«Аудит-Центр»

Новости

История

Услуги

Контакты

Конференция

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #701-710

 

Т. В. Тюленева

701.Какой заработок (среднедневной или среднечасовой) необходимо умножать на количество дней/часов при расчёте оплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае, если сотрудник нашей организации несколько месяцев проработал на суммированном учёте и уже три месяца как переведён на должность с повременной оплатой труда.

В соответствии со ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.

Вопросы, касающиеся размеров, порядка исчисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, в 2005 году регулируются:

- Федеральным законом от 29.12.2004 № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год»;

- Федеральным законом от 08.12.2003 № 166-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год»;

- Основными условиями обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утверждёнными Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 № 191;

- Положением о порядке обеспечения пособия по государственному социальному страхованию, утверждённым Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 № 13-6.

При исчислении среднего заработка следует руководствоваться Положением об особенностях исчисления средней заработной платы, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213.

Для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется:

- средний дневной заработок (если работнику установлен поденный учёт рабочего времени) в соответствии с п. 8 Положения о среднем заработке: путём деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчётный период, на количество фактически отработанных в этот период дней;

- средний часовой заработок (если работнику установлен суммированный учёт рабочего времени) в соответствии с п. 13 Положения о среднем заработке: путём деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчётный период, на количество фактически отработанных в этот период часов.

Так как в настоящее время работнику не установлен суммированный учёт рабочего времени, то и пособие по временной нетрудоспособности будет исчисляться путём умножения суммы среднедневного пособия на количество рабочих дней (по графику, установленному для данного работника), пропущенных в результате временной нетрудоспособности (п. 73 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утверждённому Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 № 13-6). Дневное пособие определяется исходя из суммы среднедневного заработка и размера пособия в процентах к заработку.

В данном случае необходимо исчислять среднедневной заработок в соответствии с абз. 3 п. 8 Положения об особенностях порядка исчисления заработной платы, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213.

То есть фактически начисленную за расчётный период (в который попадёт как время, в течение которого работник работал при суммированном учёте, так и время, в течение которого он работал без суммированного учёта) необходимо разделить на количество фактически отработанных в этот период дней. В их число нужно включить все отработанные работником дни, независимо от режима учёта рабочего времени. При этом, если в период, когда работник работал при суммированном учёте, одна часть рабочей смены попадает на один день, а вторая – на другой, необходимо учитывать два дня как рабочие.

Е. В. Пименова

702.Наше предприятие привлекает к работе китайских специалистов, заключая с ними трудовые договоры (контракты). Должны ли мы уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и единый социальный налог с выплат в пользу иностранных работников, если имеется двустороннее Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 03.11.2000, которым установлено, что вопросы пенсионного страхования (обеспечения) работников, которые на законном основании осуществляют временную трудовую деятельность на территории принимающего государства в соответствии с трудовыми договорами (контрактами), заключенными работодателями - юридическими лицами принимающего государства, регулируется законодательством государства постоянного проживания работника?

Как усматривается из вашего вопроса, работниками на вашем предприятии являются китайские граждане, с которыми заключены трудовые договоры (контракты).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ) застрахованными лицами признаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являющиеся гражданами Российской Федерации, а также проживающие (с 01.01.2005 - постоянно или временно проживающие) на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.

Конституцией РФ (ст. 15) установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, учитывая приоритет международного договора, уплачивать страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в Пенсионный фонд России с заработка китайских специалистов, работающих на территории России в рамках действия международного соглашения, ваше предприятие производить не должно, так как ст. 12 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 03.11.2000 установлено, что вопросы пенсионного страхования (обеспечения) работников, которые на законном основании осуществляют временную трудовую деятельность на территории принимающего государства в соответствии с трудовыми договорами (контрактами), заключенными работодателями - юридическими лицами принимающего государства, регулируется законодательством государства постоянного проживания работника (в вашем случае - это Китайская Народная Республика).

Порядок исчисления и уплаты единого социального налога установлен гл. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).

В соответствии со ст. 234 НК РФ этот налог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

По нашему мнению, положения этой статьи свидетельствуют о целевом назначении налога, поступление которого в федеральный бюджет предназначено для пенсионного обеспечения не конкретного физического лица, а граждан, имеющих право на получение трудовой пенсии и пенсионное обеспечение, следовательно, из вышеизложенного следует, что взимание этого налога не связано с выплатой пенсии конкретному работнику.

Норм, определяющих особенности обложения единым социальным налогом выплат, производимых в пользу иностранных граждан, НК РФ не содержит, поэтому на выплаты, производимые в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, единый социальный налог начисляется в общеустановленном порядке и в полном размере.

Согласно п. 2 ст. 243 НК РФ сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

Учитывая, что выплат страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию с заработка китайских специалистов в вашем случае не будет, то и право на налоговый вычет в этой сумме у вашего предприятия отсутствует, и, следовательно, ваше предприятие должно уплачивать единый социальный налог в федеральный бюджет в полном размере по ставке 28%, а с 01.01.2005 - по ставке 20%.

703.Наше предприятие имеет обособленные подразделения на территории города Хабаровска, в пределах и за пределами Хабаровского края. Состоит на налоговом учете по месту нахождения юридического лица за пределами города, также состоит на учете по месту нахождения каждого своего структурного подразделения и уплачивает ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль по месту нахождения юридического лица и по месту нахождения обособленных подразделений.

Сумму ежемесячного авансового платежа за четвертый квартал 2004 года мы определили в соответствии со ст. 286 НК РФ как одну третью разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, при этом определив прибыль, приходящуюся на обособленные подразделения в порядке, предусмотренном ст. 288 НК РФ.

Однако районная налоговая инспекция города Хабаровска по месту нахождения одного из наших структурных подразделений, камерально проверив представленные нами приложения № 5 и 5а к листу 02 декларации по налогу на прибыль, сделала вывод о неполной уплате организацией авансовых платежей по месту нахождения структурного подразделения и направила требование об уплате авансовых платежей.

В обоснование своего решения налоговый орган сослался на порядок заполнения строк 220 и 230 приложений № 5 и 5а, приведенный в Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденный Приказом МНС РФ от 29.12.2001 № БГ-3-02/585.

Могла ли налоговая инспекция, проверив приложения № 5 и 5а к листу 02 декларации по одному подразделению, сделать вывод о неполной уплате организацией сумм авансовых платежей, если в пределах одного муниципального образования находится несколько обособленных подразделений организации? Имеется ли противоречие между порядком распределения сумм авансовых платежей, изложенным в ст. 286 НК РФ, и порядком, приведенным в Инструкции? В случае наличия противоречий, каким документом должен был руководствоваться налогоплательщик, рассчитывая ежемесячные авансовые платежи: НК РФ или Инструкцией?

I. Рассмотрим сначала первый из заданных вопросов.

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиком - российской организацией по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Следовательно, для того, чтобы сделать вывод о неполной уплате сумм авансовых платежей организацией, налоговый орган должен был установить, что в бюджет субъекта и (или) муниципального образования налогоплательщик уплатил суммы авансовых платежей по определенному сроку не в полном объеме.

В соответствии с Уставом городского округа «город Хабаровск», принятым решением Хабаровской городской Думы от 13.07.2004 № 509, город Хабаровск является самостоятельным муниципальным образованием, разделенным на 5 районов (ст. 2, ст. 8 Устава), которые соответственно не являются муниципальными образованиями.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что налоговый орган должен был проверить поступление ежемесячных авансовых платежей по всем обособленным подразделениям организации, расположенным в пределах одного муниципального образования - города Хабаровска, для того, чтобы сделать вывод о неполной уплате в местный бюджет авансовых платежей по налогу на прибыль. В аналогичном порядке необходимо было проверить поступление авансовых платежей по всем обособленным подразделениям организации, расположенным в пределах одного субъекта - Хабаровского края, для того чтобы сделать вывод о неполной уплате авансовых платежей в региональный бюджет.

Таким образом, проверив поступление авансовых платежей по одному обособленному подразделению организации, невозможно установить наличие неуплаты ежемесячных авансовых платежей в местный бюджет или бюджет субъекта Российской Федерации в целом по налогоплательщику, имеющему несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании (одном субъекте).

Действия налогового органа противоречат требованиям ст. 45, 87, 88, 106 НК РФ.

Кроме того, представляется спорным право налогового органа выставлять требование в порядке ст. 69, 88 НК РФ на суммы неуплаченных ежемесячных авансовых платежей, т. к. по смыслу этих норм требование выставляется только в случае неуплаты (неполной уплаты) налога, а не авансового платежа по налогу.

Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль является промежуточным (внутри отчетного периода) платежом и исчисляется на основании данных за предшествующие отчетные периоды, т.е. расчетным путем.

 При рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам предписано исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, сформированной исходя из реальных финансовых результатов экономической деятельности налогоплательщика (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Аналогичная позиция отражена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.05.2003 № А56-2405/03, которое принято по конкретному делу.

II. Рассмотрим следующие вопросы.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, в соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 286 НК РФ, налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и одного года. Сумма квартальных авансовых платежей определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

В течение отчетного периода (квартала) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи.

При этом установлено, что сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, определены ст. 288 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиком по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого из своих обособленных подразделений.

При этом суммы квартальных авансовых платежей и суммы налога распределяются исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в целом по налогоплательщику. Удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 288 НК РФ на конец отчетного периода.

В соответствии с Инструкцией по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом МНС РФ от 29.12.2001 № БГ-3-02/585, налогоплательщик, имеющий обособленные подразделения, заполняет приложение № 5 к Листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения» и приложение № 5а к Листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям организаций».

Суммы ежемесячных авансовых платежей, указанные в строках 220 и 230приложения № 5распределяются между организацией без обособленных подразделений и каждым обособленным подразделением исходя из долей налоговой базы (%), приведенных по строке 030 приложений № 5 и 5а: суммы ежемесячных авансовых платежей на II, III и IY кварталы - соответственно исходя из долей налоговой базы за I квартал, полугодие, 9 месяцев текущего налогового периода.

По нашему мнению, инструкцией предложен иной (по сравнению со ст. 286 НК РФ) порядок исчисления авансовых платежей по налогу.

В соответствии с инструкцией ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль, приходящийся на обособленное подразделение организации, определяется как доля налоговой базы от ежемесячного авансового платежа, исчисленного в целом по организации.

Считаем, что при исчислении авансовых платежей необходимо соблюдать единообразие и руководствоваться нормами ст. 286 НК РФ, которая определяет порядок исчисления ежемесячных авансовых платежей и предписывает налогоплательщикам исчислять их как одну третью разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам последующего квартала, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам предыдущего квартала. При этом при определении размера авансового платежа, приходящегося на обособленные подразделения, долю следует применять к прибыли, полученной в целом по организации, а не к авансовому платежу по налогу.

Порядок и последовательность действий налогоплательщика, имеющего обособленные подразделения, содержание его обязанностей по исчислению и уплате авансовых платежей и налога на прибыль, определены в ст. 286, 288 НК РФ.

Следует учитывать, что ст. 288 НК РФ не предусматривает иного, отличного от установленного в ст. 286 НК РФ порядка исчисления авансовых платежей, а определяет особенность, распределения сумм авансовых платежей между самим налогоплательщиком и его обособленными подразделениями.

Абз. 29 раздела 7 инструкции, в отличие от нормы, изложенной в ст. 286 НК РФ, установлен иной порядок действий налогоплательщика, имеющего обособленные подразделения, что может расцениваться как изменение содержания обязанностей налогоплательщиков, определенных гл. 25 НК РФ.

В соответствии со ст. 4 НК РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти о налогах и сборах не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Согласно п. 2 ст. 6 НК РФ нормативные правовые акты о налогах и сборах признаются не соответствующими НК РФ при изменении ими в том числе порядка действий налогоплательщика при исчислении налогов.

Приказ МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585, которым утверждена Инструкция, изданная в соответствии с п. 7 ст. 80 НК РФ в целях реализации положений гл. 25 НК РФ, обязывает налоговые органы и налогоплательщиков применять ее в практической работе.

По нашему мнению, налогоплательщик при исчислении ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, уплачиваемых им по месту нахождения обособленных подразделений, должен руководствоваться нормативным правовым актом, имеющим высшую юридическую силу – НК РФ. При этом необходимо иметь в виду, что неисполнение категорического предписания инструкции может повлечь неблагоприятные последствия в виде доначисления авансовых платежей и в этом случае придется отстаивать свою позицию в суде.

704.Наше предприятие расположено в районах Крайнего Севера и не относится к бюджетной сфере. Можем ли мы отнести к расходам на оплату труда, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, расходы на оплату проезда нашего работника к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно, если работник воспользовался правом на проезд, находясь в отпуске без сохранения заработной платы?

В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются в том числе расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Ст. 325 ТК РФ и ст. 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям» предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно.

С 01.01.2005 размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем.

В гл. 19 ТК РФ, конкретизирующей один из основных принципов регулирования трудовых отношений - право на отдых, дано определение видов отпусков: ежегодного оплачиваемого отпуска, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также отпуска без сохранения заработной платы.

Законодатель, определяя перечень расходов на оплату труда, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, не устанавливает вид отпуска,  при использовании которого расходы на проезд правомерно относить к затратам.

Основными моментами при определении правильности отнесения расходов к п. 7 ст. 255 НК РФ будут являться:

- установление факта, что лица, которым произведена оплата проезда, являются работниками предприятия, оплатившего проезд, или находятся на иждивении у этих работников;

- соблюдение требования об отнесении на расходы затрат, которые произведены к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации;

- соблюдение порядка, предусмотренного законодательством Российской Федерации, при компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно.

С 01.01.2005 работодатели, не относящиеся к организациям, финансируемым из бюджета, и расположенные в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, обязаны определить размер, условия и порядок компенсации этих расходов в локальном нормативном акте организации.

Учитывая вышеизложенное, рекомендуем вам обратиться к коллективному договору или другому локальному нормативному акту, принятому в вашей организации.

В случае если порядком установлено, что работник имеет право на оплатупроезда к месту использования и обратно конкретного вида отпуска (например, очередного оплачиваемого), расходы на оплату проезда к месту использования отпуска без сохранения заработной платы не будут относиться к затратам, указанным в п. 7 ст. 255 НК РФ.

Если же локальным нормативным актом организации установлено, что работник имеет право на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно, при этом не определен вид отпуска, расходы на оплату проезда к месту использования отпуска без сохранения заработной платы, по нашему мнению, правомерно включать в затраты на оплату труда, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.

Г. И. Платонова

705.Мы получили в банке наличные денежные средства в сумме 5000000 руб. на выдачу заработной платы работникам за май 2005 г. В связи с тем, что несколько человек находились в командировке и отсутствовали по причине временной нетрудоспособности, причитающая им заработная плата в сумме 80000 руб. была депонирована. Невыплаченные денежные средства внесены на расчетный счет организации в банке. Как отразить в бухгалтерском учете депонированную заработную плату?

В соответствии с п. 9 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40, организации имеют право хранить в своих кассах наличные денежные средства сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по государственному социальному страхованию и стипендий не свыше 3-х рабочих дней (для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до пяти дней), включая день получения наличных денег в банке.

По истечении указанных сроков кассир обязан:

1) в платежной (расчетно-платежной) ведомости против фамилии лиц, которым не произведены выплаты заработной платы, пособий по социальному страхованию или стипендий, поставить штамп или сделать отметку от руки «Депонировано»;

2) составить реестр депонированных сумм;

3) в конце ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по ведомости и скрепить надпись своей подписью (если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись «Деньги по ведомости выдал (подпись)»;

4) записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп. Расходный кассового ордера №___, дата.

Депонированные суммы заработной платы на следующий день после истечения сроков их хранения должны быть сданы на расчетный счет организации. На сданные суммы оформляются расходный кассовый ордер (ф № КО-2; форма утверждена постановлением Госкомитета России от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»).

На основании вышеизложенного депонирование производится только по тем суммам, по которым наличные средства, предназначенные для выдачи работникам, были получены в банке, не выплачены по причине отсутствия работника на работе.

В бухгалтерском учете для учета сумм депонированной заработной платы предназначен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по депонированным суммам».

Аналитический учет расчетов с депонентами в части сумм своевременно не выданной заработной платы ведется в реестре или книге учета депонированной заработной платы.

Книга учета депонированной заработной платы открывается на год. Для каждого депонента в ней отводится отдельная строка, по которой указываются табельный номер, фамилия, имя и отчество, депонированная сумма, а в дальнейшем делается отметка о ее выдаче.

В бухгалтерском учете организация делает следующие проводки:

Дебет счета 50 «Касса»   Кредит счета 51 Расчетный счет - 5000000 руб. - отражено списание с расчетного счета в банке денежных средств и поступление их в кассу организации;

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»  Кредит счета 50 «Касса» - 420000 руб. - выдана заработная плата работникам организации;

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»   Кредит счета 76 субсчет «Расчеты по депонированным суммам» - 80000 руб. - отражено депонирование сумм невыплаченной заработной платы;

Дебет счета 51   Кредит счета 50 - 80000 руб. - внесена на расчетный счет в банк депонированная сумма денежной наличности.

После того как работники обратились за депонированной зарплатой, делаются следующие записи:

Дебет счета 50   Кредит счета 51 - 80000 руб. - отражено списание с расчетного счета в банке денежных средств и поступление их в кассу организации;

Дебет счета 76   Кредит счета 50 - 80000 руб. - выдана депонированная заработная плата работникам организации.

706.Организация выдала сотруднику денежные средства в сумме 21000 руб. на приобретение запчастей, товарно-материальных ценностей для текущего ремонта оборудования, числящегося на балансе организации. Согласно приказу руководителя деньги выданы сроком на два дня. Сотрудник приобрел запчасти на сумму 19000 руб., в том числе НДС 2898,30 руб., и предоставил авансовый отчет. К отчету он приложил чек ККМ, счет-фактуру, во всех документах НДС выделил отдельной строкой. Остаток подотчетной суммы в размере 2000 руб. по заявлению сотрудника был удержан из его заработной платы. Оклад сотрудника составил 15200 руб. Как отразить в учете данную операцию?

Организация имеет право выдавать наличные деньги под отчет (в том числе и на командировочные расходы) согласно п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40.

В течение трех дней после окончания срока, на который были выданы денежные средства, подотчетное лицо обязано представить в бухгалтерию организации авансовый отчет о произведенных расходах с приложением к нему оправдательных документов. Сумма подотчетных средств, не возвращенная работником в установленный срок, может удерживаться из его заработной платы. Сумма удержаний не может превышать 20% от заработной платы в соответствии со ст. 138 ТК РФ. Если долг работника будет списан за счет средств организации, списанную сумму следует включить в совокупный доход работника и удержать с нее налог на доходы физических лиц.

На основании вышеизложенного в бухгалтерском учете организации следует отразить данную операцию следующими проводками:

Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»  Кредит счета 50 «Касса» - 21000 руб.- выданы средства из кассы на приобретение запчастей;

Дебет счета 10 субсчет «Запасные части»  Кредит счета 71 - 16101,70 руб.- оприходованы запчасти, приобретенные подотчетным лицом;

Дебет счета 19 «НДС»  Кредит счета 71 - 2898,30 руб. - учтен НДС по приобретенным запчастям;

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»  Кредит счета 71 - 2000 руб. - отражена сумма, своевременно не возвращенная подотчетным лицом;

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»  Кредит счета 94 - 2000 руб. - удержан из заработной платы остаток подотчетных сумм, своевременно не возвращенных в кассу (в соответствии со ст. 139 ТК РФ).

707.На балансе организации имеется автомобиль. Водитель организации, управляющий автомобилем, попал в дорожно-транспортное происшествие. Органами ГИБДД признана обоюдная вина участников ДТП. Просим ответить, может ли организация не взыскивать стоимость ремонта автомобиля с водителя, и указать порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете.

Гл. 39 ТК РФ регламентирует обязательства работников, связанные с причинением ущерба имуществу работодателя при исполнении трудовых обязательств.

Ст. 238 ТК РФ установлено, что работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояние указанного имущества (в том числе работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо изменения выплаты на приобретение или восстановление имущества.

Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицом.

В соответствии с п. 6 ст. 243 ТК РФ определено, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба в результате административного проступка.

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате или порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисленным исходя из рыночных цен, действующих в данный местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества, согласно ст. 246 ТК РФ.

В изложенном вопросе размер причиненного работником прямого действительного ущерба определен исходя из стоимости ремонта, связанного с восстановление автомобиля, и подлежит возмещению в полном объеме.

Согласно ст. 240 ТК РФ работодателю предоставлено право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника.

На основании вышеизложенного организация вправе освободить водителя от материальной ответственности по возмещению ущерба, причиненного ей вследствие аварии.

В бухгалтерском учете расходы, связанные с восстановлением поврежденного автомобиля, попавшего в аварию, отражаются в составе чрезвычайных расходов согласно п. 13 ПБУ10/99 «Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» утвержденного приказом МФ РФ от 06.05.1999 № 33н и записями:

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»  Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - расходы на ремонт, произведенный сторонней организацией с учетом НДС;

Дебет счета 99  Кредит счета 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательное производство» - расходы по ремонту автомобиля на предприятии;

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль»  Кредит счета 99 - стоимость ремонта, не удержанная с водителя по распоряжению руководителя. Данные расходы не уменьшают налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль.

708.Как отразить в учете организации начисление и выплату заработной платы за май 2005 г. работнику с посменным режимом работы (продолжительность каждой рабочей недели 24 часа), рабочие смены которой пришлись на 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25 и 29 мая (рабочая смена начинается в 7 часов утра)? Данному работнику установлен суммированный учет рабочего времени; учетный период - календарный год. Оплата труда производится по часовой ставке равной 115 руб., с увеличением в ночное время на 50%.

Коллективным договором организации установлен режим рабочего времени, который предусматривает продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, чередование рабочих и нерабочих дней в соответствии со ст. 10 ТК РФ. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени согласно графику сменности с учетом требований ст. 103 ТК РФ.

В ст. 96 ТК РФ установлена оплата труда в ночное время с 22 до 6 часов и производится с учетом ст. 154 ТК РФ в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными актами. Так как в организации не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени для категорий работников, работающих по сменному графику, то в соответствии со ст. 104 ТК РФ допускается ведение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.

В мае работник отработал 8 смен по 24 часа. При этом 34 час. (24 час. – 7 час.) х 2 дня, где 2 дня - это 1 и 9 мая, отработаны в праздничные дни, 64 час. (8 час. х 8 смен), отработано в ночное время (с 22 часов до 6 час).

В соответствии с абз. 1, 3 ст. 153 ТК РФ работа в выходные и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой ставки, так как в организации оплата труда в праздничные дни производится исходя из минимальных требований, установленных законодательством.

Так как работник отработал в мае 192 часа по графику, ему оплачиваются эти часы в одинарном размере и производится доплата за работу в условиях, отличающихся от нормальных (ст. 149 ТК РФ); за 34 часа - за работу в праздничные дни в размере однократной часовой ставки и за 64 часа - за работу в ночное время - в размере 50% часовой ставки. На основании вышеизложенного заработная плата работника за май составит 29580 руб. (192 час. х 115 руб. + 34 час. х 115 руб. + 64 час. х 115 руб. х 50%).

Заработная плата работника в целях бухгалтерского учета признается расходами по обычным видам деятельности в соответствии с пп. 5, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом МФ РФ от 06.05.1999 № 33н и данные расходы отражаются по Дебету счета 70 «Расчет с персоналом по оплате труда».

Для целей налогообложения заработка плата является расходами по оплате труда в соответствии с пп. 1, 3. ст. 255 НК РФ. К прямым расходам в налоговом учете относится заработная плата работников основного производства согласно пп. 1, 2 ст. 318 НК РФ.

Заработная плата остальных работников включается в состав косвенных расходов. Сумма заработной платы работника облагается НДФЛ по ставке 13% в соответствии с гл. 23 НК РФ. Удержанная сумма НДФЛ отражается в бухгалтерском учете по Дебету счета 70   Кредиту счета 68 «Расчет по налогам и сборам». Удержание налога производится налоговым агентом организации в момент выплаты дохода работнику согласно пп. 1, 4 ст. 226 НК РФ.

На сумму заработной платы начисляется ЕСН, взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве согласно п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ.

Л. А. Скибина

709.Кто является плательщиком транспортного налога, если транспортное средство зарегистрировано на лизингополучателя?

Лизинговая деятельность – это особый вид инвестиционной деятельности по приобретению и передаче имущества в лизинг.

По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ст. 665 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 29.08.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде» (далее - Закон № 164-ФЗ).

В роли лизингового имущества (предмета лизинга) могут выступать любые не потребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

В силу ст. 11 Федерального закона № 164-ФЗ предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Лизинговая сделка объединяет в себе несколько самостоятельных и в то же время взаимосвязанных юридических и фактических действий, поэтому лизинг регулируют специальные нормы права.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

При рассмотрении вопроса по уплате транспортного налога необходимо учитывать положения п. 5 ст. 83 НК РФ, которой предусмотрена обязанность организации подать заявление о постановке на учет по месту нахождения транспортных средств и п. 4 ст. 85 НК РФ, где указано об обязанности органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, сообщить сведения о владельцах в налоговые органы по месту их нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.

Пунктом 1 ст. 9 НК РФ установлено, что участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов.

В соответствии с п. 1 ст. 357 гл. 28 НК РФ налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Приказом МВД РФ от 27.01.2003 № 59 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее – Правила регистрации) установлена обязанность зарегистрировать транспортное средство в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Согласно упомянутому приказу, транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств, указанными в паспортах транспортных средств, в справках-счетах, выдаваемых торговыми организациями и предпринимателями, либо заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортное средство.

Юридические и физические лица, осуществляющие лизинговую деятельность, регистрируют транспортные средства в следующем порядке.

Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона № 164-ФЗ предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга), регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя. Такой же порядок предусмотрен и в п. 52 Правил регистрации.

П. 52.1 Правил регистрации установлено, что регистрация транспортных средств за лизингодателем производится регистрационным подразделением по месту нахождения лизингодателя на общих основаниях.

Согласно п. 52.2 Правил регистрации, государственная регистрация транспортных средств, переданных лизингодателем лизингополучателю во временное владение и (или) временное пользование на основании договора лизинга, может осуществляться по согласованию сторон за лизингополучателем на срок действия договора по месту нахождения лизингополучателя или его филиала (представительства).

Следовательно, в первом случае налогоплательщиком является лизингодатель, который уплачивает транспортный налог по месту регистрации транспортных средств.

Во втором случае, если государственная регистрация транспортных средств осуществлена за лизингополучателем, минуя государственную регистрацию транспортных средств за лизингодателем, то и транспортный налог должен уплачиваться лизингополучателем по месту государственной регистрации транспортных средств.

Регистрация транспортных средств за лизингополучателем производится с выдачей свидетельств о регистрации транспортных средств и регистрационных знаков на срок, указанный в договоре лизинга, либо в документах, выдаваемых таможенными органами при временном ввозе транспортных средств на территорию Российской Федерации.

Возможна ситуация, когда транспортные средства зарегистрированы за лизингодателем, а само имущество, переданное лизингополучателю, находится, к примеру, в другом регионе и подлежит временной регистрации, в этом случае плательщиком транспортного налога будет лизингодатель.

Это подтверждается и п. 40 Приказа МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению гл. 28 «Транспортный налог», который гласит, что если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены на временный учет в других органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств (вторичная регистрация), уплата налога по месту их временного нахождения не производится.

Таким образом, плательщиком транспортного налога по договору лизинга является лицо, на которое осуществлена государственная регистрация транспортного средства.

О. И. Языкова

710.В организацию был принят на работу Иванов А.А. 01.06.2004. Руководитель пошел навстречу сотруднику и предоставил ему отпуск раньше времени - с 4 по 31.01.2005  в количестве 36 календарных дней. Отпускных ему начислено было - 9459,52 руб. Сотрудник увольняется с 01.02.2005, т. е. не «отработав» отпуск полностью. Следует ли бухгалтеру удержать с работника сумму излишне выплаченных отпускных и как отразить это в учете?

Да, бухгалтеру придется пересчитать отпускные и «отобрать» у работника их часть. При этом в бухучете надо сторнировать начисленные ранее «лишние» суммы и отразить их удержание с работника. Об этом отмечено и в Письме Минфина от 20.10.2004 № 07-05-13/10 - «при отражении в бухгалтерском учете возврата излишне полученных сумм за отпуск на указанную сумму сторнируется (методом красного сторно) дебет счетов учета затрат на производство и кредит счета учета расчетов с персоналом по оплате труда. Сумма средств, поступивших в кассу организации от увольняемого сотрудника, отражается по дебету счета учета кассы в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с персоналом по оплате труда».

Кроме того, фирма должна вернуть увольняемому часть НДФЛ с отпускных. Для этого он должен написать заявление на имя фирмы о возврате ему излишне удержанных сумм (п. 1 ст. 231 НК). Конечно, отдавать налог непосредственно работнику не обязательно. На эту сумму можно просто уменьшить возвращаемые работником отпускные.

Пример: Допустим, 01.02.2005 Иванов уволился. Бухгалтер должен рассчитать, какую сумму отпускных он должен вернуть.

К моменту увольнения сотрудник проработал на фирме 8 месяцев. Посчитаем количество отпускных дней, которые он «заработал» за это время:

36 дн. : 12 мес. х 8 мес. = 24 дн.

Сумма отпускных за эти дни составит:

337,84 руб. х 24 дн. = 8108,16 руб.

Сумма причитающегося с них НДФЛ:

8108,16 руб. х 13% = 1054,06 руб.

Таким образом, сумма лишних отпускных равна:

9459,52 руб. - 8108,16 руб. = 1351,36 руб.

Сумма НДФЛ, которую фирма должна вернуть Антонову:

1229,74 руб. - 1054,06 руб. = 175,68 руб.

Значит, всего работник фирмы заплатит в кассу:

1351,36 руб. - 175,68 руб. = 1175,68 руб.

Записи будут такими:

1 февраля

Дебет счета 20   Кредит счета 70

- 1351,36 руб. - сторнирована излишняя сумма отпускных за январь;

Дебет счета 70   Кредит счета 68

- 175,68 руб. - сторнирован излишне удержанный НДФЛ с отпускных;

Дебет счета 50   Кредит счета 70

- 1175,68 руб. (1351,36 - 175,68) - работник внес в кассу причитающуюся с него сумму.

Помимо НДФЛ бухгалтеру надо пересчитать ЕСН, а также начисленные суммы по взносам на обязательное пенсионное и социальное страхование и взносы в ФСС от несчастных случаев на производстве.

Перетасовка сумм отпускных и налогов потянет за собой и пересчет налога на прибыль. Возвращенные работником отпускные и сторнированные налоги надо исключить из расходов по прибыли в периоде увольнения работника.

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
Рейтинг аудиторских компаний - 90
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты || Специалисты ]