«Аудит-Центр»

Новости

История

Специалисты

Услуги

Контакты

Конференция

 

Журнал Экономическое обозрение Дальневосточного региона

Вопросы и ответы

Содержание

Календарь

Подписка

Анонсы

Каталог


СПЕЦИАЛИСТЫ "АУДИТ-ЦЕНТРА" ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА" #971-980

Н.А. Панкратова

971.Предприятие арендует транспортные средства, на которые установили предпусковые подогреватели. Учитывать их как основные средства? В течение срока аренды? Амортизация относится на расходы только в зимнее время?

Согласно п. 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, которым признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Установка предпускового подогревателя рассматривается как дооборудование объекта.

Так как предпусковое устройство имеет отличный от автомобиля срок полезного использования, то его следует учитывать как отдельный инвентарный объект. Срок полезного использования Классификатором не предусмотрен, поэтому его следует определить самостоятельно.

Так, согласно п. 5 ст. 258 НК РФ для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Мы рассмотрели порядок учета объекта при условии установки устройства на автомобиль, находящийся на балансе.

На арендованном автомобиле порядок учета устройства в качестве основных средств и начисления амортизации будет аналогичен.

По истечении срока аренды устройство можно снять и установить на другой автомобиль.

Так как оборудование используется в зимнее время, на первый взгляд, логично было бы амортизацию начислять только в период его эксплуатации.

В то же время и в налоговом, и в бухгалтерском учете приостановление амортизации предусмотрено в случае перевода основных средств на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев.

Об этом сказано в подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ и п. 23 ПБУ 6\01.

Можно ли осуществить консервацию по отношению к данному оборудованию.

Прежде рассмотрим, что относится к консервации объектов основных средств.

Порядок консервации объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету, устанавливается и утверждается руководителем организации. В соответствии с п. 63 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, переводятся на консервацию, как правило, объекты основных средств, находящиеся в определенном технологическом комплексе и (или) имеющие законченный цикл технологического процесса.

Основные средства на консервации наряду с находящимися объектами в эксплуатации следует учитывать обособленно на счете 01 «Основные средства». В связи с этим необходимо предусмотреть к счету 01 субсчет «Основные средства на консервации».

В бухгалтерском учете расходы, связанные с переводом основного средства на консервацию, включаются в состав прочих расходов.

В налоговом учете расходы, связанные с консервацией (расконсервацией) производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на их содержание, включаются в состав внереализационных расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли (подп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ).

В нашем примере демонтаж предпускового подогревателя на тот период, когда он не эксплуатируется, не производится. Следовательно, порядок консервации на наш объект не распространяется.

В связи с этим считаем, что целесообразно амортизацию не приостанавливать ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете, а установить срок использования, как было сказано выше, в соответствии с техническими условиями и порядком эксплуатации, то есть с учетом использования оборудования в зимнее время.

 

972.Вопрос по доставке сотрудников к месту работы. Что означает фраза: «Невозможно добраться общественным транспортом»? Это сколько километров? Какой должен быть документ? Мы находимся в промышленной зоне, до предприятия — 1,2 км, тротуара нет. Есть ли в этом случае доход сотрудника? Если да, то какая сумма? Кто-то бы потратил на дорогу 10 руб., а кто-то — 30 руб., если бы ехал на общественном транспорте.

Предприятием организован подвоз работников предприятия на работу и с работы.

Из вопроса неясно, предусмотрена ли данная услуга коллективным договором или в трудовых договорах с сотрудниками.

В связи с этим рассмотрим общий порядок включения расходов на оплату проезда в целях налогообложения прибыли, удержания НДФЛ, начислении единого социального налога и НДС в зависимости от оснований перевозки сотрудников.

Налог на прибыль

Согласно п. 26 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, расходы на оплату проезда работников предприятие вправе учесть в целях налогообложения прибыли в следующих случаях:

во-первых, если доставка работников осуществляется в силу технологических особенностей предприятия; тогда затраты можно включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ);

во-вторых, если внести в трудовой договор условие о доставке работника до места и обратно или пункт об обязанности работодателя оплатить ему проезд (п. 25 ст. 255 НК РФ).

По мнению контролирующих органов, должны выполняться одновременно оба эти условия. Если хотя бы одно из них не соблюдено, то предприятие не вправе учесть произведенные затраты для целей налогообложения прибыли.

Об этом, в частности, сказано в письме Минфина от 11.05.2006 № 03-03-04/1/434.

Чтобы избежать споров с налоговыми органами, работодателю следует предусмотреть перевозки в трудовых (коллективных) договорах, а также обосновать необходимость в них «технологическими особенностями» своей производственной деятельности.

Это можно сделать с помощью следующих документов:

— графика работы компании по сменам (он необходим, если фирма работает в то время, когда общественный транспорт не ходит);

— выписки о расписании маршрутов;

— приказа руководителя об организации доставки работников и т.п.

А в подтверждение понесенных затрат фирме надо оформить:

— договор с транспортной компанией;

— приказ руководителя с указанием ответственного за перевозку (если она организована собственными силами фирмы).

Расходы организации по доставке работников на работу и оплате проезда от места работы до дома в черте города не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

НДФЛ

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе питания, отдыха, обучения, в интересах налогоплательщика.

Таким образом, оплата проезда работников к месту работы и обратно в соответствии со ст. 211 НК РФ является доходом работника, полученным в натуральной форме.

При этом в ст. 217 НК РФ, содержащей перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, для таких доходов, как оплата организацией стоимости проезда работников к месту работы и обратно по решению администрации, освобождение от уплаты налога не предусмотрено.

Таким образом, доставка работников до места работы и обратно на транспорте организации при условии, что работники имеют возможность добираться до места работы и обратно на общественном транспорте самостоятельно, признается доходом работников, полученным в натуральной форме. Соответственно, стоимость указанной доставки подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Доход каждого налогоплательщика можно рассчитать на основе общей стоимости проезда и данных из табеля учета рабочего времени и тарифов транспортной организации, осуществляющей доставку работников.

То есть в организации следует вести персонифицированный учет сотрудников, пользующихся указанной услугой, расчет суммы оплаты такой доставки, включаемой в налоговую базу по отдельному сотруднику.

ЕСН

Согласно п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица-работника.

Стоимость проезда работников до места работы и обратно на транспорте организации при условии, что работники имеют возможность добираться до места работы и обратно на общественном транспорте самостоятельно, является налоговой базой для исчисления единого социального налога в общеустановленном порядке с учетом п. 3 ст. 236 НК РФ.

В случае, если сотрудники организации не имеют иной возможности добраться до места работы и обратно, предоставление такой бесплатной доставки не может рассматриваться как оплата услуг, предназначенных для работника.

НДС

При возмещении сотрудниками затрат по их перевозке объекта обложения НДФЛ не возникает.

Доставляя сотрудников к месту работы и обратно за плату, организация осуществляет реализацию транспортных услуг. Поэтому на стоимость доставки она должна начислить НДС.

НДС, уплаченный поставщикам при приобретении бензина для собственного транспорта или при оплате услуг сторонней транспортной организации, предприятие вправе принять к вычету из бюджета при выполнении требований ст. 171 и 172 НК РФ.

 

973.Инженерно-техническим работникам производится бесплатная выдача молока. Данные выплаты включены в совокупный доход для удержания НДФЛ. Включаются ли данные выплаты в расходы для целей налогообложения?

Бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.03.2003 № 13 утверждены нормы и условия бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов.

 Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра работнику за смену, независимо от ее продолжительности.

Бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (перечень утвержден Министерством здравоохранения Российской Федерации).

Выдача молока является компенсационной выплатой, согласно п. 3 ст. 217 НК РФ они не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Единый социальный налог не начисляется в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.

Статьей 222 ТК РФ установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

В соответствии со ст. 209 ТК РФ безопасными условиями труда признаются условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Не признаются вредными условия труда, в которых уровни воздействия вредных производственных факторов не превышают установленных нормативов.

Из вопроса ясно, что вышеперечисленные условия для обеспечения сотрудников молоком не соблюдены.

Таким образом, расходы организации по бесплатной выдаче молока работникам предприятия в таких условиях не относятся к компенсационным выплатам и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанные расходы не учитываются.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 39 и п. 1 ст. 146 НК РФ передача права собственности на товары одним лицом другому лицу на безвозмездной основе является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

 

Н.Н. Залюбовская

974.Кто является плательщиком ЕНВД при распространении рекламы в городе Хабаровске? Какова базовая доходность и физический показатель для деятельности по распространению и (или) размещению рекламы?

Пунктом 1 ст. 346.28 НК РФ установлено, что налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД) являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Решением Хабаровской городской Думы от 30.10.2007 № 509 « О внесении изменений в решение Хабаровской городской Думы от 20.09.2005 № 123 «О введении на территории городского округа «Город Хабаровск» единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» с 01.01.2008 на систему налогообложения в виде ЕНВД переведены организации и предприниматели, которые осуществляют предпринимательскую деятельность по распространению и (или) размещению:

— наружной рекламы;

— рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах.

На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона № 38-ФЗ рекламораспространителем признается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно ст. 346.27 НК РФ под предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы понимается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.

Размещение (распространение) рекламы внутри зданий, помещений, внутри транспортных средств не относится к наружной рекламе в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД (письма Минфина России от 29.06.2006 № 03-11-05/164,  от 13.10.2006 № 03-11-04/3/453).

Распространение и (или) размещение наружной рекламы на нестационарных технических средствах (например, на выносных, переносных, подъемных воздушных технических средствах, тележках, лотках, зонтиках, сборно-разборных конструкциях, на рекламных щитах, расположенных на ограждениях объектов строительства, реконструкции, ремонта, и т.п.) не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД (письмо ФНС России от 14.04.2006 № ШС-8-01/91).

Размещение (распространение) рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах — это деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие, путем размещения рекламы на крышах, боковых поверхностях кузовов указанных объектов, а также установки на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы (ст. 346.27 НК РФ).

Не подлежит обложению ЕНВД предпринимательская деятельность по размещению (распространению) рекламы (например, плакатов, постеров, стикеров) внутри транспортных средств (письмо Минфина России от 17.03.2006 № 03-11-04/3/140).

Налогоплательщиками ЕНВД также могут быть признаны организации и индивидуальные предприниматели, получившие по договорам аренды (субаренды) во временное владение или пользование рекламные конструкции в целях извлечения доходов от деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы.

Не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД предпринимательская деятельность по изготовлению и монтажу рекламных конструкций, деятельность по передаче по договорам аренды (субаренды) во временное владение или пользование другим хозяйствующим субъектам принадлежащих организации или индивидуальным предпринимателям (арендованных или используемых ими на иных правовых основаниях) стационарных технических средств наружной рекламы.

Соответственно, доходы, полученные от осуществления таких видов деятельности, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или в порядке и на условиях применения УСН (письма Минфина России: в отношении наружной рекламы — от 02.03.2006 № 03-11-04/3/106, от 05.10.2006 № 03-11-04/3/440, в отношении рекламы на транспорте — от 20.07.2006 № 03-11-04/3/354).

Кроме того, не переводится на ЕНВД деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих транспортные средства для размещения на них рекламной информации, за исключением ситуаций, когда транспортное средство принадлежит самому рекламораспространителю (письмо Минфина России от 23.03.2007 № 03-11-04/3/78).

В случае, если налогоплательщик одновременно занимается двумя видами деятельности (размещает рекламу третьих лиц и помимо этого сдает средства размещения рекламы в аренду), то он является плательщиком ЕНВД по первому виду деятельности и плательщиком налогов в соответствии с общей системой налогообложения либо УСН — по второму (письмо Минфина России от 12.09.2006 № 03-11-04/3/408).

Для целей применения гл. 26.3 НК РФ деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей по самостоятельному распространению и (или) размещению рекламной информации о своих товарах (работах, услугах) не может быть признана соответствующей установленному ст. 2 ГК РФ понятию «предпринимательская деятельность», и, следовательно, в отношении данного вида деятельности система налогообложения в виде ЕНВД не применяется.

Также не являются плательщиками ЕНВД по данному виду деятельности лица, информация о которых или информация о деятельности которых будет размещаться на поверхности средств наружной рекламы (заказчик-рекламодатель). Аналогичной позиции придерживается Минфин России (письма Минфина России: в отношении наружной рекламы —  от 14.02.2006 № 03-11-04/3/82, от 13.04.2006 № 03-11-04/3/198, в отношении рекламы на транспорте — от 20.07.2006 № 03-11-04/3/354, от 26.01.2007 № 03-11-04/3/24).

Таким образом, под действие системы налогообложения в виде ЕНВД подпадают только те организации и индивидуальные предприниматели, которые получают доходы от оказания услуг по предоставлению и (или) использованию принадлежащих им (арендованных или используемых ими на иных правовых основаниях) стационарных технических средств наружной рекламы, автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов для размещения (распространения) рекламной информации о других физических и юридических лицах, их деятельности, товарах, работах, услугах, идеях и начинаниях.

С 01.01.2008 базовая доходность и физический показатель для деятельности по распространению и (или) размещению рекламы установлены п. 3 ст. 346.29 НК РФ в зависимости от способа воспроизведения информации на рекламном носителе.

Виды предпринимательской
деятельности

Физические показатели

Базовая
 доходность в месяц (руб.)

1

2

3

Распространение и (или) размещение наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, за исключением наружной рекламы с автоматической сменой изображения

Площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, кроме наружной рекламы с автоматической сменой изображения (в квадратных метрах)

3 000

Распространение и (или) размещение наружной рекламы с автоматической сменой изображения

Площадь информационного поля экспонирующей поверхности (в квадратных метрах)

4 000

Распространение и (или) размещение наружной рекламы посредством электронных табло

Площадь информационного поля электронных табло наружной рекламы (в квадратных метрах)

5 000

Распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах- роспусках, речных судах

Количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, автомобилей легковых и грузовых, прицепов, полуприцепов и прицепов- роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы

10 000

975.Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы», сдает в аренду помещения. Арендодатель выставляет арендаторам отдельно от арендной платы расчеты за потребленную электроэнергию. Включаются ли в доходы при исчислении налога суммы возмещения арендаторами указанных услуг?

При сдаче имущества в аренду арендодатель несет расходы по оплате коммунальных услуг (отопление, горячее и холодное водоснабжение, электроэнергию), которые компенсируются арендаторами либо в составе арендной платы, либо сверх ее суммы. Способ включения коммунальных услуг в состав арендной платы хорош тем, что арендатору не надо связываться со снабжающими организациями. Любой способ компенсации коммунальных услуг для арендодателя является арендной платой.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, доходы от реализации и внереализационные доходы.

Полученные от арендатора арендные платежи являются для арендодателя либо доходом от реализации (ст. 249 НК РФ), либо внереализационным доходом (п. 4 ст. 250 НК РФ).

Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Учитывая изложенное, налогоплательщик-арендодатель, применяющий упрощенную систему налогообложения, вне зависимости от выбранного объекта налогообложения, сумму дохода, полученного по договору аренды недвижимого имущества, определяет по правилам ст. 249 НК РФ исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные услуги.

Таким образом, суммы возмещения арендаторами коммунальных услуг учитываются налогоплательщиком-арендодателем в доходах при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

 

 

О.И. Языкова

976.Производственная фирма в целях распространения продуктов собственного производства проводит их дегустацию. Дегустация проходит в магазинах, на выставках и ярмарках. Являются ли расходы на проведение дегустации и в том и в другом случае рекламными? Если да, то в каком размере их можно учесть при расчете налога на прибыль? Будут ли дегустационные расходы, произведенные на выставках и ярмарках, подпадать под рекламные расходы на участие в выставках и ярмарках (п. 4 ст. 264 НК РФ)? Если названные расходы учитываются в целях налогообложения прибыли в размере 1% выручки от реализации, то как учитывать сверхнормативные затраты? Если названные расходы на дегустацию не являются рекламными, то будет ли передача продуктов для пробы признаваться безвозмездной передачей имущества? Если да, то облагается ли НДС такая передача? И будет ли она безвозмездной, если после дегустации покупатель заключит договор с плательщиком на приобретение аналогичного продукта?

При определении расходов на рекламу необходимо учитывать положения ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе». В этом случае указанные расходы могут относиться к расходам на иные виды рекламы согласно п. 4 ст. 264 НК РФ и признаваться в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

В случае несоответствия расходов требованиям указанного Федерального закона и положениям ст. 252 НК РФ передача материалов для целей дегустации признается в целях налогообложения налогом на прибыль безвозмездной реализацией, и согласно п. 16 ст. 270 НК РФ указанные расходы налоговую базу не уменьшают.

Анализ п. 4 ст. 264 НК РФ, в котором перечислены расходы на рекламу, принимаемые в целях налогообложения в размере фактических затрат (обратите внимание: их перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию), а также по нормативу, позволяет сделать вывод о том, что дегустация продукции относится к расходам на иные виды рекламы (подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ). Поскольку последние гл. 25 НК РФ не определены, они подлежат квалификации на основании норм законодательства о рекламе (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Сопоставив нормы налогового законодательства и законодательства о рекламе, можно заключить, что ключевым положением для учета расходов на рекламу в целях налогообложения прибыли является распространение информации неопределенному кругу лиц, характерное для распространения рекламной информации. В противном случае произведенные затраты не могут быть отнесены к рекламным расходам, учитываемым при налогообложении прибыли.

Таким образом, затраты на дегустацию продукции можно отнести к рекламным расходам в том случае, если она проводится в публичном заведении.

Расходы налогоплательщика по проведению дегустации своих продуктов во время массовых рекламных кампаний, отвечающих целям ст. 2 Федерального закона «О рекламе» (при соблюдении условий ст. 252 НК РФ), относятся к нормируемым расходам и принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы в размере, не превышающем 1% выручки.

При этом выручка от реализации формируется по данным налогового учета согласно п. 2 ст. 249 НК РФ (кассовым методом или методом начисления в зависимости от того, каким способом предприятие определяет базу по налогу на прибыль) без учета суммы налогов (НДС и акцизов), предъявленных налогоплательщиком покупателю.

Расходы на организацию и проведение дегустации будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, если они соответствуют критериям, приведенным в ст. 252 НК РФ: экономически оправданы, направлены на получение дохода в будущем и произведены в разумных пределах. Для этого организациям необходимо подготовить документ (например, бизнес-план), содержащий сведения о планируемом привлечении дополнительных клиентов, увеличении выручки и т.п.

Рекомендуем также оформить приказ по предприятию, утверждающий порядок и цели проведения рекламной акции. Кроме этого, при оформлении указанной хозяйственной операции необходимо иметь первичные документы, подтверждающие факт проведения дегустации продукции (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 1 ст. 252 НК РФ). Такими документами могут быть:

— договор со специализированным агентством на оказание услуг по проведению дегустации продукции (в случае, если организация проводит рекламную кампанию не самостоятельно);

— акт сдачи-приемки оказанных услуг;

— график проведения дегустаций (составляется либо специализированной организацией, либо самой организацией общепита);

— отчет по продажам продукции за период проведения каждой дегустации;

— отчет по расходам на дегустацию.

По налогу на добавленную стоимость

Передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., освобождается от обложения НДС (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Если организация осуществляет операции, как подлежащие налогообложению, так и освобождаемые от него, то она обязана вести их раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ). В противном случае у нее не будет права на вычет «входного» НДС, относящегося к налогооблагаемым операциям. Однако в силу п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг), вправе отказаться от их освобождения от налогообложения, подав заявление в налоговую инспекцию не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться от освобождения.

Если фирма-налогоплательщик рекламирует продукцию, не облагаемую НДС, то «входной» НДС, относящийся к рекламным расходам, будет увеличивать расходы на рекламу при исчислении налога на прибыль (п. 1 ст. 170 НК РФ).

Пример

В декабре 2007 года ООО в рамках рекламной кампании провело дегустацию собственной продукции. Посетителям было роздано 1000 ед. готовой продукции, фактическая себестоимость которой за единицу составила 60 руб. (составляющая израсходованного сырья — 50 руб.), и 500 ед. готовой продукции себестоимостью 120 руб. за единицу (ее рыночная стоимость — 177 руб. за единицу, в том числе НДС — 27 руб.).

Выручка от реализации продукции за второе полугодие 2007 года составила 15000000 руб. (без учета НДС). Таким образом, рекламные расходы принимаются в целях налогообложения прибыли в сумме фактически произведенных затрат ((15000000 руб. х 1%) > (60 руб. х 1000 ед. + 120 руб. х 500 ед.)).

В бухгалтерском учете ООО следует сделать следующие проводки:

Дебет счета 44   Кредит счета 20 — 120000 руб. — списана стоимость готовой продукции, переданной в ходе рекламной акции (60 руб. х 1000 ед. + 120 руб. х 500 ед.);

* Дебет счета 44   Кредит счета 68 — 13500 руб. — начислен НДС со стоимости готовой продукции, себестоимость которой превышает 100 руб. (150 руб. х 500 ед. х 18%);

** Дебет счета 19   Кредит счета 68 — 9000 руб. — восстановлен НДС со стоимости сырья, израсходованного при изготовлении продукции себестоимостью ниже 100 руб. за единицу (50 руб. х 1000 ед. х 18%);

*** Дебет счета 44   Кредит счета 19 — 9000 руб. — списана восстановленная сумма НДС.

<*> В силу п. 2 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС определяется как стоимость переданной продукции, исчисленная на основании цен, рассчитанных в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ.

<**> В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ ранее правомерно принятые к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам) подлежат восстановлению в случае их дальнейшего использования для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ (в том числе для операций по передаче товаров, освобожденных от налогообложения).

<***> В налоговом учете эта сумма учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

 

Е.П. Тихоновец

977.В каком размере могут быть выплачены в 2008 году суточные при направлении сотрудников в командировки, в том числе и за рубеж, не подлежащие налогообложению НДФЛ и ЕСН?

С 1 января 2008 г. максимальный размер выплаченных суточных, который не будет облагаться НДФЛ, за каждый день нахождения в служебной командировке составляет не более 700 руб. на территории РФ и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке.

В соответствии с подп. «а» п. 8 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» в ст. 217 НК РФ внесены изменения, а именно:

— в абз. 10 п. 3 слова «в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством» заменены словами «в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке».

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ п. 8 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 г..

Обращаем ваше внимание на то, что для целей исчисления налога на прибыль нормы списания суточных за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и за границей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (далее — Постановление № 93), не изменились и составляют:

— за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации — суточные в размере 100 руб.;

— за каждый день нахождения в заграничной командировке — суточные в размере согласно приложению.

При этом согласно подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе возмещение командировочных расходов).

Однако фактический размер суточных, выплачиваемых работнику при направлении его в командировку, может превышать нормы, установленные указанным Постановлением № 93, и в соответствии со ст. 168 ТК РФ определяться коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Таким образом, сумма суточных, превышающая установленные нормы, не будет являться объектом обложения единым социальным налогом с учетом п. 3 ст. 236 НК РФ, в соответствии с которым указанные в п. 1 данной статьи НК РФ выплаты не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом у налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

 

978.В июне 2007 года организация получила по договору лизинга основное средство, которое учитывается на балансе лизингодателя. Срок лизинга — 24 месяца. Организацией оплачены расходы по доставке основного средства до места его фактической эксплуатации в сумме 56000 руб., которые в бухгалтерском учете на субсчете 08.4 «Приобретение отдельных объектов основных средств». Можно ли включить в первоначальную стоимость основного средства расходы по доставке, так как после окончания договора лизинга основное средство будет приобретено организацией по договору купли-продажи.

Для ответа на поставленный вопрос обратимся к Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному приказом МФ РФ от 30.03.2001 № 26н (далее ПБУ 6/01).

В пункте 8 ПБУ 6/01 указано, что первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). В составе фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств поименованы суммы, уплачиваемые за доставку объекта.

В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. Из указанных затрат исключаются суммы налогов, подлежащих вычету или учитываемых в расходах согласно НК РФ.

Следовательно, расходы на доставку основного средства, переданного вам по договору лизинга и учитываемого на балансе лизингодателя, формируют первоначальную стоимость объекта лизинга и не могут быть включены в первоначальную стоимость объекта основного средства, который будет приобретен вами по договору купли-продажи после окончания срока лизинга в 2009 году. Однако расходы лизингополучателя по доставке предмета лизинга правомерно учитывать в расходах как в бухгалтерском, так и в налоговом учете для исчисления налога на прибыль.

Данная позиция была изложена в письме Минфина России от 13.03.2006 № 03-03-04/1/215. В письме указано, что согласно ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе относить собственные затраты к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций. Расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы могут быть учтены в целях налогового учета в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. При применении метода начисления, учитывая положения ст. 272 НК РФ, расходы лизингополучателя по доставке предмета лизинга следует учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. В случае, если договор лизинга приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, данные расходы учитываются в целях налогообложения равными частями в течение срока действия договора лизинга.

 

Т.В. Тюленева

979.Предприятие согласно внутреннему положению выделяет средства на представительские расходы руководителю. Если данные представительские расходы не относятся на уменьшение налогооблагаемой прибыли (не выполняются все требования НК РФ), но имеются оправдательные документы (чеки, счета и т. д.), облагаются ли выданные суммы НДФЛ у подотчетного лица?

К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Для подтверждения правомерности признания в качестве представительских расходов на приобретение продуктов питания в магазинах и готовых блюд в ресторанах организация должна представить программу проведения официального приема. В ней указываются вид официального мероприятия (завтрак, обед или иное мероприятие), дата мероприятия, место проведения, меню, перечень товаров и услуг, используемых для проведения приема, состав и количество официальных лиц организации-налогоплательщика и представителей других организаций.

В качестве первичных документов могут использоваться:

— счета и чеки контрольно-кассовой машины из ресторанов и кафе;

— акты выполненных работ при оплате услуг переводчиков;

— транспортные билеты;

— накладные, товарные чеки и чеки ККМ при приобретении продуктов питания и напитков для буфетного обслуживания.

Что касается экономической обоснованности, то она должна быть подтверждена дополнительно. В соответствии с приказом Минфина России от 15.03.2000 № 26н (в редакции от 01.03.2001) в первичных документах, на основании которых учитываются представительские расходы, должны быть указаны:

— дата и место проведения деловой встречи (приема);

— приглашенные лица;

— участники со стороны организации;

— конкретное назначение расходов;

— величина расходов.

Таким образом, при наличии объяснительной записки или акта сотрудника с указанием всех перечисленных данных представительские расходы могут считаться экономически обоснованными.

Кроме того, при отнесении расходов к представительским в первую очередь необходимо учитывать результат проведенных встреч, который может быть оформлен протоколами, соглашениями, договорами и т.д. (в том числе и отказом от делового партнерства).

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, в пределах норм, установленных законодательством РФ. Однако представительские расходы по сути являются расходами организации, осуществляемыми в ее интересах, и не должны быть признаны выплатами в пользу физических лиц независимо от того, произведены они в пределах норм, установленных подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ, или превышают установленный предел.

Следует учесть, что не все понесенные расходы можно рассматривать как представительские (например, оплата проезда и проживания приглашенных лиц, расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний). Данные расходы не будут учитываться для целей налогообложения прибыли организации

Следовательно, суммы оплаты проезда и проживания и т.п. расходов лиц, приглашенных для переговоров, признаются доходом, полученным такими физическими лицами в натуральной форме, и подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

В данном случае при отсутствии выплат физическому лицу и невозможности удержания НДФЛ организация должна подать сведения в налоговую инспекцию о полученных доходах физического лица.

 

980.По приказу работнику оплачивается проезд в отпуск до г. Санкт-Петербург. Фактически:

— Хабаровск Санкт-Петербург — 15000 руб.;

— Санкт-Петербург — Чита — 8000 руб.;

— Чита — Барнаул — 8000 руб.;

— Барнаул — Хабаровск — 5000 руб.

Как правильно оплатить проезд в отпуск в этой ситуации кратчайшим путем?

В настоящее время ст. 325 ТК РФ устанавливает размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно и провоз багажа только в отношении работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Статьей 325 ТК РФ и ст. 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон) установлено, что лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.

Условие оплаты работодателем проезда к месту использования отпуска и обратно «один раз в два года» следует понимать как обязанность работодателя оплатить проезд в каждом втором календарном году, а не через 24 месяца. То есть ведение помесячного учета периода, прошедшего после каждого оплачиваемого проезда к месту использования отпуска и обратно, не требуется.

Выплаты, предусмотренные указанной статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, если работник своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа. Гарантии и компенсации предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, только по основному месту работы.

С 1 января 2005 г. внесены изменения в ст. 325 ТК РФ и ст. 33 Закона от 19.02.1993 № 4520-1, в соответствии с которыми гарантии и компенсации работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются работодателем.

Размер, условия и порядок компенсации расходов по оплате стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

В соответствии со ст. 8 и 9 ТК РФ локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, а также коллективные договоры, соглашения и трудовые договоры не могут содержать условия, снижающие уровень прав и гарантий, установленных трудовым законодательством. Условия локальных правовых актов, коллективных договоров, соглашений и трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с нормами, установленными ТК РФ и иными законами и нормативными правовыми актами, являются недействительными и применению не подлежат.

Таким образом, в соответствии с трудовым законодательством работодатель не имеет права локальными нормативными актами снизить уровень гарантий и компенсаций, установленных в ТК РФ и иных законах.

И хотя ст. 325 ТК РФ не обязывает работодателей, которые не финансируются из бюджетов, выплачивать своим работникам соответствующие компенсации (по оплате стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно), все же во избежание ненужных споров как с государственными органами, так и с работниками лучше установить размер, условия и порядок выплаты компенсаций, ориентируясь на ст. 325 ТК РФ (в части установления компенсаций для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета).

Таким образом, если в вашей организации коллективным договором будет предусмотрена оплата проезда в отпуск и обратно до одного места проведения отпуска (определенного приказом в соответствии с заявлением работника), то по условиям вашего вопроса работнику следует оплатить и отразить на расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, проезд в отпуск согласно приказу до г. Санкт-Петербург и обратно. Разницу в оплате следует отразить за счет использования собственных средств.

 

прогноз погоды
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
be number one
Rambler's Top100
© 2000-2006
...АУДИТ-ЦЕНТР...
All rights reserved.
[ Главная ]
[ Вопросы и Ответы || Календарь ||Конференция ]
[ Журнал || Содержание || Подписка || Каталог ]
[ История || Услуги || Контакты ]

Webdesign
anastasiya