«Аудит-Центр»

Новости

История

Услуги

Контакты

Конференция

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #821-830

 

821.Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы), выплачивает работникам из средств, оставшихся после уплаты налога, материальную помощь и единовременные премии.
Следует ли с этих выплат производить начисление страховых взносов в ПФР?

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиком ЕСН, поэтому норма п. 3 ст. 236 НК РФ на них не распространяется.

Следовательно, выплаты сотрудникам организации в виде материальной помощи и единовременных премий облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

При этом объект обложения страховыми взносами и база для их исчисления определяются организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, с учетом положений Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Налогового кодекса.

Согласно п. 3 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода вправе уменьшить сумму единого налога (авансовых платежей по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Таким образом, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы), со всех выплат, производящих работникам, обязана начислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумма которых может уменьшить до 50% сумму единого налога (авансовых платежей по налогу).

Н.А. Панкратова

822.Подпадают ли услуги по сопровождению под налогообложение 0% согласно подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НКРФ либо данное положение касается только перевозчиков, осуществляющих самостоятельно сопровождение и выставляющих данные услуги заказчику?
Транспортно-экспедиционная компания заключила договор с организацией, занимающейся сопровождением грузов в таможенном режиме. За услуги по сопровождению грузов нам выставляют счета-фактуры по ставке 18%. Вышеперечисленные услуги оказываются до момента поступления груза в пункт назначения (при таможенном оформлении товара до момента выпуска товара в свободное обращение на территорию РФ).
Как нам поступить в том случае, если окажется, что сторонние  организации должны были свои услуги выставлять с НДС под 0%, требовать возврата незаконно выставленного НДС от поставщиков услуг и восстанавливать в бюджет сумму возмещенного НДС от стоимости этих услуг?

Согласно подп. 2 п. 1  ст. 164 НК РФ налогообложение производится по ставке 0% при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Счета-фактуры, выставленные с НДС 18%, заполнены с нарушением требований ст. 169 НК РФ. Ведь этой статьей предусмотрено, что в счете-фактуре проставляется ставка налога, соответствующая действующему законодательству. В Вашем случае ставка налога 18% при реализации услуг по транспортировке экспортируемого товара не соответствует ст. 164 НК РФ. Следовательно, по такому счету-фактуре НДС принять к вычету нельзя. По мнению налоговых органов, Налоговый кодекс не дает право выбора, какую ставку налога применять - 0%, 18%, расчетную ставку или какую-либо иную.

Если налогоплательщик не может подтвердить «нулевую» ставку налога, тогда он обязан уплатить НДС со стоимости реализованных услуг по ставке 18 или 10 процентов. Однако возникает вопрос, за счет каких средств уплачивается налог в этом случае: за счет средств покупателя или за счет собственных средств? В этом случае произвести уплату налога за счет средств покупателя нельзя. Ведь НДС при реализации товаров, работ, услуг, которые облагаются «нулевой» ставкой, не перекладывается на покупателя. Поэтому налогоплательщик должен уплатить налог за счет собственных средств».

Таким образом, Вам следует требовать от организации, занимающейся сопровождением груза, счет-фактуру, оформленную надлежащим образом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Е.П. Тихоновец

823.Объект недвижимости - склад попал под снос из-за нового строительства в соответствии с инвестиционной программой. Полученная компенсация не покрыла остаточную стоимость объекта (складу требовался капитальный ремонт). В указанной ситуации следует  отражать отложенный налоговый актив согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», если наша организация находится на общем режиме налогообложения? Облагается ли полученная компенсация НДС?

Снос объекта недвижимости является выбытием основного средства (п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). В бухгалтерском учете выбытие основных средств отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы», так как согласно п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы, связанные с выбытием основных средств, являются операционными расходами. Согласно методологии бухгалтерского учета полученная компенсация является внереализационным доходом (п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации»), который также отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Полученная компенсация за сносимый объект, по сути, является платой за его выкуп. Налоговый кодекс РФ не предусматривает каких-либо исключений при расчете НДС с полученной компенсации. Поэтому нет оснований для освобождения сумм компенсации от НДС.

Пример

Стоимость склада, попавшего под снос, - 5700000 руб., начисленная амортизация - 3500000 руб., полученная компенсация - 2100000 руб.

В бухгалтерском учете отражаются следующие проводки:

Дебет счета 01 субсчет «Выбытие основных средств»   Кредит счета 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» - 5700000 руб. - списана первоначальная стоимость объекта, подлежащего сносу;

Дебет счета 02   Кредит счета 01 субсчет «Выбытие основных средств» - 3500000 руб. - списана сумма начисленной амортизации по объекту, подлежащему сносу;

Дебет счета 91 субсчет «Прочие расходы»   Кредит счета 01 субсчет «Выбытие основных средств» - 2200000 руб. - списана остаточная стоимость сносимого объекта;

Дебет счета 76   Кредит счета 91 субсчет «Прочие доходы» - 2100000 руб. - начислена компенсация, подлежащая получению за снос объекта;

Дебет счета 91 субсчет «Прочие расходы»   Кредит счета 68 субсчет «Расчеты по НДС» - 320339 руб. (2100000 руб. : 118% х 18%) - начислен НДС с суммы компенсации;

Дебет счета 51   Кредит счета 76 - 2100000 руб. - получена компенсация за снос объекта;

Дебет счета 99   Кредит счета 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» - 420339 руб. (2100000 – 2200000 – 320339) - отражен убыток от сноса объекта.

В ст. 251 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. Средства, полученные в виде компенсации за снос объектов основных средств, в этом перечне не поименованы. Следовательно, полученная компенсация за снос объекта учитывается в целях налогообложения.

В соответствии с п. 3 ст. 268 НК РФ полученный убыток от выбывшего склада в связи с его сносом следует включать в состав прочих расходов равным долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования  имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента сноса.

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся (п. 31 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Следовательно, в бухгалтерском учете убыток от сноса объекта признается единовременно, а в налоговом учете - постепенно. Согласно требованиям ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» в бухгалтерском учете собственника выбывшего объекта должна быть отражена вычитаемая временная разница. По вычитаемым временным разницам в бухгалтерском учете формируется отложенный налоговый актив - часть отложенного налога на прибыль, на которую уменьшится налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет в следующие отчетные периоды.

Чтобы определить сумму отложенного налогового актива, следует умножить вычитаемую временную разницу на ставку налога на прибыль.

Отложенный налоговый актив отражается бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 09   Кредит счета 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» - 100881,36 руб. (420339 руб. х 24%)

Если предположить, что срок полезного использования склада, попавшего под снос, составляет 40 лет, а фактически он использовался 10 лет, то по мере признания налогового убытка от сноса склада в качестве прочих расходов указанная вычитаемая временная разница будет погашаться с одновременным погашением отложенных налоговых активов, исчисленных по этим разницам. При этом ежемесячно составляется бухгалтерская проводка:

Дебет счета 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»   Кредит счета 09 - 280,23 руб. (100881,36 руб. : (40 лет – 10 лет) : 12 мес.) - погашена часть отложенного налогового актива.

Таким образом, при получении убытка при выбытии объекта основного средства в результате сноса следует отражать в бухгалтерском учете отложенный налоговый актив в соответствии с требованиями ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» и исчислять НДС с суммы полученной компенсации за объект, подлежащий сносу.

Н.Б. Лопатина

824.1. Для приобретения автомобилей организация заключила кредитный договор с банком. Был оформлен безотзывный непокрытый документарный аккредитив.
01.07.2005 данные автомобили были поставлены на учет как товары - счет 41. В тот же день с валютного счета были списаны следующие платежи за услуги банка:
- комиссия банка за отсрочку платежа (5% годовых от суммы кредита на период с
.......... по..........);
- комиссия за авизование аккредитива (0,1% от суммы кредита);
- комиссия за подтверждение аккредитива (5% годовых от суммы кредита на 20 дней);
- комиссия банка за внесение изменений в аккредитив - разовая сумма;
- комиссия за обслуживание аккредитива (0,15% от суммы кредита);
- комиссия за прием и проверку документов (0,15% от суммы кредита);
- возмещение телекоммуникационных расходов - разовая сумма;
- возмещение расходов курьера - разовая сумма.
В августе автомобили переведены на счет 08 и следом на 01 «Основные средства».
Правомерно ли предприятием со ссылкой на положение ст. 269 НК РФ отнесены в налоговом учете платежи, рассчитанные в процентном отношении от суммы кредита, на внереализационные расходы?
Разовые платежи (возмещение расходов курьера, телекоммуникационные расходы и комиссия за внесение изменений) включены в первоначальную стоимость основных средств.
2. Для оплаты таможенных пошлин и НДС по импорту вышеуказанных автомобилей наша компания получила от другой компании денежные средства по договору займа. Имеем ли мы право учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, расходы в виде процентов по данному договору займа?
Можно ли считать, что данные расходы связаны с деятельностью, направленной на получение доходов, ведь конечная цель - доходы от использования данных автомобилей на грузоперевозках?

Согласно ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете первоначальная стоимость объекта основных средств включает в себя все затраты, связанные с приобретением того или иного объекта:

- покупную стоимость ОС, уплаченную поставщику;

- посредническое вознаграждение, информационные и консультационные услуги;

- проценты по кредитам (займам), уплаченные до момента постановки на учет, то есть ДТ 01 (п. 8 ПБУ 6/01). Проценты по кредиту, начисленные после принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету, будут включены в состав операционных расходов (п. 11 ПБУ 10/99);

- регистрационные сборы, государственные и таможенные пошлины и т.п.

Формирование первоначальной стоимости объекта ОС в налоговом учете имеет некоторые отличия. В частности, в ней не учитываются проценты по кредитам (займам). Их следует учесть в составе внереализационных расходов.

В отношении услуг банка необходимо руководствоваться требованиями ст. 264 НК РФ. В подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ не приводится конкретный перечень услуг банка, оплата которых подлежит включению в состав прочих расходов. Вместе с тем эти расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Также такие расходы должны быть оговорены в договорах с банком (кредитном, на расчетно-кассовое обслуживание и т.п.).

Таким образом, сумма комиссии за внесение изменений в аккредитив не должна включаться в первоначальную стоимость объекта для целей налогового учета. Ее следовало учесть в составе прочих расходов.

Обращаем внимание, что если размер вознаграждения за банковские услуги определен договором в процентах к сумме непогашенного кредита, то комиссию за обслуживание так же, как и вознаграждение за банковскую услугу, учитывают в целях налогообложения прибыли в виде процентов по кредиту в порядке, предусмотренном ст. 269 НК РФ.

Расходы по телекоммуникационным услугам и услугам курьера, непосредственно связанные с приобретение объекта ОС, в налоговом учете так же, как и в бухгалтерском, включаются в первоначальную стоимость основного средства (ст. 257 НК РФ).

По существу второго вопроса считаем, что организация на полном основании и в соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ имеет право учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, расходы в виде процентов по договору займа. Расходы признаются внереализационными. При их начислении в целях налогообложения следует руководствоваться требованиями ст. 269 НК РФ.

Обратите внимание: если автомобили приобретены для производственных нужд, то их следовало учитывать на 01 счете «Основные средства», а не на счете 41 «Товары», так как присутствует риск доначисления налога на имущество за июль месяц.

825.Наша компания производит оплату дополнительных 4-х выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом. Подлежат ли налогообложению налогом на доходы физических лиц данные выплаты? Какими документами оформляется данная операция?

Да, в соответствии со ст. 262 ТК РФ Вы обязаны предоставить одному из родителей 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц по уходу за ребенком-инвалидом до достижения им 18 лет.

Основанием для предоставления льготы служат письменное заявление и копия документа, подтверждающего инвалидность ребенка.

Дополнительные выходные дни могут быть поделены между родителями, либо использованы одним из них.

Оплата дополнительных выходных дней не относится к государственным пособиям, т.к. не поименована в перечне, установленном ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Кроме этого, данные выплаты не указаны среди освобожденных доходов в ст. 217 НК РФ.

Следовательно, оплата дополнительных выходных дней подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Такое же мнение высказано в письме Министерства финансов РФ т 14.06.2006 № 03-05-01-04/159.

В.В. Волкова

826.Организация участвует в торгах по продаже права на заключение договора аренды земли. Как учесть платежи по оплате права, если участок земли предназначен для строительства?

Организация решила построить здание. Для его строительства необходим земельный участок. Покупка земли сопровождается единовременной тратой значительных денежных средств. Если организация испытывает затруднение в денежных средствах, она может арендовать земельный участок.

Если собственником земли является государство, то организация должна участвовать в торгах по продаже права на заключение договора аренды. Как правило, такие торги проходят в форме конкурса или аукциона. Если организация выиграла такой конкурс, то ей необходимо заключить договор аренды земли. За право заключить договор аренды организация должна заплатить определенную плату и после того, как договор будет оформлен, ей придется платить и арендную плату. Как же учесть данные расходы для целей налогооблагаемой прибыли?

Пока не окончено строительство основного средства и оно не поставлено на баланс организации, расходы по оплате стоимости права на заключение договора долгосрочной аренды земельного участка и по арендной плате на земельный участок не включаются в уменьшение облагаемой прибыли. Такие затраты не направлены на получение дохода, они связаны исключительно со строительством  объекта основного средства. Будет ли возведено здание и сможет ли оно приносить в дальнейшем доход, перед началом строительства и в его период однозначно сказать нельзя.

В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.

Таким образом, расходы в виде арендной платы, а также расходы по оплате стоимости права на заключение договора аренды земельного участка необходимо учесть в первоначальной стоимости объекта основного средства.

Стоимость основного средства уменьшается путем начисления амортизации. Амортизация включается в расходы только после ввода объекта основного средства в эксплуатацию. Суммы взноса и арендных платежей будут включены в налоговую базу в составе амортизации, начисленной по основному средству (ст. 259 НК РФ).

Данная позиция разъяснена в Письме МФ РФ от 17.04.2006 № 03-03-04/1/341.

Е.В. Пименова

827.Правомерны ли действия инспекции в случае привлечения предприятия к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа и доначисления налога на доходы физических лиц на суммы, выплаченные физическим лицам-работникам предприятия за имущество, принадлежащее им на праве собственности, и соответствующих пени?

По нашему мнению, действия инспекции не соответствуют требованиям действующего налогового законодательства в силу следующего.

1. В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога на доходы производятся в отношении всех видов доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227, 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Следовательно, удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику (п. 4 ст. 226 НК РФ), только в том случае, когда у налогового агента возникла обязанность исчислить налог на доходы в силу пп. 1, 2 ст. 226 НК РФ.

Статьей 228 НК РФ установлен особый порядок исчисления налога непосредственно самим налогоплательщиком в отношении отдельных видов доходов. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят самостоятельно физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.

Таким образом, у предприятия не возникало обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и уплате в бюджет налога на доходы с сумм, выплаченных физическим лицам за имущество, принадлежащее им на праве собственности, так как эту обязанность должны исполнить налогоплательщики.

Обращаем Ваше внимание также на то, что наша позиция совпадает с указаниями Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

В письме ФНС России от 16.11.2005 № 04-1-03/567 сделан вывод о том, что организации, выплачивающие доходы физическим лицам от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, не признаются налоговыми агентами.

2. В соответствии с п. 3 ст. 24 НК РФ налоговый агент обязан удержать налоги из средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислить их в бюджет.

Положения этой нормы согласуются с требованиями п. 9 ст. 226 НК РФ, где предусмотрен запрет на уплату налоговым агентом налога на доходы физических лиц за счет его собственных средств.

Пунктом 2 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что в случае возложения обязанности по исчислению и удержанию налога на налогового агента, обязанность налогоплательщика считается исполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

В силу п. 1 ст. 75 НК РФ пени начисляются в том случае, когда налоговый агент не перечислил в бюджет удержанный налог.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в постановлении от 17.12.1996 № 20-П, постановлении от 14.07.2005 № 9-П, определении от 27.12.2005 № 503-О, взыскание налога и пени являются, в отличие от штрафа, правовосстановительной мерой.

Взыскание налога не может быть расценено как произвольное лишение собственника его имущества: оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Следовательно, при неудержании налога с физических лиц налог аккумулируется у налогоплательщика и, в отсутствии этих средств у налогового агента, требование уплатить сумму налога и пени представляет собой не принуждение к исполнению обязанности, а применение меры ответственности.

Взыскание с налогового агента не удержанных с налогоплательщика налога и пени в силу ст. 46 НК РФ влечет возможность взыскания этих сумм дважды - и с агента, и с налогоплательщика.

Таким образом, взыскание с предприятия не удержанных агентом налогов и пени приводит к нарушению ст. 24, 46, 75, 226 НК РФ, а также ведет к нарушению ст. 3 НК РФ, согласно которой налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

3. В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогового агента, за которое Налоговым Кодексом Российской Федерации установлена ответственность.

Исходя из содержания ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.

В Вашем случае отсутствует событие налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, так как неудержание и неперечисление в бюджет налога с доходов, полученных физическими лицами от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, не может признаваться налоговым правонарушением, поскольку у организации в силу положений п. 2 ст. 226 НК РФ отсутствовала обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога.

828.Инспекцией в начале 2005 года была проведена выездная налоговая проверка нашего предприятия, по результатам которой было принято решение о привлечении организации к налоговой ответственности и доначислении налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога с владельцев транспортных средств, транспортного налога и пени за неуплату вышеназванных налогов. Предприятие оспорило решение налогового органа в судебном порядке.
Инспекцией в свою очередь были предприняты меры по принудительному взысканию доначисленных по результатам выездной налоговой проверки сумм налогов и пени, однако не были доведены до конца, т. к требование об уплате налога, а затем решение о взыскании налога и пени за счет денежных средств было отозвано налоговым органом без исполнения в связи с вступлением в законную силу постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края.
В 2006 году инспекцией в адрес предприятия было вновь направлено требование об уплате сумм налогов и пени. Как следует из содержания требования, основанием для его выставления явилось решение, принятое по результатам выездной налоговой проверки, проведенной в 2005 году.
Поскольку организация в добровольном порядке не исполнила требование налогового органа, инспекцией было принято решение о бесспорном взыскании доначисленных сумм налогов и пени. Правомерны ли действия инспекции?

По нашему мнению, действия инспекции не соответствуют нормам налогового законодательства по следующим основаниям:

1) в соответствии со ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Исходя из положений ст. 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Требование, выставленное Вам в 2006 году, является повторным и направлено с нарушением срока, установленного ст. 70 НК РФ.

Так, из Вашего вопроса усматривается, что в период 2005 года инспекцией предпринимались меры по принудительному взысканию доначисленных по результатам выездной налоговой проверки сумм налогов и пени, однако не были доведены до конца, так как требование и решение о взыскании за счет имущества были отозваны налоговым органом без исполнения в связи с вступлением в законную силу постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края.

В соответствии со ст. 71 НК РФ в случае, если обязанность налогоплательщика изменилась после направления требования об уплате налога, налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненное требование. При этом изменение обязанности, а также ее возникновение и прекращение согласно ст. 44 НК РФ связано только с наличием оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным законодательным актом о налогах и сборах.

Следовательно, судебный акт не может устанавливать, изменять или прекращать обязанность налогоплательщика по уплате налога, поскольку такое основание не предусмотрено нормами Налогового Кодекса Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, налоговый орган мог направить предприятию уточненное требование только в случае изменения после направления требования обязанности по уплате налога по основаниям, предусмотренным Налоговым Кодексом Российской Федерации, а вынесенный по делу судебный акт устанавливает только неправомерность начисления конкретных сумм налога и не свидетельствует об изменении обязанности по уплате налогов;

2) в соответствии со ст. 46, 47 НК РФ определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 24.01.2006 № 10353/05 обратил внимание на то, что одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог.

Следовательно, выставление инспекцией повторного требования устанавливает новый срок для уплаты налога и фактически продлевает пресекательный срок, установленный п. 3 ст. 46 НК РФ;

3) в соответствии с требованиями ст. 71 НК РФ предусмотрено выставление уточненного требования только в случае изменения обязанности по уплате налога, а не пени.

В случае изменения суммы пени по причине увеличения срока неуплаты налога обязанность налогоплательщика по уплате налога не меняется, так как не меняется сумма налога, предъявленная к уплате, а также сроки его уплаты, следовательно, направление повторного требования фактически является основанием, неправомерно продляющим срок бесспорного взыскания сумм пеней;

4) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46, 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47, 48 НК РФ.

Статьей 46 НК РФ предусмотрено, что в случае, если налогоплательщик добровольно не уплатил сумму задолженности по налогу и пени, налоговый орган принимает решение о взыскании недоимки и пени, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 24.01.2006 № 10353/05, шестидесятидневный срок, предусмотренный в ст. 46 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемой в бесспорном порядке, в том числе за счет иного имущества налогоплательщика, поскольку ст. 47 НК РФ подлежит применению во взаимосвязи с п. 7 ст. 46.

Следовательно, инспекцией не был соблюден порядок взыскания налогов и пеней, начисленных в результате выездной налоговой проверки, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, и, следовательно, повторное требование об уплате сумм налогов и пени, решение о бесспорном взыскании налогов и пени вынесены с нарушением норм налогового законодательства.

О.И. Языкова

829.Сотрудник устроился на работу 18 января 2006 г. Оклад сотрудника 10000 руб. Непрерывный трудовой стаж работника - 9 лет.
Временная нетрудоспособность наступила с 15 по 23 сентября (6 рабочих дней). В соответствии с Положением о премировании в текущем  месяце сотрудникам выплачиваются премии по итогам работы за прошлый месяц.
В марте и апреле 2006 г. сотруднику приходилось работать в выходные дни и сверхурочно. Всего за расчетный период ему было начислено:

Период

Количество рабочих дней

Зарплата, руб.

Премии, руб.

Работа в выходные и праздники

Работа сверхурочно

По норме

Фактически отработано (без учета выходных, праздников и сверхурочной работы)

дни

сумма, руб.

часы (дни)

сумма, руб.

Январь

16

10

6250

         

Февраль

19

19

10000

3200

       

Март

22

22

10000

3100

2

2000

   

Апрель

20

20

10000

3600

1

1000

16 (2)

1937,50

Май

21

21

10000

3500

       

Июнь

21

21

10000

3300

       

Июль

21

21

10000

3300

       

Август

23

23

10000

3300

       

Итого

163

157

76250

23300

3

3000

16 (2)

1937,50

В каком размере следует начислить пособие по временной нетрудоспособности?

Согласно п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 № 213, при исчислении среднего заработка для расчета пособия по временной нетрудоспособности (если работник фактически, перед тем как заболеть, отработал больше трех месяцев) учитываются:

а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;

б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;

в) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;

г) заработная плата, выданная в неденежной форме;

д) денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности;

е) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорары работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;

ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки (учитывается в размере одной десятой за каждый месяц расчетного периода, независимо от времени начисления);

з) разница в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу (должность) с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности);

и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении календарного года, обусловленная системой оплаты труда (учитывается в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода, независимо от времени начисления);

к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), выслугу лет (стаж работы), особые условия государственной службы, ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;

л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и праздничные нерабочие дни, оплата сверхурочной работы;

м) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;

н) другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

Если премии выплачиваются месяцем позже, то, определяя средний заработок, ежемесячные премии учитываются в расчетном периоде не более одной за каждый месяц. А если расчетный период отработан не полностью, то - пропорционально отработанному времени. При определении пропорции сверхурочные дни работы и отработанные праздничные и выходные дни в расчет не берут. При этом не имеет значения, что они участвуют в расчете среднего заработка.

Размер пособия составит:

1. Определяем сумму премиальных, которая войдет в расчет среднедневного заработка (при этом дни, отработанные в выходные и сверхурочно, не учитываются):

23300 руб. : 163 дн. х 157 дн. = 22442,33 руб.

2. Рассчитываем величину среднедневного заработка. А вот тут уже выходные, праздничные дни, сверхурочные часы и начисленные за это время суммы в расчет войдут:

(76250 + 22442,33 + 3000 + 1937,50) : (157 + 3 + 2) = 639,69 руб.

3. Максимальный размер ежедневного пособия равен:

15000 : 22 = 681,82 руб.

Так как рассчитанное дневное пособие (639,69 руб.) меньше максимального  (681,82 руб.), пособие по временной нетрудоспособности выплачивается исходя из рассчитанного дневного пособия:

639,69 руб. х 6 дн. = 3838,14 руб.

Оплате за счет средств работодателя подлежат рабочие дни (часы), предусмотренные графиком работы и пропущенные работником вследствие заболевания (травмы), приходящиеся на первые два календарных дня нетрудоспособности.

Заболел работник в пятницу. При этом пятница по графику работы для него является рабочим днем, суббота - выходным днем. В этом случае за счет средств работодателя подлежит оплате только один день - пятница. Эта сумма составляет 639,69 руб.

Т.В. Тюленева

830.Работодателем оплачиваются расходы, связанные со служебными поездками работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер или осуществляется в пути. Облагается ли данная компенсация НДФЛ ?

В соответствии с п. 2 ст. 255 НК РФ начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы, относятся к расходам на оплату труда.

Пунктом 3 ст. 217 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Другими словами, не подлежат налогообложению НДФЛ только установленные законодательством РФ выплаты компенсационного характера.

В ТК РФ внесены изменения Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ, признании не действующими на территории РФ некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» (далее - Закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ). Данным законом была введена ст. 168.1 ТК РФ, которая предусматривает возмещение работодателем своим работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующих в работах экспедиционного характера, расходов, связанных с их служебными поездками.

К таким расходам относятся:

- расходы по проезду;

- расходы по найму жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

- иные расходы, произведённые работниками с разрешения или ведома работодателя.

Перечень работ, профессий, должностей, а также размеры и порядок возмещения вышеуказанных расходов, связанных со служебными поездками работников и перечисленных в ст. 168.1 ТК РФ, организацией устанавливаются в коллективном договоре или локальном нормативном акте. В трудовом договоре с работником также возможно предусмотреть размер и порядок возмещения расходов.

Таким образом, с момента вступления в силу Закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ расходы работодателя, связанные с компенсационными выплатами, могут быть включены в состав расходов на оплату труда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, но не ранее 06.10.2006.

С учетом изложенного, после вступления в силу Закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ при условии, что в коллективном или трудовом договоре либо в других локальных нормативных актах установлены перечень должностей, а также размеры и порядок возмещения расходов за разъездной или экспедиционный характер, эти компенсационные выплаты не облагаются налогом на доходы физических лиц. Аналогичные выплаты сверх установленных размеров подлежат включению в доход работника для удержания НДФЛ.

Обращаем внимание на то, что положения ст. 168.1 ТК РФ, установленные Законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ, вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования.

 

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
Рейтинг аудиторских компаний - 90
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты || Специалисты ]