«Аудит-Центр»

Новости

История

Специалисты

Услуги

Контакты

Конференция

 

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #951-960

951.На основании доверенности, выданной одним физическим лицом другому физическому лицу для представительства перед нашей организацией и переданной по факсу, проведены выплаты денежных средств физическому лицу и заключен договор аренды нежилого помещения. Оттиск печати на доверенности не читается. Документы, подтверждающие право собственности арендодателя на данное помещение, отсутствуют. Какие риски при этом возникли у организации?

В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Согласно ст. 252 НК РФ все расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы. Таким образом, при отсутствии у арендодателя доверенности в письменной форме для представительства перед организацией существуют риски признания проверяющими органами осуществленной сделки недействительной и исключения понесенных затрат по аренде из состава расходов для целей налогообложения налогом на прибыль.

Организацией проведена выдача денежных средств при отсутствии письменного уполномочия, в результате чего не соблюдены требования п. 16 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40 (письмо Банка России от 04.10.1993 № 18 в редакции письма Банка России от 26.02.1996 № 247).

При этом существуют риски, что вся сумма, полученная физическим лицом через доверенность, переданную по факсу, может быть признана фискальными органами совокупным доходом данного лица с последствиями по удержанию налога на доходы физических лиц.

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду

Законодательством не предусмотрено требований документального подтверждения арендодателем прав собственности на свое имущество. Однако организация должна быть уверена в правомерности осуществленной сделки. В случае появления второго управомоченного лица на сдачу имущества в аренду и отсутствия доверенности на заключение договора или передачу полномочий возникают риски непризнания всей суммы расходов по аренде имущества у арендатора.

 

Н.Б. Лопатина

952.Наша организация является малым предприятием. Просим разъяснить, какие формы отчетности мы обязаны представлять ежеквартально и в объеме годовой отчетности.

Федеральными законами от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (далее — Закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ) и от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» определены критерии хозяйствующих субъектов (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенных в соответствии с условиями к малым предприятиям.

Под субъектами малого предпринимательства в соответствии с этими законами понимаются коммерческие организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Обязательным условием является размер доли участия в уставном капитале: доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов.

Средняя численность работников за отчетный период в малом предприятии не должна превышать следующих предельных уровней:

— в промышленности — 100 человек;

— в строительстве — 100 человек;

— на транспорте — 100 человек;

— в сельском хозяйстве — 60 человек;

— в научно-технической сфере — 60 человек;

— в оптовой торговле — 50 человек;

— в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

— в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случае, когда установленная ст. 3 Закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ численность превышается, указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Многопрофильные малые предприятия (осуществляющие несколько видов деятельности) относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Объем бухгалтерской отчетности, определенный Федеральным законом № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, обязателен для всех предприятий, за исключением предприятий, которые применяют упрощенную систему налогообложения.

Бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (форма № 1), Отчета о прибылях и убытках (форма № 2), Отчета об изменениях капитала (форма № 3), Отчета о движении денежных средств (форма № 4), Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительной записки.

Однако для субъектов малого предпринимательства существует особое условие по составу бухгалтерской отчетности.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) только при отсутствии соответствующих данных.

Критерии обязательного аудита установлены Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя осуществляется в случаях, если:

— организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

— объем выручки организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда;

— организация является государственным (муниципальным) унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности по объему выручки или сумме активов баланса соответствуют вышеназванным критериям. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть понижены;

— обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

Исходя из вышеизложенных требований нормативных актов вам следует определить, должна ли ваша организация проводить обязательный аудит и, как следствие, объем представляемой бухгалтерской отчетности.

Вместе с тем напоминаем, что бухгалтерская отчетность, предоставленная внешним пользователям не в полном объеме, является нарушением требований Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003 № 67н.

 

Л.А. Скибина

953.Как правильно оформить документы в связи с выходом участника из общества с ограниченной ответственностью? Как отразить в бухгалтерском учете приобретение обществом доли вышедшего участника?

Заявление о выходе участника из общества оформляется в произвольной форме. В нем в обязательном порядке указываются волеизъявление лица, выходящего из общества, форма оплаты (денежное выражение или выдел имущества в натуре) действительной стоимости его доли, дата подписи заявления, подпись и ее расшифровка.

В соответствии со ст. 94 ГК РФ участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других участников; при этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале общества, в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью и учредительными документами общества.

Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ) установлено, что действительная стоимость доли участника общества соответствует стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли.

В соответствии с п. 2 ст. 26 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано заявление о выходе из общества, либо с согласия участника общества выдать ему имущество такой же стоимости.

При определении величины чистых активов необходимо руководствоваться нормативными актами Российской Федерации, регулирующими порядок составления и представления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. Статьей 5 Закона РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ предусмотрено, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации в лице Министерства финансов.

В настоящее время действует Порядок определения стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный совместным приказом Минфина России № 10н и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29.01.2003 № 03-6/пз (зарегистрировано в Минюсте РФ 12.03.2003 № 4252). Общества с ограниченной ответственностью руководствуются этим же порядком. О применении установленного порядка определения стоимости чистых активов обществами с ограниченной ответственностью указано в письме Минфина России от 26.01.2007 № 03-03-06/1/39.

Датой выхода участника из общества считается дата регистрации соответствующего заявления о выходе из состава общества. Законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ на выплату действительной стоимости доли вышедшему участнику определено не более шести месяцев с момента окончания финансового года, в течение которого было подано заявление о выходе из общества, то есть действительная стоимость доли должна быть выплачена не позднее 30 июня года, следующего за отчетным, по данным которого была определена стоимость чистых активов общества и рассчитана действительная стоимость доли вышедшего участника. При этом согласно п. 3 ст. 26 Закона № 14-ФЗ допускается сокращение максимального срока выплаты действительной стоимости доли, если такое положение записано в уставе общества.

Действительная стоимость доли участника общества выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером уставного капитала общества. В случае, если такой разницы недостаточно, общество обязано уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму (п. 8 ст. 23 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, для учета доли участника, перешедшей к обществу, используется счет 81 «Собственные акции (доли)».

Действительная стоимость перешедшей к обществу доли, подлежащая выплате исключенному участнику, отражается по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» и дебету счету 81.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ доля, принадлежащая обществу, в течение одного года со дня ее перехода к обществу должна быть по решению общего собрания участников общества распределена между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества либо продана всем или некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам и полностью оплачена.

Документы для государственной регистрации предусмотренных указанной статьей изменений в учредительных документах общества должны быть представлены органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, в течение одного месяца со дня принятия решения об утверждении итогов оплаты долей участниками общества и о внесении соответствующих изменений в учредительные документы общества. Указанные изменения в учредительных документах общества приобретают силу для участников общества и третьих лиц со дня их государственной регистрации органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

После принятия решения о распределении перешедшей к обществу доли между оставшимися участниками общества на сумму задолженности участников по оплате распределенной доли (в размере ее номинальной стоимости) производится запись по дебету счета 81 и кредиту счета 75.

Разница между действительной стоимостью доли, выплаченной вышедшему участнику, и ее номинальной стоимостью на основании пп. 2, 4 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, признается прочими расходами организации, для учета которых Планом счетов предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».

Оплата участниками стоимости распределенной между ними доли отражается в данном случае по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 75.

Для целей налогообложения прибыли доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации, не учитываются при налогообложении прибыли (подп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Таким образом, денежные средства, полученные обществом от оставшихся участников в оплату распределенной между ними доли вышедшего участника, не учитываются в составе доходов общества.

Соответственно, сама стоимость распределенной между участниками доли для целей налогообложения прибыли, на наш взгляд, не может учитываться в составе расходов общества на основании п. 49 ст. 270 НК РФ, поскольку не выполняются условия признания расходов, установленные п. 1 ст. 252 НК РФ, согласно которому расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Поскольку признанная в бухгалтерском учете в составе расходов разница между действительной стоимостью доли, выплаченной вышедшему участнику, и ее номинальной стоимостью, оплачиваемой оставшимися участниками при распределении указанной доли, не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль, такая сумма расходов в соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, признается постоянной разницей, которая приводит к возникновению постоянного налогового обязательства (суммы налога, приводящей к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде). Сумма такого постоянного налогового обязательства определяется как произведение постоянной разницы на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату (п. 7 ПБУ 18/02).

Постоянные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском учете на счете 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Постоянное налоговое обязательство», в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (п. 7 ПБУ 18/02, Инструкция по применению Плана счетов).

Содержание операций  

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Первичный   
документ   

Отражен переход доли вышедшего участника к обществу (на сумму действительной стоимости доли, подлежащей выплате исключенному участнику)

81

75

 

Решение участников 
общества 
Бухгалтерская
справка-расчет

Т.В. Тюленева

954.В связи с неоднозначным толкованием ст. 169 ТК РФ и подп. 5 п. 1 ст. 264 НК РФ просим разъяснить, относятся ли на расходы организации в целях налогообложения прибыли суммы выплат по переезду работника и членов его семьи и провозу имущества, по аренде жилья на новом месте и единовременного пособия (в размере должностного оклада), произведенных работникам организации по предварительной с ними договоренности в связи с переездом на работу в другую местность, а также разъяснить, облагаются ли вышеуказанные выплаты налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.

Статьей 169 ТК РФ определено, что при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику:

— расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);

— расходы по обустройству на новом месте жительства.

Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.

Под другой местностью следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г.).

Для организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимость установления размеров возмещения расходов, связанных с переездом работника, установлена Законом РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Согласно ст. 35 указанного закона размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем.

В соответствии со ст. 255 НК РФ компенсационные начисления работникам, связанные с режимом работы или условиями труда, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, относятся к расходам на оплату труда.

Согласно п. 25 ст. 255 НК РФ в состав расходов на оплату труда включаются другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, компенсационные выплаты работникам в связи с их переездом к месту работы включаются в состав расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом установленные законодательством компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе по переезду на работу в другую местность и возмещению командировочных расходов).

Поскольку действующим законодательством нормативы компенсационных выплат работникам при переезде в другую местность не установлены, для целей налогообложения ЕСН и исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ необходимо учитывать размер компенсационных выплат, утвержденных организацией в коллективном договоре, трудовых договорах или локальном нормативном акте.

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность).

Таким образом, для целей исчисления НДФЛ необходимо учитывать размер компенсационных выплат, утвержденных организацией в коллективном договоре, трудовых договорах или локальном нормативном акте.

Что касается расходов по найму жилого помещения, такие расходы согласно ст. 169 ТК РФ не являются компенсационными и подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке с учетом п. 3 ст. 236 НК РФ.

Суммы возмещения организацией расходов по найму жилья работников, переехавших на работу в другую местность, не подпадают под действие п. 3 ст. 217 Кодекса, поскольку данной нормой предусмотрено освобождение от налогообложения сумм возмещения расходов работника только по переезду. Соответственно, суммы возмещения организацией расходов работника по найму жилья подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Согласно ст. 164 ТК РФ компенсацией являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Учитывая изложенное, а также положения ст. 169 ТК РФ, единовременная выплата работнику, установленная трудовым договором, в виде месячного должностного оклада (месячной тарифной ставки) по новому месту работы, производимая в качестве возмещения расходов по обустройству на новом месте жительства, не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.

 

955.Распространяются ли правила применения амортизационной премии в размере 10%, предусмотренные ст. 259 НК РФ, на произведенные арендатором неотделимые улучшения в арендованное имущество?

Произведенные арендатором неотделимые улучшения являются неотъемлемой частью арендованного имущества и по окончании договора аренды они подлежат передаче арендодателю.

Если арендатор произвел улучшения арендованного имущества с согласия арендатора и за счет собственных средств, то в этом случае арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды. Данная норма закреплена пп. 2 и 3 ст. 623 ГК РФ.

В случае, если неотделимые улучшения арендованного имущества произведены арендатором без согласия арендодателя, их стоимость не подлежит возмещению, если иное не предусмотрено законом.

С 1 января 2006 г. согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом также признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.

Порядок амортизации неотделимых улучшений, произведенных арендатором, зависит от того, возмещает ли их стоимость арендодатель. Пунктом 1 ст. 258 НК РФ предусмотрено, что:

— капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленным НК РФ;

— капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Положениями п. 1 ст. 259 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Минфин России в своем письме от 15.11.2006 № 03-03-04/1/759 высказал мнение о том, что правила применения амортизационной премии не распространяются на арендатора, который произвел неотделимые улучшения арендованного имущества.

Во-первых, неотделимые улучшения не являются собственностью арендатора. Во-вторых, для капитальных вложений в арендованные объекты ст. 258 НК РФ установлен особый порядок начисления амортизации.

Исходя из срока полезного использования арендованного имущества, но в течение срока действия договора аренды арендатор может начислять амортизацию по неотделимым улучшениям арендованного имущества. Особенно это невыгодно для арендаторов недвижимого имущества – как правило, они не успевают учесть полную стоимость улучшений до того, как истечет срок договора аренды. Срок полезного использования зданий, как правило, больше срока действия договора аренды этого здания. По окончании действия срока аренды недоамортизированную часть стоимости неотделимых улучшений арендатор уже списать на затраты никак не может.

 

Н.А. Панкратова

956.Каков порядок принятия НДС к вычету при посреднических операциях с участием комиссионера в расчетах?

С 1 января 2007 г. введен в действие п. 4 ст. 168 НК РФ, согласно которому при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю, уплачивается на основании платежного поручения на перечисление денежных средств.

Часто возникает вопрос: распространяется ли данный порядок на посреднические операции?

Согласно письму Минфина РФ от 07.03.2007 № 03-07-15/30 при проведении расчетов между комитентом и комиссионером в порядке, согласно которому оплата услуг комиссионера осуществляется в форме удержания комиссионером своего вознаграждения с учетом НДС из денежных средств, подлежащих перечислению комитенту, расчеты осуществляются денежными средствами.

В связи с этим п. 4 ст. 168 НК РФ при данном порядке не применяется.

Пример

Комитент передал на реализацию товар фирме-посреднику по договору комиссии. Себестоимость данного товара составила 10000 руб.

Продажная цена, указанная в договоре, — 18000 руб., в том числе НДС — 2746 руб.

Комиссионное вознаграждение установлено в размере 5% и составляет 900 руб., в том числе НДС — 137 руб.

По условиям договора плата за товар поступает от покупателей на расчетный счет посредника, то есть посредник участвует в расчетах.

После получения денег посредник перечисляет выручку на расчетный счет комитента за вычетом своего вознаграждения.

Бухгалтерские проводки у комитента будут отражены в следующем порядке:

Дебет счета 45   Кредит счета 41 — 10000 руб. — отгружен товар комиссионеру на реализацию;

Дебет счета 62   Кредит счета 90.1 — 18000 руб. — отражена выручка от продажи товара по отчету комиссионера;

Дебет счета 90.2   Кредит счета 45 — 10000 руб. — списана себестоимость проданного товара;

Дебет счета 90.3   Кредит счета 68 — 2746 руб. — начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет счета 44   Кредит счета 76 — 763 руб. — начислено комиссионное вознаграждение;

Дебет счета 19   Кредит счета 68 — 137 руб. — учтен НДС по комиссионному вознаграждению;

Дебет счета 68   Кредит счета 19 — 137 руб. — принят к вычету НДС по комиссионному вознаграждению после оформления акта сдачи-приемки посреднических услуг;

Дебет счета 90.2   Кредит счета 44 — 763 руб. — списано комиссионное вознаграждение;

Дебет счета 76   Кредит счета 62 — 900 руб. — проведен зачет взаимных требований;

Дебет счета 51   Кредит счета 62 — 17100 руб. — поступила выручка от посредника за минусом комиссионного

вознаграждения.

 

Н.Б. Лопатина

957.Необходимо ли в счете-фактуре проставлять реквизиты платежного документа, если предварительная оплата произведена частично, не в полном объеме поставки?

Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных данной статьей.

Состав показателей счета-фактуры определен ст. 169 НК РФ и Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж.

На основании подп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре указываются реквизиты (номер и дата составления) платежно-расчетного документа или кассового чека.

Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 13.04.2006 № 03-04-09/06.

Таким образом, по нашему мнению, в случае, если предварительная оплата поступает продавцу товаров (работ, услуг) несколькими платежами, то в строке 5 счета-фактуры следует указывать номера всех платежно-расчетных документов, по которым поступила предварительная оплата.

В противном случае счет-фактура будет признан составленным с нарушением требований, установленных п. 5 ст. 169 НК РФ. Данное обстоятельство может послужить основанием для отказа в принятии предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету.

Аналогичного мнения придерживается ФАС Северо-Западного округа (постановление от 17.01.2005 № А56-15610/04).

Учитывая изложенное, считаем, что вам следует контролировать формирование показателя строки 5 счета-фактуры даже в том случае, если оплата произведена частично.

 

Н.Н. Залюбовская

958.Нашей организацией составлены справка о стоимости выполненных работ по форме № КС-3 и акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2 на дату выполнения строительно-монтажных работ — 30 сентября 2007 г. Заказчиком указанные документы подписаны 20 ноября 2007 г. На какую дату следует выписывать счет-фактуру, отражать доход от реализации работ и начислять сумму НДС от дохода?

Правоотношения сторон, возникающие при заключении договора подряда, определяются главой 37 «Подряд» ГК РФ. Согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

Согласно постановлению Госкомстата России № 100 для приемки выполненных работ применяется форма № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ». Он подписывается уполномоченными представителями сторон (производителя работ и заказчика), имеющими право подписи. На основании данных формы № КС-2 заполняется форма № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат», которая применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы.

Следовательно, при оформлении счета-фактуры следует ориентироваться на дату подписания акта по форме № КС-2, которым подтверждается факт выполнения работ. Срок, в течение которого исполнитель работ должен предъявить заказчику счет-фактуру, указан в ст. 168 НК РФ и составляет пять дней со дня выполнения работ. Если акт подписан заказчиком 20 ноября 2007 г., исполнитель работ должен предъявить счет-фактуру заказчику не позднее 25 ноября 2007 г.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 271 НК РФ датой получения дохода признается дата реализации работ, определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ.

В пункте 1 ст. 39 НК РФ указано, что реализацией работ является передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом другому лицу.

Таким образом, ваша организация должна отразить доход от реализации работ и начислить НДС на дату принятия заказчиком работ, то есть когда был подписан акт о приемке выполненных работ, в ноябре 2007 года.

 

959.Организация производит ремонт линий связи. Ремонтные бригады выезжают на линии на несколько дней без возвращения домой. Ремонтникам производятся выплаты за подвижной характер работы. Являются ли указанные выплаты компенсационными? Какими налогами облагаются выплаты за подвижной характер работы?

Понятие компенсации применительно к трудовым отношениям, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 164 ТК РФ компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

К таким затратам, в частности, относятся расходы, связанные со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» ТК РФ дополнен ст. 168.1, согласно которой работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

— расходы по проезду;

— расходы по найму жилого помещения;

— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

— иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в ч. 1 ст.168.1 ТК РФ, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Кроме того, служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст. 166 ТК РФ).

Таким образом, если работа физических лиц по занимаемой должности носит разъездной характер, и это установлено коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками указанных работников, можно считать компенсационными выплатами.

В соответствии с п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Таким образом, осуществляемые в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ выплаты, направленные на возмещение расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, в размерах, установленных коллективным договором, не облагаются единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц на основании положений ст. 217 и 238 НК РФ

Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пунктом 3 ст. 255 НК РФ установлено, что к расходам на оплату труда относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда.

Учитывая изложенное, возмещение организацией затрат сотрудникам, работа которых носит разъездной характер, можно включать в состав расходов на оплату труда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия вышеуказанным требованиям законодательства Российской Федерации и основным критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

 

О.И. Языкова

960.Организация получила права на рекламный видеофильм. Расходы на его изготовление сложились из следующих видов затрат:

— расходы на выезд съемочной группы к месту проведения съемок — 52340,43 руб.;

— изготовление видеофильма — 81950 руб.;

— дополнительные расходы по записи и оформлению DVD-дисков — 989,36 руб.

Организация отразила их в составе рекламных расходов. Правомерно ли это? Если нет, тогда как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы на приобретение видеофильма?

Согласно п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» объектами авторского права являются аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения). Следовательно, и видеофильм будет являться объектом авторского права. При заключении договора на создание ролика исполнители заказа передают исключительные права на него заказчику. Таким образом, заказчик приобретает видеоролик и видеофильм не как материальный объект (имущество), а как результат интеллектуальной деятельности. Обязательного оформления авторского право для тиражирования видеофильма не требуется.

Если организация подобным образом приобрела исключительное право на использование видеоролика в течение более 12 месяцев, а его стоимость выше 10000 руб., то в соответствии с п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 в бухгалтерском учете его следует отражать как нематериальный актив. При этом делаются следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета 08   Кредит счета 60 — отражены расходы на создание видеоролика;

Дебет счета 19   Кредит счета 60 — отражен НДС, предъявленный изготовителем видеоролика;

Дебет счета 60   Кредит счета 51 — отражена оплата изготовителю;

Дебет счета 04   Кредит счета 08 — принят к учету объект НМА (исключительные права на видеоролик);

Дебет счета 68   Кредит счета 19 — принят к вычету НДС, предъявленный изготовителем;

Дебет счета 44   Кредит счета 05 — отражена ежемесячная амортизация по рекламному видеоролику, включенная в состав коммерческих расходов.

Срок полезного использования может быть указан в договоре с производителем видеоролика. Если он не установлен, то в соответствии с п. 17 ПБУ 14/2000 в бухгалтерском учете видеоролик будет амортизироваться в течение 20 лет, а суммы амортизации должны признаваться в составе коммерческих расходов (пп. 5, 7 ПБУ 10/99). В налоговом учете видеоролик будет амортизироваться в течение 10 лет, но не более срока деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 258 НК РФ), а суммы амортизации должны признаваться в составе рекламных расходов.

Согласно п. 3 ст. 257 гл. 25 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

Исключительное право на рекламный видеофильм способно приносить налогоплательщику экономическую выгоду (доход), так как демонстрация данного фильма рекламирует продукцию (работы, услуги) налогоплательщика.

Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется п. 3 ст. 257 НК РФ как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК.

Согласно п. 2 ст. 258 НК РФ определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности налогоплательщика).

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
© 2000-2006
...АУДИТ-ЦЕНТР...
All rights reserved.
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты ]

Webdesign
anastasiya