«Аудит-Центр»

Новости

История

Услуги

Контакты

Конференция

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #741-750

Н.А. Панкратова

741.Налогоплательщик в 2005 году применял метод определения налоговой базы по НДС «по отгрузке».

Как влияет переходный период на остаток товара отгруженного, но не оплаченного по состоянию на 1 января 2006 года? Как принимать к вычету НДС по реализованному товару в 2006 году?

Согласно ст. 2 Федерального закона № 119-ФЗ, налогоплательщики, установившие до 2006 года в учетной политике для целей налогообложения НДС момент определения налоговой базы как день отгрузки, обязаны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31.12. 2005.

В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ указанные налогоплательщики НДС производят вычеты сумм налога, не оплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), которые были приняты ими к учету до 1 января 2006 г., в первом полугодии 2006 года равными долями, по одной шестой части неуплаченной суммы налога в месяц.

В книге покупок в течение шести месяцев отражаются равные суммы «входного» налога, принимаемые к вычету. Таким образом, один и тот же счет-фактура отражается в книге покупок в течение нескольких месяцев.

742.Предприятие осуществляет услуги обслуживания антенн коллективного пользования. Оплата этих услуг включена в квитанции по квартирной плате. В отчете РКЦ за прошедший месяц начислены платежи населения минус льготы населения.

Как начислить НДС:

- на полные начисления;

- на начисления за минусом льгот?

Льготы по оплате коммунальных услуг предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и другими законодательными актами.

Источниками компенсации указанных льгот являются средства федерального бюджета или средства бюджетов субъектов РФ.

Таким образом, сумма выпадающих доходов, которая образуется в результате установления льгот, возмещается организациям, реализующим коммунальные услуги населению, из федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, в налоговую базу по НДС также включаются суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Организации, реализующие услуги населению по льготным тарифам, выручку за оказанные услуги учитывают по регулируемому тарифу без применения льгот.

Таким образом, суммы, поступившие от абонентов за пользование коллективной антенной, включая льготников, а также суммы, поступившие из бюджета на возмещение разницы в тарифах по льготной категории потребителей услуг, формируют доходы от реализации услуг.

В.Г. Мороз

743.Сотрудница нашего предприятия, имеющая ребенка-инвалида, настаивает оплатить ей пособие по временной нетрудоспособности (амбулаторное) за 15 дней по уходу за больным ребенком в зависимости от ее стажа работы в размере 100%, ссылаясь на п. 30 постановления Совмина СССР от 23.02.1984 № 191. Просим пояснить, правомерно ли это?

Да, действительно, п. 30 постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 № 191 и положением Президиума ВЦСПС «О порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию» от 12.11.1984 № 13-6 установлены размеры пособий по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за детьми.

Пособие по временной нетрудоспособности в случаях, кроме трудового увечья или профессионального заболевания, выдается:

а) в размере 100 процентов заработка:

- рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж 8 и более лет;

- рабочим и служащим, имеющим на своем иждивении трех или более детей, не достигших 16 (учащихся - 18) лет. Настоящее правило не распространяется на рабочих и служащих, у которых непрерывный трудовой стаж, необходимый для получения пособия в размере полного заработка, не сохранился в связи с увольнением в течение последних восьми лет работы по основаниям, перечисленным в подп. «а»- «з» п. 7 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252;

- рабочим и служащим, у которых временная нетрудоспособность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении интернационального долга;

- работникам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, а также принимавшим в 1986—1989 гг. участие в работе по ликвидации последствий этой аварии в пределах зоны отчуждения или занятым в указанный период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

- работающим инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой;

- работникам, не достигшим 18 лет, проживающим в зонах отселения и проживания с правом на отселение вследствие чернобыльской катастрофы или эвакуированным и переселенным из зон радиоактивного загрязнения, при заболевании кроветворных органов (острые лейкозы), щитовидной железы (аденомы, рак), злокачественными опухолями;

- по уходу за больными детьми в возрасте до 14 лет в указанных в предыдущем абзаце зонах (см. комментарий к пункту 18);

б) в размере 80 процентов заработка:

- рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж от 5 до 8 лет;

- рабочим и служащим из числа круглых сирот, не достигших 21 года, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет;

в) в размере 60 процентов заработка:

- рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет.

Работающим инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным в отношении льгот к инвалидам Отечественной войны, пособие во всех случаях временной нетрудоспособности выдается в размере 100 процентов заработка.

Пособие по уходу за ребенком, не достигшим 14 лет, за период с 8-го по 14-й календарный день, а одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы - с 11-го по 14-й календарный день выдается в размере 50 процентов заработка независимо от непрерывного трудового стажа

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет или за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также пособие на период санаторного лечения ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет выдаются по нормам, предусмотренным подпунктами «а»- «в» настоящего пункта.

Обращаем Ваше внимание, что абз. 3 подп. «в» введен постановлением Кабинета Министров СССР от 14.08.1991 № 601, и читать его следует в редакции письма ФСС РФ «О пособиях по государственному социальному страхованию» от 06.12.2000 № 02-18/05-7922, в котором говорится, что постановлением Кабинета Министров СССР от 14.08.1991 № 601 «О порядке обеспечения в отдельных случаях пособиями по государственному социальному страхованию» предусмотрена выдача листков нетрудоспособности работающим лицам, занятым уходом за здоровым ребенком в возрасте до 3-х лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ним.

Согласно п. 4 вышеназванного постановления, пособие в этом случае выдается по нормам, предусмотренным подпунктами «а»- «в» п. 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию. В этом случае сокращение размера пособия до 50% заработка с 8 или соответственно с 11 дня не производится.

Исходя из вышеизложенного следует, что выплата пособия по уходу за ребенком до 3-х лет и ребенком-инвалидом за все дни ухода в зависимости от непрерывного стажа производится только работающим лицам, занятым уходом за здоровым ребенком в возрасте до 3-х лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ним.

Следовательно пособие по уходу за больным ребенком-инвалидом вашей сотруднице должно быть оплачено за первые 7 календарных дней в зависимости от непрерывного стажа, начиная с 8 дня за все последующие в размере 50% независимо от непрерывного стажа.

744.Торговое предприятие купило помещение, которое не планировало применять в своей деятельности, и сразу после регистрации в органах юстиции сдало его в аренду. Как следует учитывать приобретенное помещение: как основное средство и включать его стоимость в налогооблагаемую базу по налогу на имущество, или на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности»?

Порядок учета на балансе организаций объектов основных средств регулируется приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», Положением по бухгалтерскому учету«Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н и «Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств» от 13.10.2003 № 91н. В соответствии с указанными документами для учета движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, предназначен счет 01 «Основные средства».

Согласно п. 4 ПБУ 6/01, для принятия объекта к учету в качестве основного средства необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

При этом обращаем внимание на то, что понятие инвентарного объекта основных средств приведено в Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 на основе Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359. Указанное Положение применяется также в отношении доходных вложений в материальные ценности.

Исходя из требований вышеназванных документов Минфина России в случае принятия изначально к бухгалтерскому учету материально-вещественных ценностей, отвечающих требованиям признания их основными средствами (зданий, сооружений, иного имущества), но предназначенных не для использования их непосредственно в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, а для предоставления организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование, т.е аренду (понятие аренды дано в ст. 606 ГК РФ)) с целью получения дохода, следует рассматривать указанные объекты в качестве доходных вложений в материальные ценности и в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению отражать на отдельном счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Следовательно, Организация сама должна определить, какие объекты материальных ценностей она будет учитывать в составе основных средств, а какие - в доходных вложениях, и закрепить это в учетной политике.

Учитывая требование п. 1 ст. 374 Кодекса, имущество, учтенное организацией в качестве доходных вложений в материальные ценности, не рассматривается в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций до его перевода в состав основных средств. (письмо МФ РФ от 22.06.2005 № 07-05-06/181)

745.Администрация города вместо передачи помещения в хозяйственное ведение заключила договор о безвозмездном пользовании, не оговаривая сроки. Как учитывать это помещение: в качестве основного средства на счете 01 «Основные средства» или на забалансовом счете как арендованное основное средство?

В соответствии со ст. 689 ГК РФ к договорам безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные для арендованного имущества.

На основании приказа Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» арендатор полученное в аренду имущество учитывает на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды, на основании акта приема-передачи.

Если акт приема-передачи не был составлен, арендодателю будет затруднительно подтвердить налоговым органам момент, с которого должна начисляться арендная плата. А это влияет на уплату налога, на прибыль и НДС с арендных платежей.

Согласно п. 3 ст. 256 НК РФ, такие основные средства не включаются в состав амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли. Расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, находящегося в аренде, в соответствии подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ принимаются в составе расходов по обычным видам деятельности, если они связаны с производством и реализацией.

Расходы в соответствии со ст. 260 НК РФ будут приняты в том отчетном периоде, в котором они были произведены. Но для списания необходимо выполнение условий п. 1 ст. 252 НК РФ.

Г.И. Платонова

746.Предприятие арендовало у физического лица помещение под офис сроком на 4 месяца. Нужно ли удерживать НДФЛ, если физическое лицо самостоятельно декларирует этот доход и уплачивает НДФЛ? Нужно ли начислять ЕСН с данной суммы?

В соответствии со ст. 224 НК РФ исчисление налога производится по ставке 13%. Но порядок исчисления и уплаты НДФЛ зависит от того, является физическое лицо индивидуальным предпринимателем или нет.

Если арендодатель не выступает в качестве предпринимателя без образования юридического лица, то исчисление и уплата налога производятся организацией-арендатором. Организация выступает в качестве налогового агента (подп. 2 п. 1 ст. 226 НК РФ).

В данном случае может возникнуть несоответствие арендных платежей, фактически уплачиваемых арендодателю и предусмотренных договором аренды. Чтобы подобного расхождения не возникало, в договоре должно быть указано, что оплата аренды осуществляется за вычетом НДФЛ, удерживаемого организацией.

В соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ организация удерживает начисленную сумму налога при фактической выплате арендного платежа. Кроме того, организация также обязана перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. Если же организация осуществляет арендный платеж по безналичному расчету, то оплата налога производится не позднее дня перечисления дохода со счета организации на лицевой счет физического лица.

Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ, объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), к объекту налогообложения ЕСН не относятся.

Следовательно, в случае заключения организацией с физическим лицом договора аренды помещения, не предполагающего выполнения работ или оказания услуг, на суммы арендной платы ЕСН не начисляется.

Л.Г. Волк

747.Наша организация является собственником двух торговых центров, расположенных в Хабаровском крае. Основным видом деятельности является сдача в аренду собственного нежилого недвижимого имущества. Площади в торговых центрах сдаются нами в аренду для организации торговли продовольственными и промышленными товарами, а также для оказания услуг населению. Будет ли наша организация с 01.01.2006 являться плательщиком единого налога на вмененный доход по виду деятельности «оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей»?

Для того чтобы определить, является ли ваша организация плательщиком единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД), необходимо учитывать следующее.

В соответствии со ст. 346.26 НК РФ (в редакции Федеральных законов от 29.07.2004 № 95-ФЗ, от 18.06.2005 № 63-ФЗ и от 21.07.2005 № 101-ФЗ) с 01.01.2006 система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, а в действие вводится нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

При этом, согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ и Федерального закона от 12.10.2005 № 129-ФЗ), представительные органы муниципальных районов и городских округов, образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга со дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ и до 1 января 2006 г. были вправе определить в порядке и в пределах, которые установлены гл. 26.3 НК РФ с учетом изменений, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и значения коэффициента К2, которые вводятся в действие не ранее 01.01.2006.

В случае если представительные органы муниципальных районов и городских округов до 1 января 2006 г. не приняли нормативный правовой акт о введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на соответствующей территории, то до 1 января 2007 г. применяются положения закона субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок введения в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории данного субъекта Российской Федерации, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится указанный налог, и значения коэффициента К2.

В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей НК РФ.

Таким образом, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных районов, городских округов и законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, вступающие в силу с 01.01.2006 и вводящие в действие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, должны быть приняты и официально опубликованы до 01.12.2005.

В Хабаровском крае решениями представительных органов муниципальных образований система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности введена на территории города Хабаровска (решение Хабаровской городской Думы от 20.09.2005 № 123 (в редакции решения Хабаровской городской Думы от 22.11.2005 № 171)); города Комсомольска-на-Амуре (решение Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 11.11.2005 № 133); Хабаровского муниципального района (решение Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 23.09.2005 № 83 (в редакции от 22.11.2005 № 89)) и Советско-Гаванского муниципального района (решение Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района от 11.10.2005 № 123).

На территории остальных муниципальных образований Хабаровского края с 01.01.2006 до 01.01.2007 будет продолжать действовать Закон Хабаровского края от 26.11.2002 № 71 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Хабаровском крае» (в редакции Закона Хабаровского края от 10.11.2005 № 308) (п. 2 ст. 17 данного Закона Хабаровского края от 10.11.2005 № 308).

Из анализа вышеуказанных нормативных актов, которыми введен единый налог на вмененный доход на территории муниципальных образований Хабаровского края, следует, что с 01.01.2006 единый налог на вмененный доход по виду деятельности «оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей», будут уплачивать организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие данный вид деятельности на территории городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.

На территории других муниципальных образований Хабаровского края взимание единого налога на вмененный доход по данному ввиду деятельности пока не предусмотрено.

Поэтому, если налогоплательщики будут оказывать услуги по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей, на территории муниципальных районов, в которых данный вид деятельности не переведен на уплату ЕНВД, они должны с доходов, полученных от этого вида деятельности уплачивать налоги по общеустановленной системе или вправе применять упрощенную систему налогообложения.

В случае осуществления данного вида деятельности на территории нескольких муниципальных образований, в которых введен ЕНВД и в которых не введен ЕНВД по этому виду деятельности, организации и индивидуальные предприниматели должны вести раздельный учет доходов и расходов, облагаемых по разным налоговым режимам.

Согласно ст. 346.27 НК РФ, к стационарным торговым местам относятся места, используемые для совершения сделок купли-продажи и расположенные в стационарной торговой сети. К стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов отнесены крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты.

В соответствии с разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации к стационарной торговой сети также относятся автовокзалы, железнодорожные вокзалы, административные и учебные здания, поликлиники и другие объекты, имеющие стационарные торговые места (письмо от 07.11.2005 № 03-11-04/03/127).

Деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест в указанных стационарных объектах должна переводиться на уплату единого налога на вмененный доход.

Также должны уплачивать единый налог на вмененный доход рынки и торговые центры, осуществляющие передачу во временное владение и (или) пользование конструктивно обособленных торговых секций, не отнесенных правоустанавливающими и инвентаризационными документами к магазинам и павильонам (письма Минфина России от 07.11.2005 № 03-11-04/03/127; от 26.09.2005 № 03-11-02/44).

Из вышеизложенного следует, что если торговые центры расположены на территории городов Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре, то ваша организация по доходам, полученным от предоставления в аренду помещений торгового центра для осуществления продажи продовольственных и промышленных товаров, должна быть переведена с 01.01.2006 на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по виду деятельности «оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей».

По доходам, полученным от предоставления в аренду помещений торгового центра для оказания услуг населению, например, для размещения банкоматов, игровых автоматов, кафе, оказания парикмахерских услуг и других услуг, а также по доходам, полученным от предоставления в аренду помещений торговых центров для хранения товаров, организация должна уплачивать налоги по общеустановленной системе или вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.

В то же время, если арендатор в местах оказания парикмахерских услуг, размещения офиса, складском помещении самостоятельно организует стационарные торговые места (например: оказывая парикмахерские услуги, одновременно будет осуществлять продажу косметических средств и других сопутствующих товаров; в местах хранения товаров одновременно будет осуществлять их реализацию и т.д.) то существуют риски перевода арендодателя на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по виду деятельности «оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей».

В случае передачи арендодателем в аренду всего или части зданий торгового центра нескольким арендаторам с правом передачи стационарных торговых мест в субаренду единый налог на вмененный доход должны уплачивать и арендодатель, и арендатор, передавший торговые места в субаренду.

В.Г. Мороз

748.Организация арендует в течение 6 лет помещение (муниципальное имущество). В договоре обозначено, что ремонт помещения производится за счет средств арендатора. Здание старое, затраты большие (замена окон, укладка кафельной плитки).

Как квалифицировать перечисленные затраты: как капвложения или текущие расходы?

Как расценить произведенные затраты (отделимые, неотделимые улучшения)?

Если это неотделимые улучшения - следует ли их оформить как безвозмездную передачу при возврате имущества по окончании договора аренды?

В договоре аренды обязательно должно быть указано, за чей счет и на каких условиях осуществляется улучшение арендуемого помещения как косметического, так и капитального характера.

Как правило:

- обязанность осуществления текущего ремонта возлагается на арендатора;

- капитальный ремонт делает арендодатель, если в договоре стороны не прописали другие условия (ст. 616 ГК РФ).

В Методических указаниях по учету основных средств нет определения видов ремонта, так как эти вопросы не регулируются законодательством о бухгалтерском учете. Классификацию ремонтных работ по зданиям и сооружениям можно найти в ведомственных нормативных актах. Например, в соответствии с Положением о проведении планово-предупредительного ремонта от 29.12.1973 № 279 к текущему ремонту зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений от преждевременного износа путем профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей, например:

- смена неисправных мелких повреждений оконных и дверных блоков;

- окраска помещений и отдельных конструкций;

- замена отдельных приборов (бачков, унитазов, раковин и т.п.)

К капитальному ремонту относятся работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, например:

- полная смена ветхих оконных и дверных блоков;

- переустройство полов при ремонте с заменой на более прочные и долговечные материалы;

- смена облицовки стен в объеме более 10% общей площади облицованных поверхностей;

- переустройство крыш в связи с заменой материалов кровли и др.

Основанием для определения видов ремонта должны являться соответствующие документы, разработанные технической службой Организации в рамках системы планово-предупредительных ремонтов.

При отражении расходов на ремонт арендованного имущества арендатору следует различать такие понятия как текущий, капитальный ремонт и реконструкция или модернизация, так как в бухгалтерском и налоговом учете эти расходы учитываются по-разному.

Текущий ремонт

В соответствии с пп. 5, 7, 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации» стоимость текущего ремонта (под которым понимается косметический ремонт помещения) учитывается в составе затрат по обычным видам деятельности и включается в себестоимость проданных товаров, работ услуг.

В соответствии с пп. 6, 16, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы по текущему ремонту принимаются в бухгалтерском учете на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ.

В налоговом учете в соответствии с п. 2 ст. 253 НК РФ организация также может признать расходы по ремонту арендованных основных средств как «прочие» в размере фактических затрат. Расходы в соответствии со ст. 260 НК РФ будут приняты в том отчетном периоде, в котором они были произведены. Но для списания необходимо, чтобы по условиям договора арендодатель не возмещал их арендатору.

Капитальный ремонт

Если условиями договора предусмотрено, что проведение капитального ремонта является обязанностью арендатора, то расходы, связанные с его проведением, будут отражаться в учете арендатора так же, как и расходы на текущий ремонт.

Если по условиям договора аренды обязанность по проведению капитального ремонта возложена на арендодателя, но производит ее арендатор за счет своих средств, данные расходы в соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации» должны учитываться в составе прочих внереализационных расходов.

В налоговом учете в соответствии с п. 2 ст. 252 НК РФ расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные, экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. Следовательно, если в договоре аренды проведение ремонта арендатором не предусмотрено, но ремонт произведен за счет его средств, то такие расходы не могут быть признаны в налоговом учете обоснованными и экономически оправданными.

Капитальные вложения

Для осуществления деятельности организациям зачастую требуется переоборудовать арендуемое помещение, т.е. осуществить расходы капитального характера.

В соответствии с пп. 14, 27 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в бухгалтерском учете расходы на реконструкцию и модернизацию увеличивают первоначальную стоимость основных средств при условии, что в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

В налоговом учете в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, реконструкции, модернизации, технического перевооружения.

Из вышесказанного следует, что, неверно квалифицировав расходы, бухгалтер не только искажает показатели отчетности, но и рискует неправильно исчислить налог на прибыль и налог на имущество.

Арендатор может по согласованию с арендодателем или по собственному желанию производить улучшения, которые подразделяются на отделимые и неотделимые. Они представляют собой инвестиционные вложения и придают имуществу новые качества.

Отделимые капитальные вложения

Улучшения имущества капитального характера, являющиеся отделимыми (которые возможно извлечь без ущерба для целостности помещения), приходуются в качестве отдельного инвентарного объекта основных средств (Дебет счета 01,   Кредит счета 08).

 То есть в бухгалтерском учете арендатор вправе считать улучшение отдельным основным средством, завести на него инвентарную карточку и амортизировать. Это касается тех улучшений, которые организация не собирается передавать арендодателю. Или если собственник не желает их компенсировать.

В налоговом учете арендатор также считает отделимое улучшение самостоятельным объектом и включает в состав амортизируемого имущества.

В течение срока полезного использования, который в данном случае равен периоду времени начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором улучшение арендованного имущества было включено в состав основных средств, до окончания срока договора аренды, амортизация начисляется в обычном порядке. При возврате арендуемого помещения арендодателю отделимые улучшения могут остаться в распоряжении арендатора или реализоваться арендодателю.

Неотделимые улучшения

Определенные сложности в учете возникают при осуществлении арендатором улучшений, являющихся неотделимыми (например, установки окон, дверей, замены конструкций).

С 01.01.06 Федеральным законом № 58-ФЗ внесены изменения в учет капитальных вложений в части неотделимых улучшений арендованных средств. То есть в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, могут быть признаны амортизируемым имуществом.

Именно в этой ситуации большую роль играют соответствующие положения договора аренды, так как капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, указанные в абзаце первом п. 1 ст. 256 НК РФ, амортизируются в следующем порядке:

- капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленном главой 25;

- капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Если в течение срока действия договора аренды стоимость произведенных неотделимых улучшений, признанных амортизируемым имуществом (не возмещаемых арендодателем), не погашена арендатором исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации, то в соответствии с налоговым законодательством их остаточная стоимость признается безвозмездной передачей имущества, а следовательно (ст. 146 НК РФ) реализацией в целях налогообложения по НДС.

При наличии согласия арендодателя стоимость неотделимых капитальных вложений в арендованное помещение может компенсироваться арендатору по мере осуществления капитальных расходов или сразу по их окончании.

В этом случае, согласно п. 35 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств от 13.10.2003 № 91н, стоимость капитальных вложений, учтенных по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», списывается на счет учета расчетов с арендодателем.

Если улучшение неотделимое (не признано амортизируемым имуществом), но арендодатель собирается его принять, то Организация рассматривает его как работы (услуги), оказанные собственнику. Арендатор имеет право признать расходы по ним в момент подписания акта приемки-передачи.

Если же арендодатель отказывается компенсировать такое улучшение, то издержки по нему признать нельзя (п. 5 ст. 270 НК РФ). Расходы будут произведены за счет собственных средств и не уменьшат базу по налогу на прибыль. Кроме того, арендатор еще заплатит налог на добавленную стоимость. Налоговое законодательство признает безвозмездную передачу имущества реализацией в целях налогообложения по НДС (ст. 146 НК РФ).

Учитывая вышеизложенное, чтобы ответить на поставленные вопросы, вы должны:

- точно определиться, какие виды ремонта вами оговорены в договоре, кто возмещает расходы и на каких условиях;

- выделить расходы по текущему и капитальному ремонту и расходы капитального характера в зависимости от целей и задач, определенных соответствующими документами, разработанными технической службой организации в рамках системы планово-предупредительных ремонтов;

- определить отделимые и неотделимые улучшения, определить, признаются ли они амортизируемым имуществом, за чей счет и на каких условиях они производятся.

Если это неотделимые улучшения и они согласованы, но не возмещаются арендодателем - их следует амортизировать в порядке, установленном ст. 258 НК РФ. Недоамортизированную в течение срока аренды стоимость оформить как безвозмездную передачу с вытекающими налоговыми последствиями.

749.Наша Организация 20 марта 2005 г. выдала своему сотруднику беспроцентную ссуду на приобретение жилья в сумме 600000 руб. Организация рассчитывает материальную выгоду каждый квартал, удерживает и уплачивает налог с дохода, полученного сотрудником от экономии на процентах. При расчете налога нами использована налоговая ставка в размере 35%. Просим разъяснить, правильно ли поступил бухгалтер, так как сотрудник, ссылаясь на Закон РФ от 20.08.2004 № 112-ФЗ, с 01.01.2005 требует пересчитать налог по ставке 13%. И верно ли мы поступаем, исчисляя налоговую базу в виде материальной выгоды от экономии на процентах (от полученной беспроцентной ссуды) и суммы подлежащего уплате в бюджет налога на доходы?

Действительно, с вступлением в силу Федерального закона от 20.08.2004 № 112-ФЗ с 01.01.2005 в ст. 224 НК РФ внесены изменения размера налоговой ставки в отношении суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ, а именно к материальной выгоде по целевым кредитам на приобретение (новое строительство) жилья применяется налоговая ставка 13%.

То есть с 01.01.2005 в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 20.08.2004 № 112-ФЗ, согласно п. 2 ст. 224 НК РФ, налоговая ставка в размере 35 процентов применяется к экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ, кроме доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13 процентов.

В соответствии со ст. 228 НК РФ в случае получения дохода в виде материальной выгоды исчисление налоговой базы и суммы подлежащего уплате в бюджет налога на доходы производится налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации.

Однако заемщик по согласованию с организацией, являющейся заимодавцем, с учетом норм ст. 29 НК РФ вправе передать ей свои полномочия по исчислению налоговой базы и суммы подлежащего уплате в бюджет налога на доходы в отношении доходов в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в случае если заемные средства получены налогоплательщиком по договору займа, заключенному с российской организацией, являющейся для данного налогоплательщика источником доходов, указанных в п. 2 ст. 226 НК РФ, и признаваемой в связи с этим налоговым агентом. В таком случае организация - налоговый агент признается уполномоченным представителем налогоплательщика, представляющим его интересы в отношениях с налоговыми органами. То есть организация обязуется определить налоговую базу и исчислить налог на доходы при получении налогоплательщиком доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование кредитными средствами.

При применении налоговых ставок следует помнить, что ставку в размере 13% мы можем применить только при предоставлении документов, подтверждающих целевое использование средств.

Документами, подтверждающими целевое использование налогоплательщиком заемных средств, полученных после 1 января 2005 г., могут являться:

- при строительстве или приобретении жилого дома (в том числе не оконченного строительством) или доли в нем - документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или долю в нем;

- при приобретении квартиры, доли в ней или прав на квартиру в строящемся доме - договор о приобретении квартиры, доли в ней или прав на квартиру в строящемся доме, акт о передаче квартиры, доли в ней налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру или долю в ней;

- платежные документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Такие разъяснения о порядке исчисления материальной выгоды по целевым кредитам на приобретение (новое строительство) жилья даны письмом Федеральной налоговой службы от 24.12.2004 № 04-3-01/928.

В соответствии с вышеизложенным доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств, облагается с 2005 года по налоговой ставке 13%.

750.Просим разъяснить, как правильно оплатить пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком маме-одиночке (стационарное), если число дней болезни превышает 7 календарных дней?

В соответствии со ст. 22 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 оговорены права семьи в области охраны здоровья.

Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности.

Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.

При этом письмом Фонда социального страхования РФ от 15.09.1994 № 416-ЮШ дано разъяснение о применении основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. А именно, пособие по уходу за ребенком за период амбулаторного лечения с 8-го календарного дня, а одиноким матерям, вдовцам (вдовам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы - с 11-го календарного дня выдается в размере 50 процентов заработка независимо от непрерывного трудового стажа.

Согласно постановлению Совмина СССР, ВЦСПС от 23.02.1984 № 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию» матери освобождаются от работы для нахождения вместе с больным ребенком в стационаре, и пособие выдается за все время освобождения от работы.

Учитывая вышеизложенное, пособие по уходу за ребенком в стационаре маме-одиночке за все дни болезни следует оплатить в зависимости от непрерывного трудового стажа.

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
Рейтинг аудиторских компаний - 90
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты || Специалисты ]