«Аудит-Центр»

Новости

История

Услуги

Контакты

Конференция

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #611-620

Н. Н. Клюкина.

611.Предприятием в рамках договора о долгосрочной аренде помещения произведена предоплата арендной платы.
Каким образом отражать в бухгалтерском учете на затраты производства сумму арендной платы и сумму по страхованию данного помещения?

В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

При этом согласно п. 3 ПБУ 10/99 не признается расходом для целей бухгалтерского учета выбытие активов как в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг, так и в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг.

Понятие «предварительная оплата», четко изложенное в ст. 487 Гражданского кодекса Российской Федерации для договора купли-продажи, может быть также использовано и для иных договоров по аналогии (ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, оплата, произведенная по договору, расценивается как предварительная оплата или аванс, если она осуществлена до начала исполнения контрагентом обязательств по договору.

Для признания расходов в бухгалтерском учете необходимо соблюдать согласно п. 16 ПБУ 10/99 следующие условия:

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованиями законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Это возможно, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из вышеназванных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность (п. 16 ПБУ 10/99).

Согласно установленному в п. 18 ПБУ 10/99 допущению временной определенности фактов хозяйственной деятельности расходы должны признаваться в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Из анализа условий пп. 16 и 18 ПБУ 10/99 следует, что не все расходы организации будут относиться к текущему отчетному периоду.

В связи с осуществлением длительных сделок, результаты которых потребляются в течение определенного периода времени и поэтому не могут быть отнесены в полной сумме к расходам текущего периода, возникают расходы будущих периодов.

Таким образом, оплата, осуществленная в счет исполнения будущих обязательств по договору, должна быть признана как расходы будущих периодов, если:

- она не может быть квалифицирована как предварительная оплата (аванс), а это означает, что оплата произошла после начала исполнения контрагентом своих договорных обязательств;

- результат действия договора не может быть потреблен одномоментно (как, например, при исполнении договора купли-продажи), а должен использоваться в течение определенного срока (срока действия договора);

- выполняются условия пп. 2 и 16 ПБУ 10/99.

Сдача в аренду имущества осуществляется в момент подписания сторонами акта приемки-передачи. В этом случае плата, осуществленная до подписания сторонами акта приемки-передачи сдаваемого в аренду имущества, расценивается как аванс. После подписания сторонами акта приемки-передачи плата, отраженная в составе авансов выданных, должна быть переведена в состав расходов будущих периодов, которые будут списываться в состав текущих расходов равномерно в течение срока действия договора аренды и фактического пользования имуществом.

Согласно п. 1 ст. 957 Гражданского кодекса Российской Федерации договор страхования, если его условиями не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.

Приведенная норма закона говорит о том, что договор страхования может вступать в силу как с момента уплаты страховой премии или ее первого взноса, так и в любой другой момент, оговоренный сторонами в договоре. Иначе говоря, в практике страхования страховщик принимает на себя обязательства по договору только после его вступления в силу, который обычно ставится в зависимость от оплаты установленной суммы.

Отсюда следует, что для распознания в произведенной оплате по договору страхования объекта бухгалтерского учета - в виде расхода будущих периодов либо в виде выданного аванса - необходимо четко установить, когда произошла оплата: до вступления в силу договора страхования или после.

Если предоплата была осуществлена до вступления в силу договора страхования, то есть до наступления обязательств по договору, то организация должна учесть предоплату как аванс выданный, который в момент начала действия договора должен быть переведен в состав расходов будущих периодов.

Если оплата происходит после вступления в силу договора, она также подлежит отражению как расход будущих периодов.

Организация вправе предъявить НДС, уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг), к возмещению из бюджета, при выполнении условий п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно:

- приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации);

- организация имеет счет-фактуру и документы, подтверждающие уплату налога (п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации).

Организации вправе воспользоваться налоговым вычетом при расчете налоговых обязательств по НДС:

- услуги фактически оказаны (аренда имущества)

- поставщиками выставлены счета-фактуры;

- организация имеет документы, подтверждающие уплату налога поставщику.

Оплата, признаваемая в бухгалтерском учете выданным авансом, не должна сопровождаться выделением НДС по счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

НДС, содержащийся в плате за товары (работы, услуги), подлежит выделению по счету 19 только после того, как товары получены, работы выполнены, услуги оказаны в сумме, предъявленной поставщиком и указанной в счете-фактуре.

Что касается принятия к зачету НДС, когда организация признает расход будущих периодов, то мнение налоговых органов не было высказано официально.

Но, тем не менее, их позиция неоднократно освещалась в средствах массовой информации и заключается в том, что при списании расходов будущих периодов суммы НДС, предъявленные продавцом таких товаров (работ, услуг), подлежат налоговому вычету в той пропорции, в которой приобретенные товары (работы, услуги) используются для производства и (или) продажи товаров (работ, услуг), то есть списываются в текущем периоде с кредита счета 97 «Расходы будущих периодов» на затраты производства.

Пример:

Организация арендует помещение на срок пять месяцев. Арендная плата в размере 100% внесена до подписания сторонами акта приемки-передачи и составляет 118000 руб., в том числе НДС 18000 руб. Предположим, что акт и счет-фактура были получены на всю сумму перечисленной платы.

 

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Содержание операции

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Субсчет
«Авансы
выданные»

51 «Расчетные
счета»

118 000

Оплачена аренда вперед
на 5 месяцев

97 «Расходы
будущих
периодов»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Субсчет
«Авансы
выданные»

100 000

Предоплата в момент
подписания сторонами
акта приемки-передачи
помещения переведена в
состав расходов будущих
периодов.

19 «Налог на
добавленную
стоимость по
приобретенным
ценностям»

субсчет
«Авансы
выданные»
(счет 60)

18 000

Выделен НДС.

В конце каждого месяца

26 «Общехозяй-ственные расходы»

97 «Расходы
будущих
периодов»

20000
(100000: 50)

Списана часть предоплаты
за аренду в состав
расходов текущего
периода.

68 «Расчеты с бюджетом»

Субсчет «НДС»

19 «Налог на
добавленную
стоимость по
приобретенным
ценностям»

3600
(18000: 5)

Предъявлен НДС к
возмещению в части,
пропорциональной части
расходов будущих
периодов, списанных в
состав текущих расходов

 

612.Предприятие, основным видом деятельности которого является строительство, построило объект основных средств хозяйственным способом.
Каким образом учесть затраты по строительству для целей налогообложения прибыли - учитывать только прямые расходы или в полном объеме?

Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает особый порядок списания расходов на создание основных средств при налогообложении прибыли. Списать их все единовременно запрещает п. 5 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый кодекс в двух своих нормах дает разный порядок формирования стоимости основных средств собственного производства.

В одной из них указывается, что первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (абз. 2 п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации).

Во второй норме Налогового кодекса Российской Федерации говорится, что при использовании налогоплательщиком объектов основных средств собственного производства первоначальная стоимость таких объектов определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная в соответствии с п. 2 ст. 319 Налогового кодекса Российской Федерации (абз. 9 п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 2 ст. 319 Налогового кодекса Российской Федерации остатки готовой продукции оцениваются в сумме прямых расходов.

В ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень прямых расходов. К ним относятся:

- материальные затраты;

- расходы на оплату труда сотрудников, участвующих в процессе производства;

- суммы ЕСН, начисленные на их заработную плату;

- амортизационные отчисления по основным средствам, используемым непосредственно для производства.

Остальные расходы (за исключением внереализационных) относятся к косвенным расходам и могут списываться единовременно в том отчетном периоде, в котором имели место (п. 2 ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации).

Под термином «основные средства собственного производства» следует понимать, что это основные средства, которые создаются организацией в процессе производства по своему обычному виду деятельности (то есть в процессе производства товарной продукции) и которые затем используются ею для собственных нужд.

Когда основное средство не проходит стадии производства товарной продукции, а изначально создается силами организации для собственного потребления, то здесь в первоначальную стоимость основного средства следует включать все расходы: и прямые, и косвенные, то есть любые расходы, связанные с созданием объекта. Исключением могут быть лишь те затраты, порядок учета которых прямо регламентирован соответствующими статьями гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (например, суммовые разницы, проценты за кредиты и т. д.).

Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы в п. 5.3 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 г. № БГ-3-02/729.

Таким образом, при изготовлении (сооружении) объекта основных средств хозяйственным способом формирование первоначальной стоимости этого объекта осуществляется в общеустановленном порядке, путем суммирования всех расходов, связанных с сооружением объекта и доведением до состояния, пригодного к эксплуатации.

В. П. Русецкая.

613.Военкомат компенсирует расходы, связанные с призывом на военные сборы сотрудников, в размере 1000 рублей в месяц на каждого призванного, плюс ЕСН на эту сумму. Просим дать ответ на следующие вопросы:
1. Как правильно сделать проводки при компенсации предприятию этих расходов?
2. Надо ли возмещаемый военкоматом ЕСН включать в наш отчет по ЕСН?
3. Как правильно сделать проводки?
4. Если работнику выплачивается сумма больше, чем компенсирует военкомат, то куда можно отнести эти расходы?

Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе предусмотрены п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1000 руб. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Федерального закона № 53-ФЗ, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Указанный порядок установлен Положением о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 г. № 157. В соответствии с п. 3 Положения Министерство обороны Российской Федерации в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам Российской Федерации средства.

Ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации также предусматривает, что при привлечении работника к исполнению государственных или общественных обязанностей работодатель освобождает его от работы с сохранением за ним места работы (должности).

Орган, который привлек работника к исполнению этих обязанностей, выплачивает работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию.

Выплачиваемая работнику компенсация не является оплатой его труда, так как выплачивается за время его отсутствия на рабочем месте, и не является расходом организации, так как компенсируется работодателю военкоматом за счет средств федерального бюджета.

По сути, организация выступает в качестве посредника между работником и Министерством обороны Российской Федерации.

Указанная компенсация не облагается единым социальным налогом, так как не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договору (п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации) и на нее не начисляются взносы на обязательное пенсионное страхование на основании п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Рассматриваемая компенсация не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

В бухгалтерском учете начисление суммы компенсации, подлежащей выплате работнику за счет средств федерального бюджета, следует отразить по балансовому счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетом 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Выплата компенсации работнику отражается по кредиту счета 50 «Касса» и дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Получение денежных средств от военкомата отражается записью по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 76.

Схема проводок:

Содержание

Дебет счета

Кредит счета

Сумма (руб.)

Основание

(первичный документ)

Начислена компенсация, подлежащая выплате работнику за счет средств федерального бюджета

76

73

1000

Расчетно-платежная ведомость

Выплачена компенсация работнику

73

50

1000

Расчетно-платежная ведомость

Получены денежные средства от военкомата

51

76

1000

Выписка банка по расчетному счету

С учетом районного коэффициента размер компенсации увеличивается на 20%.

Если организация предусмотрела в своих локальных актах выплату в размере среднего заработка в связи с призывом для прохождения военных сборов (более 1000 руб.), то есть предусмотрела доплату работникам, то на основании п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н, сумма доплаты работнику за счет средств организации учитывается в составе внереализационных расходов.

Начисление суммы доплаты до среднего заработка отражается записью по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» по субсчету 91/2 «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 73.

Такой порядок отражения расходов связанно с тем, что Трудовым кодексом Российской Федерации не установлена обязанность организации производить доплаты работникам за время нахождения их на военных сборах, поэтому выплачиваемые работникам суммы доплаты до среднего заработка не будут признаны обоснованными (экономически оправданными) расходами и согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации не должны учитываться в целях налогообложения прибыли. Сумма доплаты, производимой на основании положений коллективного договора, будет являться объектом налогообложения по НДФЛ (пп. 10 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации) по ставке 13%. Сумма НДФЛ удерживается из сумм доплаты при их выплате и в бухгалтерском учете отражается записью по дебету счета 73 и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом по НДФЛ».

Поскольку выплаты за счет средств организации не уменьшают доходы для целей налогообложения, то эти выплаты не включаются в облагаемую базу по ЕСН.

На условном примере приведем схему бухгалтерских проводок.

Пример:

Коллективным договором предусмотрена выплата работнику, призванному на военные сборы, в размере 5000 руб.

Схема проводок:

Содержание

Дебет счета

Кредит счета

Сумма (руб.)

Основание (первичный документ)

Начислена компенсация, подлежащая выплате работнику за счет средств федерального бюджета

76

73

1000

Расчетно-платежная ведомость

Начислена компенсация, подлежащая выплате работнику за счет средств организации (5000-1000)

91-2

73

4000

Расчетно-платежная ведомость

Признано постоянное налоговое обязательство (4000 х 24%)

99

68-1

960

Бухгалтерская справка-расчет

Удержан НДФЛ с суммы компенсации

(4000 х 13%)

73

68-2

520

Налоговая карточка

Выплачена компенсация работнику (5000 – 520)

73

50

4480

Расчетно-платежная ведомость

Получены денежные средства от военкомата

51

76

1000

Выписка банка по расчетному счету

С учетом районного коэффициента суммв компенсации увеличивается на 20%.

Так было до вступления в силу с 01.01.2005 г. постановления Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Этим постановлением утверждены правила, которыми определен порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами России в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» из средств федерального бюджета. Определены виды расходов, подлежащих компенсации. В частности, определено, что компенсации подлежат расходы, связанные с выплатой среднего заработка, подготовкой граждан по военно-учетным специальностям, и другие расходы.

Выплата компенсации организациям будет осуществляться на основании представленных сведений о размере фактических расходов, с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации и с приложением копий соответствующих документов, заверенных в установленном порядке.

С 01.01.2005 г. утрачивает силу постановление Правительства РФ от 03.03.2001 г. № 157 «О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Н. Б. Лопатина.

614.Организация арендует у физического лица, не являющего предпринимателем, имущество, используемое арендатором в производственных целях.
Просим разъяснить порядок оформления и учета расходов. Вправе ли арендатор уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму арендных платежей?

Правоотношения сторон при аренде имущества регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Учет расходов в бухгалтерском учете осуществляется в порядке, определенном Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н.

Для обобщения информации о расчетах по операциям с арендодателем предназначен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Согласно договору аренды и акту приема-передачи имущества арендатор по дебету забалансового счета 001 «Арендованные основные средства» отражает стоимость арендуемого имущества.

Ежемесячно на основании договора аренды и бухгалтерской справки в регистре бухгалтерского учета формирует запись: Дебет счета 20 (26,44) Кредит счета 76.

Кроме этого необходимо помнить, что доходы в виде арендных платежей у физического лица являются объектом НДФЛ. Организация, выплачивающая такой доход, является налоговым агентом и обязана в соответствии со ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчислить, удержать у арендодателя (физического лица) и уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц. В бухгалтерском учете сумму НДФЛ следует отразить проводкой Дебет счета 76 Кредит счета 68.

Оплата арендных платежей отражается по дебету 76 в корреспонденции со счетами 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет».

Согласно п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся такие расходы налогоплательщика, как арендные платежи за арендуемое имущество. Если такие расходы соответствуют критериям ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть используются арендатором в производственных целях, то их можно учесть в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

615.Правомерно ли в качестве показателя для расчета налога на имущество при осуществлении видов деятельности, подлежащих обложению ЕНВД и находящихся на общепринятом налогообложении, производить распределение остаточной стоимости основных средств пропорционально доходам от этих видов деятельности? Раздельный учет организовать невозможно. Объекты основных средств используются как в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, так и для осуществления иных видов деятельности.

Согласно главе 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации уплата единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает замену уплаты ряда налогов, в том числе налога на имущество, в отношении имущества, используемого для таких видов деятельности.

П. 7 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД.

В случае, если налогоплательщик использует объекты основных средств в сферах деятельности, облагаемых ЕНВД и подлежащих общепринятому налогообложению, стоимость основных средств, являющихся объектом налогообложения по налогу на имущество, определяется пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе деятельности, отличной от деятельности, переведенной на ЕНВД.

Показатель выручки от реализации принимается без налога на добавленную стоимость и акцизов, то есть формируется в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету и отражается по строке 010 формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Аналогичный порядок рекомендован в письме Минфина Российской Федерации от 16.08.04 г. № 03-06-05-04/05.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, ваша организация производит расчет пропорционально получаемому доходу правомерно.

616.Прошу разъяснить правильность оплаты проезда к месту отдыха и обратно по льготам Севера на личном автомобиле.
Есть ли разница в оплате проезда в бюджетных организациях и в хозрасчетных?

В соответствии с законом Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет организации проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 килограммов.

Ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4520-1 не предусматривает различий при предоставлении гарантий в части компенсации на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно для предприятий, финансируемых за счет бюджетов различных уровней, и организаций, занимающихся коммерческой деятельностью.

Таким образом, порядок компенсации стоимости проезда в отпуск и обратно и оформление первичных документов для предприятий всех форм собственности одинаковы.

Согласно Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 г. № 2), при непредставлении проездных билетов, но при наличии документов, подтверждающих проведение отпуска в другой местности, оплата производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Таким же образом возмещаются расходы по проезду в отпуск и обратно на личном автомобиле.

Организация может произвести оплату стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно на личном автотранспорте при наличии документа, подтверждающего проведение отпуска в другой местности, с учетом транспортных маршрутов в регионе и стоимости использованных горюче-смазочных материалов, подтвержденной чеками АЗС. В этом случае для возмещения произведенных расходов по проезду работники представляют в организацию копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке.

Т. В. Тюленева.

617.Организация создана в середине текущего года. При исчислении ЕСН применяется регрессия. Какое число месяцев следует учитывать при расчёте права на применение регрессивной шкалы ставок ЕСН?

Главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации установлена регрессивная шкала ставок ЕСН. Эту шкалу могут применять все категории налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, при условии, что накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет не менее 2500 руб. (п. 2 ст. 241 Налогового кодекса Российской Федерации). Если в каком-либо месяце налогового периода данное условие не выполняется, то налогоплательщик обязан уплачивать налог по максимальной ставке с месяца, в котором было потеряно право на применение регрессии, до конца налогового периода. Для целей исчисления и уплаты налога расчет права на применение регрессивных ставок налога производится ежемесячно.

При определении величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы; у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы (п. 2 ст. 241 Налогового кодекса Российской Федерации).

При расчете права на применение регрессивных ставок ЕСН следует учитывать, что налогоплательщиком ЕСН признается организация в целом, поэтому расчет производится по организации, включая ее обособленные подразделения, независимо от исполнения обособленными подразделениями обязанности организации по уплате авансовых платежей по налогу и страховых взносов.

При этом, если налогоплательщик вправе использовать регрессивные ставки налога, то он применяет их ко всем выплатам, вознаграждениям по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам, превышающим 100000 руб., исчисленным нарастающим итогом с начала года.

Организация определяет налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода (календарного года) по истечении каждого месяца нарастающим итогом (п. 2 ст. 237 Налогового кодекса Российской Федерации).

В том случае, если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для неё будет являться период со дня её создания до конца текущего года. При этом днём создания организации признаётся день её государственной регистрации (п. 2 ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в целях ежемесячного исчисления права организации на применение регрессивной шкалы ставок ЕСН величина накопленной с начала года налоговой базы в среднем на одно физическое лицо исчисляется нарастающим итогом начиная с месяца создания организации по истекший календарный месяц включительно и делится на количество месяцев, прошедших со дня государственной регистрации организации, включая истекший календарный месяц.

618.Работнику предприятия заработная плата выдана в натуральной форме – собственной продукцией. При этом НДФЛ не удерживался и не перечислялся. Возникает ли в данном случае ответственность организации, предусмотренная ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации?

В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право распоряжения которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме определены ст. 211 Налогового кодекса Российской Федерации. Этой же статьей определено, что к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится и оплата труда в натуральной форме.

Начисление налога на доходы физических лиц при выдаче заработной платы продукцией собственного производства производится в том же порядке, что и при выдаче заработной платы в денежной форме. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 211 Налогового кодекса Российской Федерации при получении дохода в натуральной форме стоимость продукции собственного производства должна быть учтена исходя из рыночной цены на эту продукцию, определяемой в порядке, указанном в ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению (ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, если в распоряжении налогового агента нет источника для удержания налога, то есть денежных средств, принадлежащих налогоплательщику, что, в частности, имеет место при выдаче работнику заработной платы в натуральной форме (продукцией организации), объективная возможность удержать и перечислить налог отсутствует. При таких обстоятельствах на налогового агента не может быть возложена ответственность, установленная ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обратим внимание на то, что в соответствии с п. 4 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчисленная сумма налога в такой ситуации подлежит удержанию при ближайшей выплате работнику дохода в денежной форме. При удержании и перечислении налога необходимо соблюдать требования, установленные пп. 4, 6 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации, применительно к сумме удерживаемого налога и срокам его перечисления в бюджет.

В случае, если удержать налог на доходы физических лиц не представляется возможным в течение отчетного периода в связи с отсутствием выплат в денежной форме, в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

В этом случае уплата не удержанных организацией сумм налога с указанных физических лиц производится этими лицами на основании налоговых уведомлений, направленных в установленном порядке налогоплательщику налоговыми органами.

О. И. Дудкина.

619.Вновь созданная организация для осуществления основного вида деятельности - грузоперевозки планирует закупить по импорту грузовые автомобили для использования в деятельности, облагаемой НДС. При этом первая партия - 10 автомобилей будет получена в феврале, вторая партия - 10 автомобилей в апреле, и еще 10 автомобилей в сентябре. По мере поступления автомобили будут вводиться в действие. Вся партия основных средств приобретается за счет кредита банка, и соответственно НДС по импортной сделке на таможне будет оплачен за счет средств кредита банка. Одновременно с получением первой партии автомобилей предприятие берет в аренду еще 12 автомобилей в России и с начала деятельности работает с НДС (ограничение в 20 автомобилей для работы на ЕНВД превышено).
Прошу пояснить, как будет происходить возврат импортного НДС налоговой инспекцией по основным средствам, оплаченным за счет кредита банка, в свете вышедшего определения КС № 169-0?

П. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 2.12.2000 г. № 914 установлено, что для вычета импортного НДС счета-фактуры не нужны, вместо них вы должны зарегистрировать в книге покупок таможенную декларацию и платежные документы, подтверждающие, что вы уплатили налог.

Согласно п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.

В п. 4 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 04.11.2004 г. № 324-0 сказано, что из Определения от 08.04.2004 г. № 169-0 не следует, что налогоплательщик во всяком случае не вправе произвести налоговый вычет, если сумма налога на добавленную стоимость уплачена им поставщику товаров (работ, услуг) в составе цены, в частности, денежными средствами (в том числе до момента исполнения налогоплательщиком обязанности по возврату займа).

Таким образом, суммы НДС, уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, подлежат вычету в полном объеме после оплаты и постановки на учет основных средств.

Н. Г. Парфенова

620.В связи с отменой Постановления Министерства труда Российской Федерации от 29.06.1994 г. № 51 «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации» (Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 26.04.2004 г. № 60 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Российской Федерации») являются ли компенсационными выплачиваемые взамен суточных надбавки за вахтовый метод работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя до места выполнения работы и обратно?

Трудовым кодексом Российской Федерации регулируются особенности труда (в том числе предоставление гарантий и компенсаций) лиц, работающих вахтовым методом (гл. 47 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно, выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы в размерах, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 302 Трудового кодекса Российской Федерации).

Ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

На основании п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.1992 г. № 122 «О нормах возмещения командировочных расходов» были разработаны и утверждены Минтрудом России нормы и порядок возмещения работникам повышенных расходов при выполнении работ вахтовым методом (Постановление Министерства труда Российской Федерации от 29.06.1994 г. № 51).

Следовательно, надбавки, выплачиваемые взамен суточных, в пределах норм, установленных указанным Постановлением, работникам, привлекаемым при вахтовом методе организации работ, являются компенсационными платежами, связанными с выполнением трудовых обязанностей.

Не подлежат налогообложению ЕСН и НДФЛ все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) (ст.ст. 217, 238 Налогового кодекса Российской Федерации).

Однако Постановлением Минтруда России от 26.04.2004 г. № 60 признано утратившим силу Постановление Минтруда России от 29.06.1994 г. № 51 «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации».

Новые нормы и порядок возмещения расходов, как для вахтового метода, так и для разъездного характера работы, для повышения квалификации в настоящий момент не утверждены. Исключение в настоящий момент составляют лишь нормы расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия. Эти нормы установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 г. № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

Если у организации надбавки работникам, выполняющим работы вахтовым методом, предусмотрены в коллективных или трудовых договорах, то условия договоров необходимо соблюдать. Эти выплаты включаются в расходы на оплату труда, уменьшающие базу по налогу на прибыль (ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом включение указанных сумм в расходы на оплату труда не ограничено нормативами, в отличие от ст. 217 и 238 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому выплаченные суммы подлежат обложению ЕСН и с них будет удержан НДФЛ.

Таким образом, надбавки взамен суточных при работе вахтовым методом являются компенсационными выплатами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, но в связи с отсутствием в настоящий момент размеров и порядка возмещения, установленных Правительством России, подлежат налогообложению ЕСН и НДФЛ на общих основаниях до момента принятия нового порядка

 

 

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
Рейтинг аудиторских компаний - 90
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты || Специалисты ]