«Аудит-Центр»

Новости

История

Специалисты

Услуги

Контакты

Конференция

 

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА"#1301-1310

 

 

1301.Как по договору агентирования правильно оформить счет-фактуру на приобретение товара для принципала и на вознаграждение?

 

Агентский договор предполагает обязанность агента за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

 Особенности выставления и учета счетов-фактур сторонами посреднического договора прописаны в Правилах ведения журналов полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, в редакции постановления Правительства РФ от 26.05.2009 № 451 (далее — Правила).

Если заказчик приобретает товары (работы, услуги, имущественные права) через посредника, действующего от его имени (агента, поверенного), заказчик принимает НДС к вычету на основании счета-фактуры, выставленного продавцом на имя заказчика. То есть продавец выставляет счет-фактуру напрямую на имя заказчика (организации-принципала), минуя посредника (организацию-агента). Данный счет-фактуру заказчик подшивает в свой журнал учета полученных счетов-фактур и регистрирует в книге покупок. Об этом сказано в абз. 5 п. 13 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (далее — Правила).

Если заказчик приобретает товары (работы, услуги, имущественные права) через посредника, действующего от своего имени (комиссионера, агента), продавец выставляет счет-фактуру на имя посредника. На основании этого счета-фактуры посредник оформляет счет-фактуру на имя заказчика. При этом счет-фактуру, полученный от продавца, посредник подшивает в свой журнал учета полученных счетов-фактур. В книге покупок посредник такой документ не регистрирует (абз. 5 п. 11 Правил). Заказчик принимает к вычету «входной» НДС на основании счета-фактуры, выставленного посредником на имя заказчика. Этот счет-фактура должен быть зарегистрирован в книге покупок заказчика (абз. 4 п. 7 Правил).

 При этом в данном счете-фактуре по строке 1 «Порядковый номер и дата выписки счета-фактуры» указывается дата выписки счета-фактуры агенту продавцом. Кроме того, при составлении счета-фактуры агентом принципалу (покупателю):

— по строкам 2 «Продавец», 2а «Адрес» и 2б «ИНН/КПП продавца» счета-фактуры указываются данные о продавце в соответствии с Правилами;

— по строкам 3 «Грузоотправитель и его адрес» и 4 «Грузополучатель и его адрес» счета-фактуры указываются данные в соответствии с Правилами;

— по строке 5 вносятся реквизиты (номер и дата составления) платежно-расчетного документа или кассового чека (при расчете с помощью платежно-расчетных документов или кассовых чеков, к которым прилагается счет-фактура), указанные в счете-фактуре продавца, а также реквизиты (номер и дата составления) платежно-расчетного документа или кассового чека о перечислении принципалом предварительной оплаты агенту;

— по строкам 6 «Покупатель», 6а «Адрес» и 6б «ИНН/КПП покупателя» счета-фактуры указываются данные о покупателе (принципале) в соответствии с Правилами;

— в графах 1—11 отражаются показатели счета-фактуры, выставленного продавцом агенту.

На сумму своего вознаграждения посредник выставляет комитенту (принципалу) отдельный счет-фактуру и регистрирует его в книге продаж. Полученный счет-фактуру комитент (принципал) регистрирует в книге покупок (пп. 7, 24 Правил).

 

А если посредником выступает организация, применяющая упрощенную систему налогообложения?

 

Организации, применяющие УСН, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Пунктом 3 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны только плательщики НДС, реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ. В связи с этим организации, применяющие УСН и реализующие посреднические услуги, на суммы своего вознаграждения счета-фактуры выставлять не должны вне зависимости от того, участвуют или нет посредники в расчетах своего заказчика с покупателем. Также на суммы вознаграждения такие организации не заполняют и журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж

А как правильно посреднику выдать документы покупателю? Ведь посредник реализует не свои товары, работы, услуги или имущественные права, а заказчика, который, применяя общий режим налогообложения, является плательщиком НДС.

Как следует из п. 24 Правил, агенты, продающие товары (работы, услуги), имущественные права по агентскому договору от своего имени, должны выставлять счета-фактуры на имя покупателя, а реквизиты этих счетов-фактур передавать принципалам. Разумеется, если принципалы платят НДС.

Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ посредник обязан выставить счет-фактуру покупателю в течение пяти дней считая с даты отгрузки. В документе указываются стоимость реализуемого товара без выделения сумм комиссионного вознаграждения и дополнительной выгоды, а также сумма НДС, исчисленная со стоимости реализуемого товара.

 

 

Н.А. Панкратова

1302.Облагаются ли страховыми взносами услуги по предоставлению временного персонала по договору аутсорсинга?

 

Предметом договора аутсорсинга является предоставление персонала.

Организация, оказывающая такого рода услуги (в частности например, кадровое агенство), осуществляет подбор персонала, заключает с ними трудовые договоры и передает их организации-заказчику.

Оказание услуг аутсорсинга регулируется нормами ст. 779 ГК РФ.

 Согласно данной статье исполнитель по договору возмездного оказания услуг по заданию заказчика обязуется оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Ответственность за таких работников полностью лежит на исполнителе (фирме-аутсорсере), которая является их формальным работодателем.

Таким образом, работники, передаваемые по договору аутсорсинга, числятся в штате организации-исполнителя. Именно с этой организацией они состоят в трудовых отношениях. Организация, в которую привлекаются по договору аутсорсинга работники, не оформляет с ними трудовых отношений.

Расходы по договорам аутсорсинга (вознаграждение за оказанные услуги)  учитываются не как расходы на оплату труда, а как прочие расходы, связанные с производством и реализацией согласно ст. 264 НК РФ.

Так, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией.

Начислять страховые взносы с выплат сотрудникам, которые привлечены по договорам о предоставлении персонала, не следует.

Объектом обложения страховыми взносами являются выплаты в пользу физических лиц по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера.

Организация-заказчик не заключает трудовых договоров с работниками, нанятыми по договору о предоставлении персонала. Работодателем для этих лиц, как было сказано выше, является организация, предоставившая персонал. Именно она как страхователь и обязана начислять страховые взносы на выплаты в пользу своих сотрудников независимо от того, где фактически они выполняют работу.

 

 

Н.Б. Лопатина

 

1303.Как определить число часов сверхурочной работы, которые оплачиваются в полуторном и двойном размере, при суммированном учете рабочего времени?

 

Согласно ч. 1 ст. 99 ТК РФ сверхурочной работой при суммированном учете рабочего времени является работа, выполняемая работником по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Статья 152 ТК РФ устанавливает единый порядок оплаты часов сверхурочной работы. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере.

Таким образом, при суммированном учете рабочего времени исходя из определения сверхурочной работы подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода (месяца, квартала и т.п.).

Независимо от продолжительности учетного периода ежемесячной нормой считают количество часов, которое приходится на данный месяц при нормальной продолжительности рабочей недели (40, 36 или 24 час.). В этом случае работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за все остальные часы — не менее чем в двойном размере.

Данная позиция изложена в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2009 № 22-2-3363.

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часа в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ). Превышение нормы сверхурочных грозит привлечением к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (ст. 152 ТК РФ). Однако замена повышенной оплаты за сверхурочную работу дополнительными выходными возможна только в пределах учетного периода.

Перенос дополнительных выходных дней на следующий учетный период не допускается, поскольку это фактически означает удлинение учетного периода по сравнению с его продолжительностью, установленной правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Рассмотрим порядок расчета на примерах.

 

Пример 1

Работнику организации установлен месячный оклад в размере 25000 руб. при суммированном учете рабочего времени. Учетным периодом является месяц. В марте 2010 г. сотрудник отработал 182 часа (при норме 176 часов).

Количество сверхурочных часов составит:

182 час. – 176 час. = 6 час.

Чтобы рассчитать оплату за работу в сверхурочное время, необходимо определить среднечасовую тарифную ставку путем деления суммы оклада на нормальное количество рабочих часов в этом учетном периоде:

25000 руб. : 176 час. = 142,05 руб.

Оплата за работу в сверхурочное время должна быть произведена в размере:

142,05 руб. x 2 час. x 1,5 + 142,05 руб. x 4 час. x 2 = 426,15 руб. + 1136,40 руб. = 1562,55 руб.

Как видно из примера, сверхурочная работа согласно ст. 152 ТК РФ оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере.

 

Пример 2

Работнику установлена часовая тарифная ставка в размере 102 руб. при суммированном учете рабочего времени. Учетным периодом является квартал. Во II квартале 2010 года работник отработал 510 часов (при норме 494 часа).

Количество сверхурочных часов составит:

510 час. – 494 час. = 16 час.

Оплата сверхурочной работы должна быть произведена в размере:

102 руб. x 2 час. x 1,5 + 102 руб. x 14 час. x 2 = 306 руб. + 2856 руб. = 3162 руб.

 

Количество часов по установленному графику внутри учетного периода может быть как больше, так и меньше установленного по производственному календарю. Главное, чтобы число рабочих часов за установленный учетный период по графику не превысило норму времени по производственному календарю.

 

Пример 3

Работнику установлен суммированный учет рабочего времени. Учетным периодом является квартал. Допустим, что количество часов работы по графику за I квартал 2010 г. было таким:

— январь — 144 (при норме 120);

— февраль — 148 (при норме 151);

— март — 155 (при норме 176).

Итого: за I квартал в соответствии с графиком отработано 447 часов, что соответствует норме, равной также 447 часам.

Таким образом, несмотря на несоответствие по месяцам количества рабочих часов по графику и по норме, в целом за учетный период работнику сохранена нормальная продолжительность рабочего времени и нет необходимости определять сверхурочные часы работы.

 

Повышенная оплата за сверхурочную работу в соответствии со ст. 152 и 154 ТК РФ не отменяет необходимости начисления доплат за работу в ночное время в составе сверхурочных часов работы.

При подсчете сверхурочных часов по итогам учетного периода работа в праздничные дни сверх нормы не учитывается, поскольку она уже будет оплачена в двойном размере (п. 4 разъяснения Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 № 13/П-21, решение ВС РФ от 30.11.2005 № ГКПИ05-1341). Иными словами, работа в праздничные дни при суммированном учете рабочего времени включается в месячную норму рабочего времени.

 

 

1305.Организация заключила с физическим лицом договор аренды транспортного средства с экипажем. Подлежат ли в 2010 г. обложению страховыми взносами выплаты по данному договору? Какими первичными документами подтвердить расходы в этом случае?

 

В соответствии со ст. 632 ГК РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение или пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. В случае, если таким договором помимо арендной платы предусмотрена выплата вознаграждения физическому лицу за оказание услуг по управлению транспортным средством, страховые взносы в этой части уплачиваются в общеустановленном порядке.

Расходы арендатора, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива, расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов, а также их возмещение арендодателю не являются по своей сути вознаграждением за выполненные работы и услуги, следовательно, не входят в объект обложения страховыми взносами. Об этом говорится в ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 13.07.2007 № 03-04-06-02/138.

Рассмотрим несколько ситуаций аренды автомобиля с экипажем.

Если договор аренды автомобиля с экипажем заключен с индивидуальным предпринимателем, то начислять страховые взносы на данные выплаты не нужно. В случае, если сдача имущества в аренду не указана в свидетельстве о регистрации предпринимателя, с него удерживается НДФЛ.

 Если организация арендовала автомобиль у обычного физического лица (не предпринимателя), которое еще и оказывает услуги по управлению им, то плата по такому договору аренды должна состоять из двух частей: за пользование автомобилем (аренда) и за услуги по управлению им. Кроме того, по общему правилу организация должна возместить арендодателю и расходы на ГСМ.

Поскольку аренда не является услугой в соответствии со ст. 38 НК РФ, то не возникает объекта обложения страховыми взносами по ст. 236 НК РФ. А вот оплата услуг по управлению и технической эксплуатации является объектом обложения страховыми взносами как выплата по гражданско-правовому договору за оказание услуг (п. 1 ст. 236 НК РФ), за исключением страховых взносов, уплачиваемых в ФСС РФ (п. 3 ст. 238 НК РФ).

НДФЛ удерживается с физического лица с сумм арендной платы и платы за управление и обслуживание автомобиля.

Если организация заключает договор аренды автомобиля с экипажем, то во избежание конфликтов с налоговыми органами рекомендуем составлять договоры аренды таким образом, чтобы четко прослеживалось, какая сумма приходится на аренду автомобиля, а какая — на оплату услуг членов экипажа.

Если же в договоре аренды указана общая сумма, по нашему мнению, необходимо составить дополнительное соглашение к договору с расшифровкой двух сумм.

В целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, отвечающих требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ. Расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Арендные платежи учитываются на основании п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Основанием служит договор аренды и акт приема-передачи транспортного средства.

Учитывая то, что договор аренды транспортного средства с экипажем заключен с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, расходы в виде платы за услуги по управлению транспортным средством в соответствии с п. 21 ст. 255 НК РФ могут учитываться в составе расходов на оплату труда.

При этом для подтверждения расходов в виде платы за услуги по управлению транспортным средством необходимо наличие документов, подтверждающих факт оказания таких услуг налогоплательщику. Таким документом может быть, например, акт приема-передачи услуг.

Датой признания в целях налогообложения прибыли организаций расходов в виде арендных платежей является дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов отчетного (налогового) периода (п. 7 ст. 272 НК РФ).

 Согласно ст. 636 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.

В том случае, если по договору аренды транспортного средства с экипажем расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, несет арендатор, он вправе учесть эти расходы в целях налогообложения прибыли, подтвердив их путевыми листами, кассовыми чеками АЗС.

Иногда налоговые органы также требуют представить им путевые листы. Вы знаете, что этот документ нужен для учета работы автомобиля и начисления зарплаты водителю.

Вместе с тем составляться путевой лист должен организацией, которой принадлежит автомобиль. Автомобиль не принадлежит организации, и она не является работодателем для водителя-арендодателя. Как следствие путевые листы оформлять не должны ни арендодатель, ни арендатор. Соглашаются с этим и суды: постановления ФАС ВВО от 24.05.2010 по делу № А31-5538/2008; ФАС СЗО от 18.01.2008 по делу № А56-15033/2007.

Если вы все-таки хотите обезопасить себя и оформлять путевые листы, что, по нашему мнению, облегчит контроль за работой арендуемого транспортного средства и списанием ГСМ, то их можно составлять по форме, разработанной самостоятельно, с учетом требований, предъявляемых к любым первичным документам. Чтобы такие документы были признаны первичными для принятия их данных в целях налогового учета, они должны иметь реквизиты, обязательные для бухгалтерских документов.

 В противном случае стоимость ГСМ арендодателю лучше не возмещать, а увеличить на такие расходы арендную плату. Об этом должно быть прямо написано в договоре аренды.

 

 

Н.Н. Залюбовская

 

1306.Организация применяет упрощенную систему с объектом налогообложения «доходы минус расходы». При поездках в производственных целях некоторые работники используют личный транспорт. Вправе ли организация учесть в составе расходов выплаты компенсаций работникам за использование в служебных поездках принадлежащих им легковых автомобилей? Какие при этом необходимо составлять и оформлять документы?

 

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Причем перечень расходов, установленный п. 1 ст. 346.16 НК РФ, является закрытым.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, а также произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Кроме того, п. 2 ст. 346.17 НК РФ установлено, что расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

В подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрены расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

В настоящий момент применяются следующие нормы в месяц: легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно — 1200 руб., свыше 2000 куб. см — 1500 руб., мотоциклы — 600 руб.

При этом указанные расходы принимаются к учету применительно к порядку, предусмотренному ст. 264 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций.

Компенсация за использование личного транспорта считается экономически обоснованным расходом лишь в случае, если работа сотрудника связана с постоянными разъездами и это отмечено в его должностной инструкции.

Чтобы расходы на компенсацию за использование личного транспорта в служебных целях принимались при исчислении единого налога, необходимо, чтобы они были надлежащим образом оформлены.

По мнению представителей налоговых органов, для получения компенсации работник должен представить в бухгалтерию организации:

— личное заявление;

— копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке;

— копию доверенности, заверенную в установленном порядке, при использовании легкового автомобиля по доверенности собственника.

Работнику, использующему личный легковой автомобиль для служебных поездок по доверенности собственника автомобиля, компенсация выплачивается в том же порядке, в каком выплачивается компенсация работнику, являющемуся собственником автомобиля.

Основанием для выплаты компенсации работнику является приказ руководителя организации, в котором устанавливаются размеры этой компенсации.

В размерах компенсации работнику учитывается возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт).

К примеру, при выплате дополнительной компенсации за ГСМ такие суммы не будут приниматься при исчислении единого налога и подлежат включению в совокупный доход работника с удержанием НДФЛ, а также включению в облагаемую базу для начисления взносов во внебюджетные фонды.

Компенсация начисляется раз в месяц и не зависит от числа календарных дней в месяце.

Если сотрудник отсутствует на работе (отпуск, командировка, болезнь и т.п.) и автомобиль простаивает, выплаты не положены. Таким образом, компенсацию следует скорректировать с учетом отработанных дней.

Датой признания указанных расходов будет являться дата оплаты понесенных налогоплательщиком расходов и выплаты компенсации.

 

 

1307.Организация намерена в декабре 2010 реализовать 2 объекта основных средств, один из которых введен в эксплуатацию в 2007 году, другой — в 2008 году, по которым была ранее начислена амортизационная премия в размере 10%.

Как в 2010 году отразить в налоговом учете продажу объектов основных средств и амортизационную премию?

 

Для целей налогообложения прибыли основные средства являются амортизируемым имуществом.

При реализации амортизируемого имущества организация признает доход от реализации, который определяется как договорная стоимость продаваемого амортизируемого имущества за вычетом НДС (подп. 1 п. 1, п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249, п. 3 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ). Доход от продажи амортизируемого имущества организация вправе уменьшить на его остаточную стоимость, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

С 01.01.2009 в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию начиная с 01.01.2008, действует норма абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ, согласно которой в случае реализации ранее, чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых была применена амортизационная премия, сумма расхода в виде амортизационной премии подлежит восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль (п. 17 ст. 2, п. 10 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Таким образом, организация не обязана восстанавливать амортизационную премию в следующих случаях:

— при реализации основных средств, введенных в эксплуатацию до 2008 года;

— при выбытии основных средств не в результате реализации, а по иным основаниям, например в связи с хищением или ликвидацией (письма Минфина России от 06.05.2009 № 03-03-06/2/94, от 16.03.2009 № 03-03-05/37).

Согласно разъяснениям Минфина России под восстановлением сумм амортизационной премии следует понимать увеличение размера налоговой базы по налогу на прибыль в периоде реализации объектов основных средств путем включения, учтенной ранее суммы амортизационной премии в составе внереализационных доходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором осуществлена реализация. При этом пересчет сумм начисленной амортизации за предыдущие налоговые периоды, а также остаточной стоимости на дату реализации не производится (письма МФ РФ от 01.02.2010 № 03-03 06/1/34, от 28.10.2009 № 03-03-06/1/700, от 30.07.2009 № 03-03-06/1/501, от 16.03.2009 № 03-03-05/37, от 16.03.2009 № 03-03-06/2/142, от 17.03.2009 № 03-03-06/1/152).

Таким образом, при реализации в декабре 2010 года основного средства, введенного в эксплуатацию в 2007 году, начисленная ранее амортизационная премия не подлежит восстановлению, при реализации основного средства, введенного в эксплуатацию в 2008 году, начисленная амортизационная премия подлежит включению в составе внереализационных доходов в 2010 году. Остаточная стоимость такого основного средства определяется по данным налогового учета на дату реализации в общеустановленном порядке и не подлежит увеличению на сумму ранее учтенной премии.

 

Е.П. Тихоновец

 

1308.Работник сокращен 31 октября 2010 года. Должна ли организация оплатить праздничный день 4 ноября, а также выходные дни?

 

Организация не обязана оплачивать выходные дни сокращенному работнику в период сохранения за ним среднего заработка. В статье 178 ТК РФ установлено, что при сокращении увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.

В соответствии с п. 9 постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления среднего заработка» (далее — Порядок) для определения величины среднего заработка, подлежащего выплате сокращенному работнику, используется средний дневной заработок, исчисляемый путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной ему в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Согласно п. 4 Порядка и ст. 139 ТК РФ расчетным периодом является 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению по сокращению. Для расчета суммы среднего заработка, подлежащего выплате сокращенному работнику, полученный средний дневной заработок умножается на количество дней в периоде, подлежащем оплате.

Действительно, в Порядке четко не указано, какие дни (календарные или рабочие) следует учитывать в расчете. В пункте 9 Порядка указано следующее: «Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате».

Однако в Порядке четко прослеживается, что календарные дни следует брать в расчет при исчислении среднего дневного заработка для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска. Если при расчете среднего дневного заработка используются фактически отработанные дни, для определения величины среднего заработка, подлежащего выплате работнику, следует брать количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате.

 В вашем случае период, подлежащий оплате, — 30 дней (с 1 по 30 ноября 2010 года). В этом периоде 21 рабочий день (при пятидневной рабочей неделе). Поэтому работодатель обязан произвести выплаты из расчета среднедневного заработка, умноженного на 21 день. Таким образом, бывший работодатель не должен оплачивать не только праздничный день 4 ноября, но и выходные дни (субботы и воскресенья).

 

 

1309.Если работника восстановили на работе, можно ли вернуть компенсацию за неиспользованный отпуск? Если компенсацию не вернули, следует ли ее учитывать в расходах для целей налогообложения по налогу на прибыль?

 

В соответствии с ч. 2 ст. 394 ТК РФ при восстановлении на работе работнику оплачивается время вынужденного прогула. Размер оплаты и период, за который выплачивается сумма, должны быть указаны в решении суда и исполнительном листе. Данную сумму можно уменьшить на величину выходного пособия, выплаченного работнику при увольнении (ч. 4 п. 62 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Уменьшение же суммы к выплате на размер компенсации за неиспользованный отпуск, полученной при увольнении, ни ТК РФ, ни постановлением Пленума ВС РФ не предусмотрено. Соответственно, требование о возврате компенсации за неиспользованный отпуск восстановленному работнику следует предъявить.

С учетом вышеизложенного при отказе добровольно вернуть компенсацию за неиспользованный отпуск ее можно получить только в судебном порядке.

Однако в ст. 127 ТК РФ указано, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. После восстановления сотрудника на работе оснований для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск нет. Однако если работник продолжает работать в организации, то выплаченную ему компенсацию можно посчитать авансом по заработной плате без оформления каких-либо приказов, распоряжений. Кроме того, согласно ст. 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск сотруднику должен предоставляться ежегодно. Восстановленному на работе сотруднику в связи с незаконным увольнением положен отпуск также по графику. Если компенсация не будет возвращена, а при очередном отпуске снова выданы отпускные, то организация имеет риск завышения расходов для налогообложения по налогу на прибыль.

 

А.А. Сапунов

 

1310.Является ли организация, привлекающая и использующая труд иностранных работников (лиц без гражданства) на территории Российской Федерации, субъектом административного правонарушения в случае неуведомления (несвоевременного уведомления) налогового органа о привлечении и об использовании иностранных работников?

 

1. В соответствие с п. 5 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) должностным лицам налоговых органов предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена ч. 3 ст. 18.15. КоАП РФ.

Частью 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность, в частности, за неуведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

При этом под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина (лица без гражданства) понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ (оказанию услуг) либо иное использование труда иностранного гражданина (лица без гражданства) (прим. 1 к ст. 18.15. КоАП РФ).

В подпункте 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ), в частности, определено, что работодатель обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Под «иностранным работником» согласно абз. 13 п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ подразумевается иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. В свою очередь «временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин» — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание (абз. 9 п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ).

Из содержания указанных норм следует, что работодатель или заказчик работ (услуг) обязан уведомлять налоговый орган при наступлении хотя бы одного из поименованных в подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ событий, независимо от того, в визовом или безвизовом порядке иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию.

Однако особое внимание следует обратить на случаи, когда трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) заключается работодателем или заказчиком работ (услуг) с гражданами Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 7 Договора между Российской Федерации и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25.12.1998 договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси.

Кроме того, согласно п. 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и Российской Федерации от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, действующей на основе национального законодательства, в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Таким образом, привлечение к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется на общих основаниях без применения закрепленного в законодательстве Российской Федерации порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы.

 

2. Административные правонарушения, ответственность за которые установлена ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, к категории длящихся не относятся. В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации (далее — ВС РФ), изложенной в постановлении Пленума ВС РФ № 5 от 24.03.2005, невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку длящимся административным правонарушением не является. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Поскольку срок представления уведомления нормативно установлен, то правонарушение будет считаться оконченным в момент неисполнения этой обязанности в установленный срок, то есть на 11-ый день со дня заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Дальнейшие действия, направленные на исполнение обязанности, могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих, но не исключающих административную ответственность (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ).

Иначе говоря, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в действиях лиц, поименованных в данной статье, присутствует и в случаях несвоевременного уведомления налогового органа о привлечении и об использовании иностранных работников.

 

3. Учитывая, что ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), — подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ — то в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составление протокола и вынесение постановления по делу об административном правонарушении может быть осуществлено не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

 

4. В соответствии со ст. 23.67 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, рассматривает руководитель Федеральной Миграционной Службы России (далее — ФМС России), его заместители либо руководители (их заместители) территориальных органов ФМС России — Управления ФМС России по субъектам Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, могут рассматриваться и судьями в случаях, когда орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Из содержания указанных норм следует, что налоговый орган после составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в течение трех суток должен направить его в адрес руководителя Управления ФМС России по Хабаровскому краю, который, в свою очередь, при наличии для этого оснований передаст его на рассмотрение судье.

Абзац 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ определяет, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих, в частности, административное приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов.

В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ (а таковым и является административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ), дела рассматриваются мировыми судьями (п. 3 постановления Пленума ВС РФ № 5 от 24.03.2005 года).

Учитывая, что должностными лицами отделов камеральных проверок территориальных налоговых органов протоколы, как правило, составляются после проведения административного расследования, то руководитель Управления ФМС России по Хабаровскому краю вынужден будет, руководствуясь абз. 2 ч. 3 ст. 23.1. КоАП РФ, передавать их на рассмотрение мировым судьям. Принимая во внимание такой усложненный порядок направления протоколов по подведомственности, налоговые органы, как правило, избегают проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 18.15. КоАП РФ.

Необходимо отметить, что нарушение правил подведомственности рассмотрения административных дел является безусловным основанием для отмены ведомственных постановлений о привлечении к административной ответственности при их обжаловании в судебном порядке.

Исходя из изложенного выше следует, что:

— работодатель или заказчик работ (услуг) обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), независимо от того, в визовом или безвизовом порядке иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию. Исключение — заключение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданами Республики Беларусь;

— административная ответственность, установленная ч. 3 ст. 18.15. КоАП РФ, наступает также за несвоевременное уведомление налогового органа о привлечении и об использовании иностранных работников;

— составление протокола и вынесение постановления по делу об административном правонарушении должно быть произведено налоговым органом не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения;

— протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15. КоАП РФ, в течение трех суток с момента составления направляется налоговым органом (без указания времени и места рассмотрения дела) для рассмотрения в адрес руководителя Управления ФМС России по Хабаровскому краю.

 

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100

 

© 2000-2006
...АУДИТ-ЦЕНТР...
All rights reserved.
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты ]

Webdesign
anastasiya