«Аудит-Центр»

Новости

История

Специалисты

Услуги

Контакты

Конференция

 

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА"#1311-1320

 

М.А. Дмитриева

1311.Наша организация приобрела товар в рознице за наличный расчет, счет-фактура продавцом не оформлялась, был выписан только чек кассового аппарата с выделенным НДС. Подскажите, на основании какого нормативного документа мы вправе предъявить входной НДС к вычету из бюджета?

Рассмотрим основания, регламентирующие Налоговым кодексом РФ порядок вычета НДС из бюджета.

Так, согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пп. 3, 6—8 ст. 171 настоящего Кодекса.

Указанными пунктами ст. 171 НК РФ предусмотрены особенности вычета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет, а также сумм налога, уплаченных сотрудниками организации в составе командировочных расходов.

Таким образом, особенности вычета сумм налога на добавленную стоимость в отношении товаров, приобретаемых в организациях розничной торговли, Кодексом не предусмотрены.

Как видим, НК РФ не содержит прямых указаний на то, что НДС можно принять к вычету на основании кассового чека.

Вместе с тем Кодексом предусмотрен порядок при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет организациями розничной торговли, но не организациям, а непосредственно населению.

В этом случае на основании п. 7 ст. 168 НК РФ продавцами товаров (работ, услуг) счет-фактура может не выставляться, вместо него покупателям выдаются кассовые чеки или иные документы установленной формы, и требования по оформлению первичных документов продавцами для вычета НДС из бюджета считаются выполненными. Но это условие, как мы уже отметили, применяется, если покупателем выступает физическое лицо. Юридическое лицо к категории «население» не относится.

Налоговые органы и Минфин России в своих разъяснениях также указывают, что у покупателей-организаций основанием для вычета НДС из бюджета в соответствии со ст. 172 НК РФ является счет-фактура и что п. 7 ст. 168 НК РФ применяется только в случае реализации товаров (работ, услуг) непосредственно населению (например, письмо УФНС России по г. Москве от 09.12.2009 № 16-15/130757, письма Минфина России от 03.08.2010 № 03-07-11/335, от 09.03.2010 № 03-07-11/51, от 09.12.2009 № 16-15/130 и другие).

В то же время сложившаяся арбитражная практика дает возможность покупателям-организациям принять к вычету НДС на основании кассовых чеков, выданных розничными организациями, без оформления счетов-фактур.

Так, например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 № 17718/07 по делу № А40-13151/06-98-80 суд пришел к выводу, что при приобретении товаров (работ, услуг) в розницу за наличный расчет право на вычет можно подтвердить кассовым чеком. Счет-фактура не является единственным основанием для предоставления вычетов.

Такой же позиции придерживается большинство федеральных арбитражных судов (например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20.07.2009 № Ф04-4134/2009(10406-А67-42), ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2009 № А56-29646/2007).

Таким образом, с учетом сложившейся арбитражной практики есть возможность принятия НДС к вычету на основании кассового чека, но необходимо иметь в виду, что возможны налоговые риски, связанные с возникновением претензий по таким операциям со стороны налоговых органов, и свою позицию придется оспаривать в суде.

 

1312.Наша организация имеет договоры на реализацию услуг, в которых предусмотрено, что покупатель оплачивает услуги в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте. Возникают отрицательные суммовые разницы.

Имеются ли у нас основания для уменьшения налоговой базы по НДС на отрицательные суммовые разницы, возникающие в налоговом периоде, в котором фактически получена оплата за ранее отгруженные товары?

Действительно, в условиях нестабильного курса национальной валюты организации с целью минимизировать убытки от колебаний курса рубля стараются определять свои обязательства в условных единицах.

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: либо день отгрузки товаров (работ, услуг), либо день оплаты (частичной оплаты) товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 167 НК РФ). Если отгрузка товаров (работ, услуг) производится раньше оплаты, то возникает суммовая разница положительная или отрицательная.

Если курс иностранной валюты на дату оплаты понизился и продавец получил от покупателя меньше средств, чем предполагал на дату отгрузки, то налицо отрицательная суммовая разница.

Порядок уплаты НДС с суммовых разниц глава 21 НК РФ не регламентирует.

В силу п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

При этом согласно п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма налога на добавленную стоимость исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1—3 п. 1 ст. 146 Кодекса, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

В случае, если по условиям договора оплата товаров (работ, услуг) производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте, уменьшать сумму налога, исчисленную и уплаченную в бюджет по итогам налогового периода, в котором произведена отгрузка товаров (работ, услуг), на отрицательные суммовые разницы, возникающие в налоговом периоде, в котором фактически получена оплата за ранее отгруженные товары (работы, услуги), по нашему мнению, оснований не имеется.

Аналогичную точку зрения высказывал Минфин России в своих письмах, например, от 01.07.2010 № 03-07-11/278, от 26.03.2007 № 03-07-11/74 и других. Обоснована им данная точка зрения следующим образом. Если отгрузка товаров и их оплата осуществлены в разных налоговых периодах, то оснований для применения нормы по п. 4 ст. 166 НК РФ нет, а значит, уменьшать уже сформированную базу по НДС на отрицательную суммовую разницу нельзя. Кроме того, возможность выставления счетов-фактур на отрицательные суммовые разницы не предусмотрена налоговым законодательством.

Однако большинство арбитражных судов придерживается позиции, что отрицательные суммовые разницы должны учитываться при определении налоговой базы. Непризнание этой разницы приведет к нарушению порядка формирования налоговой базы по НДС. Ведь в таком случае она будет сформирована из величины, отличной от стоимости товаров (работ, услуг). А эта стоимость исчисляется исходя из цен, определенных сторонами договора (например, постановления ФАС Московского округа от 05.12.2008 № КА-А40/10789-08, от 26.03.2008 № КА-А40/14002-07, ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2010 № А21-9813/2008).

К такому выводу пришел и Президиум ВАС РФ в постановлении от 17.02.2009 № 9181/08. В нем судьи указали, что налогоплательщик вправе изменить налоговую базу на образовавшиеся разницы в том налоговом периоде, когда поступил платеж.

Однако среди судов существует и противоположное мнение (например, постановление ФАС Московского округа от 16.01.2009 № КА-А41/12582-08 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 27.05.2009 № ВАС-5817/09)).

Таким образом, учитывая арбитражную практику, организация может корректировать налоговую базу по НДС на отрицательные суммовые разницы, однако при таком варианте не исключены претензии со стороны налоговых органов и необходимость отстаивания своей позиции в суде.

 

Е.П. Тихоновец

1313.Нужно ли оплачивать пособие по уходу за заболевшим ребенком, если сотрудница работает в организации на условиях внешнего совместительства, и в каком размере?

Право совместителю получить пособие по уходу за заболевшим ребенком предусмотрено в ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ), а именно: если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности). Обращаем внимание на следующее. При внешним совместительстве каждый работодатель будет считать средний заработок отдельно. При работе на условиях внутреннего совместительства в заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за заболевшим ребенком, войдет весь заработок, полученный в расчетном периоде по основному месту работы и за работу на условиях внутреннего совместительства. Такой же вывод сделан в письме ФСС РФ от 14.05.2009 № 02-13/07-3733. Размер пособия по уходу за заболевшим ребенком считается по общим правилам. Так, согласно ч. 1, 3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ пособие по уходу за заболевшим ребенком считается исходя из среднего заработка сотрудницы за последние 12 календарных месяцев работы в организации, которые предшествовали месяцу, когда ребенок заболел. Средний заработок рассчитывается по правилам, указанным в постановлении Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (ред. от 19.10.2009) «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Размер пособия по уходу за заболевшим ребенком будет зависеть от того, где лечился заболевший ребенок — дома или в стационаре. В пункте 3 ст. 7 Закона № 255-ФЗ предусмотрено следующее:

1) при амбулаторном лечении ребенка — за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, за последующие дни в размере 50% среднего заработка;

2) при стационарном лечении ребенка — в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица.

Напомним, что в п. 1 статьи Закона № 255-ФЗ указано, что пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается в следующем размере:

1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, — 100% среднего заработка;

2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, — 80% среднего заработка;

3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, — 60% среднего заработка.

Согласно ч. 6 ст. 7 Закона № 255-ФЗ, если страховой стаж сотрудницы меньше 6 месяцев, то пособие по временной нетрудоспособности по уходу за заболевшим ребенком назначают в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, с учетом районных коэффициентов. При этом, если размер пособия, рассчитанного исходя из фактического среднего заработка за календарный месяц, меньше суммы МРОТ, выплачивают меньшую сумму.

 

1314.Начисляется ли амортизация в целях бухгалтерского и налогового учета, транспортный налог, если автомобиль украли?

Согласно п. 29 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях: продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.

В бухгалтерском учете информацию о похищенных ценностях отражают записью по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетами учета похищенных ценностей в сумме фактических потерь. В данном случае суммой фактических потерь будет являться остаточная стоимость автомобиля. На счете 94 стоимость украденного имущества будет числиться до тех пор, пока преступник не будет найден или уголовное дело не будет прекращено.

В случае, если виновники будут найдены, то ущерб должен быть возмещен за их счет. В противном случае убытки возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

В соответствии с п. 22 ПБУ 6/01 амортизация перестает начисляться с месяца, следующего за месяцем выбытия.

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Следовательно, в целях налогового учета украденное имущество не амортизируется.

Что касается исчисления транспортного налога, то на основании подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом обложения транспортным налогом транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом — МВД России.

Данный документ должен быть представлен в налоговые органы для освобождения от уплаты транспортного налога на угнанный автомобиль.

Налогоплательщик не лишится права на освобождение от уплаты транспортного налога, если может представить только копию справки, выданную уполномоченным органом. В этом случае налоговая инспекция должна обратиться за подтверждением факта угона в подразделение ОВД, указанное в ксерокопированном документе. Такой порядок приведен в письме ФНС России от 07.04.2010 № 3-3-07/475.

Если у налогоплательщика нет справки ОВД об угоне транспортного средства, но есть какие-либо другие документы, подтверждающие факт угона, право на освобождение от уплаты транспортного налога ему придется отстаивать в суде (письмо ФНС России от 07.04.2010 № 3-3-07/475).

В период розыска (с момента подтверждения факта угона и до возврата автомобиля владельцу либо прекращения (приостановления) уголовного дела) угнанное транспортное средство не является объектом обложения транспортным налогом. При этом месяцы, в которых автомобиль был угнан и возвращен владельцу, включаются в период нахождения транспортного средства у владельца (письмо ФНС России от 07.04.2010 № 3-3-07/475).

После прекращения либо приостановления уголовного дела об угоне налогоплательщик имеет право снять угнанный автомобиль с учета в ГИБДД. Для этого необходимо представить в ГИБДД заявление и письмо органов предварительного следствия о приостановлении (прекращении) уголовного дела (абз. 2 п. 5 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001).

Если расследование по факту угона не приостановлено (не прекращено), а автомобиль не найден, уголовное дело будет прекращено через два года с момента угона (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). В таком случае снять автомобиль с регистрации можно будет только по истечении этого срока. До снятия автомобиля с регистрации налогоплательщик должен ежегодно подтверждать факт его угона в целях освобождения от налогообложения. Такой порядок приведен в письме ФНС России от 07.04.2010 № 3-3-07/475.

Транспортный налог необходимо платить только за те месяцы, в течение которых организация владела автомобилем.

В пункте 3 ст. 362 НК РФ установлено, что в случае снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента.

Данный коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на организацию, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц, в котором автомобиль был угнан, учитывается как полный месяц.

 

 

Т.В. Тюленева

 

1315.Организация осуществляет предпринимательскую деятельность и находится на общей системе налогообложения. В 2011 году планируем открыть магазин розничной торговли, деятельность которого подпадает под налогообложение ЕНВД. Поясните, к какому режиму налогообложения (ОСНО или ЕНВД) следует отнести расходы по заработной плате управленческого персонала, расходы на приобретение канцелярских товаров и т.п. расходы. Каков размер коэффициента-дефлятора К1 для расчета ЕНВД в 2011 году?

Часто многопрофильные организации вынуждены совмещать спецрежим (ЕНВД) с общей системой налогообложения.

Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ организации, уплачивающие единый налог, не являются плательщиками налога на прибыль, налога на имущество, ЕСН и НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и уплачиваемого налоговым агентом).

Режим общего налогообложения требует начислять налог на прибыль, налог на имущество, страховые взносы в фонды и НДС.

Единственное, что начисляется и оплачивается налогоплательщиками, совмещающими различные режимы, это страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Согласно п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, которая подлежит обложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

В целях налогообложения налогоплательщикам следует разграничивать выплаты, производимые в рамках деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, от выплат, производимых в связи с деятельностью, не переведенной на уплату данного налога.

Налогоплательщики, осуществляющие одновременно виды предпринимательской деятельности, облагаемые ЕНВД, и виды предпринимательской деятельности, подпадающие под действие иных систем налогообложения, должны распределять понесенные ими в процессе предпринимательской деятельности общехозяйственные и общепроизводственные расходы, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (за исключением страховых взносов в виде фиксированных платежей), пропорционально выручке, полученной от каждого вида осуществляемой ими деятельности.

Требование раздельного учета — это требование налогового законодательства. В нормативных актах по бухгалтерскому учету такого требования нет. Но именно на счетах бухгалтерского учета и происходит отражение каждой хозяйственной операции. И если грамотно организовать бухгалтерской учет, это в значительной мере облегчит задачу организации и ведения раздельного учета.

При совмещении общего налогообложения и специального режима в виде ЕНВД необходим раздельный учет в целях исчисления НДС, налога на прибыль, налога на имущество, страховых взносов. А также распределения по видам деятельности взносов на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ организации, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД, не освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет и отчетность.

Для того, чтобы раздельный учет был прозрачный, читаемый и проверяемый, необходимо в бухгалтерском учете организовать систему ведения раздельного учета.

Организовать раздельный учет при одновременном применении системы налогообложения в виде ЕНВД и общего режима налогообложения можно посредством введения дополнительных субсчетов к счетам учета имущества, затрат, финансовых результатов по видам деятельности организации.

Как видно из анализа существующей судебной практики, признается допустимым метод раздельного учета на счетах (субсчетах) бухгалтерского учета.

Если тот или иной объект учета отнести к конкретному виду деятельности не представляется возможным, в конце отчетного периода необходимо распределить соответствующие суммы по видам деятельности. При совмещении системы налогообложения в виде ЕНВД и общего режима налогообложения распределению, в частности, подлежат: общехозяйственные, общепроизводственные расходы (общие расходы, связанные с производством и реализацией, и общие внереализационные расходы), расходы на оплату труда работников, занятых во всех видах деятельности, суммы НДС, предъявленного поставщиками.

Порядок ведения раздельного учета следует подробно описать в учетной политике. При этом следует утвердить рабочий план счетов и методику распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов, сумм «входного» НДС, порядок распределения налога на имущество, взносов на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев.

Напоминаем, что в случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов (п. 8 ст. 346.18 Кодекса). Эта норма распространяется на общехозяйственные расходы налогоплательщиков, в том числе на расходы на оплату труда управленческого персонала.

Что касается второго вопроса, поясняем следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 346.29 НК РФ при расчете ЕНВД организации и индивидуальные предприниматели умножают базовую доходность по осуществляемой деятельности на физический показатель, характеризующий данный вид деятельности. При этом базовая доходность корректируется на коэффициенты К1 и К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ). Статьей 346.27 НК РФ предусмотрено, что коэффициент-дефлятор К1 устанавливается на календарный год и учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде.

В 2011 году коэффициент-дефлятор К1 составит 1,372. Данная норма установлена приказом Минэкономразвития РФ от 27.10.2010 № 519 «Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2011 год».

Напомним, что в текущем 2010 году коэффициент был установлен приказом Минэкономразвития России от 13.11.2009 № 465 и равен 1,295.

Необходимо подчеркнуть, что при расчете ЕНВД в 2011 году коэффициент К1 налогоплательщикам следует применять только равный 1,372. Дополнительно умножать его на коэффициенты предыдущих лет не надо. Это подтверждает и Минфин России в письме от 27.11.2009 № 03-11-11/216.

 

 

Н.Н. Залюбовская

1316.Основное средство по состоянию на 01.01.2002 для целей налогообложения прибыли было включено в 11 амортизационную группу, установлен срок его полезного использования — 7 лет. По состоянию на 01.01.2010 остаточная стоимость по указанному основному средству равна нулю. В октябре 2010 года выполнены работы по модернизации этого основного средства.

Вариант 1. Можно ли это основное средство оставить в 11 амортизационной группе, при этом срок полезного использования установить согласно классификации 5 группы, амортизационную премию начислить в размере 10%?

Вариант 2. Основное средство после модернизации отнести к другой амортизационной группе согласно ОКОФ (5 группе), срок полезного использования установить согласно классификации 5 группы, амортизационную премию начислить в размере 30%?

Модернизация основных средств — один из способов обновить устаревшие активы.

Затраты по восстановительным работам увеличивают первоначальную стоимость объекта основного средства (п. 2 ст. 257 НК РФ). Данное положение ст. 257 НК РФ применяется также и в отношении эксплуатируемых основных средств, стоимость которых была полностью списана в налоговом учете через амортизационные начисления. В случае модернизации таких основных средств сумма расходов на модернизацию сформирует их остаточную стоимость.

Таким образом, в результате модернизации у полностью самортизированного объекта основного средства появляется новая остаточная стоимость, от которой следует начислять амортизацию.

Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство (п. 1 ст. 258 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 322 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2009 г., амортизируемые основные средства, фактический срок использования которых (срок фактической амортизации) больше, чем срок полезного использования указанных амортизируемых основных средств, установленный в соответствии с требованиями ст. 258 НК РФ, на 1 января 2002 г. выделяются налогоплательщиком в отдельную амортизационную группу амортизируемого имущества в оценке по остаточной стоимости, которая подлежит включению в состав расходов в целях налогообложения равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком самостоятельно, но не менее семи лет с даты вступления в силу гл. 25 НК РФ.

С 1 января 2009 г. указанная норма утратила силу, поскольку все основные средства, выделенные в отдельную 11 амортизационную группу, самортизированы и могут быть списаны. Но если эти основные средства продолжают участвовать в производственном процессе, то их следует продолжать учитывать в 11 амортизационной группе. А в случае изменения остаточной стоимости этих основных средств следует применять прежний механизм исчисления амортизации до полного погашения измененной остаточной стоимости.

Согласно абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% (не более 30% — в отношении основных средств, относящихся к третьей—седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10% (не более 30% — в отношении основных средств, относящихся к третьей—седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Учитывая изложенное, считаем, что после произведенной в октябре 2010 года модернизации основного средства, выделенного в отдельную 11 амортизационную группу по состоянию на 1 января 2002 г, следует продолжать начисление амортизации до полного списания его стоимости в налоговом учете в соответствии с установленным на 1 января 2002 г. порядком амортизации данного основного средства (исходя из ежемесячно начисляемых по такому имуществу сумм амортизации).

Кроме того, организация также имеет право единовременно включить в состав расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль сумму, не превышающую 10% от расходов, которые понесены в результате модернизации данного основного средства. Сумму в размере не более 30% расходов на модернизацию включить в состав расходов в данном случае нельзя, поскольку амортизационная премия в размере 30% предусмотрена только для основных средств, относящихся к третьей—седьмой амортизационным группам.

Аналогичное мнение изложено в письмах МФ РФ от 29.03.2010 № 03-03-06/1/202, от 26.05.2009 № 03-03-06/1/344, от 08.09 2010 № 03-03-06/4/76.

 

 

Н.А. Панкратова

 

1317.Сотруднице нашей организации был выдан больничный лист по уходу за ребенком с 5 по 13 ноября. Дни с 5 по 7 ноября были выходными. За какое количество дней надо оплачивать больничный лист? За период с 5 по 13 ноября в количестве 9 календарных дней? Или за период с 8 по 13 ноября в количестве 6 календарных дней?

При болезни сотрудника оплата дней нетрудоспособности производится независимо от того, когда открыт больничный лист (в выходные или праздничные дни).

При уходе за больным ребенком установлен иной порядок.

Так, согласно п. 42 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 514, предусмотрено следующее.

При заболевании ребенка в период, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком) не нуждается в освобождении от работы (ежегодные оплачиваемые отпуска, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, отпуск без сохранения заработной платы, выходные или нерабочие праздничные дни и другое), листок нетрудоспособности по уходу за ребенком (в случае, когда он продолжает нуждаться в уходе) выдается со дня, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком) должна приступить к работе.

Таким образом, пособие по уходу за больным ребенком должно быть начислено за 6 календарных дней за период с 8 по 13 ноября.

 

 

 

О.И. Языкова

1318.Учредителями ООО являются физические лица. Общество применяет упрощенную систему налогообложения. Один из учредителей пожелал выйти из состава общества. На основании каких документов бухгалтер должен рассчитать долю данного учредителя?

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ) участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества.

В случае выхода участника общества из общества в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 14-ФЗ его доля переходит к обществу. Общество обязано в течение трех месяцев (если иной срок не установлен уставом) со дня возникновения соответствующей обязанности выплатить участнику, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале или с согласия этого участника выдать ему в натуре имущество такой же стоимости. С 01.07.2009 действительная стоимость доли определяется на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи участником заявления о выходе из общества (п. 6.1 ст. 23 Федерального закона № 14-ФЗ).

Под действительной стоимостью доли участника понимается часть стоимости чистых активов общества, пропорциональная размеру доли этого участника в уставном капитале общества (п. 2 ст. 14 Федерального закона № 14-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 20 Закона № 14-ФЗ стоимость чистых активов общества определяется в порядке, установленном федеральным законом и издаваемыми в соответствии с ним нормативными актами. В письме Минфина России от 07.12.2009 № 03-03-06/1/791 выражено следующее мнение: поскольку федеральным законом и издаваемыми в соответствии с ним нормативными актами стоимость чистых активов ООО не установлена, ООО могут руководствоваться приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 № 10н/03-6/пз.

Под стоимостью чистых активов общества понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов общества, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.

Оценка имущества, средств в расчетах и других активов и пассивов общества производится с учетом требований положений по бухгалтерскому учету и других нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Для оценки стоимости чистых активов общества составляется расчет по данным бухгалтерской отчетности.

 В состав активов, принимаемых к расчету, включаются:

— внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе бухгалтерского баланса (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы);

— оборотные активы, отражаемые во втором разделе бухгалтерского баланса (запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы), за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования, и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал.

 В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются:

— долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства;

— краткосрочные обязательства по займам и кредитам;

— кредиторская задолженность;

— задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;

— резервы предстоящих расходов;

— прочие краткосрочные обязательства.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общество с ограниченной ответственностью, применяющее упрощенную систему налогообложения, не обязано представлять в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую отчетность. При этом у такого общества возникает необходимость ведения бухгалтерского учета для оценки стоимости чистых активов и распределения чистой прибыли между участниками. Поскольку указанная отчетность не представляется в налоговые органы, могут возникнуть споры относительно достоверности ее данных.

В случае спора о достоверности данных бухгалтерской отчетности, на основании которых определяется действительная стоимость доли вышедшего из общества участника, такие сведения должны подтверждаться налоговыми органами, независимой экспертизой или иными доказательствами.

Российские организации, в том числе применяющие УСН, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму НДФЛ (п. 1 ст. 226, п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ.

По разъяснениям Минфина России (п. 2 письма от 28.10.2005 № 03-05-01-04/348, письмо от 09.10.2006 № 03-05-01-04/290), ООО обязано исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет НДФЛ с действительной стоимости доли, выплаченной участнику (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Указанный доход облагается НДФЛ по ставке 13%, если участник ООО является налоговым резидентом РФ (п. 1 ст. 224 НК РФ).

 

1319.ООО передает в аренду имущество другим обществам и частному предпринимателю. Учредитель ООО и частный предприниматель — одно и то же лицо. Цена реализации по сделкам не отличается. Какие налоговые последствия могут возникнуть в этом случае?


Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

В силу п. 1 ст. 40 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговый орган имеет право вынести решение о доначислении налогов исходя из уровня рыночных цен только в ситуациях, перечисленных в п. 2 ст. 40 НК РФ (п. 3 ст. 40 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 40 НК РФ установлен исчерпывающий перечень ситуаций, позволяющих налоговому органу проверять правильность применения цен по сделкам, а именно:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Для применения подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ необходима совокупность следующих условий:

— налогоплательщик совершил несколько сделок по реализации одних и тех же товаров по разным ценам;

— разница между максимальной и минимальной ценами составила более 20%;

— 20-процентное отклонение имеет место в пределах непродолжительного периода времени.

Согласно п. 3 ст. 40 НК РФ в случае отклонения цены сделки в вышеуказанных случаях более чем на 20% налоговые органы вправе доначислить налоги и пени исходя из рыночных цен.

Во избежание негативных налоговых последствий необходимо следить, чтобы цена сделки в случае совпадения учредителей организаций, заключающих договор, не отклонялась от рыночных цен более чем на 20%.

 

 

М.М. Левицкая

 

1320.Является ли нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки вынесение решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности руководителем налогового органа, а рассмотрение материалов проверки заместителем руководителя?

Действительно, на практике часто налогоплательщики сталкиваются с ситуацией, когда рассмотрение материалов налоговых проверок осуществляется одним должностным лицом, а решение выносится другим должностным лицом.

По нашему мнению, в данном случае имеет место нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:

1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;

3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;

4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;

5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

В пункте 5 ст. 101 НК РФ указано, что в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Исходя из системного толкования положений ст. 101 НК РФ материалы налоговой проверки и возражения налогоплательщика на акт налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа путем непосредственного исследования всех имеющихся доказательств при условии обеспечения возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, с последующим принятием решения по результатам рассмотрения материалов проверки тем же должностным лицом налогового органа.

Таким образом, в данном случае имеет место нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые приводят к нарушению прав налогоплательщиков, в том числе лишают их возможности давать пояснения относительно выводов проверяющих и материалов налоговой проверки непосредственно лицу, которое выносит решение о привлечении их к ответственности за совершенное налоговое правонарушение.

Вышеуказанная правовая позиция подтверждена в постановлении Выс-
шего Арбитражного Суда РФ от 29.09.2010 № 4903/10.

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100

 

© 2000-2006
...АУДИТ-ЦЕНТР...
All rights reserved.
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты ]

Webdesign
anastasiya