«Аудит-Центр»

Новости

История

Услуги

Контакты

Конференция

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #521-530

521.Строительная организация применяет вахтовый метод организации работ. За каждый календарный день вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения основной работы и обратно работникам выплачивается надбавка взамен суточных. Как правильно рассчитать сумму надбавки?

Постановлением Минтруда России от 29.06.1994 года № 51 определено, что при производстве работ в период вахты выплачивается надбавка взамен суточных. Величина надбавки для работников строительно-монтажных организаций за каждый месяц составляет 75% месячной тарифной ставки (должностного оклада). Однако размер надбавки не должен быть выше размера установленной нормы суточных при командировках на территории РФ.

При оплате работы по часовым тарифным ставкам сначала нужно определить месячную ставку. Для этого часовая ставка умножается на количество рабочих часов по календарю отчетного месяца. Затем месячная тарифная ставка делится на количество фактических дней пребывания работника на вахте и в пути, а потом умножается на процент надбавки. Результатом и будет надбавка за один календарный день. Ее необходимо сравнить с нормативной величиной суточных. Если надбавка окажется выше суточных, то необходимо использовать размер суточных.

Рассмотрим эту ситуацию на примере:

Работник отработал на вахте в июле 2003 года 15 дней по 12 часов ежедневно (при одном использованном дне отдыха). Путь к месту работы и обратно занял два дня. Таким образом, продолжительность вахты составила 17 дней, или 204 часа. Часовая тарифная ставка работника составляет 50 рублей.

Работая в обычном режиме в июле 2003 года, работник должен был отработать 184 часа. Таким образом, его месячная тарифная ставка составляет:

50 рублей х 184 = 9200 рублей.

Размер надбавки за каждый день вахты будет равен:

9200: 31 х 75% = 222,58 рубля.

222,58 рубля больше, чем 100 рублей.

Следовательно, надбавка работнику выплачивается из расчета 100 рублей за каждый день вахты и всего составит: 100 х 17 = 1700 рублей.

Н. Б. Лопатина.

522.Являются ли представительскими расходами расходы по приему комиссии, участвующей в расследовании несчастного случая на предприятии? Можем ли мы их учесть в целях налогообложения прибыли?

Согласно п. 2 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации представительскими расходами являются расходы налогоплательщика, связанные с официальным приемом и (или) обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях обмена опытом, поддержания взаимного сотрудничества, установления деловых взаимоотношений. Кроме этого к представительским расходам относятся расходы по приему участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения встречи.

Комиссия по расследованию несчастного случая не наделена функциями руководящего органа предприятия, а создана для осуществления контроля за соблюдением правил техники безопасности по определенному региону.

Таким образом, расходы по ее обслуживанию не являются представительскими и не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.

523.Как отнести данные расходы в целях налога на прибыль?
1. Кредиторская задолженность за молоко (за 2002 год):
Дебет счета 10 кредит счета 60 – 80000 рублей;
2. В 2003 году заключено мировое соглашение:
Дебет счета 60 Кредит счета 51 – 100000 рублей;
3. Разница в оплате:
Дебет счета 91/2/9 Кредит счета 60 – 20000 рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 8.01.1998 года № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» мировое соглашение для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, с момента его утверждения арбитражным судом является обязательным для исполнения.

Возникшая разница между кредиторской задолженностью, числящейся в бухгалтерском учете, и суммой, определенной мировым соглашением, является не чем иным, как расходами по возмещению штрафных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 265 НК РФ такие расходы являются внереализационными расходами, не связанными с производством и реализацией и принимаемыми для целей налогообложения. Датой осуществления внереализационных расходов признается дата вступления в законную силу решения суда (пп. 8 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 года № 57-ФЗ).

Т. А. Панченко.

524.Наше предприятие закупает орех кедровый у физических лиц по цене 1000 рублей за 1 центнер. Каков порядок начисления НДС при реализации ореха и отражения суммы НДС в счетах-фактурах, книге продаж и налоговой декларации?

Особенность вашего вопроса заключается в том, что вы закупаете орехи у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (в вашем случае орехи) установлен п. 4 ст. 154 НК РФ.

Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 года № 383. Орехи культурные и дикорастущие поименованы в данном перечне, это дает предприятиям основание руководствоваться положениями п. 4 ст. 154 НК РФ при их реализации.

Таким образом, при реализации орехов налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса, с учетом НДС и без включения в нее налога с продаж, и ценой приобретения указанной продукции.

Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с пунктом 4 ст. 154 сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки (20%) к налоговой базе, принятой на 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (20%).

Обращаем ваше внимание, что с 1 января 2004 года налоговая ставка устанавливается в размере 18% (в данный период 20%).

Кроме того, с 1 января исключается налога с продаж.

Рассмотрим порядок начисления НДС на примере.

Предприятие закупило орех у населения:

Графа 9 Стоимость товаров всего с НДС – 1320 рублей;

Графа 8 Сумма налога – 53,33 рубля;

Графа 7 Налоговая ставка – расчетный метод; 

Графа 5 Стоимость товара без НДС – 1266,67 рубля.

Дебет счета 41 Кредит счета 60 – 1000 рублей.

Цена реализации с учетом торгового наложения определена в сумме 1100 рублей (1000 + 100).

Таким образом, цена реализации с НДС составляет 1320 рублей (1100 х 20%).

Налоговую базу и сумму НДС определим расчетным методом (1320 – 1000) х 20% : 120 = 53,33 рубля. Налоговая база равна 320 рублей. Сумма налога – 53,33 рубля.

Счет-фактура заполняется следующим образом:

Графа Всего продаж включая НДС – 1320 рублей;

Графа Продажа по ставке 20% -

Графа Стоимость без НДС – 266,67 рублей

Графа Сумма НДС – 53,33 рублей

Графа Продажи освобождаемые от налога – 1266,67 рублей.

Таким образом, торговое наложение по хозяйственной операции составило - 266,67 рубля (изначально предприятие заложило наложение в сумме 100 рублей).

В данной ситуации у предприятия есть возможность регулировать цену за единицу товара. В нашем примере цена реализации без НДС 1 кг ореха составляет 12,67 рубля, если эта цена неконкурентоспособная, рассмотрим возможность ее снижения:

- приобретен орех по цене 1000 рублей;

- цена реализации с НДС – 1200 рублей (1000 х 20%);

- налоговая база – 200 рублей (1200 – 1000);

- сумма НДС – 33, 33 (200 х 20 : 120);

- цена реализации без НДС – 11,67 рублей;

- торговое наложение – 166,67 рублей.

В книге продаж отсутствуют графы по ставке 20/120 и 10/110, поэтому данная реализация в книге продаж подлежит отражению следующим образом:

Строка 1,5 «Реализация сельскохозяйственной продукции и продуктов ее

 переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся

 налогоплательщиками).

Код строки – 120

Графа 4 - Налоговая база – 320 рублей;

Графа 6 – Сумма налога – 53,33 рубля.

В налоговой декларации реализация сельхозпродукции и продуктов ее переработки отражается в следующем порядке:

Раздел 1. Расчет общей суммы налога.

Обращаем ваше внимание, что норма п. 4 ст. 154 Налогового кодекса не распространяется на лиц, занятых переработкой сельскохозяйственной продукции или дальнейшей переработкой продуктов ее переработки.

525.Наше предприятие занимается закупом леса на территории Хабаровского края и его реализацией. С поставщиками производим наличные расчеты.
С расчетного счета на пластиковую карточку директора перечисляются значительные суммы (до 1 млн. рублей), которыми он рассчитывается с поставщиками.
Насколько правомерны наши действия и какими внутренними документами необходимо закрепить порядок расчетов?

С 1.07.2003 года вступило в силу Положение Центрального банка РФ от 1.04.2003 года № 222-П о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ. Желание завести личную чековую книжку или рассчитываться за покупки со своего банковского расчетного счета с 1 июля осуществимо.

В вашем случае имеет место использование пластиковой карточки физического лица в производственных целях, поэтому действия указанного Положения на вас не распространяются. Прежде всего предприятию следует определить необходимость и экономическую обоснованность своих действий. Приказом по предприятию закрепите порядок расчетов с поставщиками (с использованием пластиковой карточки физического лица) и порядок отнесения расходов по перечислению денежных средств на нее.

Преимущество использования пластиковой карточки директора прежде всего связано с безопасностью работника, так как закуп ведется по всей территории края. Экономическая выгода обусловлена более низким процентом услуг банка при перечислении денежной массы на пластиковую карточку, нежели при выдачи наличными.

Кроме того, предприятию необходимо руководствоваться в данной ситуации рядом действующих нормативных документов:

1. Положением о порядке ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 года № 40. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.

2. Указаниями Центрального банка РФ от 14.11.2001 года № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами» (по одной сделке установлено ограничение в сумме 60000 рублей).

3. С 27.06.2003 года вступил в силу Федеральный закон от 22.05.2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

При должном документальном оформлении рассматриваемой хозяйственной операции и соблюдении положений перечисленных нормативных документов действия предприятия будут правомерными и обоснованными.

А. П. Погудина.

526.Наша деятельность – торгово-закупочная. Производит отпуск продуктов детским садам, школе. Оплата производилась через банк платежными поручениями. Через ваш журнал узнали, что эта деятельность является оптовой торговлей. Отпуск продуктов прекращен. Как теперь поправить это положение, как правильно сделать проводки по налогам, особенно НДС?

Из вашего письма следует, что у вас два вида деятельности, один из которых - розничная торговля подпадает под уплату единого налога на вмененный доход. В соответствии с Законом Хабаровского края № 71 от 26.11.2002 года отпуск продуктов детским садам и школам объектом налогообложения для применения единого налога на вмененный доход не является. При этом объем данных продаж требует особого порядка бухгалтерского и налогового учета.

В статье 274п-9 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход и осуществляющие другой вид деятельности, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности.

При этом расходы организации в случаи невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности по уплате налога на вмененный доход в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Для учета выручки, согласно Плану счетов, рекомендуем обобщение информации о размере полученных доходов осуществлять по счету 90.1 по субконто:

- продажи по розничной торговле;

- продажи по оптовой торговле.

При этом возникает необходимость открыть субсчета:

90.2 – себестоимость продаж по субконто;

90.3 - налог на добавленную стоимость.

Выручка от продажи товаров по оптовой торговле отражается корреспонденцией:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 90.1 субконто - оптовая торговля;

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 90.3 – НДС.

Поступление денежных средств на расчетный счет организации по продаже товаров детским садам и школе в вашем случае следует показывать проводкой:

Дебет счета 51 «Расчетный счет» Кредит счета 62 «Расчет с покупателями и заказчиками».

Ввиду того, что в вашем вопросе не отражен установленный в организации порядок ведения учета выручки, свои рекомендации излагаем на основе предположения о том, что в данной ситуации воспользовались проводкой:

Дебет счета 51 «Расчетный счет» Кредит счета 90.1 - продажи по розничной торговле.

Тогда по хозяйственным операциям текущего года по бухгалтерскому учету организации вы должны показать следующие изменения:

Дебет счета 51 Кредит счета 90.1 - продажа по розничной торговле (сторно);

Дебет счета 51 Кредит счета 62 «Расчеты с поставщиками и заказчиками»;

Дебет счета 62 Кредит счета 90.1 – прочие товары;

Дебет счета 91.2 Кредит счета 90.3 – налог на добавленную стоимость по товарам, счета-фактуры по которым предъявлены покупателю без налога на добавленную стоимость.

Необходимо принять во внимание, что сумма налога на добавленную стоимость по реализованным прочим товарам, определится вами по сумме отгруженной продукции.

Например:

Объем продаж прочих товаров за 9 месяцев текущего года составил 125000 рублей. Сумма налога на добавленную стоимость по совершенным сделкам составит 25000 рублей. Причем данная сумма не будет уменьшать расходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (ст. 270 п. 19 Налогового кодекса Российской Федерации).

Себестоимость продаж по прочей деятельности отразиться проводкой:

Дебет счета 90.2 Кредит счета 41 – расходы по прочим продажам;

Дебет счета 90.2 Кредит счета 41 «Товары».

За отчетный период вам придется провести уточнение налоговой декларации по налогу на вмененный доход и представить в налоговые органы декларацию по налогу на добавленную стоимость и налогу на имущество.

Если у вас были получены доходы по прочим продажам в 2002 году, то по бухгалтерскому учету корректировку операций следует сделать проводкой:

Дебет счета 91 «Убытки прошлых лет» (уменьшается результат от продаж по розничной торговле) Кредит счета 91 «Доходы прошлых лет» (результат по продажам по оптовой торговле);

Дебет счета 91 «Убытки прошлых лет» Кредит счета 68 – начислен НДС.

Следует обратить внимание, что применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по расчетам за полученные товары и услуги поставит перед вами необходимость организации учета входного НДС и ведения книги покупок (ст. 171 (п. 1, 2), ст. 172 п. 1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налог по товарам, которые используются только в деятельности, по которой фирма уплачивает НДС, принимают к вычету. А налог по товарам (работам, услугам), используемым для необлагаемых операций, включается в себестоимость этих товаров, работ (ст. 170 п. 4 Налогового кодекса Российской Федерации). НДС можно принять к вычету лишь в долях, которые используются для облагаемых НДС операций.

Г. И. Платонова.

527.Я обучаюсь на вечернем отделении вуза на коммерческой основе. Обязана ли мне организация предоставить учебный отпуск на время экзаменов?

Статьей 173 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по ОООчной и очно-ОООчной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранение заработка для:

- прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах, соответственно, по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов, соответственно, по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе – 50 календарных дней);

- подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – четыре месяца;

- сдачи итоговых государственных экзаменов – один месяц.

Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

- работникам, допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения высшего профессионального образования, – 15 календарных дней;

- работникам - слушателям подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования для сдачи вступительных экзаменов – 15 календарных дней;

- работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации – 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – 4 месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов – один месяц.

Работникам, обучающимся по ОООчной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно.

Работникам, обучающимся по ОООчной и очно-ОООчной (вечерней) формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования на период десять учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливаются по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю, либо сокращение продолжительности рабочего дня в течение недели.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственную аккредитацию, устанавливаются коллективным договором.

На основании вышеизложенного организация обязана предоставить вам отпуск для сдачи экзаменов, подготовки и защиты диплома. При этом организацинно-правовая форма учебного заведения не имеет значения. Таким образом, то, что работник учится на коммерческой основе, не влияет на порядок предоставления вам учебного отпуска.

Если же вы совмещаете работу и учебу в образовательном учреждении, которое не имеет государственную аккредитацию, то по Трудовому кодексу Российской Федерации учебный отпуск вам не положен. В этом случае перечень гарантий и компенсаций может быть предусмотрен только коллективным или трудовым договором.

Н. С. Матвеева.

528.1. Предприятие «А» по договору комиссии под 10% комиссионного вознаграждения передает для реализации пластиковые карты «СТК» предприятию «Х», которое в свою очередь по договору субкомиссии под 5% вознаграждения передает эти карты для реализации субкомиссионеру предприятию «В». Предприятие «С» по договору комиссии под 10% комиссионного вознаграждения передает для реализации карты «Интернет+» предприятию «Х», которое в свою очередь по договору субкомиссии под 5% вознаграждения передает эти карты для реализации субкомиссионеру предприятию «А». Как отразить в бухгалтерском учете предприятия «Х» данные хозяйственные операции? Возникает ли обязанность у предприятия «Х» по уплате НДС и налога с продаж?
2. Предприятие выплачивает учредителям, физическим лицам, за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, вознаграждение. Правомерно ли применение к данным выплатам ставки НДФЛ 13%?

1. Прежде чем отвечать на первый вопрос, необходимо сделать несколько предварительных замечаний.

Во-первых, пластиковые карты «СТК» и «Интернет+» не являются самостоятельным товаром, а только подтверждают оплату услуг связи в момент их активации. Фактически это особый денежный документ (в электронной форме), аналогичный привычным почтовым маркам. В связи с этим до момента оказания услуг связи, оплаченных с помощью этих карт, не возникает реализации, т. е. денежные средства, поступившие от физических лиц в оплату этих карт, являются предварительной оплатой услуг связи (т. е. авансом).

Во-вторых, по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Из этого вытекает важный вывод, о том, что вознаграждение субкомиссионеру должно увеличивать стоимость карт, определенных комитентом, а затраты комиссионера на выплату вознаграждения субкомиссионеру должны быть возмещены комиссионером, так как все затраты посредника (в том числе и вознаграждение субкомиссионеру, поскольку запрета на заключение договора субкомиссии в договорах комиссии нет), связанные с исполнением договора комиссии, подлежат возмещению комитентом. Следует учитывать, также требования пп. 9 п. 1 ст. 251 и п. 9 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым, суммы, поступившие в возмещение расходов, а также сами расходы, производимые за счет комиссионера, должны быть оговорены в договоре.

Поэтому, если предприятие «Х» не предъявляет комитенту затраты на вознаграждение субкомиссионеру, то оно должно оплатить его за счет собственных средств без уменьшения базы по налогу на прибыль и соответственно уменьшить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, на сумму НДС, предъявленную субкомиссионером.

В-третьих, договоры комиссии, приложенные к вопросу, не содержат указания о том, что сумма вознаграждения, определенная договорами, включает в себя НДС. Из этого следует, что определена только стоимость собственно услуги комиссионера (предприятия «Х»), поэтому если в счетах-фактурах, предъявляемых предприятием «Х» комитентам, сумма НДС будет указана «в том числе», налоговый орган имеет право доначислить НДС и предъявить штрафные санкции за неполную уплату налога. Поскольку, согласно п. 1 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан предъявить покупателю услуг сумму налога дополнительно к цене услуг.

С учетом этих замечаний налоговые обязательства по НДС и налогу с продаж имеют особенности.

В вопросе не указано, являются ли все участники описанных отношений плательщиками НДС и налога с продаж (для этого налога важно, являются ли плательщиками только комитенты, т. е. предприятия «А» и «С»). При ответе мы исходили из того, что эти предприятия являются плательщиками НДС и НСП.

По налогу на добавленную стоимость.

НДС к начислению у предприятия «Х» после предъявления предприятиям «А» и «С» счетов-фактур на стоимость услуг (10% от суммы реализованных карточек), сумму НДС, предъявленную к оплате субкомиссионерами (предприятия «В» и «А»), принимать к вычету нельзя, ее следует перевыставить собственным счетом-фактурой, в порядке возмещения затрат по исполнению договоров комиссии. При этом ни счета-фактуры субкомиссионеров в книге покупок предприятия «Х», ни вышеуказанные счета-фактуры, предъявляемые предприятием «Х» комитентам для возмещения затрат, в книге продаж не регистрируются.

По налогу с продаж.

Статьей 354 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в случае если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом).

Важен пункт 4 статьи 354 Налогового кодекса Российской Федерации. Дело в том, что именно в данном пункте определено, какая дата признается датой осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения по налогу с продаж. Ею считается день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках, или день поступления выручки в кассу, или день передачи товаров (работ, услуг) покупателю. Таким образом, обязанность по уплате налога возникает при выполнении двух условий: реализация и поступление денежных средств.

Если сначала происходит реализация (отгрузка), то налог с продаж следует начислять при поступлении денежных средств в кассу организации или на ее счет в банке (если покупатель оплачивает товар с помощью расчетных или банковских карт).

Если организация сначала получила денежные средства (аванс), то начислять налог с продаж следует при передаче товаров (работ, услуг) покупателю.

Таким образом, дата реализации товаров определяется как наиболее поздняя из следующих дат:

- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);

- день оплаты товаров (работ, услуг).

Как было отмечено выше, в рассматриваемом случае реализация услуг наступит позднее, чем поступят денежные средства от покупателей, причем о факте и моменте реализации услуг связи ни комиссионеру, ни субкомисионеру ничего не известно, т. е. фактически выступить в качестве налогового агента по налогу с продаж субкомиссионер не может. Норма п. 3 ст. 354 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что комитент налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером, в принципе допускает возможность непосредственной уплаты налога с продаж комитентом.

Поэтому мы считаем, что обязанности по уплате налога с продаж у субкомиссионеров в момент продажи пластиковых карт физическим лицам не возникает, т. к. в этот момент нет реализации собственно услуг связи, а происходит только их предварительная оплата. Налог с продаж должен платить оператор связи после фактического оказания услуг.

Например, предприятием «Х» от предприятия «А» получено 100 карт «СТК» по цене 110 руб. (включая 10% вознаграждение комиссионера). Эти же карты переданы по договору субкомиссии по цене 115,5 руб. (включая 5% вознаграждение субкомиссионера) предприятию «В». Предприятие «В» реализует карты физическим лицам по цене 145,53 руб. (115,5 + 115,5 х 20% - НДС + (115,5 + 115,5 х 20%) х 5% - налог с продаж). От предприятия «С» получено 200 карт «Интернет +» по цене 220 руб. (с учетом вознаграждения 10%) и по договору субкомиссии передано предприятию «А» по цене 231 руб. (включая вознаграждение 5%). Предприятие «А» реализует физическим лицам карты по цене 291,06 руб. (231 + 231 х 20% - НДС + (231 + 231 х 20%) х 5% - налог с продаж).

С учетом вышеизложенных замечаний в бухгалтерском учете предприятия «Х» хозяйственные операции следует отразить следующим образом:

Дебет счета 004/субсчет «Карты СТК» – 11000 руб.

Дебет счета 004/субсчет «Карты «Интернет+» - 44000 руб.

По специально открытому забалансовому счету, например, 012, отразить сумму переданных карт субкомиссионеру без списания их со счета 004.

Дебет счета 012/субсчет «Карты СТК, переданные на субкомиссию» – 11550 руб.

Дебет счета 012/субсчет «Карты «Интернет+, переданные на субкомиссию» – 46200 руб.

После получения и утверждения отчета субкомиссионера от предприятия «В» о реализации, например, 50 карт СТК, следует отразить:

Кредит счета 012/«Карты СТК» – 5775 руб. - списаны с учета 50 реализованных карт;

Дебет счета 76 «Расчеты с субкомиссионером «В» Кредит счета 76 «Расчеты с комитентом «А» – 6346,5 руб. (145,53 руб. х 50 шт. = 7276,5) минус 600 руб. - вознаграждение комиссионера, с учетом НДС (100 х 50 х 10% + 100 х 50 х 10% х 20% = 600) минус 330 руб. – вознаграждение субкомиссионера, с учетом НДС (110 х 50 х 5% + 110 х 50 х 5% х 20% = 330))

Дебет счета 76 «Расчеты с субкомиссионером «В» Кредит счета 90 – 600 руб. – в части вознаграждения за 50 реализованных карт с учетом НДС;

Дебет счета 90/3 Кредит счета 68 «НДС» – 100 руб. - начислен НДС с суммы вознаграждения (учетная политика по НДС по отгрузке);

Отправить отчет комитенту (предприятию «А») о реализации 50 карт.

После получения извещения об утверждении отчета отразить в учете:

Кредит счета 004/«Карты СТК» - 5500 руб.

После получения от субкомиссионера и отправки комитенту выручки от продажи отразить:

Дебет счета 51 Кредит счета 76 «Расчеты с субкомиссионером «В» – 6946,5 руб. (145,53 х 50 - 330 вознаграждение субкомиссионера).

Аналогично по расчетам с субкомисионером «А».

После получения отчета субкомисионера «А» о реализации 100 карт «Интернет +», следует отразить:

Кредит счета 012/«Карты «Интернет+» – 22000 руб. списаны с учета 100 реализованных карт;

Дебет счета 76 «Расчеты с субкомиссионером «А» Кредит счета 76 «Расчеты с комитентом «С» – 25386 руб. (291,06 руб. х 100 шт. = 29106) минус 2400 руб. - вознаграждение комиссионера, с учетом НДС (200 х 100 х 10% + 200 х 100 х 10% х 20% = 2400) минус 1320 руб. – вознаграждение субкомиссионера, с учетом НДС (220 х 100 х 5% + 220 х 100 х 5% х 20% = 1320);

Дебет счета 76 «Расчеты с субкомиссионером «А» Кредит счета 90 – 2400 руб. – в части вознаграждения за 100 реализованных карт с учетом НДС;

Дебет счета 90/3 Кредит счета 68 «НДС» – 400 руб. - начислен НДС с суммы вознаграждения (учетная политика по НДС по отгрузке);

Отправить отчет комитенту (предприятию «С») о реализации 100 карт.

После получения извещения об утверждении отчета отразить в учете:

Кредит счета 004/«Карты СТК» - 22000 руб.

После получения от субкомиссионера «А» извещения о зачете взаимных требований, перечисления разницы на расчетный счет и отправки комитенту «С» выручки от продажи с учетом налога с продаж отразить:

Дебет счета 76 «Расчеты с комитентом «А» Кредит счета 76 «Расчеты с субкомиссионером «А» - 6346,50 - осуществлен зачет взаимных требований;

Дебет счета 51 Кредит счета 76 «Расчеты с субкомиссионером «В» – 21439,50 руб. (291,06 х 100 - 1320 вознаграждение субкомиссионера – 6346,50 руб. – зачет);

Дебет счета 76 «Расчеты с комитентом «С» Кредит счета 51 – 25386 руб.

2. Относительно второго вопроса необходимо отметить, что вознаграждение не может выплачиваться лицам, которые не оказывают никаких услуг организации, поэтому выплаты участникам общества не могут быть признаны таким вознаграждением. Нельзя в полном объеме признать эти выплаты и дивидендами, поскольку они производятся ежемесячно, а в соответствии со ст. 28 Закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» распределение прибыли может осуществляться не чаще чем раз в квартал.

Поэтому, определяя эти выплаты как дивиденды (и соответственно облагая их по ставке 6%), можно столкнуться с тем, что они не будут признаны таковыми в связи с несоответствием закону.

Поэтому выплаты, осуществляемые по итогам квартала, с учетом реально полученной прибыли, подлежащей распределению (кредит счета 84), можно считать дивидендами с отражением в учете:

Дебет счета 84 Кредит счета 75 – 1000 руб. - начислены дивиденды;

Дебет счета 75 Кредит счета 50 – 943,4 руб. выплачены дивиденды;

Дебет счета 75 Кредит счета 68 – 56,6 руб. удержан НДФЛ;

Дебет счета 68 Кредит счета 51 – 56,6 руб. – перечислен НДФЛ.

Выплаты в другие месяцы являются безвозмездными, т. е. фактически являются подарком физическому лицу. Поэтому должны облагаться по ставке 13%, поскольку иное не установлено ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации

529.Е. П. Тихоновец.

Организация осуществляет наличные денежные расчеты за оказанные услуги по экспертизе лесопродукции без применения контрольно-кассовой техники с выдачей бланка строгой отчетности, в котором НДС выделен отдельный строкой. Можно ли НДС предъявить к вычету? А если оплата оказанных услуг произведена через Сбербанк?

Выдача бланков строгой отчетности подтверждает факт оплаты оказанных услуг. Следовательно, бланк строгой отчетности является расчетным документом. Согласно п. 34 ст. 168 НК РФ в расчетных документах соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

Налоговым законодательством предусмотрены обязательные условия, выполнение которых необходимо для осуществления налогового вычета:

1) наличие счета-фактуры (п. 3 ст. 169 НК РФ);

2) суммы налога, предъявленные налогоплательщику, оплачены им при приобретении товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Таким образом, при наличии счета-фактуры, оформленного в соответствии с п. 5 и п. 6 ст. 169 НК РФ, и расчетных документов, подтверждающих реально уплаченные суммы, НДС не подлежит вычету.

Вышеизложенный порядок осуществления вычета НДС относится к оказанным услугам, оплата которых произведена через Сбербанк. Обращаем ваше внимание, что на основании п. 2 ст. 2 Закона от 22.05.2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели* могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт для применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности.

 

530.Получение авансовых платежей и отгрузка товаров в счет полученных авансов произведены в одном налоговом периоде.
Следует ли сумму НДС, исчисленную с авансов, отражать в декларации по НДС или возможно показать только реализацию для заполнения соответствующих строк декларации?

В соответствии с п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база увеличивается на сумму авансов или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с п. 8 ст. 171 НК РФ** вычетам подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) после реализации этих товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, в случае если отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) состоялась в том же налоговом периоде, в котором получен аванс в счет предстоящей поставки этих товаров (работ, услуг), то сумма аванса и соответствующая сумма налога указываются в налоговой декларации, составляемой за этот налоговый период, в разделе 1 «Расчет общей суммы налога» по строке 270 (или 280), и одновременно эта же сумма аванса и налога отражается по строке 400 (п. 8 подраздела «Налоговые вычеты).

Министерство РФ по налогам и сборам направило письмо от 24.09.2003 года № ОС-6-03/994 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» для руководства и использования в работе Постановления Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 19 августа 2003 года № 12359/02, в котором изложена вышеуказанная позиция. В письме указано, что налогоплательщик, получив авансовые платежи или предоплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо оплату за частично произведенную продукцию (работы, услуги), обязан включить эти суммы в налоговую базу, относящуюся к тому налоговому периоду, в котором фактически эти платежи получены. При этом не имеет значения, когда будут полностью исполнены обязательства продавца, вытекающие из договора с покупателем товаров (работ, услуг), и обязательства покупателя по оплате этих товаров (работ, услуг). В соответствии с п. 8 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком (т. е. исчисленные и отраженные в декларации) с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), в том числе поставок, произведенных в том же налоговом периоде, в котором поступили авансы, в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 172 НК РФ.

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
Рейтинг аудиторских компаний - 90
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты || Специалисты ]