«Аудит-Центр»

Новости

История

Услуги

Контакты

Конференция

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #541-550

В. П. Русецкая.

541.На основании ст. 143 НК РФ физическое лицо, длительный период времени получающее доход (от сдачи в аренду зданий и автотранспорта), является плательщиком НДС.
Подоходный налог удерживается у источника выплаты. С какой суммы (суммы договора или суммы за минусом подоходного налога) исчисляется НДС и кто уплачивает НДС в бюджет?

Действительно, ст. 143 НК определяет, кто является плательщиком налога на добавленную стоимость. К ним относятся и индивидуальные предприниматели.

Индивидуальными предпринимателями являются лица, систематически получающие доход от предпринимательской деятельности. Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Пункт 1 ст. 23 ГК РФ устанавливает, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в противном случае при заключении гражданином договоров (сделок), направленных на получение прибыли, суд может применять к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ).

Индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками НДС и обязаны встать на налоговый учет в налоговом органе в соответствии со ст. 143 в порядке, предусмотренном ст. 83 и 84 НК. Физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязано подать заявление о постановке на учет по месту жительства (в течение 10 дней после их государственной регистрации).

После того как будут выполнены процедуры по регистрации и постановке на учет, физическое лицо становится индивидуальным предпринимателем и на него возлагаются обязанности по уплате НДС.

Организации, выплачивающие доход физическим лицам, которые не зарегистрированы в качестве предпринимателя, не могут уплачивать НДС в бюджет за физических лиц, так как не являются в этом случае налоговыми агентами. Особенности исчисления НДС налоговыми агентами изложены в ст. 161 НК РФ.

542.Могла ли организация, не имеющая лицензии на судоремонт и выполнившая ремонт судна (разовый) в феврале 2002 года, рассчитывать на льготу по освобождению от НДС согласно ст. 149 п. 23?

Подпунктом 23 пункта 2 ст. 149 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка. (Данный подпункт приведен в новой редакции).

Операции, перечисленные в ст. 149, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.

Такое требование изложено в п. 6 этой же статьи НК РФ и является обязательным условием при ее применении.

Федеральный закон от 8.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установил перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. В данный перечень включены:

1) Перевозочная деятельность морским транспортом, внутренним водным транспортом;

2) сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;

3) погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте, в морских портах;

4) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением буксировок для обеспечения собственных нужд) и др.

Деятельность по ремонту морских судов в перечне лицензируемых не поименована. Это означает, что при осуществлении ремонта судна в феврале 2002 года вы правомерно применили нормы ст. 149 НК РФ в части освобождения от уплаты НДС по выполненным ремонтным работам.

Е. П. Тихоновец.

543.Одним из видов деятельности организации является покупка нефти у добывающего предприятия и продажа купленной нефти контрагентам. Транспортировка нефти до покупателя осуществляется путем перекачки по трубопроводу, при этом ввиду значительного километража транспортировки происходят потери нефти в пути.
Имеем ли мы право, исходя из специфических особенностей транспортировки товара (нефти), уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на суммы потерь в пределах норм естественной убыли?

В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации к материальным расходам для целей налогообложения прибыли приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2002 года № 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей» установлен порядок утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей для целей налогообложения при исчислении и уплате налога на прибыль.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации по поручению Правительства разработало Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли, утвержденные их приказом от 31.03.2003 года № 95.

Однако федеральными органами исполнительной власти до настоящего времени нормы естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей не разработаны и не утверждены, за исключением Министерства сельского хозяйства РФ, Минпромнауки РФ. Приказом Минсельхоза от 23.01.2004 года № 55 «Об утверждении норм естественной убыли» утверждены нормы естественной убыли зерна, продуктов его переработки и семян масляничных культур при хранении, Приказом Минпромнауки от 31.01.2004 года № 22 «Об утверждении норм естественной убыли при хранении химической продукции» утверждены нормы естественной убыли при хранении химической продукции, согласованные с Министерством экономического развития и торговли.

Таким образом, в настоящее время потери от естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей для целей налогообложения прибыли, кроме вышеназванных, не учитываются.

544.Организация в составе нематериальных активов учитывает программы ЭВМ, принятые на учет в 2000 и 2001 годах. Учитывается ли в целях налогообложения начисляемая амортизация, если отсутствуют документы, подтверждающие исключительное авторское право на программы ЭВМ, а срок их полного использования самостоятельно определен организацией?

С 1 января 2001 года введено в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Министерства финансов от 16.10.2000 года № 91н. Настоящее положение не применяется в отношении материальных объектов (материальных носителей), в которых выражены программы для ЭВМ и базы данных п. 2 ПБУ 14/2000).

К нематериальным активам может быть отнесен объект - исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных, отвечающие всем условиям, приведенным в п. 3 ПБУ 14/2000, а именно:

- отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

- возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

- использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;

- использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы и т. п.).

С учетом вышеизложенного расходы по приобретению программ ЭВМ в 2001 году следовало отразить на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списывать на расходы равномерно в течение срока полезного использования, определенного самостоятельно организацией.

Приведем пример:

Объекты, учитыва-емые органи-зацией в качестве нематери-альных активов

Дата принятия на учет

Перво-начальная стоимость

Срок полезного исполь-зования

Начислен-ная аморти-зация

Остаточная стоимость по состоянию на:

31.12.2001

01.01.2004

Неисклю-чительное право на пользо-вание программ-ным продуктом без срока пользо-вания

01.05.2000

60000

60 мес.

2000 г. – 8000 руб. (60000 : 60 мес. х 8 мес.); 2001 г. – 12000 руб. (60000 : 60 мес. х 12 мес.) 2002 г. – 12000 руб. 2003 г. – 12000 руб.

40000

16000

01.07.2001

36000

36 мес.

2001 г. – 6000 руб.; 2002 г. – 12000 руб.; 2003 г. – 12000 руб.

30000

6000

Расходы по приобретению программы ЭВМ в 2001 году в соответствии с методологией бухгалтерского учета следует отразить проводками:

Дебет счета 97 Кредит счета 04 – 36000 рублей;

Дебет счета 05 Кредит счета 97 – 30000 рублей.

Остаточная стоимость программы ЭВМ в размере 6000 рублей будет списана в целях бухгалтерского учета в первом полугодии 2004 года проводкой:

Дебет счета 26 (44) Кредит счета 97 – 6000 рублей.

Сумма недоначисленной амортизации по состоянию на 31.12.2001 года по учтенным в составе нематериальных активов неисключительным правам на объекты интеллектуальной собственности подлежала единовременному списанию в расходы базы переходного периода в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 6.08.2001 года № 110-ФЗ. В приведенном примере недоначисленная амортизация в сумме 70000 рублей по состоянию на 31.12.2001 года должна быть включена в базу переходного периода и в целях налогового учета не включается в расходы последующих отчетных (налоговых) периодов.

Н. Г. парфенова.

545.Наша организация производит розничную продажу (физическим лицам и за наличный расчет) легковых автомобилей отечественных производителей мощностью двигателя до 112,5 кВт. Согласно ст. 2 Закона Хабаровского края № 71 «О системе налогообложения в виде ЕНВД» к розничной торговле, подпадающей под ЕНВД, не относятся подакцизные товары, указанные в пп. 6 - 10 п. 1 ст. 181 НК РФ. Согласно пп. 6 п. 1 ст. 181 НК РФ подакцизными признаются «автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт». Причем гл. 26.3 НК РФ при уплате ЕНВД не исключает уплату акциза.
Просим разъяснить, вправе ли мы применять систему налогообложения в виде ЕНВД по указанному виду деятельности в 2003 году?

В соответствии с главой 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.

С 1.01.2003 года на территории Хабаровского края действует Закон Хабаровского края от 26.11.2002 года № 71 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Хабаровском крае», согласно которому на уплату единого налога на вмененный доход переводятся организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю через магазины и павильоны с установленной площадью торгового зала и другие объекты торговли.

Под розничной торговлей в рамках главы 26.3 понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6 - 10 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подакцизными товарами, в частности, являются автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.).

Из детального рассмотрения этой нормы следует вывод, что ограничение применяется только в отношении мощности двигателя мотоциклов, тогда как все автомобили без ограничения признаются под-акцизными товарами. Это подтверждается тем, что подакцизными товарами являются все легковые автомобили независимо от мощности двигателя, так как для них, для всех без исключения, установлены ставки акциза (в том числе и нулевая), а мотоциклы будут являться подакцизными товарами, то есть попадут под обложение акцизом, лишь начиная с мощности двигателя свыше 112,5 кВт.

Причем система налогообложения единым налогом на вмененный доход не увязывается с уплатой акциза, а лишь с определением категории товара, то есть является ли он подакцизным.

Следовательно, в вашем случае реализация легковых автомобилей (независимо от мощности двигателя) в розницу физическим лицам за наличный расчет не подпадает под систему обложения единым налогом на вмененных доход и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

546.1. В 2002 году организация заключила договор купли-продажи здания, согласно которому оплата приобретаемого недвижимого имущества производится ежемесячно как авансовый платеж. Окончательный расчет по договору был произведен в 2003 году.
С 1 января 2003 года организация является плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения. В соответствии с пп. 1, п. 3 ст. 346.16 части II НК РФ расходы на приобретение основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию.
За 2002 год на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» сформировалась сумма 4500000 рублей, за 2003 год - 5500000 рублей.
Государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество датирована 2004 годом.
На какой счет закрываются расходы на приобретение основного средства, сформированные на счете 08 - на счет 01 («Основные средства» или на счет 44 «Себестоимость»?
2. Какие налоговые последствия вытекают из беспроцентного договора займа денежных средств у физического лица, которое является единственным учредителем организации?

1. Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет объектов основных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 года № 91н, установлено, что по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приему-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию.

Основанием для принятия основного средства к бухгалтерскому учету является форма № ОС-1 (акт о приеме-передаче объекта основных средств), утвержденная Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 года № 7, которая применяется для оформления операций приема-передачи объектов основных средств в организации и учета их ввода в эксплуатацию.

Статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, фактически обязаны вести учет объектов основных средств на общих основаниях, то есть согласно законодательству о бухгалтерском учете.

При применении упрощенной системы одним из объектов налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы, в том числе и на расходы по приобретению основных средств, в порядке, предусмотренном статьей 346.16 НК РФ.

Расходы на приобретение основных средств, произведенные в период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию.

Таким образом, при соблюдении вышеперечисленных условий для принятия к учету объекта основного средства по правилам бухгалтерского учета стоимость основного средства в момент ввода его в эксплуатацию включается полностью в состав расходов, уменьшающих доходы, полученные при применении упрощенной системы налогообложения.

2. Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 6.05.1999 года № 32н, выгода от экономии на процентах по беспроцентным займам, полученным юридическими лицами, не поименована в составе доходов и потому на счетах бухгалтерского учета не отражается.

Главой 25 НК РФ в составе доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль организаций, также не поименована экономическая выгода от получения беспроцентного займа.

Кроме того, отсутствует порядок оценки указанного дохода, например, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. Поэтому оценить доход от экономии на процентах в целях налогообложения, по нашему мнению, не представляется возможным.

Следовательно, при получении юридическим лицом беспроцентного займа налогооблагаемого дохода у организации не возникает из-за отсутствия установленной нормативными актами методики определения его размера.

Т. В. Тюленева.

547.Наша организация участвовала в конкурсе на заключение договора на аренду земельного участка. Конкурс проиграли, договор заключен не был. Предприятие понесло расходы на участие в конкурсе. Нас интересует, учитываются ли в целях налогообложения прибыли эти расходы и как учитывается сумма НДС по таким расходам?

Порядок учета расходов для целей налогообложения прибыли установлен гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации. В ст. 270 Кодекса содержится открытый перечень расходов, не подлежащих учету при определении налоговой базы, в состав которых входят также и иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.

Пунктом 1 ст. 252 Кодекса установлено, что для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Так как расходы на участие в конкурсе (тендере) на заключение договора, который был проигран, не привели к получению дохода, то, по нашему мнению, не представляется возможным признание этих расходов в целях налогообложения прибыли организации.

Следует отметить, что в гл. 25 Кодекса предусмотрен особый порядок отнесения расходов на участие в конкурсе на получение лицензии на право пользования недрами к расходам в целях налогообложения прибыли.

Согласно ст. 325 Кодекса к расходам, осуществляемым в целях приобретения лицензии, в том числе относятся расходы на оплату участия в конкурсе.

В случае, если по результатам конкурса налогоплательщик не заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (не получает лицензию), то расходы, осуществленные налогоплательщиком, связанные с процедурой участия в конкурсе, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса, равномерно в течение пяти лет.

Согласно пп. 17 п. 2 ст. 149 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами). То есть плата за участие в конкурсе на получение лицензии на право пользования недрами не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

548.ЕСН, начисленный на сумму отпускных, признается прочими косвенными затратами, списываемыми в себестоимость в момент начисления (п. 1 ст. 264 НК РФ).
По информации советника налоговый службы РФ 3 ранга Лапиной О. Г., при формировании затрат, связанных с выполнением работ, услуг, сумма начисленных отпускных относится в уменьшение прибыли в доле, пропорциональной времени отпуска. Подлежит ли ЕСН единовременному списанию в момент начисления прибыли в доле, относящейся к сумме отпускных того периода, в котором они начислены?

Суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Налогового кодекса, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (ст. 264 НК РФ).

В соответствии с пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ «Порядок признания расходов при методе начисления» для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей датой осуществления расходов признается дата начисления этих налогов.

Таким образом, ЕСН, начисленный на сумму отпускных, приходящихся на несколько отчетных периодов, принимается в целях налогообложения прибыли единовременно в момент начисления.

549.Облагаются ли НДФЛ командировочные расходы сверх норм у коммерческих организаций в 2002 – 2003 годах?

Статьей 166 ТК РФ установлено, что служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Статьями 167 - 168 ТК Российской Федерации установлена обязанность работодателя по возмещению работнику расходов, связанных со служебной командировкой.

В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам, не подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц, относятся все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая командировочные расходы).

С 1 января 2002 года нормы возмещения командировочных расходов определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8.02.2002 года № 93 «Об установлении норм расхода организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией», а по бюджетным и иным некоммерческим организациям – в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2001 года № 49н. Нормы суточных расходов установлены указанными нормативными актами в размере 100 рублей в сутки.

С учетом изложенного в 2002 - 2003 годах для организаций всех форм собственности суточные в пределах 100 рублей не должны облагаться НДФЛ. Все, что свыше 100 рублей, включается в совокупный доход работника для исчисления налога на доход физического лица.

Н. Г. Парфенова.

550.На основании какого документа с 1.01.2002 года на материальную выгоду, получаемую работником по беспроцентным займам, не начисляются ЕСН и взносы на социальное страхование от несчастных случаев и травматизма?

Федеральным законом от 31.12.2001 года № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в НК РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», введенным в действие с 1 января 2002 года, выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским, либо лицензионным договором исключены из объекта налогообложения единым социальным налогом.

Статья 236 НК РФ в 2002 году признает объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Кроме того, статьей 237 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты (полная или частичная оплата товаров, работ, услуг, имущественных или иных прав, предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования).

Поэтому следует разграничивать выплаты, производимые в пользу физических лиц, а именно: выплаты, не связанные с налогоплательщиком договорными отношениями, от выплат, производимых по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав) (п. 1 ст. 236 НК РФ).

Гражданским кодексом Российской Федерации установлен порядок отнесения гражданско-правовых договоров к договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, или переход права собственности и иные вещные права на имущество и др.

По договору займа одна сторона передает в собственность другой стороне деньги или другие вещи, а другая сторона обязуется возвратить такую же сумму денег или равное количество других полученных ею вещей (ст. 807 ГК РФ).

Следовательно, выплаты, производимые по договорам займа, не являются выплатами за выполнение работ, оказание услуг, и не включаются в налогооблагаемую базу для исчисления единого социального налога.

Договор займа может быть заключен как на возмездной основе, так и на безвозмездной (без уплаты процентов за пользование денежными средствами).

Материальная выгода, возникающая у работника организации при получении беспроцентного займа, не является выплатой или вознаграждением за выполненные работы, оказанные услуги и не учитывается в налогооблагаемой базе для исчисления единого социального налога.

Выгода - это преимущество или польза в чем-либо, и она не имеет материально-вещественного эквивалента.

Таким образом единый социальный налог на материальную выгоду при получении беспроцентного займа не начисляется, поскольку фактически в пользу физического лица выплата дохода не производится и в настоящее время в главе 24 НК РФ не предусмотрен механизм расчета экономии на процентах. Отсутствует и ссылка на главу 23 НК РФ.

Таким же образом из-за отсутствия базы налогообложения доход в виде материальной выгоды на процентах не облагается взносами на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Тарифы взносов на страхование от несчастных случаев на производстве установлены в процентах от сумм, начисленных к выплате застрахованным лицам, а также от суммы вознаграждения, предусмотренной в гражданско-правовом договоре. Это установлено в статье 1 Федерального закона от 12.02.2001 года № 17-ФЗ, а также в пункте 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2.03.2000 года № 184.

При этом не важно, числятся ли сотрудники в штате организации или работают внештатно, заняты круглогодично, сезонно или временно либо трудятся по совместительству.

Это же мнение изложено в письмах ФСС РФ от 24.12.1999 года № 02-10/05-6887 и от 14.08.2001 года № 02-10/05-5360.

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
Рейтинг аудиторских компаний - 90
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты || Специалисты ]