«Аудит-Центр»

Новости

История

Услуги

Контакты

Конференция

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #711-720

 

В. В. Волкова

711.Организация уступила другой организации дебиторскую задолженность покупателя за 320000 руб. (сумма просроченной дебиторской задолженности, возникшей из договора продажи товаров, - 300000 руб., в том числе НДС 45763 руб.). Денежные средства от нового дебитора получены организацией в том же месяце. Как указанные операции отражаются в бухгалтерском и налоговом учете?
Моментом определения налоговой базы по НДС согласно учетной политике организации признается момент оплаты товаров. Доходы и расходы в целях налогообложения прибыли организация определяет методом начисления.

Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке-уступке требования или перейти к другому лицу на основании закона.

В соответствии с пп. 1, 2 ст. 382 ГК РФ для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 384 ГК РФ право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 2 ст. 385 ГК РФ предусмотрено: кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, для учета расчетов с покупателями предусмотрен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Дебиторская задолженность покупателя за отгруженные ему товары учитывается по дебету этого счета.

Право (требование), представляющее собой имущественное право, является частью имущества организации на основании ст. 128 ГК РФ.

В соответствии с п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом МФ РФ от 06.05.1999 № 32н, поступления от выбытия дебиторской задолженности признаются в бухгалтерском учете операционными доходами.

Получение операционного дохода можно отразить по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (например, субсчет 76-7 «Расчеты с цессионарием») в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».

Расходы, связанные с уступкой права требования (дебиторской задолженности), признаются в бухгалтерском учете операционными расходами на основании п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом МФ РФ от 06.05.1999 № 33н.

В бухгалтерском учете хозяйственная операция отражается записью по Дебету счета 91, субсчет 91-2 «Прочие расходы», и Кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация на территории Российской Федерации имущественных прав облагается НДС. Особенности определения налоговой базы по операциям, связанным с уступкой требования (цессией), установлены ст. 155 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 155 НК РФ при уступке требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (не освобождаются от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ), или переходе указанного требования к другому лицу на основании закона, налоговая база по операциям реализации указанных товаров (работ, услуг) определяется в порядке, предусмотренном ст. 154 НК РФ.

Исходя из требований п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, без включения в них НДС.

Если в учетной политике организация утвердила для целей налогообложения момент определения налоговой базы по НДС по мере поступления денежных средств, то моментом определения налоговой базы является день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) исходя из требований подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ.

 В этом случае сумма НДС, начисленная при реализации товара, может отражаться на отдельном субсчете счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», например, на субсчете 76-6 «НДС по реализованным, но не оплаченным товарам».

Передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом признается оплатой товаров для целей налогообложения НДС (подп. 3 п. 2 ст. 167 НК РФ).

Таким образом, при уступке права требования следует отразить задолженность перед бюджетом по уплате НДС, начисленного при реализации товаров, записью по Дебету счета 76, субсчет 76-6 «НДС по реализованным, но не оплаченным товарам», и Кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Кроме того, согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, так или иначе связанные с оплатой реализованных товаров. Поэтому при продаже дебиторской задолженности по стоимости большей, чем величина выручки, предусмотренная договором поставки товаров (работ, услуг), сумма превышения также включается в налоговую базу по НДС.

Исходя из требований п. 1 ст. 248, пп. 1, 2 ст. 249 НК РФ при уступке налогоплательщиком-продавцом товара права требования долга третьему лицу (метод начисления) доходом от реализации права требования признается выручка от реализации имущественного права, определяемая как полная сумма поступления за реализованное право требования за вычетом суммы НДС, предъявленной покупателю.

Доход от реализации права требования долга уменьшается на стоимость реализованного права требования

Убыток, полученный по сделке уступки права требования, принимается в целях налогообложения учетом особенностей ст. 279 НК РФ.

Хозяйственные операции следует отразить в бухгалтерском и налоговом учете следующими записями (в рассматриваемом примере исходим из условия, что договорная стоимость проданных товаров соответствует их рыночной цене):

1. На основании договора уступки, акта приемки-передачи документации признан операционный доход по сделке уступки права требования (дебиторской задолженности):

Дебет счета 76.7   Кредит счета 91.1 - в сумме 320000руб.

2. На основании бухгалтерской справки признан операционный расход по сделке уступки права требования (дебиторской задолженности):

Дебет счета 91.2   Кредит счета 62 - в сумме 300000 руб.

3. На основании договора уступки и счета-фактуры отражена задолженность перед бюджетом по уплате НДС:

Дебет счета 76.6   Кредит счета 68 - в сумме 45763 руб.

4. На основании счета-фактуры начислен НДС с суммы разницы между договорной стоимостью права требования и величиной уступаемой дебиторской задолженности:

Дебет счета 91.2   Кредит счета 68 - в сумме 3051 руб. (320000 - 300000) : 118 х 18).

5. На основании выписки банка по расчетному счету отражено поступление денежных средств в оплату права требования:

Дебет счета 51   Кредит счета 76.7 - в сумме 320000 руб.

712.Как отражаются в учете транспортной организации расчеты с работниками-водителями, осуществляющими междугородные перевозки грузов? Организация ведет суммированный учет рабочего времени.

Согласно ст. 166 ТК РФ служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Вышесказанное относится и к работе водителя, осуществляющего многодневные междугородные перевозки грузов.

Ст. 329 ТК РФ установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей установлены «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2004. № 15 (далее по тесту Положение).

Согласно п. 5 Положения на междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

П. 9 Положения определено, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных, пп. 10, 11, 12 Положения. В соответствии с п. 10 Положения в случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

При этом согласно абз. 3 п. 25 Положения на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены.

Исходя из установленных Положением особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей транспортная организация обеспечивает работникам-водителям соответствующие условия: несет расходы на оплату услуг гостиниц, которыми пользуются работники во время отдыха в соответствии с утвержденным организацией графиком.

Организация перед поездкой выдает работнику наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые руководителем, согласно п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ 22.09.1993 № 40. Поскольку поездка работника не является командировкой, расчеты с работникам по выданным ему под отчет суммам производятся в общем порядке. В соответствии с п. 11 Порядка работник обязан не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который выданы денежные средства под отчет, предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Например:

Водителю выданы денежные средства на четырехдневную поездку в сумме 15000 руб. По возвращении из поездки водителем представлен авансовый отчет, согласно которому им истрачено 14000 руб. в том числе:

- 2000 руб. (в том числе НДС - 305 руб.) истрачено на услуги гостиниц, которыми пользовался работник во время отдыха в соответствии с установленным ему графиком;

- 10000 руб., (в том числе НДС - 1525 руб.) - стоимость приобретенного для использования в поездке бензина, масла;

- 2000 руб., (в том числе НДС - 305 руб.) - стоимость услуг автостоянок.

Расходы на данные услуги, произведенные работником за счет средств организации и в ее интересах, являются расходами по обычным видам деятельности в соответствии с пп. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, и отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 71, формируя себестоимость транспортных услуг отчетного периода.

Что касается приобретенных работником бензина и масла, то данные ГСМ должны быть учтены в качестве материальных ценностей.

Суммы НДС, уплаченные работником организации в стоимости потребленных в поездке услуг, приобретенных ГСМ, на основании первичных документов с выделенной в них суммой НДС отражаются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 71. Данные суммы организация может принять к вычету при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет (п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговый вычет предоставляется на основании счетов-фактур, выставленных продавцами ГСМ, услуг, а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога с выделенной суммой НДС (чеков ККТ, бланков строгой отчетности). Налоговый вычет отражается по кредиту счета 19 и дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Хозяйственные операции отражаются в учете записями:

1. На основании расходного кассового ордера выданы работнику денежные средства под отчет:

Дебет счета 71   Кредит счета 50 - в сумме 15000 руб.

2. По возвращении работника из поездки возвращена работником неиспользованная сумма денежных средств:

Дебет счета 50   Кредит счета 71 - в сумме 1000 руб.

3. На основании авансового отчета и приходного ордера отражена стоимость приобретенных ГСМ:

Дебет счета 10.3   Кредит счета 71 - в сумме 8475 руб. (10000 - 1525).

4. На основании счета-фактуры и авансового отчета отражен НДС, предъявленный продавцами ГСМ:

Дебет счета 19   Кредит счета 71 - в сумме 1525 руб.

5. На основании требования-накладной списана на затраты стоимость ГСМ:

Дебет счета 20   Кредит счета 10.3 - в сумме 8475 руб.

Расходы транспортной организации на приобретение ГСМ признаются для целей налогообложения прибыли материальными расходами (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 272 НК РФ датой осуществления таких расходов признается дата передачи в производство материалов (ГСМ) - в части ГСМ, приходящихся на оказанные транспортные услуги.

6. На основании авансового отчета отражены затраты на оплату услуг гостиницы и автостоянки, связанные с поездкой:

Дебет счета 20   Кредит счета 71 - в сумме 3990 руб. (2000 – 305 + 2000 – 305).

Исходя из условия, что затраты по оплате услуг гостиницы и автостоянки в данном случае обоснованны (то есть экономически оправданны) и подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, сумма этих затрат признается расходом, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ). Данные расходы признаются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией (подп. 11, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Датой осуществления этих расходов является дата утверждения авансового отчета работника (абз. 3, 5 подп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

7. На основании счета-фактуры к авансовому отчету отражен НДС, предъявленный продавцами:

Дебет счета 19   Кредит счета 71 - в сумме 610 руб. (305 + 305).

8. На основании счета (форма № 3-Г), чека ККТ, счета-фактуры отражен налоговый вычет по НДС:

Дебет счета 68   Кредит счета 19 - в сумме 2135 руб. (1525 + 610).

Е. В. Пименова

713.Филиал нашего предприятия был проверен Фондом социального страхования по вопросам правомерности произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога расходов на цели обязательного социального страхования.
По результатам проверки был составлен акт и вынесено в отношении структурного подразделения решение, которым были не приняты к зачету расходы, произведенные филиалом при оплате листков нетрудоспособности работникам, уволенным в порядке перевода (п. 5 ст. 77 ТК РФ) из одного нашего структурного подразделения в другое.
Правомерны ли действия контролирующего органа?

Филиал был проверен по вопросам правомерности произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога расходов на цели обязательного социального страхования в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в ФСС.

В соответствии со ст. 235 НК РФ плательщиком единого социального налога является организация, производящая выплаты физическим лицам, следовательно, плательщиком этого налога не может являться филиал (п. 2 ст. 11 НК РФ), который исполняет обязанность организации по уплате единого социального налога по месту своего нахождения (ст. 19 НК РФ).

Юридическое лицо в процессе осуществления хозяйственной деятельности становится участником отношений в сфере обязательного социального страхования, выступая в качестве страхователя.

Страхователями на основании п. 2 ст. 6 Федерального Закона Российской Федерации от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного страхования», ст. 48 ГК РФ, п. 3 ст. 55 ГК РФ являются юридические лица, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.

В соответствии с пп. 1, 7, 12 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 17.03.2004 № 24 (далее по тексту Методические указания), проверка проводится в отношении страхователя и по результатам составляется акт документальной выездной проверки этого лица.

В нарушение п. 26 Методических указаний решение о непринятии к зачету расходов принято в отношении субъекта, не являющегося юридическим лицом и, следовательно, страхователем.

Вышеуказанное обстоятельство привело к тому, что к возмещению были не приняты листки нетрудоспособности у работников, уволенных в порядке перевода из одного структурного подразделения страхователя в другое структурное подразделение, так как на основании п. 3 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 № 13-6, пособия выдаются, если право на их получение наступило в период работы. При наступлении временной нетрудоспособности до начала работы или после увольнения пособие не выдается.

Вывод о неправомерной выплате пособий сделан контролирующим органом на основании записей, внесенных в трудовые книжки работников, об их увольнении в порядке перевода и приказов о приеме на работу.

В то же время работниками Фонда социального страхования не учтено, что в соответствии со ст. 20 ТК РФ работодателями могут выступать только физические или юридические лица.

В соответствии с п. 5 ст. 77 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут при переводе на постоянную работу к другому работодателю по согласованию между руководителями. Такой перевод влечет изменение одной из сторон трудового договора, следовательно, при переводе работника из одного структурного подразделения в другое не было необходимости расторгать трудовой договор, так как работодатель остался прежним.

Учитывая вышеизложенное, действия контролирующего органа неправомерны, так как в организации фактически состоялся перевод работников из одного структурного подразделения в другое, работодателем и страхователем являлось одно юридическое лицо, следовательно, право на получение пособия у работников наступило в период работы.

714.С работником нашего предприятия заключен срочный трудовой договор. В период болезни работника срок срочного трудового договора истек. Можем ли мы уволить работника в связи с истечением срока трудового договора в период его болезни?

К срочным трудовым договорам законодатель отнес трудовые договоры, которые заключаются на определенный срок, как правило, не превышающий 5 лет.

Согласно ч. 2 ст. 58 ТК срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Исключение из этого общего правила составляют лишь случаи, прямо предусмотренные ТК РФ или иными федеральными законами.

Главным критерием заключения срочного трудового договора является невозможность установить постоянные трудовые отношения.

Истечение срока, если срочный трудовой договор заключен правомерно, является основанием для его прекращения. Инициатива может исходить как от работодателя, так и от самого работника. Работник не вправе настаивать на продолжении трудовых отношений, если работодатель решил прекратить трудовой договор в связи с истечением его срока.

Ст. 81 ТК РФ закреплено, что не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

Исходя из вышеизложенного возможно сделать вывод о том, что запрета на увольнение работника в период его временной нетрудоспособности в связи с истечением срока действия трудового договора не содержится.

Существенным условием при этом является соблюдение работодателем требований ст. 79 ТК РФ, а именно исполнение обязанности не менее чем за три дня в письменной форме предупредить работника о намерении расторгнуть с ним трудовой договор в связи с истечением срока.

По нашему мнению, увольнение работников в связи с истечением срока трудового договора за пределами срока, указанного в договоре, может повлечь последствия, предусмотренные ст. 58 ТК РФ, т. е. это обстоятельство может быть расценено как ситуация при которой ни одна из сторон не потребовала расторжения трудового договора, а работник продолжает работу и после истечения установленного срока.

Такой трудовой договор будет считаться заключенным на неопределенный срок, и расторжение его по инициативе работодателя будет возможно только на общих основаниях (ст. 77 ТК РФ).

О. И. Языкова

715.В нашей организации работают родители одного ребенка, не состоящие в браке. Оба они написали заявления на предоставление двойного вычета на ребенка при расчете НДФЛ, который предусмотрен ст. 218 НК РФ. Какие документы они должны предоставить в бухгалтерию, чтобы подтвердить свои права на двойной вычет?

С 01.01.2005 Федеральным законом от 29.12.2004 № 203-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» установлен налоговый вычет на ребенка в размере 600 руб. Кроме того, право на двойной размер вычета имеют: вдовы (вдовцы), одинокие родители, опекуны или попечители, приемные родители.

Этот вычет удваивается и у родителей в случае, если их ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.

Одинокими родители ребенка могут стать после расторжения брака или родив ребенка без регистрации своих отношений в ЗАГСе.

Для подтверждения того что мать не состоит в зарегистрированном браке, ей достаточно предъявить свой паспорт.

Для получения двойного вычета мужчине наряду со свидетельством о рождении ребенка достаточно предъявить свой паспорт, в котором отсутствует запись о заключении брака или имеется отметка о расторжении брака.

Если родители не состоят в браке между собой, то согласно п. 2 ст. 51 Семейного кодекса РФ в свидетельстве о рождении ребенка отец указывается по заявлению отца ребенка или записывается согласно решению суда.

В этом случае для получения стандартного налогового вычета достаточно представить в бухгалтерию свидетельство о рождении ребенка, в котором мужчина указан в качестве отца ребенка.

Чтобы не спорить по поводу обеспечения ребенка в судах, рекомендуем организациям для предоставления двойного вычета при отсутствии исполнительного листа предложить одинокому отцу написать заявление об удержании с него алиментов на содержание детей в добровольном порядке. Чтобы избежать дополнительных расходов, связанных с перечислением алиментов, мать может дать отцу доверенность на получение причитающихся ей денег.

В этом случае факт содержания отцом своих детей будет подтвержден документально.

Предоставление двойного налогового вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления их в брак или при получении дохода в размере 40 тыс. руб.

Сообщить об этом событии в бухгалтерию должны сами вышеназванные лица. В том случае, если они этого не сделают, ответственность за неуплату налога будет возложена на них, а не на организацию, являющуюся в этой ситуации всего лишь налоговым агентом.

716.В организации произошел пожар. При этом пришли в негодность материалы, а также основные средства. После проведения инвентаризации основных средств и их ликвидации выявлены детали, пригодные к дальнейшему использованию. Для ликвидации последствий пожара были привлечены работники организации, которым была начислена заработная плата за период ликвидации (и ЕСН), и строительная организация. Сторонняя организация добровольно признала себя виновной в возникновении пожара и согласилась выплатить убытки. Как следует отразить в учете эти операции?

В соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99 к прочим доходам и расходам относятся чрезвычайные доходы и расходы. Эти доходы и расходы возникают как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (пожар, авария, стихийное бедствие и т. д.). Классификация чрезвычайных доходов приведена в п. 9 ПБУ 9/99. К примеру, к таким доходам относятся страховое возмещение или стоимость материальных ценностей, оставшихся от списания не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и др. В свою очередь, расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.), отражаются в составе чрезвычайных расходов (п. 13 ПБУ 10/99).

Возникновение чрезвычайных обстоятельств должно быть подтверждено документально. Для подтверждения понесения организацией убытков вследствие чрезвычайной ситуации необходимо обратиться в службы ликвидации последствий чрезвычайной ситуации или в органы внутренних дел, представив:

- акт, удостоверяющий происшедшее чрезвычайное событие, подписанный руководителем и специалистами по ликвидации последствий события;

- справку специализированных служб о происшедшем событии (пожарных, метеорологических, сейсмических и т.д.);

- иные документы, исходя из обстоятельств события.

После стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, в организации обязательно проводится инвентаризация (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). При этом результаты инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности того же периода, в котором она была завершена.

Чрезвычайные расходы признаются по мере установления размера ущерба, который определяется по результатам инвентаризации имущества.

Чрезвычайные доходы отражаются в бухгалтерском учете только после признания страховой компанией или виновными лицами размера ущерба либо в случае выявления в результате инвентаризации и оприходования материалов, оставшихся от пришедших в негодность основных средств, которые могут быть использованы организацией.

Лицо, виновное в возникновении чрезвычайной ситуации, привлекается к материальной ответственности. Если виновное лицо отказывается возмещать причиненный ущерб добровольно, то ущерб возмещается только в судебном порядке. Для этого организации нужно подготовить необходимые документы (документы о дате аварии, расчет суммы ущерба, доказательства виновности ответчика и т. д.) и подать исковое заявление в суд. В этом случае чрезвычайные доходы в бухгалтерском учете в размере возмещаемого ущерба признаются после вступления в силу решения суда. Если виновным является работник организации, то он возмещает только прямой ущерб. Неполученные доходы взысканию с работника не подлежат (ст. 238 ТК РФ). Если виновной признается сторонняя организация, то сумма ущерба возмещается в полном объеме, а именно возмещаются реальный ущерб и упущенная выгода (ст. 15 ГК РФ).

Чрезвычайные доходы и расходы, в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 и 10/99, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности «развернуто».

Списание материальных ценностей оформляется бухгалтерскими записями:

Дебет счета 99   Кредит счета 01, 10, 41, 43 - списана балансовая стоимость материальных ценностей;

Дебет счета 99   Кредит счета 68 - восстановлены суммы НДС, ранее принятые к вычету.

Суммы НДС, относящегося к пришедшей в негодность готовой продукции, остаточной стоимости основных средств, определяются расчетным путем.

Чрезвычайным расходом в обязательном порядке признаются стоимость работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, а также дополнительные расходы организации, связанные с простоем:

Дебет счета 99   Кредит счета 20, 60, 69, 70 - отражена стоимость работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

Дебет счета 99   Кредит счета 25, 26 - списана доля общепроизводственных и общехозяйственных расходов, относящихся к чрезвычайной ситуации.

Также организация обязана оприходовать материалы, оставшиеся от имущества, пострадавшего при чрезвычайной ситуации, пригодные к дальнейшей эксплуатации:

Дебет счета 10   Кредит счета 99 - оприходованы материалы.

Признание чрезвычайного дохода отражается записью:

Дебет счета 76   Кредит счета 99 - отражена сумма, признанная виновником чрезвычайной ситуации или присужденная на основании вступившего в законную силу решения суда.

Чрезвычайные доходы облагаются налогом на прибыль. Порядок обложения налогом на прибыль организации доходов и расходов, возникших в результате чрезвычайной ситуации, установлен п. 3 ст. 250 НК РФ. Потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, включаются в налоговом учете в состав внереализационных расходов (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ). Сумма ущерба определяется на основании данных налогового учета о стоимости пострадавших материальных ценностей и работ, связанных с ликвидацией последствий аварии. При соблюдении общих требований, установленных в ст. 252 НК РФ, организация может признать эти расходы. Для организаций, учитывающих доходы и расходы по методу начисления, по расходам в виде стоимости работ сторонних организаций, ликвидировавших последствия аварии, датой подтверждения расходов будет считаться дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, или последний день отчетного (налогового) периода при наличии документального подтверждения фактического выполнения работ. Расходы в виде стоимости выбывшего имущества признаются такими налогоплательщиками на дату утверждения результатов инвентаризации.

В части НДС. В Письмах УМНС России по г. Москве от 07.04.2003 № 24-14/18657, от 28.08.2003 № 26-12/47038 со ссылкой на Письмо МНС России от 11.03.2003 № 03-2-06/1/775/22-И617 «О применении налога на добавленную стоимость» налоговыми органами высказана следующая позиция. При возмещении лицом, признавшим свою вину добровольно либо по решению суда, убытков, связанных с выбытием имущества, сумма возмещения ущерба подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость. Если же полученные средства направляются на восстановление (ремонт) пострадавшего имущества, то они не облагаются НДС.

Существует иная точка зрения на этот вопрос. Определение реализации товаров (работ, услуг) дано в ст. 39 НК РФ. Основным условием реализации является переход права собственности от одного лица к другому лицу. При возмещении ущерба перехода права собственности не происходит. Более того, при списании материальных ценностей, пострадавших при чрезвычайной ситуации, оформляются акты об их выбытии. При списании основных средств материалы, пригодные для использования, организация приходует на баланс. Кроме того, получение денежных средств в счет возмещения ущерба напрямую не указано в ст. 146 НК РФ в качестве объекта налогообложения. В связи с этим возмещение ущерба страховой компанией или виновником аварии не должно облагаться НДС.

В. Г. МОРОЗ

717.Строительное предприятие имеет территориально обособленные строительные объекты. Расскажите, в чем состоит отличие командировки от вахты? Каковы особенности налогообложения ЕСН и НДФЛ в 2004 и 2005 гг. надбавок за выполнение работ вахтовым методом?

Строительные предприятия, направляя работников на территориально обособленные объекты, должны определить, как оформить поездку - командировкой или вахтой. При этом следует помнить, что с 2005 года изменился порядок выплаты компенсации при работах вахтовым методом. Рассмотрим особенности той и другой формы организации труда, а также внесенные поправки.

Форма организации работ

Проведение работ вахтовым методом и служебная командировка имеют разные цели. Кроме того, для них трудовым законодательством установлены свои гарантии и компенсации. Поэтому необходимо определиться, в каких случаях речь идет о вахте, а в каких работникам необходимо оформлять командировку.

Рассмотрим понятия служебной командировки, данное ст. 166 ТК РФ, и вахтового метода (ст. 297 ТК РФ).

Служебной командировкой является поездка работника по распоряжению руководителя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Вахтовый же метод - это особая форма организации работ. Она основана на использовании трудовых кадров вне места их постоянного жительства в условиях, когда не может быть обеспечено ежедневное возвращение работников к месту постоянного проживания. Работа организуется по специальному режиму труда, при суммированном учете рабочего времени, а межвахтовый отдых предоставляется по месту жительства.

Порядок направления в служебную командировку регулируется также Инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 (далее - Инструкция № 62).

Основные положения о вахтовом методе организации работ определены постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.1987 № 794/33-82 (далее - Основные положения).

Названные документы действуют в части, не противоречащей Трудовому Кодексу РФ.

Эти документы также проводят четкое различие между командировкой и вахтой. При служебной командировке:

- продолжительность командировки не может превышать 40 дней;

- на работника распространяется режим рабочего времени и времени отдыха тех предприятий, куда он командирован;

- за работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок;

- в качестве компенсации работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения и проезду к месту командировки и обратно, а также выплачиваются суточные.

При работе вахтовым методом работникам гарантируются:

- продолжительность вахты, не превышающая одного месяца (в исключительных случаях может быть увеличена до трех месяцев);

- проживание в специально создаваемых вахтовых поселках;

- оплата труда производится за фактически выполненный объем работ или за фактически отработанное время;

- в качестве компенсации выплачивается надбавка за вахтовый метод работы (в соответствии с новой редакцией ст. 302 ТК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2005 г., размер этой надбавки устанавливают сами работодатели);

- в соответствии с п. 5.7. Основных положений и ст. 302 ТК РФ за дни в пути от места нахождения предприятия (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям и вине транспортных организаций работнику выплачивается дневная тарифная ставка (оклад) (без применения районных коэффициентов, коэффициентов за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, а также надбавок за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и размерах, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 № 255).

В случаях задержки вахтового (сменного) персонала в пути возмещение работникам расходов по найму жилого помещения осуществляется применительно к нормам, предусмотренным законодательством о служебных командировках.

Обращаем ваше внимание, что выплата по п. 5.7 Основных положений не является компенсационной ни по назначению, ни по своей сути. Речь идет о гарантии (сохранении) оплаты за фактически не отработанное время (не по вине работника), а не о возмещении ему каких-либо затрат, связанных с исполнением трудовой функции. Следовательно, положения п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ по отношению к рассматриваемой выплате не применяются. Эта выплата подлежит обложению НДФЛ и ЕСН в общеустановленном порядке.

Кроме того, размер тарифной ставки или оклады при работе вахтовым методом относятся к расходам на оплату труда. Следовательно, они должны быть обязательно предусмотрены коллективным договором организации (п. 17 ст. 255 ТК РФ).

Надбавка за вахтовый метод работ

Для лиц, выполняющих работы вахтовым методом, гарантии и компенсации установлены ст. 302 ТК РФ. До 2005 года, согласно этой статье, порядок определения размера надбавки за вахтовый метод устанавливало Правительство РФ. Правительством было дано поручение Минтруду России разработать и утвердить нормы и порядок, предусматривающие возмещение расходов при выполнении работ вахтовым методом (п. 3 постановления Правительства РФ от 26.02.1992 № 122). Однако документ, утвержденный Минтрудом во исполнение этого поручения (постановление Минтруда от 29.06.1994 № 51), утратил силу в связи с изданием постановления Минтруда РФ от 26.04.2004 № 60, которое опубликовано в «Российской газете» от 15.06.2004 № 12 (вступает в силу в десятидневный срок со дня опубликования).

Во втором полугодии 2004 г. Правительством не было принято какого-либо нормативного акта по указанным вопросам, следовательно, согласно ст. 5 ТК РФ, необходимо было исходить из норм трудового права, изложенных в иных правовых актах. То есть на основании ч. 1 ст. 423 ТК РФ следует руководствоваться Основными положениями.

МНС России в п. 5.2 Методических рекомендаций по применению гл. 25 НК РФ также предлагало руководствоваться названными Основными положениями.

Размеры надбавок, установленные в п. 5.6 Основных положений, аналогичны надбавкам, которые были предусмотрены в п. 3 постановления Минтруда России № 51 «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории РФ».

Но Основные положения, хотя и являются действующими, применяются в трудовом праве и не относятся к налоговому законодательству.

То есть во втором полугодии 2004 г., несмотря на то что в п. 5.6 Основных положений сказано о необложении налогами надбавок за вахтовый метод работы, он не действует в этой части, поскольку порядок уплаты налогов определяется исключительно законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из вышесказанного следует, что суммы денежных средств, выплаченные работникам, выполняющим работы вахтовым методом, подлежали во втором полугодии 2004 г. налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом, так как отсутствовали нормы этих компенсаций, установленные законодательством РФ (п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).

С 1 января 2005 г. в ст. 302 ТК РФ Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ внесены изменения, согласно которым:

- работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, надбавка за работу вахтовым методом выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых Правительством РФ.

Правительство РФ в постановлении от 03.02.2005 № 51 «О размерах и порядке выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета» установило размеры надбавок для организаций, финансируемых из федерального бюджета;

- работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, - в размере и порядке, устанавливаемых соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

- работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых работодателем.

То есть размер и порядок выплаты надбавок за вахтовый метод работы устанавливает уже не Правительство РФ, а работодатель в своих внутренних документах.

Поэтому нормы и порядок выплат, определенные предприятием, и будут являться компенсационными выплатами за вахтовый метод работы. И в таком случае эти выплаты не облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ) и ЕСН (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Н. Н. Клюкина

718.Организации судебным приставом был возвращен исполнительный лист, а также составлен акт о прекращении конкретного производства в связи с отсутствием средств у должника.
Можно ли данную дебиторскую задолженность признать нереальной к взысканию и в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ списать на финансовый результат в составе внереализационных расходов организации, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?

Подпунктами 3, 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 119-ФЗ) установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, в частности, если невозможно установить адрес должника-организации или место жительства должника-гражданина, место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества), и если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными.

По окончании исполнительного производства судебный пристав-исполнитель констатирует исключительно положения, закрепленные подп. 3, 4 п. 1 ст. 26 Закона № 119-ФЗ, и не делает выводы о реальности или нереальности взыскания.

Проверка наличия или отсутствия должника или его имущества производится судебным приставом-исполнителем на день проведения исполнительных действий, поэтому п. 3 ст. 15 Закона № 119-ФЗ установил правило о прерывании срока предъявления исполнительного документа, а ст. 26 Закона № 119-ФЗ закрепила за взыскателем право нового предъявления исполнительного документа в пределах срока предъявления. При этом отсутствие должника, выявленное при предыдущем исполнении исполнительного документа, не является основанием к отказу в его новом принятии.

Следовательно, акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа не являются основанием для признания суммы дебиторской задолженности безнадежной.

Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежной задолженность для целей налогообложения прибыли следует считать, если:

- истек срок исковой давности, который составляет три года (ст. 196 ГК РФ);

- существует решение суда о том, что должник прошел процедуру банкротства и завершил расчеты с кредиторами;

- должник ликвидирован и есть справка, подтверждающая, что фирма исключена из Государственного реестра юридических лиц.

На основании вышеизложенного следует, что Организация дебиторскую задолженность, по которой судебным приставом был возвращен исполнительный лист по причине отсутствия средств, не может признать нереальной к взысканию и в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ списать на финансовый результат в составе внереализационных расходов организации, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

719.Производится ли перечисление НДФЛ с авансовых выплат, заработной платы за вторую половину месяца и с других выплат (отпускных выплат в связи с увольнением)?

Согласно ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой его фактического получения налогоплательщиком признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

В соответствии с п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

В п. 6 ст. 226 НК РФ указано, что налоговые агенты обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Таким образом, если оплата труда производится в виде авансовых платежей и заработной платы за вторую половину месяца, перечисление сумм подоходного налога осуществляется не позднее дня фактического получения наличных денежных средств на оплату труда за вторую половину месяца. Перечисление в бюджет налога, исчисленного и удержанного с других выплат в виде оплаты труда (отпускных выплат в связи с уволением), также осуществляется не позднее дня фактического получения денежных средств на выплату дохода по итогам истекшего месяца, в котором были начислены и выплачены такие доходы.

Если в течение месяца производятся выплаты физическим лицам во исполнение договоров гражданско-правового характера, перечисление удержанных сумм налога производится в день получения средств в банке на выплату дохода (на следующий день, если оплата производится из выручки).

720.Законом отдельных субъектов России (например, Московской области) ранее были введены авансовые платежи по транспортному налогу, в то время как Налоговым кодексом они предусмотрены не были. Обязаны ли региональные законодатели в связи с изменениями, внесенными недавно в Налоговый кодекс, принять новый закон о транспортном налоге, или фирмы будут руководствоваться прежними нормативными актами, в которых авансовые платежи уже предусмотрены?

С 1 января 2006 года вступает в силу Закон от 20 октября 2005 г. № 131-ФЗ «О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», которым устанавливаются отчетные периоды по транспортному налогу для налогоплательщиков, являющихся организациями, и соответственно их обязанность по исчислению и уплате авансовых платежей по данному налогу по истечении каждого отчетного периода.

Изменениями, внесенными данным федеральным законом в главу 28 Налогового кодекса, также предусмотрено, что при введении транспортного налога на подведомственной территории законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды либо могут предоставить отдельным категориям налогоплательщиков право не рассчитывать и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (календарного года).

Таким образом, обязанность налогоплательщиков, являющихся организациями, по исчислению и уплате авансовых платежей по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода установлена непосредственно в Налоговом кодексе, и дополнительного отражения данной нормы в законе субъекта Российской Федерации о транспортном налоге не требуется.

Вместе с тем в случае если законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации воспользуется своим правом не устанавливать на подведомственной ему территории отчетные периоды по транспортному налогу либо предусмотрит для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода, такие нормы должны быть отражены в законе субъекта Российской Федерации.

 

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
Рейтинг аудиторских компаний - 90
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты || Специалисты ]