«Аудит-Центр»

Новости

История

Специалисты

Услуги

Контакты

Конференция

 

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА"#1361-1370

 

 

Е.П. Тихоновец

1361.Какие документы необходимо оформить для перевода объектов основных средств на консервацию? Следует ли начислять амортизацию по таким объектам?

Определенных правил, содержащихся в бухгалтерском и налоговом законодательстве в отношении консервации объектов основных средств, нет. Однако в п. 3 ст. 256 НК РФ указано, что необходимо соответствующее решение руководства. В соответствии с п. 63 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, порядок консервации объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету, устанавливается и утверждается руководителем организации. При этом могут быть переведены на консервацию, как правило, объекты основных средств, находящиеся в определенном технологическом комплексе и (или) имеющие законченный цикл технологического процесса. Другими словами, законсервировать можно только полностью весь объект основных средств. Если не используется только часть объекта (например, часть здания), то начисление амортизации в целом по объекту не приостанавливается, поскольку выделение части объекта, подлежащего консервации, в отдельный инвентарный объект не предусмотрено Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (далее — ПБУ 6/01) и НК РФ.
Иных правил, регламентирующих процесс консервации, законодательно не установлено. Вместе с тем необходимо учитывать, что консервация — это выполнение фактических мероприятий по поддержанию объекта основных средств в исправном состоянии (ограничение доступа к объекту, его техническая защита и т.п.). Поскольку в процессе консервации физически объекты основных средств не изнашиваются, они исключены из состава амортизируемого имущества в бухгалтерском учете согласно п. 23 ПБУ 6/01 и налоговом учете в соответствии с п. 3 ст. 256 НК РФ. При этом и в бухгалтерском учете, и в целях налога на прибыль перевод основного средства на консервацию должен быть оформлен на срок более 3 месяцев. Если объект основных средств законсервирован на срок более трех месяцев, то по нему приостанавливается начисление амортизации в целях как налогового, так и бухгалтерского учета (п. 3 ст. 256 НК РФ, п. 23 ПБУ 6/01) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство было передано на консервацию.
Во избежание проблем с документальным подтверждением консервации, кроме распоряжения или приказа руководителя организации о переводе, рекомендуется:
— издать специальный акт о переводе имущества на консервацию. В данном документе следует указать наименование консервируемого основного средства, его инвентарный номер, стоимость, срок полезного использования, сумму начисленной амортизации и причину перевода объекта на консервацию;
— разработать внутренний локальный документ (порядок), в котором бы определялись состав мероприятий по консервации объектов и последовательность их осуществления;
— составить смету расходов на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, утвержденную руководителем организации.

 

1362.Так случилось, что в нашей организации два месяца по гражданско-правовому договору работал начальник отдела. Данная должность предусмотрена штатным расписанием. Такой договор может быть переквалифицирован в трудовой договор?

Да, скорее всего такой гражданско-правовой договор будет переквалифицирован в трудовой договор. Назовем основные причины:
— выполнение начальником отдела трудовой функции, состоящей в выполнении работы по соответствующей должности в соответствии со штатным расписанием, в котором обязательно указан оклад;
— наличие места работы и обеспечение соответствующих условий труда;
— подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, а, следовательно, ведение на него табеля учета рабочего времени;
— предметом заключенного договора является не результат труда, а постоянно выполняемая работа, оплата за которую производится не по окончании действия договора, а ежемесячно;
— характер выполняемых работ начальником отдела требует их ежедневного выполнения, кроме того, необходимо руководить отделом.
Заключенные с физическими лицами договоры не являются трудовыми, если:
— в договорах предусмотрены фиксированные суммы оплаты за выполненные работы;
— для организации важен не сам процесс работы, а результат;
— результаты выполнения договоров оформляются актами выполненных работ;
— оплата работ производится по их окончании на основании актов приемки выполненных работ;
— исполнитель не должен подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка.
С учетом вышеизложенного рекомендуется с вознаграждения, начисленного начальнику отдела, исчислить страховые взносы в ФСС РФ и страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Обращаем также внимание, что согласно ст. 291 ТК РФ работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, предоставляются оплачиваемые отпуска или выплачивается компенсация при увольнении из расчета два рабочих дня за месяц работы. Если начальнику отдела при увольнении не была выплачена компенсация, может возникнуть трудовой спор.

 

Т.В. Тюленева

1363.Прошу разъяснить порядок учета процентов за пользование долгосрочным кредитом в 2011 году. Каков предельный размер расходов в виде процентов за пользование кредитом в целях исчисления налога на прибыль. Организацией получен банковский кредит в августе 2009 года. Процентная ставка — 15% годовых.

В бухгалтерском учете проценты по кредитам и займам отражаются в составе прочих расходов.
В некоторых случаях правилами бухгалтерского учета установлен особый порядок отражения процентов, а именно при использовании кредита (займа) на приобретение инвестиционных активов.
В стоимость инвестиционного актива включают только те проценты по кредитам (займам), которые непосредственно связаны с его приобретением (сооружением и изготовлением). Остальные расходы по кредиту признают прочими (п. 7 ПБУ 15/2008).
В налоговом учете в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ проценты, начисленные по любым заемным средствам (кредитам, займам, векселям, облигациям и т.д.), всегда включают в состав внереализационных расходов.
Такие затраты включают в состав внереализационных расходов только в пределах норм.
Есть два способа нормирования этих расходов.
Выбор одного из способов расчета процентов по тем или иным видам долговых обязательств должен быть закреплен в учетной политике организации.
Первый способ: предельный уровень определяется существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству, которое считается как отклонение более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по долговому обязательству, выданному в том же квартале на сопоставимых условиях.
Второй способ: применяется при отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика (абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ).
В этом случае предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено п. 1.1 ст. 269 НК РФ. Этот пункт введен Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».
В соответствии со ст. 269 НК РФ под ставкой рефинансирования ЦБ РФ понимается:
— в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, — ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая на дату привлечения денежных средств;
— в отношении прочих долговых обязательств — ставка рефинансирования ЦБ РФ, действующая на дату признания расходов в виде процентов.
Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ возобновлено действие абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ (о предельной величине процентов, признаваемых расходом). В статье 269 НК РФ был добавлен новый п. 1.1, устанавливающий новые коэффициенты признания предельной величины процентов, признаваемых в расходах в течение 2010—2012 гг.
Так, согласно новому п. 1.1 ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы но обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается:
с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Новые нормативы применяются в отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, осуществленных с 1 января 2010 г.
Обратите внимание, важным нововведением 2010 года в отношении учета процентов по долговым обязательствам является то, что доход по договорам займа и аналогичным договорам с 2010 года должен признаваться на конец месяца соответствующего отчетного периода.
Аналогично был изменен и абз. 1 п. 8 ст. 272 НК РФ в отношении признания расходов по долговым обязательствам также на конец месяца соответствующего отчетного периода (подп. «б» п. 24 ст. 2 Федерального закона от 25.11.2009 № 281-ФЗ).
Напомним, что согласно абз. 1 п. 6 ст. 271 НК РФ в редакции 2009 года по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях налогообложения прибыли доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец соответствующего отчетного периода.
Таким образом, предельная величина для признания в 2011 году в расходах для целей налогообложения прибыли процентов по долговым обязательствам при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика принимается равной ставке процентов, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте.
К сожалению, в вашем вопросе отсутствуют данные об изменении процентной ставки.
Таким образом, проценты, выплаченные в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, следует учитывать при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль по итогам каждого месяца, приходящегося на период действия договора, в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза.
В отношении долговых обязательств, содержащих условие об изменении процентной ставки, следует применять ставку рефинансирования ЦБ РФ, действующую на дату признания расхода, то есть на конец соответствующего месяца.

 

М.М. Левицкая

1364.Предприниматель на протяжении нескольких лет являлась плательщиком ЕНВД. В течение календарного года она изменила основной вид своей деятельности и перестала быть плательщиком ЕНВД. Может ли предприниматель перейти на упрощенную систему до окончания календарного года?

В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов и городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).
По мнению Минфина России (письма от 20.04.2009 № 03-11-09/144, от 10.05.2006 № 03-11-04/2/100), предприниматель может перейти на УСН на основании заявления с начала того месяца, в котором у него прекратилась обязанность по уплате ЕНВД (абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ), только если на территории осуществления деятельности ЕНВД упраздняется или меняются условия его применения, в результате чего индивидуальный предприниматель перестает быть плательщиком ЕНВД. Например, вид деятельности исключается из числа облагаемых ЕНВД.
В иных же случаях в соответствии с позицией Минфина РФ, изложенной в письме от 20.04.2009 № 03-11-09/144, в том числе, когда индивидуальный предприниматель, осуществлявший один вид предпринимательской деятельности, переведенный на уплату единого налога на вмененный доход, сменил вид предпринимательской деятельности и перестал быть плательщиком указанного налога, он вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, подав соответствующее заявление в сроки, установленные п. 1 ст. 346.13 НК РФ, то есть в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик переходит на упрощенную систему налогообложения.
По нашему мнению, позиция Минфина РФ необоснованна по следующим основаниям: буквальное толкование правовой нормы (абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ) свидетельствует о том, что речь идет о случаях, когда индивидуальные предприниматели до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками ЕНВД.
При этом законодатель не называет причины прекращения обязанности по исчислению и уплате ЕНВД, оставляя тем самым перечень ситуаций открытым.
Невозможность применения при изменении вида деятельности и других характеристик объекта налогообложения иных систем налогообложения, кроме как ухудшающих положение налогоплательщика (в данном случае общая система налогообложения), препятствовала бы динамичному и стабильному развитию малого и среднего бизнеса и ставила бы его субъектов, изменяющих свой вид деятельности в процессе развития бизнеса, в неравные в сравнении с другими налогоплательщиками условия.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
На основании вышеизложенного, по нашему мнению, вы вправе перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена обязанность по уплате ЕНВД в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ.
При этом срок подачи заявления, предусмотренного абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ, налоговым законодательством не установлен.
Но в данном случае правомерность своей позиции скорее всего вам придется доказывать в суде.

 

 

О.И. Языкова

1365.Организация, основным видом деятельности которой является сдача внаем собственного нежилого помещения, применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Собственное нежилое помещение расположено в жилом МКД. Между организацией и ТСЖ заключен договор на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Вправе ли организация при исчислении налога учесть затраты на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома?

На основании п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ и п. 1 ст. 290 ГК РФ общие помещения МКД, его несущие конструкции, механическое, электрическое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства принадлежат собственникам нежилых помещений в нем на праве общей долевой собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 158 ЖК РФ cобственник обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт. Размер платы за содержание и ремонт общего имущества в этом случае определяется решением общего собрания собственников помещений в доме. Ее размер одинаков для собственников жилых и нежилых помещений в МКД. Собственники нежилых помещений обязаны платить за содержание и управление общим имуществом в МКД по тарифам управляющей компании наравне с жильцами.
В соответствии с ч. 3, ст. 39 ЖК РФ собственники общего имущества МКД обязаны содержать и ремонтировать это имущество согласно правилам содержания общего имущества многоквартирного дома, установленным Правительством Российской Федерации. На данный момент Правительством Российской Федерации принято постановление от 13.08.2006 № 491 «Об Утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…».
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, в соответствии с которым расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
Согласно подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходами, уменьшающими налоговую базу, признаются материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.
Подпунктом 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам отнесены расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, в том числе по техническому обслуживанию основных средств.
В соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы могут учитывать расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи.
В связи с этим налогоплательщики могут уменьшать доходы, полученные от предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по передаче в аренду офисных помещений, на затраты по техническому обслуживанию указанных объектов (в том числе по их уборке), по оплате услуг организаций, осуществляющих водо-, тепло-, электроснабжение, а также по оплате телефонных услуг, если договором аренды указанные затраты возложены на арендодателя.

 

1366.По соглашению с ОАО «Связь» ООО «ЛПХ» отказывается в пользу ОАО от прав на аренду части лесного участка. ОАО компенсирует ООО упущенную выгоду. Подлежит ли обложению НДС сумма компенсационной выплаты, полученная организацией в связи с возмещением упущенной выгоды?

Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ под упущенной выгодой подразумеваются полученные лицом вследствие нарушения его прав убытки в виде неполученных доходов, которые могли бы быть этим лицом получены при обычных условиях гражданского оборота, то есть если бы право не было нарушено.
Таким образом, возмещение упущенной выгоды представляет собой возмещение убытков.
Убытки, причиненные изъятием или временным занятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также ограничением прав землепользователей или ухудшением качества их земель в результате деятельности других лиц, подлежат возмещению в полном объеме (включая упущенную выгоду) землепользователям, понесшим эти убытки (ст. 57 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции, связанные с реализацией товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Поскольку денежные средства, получаемые организацией в счет возмещения упущенной выгоды (убытка), обусловлены прекращением получения дохода с изымаемых земель, их также нельзя рассматривать как средства, полученные от реализации товаров (работ, услуг) или связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Суды в большинстве случаев приходят к выводу о том, что компенсация упущенной выгоды не подлежит обложению НДС. Так, в постановлениях ФАС Московского округа (от 22.07.2008 № КА-А40/5576-08-2 и от 31.01.2011 № КА-А40/17003-10) указано, что упущенная выгода как элемент убытков хозяйствующего субъекта не рассматривается в законодательстве в качестве объекта налогообложения по НДС независимо от того, что компенсация такого рода убытков связана с производственной деятельностью заявителя.
В постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 27.03.2006 № Ф08-1088/2006-475А, ФАС Волго-Вятского округа от 19.03.2007 № А17-1618/5-2006, ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2005 № А56-47462/03 также указывается на то, что сумма компенсации упущенной выгоды не является оплатой, полученной в результате реализации товара (работы, услуги или имущественного права), а следовательно, не подлежит включению в налогооблагаемую базу по НДС.
Таким образом, полученная организацией денежная компенсация при изъятии находящегося у нее в аренде лесного участка НДС не облагается.

 

Н.Б. Лопатина

1367.У работницы организации в апреле 2011 года родилась двойня. В каком размере организация должна начислить единовременное пособие при рождении ребенка?
Как отразить в учете организации в 2011 году выплату работнику единовременного пособия при рождении ребенка? Должен ли работник представить справку, что его неработающей жене пособие не назначалось?

Федеральными законами от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством является единовременное пособие при рождении ребенка.
Право на пособие имеет любой из родителей. Например, если один из родителей (отец) работает, а другой (мать) — нет, то согласно п. 27 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы отца.
В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.
Первоначальный размер пособия (составлял 8000 руб.) ежегодно индексируется в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на текущий год.
По состоянию на 2011 год индексация произведена на коэффициенты  1,085,  1,0185,  1,13,  1,10  и  1,065 и составляет 11703,13 руб. на каждого ребенка.
Размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением таких коэффициентов, при условии, что размеры пособий не зависят от суммы заработка (ст. 5 Закона № 81-ФЗ).
Таким образом, размер пособия на рождение ребенка в 2011 году по г. Хабаровску составляет 14043,76 руб.
Выплата единовременного пособия при рождении ребенка осуществляется за счет средств ФСС РФ (ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 81-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ).
Основанием для назначения и выплаты пособия служат первичные документы:
— заявление о назначении пособия;
— справка о рождении ребенка (детей), выданная органами записи актов гражданского состояния;
— документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка (свидетельство о рождении);
— справка с места работы другого родителя о том, что пособие ему не назначалось (в случае, если оба родителя работают);
— справка от органа социальной защиты населения по месту жительства ребенка (в случае, если один из родителей ребенка не работает).
В бухгалтерском учете начисление пособия отражается по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчет 69-1 «Расчеты по социальному страхованию», в корреспонденции с кредитом счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
На сумму выплаченного работнице пособия уменьшаются начисленные страховые взносы в ФСС РФ (ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», ст. 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ).
Сумма единовременного пособия при рождении ребенка не подлежит обложению НДФЛ на основании п. 1 ст. 217 НК РФ.
Организация не начисляет на сумму пособия на рождение ребенка страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ, ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

 

М.А. Дмитриева

1368.Наша организация под строительство здания для офиса приобрела землю. Каким образом организация может учесть для целей налогообложения прибыли затраты на приобретение земельного участка под строительство офисного здания?

Организация, приобретающая в собственность земельные участки, сталкивается с проблемой списания расходов на покупку этого актива, ведь в соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ земля не подлежит амортизации.
Рассмотрим разные ситуации покупки участков.
С 2007 года введена в действие ст. 264.1 НК РФ, регулирующая механизм отражения в налоговом учете «земельных» расходов. По данной статье затраты на приобретение не каждого земельного участка можно учесть при исчислении облагаемой базы по налогу на прибыль.
Так, согласно п. 1 ст. 264.1 НК РФ расходы на приобретение земельных участков могут признаваться в налоговом учете, но при соблюдении определенных условий, а именно:
а) если приобретаются земельные участки, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках;
в) если приобретаемые земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности.
Продавцами земельных участков могут быть иные лица, за исключением государственных и муниципальных предприятий и учреждений.
Если вы приобрели участок у этих лиц, расходы на покупку земли вы учесть не сможете, поскольку земельные участки не относятся к амортизируемому имуществу, а значит, учитывать расходы путем начисления амортизации нельзя — в этом случае действует п. 2 ст. 256 НК РФ. Порядок признания расходов, установленный ст. 264.1 НК РФ, касается только покупки земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности.
В то же время в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации земельного участка, приобретенного ранее у юридического либо физического лица, вы вправе уменьшить доходы от его реализации на цену приобретения данного земельного участка.
Если ваш приобретенный участок подпадает под требование вышеуказанной ст. 264.1 НК РФ, то напоминаем, что положения этой нормы распространяются на налогоплательщиков, которые заключили договоры на приобретение земли в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г. (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2006 № 268-ФЗ).
Договор купли-продажи земли считается заключенным с момента его подписания, при этом его государственная регистрация не требуется. Регистрируется лишь переход права собственности на участок (п. 1 ст. 25 ЗК РФ, ст. 551 ГК РФ, письма Минфина России от 26.06.2007 № 03-03-06/1/403, ФНС России от 16.10.2009 № 3-2-09/209@).
Затраты на покупку земельных участков при условиях, подпадающих под ст. 264.1 НК РФ, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Учитывать расходы на их приобретение можно с момента подтверждения факта подачи документов на регистрацию права собственности на землю. Таким подтверждением является расписка территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о получении документов на государственную регистрацию прав с указанием даты их представления (подп. 2 п. 3 ст. 264.1 НК РФ, п. 6 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Организация может выбрать один из двух способов признания расходов на приобретение земли (подп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ):
1) расходы учитываются равномерно в течение срока, устанавливаемого самостоятельно, но не менее пяти лет. Соответствующую часть таких расходов вы признаете по итогам каждого отчетного, а затем налогового периода;
2) расходы учитываются в размере, не превышающем 30% налоговой базы предыдущего налогового периода. При этом из нее исключаются суммы расходов на приобретение прав на земельные участки, учтенные в предыдущем году (абз. 3 подп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ). Учет расходов производится в соответствующем отчетном (налоговом) периоде до полного признания всей суммы затрат.
Выбранный порядок признания расходов вы должны закрепить в учетной политике для целей налогообложения. При выборе первого способа обязательно нужно указать, в течение какого срока вы будете признавать такие расходы, а при втором — их размер в процентах от налоговой базы предыдущего года. При этом не забывайте, что из налоговой базы в данном случае исключаются расходы на покупку земельного участка, признанные в предыдущем периоде (абз. 3 подп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ).

 

1369.Наша организация в 2010 году осуществляла экспортные операции, облагаемые по ставке НДС 0 процентов, подпадающие под действие подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ — услуги по организации и сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров. В каком порядке нам следовало регистрировать счета-фактуры, выставленные покупателям по экспортным операциям, в книге продаж?

До 1 января 2011 г. перевозка экспортируемых товаров облагалась в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ по нулевой ставке НДС.
Положения гл. 21 НК РФ и Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (далее — Правила), не предусматривают особого порядка составления и регистрации счетов-фактур при осуществлении экспортных операций.
Единственная особенность состоит в том, что вы не должны выставлять «авансовый» счет-фактуру при получении предоплаты в счет экспортной поставки (абз. 3 п. 18 Правил). В связи с этим при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт вы должны составлять счета-фактуры и осуществлять их регистрацию в общеустановленном порядке (п. 3 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ).
Счета-фактуры для покупателя вы составляете не позднее пяти календарных дней с даты отгрузки и регистрируете в журнале учета выставленных счетов-фактур (п. 3 ст. 168 НК РФ, пп. 1, 2 Правил).
В книге продаж составленный счет-фактура регистрируется в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство, то есть обязательство исчислить и уплатить налог (п. 17 Правил).
Раздел III Правил. Ведение продавцом книги продаж
п. 17. Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство.
Напоминаем, что в соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по экспортным операциям является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ и подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога, либо дата фактической отгрузки, если такие документы в установленный срок не собраны.
Таким образом, в случае сбора вами документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, в установленные законодательством сроки счета-фактуры, выставленные при осуществлении операций по реализации товаров на экспорт, подлежат регистрации в книге продаж в том налоговом периоде, на который приходится день сбора документов.
Если по истечении срока предоставления документов, установленного законодательством, вы их не представили (их копии), с отметками, проставленными таможенными органами на транспортных документах, операции по оказанию услуг подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным ст. 164 НК РФ. Счета-фактуры при этом должны регистрироваться в книге продаж в том налоговом периоде, на который приходится день оказания услуги.
Если впоследствии вы представите в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату вам в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 и 176.1 НК РФ.
Контроль за правильностью ведения книг продаж осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом (п. 27 Правил).

Не забывайте, что декларация должна соответствовать книгам продаж, покупок и данным регистров бухгалтерского учета. Для контроля правильности заполнения декларации после того как документы для подтверждения нулевой ставки НДС по соответствующему перечню были собраны, можно воспользоваться следующим алгоритмом: сумма итоговой графы 7 книги продаж должна равняться сумме графы 2 Раздела 4 налоговой декларации.
Если в течение установленного срока необходимые документы для подтверждения экспорта не были собраны, исчисленный НДС следует отражать в графе 3 Раздела 6 налоговой декларации за тот налоговый период, на который пришелся день оказания услуги. Этот раздел подается в составе уточненной декларации за период, когда были оказаны услуги. При этом сумма НДС, определенная по ставке 18 процентов, уменьшается на налоговые вычеты.
Если необходимый комплект документов вы соберете позднее, то облагаемые по нулевой ставке операции отражаются в Разделе 4 декларации за тот налоговый период, в котором собраны недостающие документы.

Напоминаем, что с 1 января 2011 г. на основании Федерального закона от 27.11.2010 № 309-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 309-ФЗ) установлен закрытый перечень услуг и работ, которые облагаются по нулевой ставке НДС, определены комплекты документов, необходимые для подтверждения этой ставки в каждом конкретном случае.
Подпункт 2 п. 1 ст. 164 НК РФ заменили восемь новых подпунктов, в каждом из которых перечислены услуги и работы, облагаемые НДС по нулевой ставке.
Срок представления документов закреплен в п. 9 ст. 165 НК РФ. Он по-прежнему составляет 180 календарных дней. При этом момент, с которого данный срок исчисляется, установлен отдельно для каждого конкретного случая.
Следует отметить, что новые правила применения нулевой ставки НДС касаются работ, выполненных после 1 января 2011 г., и услуг, оказанных после этой даты (п. 2 ст. 3 Закона № 309-ФЗ).

 

Н.Н. Залюбовская

1370.Организация осуществляет розничную торговлю продуктами питания через сеть магазинов самообслуживания. При проведении плановых инвентаризаций выявляются товарные потери вследствие краж продуктов покупателями. Приказом Минторга РСФСР от 08.08.1984 № 194 «Об утверждении дифференцированных размеров потерь непродовольственных и продовольственных товаров в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания» установлены предельные размеры списания потерь по промышленным и продовольственным товарам в процентах к товарообороту.
Может ли организация применять предельные размеры, указанные в письме Минторга?
В каком порядке организации следует списывать для целей налогообложения прибыли убытки от похищенного имущества, если виновные лица не установлены?

Согласно подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.
Однако в НК РФ не сказано, какими документами следует подтвердить факт отсутствия виновных лиц.
По мнению финансистов, подтверждающим документом является копия постановления о приостановлении уголовного дела из-за отсутствия виновных лиц (письмо Минфина России от 2 мая 2006 г. № 03-03-04/1/412).
Таким образом, если организация хочет признать в расходах убытки от краж в торговом зале, после выявления недостач ей необходимо обращаться в суд либо в органы дознания.
Статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) перечислены органы государственной власти, которые уполномочены в зависимости от рода преступления, поименованного в соответствующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации, производить предварительное следствие. В частности, по хищениям имущества (ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации) предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел Российской Федерации.
При этом согласно подп. 1 п. 1 ст. 208 УПК РФ в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается, о чем следователь выносит соответствующее постановление, копию которого направляет прокурору.
На основании подп. 13 п. 2 ст. 42 УПК РФ потерпевший вправе получить копию указанного постановления, которым и подтверждается факт отсутствия виновных лиц.
Таким образом, налогоплательщик вправе включить убытки от хищения имущества в состав внереализационных расходов в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ на основании копии постановления о приостановлении уголовного дела в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. При этом указанные убытки учитываются в составе расходов того отчетного (налогового) периода, в котором вынесено постановление о приостановлении уголовного дела.
НК РФ не содержит прямой нормы применения положений приказа Минторга РСФСР от 08.08.1984 № 194 «Об утверждении дифференцированных размеров потерь непродовольственных и продовольственных товаров в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания». Поэтому положения данного приказа на случаи хищения из торговых залов магазинов самообслуживания в целях налогообложения прибыли не распространяется (письмо МФ РФ от 08.11.2010 № 03-03-06/1/695).

 

 

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100

 

© 2000-2006
...АУДИТ-ЦЕНТР...
All rights reserved.
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты ]

Webdesign
anastasiya