«Аудит-Центр»

Новости

История

Услуги

Контакты

Конференция

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #831-840

 

В.Г. Мороз

831.Мы являемся производителями и реализуем свою продукцию через торговые точки. Просим дать разъяснение, является ли наша организация плательщиком ЕНВД?

Согласно ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении следующих видов деятельности:

- розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется (п. 6 ст. 346.26 НК РФ);

- розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

Из содержания вопроса не ясно, какую продукцию вы производите и как реализуете.

Если предположить, что вы занимаетесь изготовлением кулинарной продукции и кондитерских изделий, реализация которых в дальнейшем производится через розничную торговую сеть вашей организации, то необходимо учитывать следующее.

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. Согласно ст. 346.27 НК РФ реализация через розничную сеть продукции собственного производства к розничной торговле не относится.

Следовательно, осуществляемая деятельность по реализации собственной кулинарной продукции и кондитерских изделий через торговые точки не может быть отнесена к розничной торговле.

Учитывая изложенное, считаем, что осуществляемая вами предпринимательская деятельность по реализации собственной кулинарной продукции и кондитерских изделий подлежит обложению в рамках общего режима налогообложения или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.

832.Наша организация в декабре 2005 г. оформила займ, который выражен в условных единицах. При осуществлении расчетов по займу возникают суммовые разницы. Как правильно их отразить в учете?

Согласно ст. 317 ГК РФ денежные обязательства должны быть выражены в рублях, но в договоре может быть предусмотрено, что денежное обязательство подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте, или в условных денежных единицах.

В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. При этом возникают разницы между рублевой оценкой суммы займа на дату получения заемщиком денежных средств и рублевой оценкой суммы займа на дату возврата денежных средств.

Определения суммовых разниц для целей налогообложения приведены в п. 11.1 ст. 250 НК РФ и в подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Учитывая понятия разниц, определенных вышеназванными статьями, разница между рублевой оценкой суммы займа на дату получения заемщиком денежных средств и рублевой оценкой суммы займа на дату возврата денежных средств заимодавцу не подпадает под определение суммовой разницы, так как они применяются исключительно к суммовым разницам, образующимся в связи с оплатой реализованных товаров, работ, услуг или имущественных прав.

Письмом УМНС России по г. Москве от 18.02.2004 № 26-08/10738 разъясняется, что возникающую в этом случае отрицательную разницу у заемщика следует рассматривать как плату за пользование займом и учитывать для целей налогообложения в соответствии со ст. 269 НК РФ. Моментом возникновения подобных расходов необходимо считать согласно п. 8 ст. 272 НК РФ последнюю дату соответствующего отчетного периода или дату погашения займа.

Если на конец отчетного периода у заемщика возникает положительная разница, она включается в состав внереализационных доходов заемщика (п. 6 ст. 271 НК РФ).

Такое мнение подтверждается письмом Минфина России от 06.10.2005 № 03-03-04/1/251.

По нашему мнению, данный вопрос на сегодняшний день довольно спорный, так как НК РФ такого порядка учета процентов не содержит.

Н.А. Панкратова

833.Прошу ответить на следующие вопросы:
- какие виды платежей, поступающие в ТСЖ, включаются в доход для начисления налога?
- какова возможность применения УСНО для ТСЖ?

Деятельность товариществ собственников жилья с 01.03.2005 согласно Федеральному закону от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (п. 1 ст. 135 ЖК РФ).

Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.

В соответствии с п. 2 ст. 151 ЖК РФ средства ТСЖ состоят из следующих источников финансирования:

- обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов ТСЖ;

- субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг;

- доходов от хозяйственной деятельности;

- прочих поступлений.

ТСЖ является плательщиком налога на прибыль на основании ст. 246 НК РФ.

Налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов в рамках целевых поступлений и предпринимательской деятельности.

Согласно подп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям относятся суммы финансирования из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности НКО.

В эту категорию для ТСЖ входят субсидии на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы, относимые п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям, если данные поступления получены безвозмездно, носят целевой характер, используются налогоплательщиком по целевому назначению. Причем целевые поступления должны быть использованы либо на содержание данной некоммерческой организации, либо на ведение ею уставной деятельности.

Важным условием освобождения целевых поступлений от налогообложения налогом на прибыль является, как было сказано выше, ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

При нарушении хотя бы одного из вышеназванных условий доход, полученный налогоплательщиком, не относится к целевым поступлениям и должен быть включен в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Являясь некоммерческой организацией, ТСЖ вправе вести предпринимательскую деятельность.

Доходы от хозяйственной деятельности однозначно должны быть учтены при расчете налога на прибыль

Перечень видов хозяйственной деятельности, которыми может заниматься ТСЖ, закрыт и включает согласно п.2 ст.152 ЖК РФ следующие виды услуг:

- обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;

- строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;

- сдачу в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.

Так, в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 137 ЖК РФ в случаях, если это не нарушает прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, ТСЖ вправе предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме. Например, ТСЖ может сдавать в аренду часть земельного участка, подвальные помещения. Эти доходы относятся к внереализационным согласно п. 4 ст. 250 НК РФ и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Подробнее остановимся на статье источников финансирования - «Обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов ТСЖ».

Вступительные и членские взносы являются целевыми поступлениями и в налоговую базу по налогу на прибыль не включаются.

Сложнее обстоит дело с обязательными платежами.

Согласно подп. 5 п. 2 ст. 153 ЖК РФ с момента возникновения права собственности на жилое помещение у собственника возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ такая плата включает в себя:

- плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

- плату за коммунальные услуги (за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).

Согласно п. 5 ст. 155 ЖК РФ члены ТСЖ вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг в порядке, установленном органами управления ТСЖ. Размер таких платежей и (или) взносов членов ТСЖ определяется органами управления ТСЖ в соответствии с его Уставом (п. 8 ст. 156 ЖК РФ). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления (п. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Таким образом, денежные средства, уплачиваемые членами ТСЖ на содержание, ремонт имущества, а также в счет оплаты коммунальных услуг, квалифицируются Жилищным кодексом как обязательные платежи, взносы, но не как вступительные или членские взносы.

Исходя из изложенного плата членов ТСЖ либо ЖСК за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги не могут относиться к целевым поступлениям и квалифицируются в качестве выручки от реализации работ, услуг.

Поэтому порядок налогообложения обязательных платежей зависит от того, как сформулированы цели деятельности товарищества в уставных документах.

Так, если согласно Уставу товарищество только собирает с жильцов плату и перечисляет ее сторонним организациям, то ТСЖ не учитывает такие обязательные платежи для целей налога на прибыль. При этом в уставных документах необходимо отразить, что товарищество занимается именно сбором и направлением денежных средств на обслуживание дома, а не оказанием услуг по его содержанию.

Минфин России в письме от 05.05.2006 № 03-03-05/8 разъяснил порядок налогообложения взносов членов товарищества собственников жилья на содержание дома при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В письме сказано, что если в обязанности ТСЖ входит обеспечение услуг и оно от своего имени заключает договоры с производителями (поставщиками) услуг (работ), действуя при этом от имени и за счет членов, то налогом на прибыль облагается только вознаграждение от посреднической деятельности.

Для ТСЖ, применяющих упрощенную систему налогообложения, порядок налогообложения взносов членов товарищества собственников жилья на содержание дома при определении объектов налогообложения обозначен в письме Министерства Финансов Российской Федерации от 26.06.2006 № 03-11-04/2/128, который аналогичен порядку, изложенному в письме Минфина от 05.05.2006 №. 03-03-05/8.

Так, согласно ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, поступившие безвозмездно на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций, в том числе вступительные и членские взносы.

Членами товариществ собственников жилья вносятся обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления ТСЖ. Обязанность внесения таких платежей возникает не в связи с членством в ТСЖ, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме.

Поэтому указанные средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями не являются.

Плата членов ТСЖ за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, а также плата за коммунальные услуги являются выручкой от реализации работ, услуг и, соответственно, учитываются ТСЖ при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. При этом для целей налогообложения ТСЖ учитываются расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ.

Если в соответствии с Уставом, утвержденным общим собранием членов ТСЖ, на него возложены обязанности по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; предоставлению коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома и ТСЖ от своего имени заключает договоры с производителями (поставщиками) данных услуг (работ), действуя при этом от имени и за счет членов ТСЖ, то исходя из договорных обязательств ТСЖ является посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ услуги соответствующих организаций по обеспечению санитарного, противопожарного и технического состояния дома и придомовой территории, по технической инвентаризации жилого дома, по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений, услуги по капитальному ремонту жилого дома.

В этом случае налогообложение средств, поступающих на счета ТСЖ от названной посреднической деятельности, осуществляется с учетом положений подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ. То есть в состав доходов, учитываемых при налогообложении, включаются только суммы агентского, посреднического или иного аналогичного вознаграждения ТСЖ.

ТСЖ вправе перейти на применение упрощенной системы налогообложения при соблюдении условия пп. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ, а именно:

- доходы по итогам 9 месяцев года не превысили 15 млн. руб.;

- средняя численность работников не превышает 100 человек;

- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн. руб.

Обратите внимание: если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15, 346.25 НК РФ, превысят 20 млн. руб., то налогоплательщик утрачивает право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение (ст. 346.13 НК РФ).

С 1 января 2006 г. ограничение по применению упрощенной системы налогообложения, установленное подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (доля участия других организаций более 25 процентов), не распространяется на некоммерческие организации.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию, в соответствии с НК РФ.

ТСЖ, применяющие УСН, иные налоги уплачивают в соответствии с общим режимом налогообложения.

834.Организацией продано транспортное средство, но не снято с учета в органах ГИБДД. Подлежит ли данное транспортное средство обложению транспортным налогом в период времени от его продажи  до момента снятия с учета?

Транспортное средство необходимо снять с регистрационного учета в случае его отчуждения или прекращения права собственности на него, или вывоза за пределы РФ на постоянное пребывание. Это можно производить при отсутствии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий.

Владелец транспортного средства для снятия его с учета должен подать в регистрационное подразделение ГИБДД соответствующее заявление и сдать свидетельство о регистрации транспортного средства, паспорт технического средства и номера.

Согласно пп. 3.1 и 32 приказа МВД России от 27.01.2003 № 59 «О порядке регистрации транспортных средств» снятие с учета транспортных средств производится в следующих случаях (далее - Правила регистрации):

- изменение места регистрации физического лица или места нахождения юридического лица (юридического адреса), за которым они зарегистрированы, если новое место регистрации или место нахождения юридического лица (юридический адрес) находится за пределами территории, на которую распространяется деятельность регистрационного подразделения, зарегистрировавшего транспортное средство;

- вывоз транспортного средства за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание;

- утилизация (списание) транспортного средства;

- перед заключением договора о прекращении (отчуждении) права собственности на транспортное средство;

- прекращение права собственности на транспортное средство.

Отметки о снятии транспортного средства с учета делаются в паспорте технического средства, а вместо свидетельства о регистрации транспортного средства и номеров выдаются регистрационные знаки «Транзит» (пп. 46, 47, 47.1, 89 Правил регистрации).

В соответствии со ст. 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного транспортного средства у налогоплательщика, в связи  с этим  проданные, но не снятые с учета транспортные средства подлежат налогообложению.

Г.И. Платонова

835.Организация предоставила работникам беспроцентный займ. Удерживается ли НДФЛ с доходов в виде материальной выгоды?

При получении работниками беспроцентного займа в соответствии с п. 2. ст. 212 НК РФ у налогоплательщиков возникает доход в виде материальной выгоды.

Налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ.

В соответствии со ст. 226 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, указанная организация признается налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплачивать в бюджет сумму налога.

Обязанности налогового агента возложены на организацию согласно п. 4. ст. 226 НК РФ, и для их исполнения не требуется получения доверенностей от физических лиц на удержание и перечисление налога в бюджет. Такое же мнение выражено в письме МФ РФ от 31.05.2006 № 03-05-01-04/140.

В случае невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога, налоговый агент обязан с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно в течение одного месяца сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумму задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).

В этом случае исчисление и уплату налога на доходы физических лиц налогоплательщик осуществляет самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 228 НК РФ.

Е.П. Тихоновец

836.Может ли счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» иметь сальдо, если в силу изменений, внесенных Законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ в главу 21 НК РФ, факт оплаты для вычета «входного» НДС не имеет значения?

Действительно, в силу изменений, внесенных Законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ в главу 21, факт оплаты для вычета «входного» НДС не имеет значения. Для вычета «входного» НДС следует руководствоваться ст. 169 и ст. 171 НК РФ. Из содержания указанных статей следует, что для обоснованного вычета «входного» НДС необходимо выполнение трех условий:

- товары (работы, услуги), имущественные права приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС;

- товары (работы, услуги), имущественные права приобретены, то есть приняты к учету;

- получены от поставщика счета-фактуры, которые служат основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм НДС к вычету.

Кроме того, в счетах-фактурах соответствующая сумма НДС должна выделяться отдельной строкой (п. 4 ст. 168 НК РФ).

Таким образом, при выполнении перечисленных условий отраженная сумма НДС на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» сразу списывается на счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Следовательно, сальдо по счету 19 на конец отчетного периода (месяца, квартала) не должно быть.

Однако на практике встречаются случаи, когда счет 19 невозможно закрыть. Рассмотрим некоторые ситуации:

а) поставщик товаров (работ, услуг) выставил покупателю счет-фактуру, например:

- с ошибками;

- с исправлениями, подчистками, помарками;

- или (и) в счет-фактуре заполнены не все реквизиты, предусмотренные п. 5 ст. 169 НК РФ;

- или (и) счет-фактура не подписана руководителем и (или) главным бухгалтером (п. 6 ст. 169 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пп. 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. В соответствии с п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, не регистрируются в книге покупок и книге продаж счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки. Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

Обращаем внимание также на письмо Минфина России от 13.04.2006 № 03-04-09/06, в котором указано, что счета-фактуры, выставленные без указания номеров платежно-расчетных документов поставщиками товаров (работ, услуг), по которым были перечислены авансы, не могут служить основанием для принятия НДС к вычету. Уточненную информацию, внесенную в счета-фактуры, следует отражать как в экземплярах, оставшихся у продавца, так и в экземплярах, выставленных покупателю.

б) стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути, организация отразила проводкой:

Дебет счета 10 «Материалы»   Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Дебет счета 19   Кредит счета 68

Счет-фактура и другие документы предъявлены поставщиком и получены покупателем.

В данном случае вычет НДС не возможен, останется сальдо по счету 19 на конец отчетного периода. Согласно методологии бухгалтерского учета указанные проводки отражаются без оприходования материальных ценностей на склад. Другими словами, не выполнено одно из условий для правомерного вычета НДС.

в) приобретен объект недвижимости, например, в сентябре 2006 года, документы на его государственную регистрацию поданы в октябре 2006 года.

В такой ситуации вычет НДС возможен только в октябре 2006 и по состоянию на 01.10.2006 счет 19 имеет сальдо. Согласно п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и которые фактически эксплуатируются, следует принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств. Следовательно, подача документов на государственную регистрацию права на объект недвижимости при наличии других указанных документов является выполнением одного из вышеперечисленных условий для вычета «входного» НДС.

Организация сможет принять к вычету НДС по другим объектам основных средств при условии отражения имущества на счете 01 «Основные средства», а не в момент формирования фактической стоимости на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

г) для обоснованного вычета «входного» НДС при оплате товаров, работ, услуг векселем третьего лица необходимо руководствоваться п. 2 ст. 172 НК РФ: при использовании налогоплательщиком собственного имущества ( в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком, которые исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством РФ), переданного в счет их оплаты.

В решении ВАС РФ от 04.11.2003 № 10575/03 указано, что под балансовой стоимостью понимаются фактические расходы на приобретение векселя. Следовательно, при получении товара и оформлении его в установленном порядке в одном месяце, например, в августе 2006 года, при оплате товара векселем в другом месяце, например, в сентябре 2006 года, организация НДС к вычету может принять только в сентябре 2006 года.

Л.А. Скибина

837.Каков порядок налогообложения перевыставляемых коммунальных платежей при аренде ?

Актуальным среди хозяйствующих предприятий стал вопрос о порядке возмещения налога на добавленную стоимость по коммунальным услугам (водо-, тепло- и энергоснабжению) при сдаче помещений в аренду.

При заключении договора аренды обязанностью арендодателя является передать имущество, предусмотренное договором, а обязанностью арендатора - принять имущество и своевременно вносить арендную плату за пользование им (ст. 614 ГК РФ).

Арендуемое имущество должно быть передано в том виде, в каком оно пригодно для эксплуатации, а именно: с учетом отопления, водоснабжения, освещения, а при согласии - с предоставлением права пользования телефонной сетью.

По общему правилу гл. 34 ГК РФ эксплуатационные расходы несет арендатор.

Договоры по оказанию коммунальных услуг арендодателем заключены со специализированными организациями, а потребителями этих услуг в данном случае являются арендодатель и арендатор.

Зачастую арендодатель компенсирует расходы по оплате электроэнергии за счет средств арендатора, выставляя ему счета-фактуры на оплату в части потребленной электроэнергии с выделенными суммами НДС.

В письме от 03.03.2006 № 03-04-15/52 Министерство финансов Российской Федерации разъяснило налогоплательщикам, что относить операции по поставке (отпуску) электроэнергии к операциям по реализации товаров для целей налога на добавленную стоимость оснований не имеется, так как арендодатель не является энергоснабжающей организацией и не может оказывать услуги по энергоснабжению (постановление ВАС РФ от 06.04.2000 № 7349/99). В связи с этим данные операции объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не являются, и, соответственно, счета-фактуры по электроэнергии, потребленной арендатором, арендодателем не выставляются.

На основании норм ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, в случае их использования для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). В связи с этим по договорам, согласно которым стоимость коммунальных услуг не включена в арендную плату, арендатор не сможет возместить уплаченный им налог в части потребляемых услуг.

Таким образом, Министерство финансов Российской Федерации поставило точку, определив свою позицию: оказанные коммунальные услуги должны быть включены в арендную плату, поскольку арендодатели не являются продавцами оказываемых услуг.

Ранее практика складывалась по-другому: право на налоговый вычет имело лицо, которое фактически потребляло и фактически оплачивало услуги при наличии счета-фактуры, выписанного на его имя.

Данная проблема не новая, и когда возникали по этому поводу разногласия между хозяйствующими субъектами и налоговыми органами, то аргументы были как в пользу одного, так и в пользу другого.

Налоговый орган аргументировал свою позицию тем, что арендодатель не является организацией, оказывающей специализированные услуги, необходимые при эксплуатации арендуемого помещения, здания или сооружения, поэтому не может выписывать счета-фактуры на потребленные услуги.

Исходя из норм Гражданского права ситуация выглядит следующим образом.

В соответствии с п. 1 ст. 614 ГК РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором.

Стороны также вправе договориться о возмещении стоимости коммунальных услуг сверх стоимости договора аренды.

Необходимо также учитывать, что возложение на арендатора расходов только по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы, поскольку оплата арендатором коммунальных услуг сама по себе не означает возмездности договора аренды (п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66).

Из п. 22 вышеуказанного письма следует, что заключенное арендодателем и арендатором соглашение, устанавливающее порядок участия арендатора в расходах на потребленные коммунальные услуги, не может быть квалифицировано как договор оказания коммунальных услуг.

Такие договоренности являются лишь установлением особого порядка формирования цены договора аренды, в состав которой включаются и коммунальные платежи, потребленные арендатором.

В письме от 19.09.2006 № 03-06-01-04/175 «О налоге на имущество и НДС при аренде» Министерство финансов на примере договора, заключенного между ООО, являющимся арендодателем имущества, и ООО, являющимся арендатором имущества, по условиям которого арендная плата состоит из Основной части арендной платы и Дополнительной части, эквивалентной сумме коммунальных платежей, еще раз подтвердило свою позицию: вся сумма является оплатой арендодателю услуги по предоставлению в аренду нежилых помещений.

Эта позиция основана на нормах Налогового кодекса и согласуется с Гражданском кодексом.

Таким образом, хозяйствующим предприятиям необходимо учитывать подходы финансовых органов к данной проблеме, а также и складывающуюся арбитражную практику. Например, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 11.05.2006 по делу № Ф04-2556/2006 (22219-А27-34) высказал свою позицию: если договором аренды будет предусмотрена самостоятельная оплата коммунальных услуг арендатором, то расходы арендодателя на оплату услуг, потребленных арендатором, будут признаны экономически необоснованными.

По вопросу, связанному с изменяющейся величиной компенсации коммунальных услуг, в силу п. 3 ст. 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором аренды, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Высший Арбитражный Суд РФ в п. 11 Информационного письма от 11.01.2002 № 66 указал, что арендная плата не является в данном случае фиксированной суммой, а определяется ежемесячно расчетным путем по правилам, предусмотренным договором.

Минфин РФ также разъясняет  предприятиям, находящимся на упрощенной системе налогообложения, что уплаченные арендаторами самостоятельно сверх сумм арендной платы коммунальные платежи арендодатель должен учитывать в составе доходов при определении налоговой базы по единому налогу.

Г.И. Платонова

838.Организация оказывает услуги своим работникам по доставке их на работу. Облагается ли данная услуга ЕСН и НДФЛ?

 

При рассмотрении вопроса о налогообложении стоимости оплачиваемых работникам организации услуг по проезду к месту работы и обратно единым социальным налогом следует иметь в виду следующее.

Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также выплат по авторским договорам, признаются объектом налогообложения единым социальным налогом (п. 1 ст. 236 НК РФ).

Однако если указанные выплаты и вознаграждения в текущем отчетном (налоговом) периоде не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, то данные выплаты не являются объектом налогообложения единым социальным налогом у налогоплательщиков-организаций (п. 3 ст. 236 НК РФ). При определении налоговой базы согласно п. 1 ст. 237 НК РФ налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, учитывают любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются выплаты (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ).

Из вышеизложенного следует, что стоимость доставки сотрудника к месту работы и обратно, предоставляемой организацией в соответствии с трудовым договором, подлежит налогообложению единым социальным налогом с учетом п. 3 ст. 236 НК РФ.

Указанная сумма оплаты включается также в объект обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

К доходам в натуральной форме относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (п. 2 ст. 211 НК РФ).

Таким образом, оплата организацией проезда работников к месту работы и обратно в соответствии со ст. 211 НК РФ является доходом работника, полученным в натуральной форме.

В ст. 217 НК РФ, содержащей перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, для таких доходов, как оплата организацией стоимости проезда работников к месту работы и обратно по решению администрации, освобождение от уплаты налога не предусмотрено.

Рекомендуем вести персонифицированный учет сотрудников, пользующихся указанной услугой.

В.Г. Мороз

839.Нашей организации по условиям договора (на поставку товара) поставщиком предъявлен штраф за просрочку платежа за поставленный товар с учетом НДС. Просим разъяснить порядок отражения данной хозяйственной операции в бухгалтерском и налоговом учете.

Начисление штрафных санкций осуществляется исходя из условий договора или по письменному требованию кредитора, либо по решению суда.

В бухгалтерском учете в соответствии п. 12 приказа Минфина России от 06.05.99 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (далее ПБУ 10/99) штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств включаются в состав внереализационных расходов.

Согласно п. 14.2 ПБУ 10/99 они принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом, в том отчетном периоде, в котором вынесено решение суда об их взыскании.

Планом счетов и Инструкцией по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, для отражения штрафных санкций предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счетами расчетов или денежных средств. Сумму штрафных санкций следует отразить следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счета 91.2 «Прочие расходы»   Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - отражены штрафные санкции за нарушение договорных обязательств;

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»   Кредит счета 50, 51 «Расчетные счета» - оплачены штрафные санкции за нарушение договорных обязательств.

В целях исчисления налога на прибыль сумма штрафа, подлежащая уплате, в соответствии подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ учитывается в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией.

Датой признания расходов в виде штрафных санкций у налогоплательщиков, определяющих доходы и расходы:

- методом начисления, является дата признания штрафа организацией, это определено подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ;

- кассовым методом, является дата после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Кроме того, следует помнить, что в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены. То есть для признания штрафных санкций в составе расходов необходим документ, подтверждающий факт нарушения договорных обязательств должником (например, претензия).

В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) поставщиком выставляются покупателю соответствующие счета-фактуры, Но в случае начисления неустойки никакой отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг не происходит, следовательно, поставщик на сумму штрафных санкций счет-фактуру не выписывает.

Обращаем ваше внимание, что сумма НДС, исчисленная с суммы неустойки, не может быть принята к вычету, так как возможность принять вычет по таким основаниям не предусмотрена ст. 171 НК РФ.

В соответствии п. 2 ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы налога, предъявленные организации по товарам, работам, услугам, имущественным правам, приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, и по товарам, приобретаемым для перепродажи. То есть у организации нет оснований для вычета налога по штрафным санкциям. Поэтому общую сумму санкций вместе с налогом в бухгалтерском учете следует отнести на внереализационные расходы на дату письма о согласии уплатить санкции по договору.

В целях налогообложения прибыли суммы по претензии следует учесть без НДС, так как все случаи, когда НДС можно учесть в расходах, перечислены в ст. 170 НК РФ, и штрафные санкции там не обозначены.

Предположим, что вашей организации была предъявлена претензия, по которой было дано согласие уплатить неустойку в сумме 40000 руб., в том числе НДС 6102 руб., в соответствии условиями договора. Эту хозяйственную операцию следует отразить бухгалтерскими записями:

Дебет счета 91.2 «Прочие расходы»   Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 40000 руб. - учтены штрафные санкции за просрочку платежа;

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»   Кредит счета 51 «Расчетные счета» - 40000 руб. - оплачена сумма штрафных санкций.

В целях налогообложения прибыли вы сможете учесть только 33898 руб. (40000 руб. – 6102 руб.). Так НДС в сумме 6102 руб. в соответствии ст. 170 НК РФ в составе расходов учесть нельзя.

Н.Б. Лопатина

840.Наша фирма арендует здание по договору аренды сроком на 5 лет. После окончания срока аренды здание возвращается владельцу. У арендатора, то есть нашей фирмы, возникла необходимость сооружения пристройки – тамбура с отдельным дополнительным входом в здание. Разрешение арендодателя на эти работы как на неотделимые улучшения получено и оформлено дополнительным соглашением. Затраты по строительству тамбура арендодатель не возмещает. Как в этом случае следует начислить и учесть в бухгалтерском учете суммы НДС?

По сути, ваша фирма осуществляет выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. При определении объекта налогообложения НДС следует обратиться к НК РФ. Подпункт 3 п. 1 ст. 146 НК РФ определил, что объектом налогообложения признаются операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Налоговая база в данном случае определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из фактических расходов налогоплательщика на их выполнение (п. 2 ст. 159 НК РФ). Согласно ст. 167 НК РФ налоговая база при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется за каждый налоговый период. Моментом начисления является последний день месяца каждого налогового периода. Первичным документом для исчисления НДС является счет-фактура, выписанная налогоплательщиком самостоятельно. В бухгалтерском учете запись формируется проводкой Дебет счета 19 «НДС»   Кредит счета 68 «НДС».

Сумму НДС, исчисленную налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, можно предъявить к вычету из бюджета. Условия права на вычеты также определены Налоговым кодексом РФ:

- СМР для собственного потребления, связанные с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ, и стоимость имущества подлежит включению в расходы через амортизационные отчисления при исчислении налога на прибыль организаций (ст. 171 НК РФ);

- сумма НДС, начисленного в бюджет по СМР для собственного потребления, должна быть уплачена в бюджет (ст. 172 НК РФ).

При соблюдении данных условий в регистрах бухгалтерского учета составляется проводка Дебет счета 68   Кредит счета 19.

По окончании СМР объект учитывается в составе основных средств и амортизируется в соответствии с порядком, предусмотренным Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н.

После окончания срока действия договора аренды здание подлежит возврату вместе с неотделимыми улучшениями (ст. 623 ГК РФ). При этом передача права собственности на результаты выполненных работ признается в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг).

Моментом определения налоговой базы при безвозмездной передаче результатов выполненных работ является день передачи указанных результатов (ст. 167 НК РФ).

Стоимость результатов выполненных работ определяется согласно ст. 40 НК РФ по цене, согласованной сторонами сделки. НДС, начисленный со стоимости передаваемых улучшений, отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
Рейтинг аудиторских компаний - 90
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты || Специалисты ]