«Аудит-Центр»

Новости

История

Услуги

Контакты

Конференция

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #841-850

 

Н.Н. Клюкина

841.Какими первичными документами следует подтверждать факты приобретения материально-производственных запасов для заявления вычета НДС из бюджета?

Налоговые вычеты НДС производятся налогоплательщиком при наличии их документального подтверждения, а именно: счета-фактуры и первичных документов, подтверждающих факт приобретения и принятия на учет этих товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ) первичными документами являются оправдательные документы, подтверждающие хозяйственную деятельность организации, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичных учетных документов, а документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, исчерпывающий перечень которых установлен п. 2 ст. 9 Закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

Порядок оформления операций по учету материалов определен подразделом I «Оформление операций по поступлению материалов» раздела 2 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические рекомендации по учету МПЗ), согласно которому на материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные документы (платежные требования, платежные требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и.т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.).

Таким образом, для обоснованного отражения в учете операций по приобретению материалов необходимо иметь следующие документы:

1. Документ, подтверждающий факт отгрузки продукции отправителем в рамках исполнения обязательств поставщика по поставке материалов, - типовой бланк товарной накладной (унифицированная форма № ТОРГ-12, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132).

Первичным документом, удостоверяющим переход права собственности на товар от продавца к покупателю, является товарная накладная формы № ТОРГ-12, которая составляется отправителем в двух экземплярах. Один экземпляр накладной остается у организации, сдающей товарно-материальные ценности; второй передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей, подтверждающим приобретение товара.

2. При доставке материальных ценностей автомобильным транспортом - товарно-транспортную накладную по форме 1-Т, утвержденную постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

Товарно-транспортная накладная по форме 1-Т предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом.

3. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, работ в капитальном строительстве» утверждены типовые формы по учету материалов: форма № М-4 «Приходный ордер», форма № М-7 «Акт о приемке материалов», форма М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону».

Согласно Методическим рекомендациям по учету МПЗ акт о приемке материалов по форме № М-7 заполняется, если при приемке материалов выявится их несоответствие ассортименту, количеству или качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (царапины, бой, протечка жидких материалов и т.д.).

Для учета отпуска материальных ценностей сторонним организациям на основании договоров применяется форма М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону». При заполнении накладной по строке «Грузоотправитель» должны быть указаны реквизиты организации-отправителя, по строке «Поставщик» - реквизиты поставщика, с которым у организации заключен договор купли-продажи, по строке «Основание» - реквизиты договора купли-продажи, в рамках которого производится отгрузка, по строке «Транспортная накладная» - реквизиты железнодорожной накладной.

Обращаем внимание, что все первичные документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства, то есть должны быть заполнены все обязательные реквизиты, которые требует ст. 9 Закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

Таким образом, основанием для вычета НДС из бюджета являются правильно оформленные унифицированные формы первичных документов, которые и будут подтверждать приобретение материально-производственных запасов.

842.Счета-фактуры за руководителя и главного бухгалтера подписывают уполномоченные лица. Какие фамилии указывать в счетах-фактурах - руководителя и главного бухгалтера или уполномоченных лиц? Как правильно оформить подписи уполномоченных лиц?

Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ счета-фактуры подписываются руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

А в соответствии с Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914, подписи руководителя и главного бухгалтера организации на счетах-фактурах должны быть расшифрованы.

Таким образом, если «иные» лица уполномочены подписывать счета-фактуры соответствующим распорядительным документом (приказам, распоряжением), то при подписании ими счета-фактуры следует указывать должности, фамилии и инициалы уполномоченных лиц.

Изложенная позиция основана на письмах ФНС России от 20.05.2005 № 03-1-03/838/8, МФ РФ от 26.07. 2006 № 03-04-11/127.

Т.А. Панченко

843.Наша организация приобретает талоны на ГСМ. Каков порядок их учета?

В вашем вопросе отсутствует информация о разновидности приобретаемых талонов, поэтому рассмотрим различные варианты.

При отражении затрат на приобретение талонов на ГСМ необходимо учитывать вид талонов (литровые - на них указан вид топлива и литраж или рублевые - указана сумма, на которую можно произвести заправку) и момент перехода права собственности на ГСМ.

Литровые талоны

Переход права собственности на ГСМ в момент оплаты талонов

В этом случае в момент оплаты покупателю выдается полный комплект документов: талоны, акт приема-передачи талонов, накладная на отпуск топлива и счет-фактура.

Данная ситуация в бухгалтерских регистрах отражается записями:

Дебет счета 60   Кредит счета 51 - перечислена оплата за талоны на получение ГСМ;

Дебет счета 10.3, субсчет «ГСМ в талонах»   Кредит счета 60 - оприходован приобретенный ГСМ;

Дебет счета 19   Кредит счета 60 - отражена сумма НДС, уплаченная поставщику;

Дебет счета 68   Кредит счета 19 - принята к вычету сумма НДС;

Дебет счета 10.3, субсчет «ГСМ в баках автомобилей»   Кредит счета 10.3, субсчет «ГСМ в талонах» - по талонам получен ГСМ на АЗС.

Переход права собственности на ГСМ в момент отгрузки ГСМ

С момента оплаты талонов и до момента заправки автомобилей учет талонов ведется на забалансовом счете 006 в штуках по цене, которая определяется исходя из количества литров, указанного на приобретенных талонах, то есть по стоимости приобретения:

Дебет счета 60   Кредит счета 51 - перечислен аванс;

Дебет счета 006 - оприходованы талоны на ГСМ;

Кредит счета 006 - талоны выданы под отчет водителю организации.

По окончании месяца на объем фактически отгруженного ГСМ выдаются накладная (или отчет поставщика об отгрузке) и счет-фактура на ГСМ, при заправке топлива по талонам - чек ККМ.

Дебет счета 10.3   Кредит счета 60 - оприходован фактически полученный ГСМ;

Дебет счета 19   Кредит счета 60 - отражен НДС, уплаченный поставщику;

Дебет счета 68   Кредит счета 19 - принята к вычету сумма НДС.

Рублевые талоны

 

Если договором определен переход права собственности в момент оплаты, то записи в регистрах бухгалтерского учета аналогичны вышеприведенным записям по учету литровых талонов.

Переход права собственности на ГСМ в момент отгрузки ГСМ

Такие талоны являются денежными документами. Переход права собственности на ГСМ в момент оплаты талонов

Дебет счета 60   Кредит счета 51 - произведена оплата за ГСМ;

Дебет счета 50.3   Кредит счета 60 - оприходованы талоны на ГСМ по стоимости с НДС на основании акта приемки-передачи талонов;

Дебет счета 71   Кредит счета 50.3 - талоны выданы под отчет водителям.

По окончании месяца поставщик представляет накладную (или отчет поставщика, распечатку действующих цен), счет-фактуру.

Дебет счета 10.3   Кредит счета 71 - оприходован ГСМ, залитый в баки автомобилей, на основании представленных подотчетными лицами чеков ККМ;

Дебет счета 19   Кредит счета 71 - выделен НДС по топливу, залитому в баки автомобилей;

Дебет счета 68   Кредит счета 19 - принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком.

Количественный учет талонов целесообразно вести в книге учета талонов на ГСМ по видам топлива (с отражением реквизитов: наименования поставщика, количества, номинала и даты поступления и выбытия талонов на каждую из отчетных дат).

Учет выданных водителям талонов на ГСМ рекомендуем вести в ведомости выдачи талонов, где фиксируется дата, фамилия, имя, отчество лица, получившего талоны, их количество и номинал, дата и номер путевого листа.

Н.А. Панкратова

844.Нами приобретены лодка и отдельно мотор. Следует ли первоначальную стоимость лодки увеличивать на стоимость мотора или стоимость мотора учитывать отдельно? Разъясните порядок регистрации плавсредств и начисления транспортного налога по моторным лодкам.

К маломерным судам относятся моторные лодки - моторные суда с подвесным мотором (моторами), независимо от мощности.

Согласно п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В силу п. 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. В первоначальную стоимость объектов основных средств, приобретенных за плату, включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

На основании п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации.

Таким образом, использование оборудования является непременным условием для принятия как к налоговому, так и к бухгалтерскому учету в качестве основного средства.

Поскольку моторная лодка не может функционировать отдельно без мотора, моторную лодку и мотор к ней следует учитывать как единый инвентарный объект.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются, в частности, моторные лодки, гидроциклы и другие водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом согласно подп. 1 п. 2 ст. 358 НК РФ весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с. не относятся к объектам обложения транспортным налогом.

Водные средства подлежат регистрации в территориальных органах Государственной инспекции по маломерным судам.

В соответствии с Законом Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 установлена налоговая ставка по моторным лодкам с мощностью до 100 л.с. в размере 8 руб.

Если указанные плавсредства не зарегистрированы в указанных органах, то они не подлежат эксплуатации и не подлежат обложению транспортным налогом, независимо от порядка их учета в бухгалтерском учете.

Обращаем ваше внимание на применение административной ответственности за нарушение порядка регистрации транспортных средств. Так, в соответствии со ст. 12.1 КоАП управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственный технический осмотр, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 1/2 МРОТ.

Е.В. Пименова

845.Налоговой инспекцией в адрес нашего предприятия было направлено уточненное требование об уплате налога и пени. В связи с неисполнением в добровольном порядке уточненного требования инспекцией было вынесено решение о взыскании налога, пени за счет денежных средств налогоплательщика. Кроме того, налоговым органом было вынесено решение о приостановлении операций по счетам организации в банке и выставлены инкассовые поручения о взыскании налогов и пени. Предприятием было обжаловано в судебном порядке уточненное требование налогового органа и решение о бесспорном взыскании налогов и пени. В сентябре этого года Арбитражный суд Хабаровского края вынес решение о признании недействительным уточненного требования и решения о бесспорном взыскании налогов и пени. Несмотря на это, инспекция не отозвала из банка инкассовые поручения и решение о приостановлении операций по счетам. Правомерны ли действия налогового органа?

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения арбитражных судов по делам об оспаривании ненормативных актов налоговых органов подлежат немедленному исполнению.

Как усматривается из вашего запроса, решение Арбитражного суда Хабаровского края инспекцией не исполняется.

Бездействие налогового органа является незаконным в силу следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения). Следовательно, признание недействительным решения о бесспорном взыскании налогов и пени влечет безусловную недействительность инкассовых поручений в силу их производного характера от вышеуказанного решения.

Пунктом 8 ст. 46 НК РФ предусмотрено, что налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены ст. 76 НК РФ, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента)-организации в банках.

В соответствии с положениями пп. 1, 2 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Приостановление применяется в качестве одной из мер, обеспечивающих исполнение решения о взыскании налога и сбора, по решению руководителя (заместителя) налогового органа, направившего требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и пени. Решение о приостановлении операций по счетам принимается только одновременно с вынесением решения о взыскании налога и пени.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что приостановление операций по счетам в банках применяется только как обеспечительная мера, призванная содействовать исполнению решения о взыскании налогов и пени, и, следовательно, признание недействительным решения влечет безусловную недействительность, в том числе обеспечительных мер, направленных на его исполнение.

Неисполнение налоговым органом решения суда и непринятие мер по отзыву из банков решения о приостановлении операций по счету, а также инкассовых поручений ведет к незаконному воспрепятствованию предпринимательской деятельности организации, влечет возникновение убытков, неисполнение договорных обязательств, невыплату заработной платы сотрудникам и соответственно, полную приостановку деятельности предприятия.

Во избежание неблагоприятных последствий рекомендуем обжаловать незаконное бездействие должностных лиц налогового органа в порядке ст. 138 НК РФ в вышестоящий налоговый орган (должностному лицу) или в суд.

846.Нашу организацию проверила налоговая инспекция по вопросам правильности исчисления и полноты перечисления налога на прибыль и налога на имущество за 2003, 2004 годы. По результатам выездной проверки были доначислены проверяемые налоги, так как сделки лизинга были признаны притворными сделками и переквалифицированы в сделки купли-продажи и поручения. Во исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности налоговым органом были вынесены требования об уплате налогов и пени. Все требования не содержат конкретно обозначенного срока их исполнения. Во всех требованиях содержится две даты исполнения: 20 ноября 2006 г. и до 20 ноября 2006 г. Требования вручены руководителю нашей организации для исполнения. Правомерны ли действия налогового органа?

По нашему мнению, требования об уплате налога на прибыль, налога на имущество, а также соответствующих пени выставлены без соблюдения норм ст. 45 НК РФ.

В соответствии со ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами.

Из содержания п. 1 ст. 11 НК РФ следует, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации не дает иного, отличного от принятого в гражданском законодательстве, понятия сделок.

В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Следовательно, сделка представляет собой единство четырех элементов: субъектов - лиц, участвующих в сделке; субъективной стороны - единства воли и волеизъявления этих лиц; формы - облечение воли субъектов в требуемую законом форму; содержания - совокупности и соответствия законодательству составляющих сделку условий.

 Считаем, что изменение любого из элементов сделки является изменением ее квалификации.

Как усматривается из содержания вопроса, основанием для доначисления налогов, а такжесоответствующих пени послужил вывод налогового органа о притворности сделок лизинга и последующая переквалификация их в сделки купли-продажи и поручения.

По нашему мнению, инспекция изменила квалификацию содержания сделок, поскольку изменила содержание субъективной стороны сделок, так как притворная сделка прикрывает иную волю участников сделки.

Следовательно, в соответствии со ст. 45 НК РФ, п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 в случае, когда доначисление налога обусловлено изменением налоговым органом юридической квалификации совершенных налогоплательщиком сделок, взыскание с организации-налогоплательщика начисленных сумм может быть произведено только в судебном порядке.

В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 29.03.2005 № 13592/04, момент направления требования об уплате налога является составной частью процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации, именно им начинается этап принудительного исполнения этой обязанности.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что инспекцией не был соблюден порядок взыскания налогов и пеней, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, и, следовательно, требования об уплате налогов и пени вынесены с нарушением норм налогового законодательства.

Кроме того, все требования не содержат конкретно обозначенного срока их исполнения. Во всех требованиях содержится две даты исполнения: 20 ноября 2006 г. и до 20 ноября 2006 г., что не позволяет налогоплательщику с достоверностью установить, когда истекают сроки, предусмотренные ст. 46, 48 НК РФ.

Неуказание конкретно обозначенного срока исполнения требования лишает налогоплательщика возможности добросовестно исполнить властно-обязывающее предписание налогового органа.

Статьей 31 НК РФ закреплены обязанности налоговых органов, в том числе обязанность соблюдать законодательство о налогах и сборах.

Императивной нормой ст. 69 НК РФ установлена обязанность налогового органа по оформлению требования об уплате налога и пени и предусмотрены обязательные реквизиты, указываемые в нем.

Несоблюдение налоговым органом ст. 69 НК РФ свидетельствует о том, что требования об уплате налогов и пени, оформленные с подобными нарушениями, не могут служить извещением налогоплательщика о неуплаченных суммах налога и пени и об обязанности их уплатить, поскольку не информируют его с достоверностью о том, в какой срок необходимо исполнить обязанность по их уплате.

А.П. Погудина

847.Индивидуальный предприниматель, осуществляющий торговую деятельность, применяющий УСН, произвел расходы на приобретение основных средств, приобрел мобильный телефон, необходимый для ведения деятельности. Может ли он учесть расходы в целях исчисления единого налога, а также ежемесячные платежи за услуги мобильной связи как расходы на оплату услуг связи?

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы могут учитывать расходы на приобретение основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

В состав основных средств включаются объекты, признаваемые амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ (п. 4 ст. 346.16 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности и используемое им для извлечения дохода, стоимость которого погашается путем начисления амортизации. При этом срок полезного использования такого имущества должен превышать 12 месяцев, а его первоначальная стоимость - 10000 руб.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ могут уменьшать полученные доходы на сумму расходов по оплате услуг связи.

Таким образом, если приобретенные мобильные телефоны используются для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, то расходы на их приобретение и на оплату услуг связи Вы можете учесть при определении налоговой базы.

848.Как правильно осуществить плату за загрязнение окружающей среды, если обособленное подразделение находится вне территориального округа головной организации?

В настоящее время вопросы определения платы за негативное воздействие на окружающую среду регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 401).

В соответствии с приказом Федеральной служба по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждены форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок ее заполнения.

Расчет представляется плательщиками в Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия.

По каждому субъекту Российской Федерации представляется отдельный расчет. Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Таким образом, организация должна представлять расчеты и производить оплату за негативное воздействие на окружающую среду по месту нахождения обособленного подразделения.

849.Объясните, как правильно учитывать основные средства у лизингополучателя, если по условию договора финансовой аренды (лизинга) они учитываются на его балансе.

В соответствии с п. 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются на учет по первоначальной стоимости, которая в данном случае будет равна общей сумме задолженности перед лизингодателем по договору лизинга (без учета НДС).

Предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя на счете 01 «Основные средства» в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета и приказом Минфина РФ от 17.02.1997 № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга».

Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то стоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателю, отражается по дебету счета 08 «Капитальные вложения», субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств по договору лизинга» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства».

Затраты, связанные с получением лизингового имущества, и стоимость поступившего лизингового имущества списываются со счета 08 «Капитальные вложения», в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства», субсчет «Арендованное имущество».

Если сумма договора лизинга выражена в иностранной валюте (евро), то при принятии предмета лизинга к учету следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденным приказом Минфина России от 10.01.2000 № 2н.

Согласно пп. 4, 5, 9, 10 ПБУ 3/2000, п. 16 ПБУ 6/01 стоимость предмета лизинга принимается к учету в сумме, пересчитанной в рубли по курсу, установленному ЦБ РФ на дату принятия предмета лизинга к учету (отражения его стоимости на счете 08), и в дальнейшем не пересчитывается.

В целях бухгалтерского учета стоимость основных средств, в том числе полученных по договору лизинга, погашается посредством начисления амортизации.

Амортизационные отчисления по лизинговому имуществу признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99) и отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (в данном случае - счета 20 «Основное производство») в корреспонденции со счетом 02 «Амортизация основных средств», субсчет «Амортизация имущества, полученного в лизинг».

Пунктом 19 ПБУ 6/01 определено, что согласно законодательству Российской Федерации по движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, может применяться коэффициент в соответствии с условиями договора финансовой аренды не выше 3 при начислении амортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка.

При этом для целей бухгалтерского учета срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету (п. 20 ПБУ 6/01).

Амортизируемое имущество в налоговом учете включается в амортизационную группу в соответствии со сроком его полезного использования, которым признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ (п. 1 ст. 258 НК РФ).

В налоговом учете для амортизируемых линейным способом основных средств, которые являются предметом договора лизинга, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3 (п. 7 ст. 259 НК РФ).

В целях налогообложения прибыли арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. При этом в случае, если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, арендные (лизинговые) платежи признаются расходом за вычетом сумм начисленной в соответствии со ст. 259 НК РФ по этому имуществу амортизации (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Согласно абз. 2 п. 9 приказа Минфина РФ от 17.02.1997 № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» в случае, если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, начисление причитающихся лизингодателю лизинговых платежей отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства», в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность по лизинговым платежам».

Возникающие разницы в суммах расходов, признанных в налоговом и бухгалтерском учете, нужно отразить как временные разницы (п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного приказом МФ РФ от 19.11.2002 № 114н).

Г.И. Платонова

850.Организация выплатила работнику компенсацию за неиспользованный отпуск. Облагается ли данная выплата ЕСН?

Расходами на оплату труда признаются любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрения, а также расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами или коллективными договорами (ст. 255 НК РФ).

К расходам на оплату труда относятся денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с п. 8 ст. 255 НК РФ и трудовым законодательством РФ.

В соответствии со статьей 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

Замена отпуска денежной компенсацией беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работникам с вредными и опасными условиями труда, не допускается.

Таким образом, денежная компенсация за весь основной отпуск трудовым законодательством не предусмотрена. Денежная компенсация за часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, включается в состав расходов на оплату труда и уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организации.

Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Пунктом 3 ст. 236 НК РФ установлено, что данные выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения у организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организации в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Однако следует иметь в виду, что в подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ приведен перечень компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, которые не подлежат налогообложению ЕСН (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).

Компенсация за неиспользованный отпуск только при увольнении работника не подлежит обложению ЕСН (абз. 6 пп. 1 ст. 238 НК РФ).

Следовательно, денежная компенсация за неиспользованный отпуск в части, превышающей 28 календарных дней, не связанная с увольнением работника и включаемая в состав расходов на оплату труда при определении налоговой базы по налогу на прибыль, согласно п. 8 ст. 255 НК РФ подлежит налогообложению ЕСН в общеустановленном порядке.

 

 

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
Рейтинг аудиторских компаний - 90
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты || Специалисты ]