«Аудит-Центр»

Новости

История

Специалисты

Услуги

Контакты

Конференция

 

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #861-870

 

861.Осветите порядок применения амортизационной премии в 2007 году, в том числе при реконструкции основных средств.

С 1 января 2006 г. организации имеют право применять амортизационную премию в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств при их приобретении или создании.

 Таким образом, амортизационная премия является правом, а не обязанностью налогоплательщика и может не применяться налогоплательщиком.

Организация должна определить размер, в котором будут единовременно признаваться расходы (10% от первоначальной стоимости или менее), и данный порядок следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения (письмо МФ РФ от 13.03.2006 № 03-03-04/1/219).

Согласно п. 1 ст. 318 НК РФ прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Таким образом, из положений ст. 318 НК РФ следует, что налогоплательщики, учетной политикой которых предусмотрено отнесение сумм начисленной амортизации к прямым расходам, при наличии незавершенного производства могут принять в уменьшение налоговой базы не всю сумму прямых расходов, в том числе не всю сумму начисленной за отчетный период амортизации основных средств, участвующих в процессе производства.

При этом в соответствии с п. 1.1 ст. 259 НК РФ налогоплательщик имеет право включать амортизационную премию в состав расходов отчетного (налогового) периода.

Следовательно, при использовании налогоплательщиком права на формирование суммы амортизационной премии по основным средствам амортизационная премия в полном объеме подлежит учету в составе косвенных расходов.

Законодательством предусмотрены следующие случаи неприменения амортизационной премии:

1) по имуществу, полученному безвозмездно.

Так, положения подп. 1. п. 1 ст. 259 НК РФ не распространяются на основные средства, полученные унитарным предприятием от собственника в хозяйственное ведение.

Имущество государственного унитарного предприятия находится в собственности субъекта РФ, принадлежит ГУП на праве хозяйственного ведения и не может рассматриваться как капитальные вложения. Кроме того, унитарное предприятие в связи с получением этого имущества не несет никаких встречных обязательств по передаче имущества (имущественных прав) собственнику, выполнению для него работ, оказанию услуг.

2) по лизинговому имуществу.

Имущество, передаваемое в лизинг, не является для целей налогообложения основным средством, поскольку не предназначается для использования непосредственно в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. Поэтому организация-лизингодатель, у которой лизинговое имущество числится на счете 03, не может единовременно признать как расходы 10% от первоначальной стоимости этого имущества (письмо МФ РФ от 29.03.2006 № 03-03-04/2/94).

Из этого правила есть исключения. В отношении основных средств, приобретаемых лизинговой компанией в собственность и передаваемых в краткосрочную аренду (лизинг) без права выкупа, финансовое ведомство считает возможным применять амортизационную премию в общеустановленном порядке (письмо МФ РФ от 06.05.2006 № 03-03-04/2/132).

3) по имуществу, полученному в качестве вклада в уставный капитал.

Организация, получившая основное средство в качестве вклада в уставный капитал, расходов на его приобретение не произвела и воспользоваться амортизационной премией не может.

4) по капитальным вложениям в арендованные объекты основных средств, произведенным в форме неотделимых улучшений.

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификатором основных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Кроме того, произведенные арендатором неотделимые улучшения являются неотъемлемой частью арендованного имущества и не остаются на балансе у арендатора, поэтому правила применения амортизационной премии в размере 10% на арендатора не распространяются.

Федеральным законом от 27.07.2006 № 144-ФЗ внесены изменения в НК РФ, согласно которым организации вправе применять амортизационную премию и при реконструкции объектов основных средств.

Эти изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., но распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2006 г.

Это значит, что в течение 2006 года организации не могут признавать расходы и отражать их в декларациях за отчетные периоды, а амортизационную премию по реконструкции следует отразить только в годовой декларации за 2006 год и налог на прибыль по итогам 2006 года также рассчитать с учетом данных расходов.

При проведении модернизации, достройке, дооборудовании, техническом перевооружении, частичной ликвидации, а также при реконструкции амортизационная премия в качестве расходов принимается в размере 10% от стоимости произведенных работ.

Данные расходы в соответствии с п. 3 ст. 272 НК РФ признаются в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата изменения первоначальной стоимости объекта.

Т.В. Тюленева

862.Разъясните, пожалуйста, порядок вычета в отношении сумм НДС, предъявленных организации при осуществлении товарообменных операций по договору мены.

С 1 января 2007 г. в соответствии с п. 4 ст. 168 НК РФ НДС при товарообменных операциях, взаимозачетах или расчетах ценными бумагами уплачивается денежными средствами. Данное изменение внесено Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ.

В п. 4 ст. 168 НК РФ установлено, что сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг) и имущественных прав, должна быть уплачена покупателем на основании платежного поручения при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований и при использовании в расчетах ценных бумаг.

Таким образом, с 01.01.2007 предъявить НДС к вычету при осуществлении товарообменных операций (равно как и при совершении взаимозачета или расчета ценными бумагами) можно будет только при условии наличия платежного поручения о перечислении налога продавцу, предъявившему НДС Вашей компании. Если ранее НДС был предъявлен к возмещению из бюджета, то после принятии решения о проведении товарообменных операций этот НДС следует восстановить и перечислить в бюджет.

Например:

Компания «А» в ноябре 2006 года получила товары от компании «Б» на общую сумму 1416000 руб., в том числе НДС по ставке 18% - 216000 руб. В декабре компания «А» согласно договору мены поставила компании «Б» свои товары на эту же сумму. Товар облагается НДС по ставке 18%. В январе компании решили провести взаимозачет. Каждая компания перечислила предъявленный НДС.

В учете компания «А» оформит следующие проводки:

1) в ноябре 2006 года:

Дебет счета 41   Кредит счета 60 - 1200000 руб. - получен и принят на учет товар;

Дебет счета 19   Кредит счета 60 - 216000 руб. - учтен НДС по полученному товару;

Дебет счета 68   Кредит счета 19 - 216000 руб. - НДС предъявлен к вычету.

2) в декабре 2006 года:

Дебет счета 62    Кредит счета 90 - 1216000 руб. - отражена реализация своего товара согласно договору мены;

Дебет счета 90   Кредит счета 68 - 216000 руб. - начислен НДС на реализацию товара;

Дебет счета 19   Кредит счета 68 - 216000 руб. - восстановлен НДС, предъявленный к возмещению из бюджета.

3) в январе 2007 года:

Дебет счета 60   Кредит счета 62 - 1200000 руб. - проведен взаимозачет;

Дебет счета 60   Кредит счета 51 - 216000  руб. - перечислен НДС компании «Б»;

Дебет счета 68   Кредит счета 19 - 216000 руб. - предъявлен к вычету НДС по товарообменным операциям.

863.Расскажите, пожалуйста, о новых правилах выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в 2007 году.

Да, действительно, с 01.01.2007 вступили в силу новые правила выплаты пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее - Закон). В соответствии с п. 2 ст. 19 вышеуказанного закона все ранее принятые по соответствующим вопросам нормативные правовые акты с этой даты применяются в части, не противоречащей Закону.

Закон определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих социальному страхованию. Положения Закона не распространяются на отношения, связанные с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием (за исключением статей, устанавливающих сроки обращения за пособиями, порядок их назначения, выплат и исчисления, сроки назначения и выплат пособий). Пособия, выплачиваемые в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, регулируются Законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Прежде всего, отметим, что максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам за полный календарный месяц в 2007 году установлен в размере 16125 руб. Данная норма прописана Федеральным законом от 19.12.2006 № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год».

В районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальные размеры пособий увеличиваются на эти коэффициенты.

В части 5 ст. 7 Закона отмечено, что в случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер по каждому месту работы. Таким образом, в 2007 году совместители могут получать у всех работодателей максимально от каждого работодателя по 16125 руб. в месяц в качестве пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам.

Основные нововведения для расчета пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам можно свести к следующему:

1. Размер пособия по временной нетрудоспособности до 01.01. 2007 зависел от непрерывного трудового стажа. Теперь же, с 01.01.2007, размер пособия зависит от страхового стажа. Согласно ст. 3 Закона РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об обеспечении обязательного социального страхования» страховой стаж - это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона в этот стаж включаются:

- периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы;

- периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Сама же шкала, устанавливающая соответствующую зависимость, осталась неизменной (п. 1 ст. 7 Закона):

- если страховой стаж 8 лет и более, выплачивается 100% среднего заработка;

- если страховой стаж от 5 до 8 лет, выплачивается 80% среднего заработка;

- если страховой стаж до 5 лет, выплачивается 60% среднего заработка.

Однако если заболевание или травма наступили в течение 30 дней после увольнения, то, независимо от продолжительности страхового стажа, пособие выплачивается в размере 60% среднего заработка (п. 2 ст. 7 Закона).

Замена непрерывного трудового стажа на страховой стаж, безусловно, работнику выгодна, так как перерывы в работе, в том числе и длительные, не препятствуют накоплению страхового стажа.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа должно утвердить Минздравсоцразвития России (п. 3 ст. 16 Закона).

2. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона с 01.01.2007 размер пособия определяется исходя из количества календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам. Напомним, ранее соответствующий расчет производился исходя из рабочих дней, приходящихся на период нетрудоспособности. Таким образом, если первые два дня нетрудоспособности выпадут на выходные дни, то их тоже следует оплачивать.

И все же из этого правила есть исключения. Не оплачиваются календарные дни периода нетрудоспособности, приходящиеся на периоды:

- освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением зарплаты или без оплаты в соответствии с законодательством, за исключением утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;

- отстранения от работы в соответствии с законодательством, если за этот период не начисляется заработная плата;

- заключения под стражу или административного ареста;

- проведения судебно-медицинской экспертизы.

3. В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона пособия назначаются в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами, а выплачиваются в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты заработной платы.

4. С 01.01.2007 в случае, если страховой стаж составляет менее шести месяцев, размер пособий для этой категории работников не может быть больше минимального размера оплаты труда (МРОТ) за полный календарный месяц. В районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты, МРОТ увеличивается на эти коэффициенты (п. 6 ст. 7, п. 3 ст. 11 Закона). Напомним, что в настоящее время размер МРОТ составляет 1100 руб. (абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»). До 01.01.2007 пособия выплачивались в размере, не превышающем МРОТ, лицу, которое в течение последних 12 месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработало фактически менее трех месяцев (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 22.12.2005 № 180-ФЗ).

Также с 01.01.2007 размер пособия снижается до размера МРОТ при наличии следующих оснований (ст. 8 Закона):

- нарушение без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;

- неявка без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;

- заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением (до 01.01.2007 при указанных в данном абзаце обстоятельствах пособие вообще не выдавалось).

До 01.01.2007 случаи, при которых возможно снижение размера пособия, установлены не были.

5. До 01.01.2007 выплата пособия неработающему лицу (то есть после увольнения) выдавалось только тогда, когда временная нетрудоспособность наступала в течение месячного срока после увольнения и продолжалась свыше календарного месяца.

Теперь это ограничение снято, и пособие выплачивается во всех случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы (то есть независимо от их продолжительности).

Кроме того, пособие выплачивается, если страховой случай наступил в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (п. 2 ст. 5 Закона). Напомним, что работодатель может аннулировать трудовой договор, если работник не приступил к работе в день начала работы (ч. 4 ст. 61 ТК РФ).

И в заключении хочется обратить Ваше внимание на случаи, когда применяются старые правила выплаты пособия. Если до 01.01.2007 работник имел право на получение пособия в большем размере (в процентном выражении от среднего заработка), чем это положено по Закону, то пособие назначается и выплачивается в прежнем более высоком размере, но не выше 16125 руб. в месяц (п. 1 ст. 17 Закона).

А также в соответствии с п. 2 с. 17 Закона в случае, если продолжительность страхового стажа работника, рассчитанного по новому Закону за период до 01.01.2007, окажется меньше его непрерывного трудового стажа, применяемого ранее, то за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного стажа.

Таким образом, с 01.01.2007 пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам надо назначать и выплачивать по новым правилам. При расчете пособий следует учитывать страховой стаж работника и пропущенные календарные дни.

В.Г. Мороз

864.Наше предприятие заключило договор с иностранной организацией, не имеющей представительства на территории РФ, на оказание услуг по обработке мрамора.
В договоре предусмотрена оплата иностранной организации стоимости работы, а также компенсация расходов на проезд и проживание рабочих. Считая себя налоговым агентом, наше предприятие:
- начислило и уплатило налог с полученного иностранной организацией дохода, сумма которого принята в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль;
- начислило НДС с учетом расходов, связанных с проездом, проживанием и налогом на доход. Сумма НДС после оплаты предъявлена к возмещению из бюджета.
Правильны ли наши действия?

Объектом обложения НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Статьей 148 НК РФ установлен порядок определения места реализации услуг в целях применения НДС.

На основании подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 4 п. 1 ст. 148 и пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ в случае, если организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации, приобретает услуги по предоставлению персонала (который работает в месте деятельности приобретателя услуг) у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах РФ, у российской организации в качестве налогового агента возникает обязанность по удержанию и уплате НДС с сумм вознаграждения, выплачиваемых иностранной организации по договору. Налогообложение производится по ставке, указанной в п. 4 ст. 164 НК РФ.

При этом налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом НДС.

Учитывая, что российская организация оплачивает иностранной организации стоимость работ, выполняемых иностранными рабочими, с учетом расходов, связанных с проездом и проживанием, в налоговую базу по НДС включаются все суммы денежных средств, перечисляемых иностранной организации.

Исходя из вышесказанного Вашей организацией правильно в налогооблагаемую базу для НДС включены расходы, связанные с проездом, проживанием рабочих, но неверно включена сумма налога на доход, полученная иностранной организацией, так как в соответствии с п. 2 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

На основании п. 3 ст. 171 НК РФ сумма НДС, уплаченная организацией в бюджет в качестве налогового агента, подлежит вычету из общей суммы налога, исчисленной в соответствии со ст. 166 НК РФ. Вычет предоставляется при условии, что услуги были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления облагаемых НДС операций, и при их приобретении он удержал и уплатил сумму НДС из доходов иностранной организации. В соответствии п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ вычет производится в полном объеме после принятия на учет соответствующих услуг.

Следовательно, предъявить сумму НДС к вычету из бюджета Вы могли только после его уплаты в бюджет и подтверждения факта выполнения соответствующих услуг актом выполненных работ.

Что касается суммы налога на доход иностранной организации от оказания услуг на территории РФ, включенной Вами в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, то в данном случае Вами занижены расходы, так как они экономически не обоснованы.

В соответствии п. 2 ст. 252 НК РФ затраты признаются в составе расходов в целях налогообложения прибыли, если они документально подтверждены и экономически обоснованы. Как отмечалось выше, согласно п. 7 ст. 306 НК РФ факт предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории Российской Федерации в другой организации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 ст. 306 НК РФ, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, предоставившей персонал, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен, и в соответствии п. 2 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией, не облагаются налогом на прибыль у источника выплаты. То есть Вами необоснованно начислен налог на доход, полученный иностранной организацией, следовательно, затраты экономически не обоснованы, в результате чего завышены расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.

865.В июне 2006 года произведена реконструкция котельной. Следует ли нам по окончании реконструкции и после отражения ее стоимости в бухгалтерском учете применить амортизационную премию, предусмотренную НК РФ с 1 января 2006 г.?

Да, действительно, с 01.01.2006 в соответствии с п. 1.1 ст. 259 НК РФ налогоплательщику предоставлена возможность включения в состав текущих расходов амортизационной премии, которая составляет не более 10% первоначальной стоимости ОС (за исключением ОС, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции, технического перевооружения, частичной ликвидации ОС, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Но следует помнить, что в первоначальной редакции п. 1.1 ст. 259 НК РФ слово «реконструкция» не было указано, поэтому налоговики могли рассудить, что положение указанного подпункта на капитальные вложения в виде реконструкции не распространяется. С внесением изменений в часть вторую НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 № 144-ФЗ этот недочет исправлен на законодательном уровне.

При этом обращаем Ваше внимание, что положения п. 1.1 ст. 259 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 144-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2006. Применить их можно спустя месяц после официального опубликования Закона (с 30.08.2006). Поэтому, поскольку ваш объект был реконструирован до 30 августа, амортизационную премию можно указать в декларации по налогу на прибыль либо за 9 месяцев 2006 года, либо за год.

Кроме того, напоминаем, что исходя из условий п. 1.1 с. 259 НК РФ амортизационная премия является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Размер единовременного списания расходов, производимого в порядке, предусмотренном п. 1.1 ст. 259 НК РФ, устанавливается организацией самостоятельно в пределах до 10 процентов первоначальной стоимости основных средств и (или) указанных в данном пункте расходов.

Соответствующие положения необходимо утвердить в учетной политике для целей налогообложения (письмо Минфина России от 17.11.2006 № 03-03-04/1/779).

Из вышесказанного следует: если в учетной политике вашего предприятия закреплен новый порядок списания расходов, указанных в п. 1.1 ст. 259 Кодекса, то амортизационную премию, рассчитанную исходя из затрат на реконструкцию, при условии, что работы будут завершены (составлен акт о приеме-сдаче реконструированных объектов основных средств формы № ОС-3) и первоначальная стоимость реконструированного объекта увеличится (данные реконструкции внесены в инвентарную карточку учета объекта основных средств форма № ОС-6), можно указать в декларации по налогу на прибыль либо за 9 месяцев 2006 года, либо за год.

Н.Б. Лопатина

866.Организация является заказчиком-застройщиком и частично инвестором по строительству объекта. В дальнейшем планируется инвестируемую часть площадей выставить на продажу. Для финансирования расходов, не покрываемых взносами дольщиков, организация получила кредит в банке.
Каков порядок учета уплаченных процентов в целях бухгалтерского и налогового учетов?

В бухгалтерском учете правила формирования информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, устанавливает Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденное приказом Минфина России от 02.08.2001 № 60н (далее - ПБУ 15/01).

В данной ситуации целевой кредит привлечен для частичного финансирования затрат по строительству инвестиционного актива. Таким образом, согласно пп. 12, 13, 23 ПБУ 15/01 проценты по такому кредиту должны включаться в стоимость инвестиционного актива ежемесячной записью в регистрах бухгалтерского учета Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»   Кредит счета 66-2 «Расчеты по процентам».

Пунктом 27 ПБУ 15/01 установлены требования включения затрат по полученным займам и кредитам, при которых они формируют первоначальную стоимость инвестиционного объекта:

- возникновение расходов по приобретению и (или) строительству инвестиционного актива;

- фактическое начало работ, связанных с формированием инвестиционного актива;

- наличие фактических затрат по займам и кредитам или обязательств по их осуществлению.

С первого числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств, включение затрат по полученным займам и кредитам в первоначальную стоимость инвестиционного актива прекращается. В дальнейшем проценты по таким кредитам квалифицируются как внереализационные расходы.

В налоговом учете средства, полученные по долговым обязательствам любого вида, независимо от способа их оформления, а также средства, направленные на погашение кредитной задолженности, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК РФ).

Для целей налогообложения прибыли, независимо от того, получен ли кредит на текущие расходы или для осуществления инвестиционной деятельности, проценты по нему включаются в состав внереализационных расходов.

Порядок расчета суммы расходов по процентам, принимаемой для уменьшения налога на прибыль, регламентируется ст. 269 НК РФ. При этом необходимо соблюдать ряд условий признания данных расходов:

- размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно (более чем на 20 процентов) не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце) на сопоставимых условиях;

- при отсутствии подобных долговых обязательств либо по выбору налогоплательщика (порядок должен быть закреплен Положением по учетной политике) предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Под ставкой рефинансирования ЦБ РФ понимается ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая на дату привлечения денежных средств, в случае, если договор не содержит условия об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства. В отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования ЦБ РФ, действующая на дату признания расходов в виде процентов. Это изменение в налоговом законодательстве введено в действие Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ с 1 января 2006 г.

М.А. Абдикеева

867.Наше предприятие в своей учетной политике выбрало право применения 10% амортизационной премии по капитальным вложениям, в частности, по расходам, связанным с приобретением основных средств. Подскажите, в составе каких расходов, прямых или косвенных, мы должны отражать данную дополнительную амортизацию при расчете налога на прибыль?

Действительно, в соответствии с п. 1.1 ст. 259 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Вам дано право самостоятельно в учетной политике определить размер этой амортизационной премии: 10% или менее.

Что касается состава прямых расходов, признаваемого в целях налогообложения прибыли, то согласно ст. 318 НК РФ к прямым расходам могут быть отнесены, в частности, суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг. Налогоплательщику дано право самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

При этом налоговое законодательство не содержит норм, позволяющих однозначно квалифицировать суммы налоговой льготы как амортизацию объектов амортизируемого имущества. Налоговый кодекс РФ не уравнивает понятия амортизации и сумм налоговой льготы, а четко определяет: «Начисление амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования». Отсюда следует, что порядок применения налоговой льготы не зависит от установленного срока полезного использования объекта. Кроме того, п. 2 ст. 259 НК РФ проводит разграничение понятий «амортизация» и «расходы на капитальные вложения».

Вместе с тем Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в своем письме от 28.09.2006 № 03-03-02/230 выразил мнение, что данная амортизационная премия в полном объеме подлежит учету в составе косвенных расходов.

868.Начиная с бухгалтерской отчетности 2007 года вступает в силу новое Положение по учету активов и обязательств в иностранной валюте. Расскажите, как поступать с суммовыми разницами, ведь они теперь подпадают под действие этого Положения?

Действительно, приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н вводится новая редакция ПБУ 3/2000 и утверждается новое Положение по бухгалтерскому учету - ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (далее - ПБУ 3/2006). Настоящее Положение устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах, не только выраженных в иностранной валюте, но и подлежащих оплате в рублях. Согласно п. 3 ПБУ 3/2006 датой совершения операции в иностранной валюте признается день возникновения у организации права в соответствии с законодательством РФ или договором принять к бухгалтерскому учету активы и обязательства, которые являются результатом этой операции.

Этим документом понятие «суммовые разницы» ушло из правил бухгалтерского учета (также изменения коснулись и других положений по бухгалтерскому учету, содержащих формулировки суммовых разниц). А понятие «курсовая разница» объединило обязательства в иностранной валюте и в у.е. (условных единицах).

Как следует из названного выше п. 3 ПБУ 3/2006, пересчитывать оценку активов и обязательств теперь необходимо и по курсу, установленному договором, то есть в у.е.

Поскольку данное Положение начинает действовать с отчетности 2007 года, при наличии у организации обязательств в у.е. на начало 2007 года возникает переходный период. Такие организации, имея на 01.01.2007 дебиторско-кредиторскую задолженность, должны пересчитать ее по договорному курсу на эту дату. Возникшую разницу следует отнести на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Новое признание суммовых разниц установлено для целей бухгалтерского учета. Что касается налогового учета, то в Налоговый кодекс изменения в этом вопросе не вносились, следовательно, считать суммовые разницы необходимо будет по прежним правилам. Отсюда следует, что организациям избежать применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» не придется.

В.Г. Мороз

869.Наша организация приобрела строительные материалы на сумму 1360000 руб., в том числе НДС - 207458 руб., в ноябре поставила их на учет, получила в установленном законодательством порядке счет-фактуру и в январе рассчиталась с поставщиком векселем третьего лица номинальной стоимостью 1400000 руб., приобретенным за 1300000 руб. В каком месяце можно предъявить «входной» НДС к вычету и в каком размере?

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Однако следует помнить, что данное правило должно применяться с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Пунктом 2 ст. 172 НК РФ установлены особенности возмещения НДС при использовании налогоплательщиком для расчетов собственного имущества (в том числе векселя третьего лица). В нем определено, что вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком, которые исчисляются исходя из балансовой стоимости данного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, проводимых в соответствии с законодательством РФ), переданного в счет их оплаты.

То есть Налоговым кодексом РФ установлено два дополнительных условия для возмещения НДС при использовании в расчетах собственного имущества (в том числе и векселя третьего лица):

- возмещаемый налог должен быть фактически уплачен налогоплательщиком;

- сумма налога исчисляется исходя из балансовой стоимости векселя.

Таким образом, при использовании налогоплательщиком товаров собственного производства (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) сумму налога на добавленную стоимость, фактически уплаченную по этим товарам (работам, услугам), налогоплательщику следует исчислять исходя из балансовой стоимости передаваемых в оплату товаров собственного производства (в том числе векселя третьего лица).

Поэтому если балансовая стоимость векселя третьего лица, переданного вами в счет платы за строительные материалы, составляет, как указано в вопросе, 1300000 руб., сумма налога на добавленную стоимость, фактически уплаченная, исчисляется в пределах балансовой стоимости векселя по расчетной ставке 18/118.

Метод расчета налога исходя из балансовой стоимости имущества изложен в письмах Минфина России от 15.10.2004 № 03-04-11/167 и ФНС России от 11.02.2005 № 03-1-02/194/8@.

Исходя из условий вопроса ваша организация вправе принять к вычету сумму НДС, равную 198305 руб. (1300000руб. х 18/118%).

В связи с внесенными в п. 4 ст. 168 НК РФ Федеральным законом поправками начиная с 01.01.2007 все товарообменные операции, зачет взаимных требований и расчет ценными бумагами должны сопровождаться перечислением сумм НДС.

По мнению налогового ведомства, в момент принятия решения об оплате ценными бумагами ранее принятый к вычету НДС нужно восстановить и перечислить в бюджет. Право на зачет входного НДС возникнет только после перечисления соответствующей суммы контрагенту.

То есть фактически уплаченным «входной» НДС может считаться лишь на дату фактического проведения расчетов (в момент передачи векселя поставщику) и его перечисления контрагенту.

Обращаем ваше внимание, что если сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная налогоплательщиком исходя из балансовой стоимости товаров собственного производства, меньше суммы налога, указанной в счете-фактуре, полученном от поставщика, то регистрация этого счета-фактуры в книге покупок производится на сумму налога, исчисленную покупателем (вашей организацией) с балансовой стоимости векселя. Поскольку п. 2 ст. 170 НК РФ учет в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) суммы налога, не принятой к вычету в случае использования налогоплательщиком в расчетах собственного имущества, не предусмотрен, сумма налога на добавленную стоимость, не принятая к вычету, по нашему мнению, покрывается за счет собственных средств налогоплательщика, то есть вашей организации.

Для целей налогообложения эта сумма не может быть учтена на основании п. 1 ст. 170 НК РФ. По этой причине в бухгалтерском учете необходимо признать постоянную разницу и постоянное налоговое обязательство, отражаемое по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68 (пп. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Е.П. Тихоновец

870.Можно ли учесть в целях налогообложения расходы на звуковую рекламу в транспортных средствах? Следует ли их относить к нормируемым расходам?

Определение рекламы дано в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ). Согласно Закону № 38-ФЗ к рекламе относится распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств адресованная неопределенному кругу лиц информация, которая направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Кроме товара, объектом рекламирования являются средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В пункте 4 ст. 264 НК РФ указаны расходы организации на рекламу, которые учитываются в целях налогообложения прибыли, а именно:

- -расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.

Для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации:

- призы, вручаемые победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;

- расходы на иные виды рекламы, не указанные выше.

В соответствии с п. 2 ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги или имущественные права, выраженные в денежной или натуральной форме.

Согласно ст. 19 Закона № 38-ФЗ наружная реклама может быть размещена в виде плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств стабильного территориального размещения. Однако реклама на транспортных средствах не является наружной рекламой. Поэтому расходы по размещению рекламы на транспортных средствах (автомобилях, автобусах, трамваях и т. д.) в целях налогообложения прибыли включаются в состав расходов в размере, не превышающем 1% от реализации.

Следует обратить внимание, что в п. 6 ст. 20 Закона № 38-ФЗ указано, что распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается.

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
© 2000-2006
...АУДИТ-ЦЕНТР...
All rights reserved.
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты ]

Webdesign
anastasiya