«Аудит-Центр»

Новости

История

Услуги

Контакты

Конференция

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #721-730

 

Е.П. Тихоновец

721.Каким образом субъект России может предоставить льготу для отдельного вида организаций? Это должно быть предусмотрено в региональном законе о транспортном налоге, или же такие льготы могут предоставляться в течение года отдельными законами?

 Действительно, субъект Российской Федерации вправе предоставлять налоговые льготы по транспортному налогу отдельным категориям налогоплательщиков. Так, статьей 356 Налогового кодекса предусмотрено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Кроме того, налоговое законодательство не исключает возможности принятия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего налоговую льготу по транспортному налогу и имеющего обратную силу, то есть распространяющегося на правоотношения, возникшие с уже истекшей даты. При этом налоговые льготы могут быть установлены на определенный срок, например, на один год, или носить длящийся характер, то есть впредь до их отмены законом субъекта Российской Федерации.

722.Mожно ли будет возвратить авансовые платежи из бюджета, если окажется, что платить их не было необходимости?

Что касается возможности возврата излишне уплаченной суммы авансового платежа, то следует учитывать, что аванс является частью налога, поэтому по итогам налогового периода излишне уплаченная сумма может быть возвращена в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса.

723.Как быть в следующем году, если региональным законодательством отчетные периоды не будут установлены, однако согласно Налоговому кодексу вносить авансовые платежи мы будем обязаны? Чем следует руководствоваться - региональным законом или все же федеральным законодательством? Как сдавать отчетность - раз в год или ежеквартально?

Как было отмечено выше, обязанность налогоплательщиков-организаций по исчислению и уплате авансовых платежей по транспортному налогу по итогам каждого отчетного периода предусмотрена главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений, внесенных в нее Законом от 20 октября 2005 г. № 131-ФЗ и вступающих в силу с 1 января 2006 года.

Так, в статье 363.1 Налогового кодекса указано, что налогоплательщики-организации по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по данному налогу. Это следует делать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

При этом отсутствие в законе субъекта Российской Федерации норм, устанавливающих отчетные периоды по транспортному налогу, не освобождает организации от обязанности по представлению в инспекцию налоговых расчетов по авансовым платежам по истечении каждого отчетного периода.

724.Статья 358 Налогового кодекса освобождает от транспортного налога сельхозпроизводителей, но только в части специальных транспортных средств, которые используются в производстве сельхозпродукции. А у нас иногда случается, что такие машины применяют и по иному назначению. Нужно ли уплачивать в таком случае транспортный налог в полном размере?

Действительно, в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок и специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются при сельскохозяйственных работах для производства сельхозпродукции.

Из данной нормы Налогового кодекса следует, что возможность исключения транспортного средства из числа объектов налогообложения никак не зависит от его использования исключительно в указанных целях.

В то же время необходимо отметить, что при непризнании налогоплательщика сельскохозяйственным товаропроизводителем по итогам года транспортный налог необходимо будет заплатить в общеустановленном порядке. Для подтверждения указанного статуса необходимо представить в инспекцию расчет доли произведенной сельхозпродукции в общем объеме произведенной продукции за налоговый период (п. 17.3 Методических рекомендаций, утвержден приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177).

В соответствии с пунктом 2 данных Методических рекомендаций при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя следует руководствоваться Законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Так, согласно статье 1 этого документа, сельскохозяйственным товаропроизводителем признается физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельхозпродукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.

725.Согласно поправке, внесенной в статью 356 Налогового кодекса, субъекты России не вправе самостоятельно разрабатывать форму декларации по транспортному налогу, а также форму расчетов по авансовым платежам. Будут ли новые формы декларации (расчета авансовых платежей), утвержденные Министерством финансов, предусматривать какие-то особенности для регионов, которые собираются освобождать отдельные категории налогоплательщиков от уплаты авансовых платежей, а также для тех регионов и областей, которые не будут вводить отчетные периоды?

 Форма налоговой декларации и форма налогового расчета по транспортному налогу, утверждаемые согласно статье 363.1 Налогового кодекса Минфином России, будут едиными для всей территории Российской Федерации. Каких-либо особенностей для регионов, освобождающих отдельные категории налогоплательщиков от уплаты авансовых платежей, а также принимающих решение о том, что на подведомственной им территории отчетные периоды не устанавливаются, подготавливаемые в настоящее время формы пересматривать не будут.

При этом налогоплательщики, имеющие транспортные средства, зарегистрированные на территории тех субъектов, которые сочтут возможным принять указанные решения, формы налогового расчета по авансовому платежу заполнять не будут.

В.Г. Мороз

726.В бухгалтерию поступил исполнительный лист на удержание алиментов с сотрудника организации, в совокупный доход которого включена сумма материальной помощи (оплаты за обучение сотрудника в институте).

С каких выплат следует взыскивать алименты: только с зарплаты или с различных доплат, также и с оплаты за обучение?

Виды доходов, которые учитываются при удержании алиментов на детей, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841 (в ред. постановления от 20.05.1998 № 465). В соответствии с указанным перечнем:

1. Удержание алиментов производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (национальной или иностранной валюте) и натуральной форме, в том числе:

а) с суммы, начисленной по тарифным ставкам, должностным окладам, по сдельным расценкам, или в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ и оказания услуг) и т.п.;

б) со всех видов доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам (за работу в опасных условиях труда, в ночное время; занятым на подземных работах, за квалификацию, совмещение профессий и должностей, временное заместительство, допуск к государственной тайне, ученую степень и ученое звание, выслугу лет, стаж работы и т.п.);

(в ред. постановления Правительства РФ от 20.05.1998 № 465)

в) с премий (вознаграждений), имеющих регулярный или периодический характер, а также по итогам работы за год;

г) с оплаты за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни;

д) с заработной платы, сохраняемой за время отпуска, а также с денежной компенсации за неиспользованный отпуск, в случае соединения отпусков за несколько лет;

е) с сумм районных коэффициентов и надбавок к заработной плате;

ж) с суммы среднего заработка, сохраняемого за время выполнения государственных и общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством о труде (кроме выходного пособия, выплачиваемого при увольнении);

з) с дополнительных выплат, установленных работодателем сверх сумм, начисленных при предоставлении ежегодного отпуска в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

и) с суммы, равной стоимости выдаваемого (оплачиваемого) питания, кроме лечебно-профилактического питания, выдаваемого в соответствии с законодательством о труде;

к) с суммы, равной стоимости оплачиваемого проезда транспортом общего пользования к месту работы и обратно;

л) с комиссионного вознаграждения (штатным страховым агентам, штатным брокерам и др.);

м) с оплаты выполнения работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством;

н) с суммы авторского вознаграждения, в том числе выплачиваемого штатным работникам редакций газет, журналов и иных средств массовой информации;

о) с сумм исполнительского вознаграждения;

п) с доходов, получаемых от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях на непостоянной основе;

р) с доходов, получаемых физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний.

2. Удержание алиментов производится:

а) со всех видов пенсий и компенсационных выплат к ним, с ежемесячных доплат к пенсиям, за исключением надбавок, установленных к пенсии на уход за пенсионером, а также компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу на период осуществления ухода за пенсионером

(в ред. постановления Правительства РФ от 20.05.1998 № 465);

б) со стипендий, выплачиваемых обучающимся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений;

в) с пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице только по решению суда и судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов

(в ред. постановления Правительства РФ от 20.05.1998 № 465);

г) с сумм, выплачиваемых на период трудоустройства уволенным в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата;

д) с доходов физических лиц, осуществляющих старательскую деятельность;

е) с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

ж) с доходов от передачи в аренду имущества;

з) с доходов по акциям и других доходов от участия в управлении собственностью организации (дивиденды, выплаты по долевым паям и т.д.);

и) с сумм материальной помощи, кроме материальной помощи, оказываемой гражданам в связи со стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, а также рождением ребенка, регистрацией брака, смертью лица, обязанного уплачивать алименты, или его близких родственников

(в ред. постановления Правительства РФ от 20.05.1998 № 465).

3. Удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания), получаемого военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц, в том числе:

а) с военнослужащих - с оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок (доплат) и других дополнительных выплат денежного довольствия, имеющих постоянный характер

(в ред. постановления Правительства РФ от 20.05.1998 № 465);

б) с сотрудников органов внутренних дел, налоговой полиции, а также работников таможенной системы - с оклада по штатной должности, оклада по специальному званию, процентных надбавок (доплат) за выслугу лет, ученую степень и ученое звание и других денежных выплат, имеющих постоянный характер

(в ред. постановления Правительства РФ от 20.05.1998 № 465);

в) с военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел - с единовременного и ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы, со службы в органах внутренних дел.

 Что касается материальной помощи, то согласно подп. л п. 2 постановления Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841, не надо удерживать алименты, если деньги выплачены в связи со стихийными бедствиями, пожаром, хищением имущества, увечьем, рождением ребенка, регистрацией брака, смертью близких родственников, то есть обучение не поименовано в этом перечне. Из этого следует, что с дохода, полученного работником в виде оплаты обучения следует удержать алименты в установленном законодательством порядке.

727.Каким первичным учетным документом следует подтвердить фактический расход строительных материалов при списании на себестоимость и формировании фактической себестоимости строительных работ в целях налогообложения, можно ли в этих целях использовать ежемесячный отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам формы № М-29 ( форма отсутствует в унифицированных формах учетной первичной документации)?

Порядок формирования себестоимости выполненных работ в строительстве до 01.01.2002, был определен Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ (утверждены Минстроем России от 04.12.1995 № БЕ-11-260/7 и рекомендованы для руководства письмом Минфина РФ от 15.01.1996 № 2 (далее по тексту - Типовые рекомендации) в котором был определен порядок фактического расхода материалов на выполнение строительных работ по объектам учета, но который в соответствии с письмом Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 09.11.2001 № НМ-6128/7 «Об отмене типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ» с 01.01.2002 утратил силу.

Чтобы ответить на заданный вопрос, проанализируем положения нормативных документов:

- Типовых рекомендаций (утратили силу с 01.01.2002);

- письма Министерства Финансов СССР от 30.04.1974 № 103 «Об основных положениях по учету материалов на предприятиях и стройках»;

- Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н;

- Налогового кодекса Российской Федерации;

- Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций.

Рассмотрим порядок фактического расхода материалов на выполнение строительных работ по объектам учета, действовавший до 1 января 2002 г.

Согласно п. 4.15 Типовых рекомендаций фактический расход материалов на выполнение строительных работ по объектам учета отражался в учетных регистрах (ж/о 10-с и других) на основании материальных отчетов или оборотных ведомостей (формы М-29, М-48).

Согласно п. 4.16 Типовых рекомендаций, вкладные листы формы М-29 были предназначены для расчета расхода материалов на строительные работы по нормативам в целях сравнения их с фактическими затратами.

Выявленные причины экономии или перерасхода материалов использовались для внутрипроизводственного контроля и анализа хозяйственной деятельности, а также при разработке текущих и перспективных планов и прогнозов.

В соответствии с п. 1.3 Типовых рекомендаций под себестоимостью строительных работ подразумевались затраты строительной организации на их производство и сдачу заказчику.

Согласно п. 2.4 Типовых рекомендаций, включению в себестоимость строительных работ подлежала стоимость израсходованных в производстве материалов.

Пунктом 4.10 Типовых рекомендаций было установлено, что под расходом материалов на производство понимается их потребление непосредственно в процессе производства строительных работ.

Целью учета себестоимости строительных работ в соответствии с Типовыми рекомендациями являлось своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат, связанных с производством и сдачей работ заказчику, выявление отклонений от применяемых норм и плановой себестоимости, а также контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов п. 1.5 Типовых рекомендаций.

Таким образом, бухгалтерский учет себестоимости строительных работ производился для целей:

1) налогообложения (фактическая себестоимость, учитываемая при определении финансового результата и формировании налогооблагаемой базы);

2) внутрипроизводственного контроля (сравнение фактических затрат с утвержденными нормами в целях выявления нерационального использования материалов, а также их хищения),

3) анализа хозяйственной деятельности (сравнение фактической и плановой себестоимости в целях выявления направлений совершенствования организации производственного процесса и повышения эффективности производства).

В соответствии с вышеизложенным заполнение вкладных листов формы М-29, в которых должен производиться расчет расхода материалов по нормативам, не являлось необходимым условием для списания фактически израсходованных материалов на себестоимость и формирования фактической себестоимости строительных работ в целях налогообложения, то есть расчет расхода материалов по нормативам необходим был для целей внутрипроизводственного контроля и анализа хозяйственной деятельности.

Однако и после отмены с 01.01.2002. Типовых рекомендаций и введения с 01.01.2002 гл. 25 НК РФ, материалы должны расходоваться экономно и рационально.

По нашему мнению, фактическая себестоимость строительства объекта в целях как бухгалтерского, так и налогового учета должна формироваться на основе экономически оправданных и подтвержденных расходов. Такой вывод можно сделать из анализа следующих нормативных документов:

а) в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» основными задачами бухгалтерского учета является предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости;

б) в соответствии с абз. 4 п. 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания по учету МПЗ № 119н) организации разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля за использованием материально-производственных запасов.

В указанных документах могут устанавливаться:

- формы первичных документов по приему, отпуску (расходованию) и перемещению материально-производственных запасов и порядок их оформления (составления), а также правила документооборота;

- перечень должностных лиц подразделений, которым доверено получение и отпуск материально-производственных запасов;

- порядок осуществления контроля за обеспечением экономного и рационального расходования (использования) материально-производственных запасов в производстве, в обращении, правильным ведением учета, достоверностью отчетов об их расходовании и т.п.;

в) в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода;

г) в соответствии с п. 3.1.1 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций структура расходов на строительство должна определяться сметной документацией.

Учитывая положения вышеперечисленных нормативных документов, экономность и рациональность расходования материала может быть доказана, если такое расходование осуществляется в пределах установленных в строительстве норм для определенных видов строительных работ. Любое превышение вышеуказанных норм является перерасходом строительных материалов для выполнения данного вида работ и должно иметь мотивировку. Отсутствие мотивированного объяснения причин перерасхода материалов следует расценивать как нерациональное, бесхозяйственное расходование материалов, небрежное хранение, приводящее к полной или частичной утрате материальных ценностей, или хищение. Неоправданный перерасход материалов не предусматривается в сводных сметных расчетах стоимости строительства, поэтому эти затраты не могут увеличивать стоимость строящегося объекта, то есть включаться в его фактическую себестоимость (абз. 8 п. 3.1.7 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций).

Из вышесказанного следует, что первичные учетные документы, подтверждающие списание фактического расхода материалов на себестоимость и формирование фактической себестоимости строительных работ в целях бухгалтерского учета и налогообложения, являются необходимым условием.

Давайте рассмотрим, как же поступать в сложившейся ситуации.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Основанием для списания строительных материалов на производство могут являться следующие документы:

- производственные нормы расхода основных строительных материалов, разрабатываемые строительной организацией и утверждаемые ежегодно ее руководителем на основании Государственных элементных сметных норм (ГЭСН), которые в соответствии с п. 2.5 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81–35.2004) предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, могут служить основой для производственных норм расхода материалов и их списания;

- локальные и объектные сметы на строящиеся объекты, в которых предусмотрен сметный расход материалов по конструктивным элементам и видам работ;

- журнал учета выполненных работ по форме № КС-6а (утв. постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100) по каждому объекту строительства;

- материальный отчет (форма № М-19) по материально ответственному лицу - производителю работ, начальнику строительного участка (отсутствует в унифицированных формах учетной первичной документации);

- форма № М-29 - ежемесячный отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам (утв. приказом ЦСУ СССР от 24.11.1982 № 613) (отсутствует в унифицированных формах учетной первичной документации).

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», первичные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, либо отраженных в учетной политике организации, по которым не предусмотрены унифицированные и отраслевые формы.

Следовательно, поскольку материальные отчеты формы № М-19 и формы № М-29 не утверждены в унифицированных формах учетной первичной документации, в организации должен быть разработан и отражен в учетной политике первичный учетный документ (материальный отчет или акт на списание строительных материалов), на основании которого и в соответствии п. 96 и п. 97 Письма от 30.04.1974 № 103 «Об основных положениях по учету материалов на предприятиях и стройках», фактический расход материалов, конструкций и изделий на строительные и монтажные работы за отчетный месяц сопоставляется в отчетах о расходе основных материалов в строительстве с нормативным расходом, исчисленным по производственным нормам на выполненный объем работ.

Перечень основных материалов, по которым производится сопоставление, устанавливается организацией. Производственные нормы расхода материальных ценностей на единицу работ также должны, как правило, разрабатываться организациями на основании МДС и ГЭСН.

Объем строительно-монтажных работ, по которым определяется плановый (нормативный) расход материалов, принимается по данным журнала учета выполненных строительно-монтажных работ.

Правильность составления отчета проверяется производственно-техническим отделом стройки. На все отклонения от норм (как перерасход, так и экономию) должны быть даны объяснения с приведением причин и технических расчетов.

Отчет производителя работ о расходе материалов утверждается руководителем стройки (главным инженером).

При продолжительности строительства объекта до 6 месяцев сопоставление фактического расхода материалов с нормативным может производиться по окончании строительства объекта и на конец календарного года, если окончание работ по объекту переходит на следующий год.

 В целях улучшения учета и контроля за расходом материальных ценностей на производство строительных и монтажных работ рекомендуется применять пообъектные материальные отчеты на весь период строительства.

В таком материальном отчете должен быть указан лимит потребности материальных ценностей на объект, приход их и расход на производство и другие нужды, а также остатки на начало и конец месяца. Расход материалов на производство указывается как за отчетный месяц, так и с начала строительства объекта.

В случае экономии строительных материалов списание их на производство осуществляется по фактическому расходу.

Перерасход материалов, подтвержденный соответствующими расчетами (например, при изменении технологии производства работ, замене отдельных материалов и т.д.), принимается к списанию по разрешению руководителя строительной организации. Суммы дополнительного расхода материалов должны быть согласованы с заказчиком и предъявлены ему к возмещению. Суммы отклонений сверх норм и нормативов, не предъявленные к возмещению заказчикам, подлежат добавлению к налогооблагаемой прибыли.

Необоснованный перерасход материалов на себестоимость СМР не относится, а подлежит возмещению за счет виновных лиц в порядке, установленном действующим законодательством.

Из вышесказанного следует, что фактический расход строительных материалов при списании на себестоимость и формировании фактической себестоимости строительных работ в целях налогообложения необходимо подтверждать первичным учетным документом, в качестве которого может быть использован ежемесячный отчет о расходе основных материалов в строительстве формы М-29, утвержденный учетной политикой организации.

Н.Б. Лопатина

728.Налог на прибыль проверен налоговой инспекцией в 2005 году за период с 2002 по 2004 гг. После налоговой проверки нами обнаружен документ по расходам за 2004 год, который не проведен в учете.

Как отразить данную ошибку, исправлять ли налоговую декларацию за 2004 год?

В целях бухгалтерского учета при отражении данных расходов следует руководствоваться нормами ПБУ 10/99. Согласно п. 12 вышеназванного документа, убытки прошлых лет, признанные в отчетном году, являются внереализационными расходами.

Для учета расходов прошлых лет действующим Планом счетов предусмотрен счет 91 «Прочие доходы и расходы». Таким образом, расходы прошлых лет в регистрах бухгалтерского учета необходимо отразить проводкой

Дебет счета 91   Кредит счета 60 (76).

Согласно ст. 54 НК РФ, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

В связи с возникновением расходов, не учтенных при расчете налога на прибыль в 2004 году, организации необходимо представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2004 год.

Обращаем ваше внимание, что сумма расходов прошлых периодов в бухгалтерском учете будет являться постоянной разницей, так как для целей налогообложения она признана расходом в 2004 году. Постоянные разницы отчетного периода отражаются в бухгалтерском учете обособленно (в аналитическом учете соответствующего счета учета активов и обязательств, в оценке которых возникла постоянная разница).

Возникновение постоянной разницы влечет за собой необходимость доначислить налог на прибыль. При этом сумма доначисленного налога будет называться постоянным налоговым обязательством (ПНО). Эта сумма определяется путем умножения постоянной разницы на установленную законодательством ставку налога на прибыль и отражается в 2005 году в бухгалтерском учете проводкой по Дебету счета 99 «ПНО» и   Кредиту счета 68 «Налог на прибыль».

Н.А. Панкратова

729.Каков порядок оформления предъявленных и выставленных счетов-фактур структурными подразделениями?

В соответствии со ст. 143 НК РФ структурные подразделения организаций плательщиками налога на добавленную стоимость не являются.

В связи с этим, если организации реализуют товары (работы, услуги) через структурные подразделения, которые не являются юридическими лицами, то счета-фактуры выписываются покупателям этими подразделениями от имени головной организации. При этом при составлении счетов-фактур в строках 2 и 2а указываются реквизиты организации-продавца, т.е. головной организации, а в строке 26 - КПП структурного подразделения, в строке 3 - наименование и почтовый адрес грузоотправителя. В случае выполнения работ и оказания услуг в данной строке ставится прочерк.

Такой же порядок соблюдается при оформлении счетов-фактур по товарам (работам, услугам), отгруженным структурным подразделениям. Так, по строке 4 указываются наименование и почтовый адрес грузополучателя. В случае выполнения работ и оказания услуг в данной строке ставится прочерк.

В строках 6 и 6а заполняются реквизиты организации-покупателя, т.е. головной организации, а в строке 6б - КПП структурного подразделения организации-покупателя.

Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ, счета-фактуры подписываются руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

В соответствии с Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914, подписи руководителя и главного бухгалтера организации на счетах-фактурах должны быть расшифрованы. Поэтому в целях идентификации «иных лиц», уполномоченных подписывать счета-фактуры соответствующим распорядительным документом, после подписи необходимо указывать фамилию и инициалы лица, подписавшего счет-фактуру.

730.Организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, включены в книгу расходов затраты на оплату труда за минусом налога на доходы физических лиц. При этом задолженность по НДФЛ за проверяемый период у Организации отсутствует, налог перечислялся своевременно. Права ли Организация?

Расходы на оплату труда признаются на основании подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в порядке, установленном ст. 255 НК РФ, согласно которой к расходам на оплату труда относятся любые начисления работникам в денежной или натуральной форме, которые предусмотрены нормами законодательства, трудовыми или коллективными договорами.

Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ, расходами организации признаются затраты после их фактической оплаты (кассовый метод), поэтому выданная зарплата учитывается в составе расходов в момент ее выдачи.

Следовательно, в книгу расходов включается сумма начисленной и выданной заработной платы, в результате организацией завышена налоговая база для исчисления единого налога.

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
Рейтинг аудиторских компаний - 90
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты || Специалисты ]