«Аудит-Центр»

Новости

История

Услуги

Контакты

Конференция

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #661-670

О. И. Языкова.

661.Как организовать учет ввозных пошлин, таможенных сборов и расходов по оформлению ГТД, если часть ввезенного является товаром, а часть материалом?

Бухгалтерский учет

Материально-производственные запасы, в соответствии с ПБУ 5/01, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9.06.2001
№ 44н, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5).

Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

В состав фактических затрат в соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 на приобретение МПЗ наряду с иными затратами относятся таможенные платежи в виде таможенных пошлин.

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

Требованиями Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2001 № 119н, таможенные платежи в виде таможенных пошлин и таможенных сборов отнесены в состав транспортно-заготовительных расходов (п. 3 Приложения 2 к Методическим указаниям).

Учет ТЗР по товарам аналогичен порядку учета материалов.

Организация, осуществляющая торговую деятельность, в соответствии с ПБУ 5/01 затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов, производимые до момента их передачи в продажу, может включать в состав расходов на продажу. Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, для отражения расходов на продажу в торговых организациях предназначен счет 44 «Расходы на продажу».

Таможенные платежи могут быть учтены в бухгалтерском учете либо при формировании таможенной стоимости, либо при формировании расходов на продажу товара. Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике для целей бухгалтерского учета в соответствии с требованиями ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9.12.1998 № 60н.

Налоговый учет

В соответствии со ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей.

Подп. 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров по стоимости:

- первых по времени приобретения (ФИФО);

- последних по времени приобретения (ЛИФО);

- единицы товара, или по средней стоимости.

При реализации покупных товаров расходы, связанные с их приобретением и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок определения расходов по торговым операциям.

Этим порядком установлено, что расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя товаров, в случае если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров. Все остальные расходы, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации ввозные таможенные пошлины и сборы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

В налоговом учете организации под стоимостью приобретения товаров следует понимать контрактную (договорную) цену приобретения, а уплаченные ввозные таможенные пошлины и сборы следует учитывать в составе косвенных расходов, уменьшающих доходы от реализации текущего месяца.

Установленный в организации порядок налогового учета импортных товаров налогоплательщику следует отразить в учетной политике для целей налогового учета.

Если часть ввезенного является товаром, а часть материалом, то долю таможенных расходов можно рассчитать на 1 рубль их стоимости по контракту.

662.Можно ли в целях налогового учета включать в резерв по сомнительным долгам просроченные беспроцентные займы?

В соответствии с п. 3 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном этой статьей. Согласно п. 1 указанной статьи сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

П. 2 ст. 266 определено, что безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Согласно п. 3 ст. 266 суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода. Это положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков.

Резервируются суммы сомнительных долгов, выявленных организацией в результате инвентаризации дебиторской задолженности, которая должна проводиться на последний день каждого отчетного (налогового) периода. Никаких иных требований к порядку проведения инвентаризации гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит.

Выдача беспроцентного займа никаких экономических выгод организации принести не может. Поэтому беспроцентные займы, выданные организацией, должны отражаться не на счете 58, а, например, на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Этот вывод следует из п. 2 ПБУ
19/02, которым определены условия, одновременное выполнение которых позволяет принять финансовые вложения к бухгалтерскому учету. Одним из этих условий является способность приносить экономические выгоды (доход) в будущем.

Так как беспроцентный займ учитывается как расчеты с прочими дебиторами, то просроченные беспроцентные займы можно учесть при создании резерва по сомнительным долгам.

Г. И. Платонова.

663.Как рассчитать сумму отпускных юристу, исполняющему трудовые обязанности на условиях внешнего совместительства? Отпуск предоставлен в количестве 28 календарных дней с 14.03.2005 по 10.04.2005 При этом его заработок за 3 месяца составил: в декабре - 48 час. и начислено 13344 руб., в январе - 36 час. и начислено 10008 руб., в феврале - 52 час. и начислено 14456 руб. Работнику установлен суммированный учет рабочего времени, который составляет 48 час. в месяц.

В соответствии со ст. 286 Трудового кодекса Российской Федерации отпуск совместителям предоставляется одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы, то работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы, соответствующей продолжительности.

Расчет среднего заработка производится в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации Положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 № 213.

Так как работнику установлен суммированный учет рабочего времени, то расчет отпускных будем рассчитывать в соответствии с п. 13 Положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. То есть он рассчитывается путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически отработанных в этом периоде.

На основании вышеизложенного произведем расчет отпускных работнику:

- декабрь - 48 час., сумма заработной платы - 13344 руб.;

- январь  - 36 час., сумма заработной платы - 10008 руб.;

- февраль - 52 час., сумма заработной платы - 14456 руб.

Итого: 136 час., сумма заработка - 37808 руб.

Среднечасовая заработная плата составила 278 руб. Так как работнику установлена продолжительность отпуска 48 часов, то сумма отпускных будет равна 13344 руб. (278 руб. х 48 час.).

В. П. Русецкая.

664.Организация применяла упрощенную систему налогообложения в 2004 году. Мы приобрели и ввели в эксплуатацию основное средство. С 2005 года мы перешли на общий режим налогообложения. Можем ли мы принять к вычету сумму НДС, соответствующую остаточной стоимости основного средства по состоянию на 1.01.2005?

Подп. 1 п. 2 ст. 171 гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками налога на добавленную стоимость по объектам основных средств, которые приобретены для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения согласно п. 2 ст. 346.11 гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость по осуществляемым ими операциям.

Таким образом, налог на добавленную стоимость по основным средствам, уплаченный поставщикам организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, вычету не подлежит и включается в первоначальную стоимость приобретенных основных средств.

По правилам п. 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01, утвержденному Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н), стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств. Других особенностей, в том числе зависимости от того, для каких операций (облагаемых или не облагаемых налогом) используются эти основные средства, законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не предусмотрено.

Поэтому первоначальная стоимость основного средства, введенного в эксплуатацию в период, когда организация применяла упрощенную систему налогообложения, и в дальнейшем используемого в операциях по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, изменению не подлежит. Значит, суммы налога, включенные в первоначальную стоимость основного средства, к вычету не принимаются.

О. И. Дудкина, Е. В. Пименова.

665.ООО планирует заключить договор транспортной экспедиции с российской организацией на перевозку импортного товара из Китая (Суйфэньхэ) в Россию (Новосибирск). Данный вид услуг (сопровождение, транспортировка, погрузка и перегрузка импортируемых в Российскую Федерацию товаров, выполненных российским перевозчиком), и иные подобные работы и услуги облагаются НДС по нулевой ставке. При этом организация- перевозчик имеет право на возмещение из бюджета «входного» НДС по товарам, работам и услугам, используемым при их выполнении (оказании) (ст. 164 п. 1 Налогового кодекса Российской Федерации). Стоимость одной услуги составляет, к примеру, 150 тыс. руб. в одну сторону (Суйфэньхэ—Новосибирск). Данная сумма выручки, полученная перевозчиком от российской компании в рублях, будет вся подпадать под налогообложение 0%? И, соответственно, вся сумма НДС, уплаченная перевозчиком при выполнении данной услуги, будет возмещаться из бюджета? Либо надо делать какой-то расчет (расходы российского перевозчика в Китае по доставке до границы Российской Федерации) и отдельно остальные расходы: расходы от российской таможни до пункта назначения в России?

В соответствии с абзацем 2 подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке импортируемых в Российскую Федерацию товаров и иные подобные работы (услуги), выполняемые российскими перевозчиками, подпадают под налогообложение по ставке 0%.

По смыслу нормы, закрепленной в подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень работ (услуг), выполняемых в отношении импортных товаров (грузов), не является исчерпывающим, как и перечень лиц, осуществляющих такую деятельность, и основополагающим при решении вопроса о правомочности использования ставки 0% будет являться факт взаимосвязи выполнения работ (услуг) и импорта товаров.

Для обоснования своего права на применение ставки 0% перевозчик должен представить в налоговые органы среди прочих документов, перечисленных в п. 4 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, договор перевозки импортируемых товаров, в котором независимо от его формы (вида) должны содержаться обязательные реквизиты, позволяющие однозначно определить лицо, фактически выполняющее указанные работы (оказывающее указанные услуги), отправителя и получателя товаров (грузов).

В соответствии с положениями ст. 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза).

При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются в том числе расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации: стоимость транспортировки; расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке, перевалке товаров; страховая сумма.

Следовательно, ставка 0% будет применяться только в отношении тех работ (услуг), стоимость которых включена в таможенную стоимость импортируемых товаров.

В соответствии с Методическими рекомендациями по учету затрат по доставке товаров при определении таможенной стоимости на основе цены сделки с ввозимыми товарами (приложение к Письму ГТК России от 13.03.2000 № 01-06/6088) необходимо учитывать следующее:

1. Стоимость транспортировки представляет собой расходы, непосредственно связанные с перемещением товаров от места отправления (места погрузки) до места назначения. При определении таможенной стоимости стоимость транспортировки от места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации до места назначения может быть исключена из цены сделки, если в документах четко определен порядок расчета стоимости транспортировки в зависимости от расстояния (дальности перевозки).

2. Стоимость погрузки, выгрузки, перегрузки и перевалки товаров представляет собой сопутствующие транспортировке расходы, не зависящие непосредственно от расстояния (дальности перевозки). Расходы по выгрузке, перегрузке и перевалке товаров могут не включаться в таможенную стоимость ввозимых товаров только в том случае, если такая перегрузка, перевалка осуществлялась после ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При этом факт проведения таких операций и величина соответствующих расходов, а также их оплата продавцом должны быть документально подтверждены декларантом таможенному органу.

Е. В. Пименова.

666.В чем разница понятий:
- расширенные зоны обслуживания;
- совмещение профессий (должностей);
- замещение отсутствующего работника?

В соответствии со ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации совмещение профессий (должностей) и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (замещение отсутствующего работника) трактуется как выполнение работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, и связывается с доплатами, предусмотренными коллективным или персональным трудовым договором. Размеры доплат не могут быть ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

 Такие виды работ допускаются с целью перераспределения обязанностей (работы) между персоналом, установления наиболее оптимальных форм выполнения работ (услуг) меньшей численностью работников в течении установленной продолжительности рабочего дня (смены). Выполнение работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, должно быть экономически целесообразным, не может повлечь ухудшение качества продукции (выполняемых работ).

В Постановлении Совета Министров СССР от 04.12.1981 № 1145 (с изменениями и дополнениями на 17.08.1989) «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» было впервые нормативно закреплено понятие «совмещение профессий» и не противоречит определению, данному в ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации.

Совмещение профессий (должностей) – это выполнение работником у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности).

Следовательно, для совмещения характерны следующие особенности: наличие у того же работодателя вакантной должности; выполнение дополнительной работы по другой профессии (должности); выполнение этой работы наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, без увеличения рабочего дня, только за счет его уплотнения. Совмещение профессий (должностей), как правило, производится в пределах той категории персонала, к которой относится данный работник (рабочие, инженерно-технические работники, служащие и другие). Допускается также совмещение профессий (должностей) работниками, относящимися к разным категориям персонала, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Соглашение о совмещении профессий (должностей) может заключаться как на определенный срок, так и без его указания. Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) определяются соглашением сторон и не ограничиваются действующим законодательством.

Так называемым временным замещением считается исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации) либо исполнение обязанностей временно отсутствующего работника при освобождении от своих основных обязанностей (ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации).

В первом случае замещающему работнику производится соответствующая доплата. Размеры доплат за выполнение обязанностей отсутствующего работника в этом случае определяются соглашением сторон и не ограничиваются действующим законодательством.

Во втором случае замещение будет являться временным переводом на другую работу по производственной необходимости и должно осуществляться на условиях, предусмотренных ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации. Оплата труда должна производиться по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года (т. е. периода с 1 января по 31 декабря). С согласия работника временное замещение может продолжаться и более длительный срок.

Для замещения характерно наличие у того же работодателя должности, которая не является вакантной и сохраняется за временно отсутствующим (командировка, отпуск, болезнь) работником.

Как разновидность совмещения на практике используют такое понятие, как «расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ».

Как правило, понятие «расширение зоны обслуживания» применяется для рабочих профессий, а понятие «увеличение объема выполняемых работ» для должностей служащих.

Если работник наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, выполняет дополнительный объем работы по одной и той же профессии (должности), то имеет место расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ.

Условия выплаты и размеры доплат в этом случае устанавливаются соглашением сторон и не ограничиваются действующим законодательством.

667.Уборщица принята на ставку 0,67, в табеле проставляется 5,4 часа. Совмещает должность дворника по ставке 1,14 с оплатой 100%, есть приказ руководителя. Как отразить табель на совмещение?

Для правильного начисления заработной платы, для учета использования рабочего времени всех категорий работников и контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, а также для составления статистической отчетности по труду необходимо вести учет отработанного каждым работником времени.

Для учета использования рабочего времени всех категорий работников в организациях, на предприятиях, в учреждениях должен вестись табель учета использования рабочего времени (форма № Т-12 или Т-13).

Формы № Т-12 и Т-13 утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Для бухгалтера табель учета использования рабочего времени является одним из первичных документов, на основании которого производится расчет заработной платы.

Из вашего вопроса усматривается, что уборщица совмещает должность дворника. Следует учитывать, что совмещение профессий (должностей) в соответствии со ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации – это выполнение работником у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности).

Совмещение допускается на одном и том же предприятии, в учреждении, организации с согласия работника в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества продукции, выполняемых работ (оказываемых услуг), то есть выполнение работником другой работы не влечет увеличения рабочего дня.

Соглашение о совмещении профессий (должностей) оформляется приказом (распоряжением) администрации с указанием совмещаемой профессии (должности) и размера доплаты. Доплата производится в соответствии со ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации. Размер доплаты может быть установлен в абсолютном размере или в процентном отношении к тарифной ставке (окладу).

Действующим законодательством ведение дополнительного табеля учета рабочего времени для работников, допущенных в установленном порядке к совмещению профессий (должностей), не предусмотрено, поскольку в данном случае выполнение этими работниками дополнительных обязанностей по вакантной должности осуществляется в течение основного рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденного в организации, на предприятии, в учреждении.

Е. П. Тихоновец.

668.Как определить и отразить в книге покупок НДС по приобретенным материальным ценностям, если они использованы для осуществления деятельности, переведенной на уплату ЕНВД и находящейся на обычном режиме налогообложения?

При осуществлении видов деятельности, находящихся на разных режимах налогообложения, возникает вопрос о правильности отражения НДС в книге покупок при приобретении материальных ценностей, используемых в дальнейшем в деятельности, по которой платится единый налог на вмененный доход, и в обычной деятельности, по которой платится налог на прибыль. В п. 7 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. Налогоплательщик обязан вести раздельный учет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации).

 В соответствии с п. 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914, покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке. Следовательно, в книге покупок отражается НДС по материальным ценностям, приобретенным для осуществления деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость. При этом сумма НДС определяется следующим образом: выручка, полученная от обычной деятельности, делится на общую выручку. Полученный процент умножается на сумму НДС. В книгу покупок вносятся номер и дата счетов-фактур и НДС, относящихся к облагаемой НДС деятельности. Законодательно такой порядок отражения счетов-фактур не установлен, поэтому его рекомендуется отразить в учетной политике.

669.Наша организация по состоянию на 01.02.2005 имеет кредиторскую задолженность по аренде складских помещений на сумму 236000 руб., в том числе НДС – 36000 руб. Составлен акт взаимозачета по состоянию на 01.02.2005 на 236000 руб., в котором указано, что кредиторская задолженность погашается путем отгрузки материалов на сумму 236000 руб. в течение 2-х месяцев (апрель - май) равными суммами. Вычет НДС в сумме 36000 руб. отражен в декларации за февраль 2005 года. Правильно ли мы сделали вычет НДС?

В соответствии со ст. 410 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования. В данном случае вами допущена ошибка, так как проведен зачет взаимных обязательств авансом в счет будущих взаимозачетов. Взаимозачет осуществлен в отношении ничем не обусловленных сумм. Проведенный взаимозачет не предусмотрен действующим гражданским законодательством.

При погашении задолженности взаимозачетом НДС уплачивается в общеустановленном порядке. Во всех документах, имеющих отношение к проведению взаимозачета, НДС выделяется отдельной строкой.

Вам следует составить акты взаимозачета в апреле и в мае 2005 года, так как вами в апреле и мае отгружаются материалы в счет погашения кредиторской задолженности. В каждом акте взаимозачета будет погашаться часть кредиторской задолженности, поэтому вычет НДС в сумме 18000 руб. следует отразить в налоговой декларации за апрель и май.

В налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за февраль 2005 года следует внести изменения, уменьшив вычет НДС на 36000 руб.

В. В. Волкова.

670.Как перейти с ежеквартальной на ежемесячную уплату НДС при превышении лимита выручки?

На основании положений ст. 163 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 6 ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации право уплачивать НДС ежеквартально предоставлено только плательщикам НДС с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, не превышающими один миллион рублей.

Налогоплательщик, превысивший лимит выручки в каком-либо месяце, утрачивает право на ежеквартальную уплату налога и ежеквартальное представление декларации по налогу.

В этом случае налогоплательщик обязан без предварительного уведомления налогового органа представлять декларацию в общем порядке, т.е. перейти на ежемесячную уплату НДС.

В соответствии с п. 5 ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации, если лимит выручки превышен во втором месяце квартала (феврале, мае, августе либо ноябре), налогоплательщику необходимо:

- в срок не позднее 20 числа третьего месяца квартала (20 марта, 20 июня, 20 сентября, 20 декабря) представить ежемесячные налоговые декларации по НДС за первый и за второй месяцы квартала;

- уплатить исчисленную сумму НДС отдельными платежными поручениями за первый месяц (без начисления пени) и за второй месяц квартала;

- вне зависимости от объемов выручки в третьем месяце квартала (в марте, июне, сентябре, декабре) в срок не позднее 20 числа первого месяца следующего квартала (20 апреля, 20 июля, 20 октября, 20 января) представить налоговую декларацию по НДС за третий месяц квартала и уплатить исчисленную сумму налога.

При нарушении указанных сроков уплаты НДС организация обязана уплатить пени в соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

При нарушении сроков подачи деклараций организация может быть привлечена к налоговой ответственности согласно ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, а должностные лица - к административной ответственности (ст. 15.5 КоАП Российской Федерации).

Перейти обратно с ежемесячной уплаты НДС на ежеквартальную налогоплательщик может без предварительного уведомления налогового органа начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором превышен лимит выручки, при условии выполнения требований по лимиту выручки.

В соответствии со ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные вычеты.

Согласно пп. 1, 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на применение налогового вычета по НДС возникает после выполнения четырех нижеперечисленных условий:

- товары (работы, услуги) приобретены для осуществления деятельности, подлежащей обложению НДС;

- товары (работы, услуги) фактически оплачены;

- у налогоплательщика имеется счет-фактура, выставленный продавцом;

- товары (работы, услуги) оприходованы.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется в соответствии с порядком, установленным ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации.

По итогам каждого налогового периода сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением отдельных положений), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при соблюдении требований по применению налоговых вычетов по НДС налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога по итогам каждого налогового периода.

М. А. Абдикеева.

671.Работником предприятия в производственных целях используется личный автомобиль. За его использование по приказу руководителя предприятия работнику выплачивается компенсация. Ежемесячно сумма компенсации начисляется на счете учета затрат по норме согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 № 92. Одновременно сумма начисленной компенсации за использование личного транспорта включается в регистр налогового учета для расчета налога на прибыль. Правомерны ли наши действия в целях исчисления налога на прибыль?

В соответствии с пп. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, расходы по выплате работнику компенсации за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля являются коммерческими расходами организации, которые формируют расходы по обычным видам деятельности.

В целях налогообложения прибыли согласно подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и принимаются в пределах норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 № 92.

При методе начисления датой признания расходов в виде компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов является дата выплаты работнику указанной компенсации. Это регламентировано подп. 4 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, если вы начислили в текущем месяце в расходах предприятия компенсацию за использование вашим работником личного транспортного средства, но не рассчитались с ним, принять это начисление компенсации в расходах при исчислении налога на прибыль вы не можете до того момента, пока не погасите данную задолженность.

672.Одним из учредителей нашего общества является организация, применяющая упрощенную систему налогообложения. При выплате дивидендов такому учредителю мы обязаны удержать налог на доходы с дивидендов или нет, поскольку применение упрощенной системы налогообложения освобождает от уплаты налога на прибыль?

Поскольку получателем доходов в виде дивидендов является организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, во избежание двойного налогообложения такие доходы не должны облагаться налогом у источника выплаты дивидендов. Этот доход в виде дивидендов один раз самостоятельно учитывается организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в налоговой базе и облагается в соответствии со ст. 346.20 гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации по ставкам в размере 6 процентов или 15 процентов (в зависимости от выбранного объекта налогообложения).

Ст. 346.14 гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, имущественных прав и внереализационные доходы, учитываемые при налогообложении, определяются организациями в соответствии со ст. 249 и 250 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, согласно п. 1 ст. 250 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы от долевого участия в других организациях.

Однако следует учесть, что Налоговым кодексом перечень документов, подтверждающих факт применения организацией, получающей дивиденды, упрощенной системы налогообложения, не определен.

Документом организации, подтверждающим ее право на применение упрощенной системы налогообложения, может являться Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения формы № 26.2-2, утвержденной Приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495, выдаваемое налоговым органом. Однако данное Уведомление выдается только один раз, в начале применения упрощенной системы, и действует на протяжении всего срока применения специального режима. Ваш учредитель, получивший Уведомление, может перейти в течение налогового периода на общий режим налогообложения в случае нарушения условий, дающих право применять упрощенную систему налогообложения.

Исходя из этого, вы, как налоговый агент, вправе требовать от организации, получающей дивиденды, документы, подтверждающие права этой организации на применение специального налогового режима в течение всего налогового периода, по своему усмотрению.

Но не забывайте, что в случае представления организацией, получающей дивиденды, недостоверных сведений о применяемом ею налоговом режиме, обязанность по исчислению и уплате налога на доходы от долевого участия в деятельности организации лежит на налоговом агенте. Кроме того, на вас как на налоговом агенте, согласно п. 5 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей лежит и налоговая ответственность.

Н. Н. Клюкина.

673.Как производить уплату единого налога на вмененный доход и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование индивидуальным предпринимателям?

Уплата налогоплательщиками-индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты налогов, перечисленных в п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом для данной категории налогоплательщиков сохраняется обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщикам предоставлено право уменьшать сумму исчисленного ими за налоговый период единого налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособнос-
ти.

При этом сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

В целях реализации данной нормы Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики уменьшают (но не более чем на 50%) сумму исчисленного ими за налоговый период единого налога на сумму исчисленных и уплаченных по всем основаниям за этот же период времени страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Таким образом, сумма исчисленного за налоговый период единого налога на вмененный доход подлежит уменьшению налогоплательщиками только на сумму фактически уплаченных ими (в пределах суммы исчисленных (подлежащих уплате) за отчетный (расчетный) период) на дату представления налоговой декларации по единому налогу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

П. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (в редакции от 28.12.2004) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) предусмотрено, что страхователи, поименованные в подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.

Обязательным для уплаты является минимальный размер фиксированного платежа, который установлен в сумме 150 руб. в месяц, в том числе на финансирование страховой части трудовой пенсии - 100 руб., на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 50 руб.

Действующим законодательством Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей-пенсионеров, в том числе инвалидов I, II и III групп, применяющих специальные режимы налогообложения, от уплаты минимального размера фиксированного платежа.

Фиксированные платежи подлежат уплате индивидуальными предпринимателями независимо от размера полученных ими доходов от предпринимательской деятельности в соответствующем налоговом периоде, а также от периода времени ее осуществления.

Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом № 167-ФЗ не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа и в случае временного приостановления ими своей предпринимательской деятельности и отсутствии доходов от такой деятельности.

Только при окончательном прекращении индивидуальными предпринимателями своей деятельности и снятии с налогового учета в соответствии с действующим законодательством прекращается и обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.

В остальных случаях страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа уплачиваются всеми индивидуальными предпринимателями в обязательном порядке.

О. И. Языкова.

674.Как организовать учет ввозных пошлин, таможенных сборов и расходов по оформлению ГТД, если часть ввезенного является товаром, а часть материалом?

Бухгалтерский учет

Материально-производственные запасы, в соответствии с ПБУ 5/01, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9.06.2001
№ 44н, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5).

Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

В состав фактических затрат в соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 на приобретение МПЗ наряду с иными затратами относятся таможенные платежи в виде таможенных пошлин.

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

Требованиями Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2001 № 119н, таможенные платежи в виде таможенных пошлин и таможенных сборов отнесены в состав транспортно-заготовительных расходов (п. 3 Приложения 2 к Методическим указаниям).

Учет ТЗР по товарам аналогичен порядку учета материалов.

Организация, осуществляющая торговую деятельность, в соответствии с ПБУ 5/01 затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов, производимые до момента их передачи в продажу, может включать в состав расходов на продажу. Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, для отражения расходов на продажу в торговых организациях предназначен счет 44 «Расходы на продажу».

Таможенные платежи могут быть учтены в бухгалтерском учете либо при формировании таможенной стоимости, либо при формировании расходов на продажу товара. Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике для целей бухгалтерского учета в соответствии с требованиями ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9.12.1998 № 60н.

Налоговый учет

В соответствии со ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей.

Подп. 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров по стоимости:

- первых по времени приобретения (ФИФО);

- последних по времени приобретения (ЛИФО);

- единицы товара, или по средней стоимости.

При реализации покупных товаров расходы, связанные с их приобретением и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок определения расходов по торговым операциям.

Этим порядком установлено, что расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя товаров, в случае если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров. Все остальные расходы, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации ввозные таможенные пошлины и сборы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

В налоговом учете организации под стоимостью приобретения товаров следует понимать контрактную (договорную) цену приобретения, а уплаченные ввозные таможенные пошлины и сборы следует учитывать в составе косвенных расходов, уменьшающих доходы от реализации текущего месяца.

Установленный в организации порядок налогового учета импортных товаров налогоплательщику следует отразить в учетной политике для целей налогового учета.

Если часть ввезенного является товаром, а часть материалом, то долю таможенных расходов можно рассчитать на 1 рубль их стоимости по контракту.

675.Можно ли в целях налогового учета включать в резерв по сомнительным долгам просроченные беспроцентные займы?

В соответствии с п. 3 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном этой статьей. Согласно п. 1 указанной статьи сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

П. 2 ст. 266 определено, что безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Согласно п. 3 ст. 266 суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода. Это положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков.

Резервируются суммы сомнительных долгов, выявленных организацией в результате инвентаризации дебиторской задолженности, которая должна проводиться на последний день каждого отчетного (налогового) периода. Никаких иных требований к порядку проведения инвентаризации гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит.

Выдача беспроцентного займа никаких экономических выгод организации принести не может. Поэтому беспроцентные займы, выданные организацией, должны отражаться не на счете 58, а, например, на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Этот вывод следует из п. 2 ПБУ
19/02, которым определены условия, одновременное выполнение которых позволяет принять финансовые вложения к бухгалтерскому учету. Одним из этих условий является способность приносить экономические выгоды (доход) в будущем.

Так как беспроцентный займ учитывается как расчеты с прочими дебиторами, то просроченные беспроцентные займы можно учесть при создании резерва по сомнительным долгам.

Г. И. Платонова.

676.Как рассчитать сумму отпускных юристу, исполняющему трудовые обязанности на условиях внешнего совместительства? Отпуск предоставлен в количестве 28 календарных дней с 14.03.2005 по 10.04.2005 При этом его заработок за 3 месяца составил: в декабре - 48 час. и начислено 13344 руб., в январе - 36 час. и начислено 10008 руб., в феврале - 52 час. и начислено 14456 руб. Работнику установлен суммированный учет рабочего времени, который составляет 48 час. в месяц.

В соответствии со ст. 286 Трудового кодекса Российской Федерации отпуск совместителям предоставляется одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы, то работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы, соответствующей продолжительности.

Расчет среднего заработка производится в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации Положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 № 213.

Так как работнику установлен суммированный учет рабочего времени, то расчет отпускных будем рассчитывать в соответствии с п. 13 Положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. То есть он рассчитывается путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически отработанных в этом периоде.

На основании вышеизложенного произведем расчет отпускных работнику:

- декабрь - 48 час., сумма заработной платы - 13344 руб.;

- январь  - 36 час., сумма заработной платы - 10008 руб.;

- февраль - 52 час., сумма заработной платы - 14456 руб.

Итого: 136 час., сумма заработка - 37808 руб.

Среднечасовая заработная плата составила 278 руб. Так как работнику установлена продолжительность отпуска 48 часов, то сумма отпускных будет равна 13344 руб. (278 руб. х 48 час.).

В. П. Русецкая.

677.Организация применяла упрощенную систему налогообложения в 2004 году. Мы приобрели и ввели в эксплуатацию основное средство. С 2005 года мы перешли на общий режим налогообложения. Можем ли мы принять к вычету сумму НДС, соответствующую остаточной стоимости основного средства по состоянию на 1.01.2005?

Подп. 1 п. 2 ст. 171 гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками налога на добавленную стоимость по объектам основных средств, которые приобретены для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения согласно п. 2 ст. 346.11 гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость по осуществляемым ими операциям.

Таким образом, налог на добавленную стоимость по основным средствам, уплаченный поставщикам организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, вычету не подлежит и включается в первоначальную стоимость приобретенных основных средств.

По правилам п. 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01, утвержденному Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н), стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств. Других особенностей, в том числе зависимости от того, для каких операций (облагаемых или не облагаемых налогом) используются эти основные средства, законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не предусмотрено.

Поэтому первоначальная стоимость основного средства, введенного в эксплуатацию в период, когда организация применяла упрощенную систему налогообложения, и в дальнейшем используемого в операциях по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, изменению не подлежит. Значит, суммы налога, включенные в первоначальную стоимость основного средства, к вычету не принимаются.

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
Рейтинг аудиторских компаний - 90
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты || Специалисты ]