расходов не только индивидуальных предпринимателей, но и организаций. Пункт 1 ст. 252 НК РФ, определяя условия, которым должны соответствовать затраты организаций для признания их в качестве расходов, уменьшающих полученный доход (обоснованность, документальная подтвержденность), также устанавливает требование об относимости затрат, а именно о том, что они должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Индивидуальные предприниматели, избравшие кассовый метод признания доходов и расходов, согласно п. 3 ст. 273 НК РФ вправе учесть для целей налогообложения понесенные расходы после их фактической оплаты. При этом данная норма НК РФ не связывает момент учета расходов с датой получения дохода от реализации товаров (работ, услуг), для изготовления (выполнения, оказания) которых эти расходы были понесены. Пункт 3 ст. 273 НК РФ в качестве общего правила устанавливает положение, определяющее период учета понесенных налогоплательщиком расходов моментом их оплаты или прекращения обязательства по оплате иным способом. При этом, помимо названного общего требования об оплате, п. 3 ст. 273 НК РФ только лишь для расходов по приобретению сырья и материалов установлено дополнительное условие (условие о списании сырья и материалов в производство), наступление которого необходимо для признания данного вида расходов для целей налогообложения.

Реализованный в подп. 1—3 п. 15 Порядка учета доходов и расходов принцип учета расходов в момент получения дохода от реализации товаров (работ, услуг), для изготовления (выполнения, оказания) которых эти расходы были понесены, характерен для метода начисления. Вместе с тем следует отметить, что и при применении метода начисления согласно п. 1 ст. 272 НК РФ, п. 2 ст. 318 НК РФ в момент реализации товаров подлежит признанию лишь та часть расходов, связанных с производством реализованных товаров, которая в силу п. 1 ст. 318 НК РФ относится к категории прямых расходов. Расходы на производство товаров, относящиеся к категории косвенных, согласно п. 2 ст. 318 НК РФ учитываются для целей налогообложения в полном объеме в периоде их осуществления с учетом соответствующих требований НК РФ.

Таким образом, как указал суд, принимая приказ от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430 (который был разработан в связи с введением в действие гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», к положениям которой в части определения порядка определения расходов для целей налогообложения отсылает п. 1 ст. 221 НК РФ), Министерство финансов Российской Федерации и Министерство Российской Федерации по налогам и сборам не вправе были устанавливать для индивидуальных предпринимателей, избравших кассовый метод учета доходов и расходов, предписания и дополнительные условия для признания расходов, не предусмотренные ст. 273 НК РФ.

 

А.А. Сапунов

1298.Каковы основные признаки компаний-однодневок и способы их идентификации?

Основными признаками фирм-однодневок являются: «массовый» юридический адрес и одновременно «массовые» директор и учредитель или заявитель о создании компании. Под «массовым» юридическим адресом понимается адрес, по которому зарегистрировано 10 или более компаний. В некоторых регионах налоговыми органами неформально применяется и меньший «норматив». Сама по себе регистрация по такому адресу, конечно, еще ничего не значит. Существуют бизнес-центры, в которых одновременно находятся 10, 50, 100 и более реальных компаний. И все эти компании в соответствии с законом будут зарегистрированы по одному и тому же адресу, поскольку именно там находятся их исполнительные органы. То же можно сказать и о «массовых» учредителе и директоре.

Вполне возможно, что компания зарегистрирована очень деятельным бизнесменом, который, кроме нее, создал еще десяток компаний и всеми ими действительно руководит. А может быть, этот человек развивает сеть в различных регионах и в каждом регионе создает отдельную компанию.

Но, с другой стороны, если у вашего поставщика и директор с учредителем, и юридический адрес «массовые», это уже серьезный повод задуматься о том, стоит ли с ним работать. Особенно если на учредителя зарегистрировано не 10 компаний, а 100 или даже 500. Или столько же компаний зарегистрировано по одному с поставщиком адресу, при том что на самом деле по этому адресу находится не бизнес-центр, а жилой дом, производственное помещение, склад или еще какое-нибудь строение, явно не предназначенное для размещения офисов.

Поскольку фирма-однодневка фактически вообще не существует, у нее нет офиса. А значит, у нее нет и городского телефона, и, скорее всего, не доставляется корреспонденция на ее почтовый адрес. Поэтому, если вы собираетесь серьезно, на долгосрочной основе работать с каким-либо поставщиком, не лишним будет просто приехать к нему в «гости» и убедиться, что действительно существует или отдельное здание, или офис в бизнес-центре, на дверях которого висит табличка с названием вашего поставщика. Если поставщик находится слишком далеко от вас, в другом регионе, можно, по крайней мере, позвонить по указанному им контактному телефону. Возможно, вам скажут, что понятия не имеют об этой организации. Последнее будет означать, что либо поставщик случайно дал вам неверный номер, либо правильного номера вообще не существует, потому что не существует и самого поставщика. Можно также отправить поставщику заказное письмо с просьбой, например, уточнить какие-нибудь условия договора. Если это фирма-однодневка, письмо вернется к вам по той причине, что получатель не находится по указанному адресу. И, скорее всего, такой же ответ потом получит и налоговая инспекция, когда будет проводить встречную проверку этого поставщика.

Еще один внешний признак однодневки — невозможность увидеть директора компании и пообщаться с ним. Возможно, что поставщик — это очень крупная компания, ее директор — крайне занятой человек и увидеться с ним не так-то просто. Но вполне возможно, что этого человека вообще не существует или он сам не знает о том, что является директором организации-поставщика.

Однодневки, как правило, живут недолго, и людям, которые их используют, приходится периодически создавать все новые и новые компании. Поэтому любая однодневка, скорей всего, окажется недавно зарегистрированной организацией. Конечно, и любая «белая» компания когда-то была только что зарегистрированной. Поэтому не стоит отказываться от работы с поставщиком только на том основании, что он создан менее года назад. Другое дело, если вы уже долгое время работаете с одними и теми же людьми, но юридические лица, которые они представляют, все время меняются.

Примерно раз в полгода или раз в год эти люди просят вас заключить договор с другой компанией, начинают выставлять от ее имени счета. Если никаких внятных объяснений таких действий с их стороны не поступает, вывод очевиден — поставщик меняет однодневки.

Счета у такой компании открыты только в «подозрительном» банке. То есть в банке, который в определенных кругах известен именно тем, что занимается какими-то неправомерными операциями, например, обналичиванием или незаконным выводом денег за границу. Узнать о том, что банк «подозрительный», можно только от людей, которые с ним уже сталкивались или хотя бы слышали о нем. Но, в принципе, если единственный счет поставщика открыт только в мало кому известном банке, занимающем позицию во второй тысяче в рейтингах российских банков, — это уже повод для подозрений. Вероятно, эта компания — просто «корзина» данного банка.

Далее, если вы допустили какую-то ошибку в документах, например, выдали документ не той формы или ошиблись в цифрах, нормальный контрагент обязательно это заметит и попросит вас исправить документы. Однодневку, как правило, не интересует качество предоставленных ей документов, и на их дефекты она просто не обратит внимания. Поскольку платить налоги и представлять достоверную отчетность она не собирается, ей не нужно и вести учет, ни налоговый, ни бухгалтерский. А значит, первичные документы ей вообще не нужны. Это еще одна возможность проверить, является ли поставщик однодневкой или «белой» компанией. Достаточно направить ей акт сверки расчетов, допустив в нем небольшую ошибку, буквально на несколько рублей. Если поставщик ведет полноценный достоверный учет, он эту ошибку заметит и сообщит вам о расхождениях данных акта с данными его учета. Однодневке, которая достоверный учет не ведет, сверять ваши данные не с чем и незачем, и она подпишет любой более-менее достоверный акт сверки. Можно также, «выявив ошибку», попробовать задним числом изменить первичные документы прошлого квартала. Нормальный контрагент в такой ситуации будет возмущаться, ведь ему придется вносить исправления в учет и, возможно, пересдавать отчетность. Однодневка, скорее всего, на замену документов никак не отреагирует. 

Соответственно, однодневка не платит налоги и отчетность в налоговые органы не сдает либо сдает, но нулевую. Более «прогрессивные» однодневки налоги платят, но в символическом размере, явно не соответствующем масштабу их деятельности. Например, квартальная выручка компании исчисляется сотнями миллионов или даже миллиардами рублей. А всех налогов за тот же период она платит только несколько десятков тысяч. В этом случае однодневка даже ведет учет и представляет отчетность в налоговые органы, причем не нулевую. Но эта отчетность недостоверна. Она отражает не реальные, а фиктивные доходы и расходы, исходя из которых и рассчитывается символическая величина налогов.

 

1299.В каких случаях деятельность товариществ собственников жилья подлежит обложению налогом на прибыль организаций?

В случае, если в соответствии с уставом, утвержденным общим собранием членов ТСЖ, на ТСЖ возложены обязанности по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; предоставлению коммунальных услуг; содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома и ТСЖ от своего имени заключает договоры с производителями (поставщиками) данных услуг (работ), действуя при этом от имени и за счет членов ТСЖ (то есть является, исходя из договорных обязательств, посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ коммунальные услуги, услуги по обеспечению санитарного, противопожарного и технического состояния дома и придомовой территории; услуги по технической инвентаризации жилого дома; услуги по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; услуги по капитальному ремонту жилого дома), то налогообложение налогом на прибыль средств, поступающих на счета ТСЖ от данной посреднической деятельности, осуществляется в порядке, предусмотренном подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ, то есть только в части посреднического, агентского или иного аналогичного вознаграждения ТСЖ за его посреднические, агентские или иные аналогичные услуги.

 

 

О.И. Языкова

1300.Организация применяет УСНО с системой налогообложения «доходы минус расходы». Для ведения деятельности из Республики Беларусь были завезены материала — 100 т картона. Цена 1 т картона по условиям договора составляет 10000 руб.

Согласно условиям договора расходы по доставке картона на склад организации составляют 346000 руб. (без НДС) и оплачиваются организацией отдельно российскому перевозчику. Иных расходов при ввозе картона из Белоруссии организация не понесла.

Является ли наша организация налоговым агентом для исчисления и перечисления НДС? В каком размере должен быть исчислен НДС? Какие документы следует представить в налоговую?

 

В пункте 2 ст.161 НК РФ прямо предусмотрено, что налоговые агенты иностранных лиц должны исполнять обязанности налогового агента независимо от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ. Кроме того, согласно п. 5 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.1 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

С 1 июля 2010 г. изменен порядок регулирования уплаты НДС при ввозе белорусских товаров в Россию и вывозе российских товаров в Республику Беларусь, а также при выполнении работ и оказании услуг.

С указанной даты вступило в силу Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе».

Новый порядок исчисления НДС при ввозе и вывозе товаров установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009. Особенности налогообложения работ и услуг регулируются Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009. Данные документы применяются с 1 июля 2010 г. (ч. 1 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 № 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза»).

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» от 15.09.2004 и Протоколы к нему применяются только в той мере, в какой их положения совместимы с нормами нового Соглашения (ч. 2 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 № 36).

 

Чтобы определить, должны ли вы уплачивать НДС при ввозе товаров из Белоруссии, в первую очередь надо выяснить, освобождается или нет этот товар от обложения НДС. Товары, которые не облагаются НДС при ввозе из Республики Беларусь на территорию РФ, поименованы в п. 7 разд. I Положения и в ст. 150 НК РФ.

Если ввозимый товар облагается НДС, то вам необходимо:

— определить, по какой ставке НДС облагается ввозимый товар;

— исчислить сумму налога;

— заполнить налоговую декларацию;

— уплатить исчисленную сумму налога;

— заполнить заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов;

— собрать необходимые документы;

— представить в налоговую инспекцию декларацию, заявление о ввозе товара и необходимые документы.

 

При ввозе товаров из Белоруссии налоговая база по НДС определяется на дату принятия на учет товаров. Этой датой считается день отражения указанных операций на соответствующих счетах бухгалтерского учета на основании первичных документов

Налоговая база в данном случае — это сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров (п. 2 разд. I Положения).

При этом стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар.

При определении стоимости приобретенных товаров в цену сделки включаются следующие расходы (если ранее такие расходы не были учтены в этой цене):

а) расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров.

В данном случае учитывается стоимость услуг по транспортировке товаров как по территории Республики Беларусь, так и по территории Российской Федерации. По мнению главного финансового ведомства, это правило применяется и в том случае, когда поставщик товара доставляет его только до границы Республики Беларусь, а далее товар доставляют уже российские перевозчики. Данный вывод Минфин России никак не связывает с условиями договора между российским покупателем и белорусским поставщиком. То есть неважно, на каком правовом основании российский покупатель понес расходы по доставке товара: на основании договора с белорусским поставщиком, по условиям которого поставщику возмещаются затраты по доставке, либо на основании отдельных договоров с российскими перевозчиками (письма Минфина России от 22.05.2008 № 03-07-13/1/02, от 01.10.2007 № 03-07-13/1-26);

б) страховая сумма;

в) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

г) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

 

Картон не является подакцизным товаром и облагается НДС при ввозе по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

После того как картон будет принят на учет, организация должна рассчитать сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет при ввозе из Республики Беларусь, по ставке 18% и исходя из стоимости картона, равной 1000000 руб. (100 т x 10000 руб.), и расходов на доставку картона в сумме 346000 руб.

Таким образом, сумма НДС в данном случае составит 242280 руб. ((1000000 руб. + 346000 руб.) x 18%).

 

В связи с ввозом товаров из Республики Беларусь вы должны заполнять отдельную налоговую декларацию (п. 6 разд. I Положения).

Форма и Порядок заполнения указанной декларации (налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам)) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь утверждены приказом Минфина России от 27.11.2006 № 153н.

Исчисленную в налоговой декларации по импорту из Белоруссии сумму НДС необходимо уплатить в бюджет в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ввезенные товары были приняты на учет (п. 5 разд. I Положения).

Если исчисленный налог в указанный срок вами не будет уплачен или будет уплачен не полностью, налоговая инспекция вправе взыскать с вас налог с начислением пени в бесспорном порядке за счет денежных средств на расчетном счете (счетах) или же за счет имущества вашей организации.

Вместе с заполненной налоговой декларацией по импорту из Белоруссии вы обязаны представить в налоговую инспекцию Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (п. 6 разд. I Положения).

Форма Заявления и порядок его заполнения приведены в Приложении 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по импорту из Белоруссии, утвержденному приказом Минфина России от 27.11.2006 № 153н.

Кроме указанного выше Заявления, вместе с налоговой декларацией вам нужно представить следующие документы (п. 6 разд. I Положения):

1) выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам;

2) договор (его копию), на основании которого товар был ввезен;

3) транспортные документы, подтверждающие перемещение товара с территории Республики Беларусь;

4) товаросопроводительный документ белорусского налогоплательщика.

Отметим, что указанные документы вы вправе представить в налоговую инспекцию в виде копий, заверенных подписью руководителя и главного бухгалтера (см. письмо ФНС России от 15.06.2005 № ММ-6-03/489@).

Обращаем ваше внимание на то, что перечень приведенных документов является исчерпывающим. Поэтому представлять какие-либо иные, не поименованные в нем документы не нужно.

Декларация по импорту из Белоруссии, Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и все перечисленные в разд. 17.1.1.2.7 документы вы должны представить в налоговую инспекцию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров (п. 6 разд. I Положения).

Напомним, что принять к вычету «ввозной» НДС могут только плательщики НДС (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Поэтому, если вы плательщиком НДС не являетесь, а уплачиваете налог в связи с применением УСН, то НДС к вычету вы принять не сможете.

В такой ситуации вам придется учесть «ввозной» НДС в стоимости товара по правилам, которые установлены в п. 2 ст. 170 НК РФ.

 

 

 

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100

 

© 2000-2006
...АУДИТ-ЦЕНТР...
All rights reserved.
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты ]

Webdesign
anastasiya