«Аудит-Центр»

Новости

История

Услуги

Контакты

Конференция

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #791-800

 

791.Организация выдала другой организации 11.01.2006 заем в сумме 10000 у.е. с условием возврата до 31.12.2006. Последним днем пользования займом признан день, предшествующий дню перечисления заемщиком денежных средств со своего расчетного счета в зачет погашения как основного долга, так и процентов по данному долговому обязательству. В договоре согласовано, что курс условной единицы равен курсу доллара США, установленному Банком России на день перечисления денежных средств. Проценты по займу перечисляются вместе с основным долгом. Заем выдан под 12% годовых. В каком порядке следует учитывать проценты в целях налогообложения прибыли?

Согласно п. 2 ст. 317 ГК РФ, в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

В соответствии со ст. 809 ГК РФ заимодавец имеет право (если иное не предусмотрено законом или договором займа) на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. В данном случае проценты выплачиваются единовременно при возврате суммы займа.

Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход (п. 3 ст. 43 НК РФ).

Согласно п. 6 ст. 250 НК РФ, доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, относятся к внереализационным доходам.

При использовании налогоплательщиком метода начисления в целях гл. 25 НК РФ доход по договорам займа, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец соответствующего отчетного периода.

Если сумма займа выражена в условных единицах, порядок учета доходов в виде процентов, полученных по договорам займа, имеет некоторые особенности. Отметим, что для целей налогообложения прибыли суммовые разницы определены в п. 11.1 ст. 250 и в подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ. Исходя из этих норм разница между рублевой оценкой суммы займа на дату получения и дату возврата денежных средств заимодавцу не подпадает под определение суммовой разницы. Отрицательная разница по таким суммам у заемщика рассматривается как плата за пользование займом и учитывается для целей налогообложения прибыли. В случае когда организация по договору займа получила сумму меньшую, чем передала займополучателю, в учете заимодавца будет числиться задолженность (в отрицательной разнице) займополучателя, списание которой в дальнейшем не будет учитываться в составе расходов заимодавца. При этом возникающие у заимодавца положительные разницы учитываются в составе внереализационных доходов.

При кассовом методе суммовые разницы не учитываются в целях налогообложения в составе доходов, если сумма займа выражена в условных денежных единицах (п. 5 ст. 273 НК РФ).

Н.А. Панкратова

792.Организация встала на налоговый учет 05.07.2005 и одновременно подала заявление о переходе на УСН. Инспекция, рассмотрев заявление, уведомила о возможности применения УСН с даты регистрации в налоговом органе. Письмом от 14.03.2006 организация сообщила, что не применяла УСН с момента постановки на налоговый учет, учет ведет в общеустановленном порядке, налоги исчисляет в соответствии с общим режимом.
Правомерно ли в данном случае организация применяет общеустановленную систему налогообложения с даты постановки на налоговый учет ?

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 346.11 НК РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

При этом в соответствии с п. 5 ст. 346.13 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения, установленные п. 4 ст. 346.13 НК РФ.

Что касается перехода на общий режим налогообложения, не связанного с возникновением изложенных выше условий, а основанного на самостоятельном принятии налогоплательщиком такого решения, то в данном случае следует руководствоваться п. 6 ст. 346.13 НК РФ. Согласно указанному пункту, налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.

Установленный п. 6 ст. 346.13 НК РФ срок уведомления налогового органа о переходе на общий режим налогообложения (15 января года, в котором налогоплательщик предполагает перейти на общий режим налогообложения) распространяется только на тех налогоплательщиков, которые уже применяли упрощенную систему налогообложения не менее одного налогового периода.

Пункт 3 ст. 346.13 НК РФ запрещает налогоплательщикам, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, вернуться на общий режим до окончания налогового периода.

В соответствии с п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по упрощенной системе налогообложения признается календарный год.

Следовательно, если упрощенный режим окажется невыгодным налогоплательщику, отказаться от его использования он сможет только в конце года.

Исходя из этого, организация, получившая уведомление налогового органа о возможности применения упрощенной системы налогообложения (в вашем случае - с даты постановки на налоговый учет, т.е. с 05.07.2005), была вправе отказаться от применения упрощенной системы налогообложения только до начала налогового периода, то есть до 01.01.2006.

Уведомление о применении общеустановленной системы налогообложения направлено Вами в налоговую инспекцию только 14.03.2006.

Если налогоплательщик не уведомит налоговый орган в установленный срок, то он обязан продолжать применять упрощенную систему до конца очередного налогового периода.

793.Общество намерено перейти на упрощенную систему налогообложения и хочет выбрать объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов. В связи с эти просим дать разъяснения по следующему вопросу: можно ли учитывать в качестве расхода при упрощенной системе налогообложения расходы на рекламу услуг и расходы на аренду помещения, в котором общество осуществляет свою деятельность?

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.

Договор аренды на срок более года должен быть заключен в письменной форме. А если одна из сторон является юридическим лицом, то договор должен быть заключен в письменной форме независимо от срока.

В соответствии со ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок более года, подлежит государственной регистрации.

Если договор аренды недвижимости, заключенный на срок более одного года, не прошел государственную регистрацию, то он может быть признан недействительным. И тогда арендные платежи не могут быть включены в налоговую базу при расчете единого налога.

Такая позиция изложена в письме МНС России от 18.02.2004 № 22-2-14/272.

Поэтому чтобы избежать споров с налоговыми органами, целесообразнее заключать договоры аренды недвижимости сроком на 11 месяцев с последующим их продлением.

Для того чтобы каждый раз не продлевать договор аренды дополнительным соглашением, можно сразу в договоре оговорить, что договор автоматически пролонгируется на тот же срок.

Расходы на рекламу также принимаются при исчислении налоговой базы по единому налогу в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

При этом следует иметь в виду, что указанные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. они должны быть обоснованны и документально подтверждены.

Кроме того, расходы на рекламу принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль согласно п. 4 ст. 264 НК РФ.

Так, к расходам организации на рекламу в целях налогообложения относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных компаний, а также расходы на иные виды рекламы, которые не указаны выше, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Пример

Доход общества, работающего на упрощенной системе налогообложения, составил 100000 руб.

Расходы, учитываемые при исчислении единого налога, составили 80000 руб. В числе этих расходов рекламные расходы, которые не указаны в абз. 2—4 п. 4 ст. 264 НК РФ, составили 10000 руб., включая НДС.

Норматив расходов на рекламу составит:

100000 руб. х 1% = 1000 руб.

Рекламные расходы в пределах нормы с учетом НДС составят 1000 руб., а сверх нормы - 9000 руб.

Таким образом, налогооблагаемая база по единому налогу составит:

100000 руб. – (80000 руб. – 9000 руб.) = 29000 руб.

Е.П. Тихоновец

794.Предприятие занимается международными грузоперевозками (перевозка импортных и экспортных грузов) и пользуется на территории Китая следующими услугами:
- стоянка автомобилей;
- предоставление места для проживания водителей.
При этом китайская сторона ежемесячно выставляет нам на оплату инвойсы по вышеуказанным услугам.
Являемся ли мы налоговыми агентами по НДС при оплате данных услуг согласно пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ? Можно ли признать перечисленные услуги осуществленными на территории РФ в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ? Если мы являемся налоговыми агентами, то каков порядок уплаты и возмещения НДС по данным операциям?

С целью решения вопроса о наличии или отсутствии объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации в случае, когда продавец и покупатель имеют место нахождения в разных государствах, одним из которых является Российская Федерация, ст. 148 НК РФ установлен механизм определения места реализации работ (услуг).

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. На основании п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если услуги оказываются через это постоянное представительство). При этом следует иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ, являются: контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, и документы, подтверждающие факт выполнения работ.

В связи с тем что услуги стоянки и предоставления мест для проживания водителей не относятся к услугам, перечисленным в подп. 1—4 п. 1 ст. 148 НК РФ, в отношении таких услуг применяется положение подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, согласно которому местом реализации услуг признается территория Российской Федерации в случае, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории Российской Федерации.

Таким образом, местом реализации услуги стоянки и предоставления мест для проживания водителей, оказываемых иностранным лицом по договору с российской организацией, территория Российской Федерации не является и соответственно такие услуги в Российской Федерации налогом на добавленную стоимость не облагаются. Ваша организация не является налоговым агентом для исчисления и перечисления в бюджет НДС.

Е.В. Пименова

795.Можно ли в судебном порядке установить факт владения обществом недвижимым имуществом как своим, если в Плане приватизации указано, что этот объект не включается в уставный капитал акционерного общества?
Однако на протяжении пятнадцати лет общество учитывало объект на балансе и обслуживало. В реестре федеральной собственности объект не значится, и государство никакого интереса к объекту не проявляет.
Какое требование предъявлять в суд?

Анализ Вашего запроса позволяет сделать вывод о том, что недвижимое имущество, согласно Плану приватизации, не вошло в уставный капитал общества, однако юридическое лицо добросовестно, открыто и непрерывно владеет этим имуществом как своим собственным. Доказательством этому является факт отражения имущества на балансе общества, а также несение обществом расходов на содержание и обслуживание недвижимости, в том числе несение налогового бремени в виде налога на имущество.

В силу положений ст. 234 ГК РФ юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Следовательно, общество имеет возможность обратиться в арбитражный суд, так как истечение срока приобретательной давности является одним из оснований приобретения права собственности.

Однако такая возможность в Вашем случае имеется только в том случае, если такое недвижимое имущество не вошло в Перечни, утвержденные постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 объекты государственной собственности входят в перечень имущества, отнесенного к исключительной федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий. Следовательно, такое имущество относится исключительно к федеральной собственности, и в отношении него общество не может обратиться в суд с требованием об установлении факта владения этим имуществом.

Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у юридического лица в силу приобретательной давности с момента такой регистрации.

В силу ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации права собственности на недвижимость в силу приобретательной давности является судебный акт.

Исходя из вышесказанного следует, что в Вашем случае необходимо обратиться в суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

В соответствии со ст. 218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе рассматривает дела об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом как своим собственным.

Порядок рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, регламентирован гл. 27 АПК РФ.

Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно соответствовать требованиям, изложенным в ст. 125 АПК РФ. В нем в обязательном порядке должны быть указаны факт, об установлении которого ходатайствует заявитель; норма закона, согласно которой данный факт порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; обоснование необходимости установления данного факта; доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих доказательств или восстановления утраченных документов (ст. 220 АПК РФ).

Исходя из норм действующего АПК РФ, можно выделить несколько критериев, определяющих круг, юридических фактов, подлежащих установлению арбитражным судом.

Первым критерием можно выделить то, что устанавливаемый факт согласно закону порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вторым критерием отнесения заявленного факта к фактам, имеющим юридическое значение в действующем законодательстве, является отсутствие связи между установлением юридического факта и необходимостью одновременного разрешения спора о праве, подведомственного арбитражному суду. По нашему мнению, отсутствие спора о праве непосредственно при рассмотрении судом дела особого производства является достаточным основанием при прочих достаточных обстоятельствах для беспрепятственного рассмотрения и удовлетворения заявления.

Третьим критерием следует назвать отсутствие другой возможности у заявителя получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие данный факт. Для соблюдения этого критерия требуется, чтобы одновременно в наличии были следующие условия:

- фактом, подлежащим установлению арбитражным судом, будет такой факт, для которого предусмотрено надлежащее документальное оформление;

- фактом, подлежащим установлению арбитражным судом, будет такой факт, для которого по тем или иным причинам удостоверяющего документа не имеется.

В качестве четвертого критерия закон указывает на необходимость отсутствия в федеральном законе или ином нормативном правовом акте иного (внесудебного) порядка установления данного факта.

С учетом вышеизложенного, установление факта владения и пользования заявителем недвижимым имуществом как своим собственным предусматривает констатацию арбитражным судом истечения срока приобретательной давности, в период которого заявитель осуществлял добросовестное, открытое и непрерывное владение названным имуществом как своим собственным. В силу ст. 234 ГК РФ заявитель может приобрести право собственности на такое имущество, но только после установления такого юридического факта судом. Арбитражный суд в таком случае не признает право собственности заявителя на такое имущество, но устанавливает юридический факт, с которым законодатель связывает возникновение права собственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 222 АПК РФ судебный акт об установлении факта, имеющего юридическое значение, является основанием для регистрации такого факта или оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом, соответствующими органами и не заменяет собой документы, выдаваемые такими органами. В резолютивной части решения суда должно быть указано на то, что вынесенный судебный акт является основанием для государственной регистрации права собственности в установленном законом порядке.

796.Разъясните, пожалуйста, возникает ли у предприятия обязанность по исчислению налога на доходы и единого социального налога при оплате содержания детей работников в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях?

В настоящий момент возникает множество вопросов при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социального налога при оплате предприятием-работодателем содержания детей работников в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Рассмотрим подробнее ситуации, которые сложились при решении этих вопросов на территориях городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре в 2005 и 2006 гг.

Содержание детей во всех дошкольных учреждениях является платным.

В целях упорядочения платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и финансовой поддержки системы этих учреждений Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1992 было принято постановление № 2464-1, которым была установлена родительская плата в размере не более 20 процентов, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - не более 10 процентов затрат на содержание ребенка в данном учреждении.

Однако с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вышеуказанное постановление с 01.01.2005 утратило силу.

В дальнейшем вопрос организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования был отнесен к ведению муниципальных образований Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решая вопросы местного значения в целях реализации полномочий, предоставленных законодательством, Хабаровская городская Дума приняла решение от 25.01.2005 № 18 «О плате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Хабаровска на 2005 год», которым установлена родительская плата за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Хабаровска в размере 100% затрат на питание одного ребенка.

Решением Хабаровской городской Думы от 25.10.2005 № 153 с 01.01.2006 размер платы, взимаемый с родителей за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Хабаровска, установлен в размере 100% затрат за питание исходя из установленных натуральных норм питания.

Взаимоотношения между дошкольными учреждениями, родителями и предприятиями-работодателями родителей оформляются договорами.

Единых форм договоров о содержании детей вышеуказанными нормативными актами не утверждено, поэтому на территории г. Хабаровска заключаются самые различные договоры.

В основном же встречаются договоры на долевое участие в расходах на содержание мест в детских садах. Они заключаются между дошкольным учреждением и предприятием-работодателем. Из предмета следует, что детский сад предоставляет места, а предприятие финансирует в порядке долевого участия содержание этих мест согласно смете расходов.

Как правило, в договорах такого плана имеется пункт о том, что в случаях отсутствия оплаты предприятием родитель самостоятельно оплачивает долевое участие с последующим возвратом суммы предприятием. Если анализировать содержание смет, то, как правило, родительская плата не входит в размер сумм долевого участия (тех сумм, которые по договору долевого участия уплачивает предприятие-работодатель).

Встречаются также договоры об оказании финансовой поддержки обеспечения содержания и воспитания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, заключенных между предприятиями и учреждениями, из содержания которых следует, что в целях финансовой поддержки предприятия производят оплату на расчетные счета детских садов.

Анализ вышеперечисленных нормативных актов и документов позволяет сделать вывод о том, что в обязанности родителя входит только лишь уплата родительской платы в том размере, который указан выше.

В соответствии со ст. 209, 210 НК РФ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и (или) за пределами Российской Федерации.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Следовательно, по нашему мнению обязанности налогового агента у предприятия возникают только в случае, если оно уплачивает (либо возмещает) за родителя родительскую плату. В случае же финансирования в порядке долевого участия содержания мест в детских муниципальных образовательных учреждениях или при оказании финансовой поддержки обеспечения содержания и воспитания детей в муниципальных дошкольных учреждениях обязанности исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на доходы не возникает.

Встречающиеся факты указания в счетах-фактурах и платежных поручениях фамилий детей работников, которые будут посещать дошкольные учреждения, по нашему мнению, не влекут доначисления налога на доходы, поскольку не свидетельствуют об оплате предприятием за работника в его интересах услуг.

В Комсомольске-на-Амуре взаимоотношения между предприятием-работодателем, работником и учреждением оформляются несколько по-иному.

Администрация г. Комсомольска-на-Амуре приняла постановление от 23.05.2005 № 33-па, которым с 01.07.2005 утверждены нормативы затрат на содержание одного ребенка в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и размер платы родителей за содержание одного ребенка: в детских садах - в размере 380 руб., в детских садах комбинированного и компенсирующего видов - в размере 400 руб.

Во исполнение п. 4.1 этого постановления 18.08.2005 издано распоряжение, которым утверждены формы договоров о взаимоотношениях между учреждением и родителем и договоров о совместном содержании ребенка в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, заключаемых между предприятием - работодателем родителя и родителем в пользу третьего лица - учреждения (ст. 430 ГК РФ). Как следует из договора, заключенного между предприятием и работником, предметом является совместное содержание ребенка. Предприятие обязано вносить ежемесячную плату, равную доле участия в содержании ребенка.

Как установлено п. 4.4 постановления Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 23.05.2005 № 33-па, размер доли каждодо родителя  равен 550 руб..

Следовательно, при таком оформлении отношений возможно возникновение рисков, связанных с доначислением налога на доходы с сумм, выплачиваемых предприятием-работодателем в пользу третьего лица-учреждения, так как кредитором с силу ст. 430 ГК РФ будет являться родитель.

Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил любые доходы (за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227, 228 НК РФ), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

Что касается вопроса исчисления единого социального налога, то в соответствии со ст. 236 НК РФ объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Указанные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем (налоговом) периоде.

Поскольку выплаты, производимые предприятием-работодателем на содержание детей работников в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, не относятся к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, единый социальный налог на эти выплаты не начисляется.

Л.А. Скибина

797.Как оформить процессуальное правопреемство после вынесения судебного акта и выдачи исполнительного листа?
На кого возложена обязанность по оформлению процессуального правопреемства?Можно ли включить требование на основании договора уступки в реестр требований кредиторов должника, если процессуальное правопреемство оформлено не было?

Право (требование), принадлежащее кредитору на основании договора, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка права требования) или перейти к другому лицу на основании закона (ст. 382 ГК РФ).

При заключении этого договора возникает и материальное, и процессуальное правопреемство, но при расторжении договора цессии «обратного» правопреемства не происходит.

Согласно ч. 1 ст. 48 АПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении арбитражный суд производит замену этой стороны правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации называет следующие причины замены стороны правопреемником: реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах. Это не исчерпывающий перечень случаев, когда производится замена правопредшественника на правопреемника. Например, при изменении наименования организации на стадии исполнения решения суда долг либо требование никому не передается, но изменяется должник либо взыскатель.

В соответствии со ст. 40, 44 АПК РФ лицами, участвующими в деле, являются, в частности, стороны и третьи лица, которые обладают процессуальными правами и обязанностями, предусмотренными ст. 41 АПК РФ. Указанным лицам предоставлено право обращаться в суд с различными ходатайствами и заявлениями.

Правопредшественник, участвующий в деле, имеет возможность во всех инстанциях арбитражного суда и на всех стадиях арбитражного процесса обратиться с ходатайством о замене стороны правопреемником.

На практике суд осуществляет замену стороны правопреемником как по ходатайству любого лица, участвующего в деле, так и по собственной инициативе. Нормы ст. 48 АПК РФ этому не препятствуют.

Статья 48 АПК РФ, регулирующая правопреемство в арбитражном процессе, не определяет круг лиц, обязанностью или правом которых является инициирование правопреемства. Существует также мнение процессуалистов, занимающихся этой проблемой, что замена стороны правопреемником возможна и по заявлению лица, не участвующего в деле, - правопреемника стороны, заинтересованного во вступлении вместо нее в процесс, хотя законодательно такая возможность не предусмотрена. Возможность замены стороны правопреемником по заявлению стороны, не участвующей в деле, представляется вполне логичной, поскольку это позволяет защитить добросовестного приобретателя прав по договорам уступки требования.

При разрешении вопросов правопреемства в арбитражном процессе важное значение имеют документы, служащие доказательством свершившейся замены стороны в материальном правоотношении.

Подтверждением состоявшегося правопреемства может служить договор, содержащий прямое волеизъявление сторон, о переводе долга, уступке прав требования (цессии).

Для процессуального правопреемства (в данном случае на стадии исполнения судебного решения, которая является стадией судебного процесса) достаточно к заявлению о замене правопреемника представить договор об уступке права требования.

Суд, дав оценку договору уступки права требования на соответствие его закону, производит замену стороны по договору путем вынесения определения.

Таким образом, отвечая на ваш вопрос о внесении в договор уступки права требования условия об обязанности по оформлению правопреемства на цессионария, необходимо учитывать вышеизложенное, а также исходить из принципа свободы договора, закрепленного в ст. 421 ГК РФ. Договор не только создает обязательство, но и определяет его содержание. Стороны свободны в формировании условий договора, а значит, и в определении своих прав и обязанностей.

Замена стороны правопреемником на стадии исполнения судебного акта производится определением арбитражного суда в порядке, предусмотренном ст. 48 АПК РФ и ст. 32 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». После вынесения определения о замене стороны по исполнительному листу судебный пристав-исполнитель своим постановлением производит замену стороны в исполнительном производстве.

Что касается правопреемства по договору уступки права требования в отношении должника, признанного банкротом, то следует учитывать, что реестр кредиторов формирует конкурсный управляющий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.12.2002 «О несостоятельности (банкротстве)». Как уже говорилось выше, при заключении договора уступки права требования возникает материальное и процессуальное правопреемство. В данной ситуации переход права требования осуществляется на основании договора, т.е. на основании материального правопреемства, и требование может быть включено в реестр требований кредиторов.

Процессуальное правопреемство возможно только на стадии судопроизводства, и для замены кредитора в реестре кредиторов достаточно предоставления договора об уступке права требования.

Если же договор уступки права требования будет признан в судебном порядке недействительным, то и правопреемство, произошедшее по договору, будет незаконным, поскольку не произошло материального правопреемства.

Т.В. Тюленева

798.ООО занимается международными грузовыми перевозками. При переходе через Российскую границу требуется заплатить официально администрации поселка, в котором находится переход, за услуги «Исполнителя» (т.е. администрации): за «реконструкцию и развитие международного автомобильного пункта пропуска и содержание подъездных путей». При этом тариф устанавливается для каждой автомашины в зависимости от грузоподъемности. По договору средства вносятся в добровольном порядке во внебюджетный целевой фонд «Исполнителя». Фактически же на деле взнос - обязательный, без уплаты которого через пункт не пройдешь. Предприятию невыгодно с точки зрения налогообложения платить данные взносы, так как они относятся на расходы за счет собственной прибыли.
Подскажите, пожалуйста, может надо оформить договор по-другому, в соответствии c которым наша сторона могла бы относить данные суммы на затраты для налогообложения (согласно НК РФ)? По итогам месяца суммы получаются значительными для предприятия.

Вами на основании договора с администрацией поселка в добровольном порядке перечисляются денежные средства во внебюджетный целевой фонд.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фондом признается не имеющая в нем членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

В вашем случае «Исполнителем» создан фонд для развития международного автомобильного пункта пропуска и содержания подъездных путей.

Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан.

В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации. Фонд как некоммерческая российская организация является плательщиком налога на прибыль организаций в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ.

При этом гл. 25 НК РФ содержит исчерпывающие (закрытые) перечни доходов и расходов организаций, не учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы фонда не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся в том числе целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные вышеуказанными получателями по назначению.

Для фонда не являются доходами, учитываемыми для целей налогообложения прибыли, добровольные взносы коммерческих организаций, используемые им по целевому назначению, то есть в рамках ведения уставной деятельности. Таким образом, оформить договор, как Вы предлагаете, по-другому, в соответствии с которым Вы могли бы относить данные суммы на затраты для целей налогообложения прибыли, не удастся.

Другими словами, фонд Ваши перечисления не учитывает как доход (и не платит с этих сумм налог на прибыль), а ваша организация не может их учесть как затраты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.

В соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ для коммерческих организаций не признаются расходами, учитываемыми при определении налоговой базы, расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей. Перечисление организациями добровольных взносов в фонд на осуществление его уставной деятельности производится за счет чистой прибыли этих организаций.

Вы совершенно верно поступаете, отражая данные перечисления за счет использования собственной прибыли.

О.И. Языкова

799.Результаты переоценки основных средств отражены в бухгалтерском учете 1 января 2005 г. Учитывается ли увеличение остаточной стоимости основных средств при расчете налога на имущество по состоянию на 1 января 2005 г., ведь предлог «на» подразумевает невключение операций, произведенных первым числом?

В соответствии с п. 47 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Все проводки, которыми отражают результаты переоценки, нужно делать в так называемый межотчетный период, а именно в бухгалтерском балансе по состоянию на 31 декабря сумму переоценки не показывают. В то же время сальдо счетов по состоянию на 1 января следующего года уже должно быть скорректировано на результаты переоценки.

При определении налоговой базы по налогу на имущество организаций имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Что касается результатов переоценки основных средств, проведенной в 2005 году по решению руководства коммерческой организации, то они отражаются в бухгалтерском учете по состоянию на 1 января 2005 г. обособленно и в данные бухгалтерской отчетности за 2004 год не включаются. Указанные результаты принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на 1 января 2005 г. (п. 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).

Пример

На конец 2004 года на балансе у ООО числятся компьютеры, первоначальная стоимость которых составляет 300000 руб. Сумма начисленной по ним амортизации равна 60000 руб. При расчете налога на имущество за 2004 год бухгалтер фирмы учел их остаточную стоимость на 1 января 2005 г. в сумме 240000 руб. (300000 - 60000).

В январе 2005 г. ООО решило провести переоценку имущества. В результате этого первоначальная стоимость компьютеров уменьшилась на 100000 руб., а начисленная по ним амортизация - на 20000 руб.

После уценки восстановительная стоимость компьютеров составила 200000 руб. (300000 - 100000). Сумма амортизации по компьютерам (с учетом переоценки) равна 40000 руб. (60000 - 20000).

Таким образом, после уценки остаточная стоимость компьютеров на 1 января 2005 г. составит:

200000 руб. - 40000 руб. = 160000 руб.

Именно эту сумму бухгалтер ООО будет учитывать при расчете налога на имущество в 2005 году.

В.Г. Мороз

800.В Организации с 1 марта 2006 г. произошло повышение тарифных ставок и окладов для всех работников на основании решения Правления общества и Совета председателей профсоюзных комитетов. На основании того же решения с 1 мая 2006 г. вторично повышены оклады только руководящим работникам. Просим разъяснить, правильно ли при расчете среднего заработка для оплаты отпускных и оплаты за дни нахождения в командировке применять корректирующие коэффициенты в связи с повышением заработной платы руководящим работникам с 1 мая 2006 г.?

В соответствии с п. 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства от 11.04.2003 № 213 (далее Положение), корректировка среднего заработка работников производится только при повышении тарифных ставок (должностных окладов) всех работников организации или всех работников филиала или структурного подразделения организации.

По неофициальному мнению налоговых органов, а также комментариям специалистов Минтруда, неоднократно высказываемым в различных публикациях (например, «Российский налоговый курьер» № 3, февраль 2005 г.), корректировка также производится только в случае, когда повышение окладов производится во всей организации, филиале, ином структурном подразделении в целом по всем работникам. Если повышение окладов коснулось только некоторых работников, это считается индивидуальным изменением должностного оклада, в связи с чем корректировка среднего заработка не производится.

Обращаем Ваше внимание, что также не производится корректировка среднего заработка, если повышение размера оплаты труда произошло не в результате увеличения тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения), а, например, в связи с введением или увеличением доплаты или надбавки к заработной плате. В этом случае корректировка среднего заработка, рассчитанного исходя из фактически начисленных сумм, не производится.

Положением не предусмотрена возможность индексации среднего заработка, если повышение оплаты труда явилось следствием перевода работника на другую должность.

Исходя из вышесказанного, производить корректировку среднего заработка при расчете среднего заработка для оплаты отпускных и оплаты за дни нахождения в командировке в связи с повышением заработной платы руководящим работникам с 1 мая 2006 г. не следует.

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
Рейтинг аудиторских компаний - 90
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты || Специалисты ]