«Аудит-Центр»

Новости

История

Специалисты

Услуги

Контакты

Конференция

 

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #871-880

871.Как внести изменения в книгу покупок при сложившейся ситуации: в октябре 2006 года наша организация-покупатель зарегистрировала в книге покупок счет-фактуру продавца ООО «ХХХ» от 20.10.2006 № 35 за полученные материалы на сумму 206500 руб., в том числе НДС - 31500 руб. Налоговый период - календарный месяц. В феврале 2007 года ООО «ХХХ» обнаружило, что неправильно указало ИНН. В счет-фактуру были внесены исправления, заверенные подписью руководителя и печатью, указана дата внесения исправлений. Исправленный счет-фактура был направлен нашей организации.

Официальные разъяснения о порядке внесения изменений в книги покупок и продаж даны в письме ФНС России от 06.09.2006 № ММ-6-03/896@ и в письме Минфина России от 18.08.2006 № 03-04-15/159.

Продавцом ООО «ХХХ» были выполнены все требования, необходимые для внесения изменений в счет-фактуру в соответствии с п. 29 Правил ведения журналов полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (далее - Правила).

Согласно разъяснениям налоговой службы до внесения продавцом исправлений, заверенных подписью руководителя организации и печатью организации с указанием даты внесения исправления, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут регистрироваться в книге покупок.

Поэтому если покупатель до внесения продавцом исправлений в счет-фактуру зарегистрировал его в книге покупок, то он обязан внести в книгу покупок соответствующие изменения в порядке, установленном п. 7 Правил, а именно: на основании данных полученного счета-фактуры покупатель должен сделать запись о его аннулировании в книге покупок. Изменения в книгу покупок вносятся путем составления дополнительного листа за тот налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений, то есть за октябрь 2006 года.

В дополнительном листе книги покупок:

-  указывается налоговый период, в котором зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений, - октябрь 2006 года;

- проставляется дата оформления дополнительного листа - 28.02.2006;

- указываются данные из строки «Всего» книги покупок за октябрь 2006 (графа 7 «Всего покупок, включая НДС», например, 944000 руб., в том числе графа 8а «Стоимость покупок без НДС» - 800000 руб., графа 8б «Сумма НДС» - 144000 руб.);

- вычитаются показатели подлежащих аннулированию записей, в нашем случае данные счета-фактуры от 20.10.2006 № 35 (графа 7 - 206500 руб., графа 8а - 175000 руб., графа 8б - 31500 руб.);

- «Всего» - отражается разница по графе 7 - 737500 руб. (944000 руб. – 206500 руб.), по графе 8а - 625000 руб. (800000 руб. – 175000 руб.), по графе 8б - 112500 руб. (144000 руб. – 31500 руб.).

Показатели по строке «Всего» используются для внесения изменений в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость при обнаружении в текущем налоговом периоде ошибок (искажений), допущенных в истекшем налоговом периоде.

Записи в дополнительном листе книги покупок производятся в порядке, предусмотренном Приложением № 4 к Правилам.

После внесения исправлений покупателю следует доплатить НДС в сумме 31500 руб. за октябрь 2006 года, уплатить пени за период с 21 ноября 2006 года по день фактической доплаты НДС, представить в ИФНС корректирующую налоговую декларацию по НДС, в которую внесены сведения, содержащиеся в строке «Всего» дополнительного листа книги покупок согласно п. 1 ст. 81 НК РФ.

Применение налоговых вычетов в случае исправления в счете-фактуре ошибок (нарушений) и, соответственно, регистрация в книге покупок указанных счетов-фактур с внесенными в них исправлениями производится в том налоговом периоде, в котором получен исправленный счет-фактура. Следовательно, вычет НДС в сумме 31500 руб. будет отражен в феврале 2007 года.

В.В. Волкова

872.Организация создана в 2007 году. Может ли вновь созданная организация создавать резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в целях исчисления налога на прибыль?

Пункт 3 ст. 260 НК РФ предоставляет организации право формировать резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств.

Цель создания этого резерва заключается в том, чтобы обеспечить равномерное списание соответствующих затрат и, таким образом, оптимизировать налогообложение налогом на прибыль.

Формировать резерв на ремонт основных средств надо по правилам, которые изложены в ст. 324 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 324 НК РФ организация, образующая резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений.

При этом совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости (для объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 г., - восстановительной стоимости) всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию на начало налогового периода, в котором создается резерв (п. 2 ст. 324 НК РФ).

При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.

С учетом требований п. 2 ст. 324 НК РФ для того, чтобы рассчитать размер отчислений в резерв, необходимо определить предельную сумму.

Для этого надо:

а) составить смету на обычный (текущий и недорогой капитальный) ремонт исходя из периодичности (графика) проведения работ в текущем налоговом периоде («величина 1»).

Напомним, что на основании п. 1 ст. 324 НК РФ расходы на ремонт формируются за счет следующих видов затрат:

- стоимость запасных частей и расходных материалов;

- расходы на оплату труда работников, осуществляющих ремонт;

- прочие расходы, связанные с ведением ремонта собственными силами;

- стоимость работ, выполненных силами сторонних организаций;

б) определить среднюю величину расходов на обычный (текущий и недорогой капитальный) ремонт за предыдущие три года (общую сумму фактических расходов на такой ремонт за предыдущие три года разделить на три) («величина 2»);

в) сравнить полученные данные («величину 1» и «величину 2»).

Та величина, которая имеет наименьшее значение, и представляет собой предельную сумму отчислений в резерв на ремонт основных средств.

Организации, которые вновь созданы или работают менее трех лет, не располагают необходимой информацией для определения норматива отчислений в резерв предстоящих расходов, так как отсутствуют данные о расходах на ремонт за последние три года. Определить значение «величины 2» для таких организаций либо невозможно, либо оно равно нулю.

Таким образом, в первые годы деятельности для учета в целях налогообложения прибыли расходов на ремонт основных средств организация должна руководствоваться п. 1 ст. 260 НК РФ, согласно которому расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Данное требование разъяснено в письме МФ РФ от 17.01.2007 № 03-03-06/1/9.

Л.Г. Волк

873.Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 13.03.1986 № 50, который применяется в части, не противоречащей действующему законодательству, членам экипажей воздушных судов, бортпроводникам в зависимости от налета часов, а инженерно-техническому персоналу за работу по обслуживанию воздушных судов установлен дополнительный отпуск за работу в особых условиях труда. Может ли организация данным категориям работников вместо предоставления этого дополнительного отпуска по заявлению работника выплачивать ему денежную компенсацию в соответствии со ст. 126 ТК РФ? Следует ли учитывать при выплате компенсации, что бортпроводники также отнесены к Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (код позиции 120030000-11217)?

В соответствии со ст. 126 НК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

Ежегодный оплачиваемый отпуск состоит из ежегодного основного оплачиваемого отпуска (ст. 115 ТК РФ) и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков (ст. 116 ТК РФ).

Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 117 ТК РФ).

В настоящее время постановление Правительства РФ в развитие ст. 117 ТК РФ не принято.

В соответствии со ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Поэтому до утверждения Правительством РФ вышеуказанных условий дополнительные отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условия труда, должны предоставляться на основании Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 (с учетом последующих изменений и дополнений).

В пункте 181 раздела XLIII «Общие профессии всех отраслей народного хозяйства» этого Списка предусмотрено, что работники предприятий и организаций, непосредственно занятые работой на борту самолета, имеют право на дополнительный отпуск за вредные и (или) опасные условия труда. Продолжительность данного отпуска напрямую зависит от числа часов налета за рабочий год.

Следовательно, с учетом положений ст. 56 Воздушного кодекса РФ членам экипажа воздушного судна, а значит, и бортпроводникам дополнительный отпуск должен предоставляться в соответствии со ст. 117 ТК РФ как работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Данный отпуск не может быть заменен денежной компенсацией. Членам экипажа воздушного судна денежной компенсацией может быть заменена та часть основного оплачиваемого отпуска и дополнительных отпусков, предоставляемых по иным основаниям (например, за работу в южных районах Дальнего Востока - ст. 14 Закона РФ от 19.02.93 №4520-1), которая превышает 28 календарных дней.

При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков (основного и дополнительных, кроме отпуска за вредные и (или) опасные условия труда) или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного основного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

При предоставлении дополнительных отпусков инженерно-техническому персоналу за работу по обслуживанию воздушных судов также следует руководствоваться вышеуказанным Списком. Если профессии и должности работников инженерно-технического персонала организации входят в Список, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, то им будет предоставляться дополнительный отпуск в соответствии со ст. 117 ТК РФ.

Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, применяется только при назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не подлежит применению при предоставлении дополнительных отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

874.Коллективным договором в организации установлена доплата за совмещение профессий (должностей), увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размере до 100% тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника. Правомерен ли этот размер доплаты, или он не должен превышать 50% тарифной ставки (оклада) согласно п. 10 постановления Совмина СССР от 04.12.1981 № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)»? Можно ли для целей налогообложения налогом на прибыль включать в расходы данные доплаты в суммах, превышающих 50% тарифной ставки (оклада)?

В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).

В соответствии со ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Кодексом законы и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Учитывая вышеизложенное, а также постановление Совмина СССР от 01.12.1987 № 1367, постановление Совмина СССР от 04.12.1981 № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» не подлежит применению в части установления ограничений по размеру доплат и кругу лиц, которым могут производиться эти доплаты.

Совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника оформляются приказом руководителя организации, который издается на основании дополнительного соглашения к трудовому договору. В дополнительном соглашении к трудовому договору отражается содержание и (или) объем дополнительной работы, размер доплаты.

В соответствии со ст. 255 НК РФ доплаты, начисленные работникам за выполнение дополнительной работы, в полном объеме подлежат включению в расходы организации для целей налогообложения налогом на прибыль.

Л.А. Скибина

875.Просим разъяснить порядок исчисления средней заработной платы для оплаты отпусков при суммированном учете рабочего времени.

Согласно ст. 114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Для определения порядка исчисления средней заработной платы применяется Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213 (далее - Положение, Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы).

Пунктом 8 Положения предусмотрено, что во всех случаях, кроме применения суммированного учета рабочего времени, для определения среднего заработка используется средний дневной заработок.

Пунктом 13 вышеуказанного Положения при определении среднего заработка работнику, которому установлен суммированный учет рабочего времени, используется средний часовой заработок.

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ внесены изменения в ТК РФ, и в силу частей 1-4 ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных Кодексом, устанавлен единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.

Из приведенных выше норм следует, что средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние двенадцать месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

При рассмотрении дела № ГКПИ06-637 Верховный Суд Российской Федерации установил, что в результате применения предписаний Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213, средний заработок за время отпуска работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, оказывается ниже среднего заработка с поденным учетом рабочего времени при одинаковом количестве сверхурочных работ (решение Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2006). Определяя особенности исчисления среднего заработка работника с суммированным учетом рабочего времени, Правительство Российской Федерации не вправе устанавливать предписания, которые не обеспечивают сохранение среднего заработка работника за период ежегодного отпуска, исчисленного на основании ч. 4 ст. 139 ТК РФ.

Ранее, 18.11.2003, решением Верховного Суда Российской Федерации № ГКПИ03-1049 абз. 4 п. 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы был признан недействующим и не подлежащим применению в части распространения на медицинских работников.

Решением от 13.07.2006 абз. 4 п. 13 Положения признан недействующим и не подлежащим применению в отношении исчисления среднего заработка для оплаты отпусков всех работников с момента принятия решения Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2003.

В случае, если работник отработал неполное количество календарных дней, расчет среднего заработка производится с учетом подп. «а» п. 4 и абз. 2, 3 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213.

Окончательное мнение: исходя из вышеизложенного при исчислении отпускных при суммированном учете рабочего времени необходимо руководствоваться ст. 139 ТК РФ.

Е.В. Пименова

876.Наше предприятие имеет два автопогрузчика, которые учитываются нами как основные средства, мы платим транспортный налог. Однако эти объекты не зарегистрированы в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в связи с отсутствием у нас документов, подтверждающих право собственности на эти объекты. С каким требованием мы должны обратиться в суд: о признании права собственности или об установлении факта, имеющего юридическое значение, если автопогрузчиками мы владеем уже в течение более пяти лет?

Из содержания запроса следует, что юридическое лицо добросовестно, открыто и непрерывно владеет движимым имуществом (двумя автопогрузчиками) как своим собственным более пяти лет. Доказательством этому является факт отражения имущества на счетах бухгалтерского учета юридического лица, несение им расходов на содержание и обслуживание имущества, в том числе несение налогового бремени в виде транспортного налога.

В силу положений ст. 234 ГК РФ юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным движимым имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

В соответствии с пп. 1, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» принадлежащие юридическим и физическим лицам автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см. и прицепы к ним подлежат государственной регистрации на территории Российской Федерации.

Пунктом 4 вышеназванного постановления предусмотрены документы, на основании которых производятся регистрационные действия. Прежде всего, это паспорта на соответствующие транспортные средства, а также справки-счета либо заключенные в установленном порядке договоры или иные документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства и подтверждающие возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Статьей 234 ГК РФ установлено, что право собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

 Из содержания ст. 130 ГК РФ следует, что регистрации прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. Федеральный закон о государственной регистрации транспортных средств в смысле, придаваемом этой процедуре ГК РФ, отсутствует.

В соответствии со ст. 15 Федерального Закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Следовательно, имеет место лишь специальная регистрация автомашин для целей допуска к участию в дорожном движении, и ее не следует путать с государственной регистрацией перехода прав собственности на вещь.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что регистрация для движимого имущества гражданским законодательством не установлена. Документом, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, по нашему мнению, будет решение суда о признании за вашим предприятием права собственности на эти объекты в силу приобретательной давности.

В соответствии со ст. 11, 12 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.

По нашему мнению, предпочтительнее подать иск к прежнему владельцу о признании за вашим предприятием права собственности в силу следующего.

Во-первых, исключается в дальнейшем возможность возникновения спора о праве; во-вторых, в случае, если у имущества был другой собственник либо будет установлено лицо, которое может требовать признания права собственности за ним, при обращении с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, вам может быть отказано; в-третьих, предъявление решения суда о признании права собственности в органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации предпочтительнее перед решением о признании юридического факта.

Однако, если у вас отсутствуют технические паспорта на автотранспортные средства и невозможно установить прежнего собственника машин или лиц, потенциально могущих претендовать на признание права собственности за ними, вы можете заявить требование об установлении факта владения и пользования транспортными средствами как своими собственными.

В соответствии со ст. 218 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд должен сделать вывод об истечении срока приобретательной давности, в период которого заявитель осуществлял добросовестное, открытое и непрерывное владение названным имуществом как своим собственным.

В силу ст. 234 ГК РФ заявитель может приобрести право собственности на такое имущество, но только после установления такого юридического факта судом. Арбитражный суд в таком случае не признает право собственности заявителя на такое имущество, но устанавливает юридический факт, с которым законодатель связывает возникновение права собственности.

Для заявления требования об установлении факта владения и пользования движимым имуществом вам необходимо обратиться к действующему процессуальному законодательству.

Порядок рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, регламентирован главой 27 АПК РФ.

 Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно соответствовать требованиям, изложенным в ст. 125 АПК РФ. В нем в обязательном порядке должны быть указаны факт, об установлении которого ходатайствует заявитель; норма закона, согласно которой данный факт порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; обоснование необходимости установления данного факта; доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих доказательств или восстановления утраченных документов (ст. 220 АПК РФ).

Следовательно, исходя из норм действующего процессуального законодательства можно выделить несколько критериев, определяющих круг юридических фактов, подлежащих установлению арбитражным судом.

Первым критерием можно выделить то, что устанавливаемый факт согласно закону порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вторым критерием отнесения заявленного факта к фактам, имеющим юридическое значение, является отсутствие связи между установлением юридического факта и необходимостью одновременного разрешения спора о праве, подведомственного арбитражному суду. По нашему мнению, отсутствие спора о праве непосредственно при рассмотрении судом дела особого производства является достаточным основанием при прочих достаточных обстоятельствах для беспрепятственного рассмотрения и удовлетворения заявления.

Третьим критерием следует назвать отсутствие другой возможности у заявителя получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие данный факт. Для соблюдения этого критерия требуется, чтобы одновременно в наличии были следующие условия:

- фактом, подлежащим установлению арбитражным судом, будет такой факт, для которого предусмотрено надлежащее документальное оформление;

- фактом, подлежащим установлению арбитражным судом, будет такой факт, для которого по тем или иным причинам удостоверяющего документа не имеется.

В качестве четвертого критерия следует указать на необходимость отсутствия в федеральном законе или ином нормативном правовом акте иного (внесудебного) порядка установления данного факта.

При соблюдении всех вышеперечисленных условий вы можете заявить требование об установлении факта владения и пользования транспортными средствами как своими собственными.

 

Н.А. Панкратова

877.Как учесть расходы организации на проведение независимой оценки имущества, являющегося предметом залога в целях обеспечения возврата банковского кредита, в бухгалтерском и налоговом учете?

Когда организация хочет получить кредит в банке, чаще всего в залог она предоставляет основные средства. Перед тем как подписать договор, банк требует определить их рыночную стоимость. Для этого приглашаются независимые оценщики.

Чтобы взять кредит, организация заключает с банком договор залога.

Согласно п. 1 ст. 339 ГК РФ в договоре о залоге должны быть указаны предметы залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. В нем должно также содержаться указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество.

Статьей 9 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком. Договором между оценщиком и заказчиком может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям.

Таким образом, банк выдает кредит только при условии предоставления организацией залога. Поэтому расходы на проведение оценки имущества в бухгалтерском учете являются дополнительными затратами, связанными с получением кредита.

В соответствии с п. 19 ПБУ 15/01 «Учет кредитов и займов и затрат по их обслуживанию» дополнительные затраты, производимые в связи с получением кредитов, могут включать расходы, связанные с:

- оказанием юридических и консультационных услуг;

- осуществлением копировально-множительных работ;

- уплатой налогов и сборов (в случаях, предусмотренных действующим законодательством);

- проведением экспертиз;

- потреблением услуг связи;

- другими затратами, непосредственно связанными с получением займов и кредитов.

Такие затраты в соответствии с п. 20 ПБУ 15/01 включаются в состав операционных расходов в том отчетном периоде, в котором они были произведены.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В п. 1 ст. 265 НК РФ приведен перечень расходов, включаемых в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией. Расходы на проведение независимой оценки имущества, являющегося предметом залога, в нем не поименованы.

Учитывая, что указанный перечень не является исчерпывающим, расходы организации на проведение независимой оценки имущества, являющегося предметом залога в целях обеспечения возврата банковского кредита, могут быть приняты к уменьшению полученных доходов при исчислении налогооблагаемой прибыли на основании подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ при условии их соответствия требованиям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

При этом первичные документы, являющиеся подтверждением указанных расходов, должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ, а расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обязательным условием для учета подобных расходов при формировании финансового результата от реализации продукции при расчете налогооблагаемой прибыли является наличие акта приемки (или отчета) выполненных сторонней организацией работ, а также факт перечисления средств с расчетного счета плательщика в оплату данных работ.

Кроме того, при заключении договора с независимым оценщиком следует указать, что проводится оценка рыночной стоимости, связанной с коммерческой деятельностью организации.

Н.Б. Лопатина

878.Организация заключила договор поставки материалов в условных единицах, приравненных к доллару США, и в ноябре 2006 года получила их и оприходовала на склад. Оплата производится в рублях, пересчет у.е. в рубли - по курсу ЦБ РФ на день оплаты. В 2006 году расчеты с поставщиком не производились. Организация признает доходы и расходы в целях налогообложения прибыли методом начисления. Как отразить в учете расчеты с поставщиком, возникают ли суммовые разницы и как отразить их в учете?

Порядок учета материалов и их оценка регламентируются ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н. Пунктом 12 данного ПБУ определено, что фактическая себестоимость материалов, договорная стоимость которых выражена в у.е., определяется по официальному курсу на дату принятия материалов к учету и в дальнейшем не пересчитывается. В вашем примере стоимость в условных единицам будет пересчитана по курсу доллара США на день получения материалов.

Поскольку договором установлено, что оплата производится в рублях по курсу доллара США, то пересчет суммы обязательств перед поставщиком (продавцом) материалов производится на дату ее погашения. Таким образом, в момент погашения кредиторской задолженности (или части ее) возникает суммовая разница, которая учитывается в составе внереализационных расходов (доходов).

В целях налогообложения прибыли суммовая разница, возникающая у организации, также признается внереализационным доходом (расходом) согласно ст. 250 и 265 НК РФ.

Предъявленный продавцом НДС организация имеет право принять к вычету при наличии счета-фактуры продавца, если материалы приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

НДС, предъявленный продавцом, подлежит вычету после принятия на учет указанных материалов и при наличии соответствующих первичных документов (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ). Следовательно, поскольку с 01.01.2006 по общему правилу для принятия к вычету суммы НДС, предъявленной продавцом материалов, не имеет значения факт оплаты этой суммы продавцу, оснований для пересчета суммы «входного» НДС, принятой организацией к вычету, в рассматриваемой ситуации не имеется, так как гл. 21 НК РФ таких требований не содержит.

В бухгалтерском учете данная операция будет отражена проводками:

Дебет счета 10   Кредит счета 60 - оприходованы материалы по отгрузочным документам продавца. Стоимость определена в рублевом эквиваленте на момент поступления материалов;

НДС Дебет счета 19   Кредит счета 60 - сумма НДС рассчитана также в рублевом эквиваленте на момент отражения его на счетах учета;

Дебет счета 68   Кредит счета 19 - НДС предъявлен к вычету на основании счета-фактуры и документов, подтверждающих принятие на учет материалов.

Если бы оплата продавцу была произведена в 2006 году, то суммовая разница была бы определена организацией в момент перечисления денежных средств продавцу:

Дебет счета 60   Кредит счета 51 - произведена оплата за приобретенные материалы;

Дебет счета 91   Кредит счета 60 (или наоборот) - определена суммовая разница между курсом ЦБ на день оплаты счета продавца и оприходования материалов на баланс.

С 1 января 2007 г. вступили в силу изменения в ПБУ 3/2000. Новое ПБУ 3/2006 внесло новшество в части правил учета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, подлежащей оплате в рублях. Теперь пересчет стоимости активов и обязательств в рубли производится на дату совершения операции в иностранной валюте, при оплате таких обязательств и также (внимание: новое!) на каждую отчетную дату. Определение «суммовые разницы» выводится из обращения, признаются образующиеся разницы курсовыми.

Возникает естественный вопрос: следует ли организациям переоценивать имеющиеся у них непогашенные обязательства, выраженные в иностранной валюте?

Минфин России в своем приказе от 27.11.2006 № 154н не оставил данную ситуацию без внимания. Пунктом 3 этого приказа установлено, что организации производят в бухгалтерском учете по состоянию на 01.01.2007 пересчет в рубли выраженной в иностранной валюте стоимости средств в расчетах, подлежащих оплате исходя из условий договора в рублях.

Пересчет производится по курсу ЦБ, действующему на отчетную дату. Образовавшиеся при пересчете суммы увеличения или уменьшения стоимости задолженности по обязательствам относятся на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) Дебет счета   4 Кредит счета 60, 62, 76 (или наоборот). Результат указанного пересчета должен найти отражение во вступительном балансе на 01.01.2007.

О.И. Языкова

879.Организация заключила с работником договор аренды транспортного средства без экипажа на 11 месяцев с выплатой ему арендной платы в сумме 5000 руб. ежемесячно. По условиям коллективного договора всем работникам организации предоставляется бесплатное одноразовое питание в столовой. Данный работник на основании исполнительного листа выплачивает алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 25%. Следует ли суммы арендной платы и стоимости питания учитывать при расчете алиментов?

Перечень видов заработка и иных доходов, которые получают родители и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, утвержден постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 (далее - Перечень).

Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится из всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (национальной или иностранной валюте) и натуральной форме, в том числе и из суммы, равной стоимости выдаваемого (оплачиваемого) питания, кроме лечебно-профилактического питания, выдаваемого в соответствии с законодательством о труде (подп. И п. 1 Перечня), и из доходов от передачи в аренду имущества (подп. И п. 2. Перечня).

Следовательно, взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством.

880.Организации оказывают транспортные услуги различные контрагенты. Некоторые из них в качестве первичных документов предоставляют акты выполненных работ, в которых указывается количество часов, потраченных на оказание услуг, и общая стоимость. Акт подписывается обеими сторонами. Аудиторы сделали нам замечание об отсутствии унифицированных бланков: товарно-транспортных накладных или отрывных талонов путевых листов - и отметили, что у нас имеется риск непринятия таких расходов в целях налогообложения прибыли. Разве для документального подтверждения автотранспортных расходов недостаточно акта выполненных работ? Должны ли индивидуальные предприниматели вместо акта выполненных работ предоставлять товарно-транспортные накладные или отрывные талоны путевых листов?

Общие требования к оформлению документов установлены Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н .

Согласно этим нормативным актам первичные учетные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Такие альбомы разрабатывает Госкомстат России.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). В случаях, предусмотренных действующим законодательством, при документальном оформлении выполненных работ (оказанных услуг) организация обязана использовать унифицированные формы актов или же формы актов, утвержденные соответствующими нормативно-правовыми актами.

Согласно постановлению Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее - Постановление) товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом и является документом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей-заказчиков автотранспорта с организациями-владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащим для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями-владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

В соответствии с Постановлением товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах:

- первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей;

- второй экземпляр сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;

- третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации-владельцу автотранспорта.

Товарно-транспортную накладную нужно составлять для каждого покупателя и на каждую поездку автомобиля. Если на одном автомобиле одновременно перевозят несколько грузов в адрес разных покупателей, выписывают товарно-транспортные накладные в таком количестве экземпляров, чтобы каждому покупателю был передан груз с экземпляром накладной.

Из этого правила есть исключение. Если на автомобиле в течение смены перевозят однородные грузы от одного продавца одному покупателю на одно и то же расстояние, то в этом случае можно оформить одну товарно-транспортную накладную на всю работу за смену.

Прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью водителя-экспедитора. Подпись ставится во всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

В случае, если по условиям заключенного договора перевозки груза оплата услуг автотранспорта осуществляется по повременному тарифу, первичным документом, подтверждающим обоснованность расчетов за перевозки грузов, совместно с ТТН является путевой лист формы № 4-П. Данная форма путевого листа предусматривает наличие отрывного талона, который заполняется заказчиком и служит основанием для предъявления организацией-перевозчиком счета на оплату транспортных услуг (см. Унифицированные формы).

Путевые листы обязаны составлять фирмы и индивидуальные предприниматели, которые используют в своей деятельности автотранспорт. А собственный это автомобиль или арендованный - не имеет значения.

Приказом Минтранса России от 30.06.2000 № 68 «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» для индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды (или других законных основаниях), при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе, а также за собственный счет для производственных целей утверждены формы путевых листов, форма журнала «Журнал регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя» и «Порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями».

Кроме того, требование об обязательном наличии ТТН при заключении договора перевозки содержится также в п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 47 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 12.

Таким образом, наличие ТТН, а в отдельных случаях (в зависимости от условий оплаты услуг по договору перевозки) и отрывного талона к путевому листу формы № 4-П является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов на транспортные услуги.

 

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
© 2000-2006
...АУДИТ-ЦЕНТР...
All rights reserved.
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты ]

Webdesign
anastasiya