«Аудит-Центр»

Новости

История

Услуги

Контакты

Конференция

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #771-780

 

Н.Б. Лопатина

771.Счета-фактуры за аренду выдаются 20-го числа месяца, следующего за отчетным. В связи с тем что декларация по НДС сдается ежемесячно, не всегда эти счета-фактуры предъявляются к вычету в месяце получения услуги, а, как правило, на два, три месяца позже.

Можно ли предъявить НДС к вычету в месяце получения счета-фактуры или следует уточнять декларацию того месяца, в котором услуга была получена?

Право на вычет суммы НДС по товарам, работам и услугам возникает у налогоплательщика только по суммам налога, предъявленным при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченным ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации подлежат вычетам в случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом, согласно п. 1 ст. 172 НК РФ, такие вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг) после принятия на учет этих товаров (работ, услуг).

Разъяснение о порядке предъявления сумм НДС к вычету в аналогичной ситуации дается в письме Министерства финансов РФ от 30.09.2005 № 03-04-11/253.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные организацией при получении товаров, работ, услуг, подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором от поставщика получен счет-фактура.

В.Г. Мороз

772.Организация списывает ГСМ по автомобилям, используемым на грузоперевозках. На некоторых автомобилях не работают спидометры. Правильно ли будет относить на расходы ГСМ по факту использования, зная количество километров до пункта назначения, и в соответствии с нормами расхода ГСМ на 100 км, утвержденными приказом по предприятию (на основании норм законодательства)?

Израсходованные ГСМ включаются в расходы при исчислении налога на прибыль в соответствии с правилами гл. 25 НК РФ.

Расходы на приобретение ГСМ для автомобилей, использующихся в основной деятельности организации, относятся к материальным расходам организации (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ), а для служебных автомобилей, использующихся в управлении организацией, - к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Необходимым условием для отнесения расходов на ГСМ в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль является наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих фактические суммы на приобретение ГСМ и производственные цели эксплуатации автомобиля (оформленные в установленном порядке режим работы автомобиля, путевые листы и т.д.).

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ, расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Если понесенные налогоплательщиком расходы не будут подтверждены документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства РФ, указанные расходы в соответствии с п. 49 ст. 270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли как не отвечающие всем условиям ст. 252 НК РФ.

Из вышеизложенного следует, что основным условием для отражения затрат по ГСМ в составе расходов являются их фактический расход при условии, что затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и подтверждение пробега документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства РФ.

По нашему мнению, при отсутствии на автомобилях спидометров расход ГСМ можно признать в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, только на основании документально подтвержденного пробега.

Для этого следует приказом руководителя определить список таких автомобилей и порядок подтверждения пробега по этим автомобилям, например, при наличии:

- официально утвержденного руководителем (приказа, распоряжения, технологического процесса и т.д.) перечня маршрутов (составленных на основании комиссионных замеров, оформленных соответствующими актами);

- отметок в путевых листах о пунктах назначения, так как необходимым условием для отнесения затрат на горюче-смазочные материалы на себестоимость продукции является наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих производственные цели эксплуатации автомобиля;

- приказа руководителя об утверждении норм расхода ГСМ на 100 км пробега, разработанных на основании Руководящего документа Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденного Минтрансом России 29.04.2003 (действует до 01.01.2008).

В общей части Руководящего документа говорится о том, что нормы используются при расчете нормируемого значения расхода топлива, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, осуществления расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

Однако в соответствии с гл. 25 НК РФ расходы на содержание автотранспорта не относятся к нормируемым расходам, за исключением расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов. Однако не стоит забывать, что, признавая расходы, нужно соблюдать три критерия, установленные ст. 252 НК РФ, среди которых главным является экономическая обоснованность расходов. Если расходы организации на приобретение ГСМ значительно превышают установленные Минтрансом России нормы, их экономическая обоснованность может вызвать у налоговых органов вопросы.

Г.И. Платонова

773.Работник был направлен в служебную командировку с 9 по 17 февраля 2006 г. Как рассчитать средний заработок за время служебной командировки работника?

В расчетном периоде применяется календарный отрезок в 12 календарных месяцев с января 2006 г. по февраль 2005 г. Отработал работник 226 дней (остальное время находился в очередном отпуске). Заработная плата за этот же период составила 193520 руб.

Статьей 139 ТК РФ и постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» определен порядок исчисления средней заработной платы за время служебной командировки. Следует помнить, что от выплаты командированным сотрудникам не среднего заработка, а предусмотренных принятой в организации системой оплаты труда сумм заработка (оклада, доплат, надбавок, и других выплат) не предусмотрено. Данные выплаты будут противоречить ст. 167 ТК РФ.

Заработная плата из расчета оклада (тарифной ставки) и иных выплат выплачивается за отработанное время, что должно подтверждаться табелями учета рабочего времени по типовым формам № Т-12 «Табель учета рабочего времени» или № Т-13 «Табель учета рабочего времени», которые утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. Время отсутствия работника на рабочем месте по причине нахождения в служебной командировке в табеле оформляется буквенным кодом «К». Нарушение порядка оформления табеля учета рабочего времени приведет к тому, что налоговые органы при проведении проверки, сопоставив приказы по личному составу с оформленными табелями учета рабочего времени, могут выявить несоответствие. Это может привести к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Согласно п. 9 Инструкции Министерства финансов СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР», средний заработок во время нахождения работника в командировке сохраняется только за рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы.

Статьей 168 ТК РФ установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

- расходы по проезду;

- расходы по найму жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Направляя работника в командировку, необходимо обязательно оформить командировку подтверждающими документами, ведь в таком случае расходы не будут признаны в составе расходов по налогу на прибыль.

Для расчета среднего заработка за время служебной командировки работнику следует начислить:

1) при пятидневной рабочей неделе:

- определяем среднедневной заработок работника - 856,28 руб. (193520 руб. : 226 дн.);

- определяем количество дней, подлежащих оплате за время командировки - 7 рабочих дней по графику пятидневной рабочей недели, приходящихся на период с 9 по 17 февраля 2006 г.;

- определяем сумму среднего заработка за дни командировки - 5993,96 руб. (856,96 руб. х 7 дн.);

2) при шестидневной рабочей неделе:

- определяем среднедневной заработок работника - 856,28 руб. (193520 руб. : 226 дн.);

- определяем количество дней, подлежащих оплате за время командировки - 8 рабочих дней по графику шестидневной рабочей недели, приходящихся на период с 9 по 17 февраля 2006 г.;

- определяем сумму среднего заработка за дни командировки - 6850,24 руб. (856,28 руб. х 8 дн.).

774.Какими нормативными документами регулируется размер надбавок за разъездной характер работы, производство работ вахтовым методом?

Если работа носит разъездной характер, считается, что условия труда отличаются от нормальных. В этом случае работникам должны быть установлены надбавки за разъездной характер работы.

В соответствии со ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях труда, отличающихся от нормальных, работнику производятся соответствующие доплаты, предусмотренные коллективным или трудовым договором.

Согласно ст. 166 ТК РФ, а также инструкции Минфина СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР», служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной характер, служебными командировками не считаются. В связи с этим права на получение суточных, выплачиваемых за время служебных командировок, данные категории работников не имеют, хотя выполнение ими трудовых обязанностей предусматривает нахождение вне места расположения организации.

Однако, учитывая особые условия выполнения трудовых обязанностей, работникам выплачиваются надбавки взамен суточных. Дополнительные выплаты осуществляются в следующих случаях:

- при направлении работников для выполнения монтажных работ в другие населенные пункты;

- при подвижном и разъездном характере работ;

- при вахтовом методе работы.

До июня 2004 г. данные выплаты, а также их размеры были определены постановлением Минтруда России от 29.06.1994 № 51 «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, за производство работ вахтовым методом и полевых работ за постоянную работу в пути на территории РФ». Однако постановлением Минтруда России от 26.04.2004 № 60 указанное выше постановление признано утратившим силу.

Следует иметь в виду, что признание утратившим силу постановления Минтруда России от 29.06.1994 № 51 с июля 2004 г. является основанием для отказа работодателем о выплате работникам соответствующих надбавок и компенсаций, предусмотренных федеральным законодательством, положениями отраслевых соглашений, коллективными договорами, а также иных локальных нормативных актов, принятых на уровне организации.

Постановлением Правительства РФ от 03.02.2005 № 51 определены размеры надбавки, выплачиваемой взамен суточных за вахтовый метод работы, работникам бюджетных организаций в следующих размерах:

- в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям - 75% тарифной ставки (оклада);

- в районах Сибири и Дальнего Востока - 50% тарифной ставки (оклада).

В указанных размерах надбавка выплачивается с 01.01.2005.

При этом размер надбавки не должен превышать размер установленной нормы расходов на выплату суточных, предусмотренных организацией за каждый день их нахождения в служебной командировке на территории РФ, а в организациях, не относящихся к бюджетной сфере,- в соответствии с размерами, установленными в коллективном договоре или локальном нормативном акте.

Если в соответствии с должностными инструкциями или приказом руководителя организации выполнение служебных обязанностей работника носит разъездной характер и при этом он не обеспечен специальным транспортом на время выполнения данных обязательств, то произведенная в этом случае работнику компенсация стоимости проезда транспортом общего пользования признается расходами для целей налогообложения прибыли в соответствии с абз. 9 подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ и не подлежит обложению ЕСН.

С 01.01.2005 в соответствии с положениями Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, внесшего изменения в редакцию ст. 302 ТК РФ, гарантии и компенсации работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, работающим вахтовым методом, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается работникам организации в порядке и размерах, установленных работодателем. То есть надбавки за вахтовый метод работы были и остаются впредь в соответствии с положением ТК РФ компенсационными выплатами, связанными с выполнением работниками трудовых обязанностей. Суммы этих надбавок не подлежат налогообложению ЕСН с 01.01.2005 согласно подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.

В соответствии с положением ст. 297 ТК РФ работники, привлекаемые к работе вахтовым методом в период нахождения на объекте производства работ, проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках. Поэтому выдача аванса на оплату проживания упомянутым выше лицам не может являться элементом трудового договора, а следовательно, осуществляется за счет расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли, и, соответственно, не может включаться в объект налогообложения ЕСН на основании п. 3 ст. 236 НК РФ.

Исчисление надбавок за вахтовый метод производится путем деления месячной тарифной ставки (оклада) работника за количество календарных дней соответствующего месяца и умножения на сумму календарных дней пребывания работника в местах производства работ в период вахты и фактических дней его нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работ и обратно в этом месяце и на установленный размер надбавки.

Надбавка начисляется без применения районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. (постановление от 03.02.2005 № 51).

775.Начисление и выплата надбавок за подвижной и разъездной характер работы, производство работ вахтовым методом.

Работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работ и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки в пути по метеорологическим условиям или по вине транспортных организаций выплачивается дневная тарифная ставка.

Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, устанавливается районный коэффициент и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и установлены Правительством РФ.

Однако органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.

Нормативным правовым актом субъектов РФ может быть установлен предельный размер районного коэффициента, устанавливаемый входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями, согласно ст. 316 ТК РФ.

В соответствии с п. 5.6 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 № 794/33-82 (применяется в части ст. 302 ТК РФ), исчисление суммы надбавок за вахтовый метод работы осуществляется в следующем порядке:

- при оплате по месячным тарифным ставкам (окладам) - тарифная ставка (оклад) работника делится на количество календарных дней данного месяца. Полученная дневная ставка умножается на сумму календарных дней пребывания работника в местах производства работ в период вахты и фактических дней его нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно в этом месяце, и от этой суммы определяется надбавка в установленном размере (в процентах);

- при оплате по часовым тарифным ставкам - месячная тарифная ставка определяется путем умножения часовой ставки на количество рабочих часов по календарю данного месяца. Дальнейший расчет производится в том же порядке, как и для работников, чей труд оплачивается по месячным окладам.

В случае неприбытия вахтового (сменного) персонала руководители предприятий, осуществляющих работы вахтовым методом, с разрешения профессиональных комитетов могут привлекать работников к работе сверх продолжительности рабочего времени, установленного графиком работы на вахте, до прибытия смены. Переработка сверх рабочего времени оплачивается как сверхурочные работы.

В тех случаях когда работник по уважительной причине своевременно не прибыл к пункту сбора вахтового (сменного) персонала и до объекта работы добирался самостоятельно, работодатель возмещает ему транспортные расходы применительно к нормам, предусмотренным законодательством о служебных командировках, согласно п. 5.8 вышеназванных основных положений и вахтовом методе организации работ.

К работам, выполненным вахтовым методом, не могут привлекаться работники в возрасте до 18 лет, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, а также лица, имеющие медицинские противопоказания к выполнению работ вахтовым методом в соответствии со ст. 298 ТК РФ.

При вахтовом методе организации работ устанавливается, как правило, суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за год.

Учетный период охватывает все рабочее время, время в пути от места нахождения организации или от пункта сбора до места работы и обратно и время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени. Продолжительность рабочего времени за учебный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленных законодательством.

В организации должен вестись специальный учет рабочего времени и времени отдыха на каждого работника по месяцам и нарастающим итогом за весь учетный период.

Рабочее время и время отдыха в рамках учетного периода регламентируется графиком работы на вахте, который утверждается руководителем организации по согласованию с соответствующим профсоюзным комитетом, как правило, на год и доводится до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения его в действие. В графиках также предусматриваются дни, необходимые для доставки работников на вахту и обратно.

Дни нахождения в пути к месту работы и обратно в норму рабочего времени не включаются и могут приходиться на дни междувахтового отдыха.

Продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха работников с учетом обеденных перерывов может быть уменьшена до 12 часов. Недоиспользованные в этом случае часы ежедневного (междусменного) отдыха, а также дни еженедельного отдыха суммируются и предоставляются в виде дополнительных свободных от работы дней (дней междувахтового отдыха) в течение отчетного периода. Число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. Дни еженедельного отдыха могут приходиться на любые дни недели.

Работникам, уволившимся до окончания учетного периода, дата увольнения с их согласия может указываться с учетом полагающихся дней междувахтового отдыха.

Нормальное количество часов, которое работник должен отрабатывать в учетном периоде, определяется исходя из шестидневной рабочей недели и продолжительности рабочей смены 7 часов и шестичасовой рабочей смены в предвыходные и праздничные дни (при 40-часовой рабочей недели).

Пример

Согласно коллективному договору, заключенному между администрацией организации и трудовым коллективом, работникам за каждый день пребывания в местах производства работ, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения организации до места выполнения работ и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы в размере 50% тарифной ставки (должностного оклада) работника, но не более размера суточных при служебных командировках, установленного в организации.

Один работник организации в июне 2005 г. находился на объекте, на котором работы осуществляются на условиях вахтового режима 20 календарных дней. Тарифная ставка работника - 5600 руб. в месяц.

Установленный в организации размер суточных при служебных командировках составляет 150 руб. в день.

Производим расчет и определяем размер причитающейся к выплате за июнь надбавки за вахтовый метод работы. Он составит 1806,45 руб.

Сумма надбавки из расчета тарифной ставки - 1806,45 руб. (5600 руб. : 30 календарных дней в июне х 20 календарных дней нахождения на объекте х 50%).

Ограничения суммы выплачиваемой надбавки размером суточных - 3000 руб. (20 календарных дней х 150 руб.)

При определении размеров выплачиваемой надбавки за вахтовый метод работы следует учитывать, что в соответствии со ст. 302 ТК РФ работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, устанавливается районный коэффициент и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в порядке и на условиях, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в соответствующих местностях.

При этом в стаж работы, дающей право на получение льгот и компенсаций, включаются календарные дни работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками сменности, а работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы, на территориях которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, эти коэффициенты начисляются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В части надбавок за подвижной и разъездной характер работы, связанных с их выплатой в настоящее время, следует руководствоваться ст. 135 ТК РФ, согласно которой системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов различного вида устанавливаются:

- работникам организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;

- работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными, нормативными актами организаций;

- работникам других организаций - коллективными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

Если рассматривать бюджетные учреждения, то возможность производства тех или иных выплат в пользу работников за счет выделяемых бюджетных ассигнований в обязательном порядке должна быть установлена положениями соответствующих нормативных правовых актов, и при этом положения коллективных договоров или трудовых договоров для обоснования выплаты приняты быть не могут.

Коммерческие и иные организации в силу положений ст. 135 ТК РФ вправе самостоятельно регулировать условия и размеры осуществляемых в пользу физических лиц выплат. Однако в любом случае встает вопрос об источнике оплаты соответствующих расходов, и в этом случае также свое решающее значение имеют положения тех или иных нормативных правовых актов, которые бы подтвердили необходимость и экономическую целесообразность расходов организации, что в силу положения ст. 252 НК РФ является одним из оснований для их принятия в целях налогообложения по налогу на прибыль.

Также на основании ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности не может превышать 40 часов в неделю.

Если вахтовик заболел, то для начисления пособия по временной нетрудоспособности необходимо рассчитать среднюю заработную плату. Порядок ее исчисления установлен ст. 139 ТК РФ. При этом должны учитываться все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, которые применяются в организации. Система оплаты труда в организации устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами (ст. 135 ТК РФ).

При этом, согласно Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213 (далее - постановление № 213), к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, кроме самой заработной платы относят, например, повышенную оплату труда за работу в ночное время, работу в выходные и нерабочие дни, оплату сверхурочных работ.

Вахтовые работники помимо общеустановленных получают и достаточно специфические, специально предусмотренные виды выплат. Они также должны входить в расчет среднего заработка, особенно если будут предусмотрены в коллективном договоре. Это вытекает из постановления № 213, поскольку в нем говорится, что перечень выплат, изложенный в п. 2 вышеуказанного Положения, не исчерпывающий.

В случае наступления временной нетрудоспособности у работников, выполняющих работы вахтовым методом, в период предоставленного им отдыха пособие за дни нетрудоспособности, совпавшие с днями отдыха, не выдается.

Если временная нетрудоспособность продолжается и после окончания срока отдыха, пособие выдается со дня, когда работник должен приступить к работе. При этом пособие выдается за рабочие часы, пропущенные вследствие нетрудоспособности, по графику, составленному в пределах установленной законодательством нормы рабочего времени.

В случае наступления болезни работника во время отпуска организации следует руководствоваться Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 № 13-6 (далее - Положение).

В соответствии с п. 15 данного Положения по общим правилам выдачи больничных листов вследствие заболевания (травмы) во время пребывания в ежегодном отпуске пособие выдается за все дни освобождения от работы, подтвержденные больничным листком.

Статьей 120 ТК РФ установлено, что продолжительность отпусков исчисляется в календарных днях.

Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности работникам, занятым на работах вахтовым методом и находящимся в очередном отпуске, начисляется и оплачивается исходя из пятидневной рабочей недели.

С 1 января 2005 г. в соответствии с положениями Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, внесшего изменения в редакцию ст. 302 «Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом» ТК РФ, надбавка за вахтовый метод работы будет выплачиваться:

- работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

- работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, в порядке и размерах, устанавливаемых соответственно органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления;

- работникам прочих организаций - в порядке и размерах, устанавливаемых работодателем.

Надбавки за вахтовый метод работы были и остаются впредь в соответствии с положениями ТК РФ компенсационными выплатами, связанными с выполнением работниками трудовых обязанностей. Суммы выплаты этих надбавок в соответствии с положениями абз. 9 подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН с 1 января 2005 г.:

а) для бюджетных организаций - в пределах размеров, установленных на основании положений новой редакции ст. 302 ТК РФ;

б) для организаций, не относящихся  к бюджетной сфере, - в пределах размеров, установленных работодателем, без каких-либо ограничений.

В соответствии с положениями ст. 297 ТК РФ работники, привлекаемые к работе вахтовым методом в период нахождения на объекте производства работ, проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках. Поэтому выдача аванса на оплату проживания упомянутым лицам не может являться элементом трудового договора, а следовательно, осуществляется за счет расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли, и соответственно не может включаться в объект налогообложения ЕСН на основании п. 3 ст. 236 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

В соответствии со ст. 302 «Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом» ТК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы в размерах, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размеры надбавки взамен суточных за вахтовый метод работы были установлены постановлением Минтруда России от 29.06.1994 № 51 «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации». Однако постановлением Минтруда России от 26.04.2004 № 60 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Российской Федерации» вышеуказанное постановление было признано утратившим силу.

После отмены постановления Минтруда России от 29.06.1994 № 51 новый порядок определения размеров надбавки взамен суточных за вахтовый метод работы до вступления в силу изменений, внесенных в ст. 302 ТК РФ Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, Правительством Российской Федерации не был установлен.

Таким образом, денежные средства, выплаченные работникам, выполняющим работы вахтовым методом, с даты отмены постановления Минтруда России от 29.06.1994 № 51 до 1 января 2005 г. не являлись выплатами, производимыми в соответствии со ст. 302 ТК РФ.

Учитывая изложенное, указанные выплаты подлежали налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом с учетом нормы п. 3 ст. 236 НК РФ.

Налог на прибыль

Учитывая, что данная компенсация выплачивается работникам взамен суточных, считаем возможным отнесение к расходам в целях исчисления налога на прибыль организаций суммы уплаченных компенсаций в пределах суточных, определяемых согласно подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В целях налогообложения прибыли включаются:

1. Расходы на оплату труда, установленные организацией и зафиксированные в коллективном договоре, локальных нормативных актах, трудовых договорах:

- надбавки за вахтовый метод работы как один из видов стимулирующих и компенсирующих надбавок, связанных с режимом работы и условиями труда (п. 3 ст. 255 НК РФ);

- суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям(п. 17 ст. 255 НК РФ).

2. В число прочих расходов, связанных с производством и реализацией:

- расходы на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы должны быть предусмотрены коллективными договорами (подп. 12.1 п. 1 ст. 264 НК РФ);

- расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам (подп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Е.В. Пименова

776.Строительная организация, как правило, выполняет строительно-монтажные работы вахтовым методом, частично - направляет работников в командировки в различные районы: Хабаровский край, ЕАО, Приморский край, Сахалинскую область, Читинскую область и другие районы. Срок командировки во всех случаях составляет менее месяца. Заказчиком в основном является РЖД или администрация.

Обязана ли организация вставать на учет в налоговых органах других районов? Каков механизм постановки на учет? Каков пакет документов необходимо представить? Каковы санкции за неисполнение обязанности по постановке на учет?

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан встать на учет в налоговом органе, если такая обязанность предусмотрена НК РФ.

Общий порядок постановки на учет отражен в гл. 14 ст. 83—86 НК РФ «Налоговый контроль».

Согласно ст. 83 НК РФ, налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений, принадлежащих ей объектов недвижимости и транспортных средств.

Из предложенных ст. 83 НК РФ случаев постановки на учет применительно к Вашей ситуации (выполнение строительно-монтажных работ вахтовым методом и путем направления работников в командировку) подходит случай постановки организации на учет по месту нахождения ее обособленных подразделений.

Для возникновения у организации этой обязанности необходимо наличие признаков, указанных в определении обособленного подразделения в п. 2 ст. 11 НК РФ.

В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации в целях налогового учета признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Таким образом, с точки зрения НК РФ, обособленное подразделение организации характеризуется следующими признаками:

- территориальная обособленность;

- наличие оборудованных стационарных рабочих мест;

- осуществление деятельности организации через обособленное подразделение.

Первым условием для признания наличия обособленного подразделения в целях налогообложения является территориальная обособленность от создавшей его организации.

Данное условие выполняется, если обособленное подразделение расположено на иной, отличной от места нахождения организации территории.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. В учредительных документах юридического лица должно определяться в том числе место его нахождения (ст. 52 ГК РФ).

В п. 1 ст. 51 ГК РФ указано, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе. Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), государственная регистрация юридических лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц с 01.07.2002, является Федеральная налоговая служба (постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 319).

Закон № 129-ФЗ установил, что единственным критерием определения места государственной регистрации юридического лица является адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия такого органа - адрес иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Налоговое законодательство, установив признак обособленности подразделения, не конкретизирует, что является «иной территорией». Однако разъяснения финансовых и налоговых органов не противоречат требованиям гражданского законодательства.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 22.12.2004 № 03-03-01-04/1/184, территориально обособленным подразделением организации следует считать подразделение, расположенное на отдельной территории, отличной от территории, на которой находится сама организация, то есть по иному адресу, не указанному в учредительных документах как место нахождения самого налогоплательщика.

Не противоречит этой позиции и письмо Минфина России от 16.02.2005 № 03-06-05-04/35. Если организация состоит на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеет обособленные подразделения на подведомственных другим налоговым органам территориях, то она обязана в установленном порядке встать на учет по месту нахождения каждого из таких обособленных подразделений в этих налоговых органах.

Если обособленное подразделение относится к ведению того же налогового органа, что и головная организация, то организация обязана встать на учет. Однако если такая обязанность исполнена не будет, юридическое лицо не может привлекаться к налоговой ответственности (п. 39 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, территориальная обособленность образуется при создании подразделения на территории, отличной от территории, на которой расположено само юридическое лицо.

Вторым условием и основным признаком для признания обособленного подразделения организации таковым является наличие по месту его нахождения оборудованных стационарных рабочих мест.

НК РФ не разъясняет, что следует понимать под рабочим местом. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ, институты, термины и понятия гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», ст. 209 ТК РФ рабочим местом считается место, на котором работник должен находиться или на которое ему необходимо прибыть в связи с его работой, и прямо или косвенно находящееся под контролем работодателя.

По мнению ФНС России, такой критерий обособленного подразделения как оборудование стационарных рабочих мест, указанный в ст. 11 НК РФ, вобрал в себя и понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Следовательно, создание одного рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

При организации работ вахтовым методом трудовой процесс осуществляется вне места постоянного проживания работников, когда работодатель не может обеспечить ежедневное возвращение их к месту проживания. Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции. Введение вахтового метода свидетельствует о наличии у организации строящихся (ремонтирующихся), реконструирующихся объектов (строительных площадок) производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными ресурсами. Работники, привлекаемые к работе вахтовым методом, находясь на объекте, не возвращаются ежедневно домой, а проживают в специально созданных вахтовых поселках.

В соответствии с п. 1.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.1987 № 794/33-82 (далее по тексту Основные положения) местом работы при вахтовом методе считаются объекты, на которых осуществляется непосредственная трудовая деятельность. Организация работы вахтовым методом должна обеспечивать ритмичность, непрерывность, комплексность выполнения работ на объектах (участках). Работа должна обеспечивать преемственность вахтового персонала (п. 2.1 Основных положений).

В соответствии со ст. 299 ТК РФ продолжительность вахты (время выполнения работ и время междусменного отдыха в вахтовом поселке) не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях продолжительность вахты может быть увеличена до трех месяцев.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, установленные ограничения продолжительности вахты распространяются на работников организации, а не на место работы, на котором осуществляется трудовая деятельность.

По нашему мнению, при организации работ вахтовым методом в наличии все три признака, свидетельствующие о том, что у юридического лица имеется обособленное подразделение и существует обязанность встать на учет по месту его нахождения.

До сих пор много вопросов возникает по поводу того, следует ли признавать наличие обособленного подразделения при направлении работника в служебную командировку. Письмом от 14.12.2004 № 03-02-07/82 Минфин России высказал мнение о том, что при осуществлении деятельности более одного месяца юридическое лицо подлежит постановке на учет. При этом срок командировки конкретного работника не изменяет срок осуществления деятельности самим юридическим лицом в другом регионе.

Следует отметить, что в настоящее время судебная практика не выработала единого подхода относительно этого вопроса. Однако правовая позиция Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа сводится к тому, что факт «оборудования организацией стационарных рабочих мест и следует считать созданием обособленного подразделения. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеет правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения» (например, постановление от 06.06.2003 № ФОЗ-А04/03-2/1204, постановление от 04.06.2003 № ФОЗ-А04/03-2/1197).

При организации строительно-монтажных работ путем направления работников в командировки в различные регионы в случае если сроки такой работы (деятельности) превышают один месяц, по нашему мнению, у юридического лица существует обязанность встать на налоговый учет вне зависимости от срока командировки конкретных работников.

Вновь созданное обособленное подразделение подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту его создания в течение месяца после этого на основании заявления налогоплательщика (пп. 1, 4 ст. 83 НК РФ), следовательно, механизм постановки на учет носит заявительный характер.

При этом на практике часто возникает вопрос, с какого момента должен исчисляться срок, предусмотренный для уведомления налогового органа, так как момент, когда обособленное подразделение считается созданным, в НК РФ не конкретизирован, и это обстоятельство приводит к возникновению споров между налогоплательщиком и налоговым органом, в том числе и судебным.

В большинстве случаев позиция судебных органов заключается в том, что моментом создания обособленного подразделения следует считать момент оборудования организацией территориально обособленного стационарного места для осуществления деятельности через свое обособленное подразделение (постановления ФАС Дальневосточного округа от 14.01.2005 № ФОЗ-А 04/04-2/3923, Московского округа от 09.09.2004 № КА-А 40/7836-04, Волго-Вятского округа от 19.08.2004 № А 29-8668/2003А, Западно-Сибирского округа от 19.05.2003 № А 56-33290/02).

По нашему мнению, срок для уведомления налогового органа начинает исчисляться лишь с момента фактического создания рабочих мест, то есть их окончательной подготовки к осуществлению деятельности.

Для организации, ведущей строительно-монтажные работы вахтовым методом или путем направления работников в командировки, таким моментом будет издание первого по дате приказа о направлении на вахту бригады работников и утверждении графика работы, регламентирующего рабочее время и время отдыха, или издание первого по дате приказа о направлении работника в командировку, свидетельствующего о фактическом создании рабочих мест для осуществления строительно-монтажных работ в другом регионе.

Для постановки на налоговый учет обособленного подразделения организация обязана представить в налоговый орган по месту его нахождения заявление, а также сообщить о создании обособленного подразделения в налоговый орган по месту своего нахождения.

Форма заявления о постановке на учет утверждена приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц». При подаче заявления организация обязана представить в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).

При вахтовом методе работы в качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены: положение о вахтовом методе работы либо выписка из коллективного договора, отражающая порядок организации этого метода работы; приказ о введении вахтового метода работы; первый по дате приказ о направлении на вахту бригады работников и утверждении графика работы. При осуществлении строительно-монтажных работ путем направления работников в командировки в качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены: договор строительного подряда; первый по дате приказ о направлении работников в командировку.

При отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения.

Не позднее пяти дней со дня подачи заявления и остальных документов налоговый орган должен выдать уведомление о постановке обособленного подразделения на учет.

За нарушение срока постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщик (организация) может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 116 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.

В том случае если нарушение срока составляет более чем 90 дней, сумма штрафа предусмотрена в размере 10000 руб.

За это же нарушение руководителя организации могут оштрафовать на сумму от 500 до 1000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Если через созданное, но не поставленное на учет обособленное подразделение организации велась деятельность, приносящая доходы, то организация может быть привлечена к ответственности по ст. 117 НК РФ, которая предусматривает взыскание 10% полученных доходов, но не менее 20 тыс. руб., а при ведении такой деятельности более 3 месяцев - в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

За это же нарушение руководителя организации могут оштрафовать на сумму от 2000 до 3000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Кроме того, за несообщение в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях на организацию может быть наложен штраф (50 руб.) по п. 1 ст. 126 НК РФ.

В.В. Волкова

777. Как вести учет основных средств стоимостью до 10 тыс. руб. в связи с внесенными изменениями в ПБУ 6/01 «Учет основных средств»?

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.12.2005 № 147н внесены изменения в ПБУ 6/01. Новые правила учета основных средств должны применяться с 01.01.2006. Все изменения распространяются на основные средства, принятые к учету после 01.01.2006.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 147н из п. 18 ПБУ 6/01 исключена норма в отношении основных средств стоимостью до 10 тыс. руб. Ранее п. 18 ПБУ 6/01 разрешал основные средства стоимостью менее 10 тыс. руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике, списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска в производство или эксплуатацию. Аналогичным образом разрешалось списывать приобретенные книги, брошюры и иные издания.

Вместо этого в п. 5 ПБУ 6/01 введена новая норма. Согласно чему активы, в отношении которых выполняются предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01 условия принятия их к бухгалтерскому учету в качестве основных средств и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 тыс. руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

Иными словами, организация самостоятельно определяет, учитывать подобные объекты в составе основных средств на счетах 01 и 03 или в составе материально-производственных запасов на счете 10 «Материалы», что должно найти отражение в формируемой учетной политике организации.

Если организация решает учитывать активы стоимостью в пределах лимита в составе материально-производственных запасов, то в учетной политике организации должен быть отражен не только сам факт этого выбора, но и размер данного лимита. Лимит стоимости объекта основных средств определяется организацией также самостоятельно, но его размер не может превышать 20 тыс. руб. за единицу.

В том случае когда данные активы учитываются в составе материалов, в отношении них организация соответственно не применяет формы первичных учетных документов по учету основных средств. В частности, не оформляются утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 форма № ОС-1 при приеме-передаче основных средств, форма № ОС-2 при внутреннем перемещении объектов, форма № ОС-4 при их выбытии, не открывается инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6) и т.д. Однако в целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Если организация примет решение учитывать такие объекты в составе МПЗ, она должна вести по ним соответствующие карточки учета (приходный ордер по форме № М-4, требование-накладную по форме № М-11, карточку учета материалов по форме № М-17 и другие первичные документы для учета МПЗ.

Поскольку приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.12.2005 № 147 исключен последний абзац п. 18 ПБУ 6/01, следовательно, если организация принимает решение не вводить стоимостный лимит при принятии объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, то вне зависимости от их стоимости списание таких объектов должно производиться в общеустановленном порядке. Но не стоит забывать, что для целей налогообложения прибыли лимит стоимости объекта основных средств не изменился.

778. Как учесть материально-производственные запасы, полученные при демонтаже или выявленные в виде излишков при инвентаризации?

В соответствии с пп. 13 и 20 ст. 250 НК РФ доходы в виде стоимости материально-производственных запасов, полученных в результате демонтажа выводимых из эксплуатации основных средств, а также стоимости излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации, подлежат включению в состав внереализационных доходов по рыночной цене.

Начиная с 2006 года, если полученные материально-производственные запасы в дальнейшем используются в производстве, то организация вправе учесть их стоимость в составе расходов. Данная норма закреплена в п. 2 ст. 254 НК РФ. Из указанной статьи следует, что стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного пп. 13 и 20 ст. 250 НК РФ.

Данная норма Налогового кодекса Российской Федерации позволила сформировать и, соответственно, включить в состав расходов в налоговом учете стоимость полученных таким образом материально-производственных запасов, она вступила в силу с 01.01.2006. Поэтому материально-производственные запасы, которые получены при демонтаже или выявлены как излишки при инвентаризации в 2005 году, в составе расходов для целей налогового учета в 2006 году не учитываются.

Пример

В январе 2006 года организация провела демонтаж ликвидируемых основных средств, в результате чего пригодные для дальнейшего использования запасные части оприходованы по рыночной цене на сумму 20000 руб.

В январе в налоговом учете 20000 руб. включаются в состав внереализационных доходов.

В бухгалтерском учете хозяйственная операция отражается записью:

Дебет счета 10 «Материалы»   Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» - в сумме 20000 руб.

В марте все запасные части использованы при ремонте других объектов основных средств.

В бухгалтерском учете стоимость израсходованных материалов списывается на расходы в полной сумме и отражается записью на счетах учета затрат:

Дебет счета 20 «Основное производство»   Кредит счета 10 «Материалы» - в сумме 20000 руб.

Для целей налогового учета в составе расходов на ремонт основных средств учитывается стоимость запасных частей в размере 4800 руб. (20000 х 24%).

Следует отметить, что при списании на расходы стоимости материально-производственных запасов, выявленных в виде излишков при инвентаризации или полученных при ликвидации, в бухгалтерском учете организации возникают постоянные разницы и, соответственно, постоянные налоговые обязательства. Это связано с тем, что в бухгалтерском учете на расходы списывается рыночная стоимость, а в налоговом учете - сумма налога на прибыль, исчисленного с указанного дохода. Разница между стоимостью материально-производственных запасов, включенных в расходы в бухгалтерском и налоговом учете, признается постоянной разницей, приводящей к возникновению постоянного налогового обязательства, которое отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (пп. 4, 7 положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2002 № 114н, Инструкция по применению Плана счетов).

Дебет счета 99   Кредит счета 68 - отражение постоянных налоговых обязательств (ПНО) - 3648 (20000 – 4800) х 24% = 3648

Е.П. Тихоновец

779. Затраты по благоустройству (асфальтированию) территории, прилегающей к офису, отражены нами в мае 2005 года как объект основных средств со сроком использования 10 лет и ежемесячным начислением амортизации, учитываемой в целях налогообложения. Можно ли руководствоваться изменениями, внесенными в п. 17 ПБУ 6/01 приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.12.2005 № 147, касающимися амортизации объектов внешнего благоустройства, принятых к учету в 2005 году? Если нет, какие у нас риски по налогообложению?

В п. 17 ПБУ 6/01 до внесения в него изменений приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.12.2005 № 147 указано, что по объектам внешнего благоустройства стоимость не погашается, то есть амортизация не начисляется, а производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа учитывается на отдельном забалансовом счете.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций для обобщения информации о движении сумм износа по объектам внешнего благоустройства предназначен счет 010 «Износ основных средств».

Следовательно, по объекту внешнего благоустройства начислять амортизацию в целях бухгалтерского учета не было оснований. Вами нарушена методология бухгалтерского учета по данному вопросу.

Действительно, согласно изменениям, внесенным в п. 17 ПБУ 6/01 приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.12.2005 № 147, не амортизируются три вида объектов:

- используемые для реализации законодательства Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации объекты основных средств, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

- объекты основных средств некоммерческих организаций;

- объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.).

Объекты благоустройства не поименованы в перечисленных объектах основных средств, по которым не начисляется амортизация. Следовательно, по объектам внешнего благоустройства в целях бухгалтерского учета амортизация начисляется с 1 января 2006 года, так как изменения, внесенные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.12.2005 № 147, вступают в силу начиная с бухгалтерской отчетности 2006 года. Поэтому на счетах бухгалтерского учета амортизация будет отражаться с 01.01.2006.

Согласно подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ, объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации.

С учетом вышеизложенного, у организации имеется риск занижения налога на прибыль, так как завышены расходы по амортизационным отчислениям в целях налогообложения. Кроме того, искажена строка 120 «Основные средства» бухгалтерского баланса.

Н.А. Панкратова

780.Основным видом деятельности организации является передача в аренду помещений складов оптово-розничной торговли. В здании одного склада в аренду передаются отдельные площади нескольким арендаторам, причем каждый из них имеет отдельно оборудованное место (отгороженное самостоятельно) для осуществления сделок оптово-розничной торговли, в том числе с витриной для выкладки образцов товара, и не имеет торгового зала. Организация-арендатор реализует товары непосредственно со склада. Просим разъяснить:

- подпадает ли с 2006 года сдача в аренду данного склада под ЕНВД;

- что считается стационарным торговым местом, сдача в аренду которого подпадет под ЕНВД с 2006 года?

С 01.01.2006 в соответствии с подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход дополнена деятельностью в виде оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Таким образом, на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче в аренду стационарных торговых мест в местах организации торговли, не имеющих торговых залов.

Для начала разберемся, что является торговым залом.

В ст. 346.27 НК РФ дано следующее понятие площади торгового зала.

Площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) признается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.

Этой же статьей Налогового кодекса Российской Федерации к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты. К ней относятся также автовокзалы, железнодорожные вокзалы, административные и учебные здания, поликлиники и другие объекты, имеющие стационарные торговые места.

В связи с этим деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест в вышеуказанных стационарных объектах переводится на уплату единого налога на вмененный доход.

Это относится также и к передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в культурных и (или) выставочных центрах на время проведения в них выставок, ярмарок и других мероприятий.

Под торговым местом, согласно ст. 346.27 НК РФ, следует понимать место, используемое для совершения сделок купли-продажи, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Предпринимательская деятельность организации по сдаче в аренду складского помещения не облагается единым налогом на вмененный доход, так как складским помещением признается специально оборудованное изолированное помещение основного производственного, подсобного и вспомогательного назначения предприятия оптовой торговли.

Можно ли считать стационарным торговым местом оборудованное торговое место в здании склада?

Отдельно оборудованное торговое место можно считать стационарным торговым местом для целей налогообложения ЕНВД. При этом в договоре аренды площадь арендуемого склада и торгового места должна быть выделена отдельно.

Данное мнение озвучено в письме Минфина Российской Федерации от 08.02.2006 № 03-11-04/3/69, в котором, в частности, сказано, что в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход под стационарным торговым местом следует понимать место, используемое для совершения сделок купли-продажи, которое расположено в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.

 

 

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
Рейтинг аудиторских компаний - 90
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты || Специалисты ]