«Аудит-Центр»

Новости

История

Услуги

Контакты

Конференция

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #851-860

 

Т.В. Тюленева

851.ЖСК свободные денежные средства, полученные от пайщиков в виде целевых поступлений, размещает на депозитных счетах в банках под проценты. Учитываются ли в целях исчисления налога на прибыль проценты, начисленные ЖСК по вкладу на депозитных счетах?

Целевые поступления, не учитываемые при определении налоговой базы, обозначены в п. 2 ст. 251 НК РФ. Это взносы, поступившие на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций безвозмездно от других организаций и физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Приведенный в п. 2 ст. 251 НК РФ перечень целевых поступлений является исчерпывающим.

Налогоплательщики-получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов, полученных в рамках целевых поступлений.

Из вышеизложенного следует, что целевые поступления, используемые по целевому назначению - на содержание и ведение уставной деятельности, не учитываются при определении налоговой базы.

Размещение ЖСК на депозитных счетах в учреждениях банков денежных средств, полученных в рамках целевых поступлений от пайщиков, следует рассматривать как использование средств не по целевому назначению.

В соответствии с п. 6 ст. 250 Кодекса доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, признаются внереализационными доходами.

Таким образом, доходы, полученные ЖСК в виде процентов, начисленных по банковскому вкладу, являются внереализационными доходами и, соответственно, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном НК РФ.

Н.Н. Клюкина

852.Объясните порядок налоговых вычетов суммы НДС при реорганизации предприятия в форме выделения.

Порядок реорганизации организации регулируется ст. 57 ГК РФ. Реорганизация происходит в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

В результате выделения юридическое лицо не прекращает деятельности, а к вновь созданным одному или нескольким юридическим лицам переходит часть его прав и обязанностей (п. 4 ст. 58 ГК РФ).

Таким образом, организация, из которой выделяется другая организация, продолжает функционировать в прежнем режиме, за исключением того, что у нее уменьшается объем имущества и обязательств.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица изложено в ст. 50 НК РФ.

В соответствии с п. 8 ст. 50 НК РФ при выделении из состава юридического лица новых юридических лиц правопреемства в части исполнения обязанностей по уплате налогов не возникает.

Согласно подп. 1, 7 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения НДС передача имущества правопреемнику при реорганизации юридических лиц, а также передача имущественных прав.

Особенностям обложения НДС при реорганизации посвящена ст. 162.1 НК РФ.

Так, согласно п. 8 ст.162.1 НК РФ при передаче правопреемнику товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе основных средств и нематериальных активов, при приобретении (ввозе) которых суммы налога на добавленную стоимость были приняты реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, соответствующие суммы налога восстановлению и уплате в бюджет реорганизованной (реорганизуемой) организации не подлежат.

Если в результате реорганизации в форме выделения выделившейся организации перешло право требования по обязательствам за отгруженные ранее товары (работы, услуги) или имущественные права, а реорганизуемая организация ранее начислила НДС в связи с получением авансовых или иных платежей в счет этих обязательств, то такая организация эти суммы налога принимает к вычету в момент перевода долга на правопреемника (на дату государственной регистрации выделяемой организации). При этом на эти суммы увеличивается налоговая база выделяемой организации (пп. 1, 2 ст. 162.1 НК РФ).

Суммы НДС, которые реорганизуемой организацией не были предъявлены к вычету и переданы вновь созданной компании, предъявляются правопреемником к вычету на основании счетов-фактур или их копий, выставленных реорганизуемой организации или правопреемнику, а также документов об оплате или их копий (п. 5 ст. 162.1 НК РФ). Таким образом, счет-фактура может быть выписан и на правопреемника. Однако в п. 7 ст. 162.1 НК РФ указано на обязательность наличия в счете-фактуре реквизитов реорганизуемой организации.

В случае, если реорганизуемая организация выполняла строительно-монтажные работы для собственного потребления, приобретала в этих целях товары (работы, услуги), по которым ей были предъявлены соответствующие суммы НДС к зачету, но до момента реорганизации не предъявила суммы НДС к вычету, такое право переходит к правопреемнику реорганизуемой организации (п. 6 ст. 171 НК РФ).

Суммы НДС, исчисленные реорганизуемой организацией при выполнении СМР для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых НДС, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль, но не принятые ею к вычету до реорганизации, подлежат вычету правопреемником, однако не ранее момента уплаты им в бюджет суммы налога, исчисленного реорганизуемой организацией с объема выполненных СМР (п. 5 ст. 172 НК РФ).

Если все строительные работы по объекту были завершены до 1 января 2006 г., при начислении НДС нужно учесть «переходные» положения, изложенные в ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон от 22.07.2005 № 119-ФЗ). На СМР, выполненные хозяйственным способом до 1 января 2005 г., НДС следует начислить после принятия на учет завершенного строительством основного средства, даже если строительство продолжалось после 1 января 2006 г. (п. 4 ст. 3 Закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ). По СМР, выполненным в 2005 году, налоговая база по НДС определяется по состоянию на 31.12.2005 (п. 6 ст. 3 Закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ). Таким образом, если работы по строительству начаты хозяйственным способом до начала 2005 года и продолжены в 2005 году, НДС по работам, выполненным до 1 января 2005 г. и после этой даты, будет начисляться в разные сроки.

Если СМР, передаваемые правопреемнику, были выполнены подрядным способом, право на вычет НДС, уплаченного подрядчику (а также НДС по использованным в строительстве материалам), переходит к новым организациям. Главное, чтобы данные суммы налога не были уже приняты к вычету реорганизуемой компанией до завершения реорганизации. Если работы по объекту велись как в 2005 году, так и в 2006 году, правопреемникам необходимо учесть положения ст. 3 Закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ. Так, в п. 1 ст. 3 Закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ указано, что НДС по работам, выполненным до 1 января 2005 г., следует принимать к вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства. В отношении работ, выполненных в течение 2005 года, действует иной порядок - предъявленный подрядчиками НДС подлежит вычету в 2006 году равными долями по налоговым периодам. Однако в отношении НДС по материальным ценностям, которые использовались при выполнении СМР подрядным способом до 1 января 2006 г., в Законе от 22.07.2005 № 119-ФЗ отсутствуют какие-либо указания по «переходным» положениям. Для исключения неопределенности данный порядок должен быть закреплен в учетной политике. Налогоплательщик вправе выбрать: принимать все вычеты в рамках редакции п. 5 ст. 172 НК РФ, действовавшей до 31 декабря 2005 г. (при постановке на учет завершенного строительством объекта), либо определить иной порядок, например, разбить на две части и учитывать в порядке, аналогичном положениям ст. 3 Закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ для СМР, выполненных подрядным способом.

Таким образом, при реорганизации предприятия в форме выделения суммы НДС предъявляются к вычету в соответствии с положениями ст. 162.1 НК РФ, п. 5 ст. 172 НК РФ.

Н.Б. Лопатина

853.Наша компания заключила с банком кредитное соглашение об открытии невозобновляемой кредитной линии. Договором предусмотрена плата за невыбранные суммы лимита. Можем ли мы принять данные расходы в уменьшение налога на прибыль? Как квалифицировать данные расходы: как прочие или как внереализационные?

Кредитная линия - это юридически оформленное обязательство банка перед заемщиком предоставлять ему в течение определенного периода кредиты в пределах согласованного лимита.

Обычно при открытии невозобновляемой кредитной линии с установленным лимитом, кроме процентов за пользование заемными средствами, банк предусматривает и плату за невыбранные суммы лимита в процентном исчислении.

В данном случае зарезервированная сумма средств по кредитной линии приравнивается к фактически выданному кредиту.

Кроме этого, банк может устанавливать плату за открытие кредитной линии, за резервирование ресурсов (в случае использования суммы кредита позже установленных в договоре дат выдачи), за проведение операций по ссудному счету и т.п. Ограничений в отношении перечня видов услуг для целей налогообложения не предусмотрено.

Одним из важнейших условий признания расходов по услугам банка является то, что исчисление платы производится за фактическое время пользования заемными средствами и расчет производится по установленной банком ставке в процентах.

Порядок признания расходов по услугам банка регламентируется ст. 264 и 265 НК РФ. Если расходы связаны с производством и реализацией, то они относятся к прочим расходам. В остальных случаях – это внереализационные расходы.

Плата за невыбранные суммы лимита признается экономически обоснованной и принимается в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Однако необходимо помнить, что услуги, определенные кредитным договором в процентах, включаются в состав расходов в порядке, установленном ст. 269 НК РФ.

Если действие кредита распространяется на срок более одного отчетного периода, то для исчисления прибыли расход признается осуществленным на конец отчетного периода, то есть по состоянию на 31 декабря.

854.Торговая организация осуществляет деятельность по оптовой и розничной торговле товарами. НДС принимается к вычету в период оприходования товара на склад. Когда необходимо отражать сумму восстановленного НДС по товарам, проданным в розницу: в момент покупки этих товаров, тем самым уточняя декларацию за предыдущие периоды, или в момент реализации товара в режиме розничной торговли?

Согласно ст. 170 НК РФ НДС, предъявленный продавцами при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления как облагаемых, так и освобождаемых от налогообложения операций, при раздельном учете облагаемого вида деятельности предъявляют к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ, а необлагаемой деятельности - включают в стоимость ТМС.

При осуществлении операций, подлежащих налогообложению и подпадающих под уплату ЕНВД, обязательным условием является организация раздельного учета.

Если, покупая товары, организация не знает, каким образом будут проданы товары: оптом или в розницу, то, естественно, к вычету принимается вся сумма НДС, полученная от продавца. В дальнейшем при осуществлении операции по продаже части товара в розницу необходимо восстановить сумму НДС, ранее предъявленного к вычету по этому товару. Восстановление НДС производится в периоде, когда произошла реализация приобретенного товара в режиме розничной торговли.

В бухгалтерском учете сумма НДС, подлежащая восстановлению, отражается проводкой Дебет счета 19  Кредит счета 68 и одновременно Дебет счета 44  Кредит счета 19. Основанием для записи в регистрах бухгалтерского учета является бухгалтерская справка.

Для целей налогообложения прибыли восстановленная сумма НДС учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Л.А. Скибина

855.Организацией приобретена квартира для сотрудника. Переход права собственности предусмотрен после окончательной оплаты (оплата в рассрочку). Квартира числится на 41 счете, на 62 - авансы. Квартира находится в фактическом пользовании. Какие риски возможны по налогу на прибыль, когда авансы отражать в выручке? Организацией представлены на обозрение документы.

Квартира является объектом недвижимого имущества (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество, его возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции.

При заключении договора купли-продажи квартиры необходимо учитывать особенности, предусмотренные Гражданским кодексом: регистрации подлежат и переход права собственности на квартиру, и сам договор купли-продажи (часть 2 ст. 558 ГК РФ).

Договор купли-продажи не прошел государственную регистрацию и считается незаключенным.

В соответствии со ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. В ст. 433 ГК РФ указано, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

При заключении договора купли-продажи недвижимости момент заключения договора не совпадает с моментом перехода права собственности на нее. До момента регистрации перехода права собственности покупатель, даже получив объект договора во владение и (или) пользование, не вправе им распоряжаться в отношениях с третьими лицами (продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог и т.п.). Одновременно продавец теряет право распоряжаться этой вещью любым способом.

Пунктом 2 ст. 223 ГК РФ определено: в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Необходимость государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи недвижимого имущества установлена п. 1 ст. 551 ГК РФ.

Датой перехода права собственности является дата внесения записи в Единый государственный реестр.

Дополнительное соглашение, подписанное в дополнение к договору № 1 купли-продажи, также является незаключенным, поскольку незаключенным является договор купли-продажи.

Следовательно, поступающие от работника ежемесячные платежи нельзя расценивать как авансы, так как отсутствуют правовые основания относить эти платежи к договору купли-продажи.

В гражданском праве существует вид договора: договор найма-продажи. Этот договор является разновидностью договора купли-продажи.

Согласно ст. 501 ГК РФ сторонам предоставлено право заключения договора найма-продажи, по которому до перехода права собственности на товар к покупателю покупатель является арендатором переданного ему товара.

Оценить представленный договор купли-продажи квартиры с рассрочкой платежа от 31.01.2005 как договор найма-продажи как заключенный также нельзя, так как договор в обязательном порядке должен пройти государственную регистрацию согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ.

В связи с изложенным контролирующие органы могут оценить поступающие платежи как арендные платежи за пользование имуществом либо безвозмездно полученные, которые включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

856.Организация хочет перезаключить договор энергоснабжения на новых условиях: изменить объем электрической энергии и суммарную мощность токоприемников, которые установлены договором. По запросу организации на экспертизу представлен договор энергоснабжения и приложения к нему. Кроме этого, стороны заключили дополнительные соглашения к договору, урегулировали и исполняют приложение, относящееся к увеличению объема электроэнергии, а по приложению, регулирующему изменение суммарной мощности токоприемников, не достигли соглашения. Будет ли считаться договор энергоснабжения заключенным на новых условиях? Какое приложение считается основным, а какое вытекающим из него? Вправе ли правопреемник ставить вопрос о заключении договора на новых условиях?

1. Как видно из представленных на экспертизу документов, между энергоснабжающей организацией и ООО заключен договор энергоснабжения электрической энергией от 06.10.2005.

По условиям договора срок его действия установлен сторонами с 01.07.2005 по 31.12.2005. Договор продлевается на следующий календарный год на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора (п. 9.1 договора).

При продлении действия договора в порядке, предусмотренном п. 9.1, стороны взяли на себя обязательства пересматривать ежегодно объем поставки и потребления активной электроэнергии исходя из наличия ресурсов энергоснабжающей организации (п. 2.2.4 договора).

Во исполнение данного пункта 05.09.2006 между энергоснабжающей организацией и ООО «Центральный универмаг» подписано дополнительное соглашение к договору от 06.10.2005.

Из текста дополнительного соглашения № 1 следует, что стороны договорились изменить Приложение № 1 к договору от 06.10.2005 в части установления объема электрической энергии и Приложение № 6 к этому же договору в части изменения суммарной мощности электроприемников по направлениям использования. Изменение указанных параметров оформлено соответственно Приложениями № 1 и № 6 в новой редакции.

Подписав дополнительное соглашение № 1, энергоснабжающая организация не подписала Приложение № 6.

При заключении договора энергоснабжения электрической энергией от 06.10.2005 стороны согласовали форму договора, в том числе в части оформления приложений. Как следует из договора от 06.10.2005, каждое приложение является его неотъемлемой частью, подписывается сторонами и скрепляется печатями (ст. 160, 434 ГК РФ).

Согласно ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Следовательно, если соглашение об изменении договора № 2800 от 06.10.2005 содержит приложения, то как само соглашение, так и его приложения должны быть подписаны сторонами и скреплены их печатями.

Поскольку сторонами не подписано Приложение № 6 в новой редакции, то, по нашему мнению, договор энергоснабжения электрической энергией от 06.10.2005 действует на новых условиях в части согласованного Приложения № 1. В остальной части договор продолжает действовать на прежних условиях до 31.12.2006.

2. Пунктом 3.1.4 договора от 06.10.2005 стороны предусмотрели увеличивать установленную или разрешенную к использованию мощность (Приложение № 6) сверх значений, указанных в договоре, а также подключать новые электроустановки в пределах договорной мощности только с разрешения энергоснабжающей организации после внесения соответствующих изменений в договор.

Статьями 4, 422 ГК РФ определено, что, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Федеральным законом № 37-ФЗ от 26.03.2003 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» было внесено дополнение в ст. 539 ГК РФ, согласно которому к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные ГК РФ (параграфом 6 гл. 30), применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Согласно п. 1.2. раздела договора «Предмет договора» энергоснабжающая организация и абонент в отношениях по энергоснабжению обязались руководствоваться в том числе ГК РФ, постановлениями Правительства РФ.

В рамках предоставленных ст. 26, 27 Федерального закона «Об электроэнергетике» полномочий Правительству Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг или Правила).

Согласно п. 14.1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг потребители услуг - покупатели электрической энергии должны соблюдать значения соотношения потребления активной и реактивной мощности, определенные в договоре в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса.

Далее из этого же пункта следует, что в случае несоблюдения потребителем услуг установленных договором значений соотношения потребления активной и реактивной мощности, кроме случаев, когда это явилось следствием выполнения диспетчерских команд или распоряжений субъекта оперативно-диспетчерского управления либо осуществлялось по соглашению сторон, он устанавливает и обслуживает устройства, обеспечивающие регулирование активной мощности, либо оплачивает услуги по передаче электрической энергии, в том числе в составе конечного тарифа (цены) на электрическую энергию, поставляемую ему по договору энергоснабжения, с учетом повышающего коэффициента.

Из приведенного выше пункта Правил видно, что изменение мощности (в сторону повышения либо в сторону понижения) напрямую связано с регулированием тарифов на эти услуги.

Порядок установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предусматривающий учет степени использования мощности электрической сети, установлен пп. 33—35 гл. IV Правил.

Кроме того, на юридических лиц, энергопринимающие устройства которых были ранее присоединены к электрической сети и которые заявили о необходимости пересмотра (увеличения) величины присоединенной мощности, распространяются Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Следовательно, оба Приложения № 1 и № 6 регулируют два равноценных существенных условия, по которым стороны должны прийти к соглашению.

ООО необходимо соблюсти требования Правил и п. 2.2.4 договора и направить заявку на увеличение суммарной мощности сетевой организации. В случае получения письменного отказа и несогласия с ним либо неполучения ответа следует обратиться в Арбитражный суд Хабаровского края в соответствии с п. 9.2 договора и ст. 445, 450, 452 ГК РФ.

3. Согласно п. 3 ст. 540 ГК РФ, если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.

В случае реорганизации энергоснабжающей организации в форме слияния согласно ч. 1 ст. 58 ГК РФ права и обязанности каждого юридического лица переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

По части 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Для юридического лица, к которому перейдут права и обязанности присоединенного юридического лица, заключение договора, изменение, расторжение будет происходить точно в таком же порядке, как и для лица, выбывшего из обязательств по основаниям реорганизации. Пункт 9.1 договора от 06.10.2005 предусматривает автоматическую пролонгацию, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.

Таким образом, вновь образованное юридическое лицо либо юридическое лицо, к которому перешли права и обязанности присоединенного юридического лица, вправе, как правопреемник, поставить вопрос о перезаключении договора на новых условиях.

О.И. Языкова

857.Организация учитывает расходы, связанные с расчетами предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, на счете 08 субсчета «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» на том основании, что в актах выполненных работ оговорено - «НИР по созданию проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу». Списание расходов по НИОКР производим в соответствии с требованиями ПБУ 17/02 и ст. 262 НК РФ.

Должны ли мы учитывать такие расходы как НИОКР или же можем учитывать единовременно как прочие расходы?

Определение предмета договора на выполнение НИОКР установлено гл. 38 ГК РФ «Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ».

 По договору на выполнение научно-исследовательских работ (НИР) исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования.

По договору на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР) и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее (п. 1 ст. 769 ГК РФ).

Таким образом, результатом осуществления НИР является документально оформленная и экспериментально подтвержденная расчетами научно-техническая информация, которая может быть использована для получения дохода, то есть НИР по определению не предполагает создание материальных образцов изделий. НИОКР должны проводиться по отдельным заказам с оформлением специальной сметной и отчетной документации.

В процессе выполнения ОКР осуществляется подготовка научных открытий и разработок для использования их в реальных производственных процессах и новой техники, то есть результатом ОКР могут быть как опытные образцы новой техники, так и технологическая документация на внедрение новой техники и технологии. Аналогичный вывод можно сделать из постановления Правительства РФ от 23.01.2004 № 41 «Об утверждении государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу», которое определяет права и обязанности сторон, заключивших государственный контракт на выполнение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ. При этом следует иметь в виду, что опытные образцы изготовляются в процессе ОКР не для их реализации сторонним организациям, а для экспериментальной отработки на них анализируемых принципов создания новой техники и технологии.

Основным критерием, позволяющим отличить НИОКР от сопутствующих им видов деятельности, является наличие в исследованиях и разработках элемента новизны. Именно этот критерий должен быть положен в основу проекта, который относится к научным исследованиям и разработкам.

Что касается расходов на выполнение работ по расчетам предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, то эти расходы не относятся к НИОКР.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также вредного физического воздействия на атмосферный воздух, разрабатывают и осуществляют согласованные с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха мероприятия по охране атмосферного воздуха.

Согласно п. 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной деятельности).

Таким образом, учитывая, что необходимым условием для осуществления предприятием производственной деятельности является разработка в порядке, установленном законодательством, предельно допустимых и временно согласованных выбросов, затраты по оплате названных работ могут быть учтены для целей налогообложения в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в соответствии с подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ после утверждения в установленном порядке этих нормативов.

858.Организация является плательщиком водного налога. Нашей организации утвержден лимит водопользования на год. Если рассматривать размер водопользования нарастающим итогом с начала года, то превышения лимита нет:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

год

Лимит, тыс. куб.м.

                       

190

Факт, тыс. куб.м.

17,8

17,2

17,8

12,6

11,6

18,9

17,2

14,1

12,0

14,7

15,3

14,6

183,8

Организация рассчитала плату за водопользование исходя из установленной ставки.

Аудитор сделал нам замечание по поводу недоначисления платы за I квартал, так как, по его мнению, у нас сложился перелимит водопользования. Прав ли он, и следует ли организации доначислить размер платы и уточнить налоговую декларацию за I квартал?

Ваш аудитор прав, так как подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ определены налоговые ставки при заборе воды в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранных из поверхностных и подземных водных объектов, в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

Согласно п. 2 ст. 333.12 НК РФ при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных п. 1 ст. 333.12 НК РФ. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

Таким образом, вам следует определить квартальные лимиты и, если в квартале забор воды произведен выше установленных квартальных лимитов, то в части превышения лимита налог исчисляется в пятикратном размере исходя из налоговых ставок.

Н.Н. Клюкина

859.Организацией по итогам работы за 2004 год получен убыток, были на общем режиме налогообложения. В 2005 году организация применяла упрощенную систему налогообложения. В 2006 году вновь переведены на общий режим налогообложения, и по итогам работы за 2006 год получена прибыль. Вправе ли организация, получившая до перехода на УСН убыток, учесть его после возврата на общий режим налогообложения?

Налоговый кодекс РФ не запрещает учитывать убыток, образовавшийся до перехода на УСН, после возврата на общий режим налогообложения.

Так, согласно п. 1 ст. 283 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного им убытка в предыдущие налоговые периоды или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего налогового периода производится с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, ст. 275.1, 280 и 304 НК РФ.

На основании п. 2 ст. 283 НК РФ этот убыток может учитываться в течение десяти лет, следующих за периодом его возникновения. Если же убыток не перенесен на ближайший следующий год, то он может быть перенесен целиком или частично на следующий год из последующих девяти лет.

Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ установлено, что в 2006 г. совокупная сумма переносимого убытка, предусмотренного п. 2 ст. 283 НК РФ, ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 50 процентов налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ.

Поэтому, заполняя в 2007 году налоговую декларацию на прибыль за 2006 год и определяя сумму налога к уплате за этот период, организации вправе уменьшить налоговую базу убытками прошлых лет только наполовину, поскольку в отношении налоговой базы 2006 года еще действует ограничение по размеру переносимого убытка в 50 процентов.

С 01.01.2007 полностью отменены ограничения по размеру убытков прошлых лет, на которые можно уменьшить налоговую базу. И если позволяет налоговая база по налогу на прибыль, то убыток прошлых лет можно перенести в полном размере.

Право организаций уменьшать налоговую базу на убытки прошлых лет уже по итогам отчетного периода, не дожидаясь конца года, подтвердил Минфин РФ в письме от 01.06.2006 № 03-03-04/1/492.

Таким образом, перенос убытка, полученного при общей системе налогообложения в 2004 году, можно учесть в 2006 году, так как Ваша организация вновь перешла на общую систему налогообложения.

Н.А. Панкратова

860.Какие физические лица признаются налоговыми резидентами?

Ставка НДФЛ зависит от того, является ли физическое лицо резидентом или нерезидентом.

Доходы резидентов облагаются по ставке 13%, а лиц, не являющихся резидентами, по ставке 30%.

Согласно ст. 11 НК РФ налоговыми резидентами до 01.01.2007 признавались физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году.

Приказом от 27.07.2006 № 137-ФЗ РФ с 01.01.2007 внесены изменения в НК РФ. Теперь резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд. Таким образом, в расчет принимаются и месяцы проживания, предшествующие текущему календарному году.

Пример:

В организации с 1 сентября 2006 г. работает иностранный гражданин. Период его фактического нахождения на российской территории начинается также с 1 сентября 2006 г. В 2006 году продолжительность его пребывания в России составит 122 дня (с 1 сентября 2006 г. по 31 декабря 2006 г.). Следовательно, в 2006 году он не будет являться налоговым резидентом, НДФЛ с его доходов бухгалтер должен удержать по ставке 30%.

В 2007 году иностранец приобретет статус налогового резидента, когда общая продолжительность его пребывания в России достигнет 183 дней. Это произойдет 28 февраля 2007 г. Следовательно, с этого момента бухгалтер может использовать ставку 13% при начислении и удержании НДФЛ с доходов данного сотрудника.

Следует также иметь в виду, что установленный период не прерывают выезды за рубеж для лечения и обучения на срок, не превышающий шести месяцев.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами РФ также являются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники госорганов, командированные на работу за пределы России.

 

 

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
Рейтинг аудиторских компаний - 90
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты || Специалисты ]